Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни

Были времена, когда Россия для жителей Западной Европы выглядела землёй больших возможностей и местом, где можно было укрыться от кровавых политических бурь «цивилизованного мира».

В 1647 году представители древнего шотландского рода Брюсов Яков и его сын Вильям — вместе с домочадцами бежали от ужасов гражданской войны, развернувшейся в Британии.

Брюсы обосновались в Москве, в Немецкой слободе. Яков и Вильям были приняты на русскую военную службу. Старший Брюс возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вильям дослужился до чина полковника и погиб в одном из азовских походов.

Но до этого печального события Вильям, или Вилим, как звали его в России, успел обзавестись потомством. В 1668 году у него родился сын Роберт, в России именовавшийся Романом, а 11 мая 1669 года — Джеймс Дэниэл , на новой родине величавшийся Яковом.

Братьям Брюсам суждена была успешная карьера, а Якову — ещё и слава «чернокнижника и колдуна».

Яков Брюс, как и его старший брат, получил домашнее образование, по меркам того времени совершенно блестящее. Уже в ранней юности у Якова проявилась тяга к науке, особенно к математике и естественным дисциплинам.

Верный Яков

Вилим Брюс видел будущее сыновей в военной карьере, и в 1683 году Якова и Романа записали в «потешный полк», собранный для юного царевича Петра . Служба в «потешном полку» и близость к Петру предопределила всю дальнейшую жизнь братьев Брюсов.

Роман и Яков были старше своего будущего царя — на три и два с лишним года соответственно. По меркам того времени, эта разница была довольно значительной, поэтому пока Пётр Алексеевич ещё только играл в войну, Яков Брюс в чине прапорщика уже участвовал в походе на Азов под командованием фаворита царевны Софьи князя Голицына и даже удостоился награды за усердную службу.

Яков Брюс не слишком погружался в глубины политических интриг, но когда Пётр бежал от людей Софьи в Троице-Сергееву лавру, привёл ему на помощь «потешный полк». Это не было инициативой Брюса — он лишь исполнил приказ царя. Однако Пётр этот поступок запомнил, и Яков Брюс вошёл в число приближённых молодого монарха.

Петра в ту пору, да и сейчас, нередко упрекали в том, что он отдавал предпочтение иностранцам перед русскими. Объяснялось это, однако, довольно просто — затевавшему большие преобразования царю позарез нужны были хорошо образованные люди, способные реализовывать большие проекты, но при этом не «завязанные родством» с каким-либо боярским или княжеским родом, который преследует не государственные, а собственные интересы. В России той поры таковых катастрофически не хватало, вот и цеплялся Пётр Алексеевич за обрусевших выходцев из Немецкой слободы.

«Специалист широкого профиля»

Яков Брюс вновь участвовал в походах на Азов в 1694 и 1695 годах, теперь уже под началом Петра. В 1696 году Брюс проявил свои научные навыки, составив карту территорий от Москвы до Малой Азии, впоследствии напечатанную в Амстердаме. Работу Брюса-картографа царь оценил возведением в чин полковника.

В 1697 году из Москвы в Европу отправилось «Великое посольство», в котором, сохраняя формальное инкогнито, следовал и сам Пётр. Разумеется, ему нужны были те, кто мог говорить с европейцами на одном языке, вербовать специалистов для работы в России, вести переговоры. В числе тех, на кого во время путешествия в Европу легла наибольшая нагрузка, был и Яков Брюс.

Своё домашнее образование в Европе Брюс повышал за счёт прохождения ускоренных курсов обучения у лучших профессоров, в первую очередь налегая на математику и организацию артиллерийского дела. Борьба за Азов осталась в прошлом — впереди Россию ждала ожесточённая схватка со Швецией за выход к Балтике. По задумке Петра, Якову Брюсу предстояло создать и возглавить новую русскую артиллерию, способную превзойти шведскую.

Брюс вошёл в тот избранный круг придворных, которые вместе с Петром добрались до Англии. Яков Вилимович участвовал во встречах царя с самим Исааком Ньютоном .

Царю Петру, чьи интересы касались практически всех сфер жизни, нужны были, что называется, «специалисты широкого профиля». Таким был и Яков Брюс, совмещавший в одном лице военного, дипломата, учёного, юриста и прочее, и прочее…

Тайны Сухаревой башни

Но его душа более всего тяготела к науке. В свежепостроенной в Москве Сухаревой башне Яков Брюс занимался астрономическими наблюдениями, там же собиралось тайное «Нептуново общество» под предводительством Франца Лефорта , совмещавшее занятия чистой наукой с астрологией. В 1702 году всё в той же Сухаревой башне была открыта Навигацкая школа, которую возглавил Брюс.

Патриархальную Москву пугала как сама Сухарева башня, совершенно необычная по сравнению с сооружениями, ранее строившимися в древней столице, так и научная деятельность, которую вёл там Яков Вилимович. Опыты Брюса нередко сопровождались «спецэффектами», заставлявшими набожных москвичей креститься. Скорее всего, поэтому за Брюсом в Москве закрепилась слава «чернокнижника и слуги диавола» — настолько крепкая, что она пережила самого Якова Вилимовича и дошла до нас сквозь столетия в виде городских легенд.

Календарь, который придумал не Брюс

Если говорить о заслугах Якова Брюса перед российской наукой, то они настолько велики, что всего и не перечислишь. О «Карте земель от Москвы до Малой Азии» и обсерватории в Сухаревой башне, ставшей первой в России, мы уже упоминали. Кроме того, Брюс перевёл на русский язык целый ряд научных трудов ведущих учёных того времени, составил русско-голландский и голландско-русский словари, написал первый русский учебник геометрии…

В 1706 году Пётр поручил Брюсу отвечать за всё российское книгопечатание, и оно при нём сделало решительный шаг вперёд. Под началом Якова Брюса находилась Московская типография, и все книги, которые там выпускались, выходили с пометкой о том, что они изданы под надзором Брюса. Именно из-за этой пометки выпущенный в 1709 году знаменитый календарь, составленный Василием Киприяновым , который на 200 лет стал настольным справочником российских земледельцев, получил народное название «Брюсов календарь».

У Якова Брюса была одна из самых больших библиотек того времени, насчитывавшая около 1500 томов, причём в подавляющем большинстве научно-технического и справочного содержания.

Кроме того, у Брюса была собственная коллекция раритетов, известная как «кабинет курьёзных вещей», после его смерти по завещанию присоединённая к Кунсткамере.

Орден за Полтаву

Заниматься наукой Якову Брюсу приходилась в непродолжительных перерывах между военными кампаниями. Брюс, командовавший артиллерией, при Петре не пропустил ни одной из них.

Он брал Ниеншанц, участвовал в закладке Петербурга, штурмовал Нарву и Ивангород.

Но высшей точкой его военной карьеры стала Полтавская битва 1709 года. Блестящее руководство Брюсом русской артиллерией предопределило разгром шведской армии. За эту победу Яков Брюс из рук Петра получил орден святого Андрея Первозванного .

После Полтавской битвы Брюс всё чаще стал получать от Петра дипломатические поручения. Россия доказала свою силу на поле боя, и теперь наступала пора закрепить достигнутое договорами и соглашениями. Кроме этого, Брюс регулярно отправляется в командировки в Европу для приобретения художественных произведений, найма мастеров, вербовки офицеров для службы в русской армии.

Господин «Нет»

В 1718 году начался Аландский конгресс — продолжительные русско-шведские переговоры о прекращении войны между двумя странами, которая к тому времени тянулась почти два десятилетия. Главными переговорщиками от России были назначены Андрей Остерман и Яков Брюс. Шведы любой ценой пытались свести к минимуму свои потери от конфликта — о приобретениях речь уже не шла. Русский дипломатический тандем работал по принципу «доброго и злого следователя» — Остерман предлагал шведам вариант за вариантом, выражал готовность к компромиссам, а когда те начинали спорить, включался непоколебимый Брюс, вколачивавший русское «нет», будто сваи в землю.

Остерману и Брюсу удалось уже в 1718 году достичь удобных для России условий, но король Карл XII оскорбился и отказался их подписывать. Брюс пожал плечами и вернулся к своим пушкам, которые очень скоро напомнили шведам, кто в этой войне победитель, а кто — проигравший. Вскоре король Карл погиб от шальной пули во время похода в Норвегию, а шведы вернулись за стол переговоров.

Окончательно сломить упрямство шведов Остерману и Брюсу удалось в 1721 году, когда был заключён Ништадский мир, закрепивший за Россией все её основные территориальные приобретения, достигнутые за время войны, и выход к Балтийскому морю.

За эту дипломатическую победу Яков Брюс, в начале 1721 года возведённый в графское достоинство, получил от царя пятьсот дворов в Козельском уезде, а также подмосковную усадьбу Глинки.

Маршал по похоронам

Когда Петром был учреждён Сенат, разумеется, одним из членов его стал Яков Брюс. В 1719 году сенатор Брюс был назначен руководителем Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии, отвечающих за развитие горного дела и российской промышленности. Мануфактур-коллегию Брюс возглавлял до 1723 года, Берг-коллегию — до 1726 года и со своими задачами справился вполне успешно. Особенно серьёзные успехи были достигнуты в горном деле, где Яков Вилимович организовал первую в России лабораторию для пробирного анализа и исследования руд и металлов.

К началу 1720-х годов Яков Брюс входил в число наиболее влиятельных людей в России. В 1723 году он был распорядителем пышных торжеств в честь очередной годовщины бракосочетания Петра I с Екатериной. В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нёс перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины .

Брюс оказался едва ли не единственным человеком из ближайшего окружения Петра Великого, который не стал принимать участие в борьбе за власть после кончины императора. Он стал отходить от дел ещё в последние месяцы жизни Петра и, хоть и присутствовал во дворце перед его смертью, не примкнул ни к одной из враждующих партий. Поэтому Брюса наделили титулом верховного обер-маршала печальной комиссии и поручили заниматься организацией похорон Петра. С этой задачей он справился, как всегда, успешно.

Он улетел, но обещал вернуться…

Императрица Екатерина I, учредив новый орден Святого Александра Невского, в числе первых наградила им Якова Брюса. Однако возвращаться к государственной деятельности Брюс не стал, в июне 1726 года подав официальное прошение об отставке. Оно было удовлетворено — его уволили с чином генерал-фельдмаршала.

Яков Брюс поселился в пожалованном Петром подмосковном поместье Глинки, которое ему очень полюбилось, и всё своё время посвящал научной работе.

В 1728 году умерла жена Якова Вилимовича, эстонская немка Маргарита Цеге фон Мантейфель , ставшая в России Марфой Андреевной Цеевой . Две дочери Брюса умерли в раннем детстве, и последние годы своей жизни он проводил в одиночестве.

Как некогда в Москве, в Глинках о нём очень скоро стали рассказывать легенды. Кто-то якобы видел, что по ночам к Брюсу прилетает огненный дракон. Рассказывали также, что однажды он в июле месяце заморозил пруд в парке и предложил своим гостям покататься на коньках.

Все свои научные приборы и коллекции Брюс завещал Академии наук, графский титул и имения — племяннику Александру Брюсу , сыну старшего брата Романа. Роман Вилимович Брюс , дослужившийся до звания генерал-лейтенанта, в 1704 году стал первым обер-комендантом Петербурга и, оставаясь в этой должности до самой смерти в 1720 году, немало сделал для обустройства новой столицы.

Яков Вилимович Брюс, человек, посвятивший свою жизнь честному служению России, умер 30 апреля 1735 года и был похоронен в лютеранской церкви Святого Михаила в Немецкой слободе.

Но в Москве в его смерть не очень верили. Говорили, будто «чернокнижник» Брюс построил летающий корабль и улетел на нём куда-то… Москвичи верили в то, что, помимо всего прочего, Якову Брюсу известен секрет оживления мертвецов и рецепт вечной молодости. Поэтому, глядишь, и прилетит вечно молодой Яков Вилимович назад. Вот только его любимой Сухаревой башни на своём месте он уже не найдёт…

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на ритуальном саркофаге, в котором, по-видимому, происходил ритуал «нового рождения» шотландских рыцарей-тамплиеров в Рослине.
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.


Имя: Яков Брюс (Iakov Brius)

Возраст: 65 лет

Место рождения: Москва

Место смерти: Московская область

Деятельность: русский государственный деятель

Семейное положение: был женат

Яков Брюс - биография

Потомка шотландских королей, верно служившего царю России, Пушкин назвал «русским Фаустом» - и на то имелись веские причины...

Джеймс (Яков) Дэниел Брюс родился в 1670 году в Москве. Он был прямым потомком Роберта Брюса - короля Шотландии в XIV веке. Дед Якова бежал от террора Кромвеля в Московию и сделал хорошую военную карьеру; отец, тоже офицер, погиб в войне с турками. Якова наставляли учителя из Кукуя - Немецкой слободы. В 17 лет и он поступил на военную службу.

Яков Брюс - солдат и учёный

Во время попытки дворцового переворота царевной Софьей Брюс привел потешный полк на защиту Петра Алексеевича - тогда и вошел в его ближний круг. Были и совместные безобразия с юным царем в Кукуе, однако Яков участвовал и во всех его походах. Во время Северной войны попал в опалу за то, что со своим отрядом опоздал к месту назначения. Но, похоже, царь ему полностью доверял: вскоре поручил командование всей артиллерией. «Работа» орудий Брюса стала весомым вкладом во все победы Петра.

В Великое посольство в Европу Яков попал волею случая. Во время одной из диких попоек он поссорился с оставленным управлять страной Федором Ромодановским. Приехал к Петру в Голландию и жаловался, что князь-кесарь пытал его каленым железом. Ромодановский божился: все это привиделось Брюсу в пьяном бреду. Петр разбираться не стал -просто оставил жалобщика при себе. Яков Вилимович, конечно, частенько бывал пьян, как и все окружение Петра. При этом отличался потрясающим усердием. В Европе постоянно учился: то в Лондоне у частного преподавателя, то в Оксфорде.

Упорный молодой человек набрался поистине энциклопедических знаний, которые применял не только для практических, но и для академических целей. Уже в наше время в Англии обнаружили рукопись Брюса 1698 года «Теория движения планет» - первая российская научная работа по закону всемирного тяготения. Кроме того, он делал переводы на русский основных научных трудов, составлял словари, написал первый в России учебник геометрии. Издал знаменитый «Брюсов календарь» астрологических предсказаний. Курировал всю российскую промышленность и добычу полезных ископаемых.

В Европе Брюс свел царя с великими учеными: Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном, архитектором Кристофером Реном, поэтом Александром Поупом, астрономом Джоном Флемстидом. Важно, что все эти люди - масоны. Скорее всего, и Брюс был им - вернее, тамплиером, как и его предок, король Роберт.

О том, что Яков Вилимович выполнял в России некую миссию, а не просто «ловил счастье и чины», свидетельствует его осторожность. Так, за удачные переговоры о мире со Швецией Петр пожаловал ему титул графа, 500 крестьянских дворов и имение «Глинки». Брюс все это принял, а вот чин действительного тайного советника - второй в «Табели о рангах» - отверг. Опасался, что такая честь иностранцу и иноверцу возмутит русское общество. По всей видимости, не хотел быть на виду...

Исследователь масонства Леонид Мацих утверждал: еще в Англии Ньютон и Рен наделили Брюса полномочиями основать в России ложу. Возможно, для царя он был умным собеседником, в какой-то мере даже духовным наставником (в отличие, скажем, от Меньшикова - напарника Петра во всевозможных буйствах). Все-таки Яков на 2 года старше Петра, а в то время это многое значило. А вот как Брюс на самом деле относился ко всяческой эзотерике, сказать трудно. Он скорее скептичный ученый, нежели восторженный мистик.

Российские масоны ведут свою историю от «Непту-нова общества», которое собиралось в Москве, в построенной Петром Сухаревой башне. Но, во-первых, руководил этими собраниями не Брюс, а Франц Лефорт. А во-вторых, вряд ли царь, при его понятиях о самодержа вности, подчинился бы какому-нибудь «мастеру стула». По всей видимости, эти игры в оккультизм и тайные общества были для него неким развлечением, вроде «все-шутейшего собора».

Перстень Царя Соломона

Брюс сделал из Сухаревой башни и первую российскую обсерваторию, где ночами занимался астрономическими и астрологическими наблюдениями. Не исключено, что и проводил алхимические опыты. По Москве ходили самые зловещие слухи. Например, что в башне хранился перстень царя Соломона , повелевавший злыми духами. Но главной темой была «Черная книга» Брюса, дававшая абсолютное знание всех секретов земли. Говорили, что спрятана она в самой тайной комнате башни и стерегут ее 12 духов. Мол, Петр требовал отдать ее ему, грозя смертью, но Брюс отказался наотрез, поскольку фолиант написан самим сатаной, и, если царь его откроет, на страну обрушится гнев Божий.


Потом жуткую книгу якобы замуровали в стену башни, а дух Брюса охранял ее и после его смерти. Был у башни и вполне реальный караул, который сняли лишь в 1924 году. А спустя 10 лет ее снесли - несмотря на протесты видных искусствоведов. Говорят, на этом настаивал сам Сталин и что башню не ломали, а осторожно разбирали, тщательно осматривая каждый фрагмент. Нашли много интересных вещей -но не «Черную книгу». И еще рассказывают: в толпе, наблюдавшей за сносом, видели странного старца в архаичных одеждах...

Другая легенда связана с особняком графа Мусина-Пушкина. На его фасаде есть белая доска, напоминающая по форме крышку гроба. Раньше на ней были солнечные часы с астрологическим календарем, которые Брюс сделал для хозяина дома. Но наследники графа их закрасили, и чернокнижник часы проклял - теперь они предсказывают несчастья. Перед тем как произойти чему-то нехорошему, на «крышке гроба» появляются кровавые пятна - в последний раз так было перед чеченской войной. А иногда виден белый крест, якобы указывающий на тайную комнату, где спрятан философский камень. Скрытую комнату в доме действительно нашли, но совершенно пустую.


Говорят также, что под часами колдун замуровал за какой-то проступок свою жену. Это уже полная чушь: Брюс 33 года был счастливо женат на эстонской немке Маргарите (Марфе) Цёге фон Мантейфель, а после ее кончины жил вдовцом.

Маг на покое

Когда царь умер, Брюс ушел в тень, благоразумно не вступая в борьбу, которую начали меж собой «птенцы гнезда Петрова». Жил в «Глинках» под охраной взвода солдат. Но и тут его личность аккумулировала самые невероятные слухи. Крестьяне и через 100 лет рассказывали, как «царский арихмет-чик» среди лета заморозил пруд, чтобы его гости могли покататься на коньках. Или что он имел механическую куклу, которая ему прислуживала и даже кокетничала с парнями. Поразительно, но чертежи «механического человека» и правда оказались среди бумаг Брюса.

Граф, по легенде, велел слуге разрубать себя на части и поливать их «живой водой». И всякий раз оживал. Но однажды слуга забыл полить, и маг остался мертвым. Другие утверждали, что он вообще не умирал, а улетел неведомо куда на «механической птице». Призрак Брюса регулярно появлялся в усадьбе, едва новые хозяева пытались что-то переделать. В конце концов, все они оттуда съехали...

Сейчас в усадьбе открыт музей Брюса. На его посетителей жуткое впечатление производят 57 странных каменных масок на фронтоне. Самого же графа, скончавшегося в апреле 1735 года, похоронили в Ку-куе, в кирхе Святого Михаила. При советской власти ее разрушили, а останки Брюса отправили в лабораторию Михаила Герасимова. Однако оттуда они таинственно исчезли. В фондах Исторического музея сохранилась лишь одежда Якова Вилимовича. А перстень с руки скелета, по слухам, забрал Сталин.

По сей день рассказывают о встречах с призраком Брюса - то на месте Сухаревой башни, то у его разоренной могилы, то в «Глинках».

Тайна сама защищает себя. Раскрыть её можно лишь в духе и практике Делания.
(Идрис Шах)

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

Тайны окружают Якова Брюса с самого его рождения: где и когда это произошло достоверно не известно, как и обстоятельства, приведшие его в Москву. По одним данным (Валишевский) он был шведом, по другим - шотландцем, выходцем из королевского рода. В 14 лет он свободно говорил на трех языках, знал математику и астрономию, а в 16 записался в «потешные войска». Именно здесь начался его стремительный взлёт по карьерной лестнице. К тридцати годам Брюс возглавил всю русскую артиллерию и получил чин генерал-фельдцейхмейстера. Пётр доверял Брюсу важнейшие дипломатические переговоры, а впоследствии пожаловал ему титул графа и ввёл в состав «правительствующего » Сената. Яков Брюс стал первым кавалером главной награды Империи - ордена Андрея Первозванного.



Государственную деятельность Брюс успешно сочетал с научной. Например, несмотря на «тяготы и лишения военной службы», во время Азовского похода он умудрился начертить карту юга России от Москвы до Крыма.


В рамках «Великого посольства» именно Брюсу Пётр поручил вербовать для работы в России учёных и преподавателей, закупать книги и инструменты. Брюс не только справился с поставленной задачей, но и, по возвращении, сам с энтузиазмом включился в преподавательскую деятельность.

В 1699 г. в Москве по указу царя начала работать Школа математических и навигацких наук - первое в России учебное заведение, где в числе других дисциплин стала преподаваться астрономия. Для неё в 1692-1695 гг. была специально
выстроена Сухарева башня. Брюс организовал в ней обсерваторию и стал лично обучать будущих мореходов наблюдениям. В это время он издал карту звёздного неба и стал выпускать знаменитые «Брюсовы календари». Брюс
также перевёл книгу Христиана Гюйгенса «Космотеорос», излагавшую систему Коперника и теорию тяготения Ньютона. В русском переводе она называлась «Книгой мирозрения» и долго служила учебником как в школах, так и в
университетах.

При дворе Брюса считали учёным, астрономом и инженером, а в простонародье - колдуном и чернокнижником. Обе точки зрения, по-своему, правы. Для своего времени был достаточно эрудирован, но где почерпнул он свои разносторонние знания - неизвестно. Исследователи научного наследия Брюса его изыскания объявили поверхностными. Мотивировалось это ссылками на чрезмерное увлечение Брюса астрологией. Например, тем, что все его наблюдения за небесными телами использовались исключительно для составления астрологических прогнозов, а упомянутые выше «Брюсовы
календари» напоминали более волшебные сказки, чем научные отчеты. В вину Брюсу ставилось даже то, что, составив неплохую геолого-этнографическую карту Москвы (исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук ), он тут же дополнил ее астрологической.

Механические опыты Брюса современники, вообще, считали сумасбродством: механический человек (робот, по-нашему )… Или летательный аппарат, который существовал не только на бумаге, но и в виде действующей металлической модели (это в те времена, когда самыми смелыми мечтами остальных первопроходцев пятого океана было поднять в воздух пузырь, надутый дымом! ). К слову, чертежи самолета пропали таинственным образом перед Великой Отечественной. Поговаривали, что их похитила немецкая разведка (еще один привет вам от «Аненэрбе» ) и идеи Брюса были использованы специалистами фирмы «Мессершмидт».

Интересовался наследием Брюса и товарищ Сталин. Упомянутую Сухареву башню он приказал не взорвать, как, допустим, Храм Христа-Спасителя, а разбирать по кирпичику и все находки доставлять лично ему. И есть все основания полагать, что он нашел то, что искал… но не будем забегать вперед!

Петербург Брюс невзлюбил. Он был сторонником концентрической градостроительной схемы, однако, Пётр, как и последующие Романовы, будучи любителем прямых линий, повелел возводить город по образцу Амстердама - с прямыми, перпендикулярно пересекающимися, улицами. Не сумев до конца реализовать себя в Северной Пальмире, Брюс обосновался в Москве, благо, здесь для него как раз подвернулось подходящее поле деятельности.

Возведение Петербурга затмило другой исторический факт - реконструкцию Москвы. Именно при Петре её градостроительная концепция приобрела окончательный вариант, согласно которому город развивается и поныне: несколько транспортных колец и радиальные магистрали, лучами разбегающиеся от центра.


Замысел петровских времен на современных картах, после многочисленных лужковских модификаций, разглядеть достаточно сложно. Чтобы упростить себе задачу возьмите «скелет» Москвы - карту метро и вглядитесь повнимательнее в знакомого «паука» по имени «Схема линий московского метрополитена».

Схема линий московского метрополитена - модель гороскопа?


Ничего не напоминает? Одна кольцевая с двенадцатью радиальными отростками… Окружность, разделённая на 12 частей… Циферблат часов… а еще гороскоп, вернее, Зодиакальный круг (но, кажется, мы уже где-то это встречали! ).
Сохранились свидетельства, согласно которым товарищ Сталин рекомендовал, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как знаков Зодиака, а 13-ю «Площадь Суворова» по разным причинам не удается ввести в эксплуатацию до сих пор.

Ошибки нет: во времена Петра Москва подверглась реконструкции и её градостроительный план был выполнен в виде зодиакальной карты звёздного неба. Автором этого плана являлся Яков Брюс - последний архитектор, строивший города по звёздам.

Пасьянс сложился! Я не сомневаюсь, что специалисты в узких областях при желании найдут в моём повествовании какие-нибудь неточности, к которым можно будет придраться. Кроме того, за бортом моего исследования осталась масса сооружений, не вписывающихся в выявленные мною закономерности, например, Карнак во Франции, не говоря, уж, об
астрономически ориентированных постройках Центральной Америки или фигурах острова Пасхи. В отличие от целой массы бездоказательных, но «общепринятых» теорий, которым мы почему-то слепо верим, вообще, без аргументов, я привел в своём исследовании только факты. Факты, известные всем. Факты, которые любой мой читатель может проверить при помощи карты Мира из первого попавшегося учебника географии. Факты, уже 5000 лет торчащие из земли у всех на виду. Факты, описанные до меня сотнями профессиональных исследователей. И - как ни больно это признавать - я и нового-то ничего не открыл. Я всего лишь систематизировал то, что собрали до меня другие и по-новому взглянул на результаты их трудов. Жаль, если вы не увидели того, что увидел я…

Орлов В.В., к.м.н., энтузиаст науки Код Петра Великого

Весной 1723 г. Пётр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряжённых лошадьми. Кампредон рассказывал: «Царь ехал на 30-пушечном фрегате, вполне оснащённом и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс». В 1724 г. во время коронации Екатерины Брюс нёс перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу — он был главным распорядителем на похоронах Петра I.
Колдун Петра Великого

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградила его орденом Александра Невского. Но увидев, как «птенцы гнезда Петрова», прежде дружно служившие русскому государству, начали враждовать, делить почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 г. предпочёл удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 г. он купил у А.Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлёкся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нём:
«Одарённый большими способностями, он хорошо знал своё дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чём поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».


Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса — колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал ещё в молодости. В конце XVII в. в Москве была построена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни мерцал таинственно свет. Это друг царя Ф.Я. Лефорт собирал «Нептуново общество», увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили ещё восемь человек и среди них — сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.
Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV в. основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил «Нептуново общество». Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация «звездочёта» и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П.И. Богатырёв в очерках «Московская старина», москвичи уверились, «будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано… Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не даётся и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти».
Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: «Философия мистика на немецком языке», «Небо новое на русском языке» — так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал её в стене Сухаревой башни. А после того как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему — могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.
Во второй половине XIX в. М.Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звёзд на небе и сколько раз колесо повернётся, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: «Да мало ль ещё, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвёл…»
Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать «живой водой». Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего «арихметчика». Пришлось слуге во всём сознаться и показать тело господина: «Глядят — тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице». Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: «Это нечистое дело!» И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.
В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра», в незавершённом романе И.И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
Новая реальность XX в. вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нём неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать в Сухаревой башне, а все снадобья — сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.
В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведённые почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению.
«Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума, — пишет по этому поводу кандидат филологических наук И. Грачёва. — По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному». И когда Пётр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни…»
Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале XX в. кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М.М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они — в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.
Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыли музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало «белых пятен» в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Под этим названием известен календарь, составление которого приписывается Брюсу. Самый календарь, ставший образцом для всех
позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г. на меди и состоял из шести отдельных листов. Единственный полный экземпляр этого календаря хранится в Эрмитаже (в собрании гравюр и карт); неполный экземпляр имеется в Публ. библиотеке. На первом листе календаря читаем заглавие:
"Ново сия таблица издана, в ней же предложено вступление Солнца в 12
зодий приближно, такожде восхождения и захождения Солнца, яко на оризонт сей,тако и со оризонта; еще же величество дней и нощей в царствующем граде Москве, яже имеет широту 55 градусов 45 минут; вычтена и тиснению предана обще, яко на едино лето, тако и на прочие годы непременно, повелением его царского величества, во гражданской типографии, под надзрением его превосходительства, господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 г.".

Первый лист дает сведения исключительно астрономического характера; во втором же, выпущенном через шесть месяцев (1 ноября 1709), помещены святцы, собственно календарь и церковные справки: "Неисходимая пасхалиа по ключевым пасхалным литерам. О празницех яже каждого лета преходят". На третьем листе, создавшем знаменитость всему произведению Киприянова и его ближайшего сотрудника Алексея Ростовцова, читаем: "Презднаменование времени по всякой год по планетам; еще же не точно знаменование времени, но и многих расположенных избранных вещей, которые
деются от каждой сильнейшие и господствующие планеты, через кийждо год по вся четыре времени всего лета. Переведена с латинского диалекта из книги Иоанна Заган; чином же учрежденная и тиснению предана повелением его царского величества во гражданской типографии, в Москве 1710 г., под надзрением его превосходительства господина генерала лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса". А внизу помещено: "Употребление всея таблицы с кругом
солнечным и вруцелетием по 112 лет (то есть с 1710 по 1821 г.), по которым осмотря лето желаемое и круг солнца, по оному обретати имаши господствующую планету и действы через весь год яже изъявлены под каждой планетой. Трудом и
тщанием библиотекаря Василия Киприянова".


По материалам Вяткина. Текст частично отсюда: