Воспитание психологической культуры и развитии личности. Записи с меткой психологическая культура. Константин Михайлович РомановПсихологическая культура личности

Кострица О.Л., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 88 "ИСТОК" Красносельского района

Санкт-Петербурга

Основные подходы к понятию психологическая культура

Культура, являясь многомерным понятием, может рассматриваться в широком и узком смысле. «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов». Это определенная, исторически обусловленная форма общественного бытия. Культура выступает как «необъемлемый атрибут, свойство человеческого существования».

В.А.Аверин в своей докторской диссертации отмечает, что влияние культуры на человека проявляет себя в разных измерениях. «В рамках первого из них культурное развитие человека означает культивирование в нем человечности, т.е. максимально полное его развитие … Вместе с тем, культурное развитие – это развитие творческих сил человека, поскольку любые продукты культуры – это результат творчества… Наконец , культурное развитие человека всегда предполагает поиск им смысла бытия, овладение ценностями, идеями, нормами и присвоение их, т.е. суть формирование этического (нравственного) мировоззрения».

В более узком смысле культура трактуется как некоторый уровень развития сущностных сил человека. В этом плане культура выступает как мера соответствия образа жизни отдельного человека ценностям и нормам общественной жизни – идеальному образу общественной культуры. Можно говорить о культуре как стиле жизни или качестве жизнедеятельности. Тогда на вопрос, что означает понятие «культурный человек» в российском менталитете, правомерна дефиниция: «это человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности, социального взаимодействия. Так понимаемая культура (или общая культура) выступает как универсальный духовный регулятор не только поведения, но всей жизнедеятельности человека.

Как отмечает И.А.Зимняя, «общая культура определяется сформированностью, устойчивостью основных планов отношения к миру, к себе и характером их выраженности в поведении… Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулируемость)». Мы полагаем, что эта «внутренняя культура» есть не что иное, как «психологическая культура», т.е. определенное качество внутренней психической жизни человека как субъекта, личности и индивидуальности. Таким образом, «психологическая культура является ядром общей культуры человека, выступая ее внутренним планом или контуром: «…культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции – образуют внутренний, интеллектульно-аффективно-волевой, ценностно-смысловой план общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур, в реализации которого выявляются особенности внутреннего». «Психологическую культуру, в смысле внутренней культуры следует отличать от другого понятия психологической культуры (в широком смысле) – как определенной совокупности явлений творчества и достижений в функционировании психологического сообщества ученых и психологов-практиков. В связи с этим, рассматриваемое понятие в его первоначальном смысле, следует разрабатывать, а также использовать как общепсихологическую категорию.

Основу для научной разработки понятия психологической культуры, как внутренней культуры человека, прежде всего, можно найти в произведениях таких классиков зарубежной и отечественной психологии как В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг, А.Маслоу, М.Коул, К.Д.Ушинский, Н.Я.Басов, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, а также в отдельных работах некоторых психологов нашего времени.

Другую историческую линию идей, которые могут быть положены в основу концепции психологической культуры, в работах отечественных мыслителей можно начать с середины 19 века. Эти идеи мы, прежде всего, находим в сочинениях выдающегося русского педагога и психолога К.Д.Ушинского. В своей монографии «О внимании» (1860) он писал о значении психологии для педагогов: «Одна психология может ввести воспитателя в мир души человеческой, столь же обширный и разнообразный, как вся вселенная… Психологии предстоит блестящая роль в мире науки и такой ряд новых открытий, который выдвинет ее на первый план и даст воспитанию могущественнейшее средство к коренным, безвозвратным переменам в нравственной природе человека». Обсуждая вопрос об основной цели образования в своей статье «Педагогические сочинения Н.Н.Пирогова» (1862), он отмечает, что основная идея образования глубоко философская и психологическая. «Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек… что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека». Ушинский подчеркнул, что основная заслуга Пирогова состояла в выдвижении идеи «общечеловеческого образования». Он, по словам Ушинского, высказался принципиально о необходимости «развития прежде всего и более всего гуманности в человеке, человека в человеке». Эта идея в последующем стала стержневой в учении К.Д.Ушинского. Эта идея является основной и для понятия психологической культуры.

К.Д.Ушинский также обосновал необходимость личностного подхода в педагогической деятельности: «никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения… не может заменить личности в деле воспитания,… только личность может действовать на развитие и определение личности». Отсюда проистекает важность требования к высокой личностной культуре педагогов.

Основной труд К.Д.Ушинского «Педагогическая антропология» является не только фундаментальным научным исследованием, но может считаться первым учебником по психологической культуре для педагогов, где изложена целостная система психологических знаний о развивающемся человеке, а также рекомендации по их использованию в педагогической деятельности. К.Д.Ушинский обращает внимание, что многообразие «натур воспитанников», а также «бесконечное разнообразие обстоятельств» делают фактически бессмысленными «какие-нибудь общие воспитательные рецепты»… «вот почему мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства… Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». В этих представлениях и установках выдающегося педагога и психолога, на наш взгляд, отражается один из основных аспектов психологической культуры педагога.

В работах П.Ф.Каптерева, который вслед за К.Д.Ушинским разрабатывал идеи педагогической антропологии, можно найти прямое обращение к задаче воспитания психологической культуры: «Новые свойства, прививаемые личности, могут быть двух родов: культурные и естественные. Первые прививаются легче, вторые – труднее». Далее, отмечая что культурные свойства весьма различны он называет целый ряд важнейших, среди которых следующие свойства имеют непосредственное отношение к содержанию психологической культуры: «твердо установленный порядок в работе и отдыхе», «способность работать много и находить в работе удовольствие», «уменье самому ухаживать за собой», «умение держать себя всегда с достоинством в обществе», «навык к внимательному обдумыванию дела», «способность к сдержке», «развитое самоуправление», «самоанализ», и.т.д.

Очень близко подошел к понятию психологическая культура в своих последних работах С.Л.Рубинштейн. Обращение к теме человечного в человеке очень ярко представлено в его работе «Человек и мир»: «…Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой». Именно на стыке психологии с этикой возникает и проявляется феномен психологической культуры человека и, прежде всего, с этой позиции его следует изучать.

Здесь также будет уместным привести высказывания А.Г.Асмолова, который анализирует мысли и идеи, высказанные другим крупнейшим советским психологом А.Н.Леонтьевым: «А.Н.Леонтьев в своих записках о будущем нашей науки с поражающей наглядностью венчает этику и психологию. …Говоря о связи этики и психологии, аксиологии и психологии, А.Н.Леонтьев фокусирует внимание на вершинных проблемах психологии – проблемах развития личности и образования, которое должно порождать личность, а не быть фабрикой общества сделанных голов. Именно с психологией личности, повенчанной с этикой и исторической психологией, А.Н.Леонтьев связывает превращение психологии в ведущую науку о человеке».

Обращаясь к теме воспитания подрастающего поколения, С.Л.Рубинштейн пишет: «Отвечая на вопрос, кого воспитывать, мы говорим о воспитании настоящего человека, с полноценным отношением ко всему существующему. Речь идет, прежде всего, о правильном отношении к миру, как о том, что формирует человека большого плана: утверждение бытия другого человека, контакт с природой, правильная временная перспектива по отношению к прошлому, настоящему и будущему, к жизни и смерти, к конечности и бесконечности – все это предпосылки полноценной нравственной жизни». К.Л.Абульханова-Славская в своих комментариях отмечает, что под «полноценным человеком с «правильным отношением» ко всему в мире С.Л.Рубинштейн имеет в виду «человечность в человеке». Здесь крупнейший психолог 20 века формулирует идеал человека культуры. Эти идеи имеют удивительное сходство с идеями, которые высказывал 100 лет до него К.Д.Ушинский и имеют непосредственное отношение к психологической культуре, выражая ее основную суть.

Рассмотрение различных аспектов психологической культуры можно найти в работах и других известных отечественных психологов. Так, М.Я.Басова как педагогического психолога волновал вопрос, почему при подготовке педагога, вся деятельность которого связана с постоянным наблюдением за детьми, не обращается никакого внимания на обучение наблюдательности? Он говорит о культуре наблюдения как профессионально важном качестве педагога, которое те должны в себе развивать: «Культура наблюдений должна стать для всякого работника в области психологии и педагогики очередной задачей». Он призывает к тому, чтобы педагог был настоящим наблюдателем – исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его. По отношению к ребенку он должен всегда находиться в исследовательской установке истинного наблюдателя, жадно ловящего каждый штрих поведения, тут же его осмысливающего, тут же претворяющего свое наблюдение в педагогическое действие. Как нам кажется, именно психологическую культуру у учителя имел в виду Б.Г.Ананьев, когда в своей работе «Человек как предмет познания» писал: «Опытный педагог достигает высокой эффективности обучения и воспитания благодаря глубокому знанию своих учащихся, особенностей их усвоения, общественного поведения, свойств личности и мотивов деятельности».

В одной из своих работ Л.А.Регуш, продолжая традицию исследования наблюдательности и рассматривая его в прикладном аспекте как профессионально важное качество (а на наш взгляд, кроме того, важную составляющую психологической компетентности), пишет: «Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б.Г.Ананьевым еще в 1940г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий». В целом ряде отечественных и зарубежных исследованиях профессиональной компетентности и профессиональной культуры выделяются свойства личности, которые имеют непосредственное отношение к психологической культуре. Так Дж.Равен (1984) провел анализ видов компетентности, необходимых для эффективного преподавания. В его исследованиях было установлено, что «эффективно работающие преподаватели обладают способностью размышлять о личных качествах своих учеников и заботиться об их развитии, замечать, предвидеть и учитывать реакцию учеников, на деле демонстрировать свои собственные предпочтения и системы ценностей и глубоко личные способы мышления и переживания, приводящих к достижению поставленных целей, а также обладают способностью понимать и успешно воздействовать на внешние по отношению к школе социальные факторы». А.А.Бодалев, размышляя о качествах воспитателя-педагога в контексте психологической культуры, выделяет те необходимые качества, которыми он должен обладать: «Уметь сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его «победам» и «поражениям» – это ведущие качества учителя-воспитателя, важнейшая предпосылка для установления с воспитанниками уважительных взаимоотношений».

С.П.Иванова называет психологическую культуру главным условием реализации новой культуросообразной и гуманистической парадигмы образования. А.Б.Орлов, говоря о гуманизации как ключевом моменте нового педагогического мышления, дает следующее определение гуманизации образования: «Это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс». В свою очередь, гармонизация личности учителя предполагает становление особой, психологической культуры. «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира. …Гармонизация личности – это повышение степени ее аутентичности, согласованности со своей личностью».

Сегодня уже существует немало исследований, где рассматриваются различные аспекты, уровни или составляющие психологической культуры, а также делаются попытки как-то определить эти феномены. Так, Е.А. Климов вводит понятие психологической грамотности, как некотором уровне психологической культуры, и выделяет в ней следующие составляющие: «душеведческую направленность мышления; интерес к стороннему человеку; владение элементами психологического познания» - и далее он подчеркивает – «важно, чтобы психологическая направленность ума сочеталась у человека с культивированием в себе высокого уровня терпимости к индивидуальной неповторимости других людей». В.М. Аллахвердов с соавторами, исследуя «психологическую проницательность» как некоторую составляющую психологической культуры замечает, что «отсутствие психологической проницательности – это отсутствие эффективного инструмента в построении своего поведения». Отмечается, что встречающаяся «психологическая некультурность» людей выступает обычно не в виде дурных манер и не эрудированности, но как не владение особым культурным кодом, который обеспечивает адекватную интерпретацию процесса психологического взаимодействия, а также не владение культурными моделями поведения, закрепленными в различных формах общения и способах коммуникации.

Куликов Л.Б., рассматривая понятие психологической культуры в рамках этнической психологии, считает область этого понятия «предметом психокультурологии – междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта, психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности».

В книге «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии» дается следующее определение психологической культуры: «…это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям…».

По мнению О.И. Моткова психологическая культура – «это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека». Психологическая культура проявляется в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, миру в целом. С ее помощью человек более гармонично учитывает, как внутренние требования психики, тела, так и внешние требования жизни. Следует отметить работы Л.С. Колмогоровой как первую попытку системного исследования психологической культуры в качестве самостоятельного психологического феномена. Она вводит понятие общей психологической культуры, отделяя его от понятия профессиональной психологической культуры, и дает ему следующее определение: «Это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью». Колмогорова Л.С. вместе со своими сотрудниками разрабатывает методические процедуры для исследования психологической культуры и проводит ряд исследований связанных с изучением особенностей психологической культуры у учащихся разного возраста. Кроме того, на основе своей концепции она разрабатывает курс «Человек знания» для общеобразовательной школы, предназначенного для развития элементов психологической культуры у школьников.

Вместе с тем, психологическую культуру следует рассматривать в русле культурно исторического подхода и в контексте социального взаимодействия людей, как иерархическое системное образование и новообразование психики человека. Кроме того, необходимо исследовать место психологической культуры в психической организации человека, связи ее с другими психическими образованиями, собственную структуру и закономерности становления, роль психологической культуры в различных формах социального взаимодействия людей. Важно также исследовать особенности проявления психологической культуры в педагогическом взаимодействии и образовании человека.


Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Березниковский филиал

Кафедра ОНД

Реферат по психологии

Тема: психологическая культура личности

Выполнил:

Студент группы ХТНВ - 04д

Куимов М.В.

Проверил:

Ст. преподаватель

Плетнёва Л.В.

Березники 2007

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 - самопонимание и самопознание , наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по с амовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор Психологическая культура личности

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

Гносеологического;

Процессуально-деятельностного;

Субъективно-личностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте анализа мы следуем выделенным компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.

Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры, как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания психологического образования является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного "багажа", накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать человеку, и организацией деятельности по ее освоению.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Итоги научного и практического развития психологии в XX в. еще не обобщены, не осмыслены и тем более не интегрированы в собственную субкультуру. Разные методологические подходы к феномену человека, в частности и к феномену жизни, живого вообще, конфронтация двух основных парадигм, естественно-научной и гуманитарной, построение психологической науки, обретение психологией собственной практики, расширение ее влияния на многие области человеческой деятельности вызывают тревогу по поводу возможной утраты «культурного кода науки» (В.П. Зинченко). «Культурный код науки» транслировался в прошлом самими живыми его носителями, создателями оригинальных научных школ и направлений. Таким образом, представление о содержании психологической культуры можно получить путем эмпирического анализа того уникального и типического, что отличало самих создателей «культурного кода». Были выделены некоторые основные компоненты психологической культуры:

1) гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке;

2) исключительная тщательность и внимание к фактам;

3) понимание относительности научных доказательств и выводов;

4) высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии;

5) широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус;

6) широкая гуманитарная культура;

7) речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни;

8) миро и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм.

В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям.

Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1) широкое общекультурное образование;

2) потребность быть культурным человеком;

3) желание иметь психологическую культуру;

4) потребность быть носителем психологической культуры;

5) чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6) осознанность мыслей, чувств, поведения;

7) способность к проблематизации событий собственной жизни;

8) конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Длительное время культура рассматривалась как нечто внешнее по отношению к индивиду, все еще недостаточно изучены внутренние условия становления культурного опыта. Присвоение культуры осуществляется в ходе социокультурного развития индивида, и в этом процессе важное значение имеет индивидуальный опыт его жизни.

Тезис о взаимодействии и взаимовлиянии индивидуального и социального опыта применяется в качестве объяснительной модели в многочисленных исследованиях, посвященных самым разным проблемам психологической науки.

Не оспаривая безусловную справедливость данного подхода, важно особым образом выделить категорию индивидуального опыта человека . И главным образом потому, что в изучении становления всех культурных форм развития, в том числе и психологической культуры, индивидуальный опыт человека до сих пор не стал предметом специального исследования. Между тем мы полагаем, что именно этот опыт является одним из важнейших внутренних условий формирования психологической культуры. Долгое время внутренняя жизнь человека вообще не была специальным предметом исследований в психологии. Этот пробел восполнялся в других гуманитарных науках, и прежде всего в литературе.

Сложность изучения индивидуального опыта хорошо осознается современными исследователями. Он становится психологической реальностью лишь в прикладных областях, главным образом в психотерапии и клинической психологии. В своей практической работе психологи активно взаимодействуют с самыми разными гранями индивидуального опыта человека – опыта души, тела, духа, способствуют его проявлению, выявлению, осознанию, трансформации, развитию. В немедицинской модели психотерапии повышение и развитие психологической культуры клиента – важнейшее условие оказания ему помощи. И это не зависит ни от школы, ни от направления, к которому принадлежит практик. Несмотря на разнообразие используемых форм и языков, результатом становится персонификация и объективация психологического опыта человека.

В качестве наиболее значимого опыта индивида многие авторы рассматривают его детский опыт. Примечательно, что это уникальное образование исследуется и в контексте биографии индивида, и в случаях острого психологического кризиса. Установлено, что огромное значение в организации первичных доречевых форм опыта имеет общение с окружающими ребенка людьми и те отношения, которые у него складываются с ними.

Однако многие авторы подчеркивают, что не так важен сам опыт, как-то, что с ним (опытом) происходит. Он может быть «пустым», незаполненным, аморфным, как, например, у воспитанников детского дома, может привести к парадоксальным явлениям, развитию психологической устойчивости, к формированию копингповедения (о взрослых, помещенных в детстве в концентрационные лагеря, пишет X.Томэ), может быть жизненным сценарием или основой девиантного поведения.

И только под влиянием социокультурного опыта индивидуальный опыт вместо стихийного и неосознанного, не интегрированного и не связанного с генетически более поздними образованиями может «прийти в движение», быть преобразованным, трансформированным, развитым. По меткому выражению М.К. Мамардашвили, только «идеальная форма порождает реальную», «меняет горизонты движения», производит «окультуривание» нижележащих образований. Обобщенный и осознанный опыт собственной жизни создает условия для общей психической регуляции и личностного развития, становясь основой изменений и самоизменений субъекта.

Для повышения устойчивости субъекта по отношению к жизни важен не столько факт происшедшего, сколько превращение «внешних» событий жизни во «внутренние». Так закладываются основы потребности в человечности, формируется гуманистическая направленность личности. С одной стороны, случайные события могут быть преобразованы в значимые лишь при участии личности в собственной жизни, с другой – прошлый опыт является основой «богатства связей с миром». Личность опосредует собственную зависимость от обстоятельств своей жизни, результатом чего становится образование внутреннего мира человека.

Однако особенности проявления общественных закономерностей на индивидуальном уровне почти не изучены. Они трудны для изучения в силу того, что особенно велика здесь сила субъективного фактора. Вместе с тем различные формы опыта человека, в том числе и детского, имеют определенную культурную отнесенность. Об этом свидетельствуют активно развернувшиеся в последнее время многочисленные исследования, направленные на выяснение роли макро и микросоциальных влияний в становлении социально-психологических качеств личности. Большое внимание уделяется изучению социальной нестабильности в России и ее роли в процессах социализации ребенка.

В исследованиях была предпринята попытку выявить специфику детского опыта детей и взрослых в контексте происходящих в России социальных трансформаций. Под детским опытом понимаются не факты реальной биографии, а представленные в сознании и выраженные вербально яркие воспоминания о собственной жизни. Исследования основывались на высказывании М.К. Мамардашвили о том, что происшедшее может быть «раскручено» и что начало индивидуализации «во впечатлениях, позволяющих человеку войти в самого себя».

В индивидуальном детском опыте найдет отражение общекультурная ситуация в динамике ее изменений в современной России, в нем могут проявляться все важнейшие предпосылки для формирования психологической культуры ребенка: чувствительность к опыту собственной жизни, способность выявить и выразить собственные впечатления, а также их конкретная наполненность, отнесенность к миру людей, бытийному, событийному, природному или вещному пластам жизни.

Сравнение отраженности в сознании собственного детского опыта детей и взрослых позволило получить наиболее полное представление о психологической культуре взрослых и таких ее проявлениях, как рефлексивность, осмысленность, осознанность и конструктивность в реальной жизнедеятельности. Наряду с этим психологическая культура взрослых рассматривалась как-то «культурное поле», в котором происходит формирование психологической культуры ребенка.

В специально осуществленном экспериментальном исследовании были сопоставлены особенности личностного опыта детей и взрослых в контексте тех социальных изменений, которые произошли в России за последнее десятилетие XX в. Личностный материал, полученный в опытах с детьми 8–10 лет и взрослыми – педагогами и воспитателями в возрасте от 25 до 35 лет в 1988г., был сопоставлен с аналогичными данными, полученными в 1999г. Возраст испытуемых и профессиональная принадлежность взрослых были идентичными. Исследование осуществлялось с использованием метода анализа «Самого яркого детского воспоминания», специально сконструированных проективных бесед и рассказов, личностный материал был дополнен анализом «Рисунка семьи» Г.Т. Хоментаускаса.

Результаты исследования обнаружили высокую эмоциональную значимость для всех испытуемых собственного детского опыта. Мы встречали общее положительное отношение к заданию, ярко выраженный интерес к событиям прошлой жизни, стремление дополнить письменное задание устным рассказом о себе и установить контакт с экспериментатором.

Таким образом, можно констатировать, что воспоминания педагогов и их воспитанников свидетельствуют о большей эмоциональной устойчивости взрослых по сравнению с детьми. Однако содержание и качественное своеобразие детских воспоминаний у двух групп испытуемых характеризуется ярким сходством. Это касается также и того обстоятельства, что ни у взрослых, ни у детей не удалось выделить категорию жизненного успеха. Позитивная окраска воспоминания не была связана с направленностью на достижение и выделение себя как активного и энергетически «заряженного» субъекта. Социальная ситуация нашла яркое отражение в динамике представленности событий собственной жизни в сознании детей и взрослых. Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу к детству (у детей) и, возможно, сделал актуальным прошлое как источник ресурсности (у взрослых). Сходные проявления, обнаруженные в исследовании у детей и взрослых, позволяют охарактеризовать то «культурное поле», в котором происходит сегодня социализация ребенка. По-видимому, процесс социализации сегодня не менее актуален для взрослых, чем для детей.

Анализ индивидуального опыта детей, отраженный в невербальной продукции, позволил выделить два самых распространенных типа семьи: «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже»; «Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к вам». От 1988 до 1999г. число первого типа семей сокращается в 1,5 раза, а число второго типа увеличивается в три раза.

В рисунках, относящихся к благополучному типу семьи, с течением времени снижается индекс сотрудничества близких с ребенком, нарастает рассогласование с наиболее предпочитаемой персоной и идентификация с ней. Уменьшается число изображений родителей – матери и отца, «Я-изображение» все чаще изолировано от других и несет на себе черты эмоционального неприятия, отвержения. В изображении себя к 1999г. все чаще встречается негативная окраска, но при этом «Я» ребенка приобретает черты самостоятельности, он все больше концентрируется на самом себе.

В неблагополучном типе семей вообще нет самых счастливых, ребенок активно подчеркивает свою изоляцию от близких, часто преуменьшает состав семьи, в два раза чаще изображает конфликтные ситуации. В таком типе семей полностью отсутствует сотрудничество. Рисунки позволяют констатировать, что в семье резко сократилось сотрудничество взрослых с детьми, упал индекс позитивных чувств, нейтральные эмоциональные состояния и негативные образы себя у детей становятся типичными. Эти данные вполне соответствуют фактам, полученным при анализе индивидуального опыта ребенка в предыдущей части исследования. Согласно нашим данным взрослые передают детям аморфно сложившийся и недостаточно осознанный, а потому неструктурированный опыт собственной жизни, который не является по-настоящему событийным. И в семье, и в школе дети, по-видимому, не общаются достаточно полно со взрослыми. Дефицитарность общения распространяется и на сферу взаимодействия со сверстниками, и потому детские контакты лишены событийности. Эмоциональная заряженность жизни ребенка находится за пределами школы, и это обстоятельство препятствует усвоению социокультурного опыта, столь редко и незначительно представленного в детских сочинениях.

Очевидно, пришло время обобщить, систематизировать и проанализировать полученные знания в данной области. В связи с этим важно определить поле и содержание деятельности психологов в новом ракурсе и направить усилия психологов на формирование психологической культуры личности. Формирование психологической культуры личности это целенаправленная превентивная работа психолога в специально организованных педагогических условиях, направленная на усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики.

Литература

    Леонтьев А.Н. Психология общения. Москва, 1997.

    Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. Москва, 1997.

    Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 1996.

    Журнал «Педагог» №3(2004).

    Попова М.В., Формирование психологической культуры личности, Просвещение, 1999

    сайт «Формирование психологической культуры личности»: http://old.prosv.ru/metod/egorova/index.html

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Педагогический институт

Факультет начальных классов

Специальность 050708-Педагогика и методика начального образования

Кафедра педагогики и психологии

Выполнила:

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Елена Кунченко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

к.ф.н.,доцент

Попова Надежда Николаевна

Мичуринск - Наукоград 2012

Введение…3

1. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование..5

1.2. Психологическая культура высокого уровня…8

2. Психологическая культура учащихся и ее повышение…10

2.2. Психологическая культура студента и педагога…13

3. Тестирование…15

Заключение…20

Список используемой литературы…21

Введение

Гармоничное состояние личности предполагает наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.



Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

По мнению О.И.Моткова психологическая культура (ПК) - наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Целью данной работы является исследование составных компонентов психологической культуры.

Объектом исследования является психологическая культура личности, а предметом - процесс зарождения и формирования психологической культуры личности, его основные закономерности.

Материалом(основным) послужили работы О.И Моткова, В.Н. Дружинина, Л.С. Колмогоровой.

Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития школьников и студентов. К образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в учебных заведениях, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации. Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда. В связи с этим задачами моей курсовой работы будут являться:

- изучение психологической культуры личности, ее основных компонентов, литературы по данной теме;

- оценивание силы психологических стремлений, а также степень полноты их осуществления в каждодневной жизни школьников и студентов, посредством тестов;

- сделать необходимые выводы.

Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование.

Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в

«нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т. д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна приноситреальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных. Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи. Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

Впервые определение понятия «психологическая культура» и методика ее изучения «Культурно-психологический потенциал» были описаны в книге «Психология самопознания личности» Моткова О.И. Оно по содержанию близко понятию «культура психической деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Абаев Н.В., 1989). Сегодня, как считает Олег Иванович, понятие ПК, иногда чрезмерно расширяемое и неверно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в сферу исследований личности и ее развития.

Колмогорова Л.С. утверждает, что имеют значение знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений. Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в :

Преобладающем хорошем самочувствии;

Глубоком понимании и принятии себя;

Позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

Высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений «хорошей жизни», она является

целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. «Хорошая жизнь» человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.

Психологическая культура - это теория познания человеком самого себя. В состав психологической культуры нужно включить и то, что можно назвать психологической деятельностью. Деятельность по психологическому личностному самообслуживанию, т.е. та деятельность, которую человек обращает внутрь самого себя и которая обслуживает его собственный внутренний мир. Иными словами, деятельность самопознания - деятельность, связанная с формированием собственных внутренних инстанций, со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности; деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, которая тоже опосредуется психологической культурой. Итак, можно считать, что психологическая культура имеет два основных уровня. Теоретический, представленный психологией, психотерапией и теорией воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Но есть и другой, так сказать, доконцептуальный, житейский уровень психологической культуры. По мнению Я. Коломинского, формирование психологической культуры связано с выстраиванием методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою собственную психологическую культуру, и научным уровнем последней.
Психологическая культура должна рассматриваться как специфический феномен гражданского общества, находящий формы институциализации в образовательных программах общего и специального образования, в системе психологической поддержки разных групп специалистов и, в первую очередь, реализующих эти программы учителей.
В психологических словарях называются «некоторые проявления психологической культуры личности: умение ясно и определённо мыслить, говорить, контролировать своё поведение, владеть эмоциями и чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость» .
Л.С. Колмогорова содержательно рассмотрела каждый из компонентов психологической культуры.
1. Культурные нормы, поддерживающие межгрупповые и межличностные отношения: побуждающие и запрещающие; общечеловеческие, национальные, классовые, групповые; по степени обязательности - обязательные и необязательные к исполнению.
2. Знание как результат процесса познания выражено в понятиях, теориях, представлениях, суждениях, законах. Оно может быть научным и донаучным (житейским), эмпирическим и теоретическим, практическим и духовным.
3. Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков, они выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде, ритуалах и т.д.
4. Ценности как способ регуляции человеческого поведения и деятельности являются сложным компонентом культуры. Ценности - это то, без чего человек не мыслит свою жизнь полноценной.
5. Символы в сфере психологии - объект рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека

Лекция, реферат. 5. Психологическая культура личности и ее структура - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Психологическая культура личности как результат психологического образования.

Коломинский Я.Л.

Психологическая культура, с нашей точки зрения, во-первых, является: условием деятельности практического психолога, той основой, на которой он строит свою деятельность, и, во-вторых, является целью деятельности практического психолога.

Что такое психологическая культура? «Культура » - от лат. «cultura», что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». «Это специфический способ организации, и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе». Можно сказать, что психологическая культура - это тот уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе и т.д. Но мы поступим иначе, мы лучше сделаем анализ структуры психологической культуры, и это будет полезнее, чем давать такое короткое определение. Прежде всего я хочу сказать, что психологическая культура включает в себя два основных компонента, два основных блока. Один блок я бы назвал теоретическим, или теоретико-концептуальным, и второй - это блок, который я называю практическим, или «психологическая деятельность». В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретический деятельности психологов. То есть это те классические труды в области психологии, которые представляют собой корпус психологического самопознания.

Кстати, очень интересное определение культуры содержится в учебнике «Психология», созданном сотрудниками Санкт-Петербургского университета (М., 1998). Оно гласит, что «культура - это то, что люди делают с природой, делают с собой и делают с другими людьми и что они при этом думают и говорят».

Очень часто на этом останавливаются и говорят: психологическая культура - это теория познания человеком самого себя. Но этого мало.

В состав психологической культуры входит и то, что можно назвать психологической деятельностью. Что это такое? Психологическая деятельность - это деятельность по психологическому личностному самообслуживанию. Это та деятельность человека, которую он обращает внутрь самого себя, которая обслуживает его собственный внутренний мир. Это деятельность самопознания, это деятельность, связанная с формированием собственных внутренних инстанций. Это деятельность, связанная со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и это деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, которая тоже, как мы с вами дальше увидим, опосредуется психологической культурой.

Таким образом, в состав психологической культуры входят эти основные составляющие: блок теоретико-концептуальный и блок, связанный с психологической деятельностью.

Далее мы можем говорить о том, что психологическая культура имеет два основных уровня. Это, во-первых, уровень теоретический, это та психология, психотерапия и теория воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Это, во-вторых, доконцептуальная психологическая культура, я бы сказал, житейская психологическая культура. Это психологическая культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов. Нам надо хорошо понять, что в этом смысле каждый человек - психолог и сам себе - психологическая лаборатория.

Чуть-чуть забегая вперед, можно было бы сказать о том, что формирование психологической культуры - это выстраивание методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры.

Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возможностей описывают, осмысливают, обобщают его психологический опыт и т.д. Если то, что психолог формулирует в своих теориях, никак не представлено в реальной человеческой жизни, то тем хуже для психолога. Поэтому между житейской культурой, доконцептуальной психологической культурой и культурой психологической книжной, теоретической существует очень сложное и интересное взаимодействие.

Причем как раз житейские понятия - это те самые понятия, о которых говорил Л. С. Выготский. Они обладают определенными свойствами, и в связи с тем, что их никто специально не вырабатывает, их усваивают стихийно в процессе непосредственного общения.

изучение житейского, психологического тезауруса, житейской, психологической мудрости или житейской психологической нравственности - это очень важная, интересная задача. Потому что мы работаем не с учеными-психологами, а с детьми, с родителями, мы работаем с такими «потребителями» психологии, которые никогда специально психологию не изучали. И мы должны знать, какая же у них предобразованность психологическая, что они знают, в какую почву мы сеем.

Вообще психологическая культура существует в нескольких аспектах. Это общая психологическая куль­тура с фоновыми знаниями в области психологии, которые есть у любого человека, и профессионально-психологическая культура, т.е. профессионально-психологическая культура педагога, врача, юриста, инженера, Все профессии имеют этот профессионально-психологический слой.

Вот что собой представляет психологическая культура как условие деятельности практического психолога. Это значит, что практический психолог - тоже, как говорится, человек своего времени, и то, как он воздействует на людей, какие он применяет психотерапевтические техники, это зависит опять-таки от его теоретических убеждений, от того образа человека, который есть у него. И, конечно, по-другому будет относиться к человеку тот психолог, который исповедует психоанализ, где образ человека - «желающий», чем психолог, который исповедует бихевиористическую модель, где образ человека - «человек механический, реагирующий», или психолог, который исповедует когнитивную модель, где образ человека - «человек познающий», или гуманистическую модель, где образ человека - «человек сочувствующий» и т.д. Психолог имеет перед собой живого человека, но между ними стоит его культурно-психологическая концепция, которую он, может быть, даже не осознает.

Культурно-психологическая относительность.Это тот корпус культурно-психологических понятий и представлений, посредством которого личность общается и взаимодействует с другой личностью.

Психологическая культура - неотъемлемая часть интеллектуально-нравственного облика народа. Она начинается с психологизации школы, которая как мы уже говорили, зиждется на трех китах: коренном повышении психологической культуры всех учителей, системе психологического образования школьников и введении во все звенья образования практических психологов.

Наряду с понятием “культура” существует понятие “цивилизация”. Словари дают следующее значение слова “цивилизация”: цивилизация - синоним слова “культура”. Но никто уже сегодня не применяет понятие “цивилизация” так же, как “культура”. Мы можем говорить о культуре и цивилизации. В данном случае под цивилизацией понимается некий технический, материальный аспект культуры (например, машины, технологии и т.д.). В этом смысле можно быть очень цивилизованным, но очень некультурным.

Тогда мы можем говорить и о психологической цивилизации, которая может быть противопоставлена психологической культуре. Что такое психологическая цивилизация? С моей точки зрения, это такая сциенцистски поданая концепция психологии. Например, это наличие у психолога компьютера, программного обеспечения, разного рода инструментария, целого чемодана тестов, технологий. Это все у психолога есть. Это все признаки психологической цивилизации, но отнюдь не психологической культуры.

Я хотел бы особое внимание обратить на гуманистический характер психологической культуры, противопоставленный вот этой психологической цивилизации. Я утверждаю, что нужна гуманизация психологического образования и гуманизация психолога как профессионала, если мы говорим о профессиональной психологической культуре.

Дубровина

Внедряемая в общество психологическая грамотность не только не приближает граждан психологической культуре, но нередко отдаляет их от нее. Характер использования психологических знаний определяется не только уровнем специальной профессиональной подготовки, но и психологической культурой личности специалиста, которая является существенной частью его общей культуры и определяет

гуманистический характер его мировоззрения, с позиций которого он осуществляет свою деятельность.

Известно, что культура – понятие сложное, многоаспектное и междисциплинарное. Д.С. Лихачев замечал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией». В самом общем виде культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории.

Писатель М. Пришвин замечал, что культура – это связь людей, а цивилизация – это сила вещей. Материальная и духовная культура находятся в единстве и взаимодействии и вместе характеризуют определенный уровень развития общества.

Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта. Общечеловеческие ценности, которые составляют содержание культуры, ее смысл, формируются веками в ходе истории человечества. В своем целом культура слагается из знаний, верований, наук, искусств, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, приобретенных и развитых человеком как членом общества

Ю.М. Лотман рассматривает культуру как своеобразную экологию человеческого общества, как ту атмосферу, которую создает вокруг себя само человечество для того, чтобы существовать дальше, для того, чтобы выжить. Он подчеркивает, что культура всегда связана с прошлым опытом, всегда подразумевает некоторую непрерывность нравственно- интеллектуальной духовной жизни человека, общества, человечества. И в этом смысле, культура – понятие, прежде всего, духовное; это понятие связано больше с идеями, представлениями, эмоциями, а не с вещами, аппаратами и машинами. Культура предстает

как духовная, нравственная среда, которую создает человечество .

Психологические знания о человеческом поведении и способах управления им, о человеческой душе появились задолго до появления наук о человеке и психологии. Такие знания первоначально отражались в мифологии и искусстве в форме образов, в философии – в форме размышлений, выраженных в слове.

Культура выступает для последующих поколений ориентиром высочайшего уровня в развитии смыслов жизни и стратегий поведения в обществе. Воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия всегда рассматривалось как условие выживания человечества.

Психологический контекст постижения человеком культуры объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека. Это – язык, знания, мастерство, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей. Развитие этих психологических феноменов составляет базу для освоения необходимых культурных ценностей.

Психологические знания необходимы для приобщения человека к миру культурных ценностей. Можно сказать, что ядром общей культуры является ее психологический контекст, так как психология вносит в нее свое понимание индивидуально-психологической неповторимости каждого человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Понять культуру, сделать ее достоянием собственной личности без знаний психологии человека невозможно. Важным содержательным аспектом психологической грамотности является собственно научная – пусть элементарная, но истинная – осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека. Активное владение психологическими знаниями позволяет лучше понимать себя, способствует развитию умения управлять проблемами собственной жизни, проблемами профессионального и гражданского самоопределения, саморазвития.

Однако психологическая грамотность – это необходимый, но лишь первый, минимальный уровень психологического образования. Известно, что любое образование, в том числе, и психологическое, аккумулирует два педагогических процесса – обучение и воспитание. Только вместе они способствуют развитию человека. Обучение больше отвечает за психологическую грамотность, воспитание – за психологическую культуру личности.

Суть психологической культуры личности составляют потребность и умение человека использовать психологические знания в контексте оплодотворения их общечеловеческими ценностями. Центрообразующим моментом психологической культуры личности является понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека как такового, его жизни, его внутреннего мира.

Психологическая культура личности проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Она основана на признании ценности внутреннего мира и многообразия проявлений личности каждого человека.

Психологическая культура личности не только проявляется во взаимодействии людей, но обусловливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия – стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни.

Она исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу. Психологическая культура предполагает, что реализация психологических знаний в обществе осуществляется с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека

Психологическая культура личности предполагает тонкость и богатство эмоциональной сферы человека, что позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сострадать им, испытывать чувства совести, стыда благодарности.

Итак, психологическая культура – это очень емкое и многоаспектное понятие. Прежде всего, она включает в себя глубокое знание психологии, профессиональную готовность к самостоятельной деятельности, безукоризненное владение профессиональными методами работы, способность самостоятельно мыслить, в том числе и нестандартно и пр., широту кругозора, видение профессиональной и личностной перспективы и пр.

Смысл феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек испытывает потребность и приобретает умения использовать психологические знания в обществе с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей.

Психологическая культура личности включает:

Знание научных основ психологии;

Понимание значения общей культуры для развития личности и индивидуальности;

Понимание ценности и неповторимости каждого человека;

Желание и умение понять наиболее существенные особенности у себя самого и другого человека, определить истинный смысл поступков, настроений;

Желание и умение понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания;

Способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения во мнениях, оценках и представлениях, возникающих у людей;

Умение владеть собой, своим поведением, проявлением своих чувств и отношений;

Потребность и умение не унизить своего чувства личностного достоинства и достоинства другого человека;

Благородство чувств и поступков, способность к сопереживанию; и др.

Конечно, психологическая культура личности сама собой не возникает. Она является

результатом глубинного взаимодействия развития, обучения и воспитания человека.

5 компонентов:

когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креативный и интерактивный (поведенческий).

Между всеми компонентами обнаружены достоверные взаимосвязи и зависимости различной значимости (Н.А. Лужбина). Однако системообразующим компонентом ПКЛ(псих. культ. личности) явился социальный интеллект, входящий в структуру когнитивного компонента. Социальный интеллект – структурно сложное психологическое образование (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд), он отдельными специфическими «гранями» (познание результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения) был представлен в каждом компоненте ПКЛ.

Указанные компоненты психологической культуры личности были выявлены и в исследовании А.В. Корнеевой.

составляющие психологической культуры личности

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности"

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.