Анализ произведения тихое утро казакова ю п. ΙΙ. Домашнее задание. Ты мог бы поработать лучше

Анализ рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1) Особенности жанра произведения . Произведение Ю.П. Ка­закова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа . Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произве­дения. Проблематика - совокупность проблем, рассматривае­мых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своём рассказе «Тихое утро»? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжёлое испытание)

3) Особенности сюжета произведения . Описание произошед­ших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро» Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа . В рассказе Юрия Каза­кова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два маль­чика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.

Образ Яшки . Яшка - типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик пре­зрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схва­тил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал ге­рой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, без­утешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хо­рошо кончилось...»

Кем ощущает себя Яшка, собираясь рано угром на рыбалку? (взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболов­ном деле)

Почему Яшка разозлился на Володю? (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, ещё полностью не может разде­лить всех восторгов Яшки)

Как ведут себя мальчики, отправляясь на рыбалку? (Яшка счи­тает себя специалистом в рыбной ловле, поэтому он перед Володей задирает нос.) Кто новый приятель Яшки, которому он собирается показать настоящую рыбалку? (Володя - при­езжий из Москвы)

Какими своими знаниями о природе, об окружающем мире поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? (Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук тракгора, что у них в реке водится всякая рыба; определил го­лоса птиц; объяснил, как поймать дрозда)

Как ведуг себя мальчики на рыбалке? (все изменения в на­строении Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет пока­зать себя настоящим знатоком рыбного дела; Володя же неук­люж, потерял равновесие и упал в воду)

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыг­нул в воду, затем ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание спасти Володю)

Перечитайте выразительно отрывок, помогающий понять чувства Яшки после спасения Володи. Какие чувства испыты­вает в этот момент Яшка? (чувство страха за жизнь Володи, чувство жалости и сострадания, которые рождают любовь к ближнему)

Образ Володи . Городской мальчик - полная противополож­ность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссори­лись из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Посте­пенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказы­вает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки путает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.

Чем Володя отличается от Яшки? (Володя - городской жи­тель, который никогда не ловил рыбу, не видел настоящих туманов, не просыпался так рано; Яшка же с детства живёт в деревне, ходит босиком, ловит рыбу, умеет общаться с при­родой)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман. (большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного про­изведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоцио­нальные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим город­ским друтом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано ут­ром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укры­та туманом. Ближние дома были ещё видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни вет­ряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и мета­форам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобраз­ным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно- белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показы­вает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сза­ди. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, преду­преждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «раз­ливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздава­лись редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была чёрная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опас­ности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Без­мятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Во­лодя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно по­вторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и вётлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришёл другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро». (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казако­ва «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Дей­ствительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для то­го, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с глав­ными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - под­чёркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале даётся описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Рябова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 36"
Населённый пункт: г. Казань, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова "Тихое утро"
Дата публикации: 12.09.2017
Раздел: среднее образование

Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Цели:

Обучающая : кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить

рассказать о его переживаниях.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных

характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Воспитывающая : воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного

взросления.

Ход урока

Ι. Организационная часть.

ΙΙ. Сообщение темы. (записать в тетрадь)

Эпиграф.

Юрий Казаков – талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные.

Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью,

это – произведения большой литературы…

В.Ф. Панова

ΙΙΙ . Сообщение о Ю.П. Казакове. Работа консультантов.

1 ученик.

рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии писал: «В роду

насколько

известно,

образованного

человека,

талантливы были многие».

2 ученик.

С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на

контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в

Профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он

играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на

танцплощадках.

1 ученик.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы,

которые отвергались в редакциях. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к

писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во

время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда

отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

2 ученик.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди » (1956) и

главными

являются

животные

сбежавший

охотничий

Литературные

критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших

продолжателей традиций русских классиков.

1 ученик.

В 1964 году в набросках автобиографии Ю. Казаков написал о том, что в годы учебы

«занимался

альпинизмом,

охотился,

придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),

путешествиям.

Впечатления

воплотились

художественных произведениях, например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и

рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.

2 ученик.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков

«Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить … в

деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую

руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,

рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

1 ученик

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961),

«Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и

др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове,

поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания

К.Паустовском

«Поедемте

Лопшеньгу»

Большинство

замыслов Ю. Казакова осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя

были изданы в книге «Две ночи» (1986).

. Лексическая работа. Работа консультанта.

Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой

называют обычный сарай.

Косарь – большой тяжелый нож, который делается из обломков косы и применяется

обычно для щепления лучины.

Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток

пересохшей реки.

Куга

Куга (или осока) – болотное растение.

Выпозки – черви для наживки.

Перекатки

открытое

неровностей

ландшафта

перекатываются одна через другую.

Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

Лощина – долина с пологими склонами.

. История создания рассказа «Тихое утро»

Как правило, в основе произведений

Казакова лежит действительный случай.

можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954). Писатель предстает перед нами как

тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные души своих героев.

Ι. Беседа по вопросам.

Расскажите о главных героях рассказа.

(Яшка – деревенский мальчик, лучший рыбак среди деревенских мальчишек. Рыбацкие

навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать,

накопать

Удивляет

разбираться

характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток

поспал и опять пошел…», - с уважением говорит он о пахаре. И другое отношение к

Мишке Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни

Прочитайте описание деревни. Для чего оно дано?

(«Деревня, будто большим пуховым одеялом…Яшкина изба». Природа вызывает у

Яшки радостное настроение.)

Почему рассердился Яшка?

(Яшка обещал Володе показать рыбные места. Он встал на целый час раньше, червяков

притащил

ожидаемого

признания.

благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?»)

Найдите слова, передающие раздражение Яшки.

(«Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до

ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил»)

Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

пренебрежительный

проснувшийся

отреагировал.

«выглянул

оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». Ему не

хотелось ссориться с Яшкой. На злую насмешку и издевку Яшки: «…Забежи домой –

пальто возьми», - Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и еще больше

краснеет – уже от обиды. После того как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще

больше обиделся и, «подрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим

взглядом, вышел из сарая. Мальчик был готов отказаться о рыбалки, разреветься, но

желание пойти на рыбалку оказалось сильнее обиды).)

Как вел себя в дороге Яшка?

(Яшка вел себя как хозяин здешних мест, понимал жизнь природы, различал звук

полета чирков, пение дроздов, рассказывал о птицах своему другу. Яшка рассказал

Володе, что у них водится всякая рыба. Он заставил Володю выпить колодезной воды,

так как считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет)

Возникла ли в дороге основа для взаимопонимания мальчиков?

(Да. Между мальчиками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала

приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком,

а счастливый Володя благодарным слушателем).

Прочитайте описание омута. (Оглядевшись, он поразился мрачности…угрюмо и

холодно»)

Какое настроение оно создает?

(Омут таит в себе опасность, его описание создает тревожное настроение)

Что чувствовал Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина?

(Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли

рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он

упустил рыбу, и в то же время чувствует раздражение по отношению к Володе,

приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…Один

ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»).

следует за радостью?

(«Ле- ещ! – с упоением выговорил Яшка… Повернул к Володе свое счастливое лицо,

засмеялся».

съежился,

разозлился на него, когда тот упал в воду, схватил ком с земли, готовясь швырнуть в

лицо Володи. Увидев, что мальчик тонет, сильно испугался).

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись,

чувствуя, что убежать никак нельзя»?

(Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что

жизнь Володи зависит от него.)

Прочитайте описание природы после первой попытки спасти Володю. Какова

роль этого отрывка?

оглянулся:

солнце…утопил

контрастна

отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, но не

было покоя в душе у мальчика. Мирная картина природы – и небывалое: гибель

человека)

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Надежна на спасении Володи

сильнее страха за свою жизнь).

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не

было на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

(Яшка испытал страх за жизнь Володи, он ужался мысли, что Володя мог утонуть).

Перечитайте описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно

вызывает?

успокоилась…новому

светлому

вызывает

радостные светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас

Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту)

Ι. Выводы.

1. Добрые дела помогают человеку подняться на новую нравственную высоту

2. Друзья познаются в беде. Яшка – верный товарищ.

ΙΙ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Одному не под силу – зову товарищей».

ТЕМА УРОКА:

Юрий Павлович Казаков
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Цель урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Планируемые результаты

Предметные : п онимать нравственную проблематику рассказа; умение давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

Метапредметные

Познавательные: уметь синтезировать полученную информаци ю для составления ответа

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные

формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя)

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока:

Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, начинаем наш урок.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок.

Личностные

Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок.

2

Сообщение темы урока

Определение целей урока.

(4 минуты)

Постановка проблемного вопроса.

- Дома вы какой рассказ прочитали?

-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Похожи друг на друга?

-Как будет звучать тема нашего урока?

олодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: Юрий Павлович Казаков
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

(1 слайд)

- Исходя из темы урока, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Ю.П.Казакова «Тихое утро ».

Яша и Володя.

Разные.

Нет, не похожи.

Отвечают.

Познакомиться с биографией писателя, создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Метапредметные:

Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать задачи и последовательно идти к ним.

3

Актуализация знаний

7 минут

8 минут

Физ. минутка.

10 минут.

-Сейчас мы познакомимся с творчеством Ю.П.Казакова, а помогут мне К. и Л.( 4мин.) А вы в это время на листочках, которые лежат у вас на партах укажите верные суждения.

-Спасибо!

Ю.П.Казаков- писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы.

Как нужно жить?

Какими качествами нужно обладать?

Что лежит в основе человеческогоповедения?

Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО?

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».

В этом рассказе писатель представляет перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов.

- Что такое ДОБРО?ЗЛО?(2 слайд)

ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей.

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

-Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

-Вот сейчас мы и проследим за разными поступками и чувствами наших героев.

Откройте учебники.

1.Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?

с.187,188

2. Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

С.188

«Рано»

3.- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?(с.189)

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.

4. Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

- Как вы объясните оживлённое состояние Володи? (с.189)

-5.Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?

- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

6.У колодца

- Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?(с.190)

-7.Когда Яшка совсем подобрел?(с.191)

Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?

-

Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.

8. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?(с.192)

- Каким показан в этом диалоге Яшка?

9. И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.

Давайте отдохнём, послушаем музыку. Какое настроение она создает?

10.Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?

(с.194)

И вот ребята приступили к рыбалке

Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

    Рыба ушла.

- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

    Лещ.

- Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением.

Что случилось потом?

    Ком земли.

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

    «Убежать никак нельзя».

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

    Небывалый ужас.

Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.

Что он увидел?

- Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.

- Найдите слова, передающие это сверкание утра.

Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…

    Спасение Володи.

- Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

    Любовь истинная.

- Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.

- Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

    Вывод по теме урока

Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания..

-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

(сообщение обучающихся об авторе)

Ответы обучающихся

Дают понятие

Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.

Нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, «взлеты» и нравственные «падения».

Работа в группах

Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают, делают выводы

Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.-

Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.- «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком.

- «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.- Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.

- Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся. - Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома.-

Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.- Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.

Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.

Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.

Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»

У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал.«Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».

Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.

поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.

Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.- Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.

Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.

- «Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

- стр. 195 (конец)

Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе

Друзья познаются в беде”,

Сам погибай, а товарища выручай”,

Одному не под силу - зови товарища”

Предметные

Обучающиеся дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные

Умение проверять и адекватно оценивать способности и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать, делать выводы.

4

Закрепление изученного материала

5минут.

)

2. Продолжить предложение определениями (эпитетами), глаголами, существительными.

Яшка был…..

знал…..

умел…..

Володя был …..

хотел….

Р

Метапредметные

умение рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать, подводить под понятие.

Предметные

Умение в паре работать с таблицей , находить и сопоставлять цитаты, различать героев, давать им характеристики словами автора и своими словами. Умение работать с текстом.

5

Подведение

итога урока.

1 минута.

(слайд №14)

-Над какой темой работали?

-Какие они два мальчика?

-Какие эти два разных характера?

Обобщим.

Вывод:

Уникальное произведение, возвращаться к нему можно в любом возрасте и всегда, действительно, автор нам хочет сказать о том, что в человеке главное-оставаться в любой ситуации человеком. Нам предстоит немало преодолеть ситуаций по жизненной дороге, важно не потерять свое лицо.

Ответ ыобучающихся.

Личностная

Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы быть умным,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении.

6

Домашнее задание.

2 минута

Слайд №15

1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев.

2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи)

3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.

Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание.

Т ворческий характер выполнения задания (зарисовать понравившийся эпизод.)Умение самостоятельно составлять и заполнять таблицу.

Оценивание обучающихся .Рефлексия.

2 минута.

Слайд №16

- Какое у вас настроение?

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Я узнал…!

Я запомнил…!

Я понял…!

Я научился…!

Я почувствовал…!

Если вам понравился урок, оцените его смайликом.

-Сегодня получают оценку «5» …

-Оценку «4» …

-Встали ребята! Урок закончен!

-Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами.

-До свидания!

Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же

всему уроку.

Метапредметные

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка.

Адекватность самооценки учащихся и оценки деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Действия- регулятивное, коммуникативное.

Рефлексия. Учитель выясняет чему научились и что нового узнали обучающиеся через сигнальные карточки и т.д.

Действи я- регулятивное, коммуникативное.

Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс Пантелеева Е. В.

«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ

«Тихое утро»

(Рассказ)

Литературоведческий анализ

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования - преодоление ребенком совсем не детского, а большого, «настоящего» страха. И победа над этим страхом достигается за счет борьбы воли и совести с примитивным инстинктом самосохранения. Писатель рассказывает о том, как ранним утром двое друзей - деревенский мальчик Яша и гостивший в деревне москвич Володя отправились порыбачить в топком бочаге (омуте). Пытаясь поймать удочку, которую утянула за собой рыба, Володя начал тонуть. Перепуганный Яша перебирает разные решения, как помочь другу.

Поначалу он подчиняется детскому страху - в омуте якобы обитают осьминоги - и не залазает в воду. Однако затем ребенком овладевает взрослый страх: боязнь увидеть смерть другого человека рядом с собой. И тогда Яшка убегает прочь, оправдывая свое бегство тем, что надо кого-то позвать на помощь. Но затем Яшка понимает, что близ бочага в столь ранний час никого нет. И тогда усилием воли он возвращается к воде. Над страхом берет верх чувство долга: мальчик явно видит, что кроме него, помочь Володьке некому.

Собравшись с духом и прыгнув в бочаг, Яшка испытывает новый страх - боязнь за собственную жизнь. Запаниковавший Володя цепляется в Яшу и мешает ему плыть, утягивая за собой на дно. Перепуганный Яша толкает друга в живот и ищет спасение на берегу. Но и этот страх мальчику удалось одолеть благодаря властному голосу совести: ребенок понял, что стал фактически убийцей, ударив тонущего друга и бросив его в реке. Ужаснувшись собственному поступку, Яша вновь устремился в воду. На сей раз он действует обдуманно и почти что спокойно. Перед мальчиком стоит четкая цель: доплыть, схватить и вытащить на берег. И это ему удается.

Уже на берегу ребенок лишь на мгновение теряется, а затем применяет разные приемы спасения жизни утопленника. Наконец, Яше удается освободить легкие Володи от воды, и похожий на мертвеца друг оживает, приходит в себя. Только тогда, справившись с этим большим, «взрослым» делом, маленький Яшка дает волю своим страхам и начинает рыдать - рыдать «от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось, что Мишка Каюнёнок врал и никаких осьминогов в этом бочаге нет…». И полное драматических событий утро заканчивается тихо, уступая место жаркому солнечному дню.

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Утро Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Утро Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. В этот час повсюду пробужденье… Облака, как странники в плащах, На восток сошлись на поклоненье И горят в пурпуровых лучах. Солнце выйдет,

Из книги Пощечина общественному вкусу автора Маяковский Владимир Владимирович

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Утро Угрюмый дождь скосил глаза. ????А за????Решеткой????Четкой Железной мысли проводов????Перина. ????И на Нее, легко встающих звезд оперлись????Ноги????Но ги - бель фонарей, ????Царей????В короне газа, ????Для глаза Сделала больней враждующий букет бульварных проституток. ????И

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Басни Литературоведческий анализ Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирику Федора Ивановича Тютчева литературоведы справедливо называют поэзией чувств. В своих произведениях поэт настойчиво ищет - и находит! - пути выражения овладевающих им в разных ситуациях переживаний и настроений. При этом он

Из книги автора

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Литературоведческий анализ Первая книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в 1831 г., вторая - в 1832 г. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обратился к Украине. В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Благодаря тому что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу. Поэтому более половины его произведений полны описаний лесов, лугов, полей и других великолепных пейзажей, окружавших Афанасия Афанасьевича в детстве.

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой - настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназначении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения

Из книги автора

«Премудрый пескарь» (Сказка) Литературоведческий анализ Одной из множества замечательных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является его «Премудрый пескарь». В этом сатирическом произведении писатель поднимает вопрос о гражданском долге и гражданской смелости.Щедрин

Из книги автора

«Песня о соколе» (Поэма в прозе) Литературоведческий анализ Жанр этого произведения - песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции.Излюбленный ход Горького - противопоставление

Из книги автора

Поэзия Литературоведческий анализ В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате

Из книги автора

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) Поэзия Литературоведческий анализ Творчество выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной

Из книги автора

Литературоведческий анализ Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны - времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба

Из книги автора

«О чем плачут лошади» (Рассказ) Литературоведческий анализ Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то