Затонула российская подводная лодка. Гибель подводных лодок в ссср: затонувшие подлодки. Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России

Подводная лодка аргентинских ВМС "Сан-Хуан" класса TR-1700, которая перестала выходить на связь в минувшую среду, скорее всего, погибла, к такому выводу склоняются ведущие военные эксперты. Редакция портала Москва 24 вспомнила о похожих катастрофах в море и их причинах. Не исключено, что "Сан-Хуан" стала жертвой размещенной на ее борту устаревшей и крайне опасной американской торпеды.

Напомним, что субмарина исчезла 15 ноября во время перехода из порта Ушуайя к месту постоянного базирования в городе Мар-дель-Плата. В ходе поисковой операции, к которой подключились военно-морские силы США, Чили и Великобритании, следов лодки обнаружить пока не удалось. "Тот факт, что экипаж не смог сообщить на берег об аварийной ситуации, может говорить только о том, что она развивалась скоротечно, – рассказал порталу Москва 24 бывший офицер-подводник Северного флота, пожелавший остаться неназванным, – версий здесь может быть две: или это было быстрое затопление отсеков, или взрыв".

Затопление: ошибка экипажа или неисправность

Подводная лодка "Сан-Хуан" к моменту катастрофы имела солидный для боевых кораблей возраст – в состав военно-морских сил Аргентины построенный на немецких верфях корабль вступил в 1985 году. При этом лодку нельзя назвать ржавым корытом – в 2007-2013 годах на верфи Astillero Domecq Garcia корабль прошел глубокую модернизацию, в ходе которой были заменены главные двигатели, аккумуляторные батареи и гидроакустическая станция. Как заявляло тогда командование аргентинских ВМС, обновленная "Сан-Хуан" могла служить флоту еще 30 лет.

В послевоенный период в мире было потеряно несколько подводных лодок из-за аварийного поступления больших объемов воды в отсеки, как правило, они уходили на дно за считаные минуты, не успев сообщить об аварии на берег. Один из самых известных случаев – авария на подводной лодке ВМФ СССР К-429, которая произошла весной 1983 года. Перед погружением экипаж забыл закрыть шахту вытяжной вентиляции, в результате лодка затонула на глубине 37 метров за 2-3 минуты. Большей части экипажа удалось спастись, погибли 16 моряков.

Практически восемь лет ничего не было известно об исчезнувшей в 1961 году в Баренцевом море ракетной подводной лодке С-80. Обстоятельства гибели корабля выяснились только после его обнаружения и подъема в 1969 году. Как установила правительственная комиссия, причиной трагедии стало обледенение клапана устройства РДП (работа дизеля под водой). При погружении подлодки шахта, через которую в двигатель поступал воздух, из-за наледи осталась открытой, и в моторный отсек хлынула морская вода.

Одна из самых тяжелых катастроф в истории американского флота – гибель атомной подводной лодки "Трешер" по официальной версии произошла из-за поступления в прочный корпус больших объемов забортной воды сквозь лопнувший сварной шов трубопровода охлаждения реактора. Вода вызвала короткое замыкание в цепях управления реактором, и он был автоматически заглушен. Неуправляемая и потяжелевшая от забортной воды лодка провалилась на запредельную для нее глубину всего за четыре минуты.

Взрыв: на лодке были опасные американские торпеды

Как сообщает командование аргентинских военно-морских сил, подлодка "Сан-Хуан" возвращалась к месту постоянного базирования после учений флота в районе архипелага Огненная земля. Поэтому, скорей всего, лодка отправилась в последний поход с загруженным боезапасом. Основное оружие лодки – 16 немецких торпед SSТ-4 и шесть старых американских противолодочных торпед Mark 37 mod. 2. Последние завоевали неоднозначную репутацию у эксплуатантов. На Mark 37 используется склонная к перегреву серебряно-цинковая батарея, было зафиксировано несколько случаев их воспламенения и самопроизвольных взрывов. Кстати, взрыв торпеды Mark 37 считается наиболее вероятной версией гибели американской атомной подводной лодки "Скорпион", которая затонула в декабре 1968 года. В июне 1960 году аккумуляторы торпеды взорвались на американской атомной субмарине "Сарго", в результате чего погиб один подводник. К слову сказать, после катастрофы "Скорпиона" американский флот начал оперативно заменять эти торпеды на более совершенные Mark 48. Опасные Mark 37 проходили модернизацию и продавались в страны третьего мира, в том числе и в Аргентину.

"Взрыв боезапаса – это тот случай, когда экипаж со 100% вероятностью не успеет ничего передать на берег и даже понять, что произошло, – рассказывает наш собеседник, – так было с "Курском", это, судя по всему, произошло и со "Скорпионом". Сразу за торпедным отсеком расположен центральный пост, в случае взрыва все находящиеся в нем люди, включая командира, погибнут. Там же находятся и основные средства связи".

Субмарина «К-429» была построена в городе Горьком по проекту 670 А «Скат». Всего было 11 подводных лодок данного типа. Ее длина составляла 104 метра, ширина почти 10 метров, высота – с пятиэтажный жилой дом. Лодка развивала скорость до 26 узлов, предел глубины погружения составлял 300 метров. На борту имелась атомная установка мощностью около 90 МВатт и восемь ракет SS-N-7. 31 октября 1972 года «К-429» вступила в ряды ВМФ СССР, а уже в марте 1973 она отправилась на первый ремонт в результате частичного затопления реакторного отсека. Спустя два года продувка сжатым воздухом одной из цистерн главного балласта привела к взрыву, повредившему носовую часть лодки. Но самое страшное в истории этой субмарины еще было впереди.


В конце весны 1983 года «К-429» возвратилась на базу после успешного шестимесячного плавания в водах Индийского океана. Экипаж распустили по домам, а лодку поставили на ремонт, из-за неисправностей целого ряда оборудования. Работы должны были начаться осенью. Но штаб второй флотилии, с разрешения штаба Тихоокеанского флота, оставил ее в составе кораблей, имеющих статус «постоянной готовности». Это означало, что в случае непредвиденных обстоятельств, несмотря на существующие неисправности, лодке отводилось на сборы меньше суток. В это же время из Москвы пришел приказ о назначении капитана первого ранга Николая Суворова, одного из опытнейших командиров на всем Камчатском флоте с 25-летним стажем, старшим преподавателем тактики в Санкт-Петербурге. Вместе с супругой он начал готовиться к отъезду. Но 20 июня комдив вызвал Суворова и приказал ему собираться в море на «К-429» для проведения учебных стрельб и прочих мероприятий по отражению условной атаки противника. Во флотилии не выполнялся план боевой подготовки, поэтому для поддержания утвержденного количества боеготовых сил в ход шли любые меры. Суворов, разумеется, выразил свое недовольство решением начальника, так как всем было ясно, что субмарина к плаванию не готова. Но его командир молча пригласил в кабинет начальника политотдела и снова повторил приказ. Видя, что ситуация безвыходная, Суворов скрепя сердце подписал распоряжение. Остальные подводники узнали об экстренном отправлении только за пару дней, так как экипаж пришлось собирать отовсюду. Крики руководства, угрозы отобрать партбилет и отдать под суд привели к тому, что 23 июня на субмарину согнали людей с пяти разных лодок. Личный состав удалось полностью доукомплектовать только за три часа перед выходом в море. Большинство матросов «не держало лодку» уже целый год. Вместо того, чтобы оттачивать свое мастерство и тренироваться, люди использовались на хозяйственных работах – рыли канавы, копали картошку. Мало этого, в последний момент взяли еще 14 стажеров. Всего набралось 120 человек. Понятно, что трехсуточной базовой проверки работы систем и механизмов не было. Проверка на герметичность не производилась, прием-передача лодки носила чисто символический характер. Но начальство это не смутило, и 24 июня 1983 года подводная лодка «К-429» вышла из бухты Крашенинникова в море.

Контр-адмирал Ерофеев, руководящий дуэльными стрельбами, предложил сразу следовать в район учений. Но Суворов не согласился. Уступи он и тут, «К-429» могла сгинуть в океанской пучине. В бухте Саранной, где глубина не более 60 метров, было решено совершить дифферентовку, то есть способность лодки погружаться и всплывать. В 23 часа 18 минут началось погружение. Заполнив главные балласты, кроме средней группы, капитан выслушал доклады о том, что замечаний нет. Тогда в три приема стали наполнять среднюю группу. Глубиномер центрального поста при этом показывал ноль глубины. И тут в четвертый отсек по системе вентиляции хлынула вода. Тут же заработала аварийная защита реактора, отключилось основное освещение, пропало давление в системах гидравлики. Как выяснилось позже, вес субмарины составлял лишних 60 тонн, а глубиномеры были отключены. То есть на центральном посту управления все были «слепые». Командир лодки решает продуть главные балластные баки. При этой процедуре в заполненные водой емкости подают под огромным давлением сжатый воздух, предварительно закрыв клапаны системы вентиляции. Воздух должен вытеснить собой воду, а лодка всплыть. Но дистанционное управление, отвечающее за закрывание клапанов вентиляции, сработало неправильно. Вместо вытеснения воды, воздух вышел наружу, покинув судно. А корпус соответственно быстро стал наполняться водой. Через несколько минут «К-429» уже легла на дно на глубине 35 метров. После того как была отправлена команда прекратить продувание, с отсеками связались по телефону. Пришли неутешительные отчеты из первого, второго, третьего о том, что из системы вентиляции льется вода. Ее поступление удалось остановить, закрыв переборочные клинкеты системы вентиляции. Но к этому времени вся команда четвертого отсека была уже мертва. Моряки выполнили свой долг, следуя всем основным требованиям из главного для подводника документа – руководства по борьбе за живучесть. Никто из четырнадцати человек не покинул отсек. Матросы задраили переборки, чем спасли жизни личного состава третьего отсека, а также пытались вручную закрыть вентиляцию. За двадцать минут вода заполнила помещение. Когда много позже в отсек попали люди, то первое что они увидели – все погибшие моряки находились на своих местах. Командира отсека, могучего мужчину, еле смогли оторвать от ручного управления задвижкой вентиляционной шахты, с которой он боролся до последнего вздоха.

Когда в 4 часа 55 минут от попавшей воды взорвалась аккумуляторная батарея третьего отсека, стало ясно, что самостоятельно «К-429» уже никак не всплывет. В воздухе возникли смертельно опасные газы, весь личный состав отсека перешел во второй. Выпустить аварийные буи, подающие сигналы о бедствии, было не возможно, так как во избежание случайного отрыва, все буи был намертво приварены к корпусу лодки. Это было обычным явлением на большинстве отечественных субмарин. Точно так же приваренной к металлическому корпусу судна оказалась всплывающая камера, подготовленная для эвакуации экипажа в экстренной ситуации. Впрочем, воспользоваться камерой моряки не смогли бы в любом случае – ведь лебедочное устройство тоже не работало. Когда стало ясно, что помощь не придет, то Суворов решает через торпедный аппарат отправить на поверхность двух моряков. Были выбраны физически крепкие и многоопытные мичманы Лесник и Мерзликин. Героями в классическом понимании этого слова они никогда не были, стабильно нарушали дисциплину, часто сидели на «губе». В 8 часов 30 минут, скрупулезно соблюдая порядок декомпрессии, мичманы появились на поверхности. Не обнаружив поблизости каких-либо кораблей, по заранее установленному плану, они поплыли к берегу. По чистой случайности на них наткнулся на противолодочный корабль БК ОВР, на котором всерьез решили, что поймали иностранных подводных диверсантов. Даже когда подводников доставили на палубу, то не поверили их рассказам о затонувшей субмарине. В результате командир корабля запросил свое начальство, которое в свою очередь связалось с командованием Камчатской флотилии. Вот так в штабе флота узнали, что огромная атомная подводная лодка лежит на дне.

Спустя несколько часов к «К-429» стали приплывать спасательные суда: СКР «Сторожевой», СС-83 и СС-38, ВМ-117. Прибыла подводная лодка того же класса, что и «К-429». В ней спасенные должны были проходить процедуру декомпрессии. К концу третьих суток над затонувшей субмариной собрались все спасательные силы Камчатского флота во главе с главнокомандующим ВМФ С.Г. Горшковым. Однако внутри подводной лодки дела обстояли все хуже. В некоторых отсеках выросло давление, температура превысила отметку в 50 градусов, воздух заканчивался. Не было фонарей, пищи, аварийных дыхательных аппаратов, вообще ничего необходимого не было. На второй день рванула аккумуляторная батарея в первом отсеке. Переборку, ведущую в это помещение, закрыли и заклинили. После того как специалисты в спасательном колоколе СК-59 не смогли пристыковаться к люкам «К-429», подводников решили выводить через торпедные аппараты по четыре человека. Это был максимум, который позволял один торпедный аппарат. Спасатели могли только поддерживать жизнь людей, проводя вентиляцию отсеков, отправляя на подводную лодку недостающую амуницию, встречая выходивших из торпедных аппаратов моряков и сопровождая их по пути на поверхность. Несмотря на то, что в составе экипажа 50 процентов были отличниками боевой подготовки, а больше половины людей – специалистами первого и второго классов, многие матросы не знали, как применять индивидуальные спасательные средства по банальной причине отсутствия тренировок.

У водолазов-спасателей тоже не всё клеилось. Некоторые из подаваемых ими через торпедный аппарат баллончиков оказались пустыми, долго искали тросы, не функционировали компрессоры. «Ради всего святого, – выбивали заключенные в недрах субмарины моряки «морзянкой» на корпусе. – Только ничего не трогайте, мы уж сами...».

Трудно даже вообразить, что значит проползти в водолазном обмундировании по затопленному торпедному аппарату отрезок длиной в девять метров и полуметровой ширины в кромешной темноте. Страх сковывает движения, давит волю. Один их молодых матросов умер от разрыва сердца уже на самом выходе. Еще один подводник, выходивший первым из седьмого отсека с тросом в руках, запутался в нем, а водолазного ножа, который в обязательном порядке входит в спасательный комплект вещей, у него, разумеется, не оказалось. Четверо суток шло спасение подводников. 23-летний Василий Баев, прошедший школу водолазов-глубоководников на Черноморском флоте, выходя последним на затопленной корме, один сумел отремонтировать и закрыть выходной люк, прекратив поступление воды. Именно благодаря этому впоследствии субмарину удалось поднять. За свой подвиг Василий получил лишь орден Красной Звезды. В 20 часов 31 минуту 28 июня последний из 104 человек был спасен.

Подъем с грунта на пантонах

Уже после подъема «К-429» со дна капитан Суворов облазил весь корабль в поисках причины аварии. Виной всему оказалась неисправность в логическом блоке системы удаленного управления клапанами вентиляции. Для штатного механика подводной лодки этот дефект не был чем-то необычным. Во время погружения он всегда ставил в четвертый отсек наблюдателя, который контролировал результат срабатывания «зацикленной» команды. Но в тот день его на лодке не оказалось… Операция по подъему «К-429» была осуществлена своими силами, ведь в то время об иностранных спасателях даже не думали. Отовсюду согнали самых опытных водолазов, боцманов, такелажников. За полтора месяца после аварии, побив все рекорды, субмарину подняли и отослали в док для воскрешения. Но в ночь на 13 сентября 1985 года подводная лодка вновь потонула, на этот раз прямо у стенки судоремонтного завода. После этого на нее махнули рукой, переделав в учебное судно, а в 1990 окончательно списали.

Следствие по делу велось своеобразно. Следственные документы расшивались и сшивались вновь, но уже без некоторых листов, журнал дифферентовки, который капитан собственноручно вынес с собой, потерялся. Суворов превращался в главного виновника случившегося.

«Если бы такая катастрофа произошла вдалеке от базы, – сказал адмирал Сорокин, начальник Главного политического управления военно-морского флота, – то все были бы удостоены высоких правительственных наград. А тут так близко утонули. Некрасиво как-то».

Следствие растянулось на полтора года. Супруга капитана, собрав все необходимые документы, поехала искать правду в Москву. Она не понимала, что решение уже давно принято и весь процесс подстроен. В итоге Суворову дали десять лет, взяв под стражу прямо в здании суда. Кроме того, командиру было поручено возместить ущерб на 20 миллионов за снижение боеготовности подводных лодок страны. 10 сентября 1987 года по указу Президиума Верховного Совета СССР Суворов был амнистирован. Через несколько лет после освобождения он скончался. Чуть позже двенадцать адмиралов обратились в суд с требованием о посмертной реабилитации капитана первого ранга. Начальник штаба флотилии Олег Ерофеев позже возглавил Северный флот. Впоследствии при нем в 1989 году погибла атомная подводная лодка «Комсомолец». Погибшим в четвертом отсеке морякам начальники очень хотели дать награды. Но документы, как всегда, потерялись в штабах. Только на базе атомных подводных лодок Тихоокеанского флота в поселке Рыбачьем стоит монумент, на котором выбиты имена шестнадцати погибших в бухте Саранной членов экипажа «К-429».

Мы потеряли «К-429» – в 1983 году, «К-219» – в 1986 году и «К-278» – в 1989 году. Плюс необходимо помнить о взрыве реактора на субмарине в Чажме в 1985 году. Суворов, как будто в воду глядел, говоря на суде свои последние слова: «Не скажете никому правды, не научите других на горьком опыте, будут вам еще аварии, будут и человеческие жертвы».

Увы, но стоит признать, что из этой катастрофы наши командующие не извлекли ровным счетом ничего. Все, что беспокоило тогда начальство – это прикрыть свои задницы, свалить всю вину на экипаж и его командиров. А через одиннадцать с половиной лет 12 августа 2000 года погиб «Курск».

Дело Суворовой

Оригинальное название: Дело Суворовой
Год выпуска: 2009
Жанр: Документальный, биография, история, катастрофа, расследование
Выпущено: Россия, «Мастерская Игоря Шадхана»
Режиссер: Игорь Шадхан
О фильме: Фильм раскрывает трагедию, произошедшую в 1983 году с атомной подводной лодкой К-429. Она затонула в бухте Саранной, на далёкой Камчатке. Четырнадцать человек погибли, а ста двум членам экипажа удалось спастись. Командир лодки капитан I ранга Николай Михайлович Суворов получил 10 лет тюрьмы. Справедлив ли этот приговор? Его жена до сих пор бьётся за пересмотр приговора, хотя самого капитана уже нет в живых.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

October 7th, 2014 , 01:21 pm

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.


21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес "Статный". Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.


Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».


27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля "Маряата" срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.


4 июля 1961 , в ходе учений "Полярный круг" произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.


14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.


8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.


8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.


24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.


13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.


21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор‑13". Авария унесла жизни 31 моряка.


24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.


6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".


7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец" пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

В день исчезновения аргентинской подлодки «Сан-Хуан» в районе ее местоположения был отмечен взрыв. Возможно, именно он и погубил субмарину . В любом случае шансы спасти моряков ничтожны, поскольку запас кислорода на лодке уже иссяк. Между тем к спасательным силам вскоре присоединятся и российские моряки. Чем они могут помочь?

В четверг представитель ВМС Аргентины Энрике Балби объявил, что в день последней связи с подлодкой «Сан-Хуан» 15 ноября в том районе прогремел взрыв. Он сослался на информацию американских и австрийских экспертов. «Произошло аномальное, одиночное, короткое, мощное явление неядерного характера, сообразное взрыву», – сказал Балби, пояснив, что остается неизвестным, носил ли взрыв внутренний характер или лодка была атакована.

Напомним, субмарина с 44 членами экипажа следовала из порта Ушуайя в город Мар-дель-Плата. Во время последнего выхода на связь (в 7.30 утра по местному времени, 13.30 по Москве) экипаж сообщил об аварии . По словам командующего ВМС Аргентины Габриэля Галеацци, подлодка успела всплыть на поверхность – доложить о нештатной ситуации, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее. Позднее родственники некоторых членов экипажа сообщили, что еще до потери связи с подлодкой они получали от подводников СМС-сообщения о неких проблемах с батареями.

Президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников, капитан I ранга в отставке Владимир Мамайкин отметил, что проблемы с батареями могли вызвать на борту пожар. Кроме того, мог произойти взрыв торпеды или топливной смеси. Как сказал Мамайкин газете ВЗГЛЯД:

«Вариантов ЧП очень много. На нашей первой атомной подлодке К-3 тоже произошел пожар, но ребята спаслись, она своим ходом пришла. Затонувшую подлодку «Курск » тоже обнаружили по взрыву, место которого зафиксировали российские и норвежские специалисты».

Но сигнала бедствия аргентинская субмарина подать не успела . В момент исчезновения она находилась в 400 километрах от побережья. Запас кислорода на лодке рассчитан на шесть дней. Накануне представитель ВМС сообщил об иссякающих запасах воздуха. «Мы постепенно приближаемся к критическому порогу», – признал он.

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан» построена по немецкому проекту TR-1700 на верфи Tyssen Nordseewerke в Эмдене (Западная Германия). Субмарины этого проекта были заказаны у ФРГ в рамках разработанного в 1970-х годах проекта обновления аргентинского флота – они предназначались для замены устаревших субмарин времен Второй мировой.

Как отмечает ТАСС, всего было заказано шесть лодок, из которых четыре планировалось построить на аргентинских верфях. Из-за финансовых проблем ВМС получили от немцев только две лодки. Надводное водоизмещение – 2116 т, подводное – 2264 т. Длина – 65 м, ширина – 7 м. Главная энергетическая установка – четыре дизель-электрических двигателя мощностью 6720 лошадиных сил каждый производства немецкой компании MTU и дизель-генератор производства Siemens. Подводная скорость – 25 узлов (46 км/ч), надводная – до 15 узлов (28 км/ч). Автономность плавания – 30 суток. Обладает шестью торпедными аппаратами диаметром 533 мм, в арсенале – 22 торпеды типа SST-4 немецкого производства или 34 мины. Численность экипажа по штату – 29 человек. В 2007–2014 годах подлодка прошла капитальный ремонт.

Поиск лодки продолжается, несмотря на непогоду. Участвующие в операции суда дважды фиксировали подозрительные шумы , но найти субмарину не удалось. В поисках также участвуют американские и британские силы.

В четверг стало известно о присоединении России к поисковой операции. По поручению президента Путина Минобороны направило к берегам Аргентины океанографическое судно «Янтарь», оборудованное двумя глубоководными аппаратами для обследования глубин до 6000 метров. А также в Аргентину направлены специалисты 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ, которых перебросят самолетом военно-транспортной авиации вместе с комплексом телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Пантера Плюс».

328-й отряд – это группа военных водолазов, выполняющих самые сложные аварийно-спасательные, судоподъемные и подводно-технические работы. Мобильный комплекс «Пантера Плюс» предназначен для поиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ как самостоятельно, так и совместно с водолазами и обитаемыми подводными аппаратами на глубинах до километра. Отметим, что во время подлодки «Курск» этого аппарата еще не было – он совершенно новый, прошел испытания в 2014 году.

В разговоре с РИА «Новости» российские адмиралы назвали возможные сроки начала российской поисковой операции. Как отметил бывший командующий Черноморским флотом (1998–2002) адмирал Владимир Комоедов, мобильная группа с «Пантерой» сможет прибыть на место в течение суток, а «Янтарь» достигнет побережья Аргентины только через неделю. В свою очередь бывший командующий Балтийским флотом (2001–2006) адмирал Владимир Валуев пояснил, что «Янтарь» «поможет классифицировать найденный подводный объект и обеспечить его подъем с глубины». Глубоководные аппараты, по его словам, могли бы обеспечить выход людей из аварийной подводной лодки и их подъем с глубины, но «с учетом времени перехода последнее, к сожалению, уже вряд ли понадобится».

Эффективность поиска «Сан-Хуана» российскими военными может значительно вырасти, если в комплексе с морскими средствами будет использована спасательная авиация, в частности самолет-амфибия Бе-200 . В этом уверен глава Центра стратегических исследований МЧС, заслуженный спасатель РФ Михаил Фалеев. Такой самолет может «пройти» всю траекторию движения подводной лодки и фиксировать мельчайшие признаки технического присутствия в океане – обломки, масляные пятна.

Валуев считает целесообразным направить в район операции противолодочные самолеты Ил-38 с магнитными обнаружителями. «Это сейчас самые эффективные средства поиска, которые может предоставить Российская Федерация », – сказал адмирал.

Напомним, что инцидент с лодкой «Сан-Хуан», похоже, станет самым серьезным со времен трагедии с АПЛ «Курск» в августе 2000 года, когда погибли все находящиеся на ее борту 118 членов экипажа. Крупные аварии подводных лодок в мире с тех пор происходили крайне редко.

Так, в августе 2013 года в Индии на борту подлодки «Синдуракшак» в порту Мумбаи произошел взрыв. Нескольким морякам удалось спастись от огня. Субмарина, находившаяся на небольшой глубине, затонула не полностью, на поверхности осталась небольшая ее часть. В декабре 2011 года в Мурманской области на субмарине проекта «Дельфин» – атомной подлодке К-84 «Екатеринбург», находившейся в плавдоке 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково, произошел пожар. В результате пострадали девять человек – семь членов экипажа и два сотрудника МЧС.

Осенью 2010 года британская атомная подводная лодка Astute села на мель у острова Скай у северо-западного побережья Шотландии. В результате происшествия никто не пострадал. В ноябре 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на российской атомной подлодке К-152 «Нерпа». В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. От удушья погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

Кстати, в прошлом месяце эта же самая «Нерпа», которая теперь находится в аренде у Индии, опять попала в аварию – оказался поврежден обтекатель носовой антенны гидроакустического комплекса. После этого, по некоторым данным, индусы допустили для починки на лодку специалистов ВМС США , что теоретически могло привести к утечке наших военных секретов.

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.