Злодей в шерлоке холмсе как зовут. Шерлок Холмс: годы жизни, описание персонажа, интересные факты. Особенности романов Конан Дойла и дедуктивный метод Холмса

Шерлок Холмс - частный детектив, занимающийся своим делом из "любви к искусству". Решение трудных интеллектуальных задач для него является своеобразным наркотиком. Без работы Холмс впадает в депрессию и может начать принимать кокаин.

Свой метод раскрытия преступлений Холмс называет дедуктивным. Его суть в учете малейших деталей, использовании строгой логики и выявлении причинно-следственных связей. Ключевыми моментами работы Холмса являются наблюдательность и экспертные знания (по остаткам пепла он мог определить марку сигары) .

...По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь - это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену...

Изначально, Холмс выглядит довольно односторонним человеком, помешанным на своей работе (великий сыщик не знал устройство Солнечной системы). Он считал, что важны только специальные знания. Все остальное только мешает человеку быть профессионалом своего дела. Тем не менее, Холмс хорошо играет на скрипке, боксирует, владеет разными видами оружия, разбирается в политике и пр.

...мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке...

Холмс обладает высокими душевными качествами и часто выполняет работу за символическую плату ради спасения невинных, защиты слабых и выяснения истины. Он хороший друг и убежденный холостяк.

Шерлок Холм является самым известным вымышленным сыщиком и ему посвящены множество книг (помимо каноничной серии) и фильмов.

Вот некоторые киновоплощения сыщика.

Бэзил Рэтбоун. Собака Баскервилей (1939).

Питер Кашинг. Собака Баскервилей (1959).

Николай Волков. Собака Баскервилей (1971).

Роджер Мур. Шерлок Холмс в Нью-Йорке (1976).


Василий Ливанов. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1979).

Джереми Бретт. Приключения Шерлока Холмса (1984-1985).

Роберт Дауни. Младший Шерлок Холмс (2009).

Бенедикт Камбербэтч Шерлок (2010 - ...)

Игорь Петренко. Шерлок Холмс (2013).

Иэн Маккеллен. Мистер Холмс (2015).

100 великих литературных героев [с иллюстрациями] Еремин Виктор Николаевич

Шерлок Холмс

Шерлок Холмс

«Он не был великим писателем; его и сравнивать нельзя с такими гениями английской литературы, как Свифт, Дефо, Филдинг, Теккерей, Диккенс», – сказал об Артуре Конан Дойле отечественный писатель, переводчик и выдающийся литературный критик К.И. Чуковский (1882–1969). Уточним: Конан Дойл мог бы стать великим писателем (достаточно хотя бы вспомнить его замечательный исторический роман «Белый отряд» о событиях Столетней войны), но был погублен главным литературным героем его творчества и жизни – Шерлоком Холмсом. Парадокс, видимо, состоит в том, что и сам Конан Дойл знал об этом и пытался избавиться от Холмса, и многие в его окружении – друзья, домочадцы – это понимали, однако все они вместе взятые оказались бессильными перед искушениями той могучей силы, которую сегодня мы называем массовой культурой. Итак, Шерлок Холмс входит в число самых основательных порождений литературы масскульта, более того, является краеугольным камнем в фундаменте масскульта, но именно потому ему свойственны и все слабости масскульта – схематичность, легковесность и… постепенное старение.

Да-да! Именно старение, поскольку уже в наши дни, спустя немногим более ста лет, книги о нем читают все меньше и меньше. И дело не в том, что интерес новых поколений к чтению падает в целом. Художественная литература, особенно по мере развития и удешевления книгопечатания, с XVIII в. в значительной степени заполняла для образованных людей вторую часть знаменитого клича древнеримской черни «Хлеба и зрелищ». Но если первоначально главенствующую роль в произведении имели художественность описания и мысль, то к концу XIX в. на первые позиции стала выходить увлекательность сюжета. Литература масскульта окончательно перешла на позиции «лубочности», чистой развлекательности для толпы. Пионерами ее и вождями оказались Александр Дюма-отец и Артур Конан Дойл, по причине чего их произведения в зародыше еще несут остатки философского и художественного начала. Развлечение же, как известно, требует все нового и нового обновления, старое приедается и забывается. Большую роль в этом играет бесконечное число жаждущих быстрого заработка эпигонов, своей многочисленностью и бесталанностью девальвирующих первоисточник.

Это понимал и К.И. Чуковский, не раз общавшийся с самим Конан Дойлом. Он попытался оправдать популярного героя спасительной ссылкой: «Шерлока Холмса любят дети всего мира, и хотя книги о его приключениях написаны для взрослых читателей, они давно уже стали детскими (читай: всегда востребованными – В.Е. ) книгами…» Сегодня и этот тезис постепенно устаревает. Впрочем, представленные в настоящей книге собратья Шерлока Холмса по уголовному розыску – Эркюль Пуаро и комиссар Мегрэ – стареют во много раз быстрее главного сыщика мировой литературы.

Артур Конан Дойл родился в 1859 г. в Эдинбурге в большой ирландской католической семье. Отец его, Чарльз Алтамонт Дойл (1832–1893), был художником и архитектором. Мать, урожденная Мэри Фоли (1838–1921), – домохозяйкой. Артур Конан – имя писателя, но со временем он сам стал использовать свое среднее имя как часть фамилии.

К сожалению, отец будущего писателя был хроническим алкоголиком (ко времени совершеннолетия Артура он сошел с ума на почве пьянства), и семья нередко бедствовала. Однако обеспеченные родственники Дойлов взяли на себя заботу об образовании мальчика. Семь лет Артур обучался в закрытой католической школе в Стоунихерсте, которая принадлежала ордену иезуитов. После успешного окончания школы юноша стал готовиться принять священнический сан.

Но предварительно Артур отправился в увеселительное путешествие на континент, где впервые познакомился с произведениями отца детективного жанра Эдгара Аллана По (Огюста Дюпена из «Убийства на улице Морг» можно считать первым сыщиком в истории мировой литературы).

По возвращении в Шотландию молодой человек узнал, что отец его помещен в психиатрическую клинику и что заботы о содержании семьи целиком ложатся на его плечи. Выходом стал медицинский факультет Эдинбургского университета, где можно было получить хорошую стипендию.

В университете особо сильное влияние на Артура оказал его преподаватель доктор Джозеф Белл (1837–1911), великолепный диагност, хирург и патологоанатом, разрабатывавший метод исследования (преимущественно болезней), впоследствии получивший название дедуктивного. Именно Белл и послужил в дальнейшем прообразом Шерлока Холмса.

В университете Артур Конан Дойл начал свою литературную карьеру: в 1879 г. в журнале «Чемберс» был опубликован его первый рассказ – «Тайны долины Сассекса».

А на следующий год, чтобы подзаработать, молодой человек отправился хирургом в плавание к Северному Полярному кругу на китобое «Надежда». Плавание длилось семь месяцев. По окончании университета в 1881 г. Дойл поступил врачом на торговое судно «Майюмба» и совершил путешествие в Африку, после которого предпочел списаться на берег. В 1882 г. он открыл частную практику в маленьком приморском городке Саутси, где прожил семь лет – до 1890 г., когда навсегда распрощался с медициной. Дело в том, что первоначально клиентов у молодого врача не было, и он скуки ради вернулся к сочинению рассказов.

Когда в 1885 г. Конан Дойл женился на Луизе Хоукинс (1858–1906), зарабатывать средства для содержания семьи он решил литературой. Поскольку рассказы давали небольшой доход, Дойл написал роман «Торговый дом Гердлстонс», однако опубликовать его не смог – все издатели отказали. Второй роман, казалось, ждала та же участь, однако нашлись издатели, которые напечатали его (правда, только через два года после предоставления рукописи) в журнале «Рождественский еженедельник Битона» за 1887 г. Это был «Этюд в багровых тонах», где впервые появились частный сыщик Уильям Шерлок Скотт Холмс, более известный нам как Шерлок Холмс, и его друг и помощник доктор Джон Хэмиш Ватсон. Любопытно, что в этом же году и на всю жизнь Конан Дойл увлекся «изучением» жизни после жизни – спиритизмом.

Имя Шерлок Холмс возникло неслучайно. Вернее, фамилия сыщика – ее носил любимый Дойлом американский писатель и поэт-сатирик, а заодно ученый-медик Оливер Уэнделл Холмс (1809–1894).

Поначалу Шерлок Холмс не заинтересовал читающую публику. Сочтя его лишь эпизодом в своей литературной судьбе, Конан Дойл увлекся писанием исторических романов, в частности им были созданы «Приключения Микки Кларка» (1888) и «Белый отряд» (1889–1890) (последний при жизни автора был признан лучшим английским историческим романом после «Айвенго»). И вдруг в разгар работы над «Белым отрядом» писатель получил приглашение на встречу от американского редактора журнала «Липпинкотс мэгэзин». Рекомендателем оказался незнакомый тогда с Дойлом Оскар Уайльд, можно сказать, крестный отец великого сыщика. С его легкой руки молодому писателю заказали рассказ о Шерлоке Холмсе. Так в 1890 г. появился «Знак четырех», который принес Конан Дойлу международную славу и сделал Шерлока Холмса популярнейшим героем детективного жанра. Кстати, слово «детекшн» в переводе с английского означает «открытие», «обнаружение», следовательно, в центре детективного произведения находится не преступление или преступник, а человек, раскрывающий преступление, и его путь к раскрытию преступления. Эдгар По заложил основы жанра, а подлинным его создателем стал Артур Конан Дойл.

Всего Конан Дойл сочинил девять книг о Шерлоке Холмсе – четыре романа («Этюд в багровых тонах» – 1887 г.; «Знак четырех» – 1890 г.; «Собака Баскервилей» – 1902 г.; «Долина Ужаса» – 1914–1915 гг.) и пять сборников, объединивших пятьдесят шесть рассказов («Приключения Шерлока Холмса» – 12 рассказов; «Воспоминания Шерлока Холмса» – 12 рассказов; «Возвращение Шерлока Холмса» – 13 рассказов; «Его прощальный поклон» – 7 рассказов»; «Архив Шерлока Холмса» – 12 рассказов»). В общей сложности Конан Дойл работал над холмсовским циклом около сорока лет – последнее произведение о гениальном сыщике «Его последний поклон» появилось в 1927 г.

Во время работы над рассказами о гениальном сыщике для журнала «Стрэнд» (с этим журналом писатель сотрудничал всю жизнь) художником-иллюстратором Сидни Эдвардом Пейджетом (1860–1908) совместно с Конан Дойлом был разработан внешний облик Шерлока Холмса, который стал каноническим. Забавно, но моделью Холмса для Пейджета послужил его младший брат Уолтер Пейджет (1863–1935), тоже художник, который подхватил эстафету иллюстрирования произведений о Холмсе после смерти Сидни. Таким Холмса стали изображать и наши отечественные иллюстраторы.

Рассказы в «Стрэнд», особенно «Человек с рассеченной губой», принесли Дойлу мировую славу. Он оставил врачебную практику и полностью посвятил себя литературе. Уже к началу 1892 г. писатель устал от Шерлока Холмса и попытался вернуться к исторической тематике. Однако не тут-то было. Когда ему предложили по 1000 фунтов за рассказ о Холмсе, отказаться у писателя не хватило сил. Но придумывать новые сюжеты уже тогда становилось все труднее и труднее.

В начале 1893 г. Конан Дойл с женой отправился на отдых в Швейцарию. Там, у Райхенбахского водопада, писателю и пришла в голову идея убить своего героя, чтобы раз и навсегда закрыть тему Шерлока Холмса. Когда рассказ «Последнее дело Холмса» был опубликован, от журнала «Стрэнд» единовременно отказались двадцать тысяч подписчиков!

Писатель не соглашался возродить своего героя почти десять лет. Но доходы его постепенно уменьшались – за произведения другой тематики платили в несколько раз меньше, читатели требовали вернуть Шерлока Холмса, вызревали новые сюжеты о приключениях сыщика.

В начале 1901 г. друг писателя, журналист и редактор «Дейли Экспресс» Бертрам Флетчер Робинсон (1872–1907) рассказал Дойлу жуткую легенду о жившем в XVII в. в Девоншире сэре Ричарде Кейбелле, который продал душу дьяволу, за что впоследствии был разорван дикими псами. Это был один из вариантов древнего предания об огромной свирепой собаке, обитавшей некогда в Норфолке и носившей кличку Чёрный Дьявол. Сразу появилась идея написать на эту тему роман. Друзья договорились о соавторстве, о чем Конан Дойл сообщил в письме матери. Флетчер пригласил Дойла к себе в Дартмут, чтобы показать места, где должны были разворачиваться события. Конюхом там у соавтора Конан Дойла работал некий Гарри Баскервиль…

По ходу работы над романом появилась идея сделать не простой роман ужасов, а детектив, то есть вернуть Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Чтобы не было неувязки, события романа должны были происходить еще до гибели сыщика в водопаде.

Однако делиться своими героями Конан Дойл не собирался. Роман «Собака Баскервилей» был опубликован в 1902 г. в журнале «Стрэнд» только под его именем, но с благодарностью Флетчеру Робинсону, которая в дальнейшем исчезла из переизданий. И уже в 1902 г. стали распространяться слухи, будто роман был написан Робинсоном, а Дойл лишь разрешил ему воспользоваться именем Холмса. Через пятьдесят лет после первой публикации романа эту сплетню подтвердил Гарри Баскервиль!

Биографы писателя на фактах давно ее опровергли, но история о том, как в 1907 г. Конан Дойл подговорил свою любовницу – миссис Робинсон – дать больному тифом мужу яд и таким образом скрыл тайну рождения «Собаки Баскервилей», по сей день муссируется в желтой прессе.

Публикация «Собаки Баскервилей» подстегнула новую волну интереса к Шерлоку Холмсу. Конан Дойл первое время отказывался вернуться к своему герою, но когда из США поступило предложение платить по 5 тыс. долларов (свыше 80 тыс. долларов по современному курсу) за каждый рассказ о сыщике, писатель сдался. Шерлок Холмс спасся из водопада и вернулся к дальнейшим расследованиям. Кстати, страстные поклонники Шерлока Холмса и доктора Ватсона на основе произведений Конан Дойла четко вычислили годы жизни любимых героев: доктор Ватсон (1852–1929), Шерлок Холмс (1854–1930). Сыщик умер вместе со своим автором.

Эти даты лишь подтверждают знаменитые слова писателя, сказанные Конаном Дойлом в день празднования его семидесятилетия:

«– …Разве вы не знаете, что не я создатель образа Шерлока Холмса? Это читатели создали его в своем воображении!»

Это и есть ключ, данный нам Дойлом к раскрытию истинного образа Шерлока Холмса. Если первоначально писатель отнесся к своему герою с уважением и постарался придать ему как можно больше привлекательных черт – Холмс и энергичный, и отзывчивый, и бескорыстный человек, готовый прийти на помощь униженным и оскорбленным в ущерб богатым и знатным, то впоследствии Дойл стал открыто издеваться над своим героем, но уже было поздно – масскульт сделал свое дело и вознес сыщика над его создателем. А ведь писатель показал его и ограниченным неучем – Холмс понятия не имеет о том, что Земля круглая, и тугодумом, изрекающим банальные истины, и наркоманом – мыслительные процессы у него активизируются преимущественно под воздействием морфия и кокаина, а в ряде случаев даже круглым дураком… Все было оправданно читателями, истинными творцами Шерлока Холмса! Вся скверна была списана на Конан Дойла. А сам Холмс остался, по словам К.И. Чуковского, чуть ли не единственным «из персонажей детской мировой литературы, главное занятие которого – мышление, логика». Масскульт победил ненавидевшего его Конан Дойла, Шерлок Холмс – родитель масскульта – восторжествовал, ибо был и остается мудрым на уровне толпы.

Сюзанна Дин, Одетта Сюзанна Холмс, Детта Сюзанна Уокер, Миа «Я - это три женщины… та, кем я была сначала; та, которая не имела права быть, но была; и та, которую ты спас». (ТБ-2) Пятилетней Одетте Холмс на голову упал кирпич, когда вся семья приехала на север, на свадьбу ее тети.

Из книги Тайна капитана Немо автора Клугер Даниэль Мусеевич

Из книги Под знаком четырёх автора Тугушева Майя Павловна

Бессмертный Шерлок Холмс Джозеф Белл, эдинбургский профессор, был очень интересным человеком. Он отличался редкой проницательностью, безошибочной интуицией и огромной наблюдательностью. Его ученик, молодой врач Артур Конан Дойл, практиковавший в городке Саутси,


Главные лица

Шерлок Холмс - главный персонаж рассказов, сыщик-консультант, в совершенстве владеющий «дедуктивным методом».
"Характер у него трудный. Очень. Я бы сказал даже – невыносимый", – так отрекомендовал Холмса Ватсону их общий знакомый. Как заметил сам Ватсон после непродолжительного знакомства с ним – "У него очень узкий круг интересов. Он не знает самых простых вещей. Хотя в совершенстве знает уголовное право, химию – вернее, тот его раздел, который касается ядов и взрывчатых веществ. Знает всё об оружии – холодном и огнестрельном. Вероятно, неплохо стреляет". И боксирует, в чём Ватсон имел случай убедиться на деле.
Бескорыстен, с малоимущих клиентов денег предпочитает не брать, а свои доходы исчисляет билетами в оперу.

Доктор Ватсон - друг, помощник и биограф Шерлока Холмса.
Поиски недорогого жилья обернулись для него регулярными опасными приключениями, а чтение лондонских газет побудило его взяться за перо.
Был чемпионом полка по боксу. Из оружия предпочитает револьверы и стулья. Имеет опыт убиения диких мушкетов. Умеет вырезать стильные маски из чёрного шёлка. Бесподобно взламывает индийские ларцы английской кочергой. Любит животных – особенно седло барашка. Незаменим при поимке опасных преступников и обсуждении орхидей.
Замечен лишь в двух грехах: храпении по ночам и штудировании фармакологии.
Неоднократно выказывал незаурядное мужество: в одиночку выслеживал убийцу в заброшенном доме, ловил на болоте беглых каторжников, и даже брился опасной бритвой в движущемся поезде.

Миссис Хадсон - квартирная хозяйка на Бейкер-стрит 221В.
Пустив на порог такого жильца как Холмс, пожизненно обрекла себя на беспокойную жизнь на благо Британии и неосознанное владение дедуктивным методом.
Образец викторианской невозмутимости, пунктуальности и постоянства.

Майкрофт Холмс - родной брат Шерлока Холмса, старше его на семь лет.
Женат, имеет сына, очень любит свою собаку, рыжего сеттера, и работает в министерстве иностранных дел. Очень известен… в своём кругу.
Его родной брат Шерлок считает, что Майкрофт очень наблюдателен (намного наблюдательнее его самого - прим.модератора), и из него мог бы получиться великолепный сыщик, если бы он всему на свете не предпочитал тишину и мягкое кресло в клубе.

Мэри Морстен - супруга доктора Ватсона.
Добропорядочная, в меру скромная, в меру умная девушка. Идеальная пара для такого же, в меру скромного и в меру умного, джентльмена.
Известие о возможном богатстве восприняла без лишних эмоций, что характеризует её с лучшей стороны. Известие о том, что богатство отменяется, также восприняла индифферентно.

Следователи Скотленд-Ярда

Инспектор Лестрейд - детектив Скотланд-Ярда.
Холмс высказался о нём просто: "Фокстерьер. Энергии много, ума мало".
Тобиас Грегсон - инспектор Скотланд-Ярда, "самый толковый сыщик Скотленд-Ярда", по мнению Шерлока Холмса. С охотой принимает помощь великого сыщика.
Инспектор Брэдстрит - детектив Скотланд-Ярда.
Стэнли Хопкинс - молодой детектив Скотланд-Ярда.

Остальные действующие лица.

Серия №1. Знакомство.
Доктор Гримсби Ройлотт - владелец особняка неподалеку от Лондона; служил в Индии, откуда привез гиену и павиана (как впоследствии оказалось, и ядовитую змею). Всех животных отпускал бродить по особняку и саду ночью.
По мнению Холмса, "действительно скотина". Склонен к порче хороших вещей, изощрённым убийствам посредством экзотических животных.
Долго служил в Индии, но карьера его кончилась самым неприятным образом.
Характер "грубый, несдержанный". Воспринимал Ватсона как "всякого дурака", миссис Хадсон как "старую курицу", а неизвестную нам миссис Фаринтош как "старую дуру". По другим отзывам – "бандит" и "страшный человек" "бешеного нрава" ("у них в роду все такие".

Погиб от своего собственного оружия (змея) при попытке убийства своей падчерицы.
Элен Стоунер - Приёмная дочь доктора Гримсби Ройлотта и сестра-близнец Джулии Стоунер, убитой, как выяснилось в результате расследования, своим отчимом с помощью ядовитой змеи.
Её намерение выйти замуж поставило под угрозу её собственную жизнь, по причине алчности её отчима, пытавшегося воспрепятствовать вступлению падчерицы в права наследства.
Несчастная, но смелая девушка.

Серия №2. Кровавая надпись.
Джефферсон Хоуп - человек, чья невеста погибла от рук мормонов, решивший отомстить "изуверам". Своим жертвам предлагал две таблетки: одну безвредную, другую с ядом, со словами "Если нет в мире справедливости, тогда и мне жить незачем ". Оставлял на месте преступления кровавую надпись "Revenge". Был разоблачен Шерлоком Холмсом, который считал Джефферсона Хоупа «свирепым, опасным, но в чём-то очень благородным человеком» и скончался в тюрьме от кровоизлияния в мозг.

Серия №3. Король шантажа.
Чарльз Огастес Милвертон - собственно, король шантажа, добывая "неосторожные письма" после вымогал деньги за неразглашение.
Король шантажа, играл на людских пороках, ошибках и слабостях. На его счету много жертв. «Один из самых мерзких людей в Лондоне» , по мнению Шерлока Холмса. Кроме того играл важную роль в сетях профессора Мориарти - добывал средства.
Леди Хаксли - одна из жертв Милвертона. Её муж не выдержал огласки её тайной переписки и умер от остановки сердца. Убивает Милвертона. Позже помогает Холмсу, передавая тому секретный шифр от бумаг Мориарти, украденный ею у Милвертона.
«Какая женщина, какое самообладание, какой здравый смысл!» – говорил о ней Холмс, чуть было сам не пострадавший от её предприимчивости.

Серия №4. Смертельная схватка.
Профессор Джеймс Мориарти - глава мощной криминальной организации, гений криминального мира. Из хорошей семьи, получил блестящее образование. Наделён феноменальными математическими способностями, позволяющими ему тонко манипулировать преступным миром Лондона. Шерлок Холмс переходил ему дорогу много раз, но убийство Милвертона и, как следствие, утеря ценных документов организации, позволивших Холмсу разоблачить его, стали последней каплей. Погибает в драке с Холмсом у Рейхенбахского водопада.
"Этот человек оплёл своими сетями весь Лондон, а о нём толком никто ничего не знает", - говорит Холмс.
Себастьян Моран - второй по опасности человек в Лондоне после профессора Мориарти. Полковник в отставке, бывший офицер Индийской армии её величества. Служил в первом сапёрном бангалорском полку. Был пойман с поличным, попал в ловушку Шерлока Холмса.
Карточный шулер и киллер на службе у профессора Мориарти.

Петер Штайлер-младший - Проходил по делу о краже головы Купидона в Королевском музее
– всю жизнь его тянуло к прекрасному, не смог устоять. Холмс тогда
один отнёсся к нему по-человечески.

Штайлер был освобождён досрочно за примерное поведение и на
подъёмные купил скромную гостиницу в скромных Швейцарских Альпах.


Если бы не Холмс, не жил бы он здесь и не любовался бы на эту
красоту (будь она проклята).

Серия №5. Охота на тигра.
сэр Рональд Адэр - честный молодой человек, выиграв вместе с полковником Мораном и изобличив его в мошенничестве, отдал деньги другим игрокам, в результате чего оказался должен полковнику круглую сумму. Был застрелен полковником за неуплату долга.
Постоянный игрок и член правления клуба «Багатель». Заядлый картёжник, но никогда не выходит за пределы благоразумия. Младший сын губернатора одной из английских провинций в Австралии.
Маркёр -
Эффектная шестёрка профессора Мориарти.
Склонен к простуде, особенно весной. Вдовец, отец двух детей – младшего мальчика и старшей девочки. Собирался жениться вторично, несмотря на подагру и не совсем правильный прикус.
Выполнял мелкие поручения и, благодаря своей специфической внешности, служил средством психологического давления на "клиентов" Мориарти. Коронная фраза: «Мой вам совет».

Собака Баскервилей.
доктор Джеймс Мортимер -
Сельский врач, переехал из Лондона за город в 1884 году.
Нечестолюбив, рассеян, нежно любит своего кокер-спаниеля Снуппи. Есть косвенные свидетельства, что он женат, хотя жену его никто никогда не видел.
Стал невольным инициатором расследования, обнаружив возле тела сэра Чарльза Баскервиля следы "ог-громной собаки".
Благодаря "проклятой забывчивости" и профессионализму – в общении с людьми часто переходит на латынь, в собеседнике видит прежде всего скелет и живым предпочитает могильные останки, в которых часто копается. Вследствие чего даже умудрился назвать Холмса "вторым по величине европейским экспертом".

сэр Генри Баскервиль -
Большую часть детства и юности провёл в Соединённых Штатах и Канаде и жил бы там счастливо, если бы не получил в Англии наследство.
Типичный представитель "золотой молодёжи" Нового света. Внешне – энергичен, деятелен и смел, внутри же неуравновешен, склонен к алкоголизму и несамостоятелен.
Очень огорчился, узнав, что Старый свет от Нового отличается не только одеждой, но и меню.
В стрессовой ситуации инстинктивно потянулся к первой подходящей особи противоположного пола.
Крылатые фразы: «За кого меня принимают в этой гостинице!», «Что это, что, что это, что это было?».
Втайне ненавидит овсянку и собак.

Джон Бэрримор - дворецкий сэра Генри,
Дворецкий. Представитель пятого или шестого поколения Бэрриморов, проживающих в Баскервиль-холле. Вследствие чего обладает всеми добродетелями английского дворецкого (вероятно, на генетическом уровне), как то – патологическая невозмутимость, хроническая аккуратность и пунктуальность, совершенная дикция, монументальная координация движений и всё остальное, чего обычно нет у хозяина, которому он ревностно предан.
Особые приметы: одет аккуратно, борода... чччёрная.
Крылатая фраза: «Овсянка, сэр!»

Элиза Бэрримор - жена дворецкого Джона Бэрримора, экономка сэра Генри, хитра, любопытна, многословна, истеричная натура. Благодаря этому она многое прояснила в расследовании, по существу указав на участие в деле Лоры Лайонс.
Джек Стэплтон - хитрый, доброжелательный, веселый.
Преступный авантюрист с энтомологическим уклоном. Будучи не в состоянии справиться с потерей общественного положения после "неприятной истории" с эпидемией в возглавляемой им школе в Йоркшире, Стэплтон, по старой английской традиции, пустился во все тяжкие, желая заполучить наследство сэра Чарльза Баскервиля. Фамильное предание о собаке только добавило шарма этому чисто английскому убийству.
Бэрил Степлтон -
миссис Лора Лайонс - В девичестве Лора Френкленд. Вышла замуж за художника по фамилии Лайонс, который приезжал на этюды, а потом беспардонно бросил её.
Зарабатывает на жизнь машинописью и катится по наклонной плоскости. Производит впечатление неглупой женщины, но видимо только внешне. Неразборчивость в мужчинах чуть было не погубила её, сделав Лору орудием в преступных планах Стэплтона.

мистер Фрэнкленд - отец Лоры Лайонс. Активный старый маразматик. За долгие годы практикования скверного характера потерял всякий интерес общества к своей персоне.
После ссоры со своей любвеобильной дочерью Лорой остался совсем один. Сложившуюся ситуацию пытается компенсировать, привлекая к себе внимание общества посредством судебной системы.
Спустил всё своё состояние на судебные издержки. При этом делает вид, что у него нет личной заинтересованности в этих делах – он только выполняет общественный долг.

Сокровища Агры.
Ирэн Адлер - женщина, сумевшая разгадать замысел Холмса, когда тот под видом священника, раненого в драке с нищими, проник в ее дом, и сбежал. Холмс считал это дело своим поражением (несмотря на то, что добился своей главной цели), а об Ирэн Адлер говорил: «Эта женщина», а вместо вознаграждения, предложенного королем Богемии, предпочел взять фотографию вышеупомянутой особы.
Мифическое существо, материализованная персонификация женского начала Шерлока Холмса.
Перед ней великий сыщик бессилен как дикарь перед идолом бога. Абстрактная женская логика не поддаётся анализу, но при этом не менее эффективна, а дедукция – не конкурент женской интуиции. Чистый и холодный рассудок рядом с такой, как Ирэн Адлер – не более чем красивая яхта на поверхности Тихого океана. У вас есть немного времени, чтобы насладиться плаваньем... пока океан действительно "тихий"...

Таддеуш Шолто - честный, чудаковатый, ипохондричного склада человек, увлеченный восточной культурой.
Производит впечатление человека не алчного, благородного и придурковатого. Любит курить кальян и одновременно беспокоится о митральном клапане своего сердца.
Бартоломью Шолто - брат-близнец Тадеуша Шолто.
Джонатан Смолл - Вероятно, про таких людей и говорят "Джентльмен удачи". Золотая середина не для них, они ведут азартную игру с этой призрачной "удачей", которая соответственно предоставляет им только два варианта: Пан vs Пропал. Или сокровища Агры, или каторга на Андаманских островах. Их стихия – пиратство. А пиратство – это не банальный грабёж, это экспроприация экспроприаторов, что даёт большой куш и какое-никакое моральное право. О чём сам Джонатан Смолл и говорил. И он не питает зла к Шерлоку Холмсу... потому что таковы правила игры в "удачу".
майор Шолто - Типичный представитель людей, неадекватно воспринимающих денежные средства. Следствием чего стали острые приступы скупости, мании преследования, потеря совести и здравого смысла. С чем он и скончался.
Драгоценности, как и следовало ожидать, не достались ни ему, ни его детям, ни Джонатану Смоллу.

Король Богемии

Двадцатый век начинается.

ШЕРЛОК ХОЛМС (англ. Sherlock Holmes) - герой повестей А.Конан Доила «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырех» (1890), «Собака Баскервилей» (1902) и сборников рассказов «Приключения Шерлока Холмса» (1891), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (1892-1893) и других. Образ необыкновенно наблюдательного человека, способного разгадать некую головоломную ситуацию, объяснить нечто, казавшееся необъяснимым, появился в литературе до Конан Доила. Эдгар По создал Дюпена и Леграна, предшественников Ш.Х. У.Коллинз написал детективный роман «Лунный камень», где профессиональный сыщик и проницательный деревенский врач разгадывают невероятно запутанную историю похищения индийского алмаза. А. К.Доил продолжил разработку жанра и сделал это настолько успешно, что многие читатели поверили в реальность Ш.Х., начали писать письма на Бейкер-стрит, где, как известно, жил этот гениальный сыщик, деля квартиру со своим другом и летописцем доктором Ватсоном. Подобную пару первым описал Э.По - рядом с незаурядной личностью находился человек весьма обычных достоинств, неглупый, но и не способный постичь ход рассуждений своего друга и поэтому нуждающийся в объяснениях, которые также необходимы и читателям. Доктор Ватсон - заинтересованный наблюдатель, а часто и участник приключений Ш.Х., с восхищением следящий за его работой и описывающий ее в своих рассказах. Благодаря его записям нам стали известны методы, привычки и особенности Ш.Х. Поистине это был совершенно уникальный человек, его ум не знал равных, и он выбрал необычную сферу применения своих дарований - криминалистику, отдав собственный интеллект расследованиям непонятных убийств, страшных загадок или таинственных исчезновений. В качестве соперника Ш.Х. (правда, довольно смешного и на удивление несмышленого) выступает профессиональный сыщик Скотланд-Ярда Лейстрейд, часто приписывающий себе успехи знаменитого детектива-любителя. По традиции, берущей начало в английском дендизме, любитель, делающий что-либо из одного только интереса и собственного удовольствия, выше профессионала, который работает ради куска хлеба. Именно поэтому Конан Доил с помощью доктора Ватсона всячески подчеркивает, что его герой - джентльмен, любящий на досуге разгадать одну-две криминальные загадки и выбирающий наиболее интересные для себя. Ш.Х. может отказаться от дела герцога, сулящего неслыханный гонорар, и заняться историей простой гувернантки, не имеющей ни гроша. Король Богемии предлагал ему драгоценный перстень, но Ш.Х. попросил взамен лишь фотографию женщины, которая смогла раскусить его замысел и вызвала тем самым его восхищение. Особое обаяние этого образа связано с тем, что в нем удивительно сочетаются невероятная наблюдательность, острый ум с простыми человеческими привязанностями и слабостями. Ш.Х.- прекрасный скрипач, он любит музыку, табак и порой способен целыми днями лежать на диване, раскуривая трубку и предаваясь раздумьям. Но периоды апатии сменяются приливами бешеной энергии, и вот он опять готов мчаться на другой конец Лондона, чтобы устраивать засаду или изучать место происшествия. Блестящая разгадка и поимка преступника - обычный финал таких историй. Проницательность Ш.Х. кажется сверхъестественной, но его объяснения всегда просты, и недогадливый доктор Ватсон с досадой констатирует, что и он мог бы сам догадаться, если бы обратил внимание на ту или иную деталь. «Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница»,- объясняет Ш.Х. секрет своего искусства. Потомками Ш.Х. в детективном жанре стали Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и многие другие персонажи.

Лит.: Тугушева М.П. Под знаком четырех: о судьбе произведений Э.По, А.К.Дойла, А.Кристи. М., 1991.

Самый известный детектив в литературном мире вышел из-под пера Артура Конан Дойла и до сих пор остается признанным любимцем публики. Узнаваемый персонаж обрел свои характерные черты, определенные атрибуты, которые позволяют ему не теряться среди других героев и быть знакомым даже тем, кто с творчеством Конан Дойла даже не встречался. По сей день остаются актуальными экранизации многочисленных приключений этого детектива в виде фильмов и сериалов. Характеристика Шерлока Холмса поможет представить этого персонажа таким, каким он был задуман своим создателем.

Краткие сведения

Шерлок Холмс - герой детективных повестей и рассказов Артура Конан Дойла. Его образ наблюдательного гения, способного распутать любое дело и разгадать даже самую сложную головоломку, дополняется образом верного друга - доктора Ватсона, человека более простого и обычного. Артур Конан Дойл посвятил великому детективу тридцать один год своей жизни (с 1886 по 1917 год), популяризировав жанр детективного романа и породив множество последователей и поклонников. Характеристика Шерлока Холмса не может быть однозначной, так как однозначным нельзя назвать даже самого этого персонажа.

"Шерлок Холмс - великий человек, и, может быть, однажды, при большой удаче, он станет еще и понятным"

Образ Шерлока Холмса формировался на рубеже эпох, в то время, когда мир, в котором жил Артур Конан Дойл и его персонажи, можно было обозначить только одним эпитетом - противоречивый.

Сыщика можно определить сразу как декадентского, викторианского и неоромантического героя. Почему же характеристика Шерлока Холмса доходит до таких крайностей? Потому что каждое направление оказало достаточно сильное влияние на формирование образа, так запомнившегося читателям.

Викторианский Шерлок Холмс

Является прототипом персонажа настоящего викторианского романа. Но что входит в это определение?

Ранее считалось, что джентльмен - человек знатного происхождения, обеспеченный достаточно, чтобы жить, не работая. Потому занятия таких лиц носили любительский характер, а к их качествам причислялось умение импровизировать, наличие вольного ума и любви к экспериментам.

Со временем критерии все больше размывались, и в итоге для определения джентльмена стали более важны черты его характера, особенности личности, а не Джентльмен - это образец благородства, кодекса чести, галантности и интеллигентности, невозмутимости при любых обстоятельствах.

Так кто же такой Шерлок Холмс? Характеристика героя содержит все эти качества, поэтому он вполне может быть назван джентльменом. К тому же он достаточно обеспечен, а расследованием преступлений занимается исключительно ради собственного удовольствия, чтобы развеять скуку.

Но все-таки он не до конца подходит этому образу.

Декадентство - эстетика конца века

Декадентство - это крайность, это противостояние прежнему строю. Оно выражалось в презрении обыденного, было бурным, а не чопорным, индивидуальным и творческим, вместо нормального и принятого. И кто станет спорить, что все это не подходит нашему герою? Характеристика Шерлока Холмса ведь именно такая - обычным его не назвать. И если что-то вызывало в нем интерес, то все остальное становилось неважно: время суток не играло роли в графике активности детектива, важным оставалось только желание изничтожить скуку, распутать очередную загадку.

Неоромантический Шерлок Холмс

Характеристика как человека самодостаточного и самодеятельного, независимого в поступках и суждениях - таким персонаж вышел на передний план в неоромантизме. Эти же черты свойственны и для мистера Холмса. Так же, как и неоромантические герои, он сражается за справедливость в своем микромире, не стремясь разрешить глобальные вселенские проблемы.

и наркомания

Одна из причин, по которой Шерлока Холмса нельзя причислить к викторианской литературе, состоит в том, что в герое нет пропаганды семейных ценностей. Отношения с родственниками у детектива натянутые, за весь цикл упоминается лишь старший брат Майкрофт, который, скорее, незнакомец или враг, чем друг, и имеется отсылка к племяннику (всего один раз).

К тому же у Холмса есть страсть, которая ближе к декадентству, чем к чопорным джентльменам викторианства - наркотики, морфий и кокаин. В те времена, когда эти вещества еще ходили по острому краю между медикаментозными препаратами и вредными для организма, пристрастия сыщика не казались однозначно пагубными, но накладывали дурной отпечаток, четко отделяя повести от семейных книг.

Особенности романов Конан Дойла и дедуктивный метод Холмса

Характеристика Шерлока Холмса делает акцент на его уникальном и пытливом уме. То же отличает и все повести о сыщике: Артур Конан Дойл не смакует эстетику убийства, он и не считает его эстетичным, большая часть внимания уделена размышлению, ходу дела, интеллектуальности и психологии.

Также можно заметить, что детектив-любитель чаще действует не по законам Англии, но по законам чести, своим собственным принципам - он может отпустить преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях. И это не единичный случай. Злодеев в приключениях Холмса не всегда можно даже назвать таковыми - это всегда истории о любви и предательстве, друзьях и врагах, и совершаются они редко ради лишь одного зла.