Золотое кольцо России. Пограничные с Россией страны

Тема урока : «Разнообразие растений»

Цель урока : познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Результаты:

Учащиеся научатся квалифицировать растения, определять с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование:

1. Природный материал: мох, водоросли, еловые и сосновые веточки, цветы, веточки папоротника.

2. Карточки с заданиями.

3. Обучающие диски «Уроки Кирилла и Мефодия.2, 3 класс»

Класс разделён на группы по 4 человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Как образуется почва?

Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение деятельности.

Учитель загадывает загадку:

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Правильно, это растения.

Звучит « Вальс цветов». (Обучающий диск « Уроки Кирилла и Мефодия» 2 кл., урок № 7,з.1)

IV. Работа по теме.

1. Учитель:

На этом уроке мы поговорим о растениях. Они образуют леса и луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Как и всё живое растения дышат, растут, размножаются, при этом они могут поглощать вредные вещества, а выделять в окружающую среду кислород, которым мы дышим. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.

2. Задание: «Соедини начало каждого предложения с его окончанием»

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.3)

3. Учитель:

Ребята, как вы думаете, маленький рост - это беда или не беда?

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет - выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

Рассмотрите мох и послушайте о нём сообщение.

4. Ученик 1.

Мхи - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.

5. Учитель помещает на доску таблички: царство растений, мхи.

Что это? (показывает перо страуса)

Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?

Правильно, на папоротник. (на доске появляется ещё одна табличка -папоротники)

6. Ученик 2.

Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше - папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

7. Учитель:

Ребята, рассмотрите природный материал и скажите, а какие растения всегда живут в воде?

Правильно, водоросли. (На доске появляется новая табличка - водоросли).

8. Ученик 3.

Водоросли - это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами - ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

9. Учитель:

Нам осталось познакомиться ещё с двумя группами растений. (Самостоятельная работа по учебнику).

Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

(На доске появляются ещё две таблички - хвойные, цветковые)

Как называется наука о растениях?

Где растут водоросли?

Где можно встретить мхи?

Назовите хвойные растения.

Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

10. Работа в рабочих тетрадях: з.1,2.3, с.29.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.6,8.)

VII. Рефлексия. Работа в группах.

1. Задание: нарисовать планету в одежде, которую создают разные группы царства растений. Планета должна быть счастливой.

2. Защита творческих работ.

3. Учитель:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если на планете будут уничтожены они

Мы останемся одни.

4. Ученик 4:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

5. Ученик 5:

Давайте люди любить планету

Во всей Вселенной похожей нет.

Во всей Вселенной на всех одна

Что будет делать без нас она?

VIII. Подведение итогов.

На какие группы делятся растения?

Приведите примеры растений разных групп.

Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

Что особенно понравилось на уроке?

IX. Домашнее задание . С.69-73, ответить на вопросы, рабочая тетрадь. с.31, з. 7,8.

Александра Волынцева
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Мир растений»

Тема урока : Мир растений

Цели : Ознакомить с основной классификацией растений , рассмотреть особенности каждой группы растений .

Задачи урока :

развивающие :

Способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

Способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний) ;

Стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;

Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные :

Актуализировать знания детей о природе, её составляющих;

Расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.

воспитательные :

Способствовать формированию коммуникативных навыков;

Создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Планируемые результаты : учащиеся научатся распределять растения по группам , использовать атлас-определитель для распределения растений по группам , работать индивидуально и в группе.

Оборудование : демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений , схема-опора «Живая природа» , таблица «Разнообразие растений »

Дидактический материал и оборудование :

Мультимедийная презентация, учебник : Плешаков А. А. Новицкая М. Ю., Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир » - М. - Просвещение 2013, карточки : «настроение» , «кластеры » , карточки (для парной работы) .

Ход урока

1. Организационный момент : введение в раздел, тему урока . (2 мин)

Учитель : Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Начинается урок ,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

ІІ. Самоопределение к деятельности.

Предлагаю вам, ребятки

Отгадать мои загадки.

1). Две сёстры летом зелены,

К осени одна краснеет,

2). Другая чернеет. (Смородина)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник) .

3). Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (Ель)

Учитель :

Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения ) .

На какие группы можно разделить эти растения ? (Культурные, дикорастущие . Деревья, травы, кустарники)

Актуализация знаний.

Давайте вспомним. Какие части растений вы знаете ? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)

А какие условия необходимы для жизни растений ? (Свет, тепло, влага)

Как изменяется жизнь растений в разные времена года?

Почему происходят эти изменения?

Вы, наверное, слышали выражение : «растения – зелёная одежда Земли» ? Как вы это понимаете?

(высказывания ребят)

Учитель : И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока .

(высказывания ребят) .

ІV. Новая тема. Прием «Инсерт» .

Учитель :

Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений . Ученые делят их на группы. Давайте узнаем об этом поподробнее. Прочитайте текст в учебнике на стр. 72. Во время чтения делайте пометки на полях карандашом.

V – я так и думал! Я это знаю!

Новая информация.

? – не очень понятно, я удивлен.

Учащиеся осмысленно читают текст и делают пометки.

5. Прием «Составление кластера » в парах.

Учитель : Ребята, обсудите в парах, на какие группы делятся растения и заполните кластеры .

7. Путешествие по царству растений .

Учитель : Сейчас мы совершим экскурсию по царству растений . Первая остановка – Водоросли.

Как вы думаете, почему их так назвали?

Что вы о них узнали?

1 слайд У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов , мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Учитель : Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Продолжаем путешествие. Следующая наша остановка – Мхи.

2 экскурсовод : Это низкорослые растения , стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.

Сфагнум. Растение , которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф . Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.

3 экскурсовод : В эту группу входит около 10000 видов растений . Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй . Видимая часть растений – это листья . Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно . Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения .

4 экскурсовод : Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.

Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.

Листья наши очень колки, называются иголки,

И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

Почему эта группа получила такое название?

Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек. Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные» .

Учитель : Назовите представителей этой группы растений . (Ответы учащихся) .

5 экскурсовод : Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами,

Мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и в поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю,

Нас узнаете везде.

Цветковые растения – самая большая группа растительного мира . Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень , стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

Учитель : Давайте заглянем на «Страничку Умного Совенка» (с. 134 учебника) и скажите, чем могут отличаться растения одного вида ? (расцветкой цветков, формой листье, стебля. При этом общая форма похожа)

Мы, узнали признаки различных групп и видов растений , и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке , заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы .

8. Самостоятельная работа в группах

корень стебель листья размножение Особенности

жизнедеятельности

водоросли

папоротники

цветковые

(Проверка)

Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами)

У каких растений нет корня ? (У водорослей и мхов)

Что общего у хвойных и цветковых растений ? А чем отличаются?

Физкультминутка.

Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

Растения – удивительные повара.

Давайте подумаем, а какую роль играют растения в природе и жизни людей? (Очищают воздух)

Оказывается, растения – удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Чудесная «кухня располагается в листьях. Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но работает чудесная «Кухня» только на свету. Солнечный свет несет энергию.

Сравнение схем дыхания и питания растений

Вывод. Сравнение нашего вывода с выводом в учебнике на стр. 81.

9. Закрепление знаний.

Работа в рабочей тетради. Заполнить схемы питания и дыхания растений .

Учитель : На какие группы делится царство растений ? (Водоросли, папоротники, хвойные растения , цветковые растения .)

Где растут водоросли ? (Жители воды)

Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

Назовите представителей хвойных растений . (Сосна, ель, кедр, можжевельник)

Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения )

Почему растения называют удивительными «поварами» ?

Какую роль растения играют в природе и в жизни людей?

10. Подведение итогов урока . Рефлексия.

Приём «Синквейна»

Учитель : Заканчивая разговор о разнообразии растений , я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают) .

Пример синквейна

Растения .

Разнообразные, прекрасные.

Украшают, радуют, восхищают, обогащают воздух кислородом.

Зелёный наряд Земли.

Учитель : Итак, наш урок завершается . Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке , дополняя предложения :

(на доске появляется карточка со словами)

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

(высказывание учащихся)

Учитель : Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока . «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы) .

11. Домашнее задание

Учебник - стр. 71-75, ответить на вопросы на с. 81 в рубриках «Проверим себя» , «откроем атлас-определитель»

Рабочая тетрадь – стр. 52-53, задания 2-4

Учитель : Я всех благодарю за урок !

Окружающий мир — очень интересный предмет. И жизненный. Дочке нравится. А мне — нет. Всё дело в том, как преподносится материал.

За основу взят метод «концентрических кругов», когда в каждом классе проходят одно и то же, только на разных уровнях. К примеру, в первом учили что у человека есть ноги-руки-голова, во втором — коснулись некоторых внутренних органов, а в третьем строение тела человека даётся ещё более подробно, но так, чтобы хватило и на 4 класс.

За основу по программе «Школа России» взят учебник Плешакова в 2 частях. Смотрим содержание.

Вот так — всё и сразу. Пытаюсь как-то обобщить.

Всего 6 разделов:

  1. Как устроен мир.
  2. Эта удивительная природа.
  3. Мы и наше здоровье.
  4. Наша безопасность.
  5. Чему учит экономика.
  6. Путешествие по городам и странам.

А что конкретно нужно выучить?

Темы первого полугодия:

Природа и человек.

1 занятие:

  • объекты живой и неживой природы — повторить;
  • бактерии (изучение, польза и вред) — найти видео о росте бактерий, заквасить вместе кефир;
  • человек (строение, внутренний мир, отличие от животных).

Общество и экология. Защита природы.

2 занятия:

  • определения «семья», «народ», «страна», «государство», символы государства — нарисовать картинку вместе;
  • понятия «окружающая среда», «экология»;
  • связи: между живой и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой, хищниками и растительноядными животными;
  • как человек загрязняет природу и что можно сделать — нарисовать схему;
  • знаменитые заповедники в России;
  • Красная книга.

Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ.

1 занятие:

  • искусственные и естественные тела;
  • твёрдые, жидкие и газообразные вещества;
  • сахара (обратить внимание на виноградный);
  • уксус;
  • определение крахмала йодом — провести опыт.

Воздух, вода, почва.

3 занятия:

  • Воздух, свойства (прозрачный, плохо проводит тепло, расширяется и сужается при изменении температуры) — опыт с шариком в холодильнике.
  • Вода, свойства (растворитель), обратить внимание на то, сколько содержится воды в ребёнке, изменения воды при изменении температуры, что такое снежинки, лёд на реке (лед легче воды), загрязнение воды, охрана и экономия воды. Нарисовать рисунок: «Круговорот воды в природе».
  • Камни — разрушение, что из них получается. Почва (состав, свойства, загрязнение, охрана). Найти видео о разрушении камней.

Солнце, растения, люди. Размножение и развитие растений. Охрана растений.

2 занятия:

  • Виды растений: хвойные, цветковые, папоротники, мхи, водоросли.
  • Почему растения живые. Дыхание растений, питание растений.
  • Опыление растений — кто и как. Последовательность развития растения. Как распространяются растения.
  • Красная книга растений (ятрышник???), почему исчезают растения. Лекарственные растения (пижма). Из каких растений делают ткани.

Поход в Ботанический сад.

Животные, кто что ест. Размножение и развитие животных. Охрана животных.

2 занятия:

  • Разнообразие животных (черви, насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие, иглокожие), кит, дельфин, тюлень.
  • Кто что ест — пищевые цепочки. Пищевая сеть (?)
  • Размножение животных (из икры, живорождение, из яиц).
  • Красная книга животных.
  • Птицы: дрозд, скворец, фламинго, кукушка.
  • Насекомые: комар, майский жук, крапивница, жук-красотел.
  • Морское животное: осьминог, кальмар, морж, морская звезда.

Грибы. Великий круговорот жизни.

1 занятие + найти в интернете картинки самых разных грибов, грибков, проследить их из древности. Сделать домик-гриб из алебастра (технология). Поговорить о биосфере.

Обратить внимание, что нет корней, есть грибница, её роль. Съедобные и несъедобные грибы, роль грибов в природе.

Понятия: организм-производитель, организм-разрушитель, организм-потребитель.

Организм человека. ЗОЖ.

1 занятие.

Организм человека: органы и системы. Органы чувств. Кожа. Скелет и мышцы. Осанка.

Всего за 1 полугодие

13 занятий.

Достаточно 1 урока окружающего мира в неделю. За 3,5 месяца пройдём.

Второе полугодие

Огонь, вода, газ — вопросы безопасности.

1 занятие. Повторить.

Безопасность дорожного движения, дорожные знаки и разметка.

1 занятие. Дорожные знаки повторять периодически.

Опасные места и природные опасности. Экологическая безопасность.

1 занятие.

Экономика

1 занятие

Природные богатства.

1 занятие.

Растениеводство.

1 занятие.

Животноводство.

1 занятие.

Промышленность.

1 занятие.

Деньги. Государственный и семейный бюджет.

1 занятие.

Экономика и экология.

1 занятие.

Золотое кольцо России.

1 занятие.

Пограничные с Россией страны.

1 занятие.

Европа (север, центр и юг)

1 занятие

Страны Бенилюкс.

1 занятие.

Франция.

1 занятие

Великобритания.

1 занятие.

Достопримечательности мира.

1 занятие.

Подводим итоги

17 занятий. Успеем, если будем проходить по 1 уроку в неделю.

Вспомогательные материалы

Планирую пользоваться видеороликами из интернета, заглядывать на сайт «интернетурок.ру».

Перед аттестациями буду давать ей тесты из КИМ (контрольно-измерительные материалы) для 3 класса.

Выездные мероприятия

Нужно посетить Дарвиновский музей, Зоопарк, Ботанический сад, возможно, какую-то ферму.