Возвратные глаголы которые имеют значение себя. Что такое частица? IV. Постановка домашнего задания

Частица или суффикс?

Часто возникает вопрос –ся – частица или суффикс? Ведь в русском языке принято было считать – ся возвратной частицей?

Вот что пишет об этом Н.М.Шанский: «В качестве определенной значимой единицы современного русского языка -ся, с одной стороны, не обладает теми свойствами, которые характерны для частиц, а с другой – имеет все признаки, присущие суффиксам.

Что представляют собой частицы? Это слова, имеющие не только специфическое словное звучание и значение, но и полную словесную самостоятельность. В предложении они могут свободно передвигаться и располагаться после любого слова, ясно осознаваясь как отдельная лексическая единица. Обращаем особое внимание на то, как при варьировании частицы совершенно меняется смысл предложения: Только он тогда помог тебе. Он тогда помог только тебе. Он только тогда помог тебе. Частицы всегда живут собственной жизнью, отдельной от окружающих слов.

Является ли –ся , подобно частицам, самостоятельным словом? Нет. В отличие от действительных частиц типа уже, только, бы, не, вот, еще, почти, лишь, разве, даже, неужели, же и т.п., существующих как слова в предложении, -ся в качестве определенного языкового факта наблюдается только в слове (в глаголе, в образованных от него причастии и деепричастии). Поэтому –ся представляет собой лишь значимую часть слова, морфему, единицу внутрисловного проявления и семантики, неотделимую от соответствующих глаголов и их причастных и деепричастных образований». Глаголы с возвратной частицей -ся делятся на несколько групп.

    Собственно возвратные глаголы : действие направлено на действующее лицо (т.е. возвращается к нему). Значение посфикса -ся здесь равно значению "себя": умываться, одеваться, бриться, защищаться, прятаться и пр.

    Взаимно-возвратные глаголы : одно и тоже действие совершается двумя (или несколькими) лицами. При этом каждое лицо совершает действие и принимает на себя действие: встречаться, обниматься, здороваться, знакомиться, мириться, бороться, целоваться, переписываться и пр.

    Общевозвратные глаголы , в которых постфикс -ся, делая глагол непереходным, не меняет его основного значения. Эти глаголы обозначают: 1)различные изменения в движении, положении, состоянии (двигаться, опускаться, приземляться, возвращаться, нагибаться, останавливаться, уменьшаться и пр.); 2) начало, продолжение и конец какого-либо явления или действия (начинаться, продолжаться, кончиться ); 3) постоянное свойство предмета (например: кактус колется, дерево гнется, собака кусается ).

    Глаголы, которые без -ся не употребляются : смеяться, становиться, бояться, появляться, стремиться, нуждаться и пр.

    Безличные глаголы, обозначающие состояние, не зависящее от лица : случается, смеркается, думается, хочется, нездоровится, не работается, не спится, не сидится и пр.)

    Глаголы несовершенного вида со страдательным значением (ср.: Эксперимент проводится учеными; Памятник охраняется государством ).

«-Ся в качестве служебной морфемы, находящейся после непроизводной основы, может быть только суффиксом. Правда, -ся стоит в слове после окончания, но он может быть и пофлексийным. Суффиксом называем служебную значимую часть слова, располагающуюся после корня, причем неважно, сразу после корня или нет, до окончания или после. Такими же пофлексийными суффиксами являются суффиксы – то, -либо, - нибудь.

-Ся не является окончанием, в силу того что оно не имеет флексийной семантики. Ведь окончания указывают на связи слова с другими словами в предложении, суффиксу же – ся такие функции не свойственны: он имеет различные, но несинтаксические значения: значение взаимности (они целуются ), страдательности (дом строится ), интенсивности действия (стучатся ), подчеркнутой непереходности (хвастаться ) и т.д.

Таким образом, морфема –ся называется суффиксом потому, что, находясь за корнем, не обладает семантическими признаками окончания и имеет такие значения, которые целиком укладываются в смысловые рамки, характерные для суффикса.

Этимологически - ся представляет собой энклитическую (краткую) форму возвратного местоимения себя, то есть восходит даже не к служебному, а к полнозначному слову».

Литература

    Шанский Н.М. В мире слов. Москва, 1985 год.

Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем - народ не вос­принимает утрированное «актерское» произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон «упреждения» вызывает ре­дукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утри­рованно.

1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.

И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко СЯ, СЬ - как пишутся (смеюсь, строй-тесь, умывался, боролся).

Произношение окончаний гий, кий, хий

Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:

ЧайковскЫЙ - Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ - гордость наших поколений.

Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово «гордость» редуцирует конец предыдущего безударного слога КИИ.

Произношение старорусских слов

В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы - мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагруз­ки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А - Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).

Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.

Закон оглушения и озвончения

Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка - подруШка, развязка - развяСка, сказка - скаСка, соседка - сосеТка, беседка - бесеТка...

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача - Здача, сбор - Збор, просьба - проЗьба, косьба - коЗьба, сде­лать - Зделать... Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед согласными Р, Л, М, Н, В: с мороза, с вами, с Новым годом, с лимоном, с розой, слава, фраза, красный...

Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь - любоФь, кров - кроФ, лоб - лоП, круг - круК, воз - воС... Когда же человек произносит: товароВ, услуГ, этюД, кормоВ, отряД и так далее, можно говорить о том, что в его речи украи­низм.

Произношение согласных

Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, располаГХаю данными, в аванГХарде, ГХлубже, ГХидроаГХреГХат... Надо не допускать такого звуча­ния в русской речи.

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшумелся - раШШумелся, из шатра - иШШатра...

Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь - жЫзнь, ширь - шЫрь, цирк - цЫрк... (исключение - слово «жЮри»).

Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

Сочетания ДЦ, ТЦ звучат, как долгое ЦЦ: дваЦЦать, оЦЦа...

Сочетания ГК, ГЧ звучат, как ХК, ХЧ: леХКо, леХЧе, мяХЧе... ДС, ТС произносится, как Ц: свеЦкиЙ, гороЦкой...

Упрощает произнесение согласных такое правило, как: в сло­вах с сочетаниями СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ не произносится одна из согласных: сонце, позно, серце...

Упрощается произнесение слов: здравствуйте - здраствуйте, чувство - чуство (но звук В все же просачивается в произнесе­нии).

Как долгий мягкий ШЬШЬ-Щ звучат сочетания СЧ, 3Ч: счет - щет, счастье - щастье. Звуки Ч, Щ всегда звучат мягко: чай - чЯй, чашка - чЯшка...

Звук Г произносится как звук В в местоимениях и прилага­тельных: кого - кАВо, его - ИВо, сегодня - сИВодня. В словах ага, господи звучит украинское фрикативное ГХ: ГХосподи. В слове Бог на конце произносится X: боХ.

Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что - Што, чтобы - Штобы, ничто - ниШто. В слове же НЕЧТО звучит Ч.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: ЧН и ШН.

ЧН звучит: в словах, имеющих звук Ч в корне слова (лиЧный, даЧный, проЧный), в производственной терминологии (станоЧ-ный, потоЧный, съемоЧный). 56

ШН остается пока в некоторых словах разговорного языка: СкуШНо, нароШНо, ииШНица. Но чаще уже и здесь звучит: булоЧпая, молоЧная, сердеЧная.

ШН произносится в женских и мужских отчествах:

НикитиЧНа - НикитиШНа, иниЧНа - ФоминишнаНа, ЛукиниЧНа - ЛукиниШНа.

В произношении некоторых имен в сочетании с отчествами выпускаются слоги: Василий Васильевич - Василь Васильич, Мария Ивановна - Марь Иванна, Наталия Федоровна - Наталья Федна.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Речь воспринимается как акцентная, когда человек не произ­носит четко двойных согласных: водная лекция, масовость спор­та, неуклоный рост, ценый вклад, коный спорт, подержать пред­ложение, награждёный,н аселёный пункт, телефоная станция, одать распоряжение, маса иследований, у касы маса народа...


Глаголы с частицей -ся, -сь называются возвратными. Они образуются и от переходных глаголов: ругать - ругаться, обнимать - обниматься, набирать - набираться, и от непереходных: чернеть - чернеться, краснеть - краснеться.
Частица -ся прибавляется к глаголам, на конце которых имеется согласный: мыть - мыться, греть -греться. Частица -сь прибавляется к глаголам после гласных: моюсь, греюсь.
Переходные глаголы, к которым присоединена частица -ся, становятся непереходными. Например: читать книгу - книга читается нами.
Некоторые глаголы с частицей -ся не имеют параллельных форм без этой частицы. Например: смеяться, гордиться, надеяться, бороться, кланяться, плестись (идти медленно), нестись (бежать быстро), бороться, жаловаться, выспаться и др.
Кроме значения непереходности, возвратные глаголы с частицами -ся, -сь могут иметь следующие добавочные значения:
  1. собственно возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое самим субъектом и направленное на себя самого. Например: мальчик моется (т. е. моет себя), сестра обувается (т. е. обувает себя);
  2. взаимно-возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое двумя или несколькими лицами. Например: Друзья часто встречаются и радуются этим встречам (т. е. встречают друг друга и испытывают взаимную радость);
  3. общевозвратное, если глаголы обозначают действие, как бы замкнутое в действующем лице. Такие глаголы обычно обозначают внутренние переживания, изменение в состоянии, положении, движении. Например: Колонны демонстрантов непрерывно двигались. Отец удивился неожиданному возвращению сына;
  4. страдательное, употребляемое в страдательном обороте, в котором лицо или предмет не сам действует, а подвергается действию кого-то -или чего-то. Например: Смета составляется бухгалтером (Ср.: Бухгалтер составляет смету).
Упражнение 248. В приводимых ниже предложениях найдите возвратные глаголы. Укажите способ их образования (-ся или -сь) и значение.
  1. Мой же Орлик словно взбесился (Закр.). 2. Мы слезли с коней и занялись боевым воспитанием Орлика (Закр.). 3. Мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой (Сим.). 4. Борис Никитич Аршинцев пользовался в дивизии всеобщей любовью (Закр.). 5. На голой вершине закопошились фигурки вражеских солдат (Закр.).
  1. Книга читается всеми с интересом. 7. Я стал быстро одеваться. 8. Впрочем, может из лужи браться слоном вода (В. Сол.). 9. Уже началась жестокая горная зима (Закр.). 10. Машина тяжело двинулась вперед (Закр.).

Урок русского языка.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ).

Цель:

    познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

    формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

    развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

    создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Психологический настрой

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.

Самоопределение к учебной деятельности.

Шкала успеха.

    У вас на партах лежит «ШКАЛА УСПЕХА.»

Как вы думаете, все ли у вас получится на уроке?

К этой шкале мы с вами вернемся в конце урока.

2. Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт.

Мы много на уроках с вами узнали о глаголе.

Кое – что нам о нем необходимо вспомнить.

Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

Предлагаю составить кластер по теме «глагол ». (Коротов Д., Гайло М., Клинтух В.).

Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

СЛАЙД 1

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...

Внимание!Сегодня нам предстоит сделать важное открытие.

Для этого нужно быть внимательными и активными.

На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Не спеши языком, спеши делом.

Хотите открыть новые тайны русского языка?

Тогда в путь. Запишите число и место нашей работы.

Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Да. Конечно.

Уч-ся записывают число, классная работа.

Минутка чистописания

СЛАЙД 2

в к под на ист тель еньк н сь ся

Запишите ее в тетрадь

По какому признаку можно распределить данные буквы и сочетания букв на две группы

А на три группы?

Назовите предлоги, приставки и суффиксы.

К какой группе вы отнесете сочетания букв сь и ся?

по частям речи по частям слова.

предлоги, приставки, суффиксы.

Повторение о глаголе

Игра « Исключи лишнее».

Посмотрите на слова.

Желтеть, пробежал, оденемся, дышать, оденусь, желаешь

Что можете сказать о них?

Какое задание можно предложить?

Предлагаю вам игру: «Исключи лишнее… »

1. Назови глагол прошедшего времени, ед.ч., м.р. – пробежал

2. Найди глагол во 2 лице, ед. числа –

желаешь

3. Укажи глагол – исключение –

дышать

4. Глагол, стоящий в инфинитиве –

Желтеть

Какие глаголы остались??

Оденусь, оденемся.

Что можете сказать о них сказать?

Мнения детей

Защита кластера

Выступление детей по очереди.

Дети защищают кластер

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, все ли знаете о глаголах?

Внимание на экран. СЛАЙД 3

Рассмотрите рисунки.

Прочитайте глаголы.

ПРИЧЕСЫВАЕТ ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Сравните их.

Что можете сказать?

Они однокоренные?

Чем отличаются?

Что вы знаете о нем?

Есть ли разница в значении глаголов?

- Какую цель поставим перед собой?

1. Значение глаголов.

2. Как образуются?

3. Где находится суфф. - ся?

4. Как называются такие глаголы?

5. Почему так называются?

- А чему должны научиться?

Мнения детей

Научиться писать такие глаголы, уяснить значение этих глаголов.

Открытие нового знания

Исследовательская работа.

СЛАЙД 4

    Составьте предложения с данными глаголами.

Катя причесывает Иру.

Катя причесывается.

- Назовите грамматическую основу.

Подчеркните ее.

Что заметили?

В чем различие глаголов по смыслу?

Ученики (В первом предложении действие выполняет Катя, действие направлено на другой предмет, на Иру.)

Во втором предложении – действие выполняет Катя, но оно направлено на себя.

Как вы думаете, как называются такие глаголы?

2. ВНИМАНИЕ! Историческая справка. СЛАЙД 5

Суффикс ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя».

ГЛАГОЛ + СЯ (себя). Например:

Мыться – т.е. мыть себя

Моюсь – т.е. мою себя

Одеваться – т.е. одевать себя.

Одеваюсь – т.е. одеваю себя.

Действие возвращается на себя.

3. МАМА УМЫВАЕТ СЕРЕЖУ. СЛАЙД 6

Измените, предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение.

МАМА УМЫВАЕТСЯ.

Поэтому такой глагол называется ВОЗВРАТНЫМ.

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Что будет главным на уроке?

Разная гр. основа

(Мнения детей)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на стр. 78.

Вывод.

Итак, мы с вами выяснили, как называются такие глаголы, почему они так называются?

4. Выясним, где находятся суфф. - СЯ (-СЬ)

Разберем глагол по составу: (У доски ученик)

ПРИЧЕСЫВАЕТ

ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Надо выяснить, входит ли в основу ^ СЯ?

Найдите на стр. 79 информацию, которая поможет вам ответить на вопрос.

Вывод:

Посмотрите, где стоит ^ ся (-сь) в слове?

^ ся возвращает действие обратно.

Формообразущие суфф. –СЯ (-СЬ) в основу входят.

В глаголах в конце слова, после окончания.

ФИЗМИНУТКА

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи
ться , покача ться ,
Поклони
ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

Назовите возвратные глаголы, которые услышали в физминутке?

Почему они называются возвратными?

Дети называют.

Закрепление

5. Ребята, а когда пишется в глаголах ^ся, а когда сь?

Попробуем ответить и на этот вопрос.

УПР. 143, стр. 78. Прочитайте задание.

Спишите 1абзац.

Подчеркните буквы, обозначающие звуки перед

^ ся, (- сь).

ВЫВОД. – Кода пишется суффикс СЯ? СЬ?

(на доске появляется схема)

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

согл. СЯ гласн. СЬ

Самостоятельная работа

Потренируемся образовывать возвратные глаголы.

СЛАЙД 7

Образуйте глаголы с помощью суффиксов СЯ (-СЬ)

Умывать - умываться - умываюсь

Одевать - ………… - ………

Царапать - ……… - ………

Дифференцированные задания по выбору .

а) (У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями:

зеленый – базовые знания,

желтый – повышенной сложности,

красный – творческий уровень).

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся . Запишите их с суффиксом -ся .
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся .
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой.

(Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог.

С какой формой глагола мы познакомились?

Как образуется?

Какое значение придает суфф. ся (-сь)?

Где пишется суфф. ся и (-сь) ?

СЛАЙД. 8

Подумайте, какая разница в значениях глаголов:

ИЗВИНИТЬ и ИЗВИНЯЮСЬ?

- Почему следует говорить: извините меня, а не «я извиняюсь?»

Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

Возвратной

Действие возвраща-ется на себя.

Показывает, что это возвратный глагол.

В конце слова, после окончания.

СИНКВЕЙН

Мы много сегодня с вами говорили о глаголе, узнали новое. Предлагаю вам написать синквейн на тему нашего урока.

Зачитываются несколько.

Ребята пишут.

Задача на след. урок.

А как вы думаете, ко всем ли глаголам можем приставить суфф. - СЯ (- СЬ)?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Мнения детей.

Домашняя работа

Задание по выбору:

    Стр. 78-79 правила – для всех.

  1. Записать 6 пословиц с возвратными глаголами

У кого совпала оценка?

У кого нет?

(Старайтесь объективно подходить к своей оценке)

План- конспект по русскому языку 4 класса

Тема: Правописание глаголов с суффиксом –ся, - сь

Цель урока:

  1. Расширять знания учащихся о глаголах.
  2. Выявить особенности возвратной формы глаголов.
  3. Познакомиться с написанием глаголов с суффиксом – ся, - сь.
  4. Продолжить развитие орфографического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического навыка и внимания.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  6. Продолжить воспитывать чувство коллективизма.
  7. Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс –ся». «Суффикс –сь».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. (Аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?

Дети: Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

  1. Повторение.

Чистописание (5 минут).

Продолжить запись до конца строчки, соблюдая закономерность: ся сь ся сь ся сь

Учитель: Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?

Лед на реках начинает трескаться и ломаться.

Дети: Ранняя весна, так как …(высказываются)

Учитель: Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показывает репродукцию картины «Март»).

Учитель: Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?

Учитель: Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?

Дети: Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

а)Словарная работа.

Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:

Б.. седа-беседовать

Д..верие-доверие

Из..бр..жение-изображение

К..мандир-командировать

З..бота-заботиться

б) Игра «Блицопрос».

Постановка цели игры.

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.

Что такое глагол?

Дети: Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…

Учитель: Какие постоянные признаки есть у глагола?

Дети: Вид: совершенный или несовершенный. Например…

Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам.

Учитель: Назовите непостоянные признаки глагола.

Дети: Число, время, лицо, род.

Учитель: Каким членом предложения является обычно глагол?

Дети: Сказуемым.

Учитель: Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Дети. У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»

Учитель: Посмотрите еще раз на глаголы в « Минутке чистописания». Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник: задайте вопрос к этим глаголам)

Дети: Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.

Учитель: На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

Дети: На-ти, -чь, например: идти, течь.

  1. Проверка индивидуальной работы.

Учитель: У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим задание, как они справились. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они стоят в неопределенной форме.

Дети: Отвечают на вопрос « что делать?», имеют суффикс- ть.

Найдите и выделите в глаголах из предложения суффикс -ть.

Посмотрите, какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?

Дети: Заботиться.

Учитель: Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать?

Дети: Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь.

На доске открывается тема урока: «Глаголы с …-ся, - сь».

Учитель: Ребята, посмотрите на тем урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?

Дети: Что такое – ся? Суффикс? Окончание?

Решение проблемы.

Постановка цели.

Учитель: Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.

Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.

Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Чем они похожи? Чем отличаются?

Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать?

Дети: Все глаголы неопределенной формы.

Учитель: Как вы определили?

Дети: По вопросу и по суффиксу – ть.

Учитель: Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось.

Дети: Появилось – ся.

Учитель: Как вы думаете, какой морфемой является- ся в глаголе?

Дети: Суффикс. Окончание.

Учитель: Чем интересен –ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования – ся.

Рассказ ученика. Раньше –ся был самостоятельным словом-местоимением и писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: согревать себя - согреться. Если к глаголу добавить –ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Учитель: Давайте попробуем себя в роли ученых и выясним, что же такое –ся: окончание или суффикс?

Работа со схемами- опорами.

Учитель: Какой же следует вывод?

Дети: Мы доказали, что- ся – это суффикс.

Открывается слово «суффикс» в названии темы урока.

Учитель: Почему же нам с вами ближе определение, что –ся является суффиксом?

Дети: Потому, что в современном русском языке уже не существует местоимения ся.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике. Подумайте, совпадет ли наше определение –ся с определением автора учебника.

Дети читают правило.

Учитель: Как вы считаете, совпало ли наше определение –ся с определением автора учебника?

Дети: Да.

Учитель: Суффиксы -ся и сь называются суффиксами возвратного значения.

Музыкальная пауза

  1. Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Продолжим наши исследования.

Выполнение упражнения из учебника, цель которого распределить по группам глаголы с суффиксами – ся и –сь.

Учитель: Что интересного заметили? (Вопрос-помощник: что стоит перед согласным?)

Учащиеся анализируют записи и делают выводы

Вывод: если перед суффиксом слышится согласный звук, то пишется -ся, а если гласный, то- сь. Оцените свою работу.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.
  2. Учитель: Молодцы! А для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать. Если:
  1. Вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и впечатления от музыкального произведения.
  2. Вы сомневаетесь в себе, выполните задание, предложенное в учебнике.

Итог: Проверка выполнения заданий по группам.

  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием.

Учащиеся читают задание, если возникает сложности или неясности, консультируются у учителя.

Учитель: Прочитайте задание. Все ли понятно?

  1. Итог урока.

Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Дети: Познакомились с глаголами с суффиксом – ся, - сь.

Узнали, в каких случаях пишется -ся, а в каких –сь. Узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.

Учитель: Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите внимание на оценивание своей работы в течение урока.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте продолжим удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками.

Литература: