Анализ стихотворения н. гумилева «он поклялся в строгом храме…» - гумилев - анализ стихотворения - каталог статей - учитель словесности. «Он поклялся в строгом храме» Н. Гумилев

За каждой поэтической строкой Николая Гумилёва - его необычайная биография, наполненная духовными исканиями, стремлением к прекрасному. Всё это в полной мере относится к стихотворению «Он поклялся в строгом храме…». Оно написано в 1910 году и вошло в третий сборник поэта, который назывался «Жемчуга». Название сборника связано с недостижимой страной грёз,

Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

Акцент поставлен на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Мотив тягостных поисков, испытаний в сборнике «Жемчуга» является главным. Прозвучал он и в стихотворении «Он поклялся в строгом храме…».

Для того чтобы понять смысл этого лирического произведения, необходимо обратиться к фактам биографии Гумилёва в обозначенный период.

Известно, что в это время Николай Степанович был страстно влюблён в Анну Горенко (она станет Ахматовой позже, спустя два года). Их отношения складывались нелегко. Возвращаясь из очередного путешествия, он спешил к той, которую искренне любил. Она же, зная о его влюбчивости, прогулках при луне с другими, встречала поэта холодно и отчуждённо, несмотря на пылкость и признания в любви.

Широкую огласку получила дуэль между Гумилёвым и Волошиным из-за женщины. Участие в дуэли снискало Гумилёву определённую славу, ему это нравилось: он любил чувствовать себя героем. Разумеется, что Анна Андреевна знала об этом. Больше того, рядом с ней были её поклонники, вызывая ревность Гумилёва. Он сделал ей предложение, вовсе не рассчитывая на то, что оно будет принято. Однако в апреле 1910 года они обвенчались, и четвёртый раздел сборника «Жемчуга» был посвящён Ахматовой.

К 1910 году Николай Гумилёв сформировался как поэт. Он чётко представлял себе, какими должны быть стихи, что может быть предметом поэзии и как надо писать. Он ставит перед собой цель - изобразить мир в ясной, материальной реальности земного бытия. Поэтому очень часто его стихотворения представляли собой повествование, в котором мир нарисован объективно, без каких-либо элементов лирической исповеди. Таким по форме является стихотворение «Он поклялся в строгом храме…».

Конечно, невозможно свести всё содержание лирического произведения только к отражению внешних событий жизни поэта. Разумеется, оно гораздо богаче по своему смыслу и заложенной в нём идее. Прочитаем первые строки:

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

Мадонна - название Богоматери у католиков и её живописное или скульптурное изображение. Клятва в верности перед статуей Мадонны говорит о силе чувства лирического героя стихотворения, о жажде идеала. Неслучайно слова о непреклонности взоров повторяются трижды.

Образ самого лирического героя сложен и противоречив. С одной стороны, он проявляет готовность быть верным, заключить "тайный брак”, с другой - всюду расточает ласки, "был зарезан в драке”.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая.
Ночью был зарезан в драке
И пришёл к преддверьям рая.

Гумилёв не скрывает тех сложностей, с которыми сталкивается человек в реальной жизни. В ней есть высокое, почти святое чувство любви и измена, предательство. Неверие в гармонию, в существование идеала звучит в последней строфе:

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
"Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны”.

Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает героя стихотворения, поэтому он приходит к "преддверьям рая”, хотя жизнь его вовсе не безгрешна.

Стихотворение поражает грустным восприятием жизни, лирический герой убеждён, что высоким порывам нет места на земле, что мечты призрачны, а счастья нет в этом скучном мире. Стремление к прекрасному остаётся только в грёзах. Наяву лишь разочарование и вовсе не возвышенная жизнь. Горечь героя стихотворения обретает особую значимость: за краткими, но выразительными строчками чувствуется жажда предельно сильных и прекрасных чувств, которая сталкивается с прозой будней.

Разрыв между реальным и желаемым выражен с помощью контрастных образов: строгий храм со статуей Мадонны и уличная драка, клятвы в верности и расточаемые ласки. Противопоставлены два мира - воображаемый и реальный. В воображаемом - клятвы, тайный брак, порывы и поиски. В реальном - ночь, драка, поножовщина. Их сопоставление приводит к величайшему разочарованию, краху идеалов.

Томление по недостижимому пронизывает всё стихотворение. Оно построено в виде рассказа, в который включён диалог. Обобщённые образы стихотворения позволяют трактовать его не только как историю несбывшейся любви, но и как повествование об отсутствии идеалов в окружающей жизни.

Гумилёв обращается к вечным темам - противоречие души и тела, идеала и действительности. Обращение к ним всегда сообщает поэзии величавую строгость, афористическую точность, чеканность звучания, мудрость притчи.

Всё, что связано с прекрасным, с высоким представлением о любви и верности, обозначено у Гумилёва прописными буквами: Мадонна, Моём храме, Царь Небесный, Богу неизвестный . Стихотворение написано удивительно просто, хотя о взаимоотношениях лирического героя и Мадонны сказано словами высокого стиля.

Монолог Мадонны, осуждающей героя, занимает две строфы - это почти половина стихотворения. Однако её гнев не помешал ему просить о снисхождении. Его признание не менее значительно, чем суровая отповедь: в мире нет гармонии, стремление к прекрасному напрасно.

Стихотворение Гумилёва «Он поклялся в строгом храме…» отличается краткостью и выразительностью речи. Чёткая поэтическая форма не упрощает содержания, а, напротив, оттеняет его глубину. Идеалом Гумилёва была строгая предметность, предельная чёткость и выразительность стиха при строгой, чеканной простоте его внешнего композиционного построения и отделки.

Наблюдения над рифмой позволяют увидеть, что и она подчинена главной мысли: дважды встречается рифма храме - даме , трижды - Мадонна - непреклонна . Такая рифмовка подчёркивает, на какую высоту поставлена та, которой можно поклоняться, как значительна для героя Мадонна, перед ликом которой он даёт клятву. Легкомысленное отношение к "тайному браку” в связи с данной клятвой также подчёркнуто рифмой: о браке - в драке, расточая - рая .

Стихотворение «Он поклялся в строгом храме…» даёт нам представление о творчестве зрелого поэта.

«Он поклялся в строгом храме» Николай Гумилёв

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая,
Ночью был зарезан в драке
И пришел к преддверьям рая.

«Ты ль в Моем не клялся храме, -
Прозвучала речь Мадонны, -
Что ты будешь верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны?

Отойди, не эти жатвы
Собирает Царь Небесный.
Кто нарушил слово клятвы,
Гибнет, Богу неизвестный».

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Анализ стихотворения Гумилева «Он поклялся в строгом храме»

Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 году Анна Андреевна вышла за него замуж. Ахматовой полностью посвящен сборник Гумилева «Романтические цветы» (1908). Связанные с ней прямо или косвенно стихотворения встречаются и в книге «Жемчуга» (1910). Среди них – «Он поклялся в строгом храме…».

В произведении мир реальный противопоставляется миру идеальному. Женщина, чьи взгляды непреклонны, существует только в мечтах лирического героя. Именно поэтому ему не страшно нарушить клятву, данную перед статуей Мадонны. Действительность, окружающая персонажа, не столь радужна. Его жизнь наполнена мимолетными связями с дамами, а смерть сложно назвать благородной – он погибает в ночной драке. Лирический герой убежден, что прекрасны только мечты, в реальности же всегда есть место злу, предательству, изменам, жестокости. Как пушкинский Сальери, он давно не ищет правды на земле. Впрочем, в отличии от персонажа «Маленьких трагедий», у него есть надежда отыскать правду выше. Противопоставляя реальность и мечту, Гумилев явно следует за романтиками и их концепцией двоемирия.

Стоит обратить особенное внимание на употребленные Николаем Степановичем рифмы. Дважды он рифмует слово «храм» со словом «дама». В этом повторении можно усмотреть желание лирического героя поклоняться по-настоящему любимой женщине как божеству. Кроме того, два раза встречается рифма слова «Мадонна» со словом «непреклонна». Не исключено, что именно Богоматерь персонаж произведения «Он поклялся в строгом храме…» считал той единственной дамой-идеалом.

Лирический герой стихотворения несколько напоминает знаменитого севильского соблазнителя. К этому образу Гумилев обращался не раз. В частности, в сборнике «Жемчуга» есть сонет «Дон-Жуан». В нем знаменитый испанский распутник задумывается о старости. В конце жизни он намерен «принять завет Христа», хотя в большинстве случаев в художественных произведениях дон Жуан предстает безбожником. Вернемся к герою рассматриваемого текста. Он явно пользуется успехом у женщин, ведет разгульный образ жизни, при этом ему не чужды религиозные чувства. Чем не вариант дон Жуана? Гумилев личностью знаменитого на весь мир любовника интересовался не случайно. Дело в том, что поэт пытался быть похожим на него, хотел с непревзойденной легкостью соблазнять представительниц прекрасного пола, кружить им головы. Видимо, это ему удавалось. Главный редактор журнала «Аполлон» Сергей Маковский называл Николая Степановича «повесой из повес». Он же говорил, что Ахматову Гумилев любил сильно и искренне гордился ей.

Сборник «Жемчуга» изначально выходил с посвящением Брюсову. Современная Гумилеву критика отнеслась к книге по-разному. Кто-то называл ее полным подражанием учителю, декларировал ничтожность и ненужность лирики Николая Степановича. По мнению литературоведа Львова-Рогачевского, Гумилев мог бы посвятить «Жемчуга» не только Брюсову, но и многим другим писателям, среди которых Бальмонт, Лермонтов, Гамсун, Гейне, ведь у всех них он что-то позаимствовал. Благожелательно относившиеся к Николаю Степановичу критики отмечали, что в стихотворениях есть прелесть романтизма, но не того типа, как у Блока и Новалиса, а романтизма воинствующего, зовущего читателей в далекие страны, навстречу приключениям.

Николай Степанович Гумилёв

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая,
Ночью был зарезан в драке
И пришел к преддверьям рая.

«Ты ль в Моем не клялся храме, —
Прозвучала речь Мадонны, —
Что ты будешь верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны?

Отойди, не эти жатвы
Собирает Царь Небесный.
Кто нарушил слово клятвы,
Гибнет, Богу неизвестный».

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей - на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 году Анна Андреевна вышла за него замуж.

Анна Ахматова и Николай Гумилёв

Ахматовой полностью посвящен сборник Гумилева «Романтические цветы» (1908). Связанные с ней прямо или косвенно стихотворения встречаются и в книге «Жемчуга» (1910). Среди них - «Он поклялся в строгом храме…».

В произведении мир реальный противопоставляется миру идеальному. Женщина, чьи взгляды непреклонны, существует только в мечтах лирического героя. Именно поэтому ему не страшно нарушить клятву, данную перед статуей Мадонны. Действительность, окружающая персонаж, не столь радужна. Его жизнь наполнена мимолетными связями с дамами, а смерть сложно назвать благородной - он погибает в ночной драке. Лирический герой убежден, что прекрасны только мечты, в реальности же всегда есть место злу, предательству, изменам, жестокости. Как пушкинский Сальери, он давно не ищет правды на земле. Впрочем, в отличие от персонажа «Маленьких трагедий», у него есть надежда отыскать правду выше. Противопоставляя реальность и мечту, Гумилев явно следует за романтиками и их концепцией двоемирия.

Стоит обратить особенное внимание на употребленные Николаем Степановичем рифмы. Дважды он рифмует слово «храм» со словом «дама». В этом повторении можно усмотреть желание лирического героя поклоняться по-настоящему любимой женщине как божеству. Кроме того, два раза встречается рифма слова «Мадонна» со словом «непреклонна». Не исключено, что именно Богоматерь персонаж произведения «Он поклялся в строгом храме…» считал той единственной дамой-идеалом.

Лирический герой стихотворения несколько напоминает знаменитого севильского соблазнителя. К этому образу Гумилев обращался не раз. В частности, в сборнике «Жемчуга» есть сонет «Дон-Жуан». В нем знаменитый испанский распутник задумывается о старости. В конце жизни он намерен «принять завет Христа», хотя в большинстве случаев в художественных произведениях дон Жуан предстает безбожником. Вернемся к герою рассматриваемого текста. Он явно пользуется успехом у женщин, ведет разгульный образ жизни, при этом ему не чужды религиозные чувства. Чем не вариант дон Жуана? Гумилев личностью знаменитого на весь мир любовника интересовался не случайно. Дело в том, что поэт пытался быть похожим на него, хотел с непревзойденной легкостью соблазнять представительниц прекрасного пола, кружить им головы. Видимо, это ему удавалось. Главный редактор журнала «Аполлон» Сергей Маковский называл Николая Степановича «повесой из повес». Он же говорил, что Ахматову Гумилев любил сильно и искренне гордился ей.

Сборник «Жемчуга» изначально выходил с посвящением Брюсову. Современная Гумилеву критика отнеслась к книге по-разному. Кто-то называл ее полным подражанием учителю, декларировал ничтожность и ненужность лирики Николая Степановича. По мнению литературоведа Львова-Рогачевского, Гумилев мог бы посвятить «Жемчуга» не только Брюсову, но и многим другим писателям, среди которых Бальмонт, Лермонтов, Гамсун, Гейне, ведь у всех них он что-то позаимствовал. Благожелательно относившиеся к Николаю Степановичу критики отмечали, что в стихотворениях есть прелесть романтизма, но не того типа, как у Блока и Новалиса, а романтизма воинствующего, зовущего читателей в далекие страны, навстречу приключениям.

Два стихотворения Николая Гумилёва. Восприятие, истолкование, оценка

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Раиса ПАРФЁНОВА,
гимназия № 1,
г. Оренбург

Два стихотворения Николая Гумилёва

Восприятие, истолкование, оценка

«Он поклялся в строгом храме…»

За каждой поэтической строкой Николая Гумилёва - его необычайная биография, наполненная духовными исканиями, стремлением к прекрасному. Всё это в полной мере относится к стихотворению «Он поклялся в строгом храме…». Оно написано в 1910 году и вошло в третий сборник поэта, который назывался «Жемчуга». Название сборника связано с недостижимой страной грёз,

Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

Акцент поставлен на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Мотив тягостных поисков, испытаний в сборнике «Жемчуга» является главным. Прозвучал он и в стихотворении «Он поклялся в строгом храме…».

Для того чтобы понять смысл этого лирического произведения, необходимо обратиться к фактам биографии Гумилёва в обозначенный период.

Известно, что в это время Николай Степанович был страстно влюблён в Анну Горенко (она станет Ахматовой позже, спустя два года). Их отношения складывались нелегко. Возвращаясь из очередного путешествия, он спешил к той, которую искренне любил. Она же, зная о его влюбчивости, прогулках при луне с другими, встречала поэта холодно и отчуждённо, несмотря на пылкость и признания в любви.

Широкую огласку получила дуэль между Гумилёвым и Волошиным из-за женщины. Участие в дуэли снискало Гумилёву определённую славу, ему это нравилось: он любил чувствовать себя героем. Разумеется, что Анна Андреевна знала об этом. Больше того, рядом с ней были её поклонники, вызывая ревность Гумилёва. Он сделал ей предложение, вовсе не рассчитывая на то, что оно будет принято. Однако в апреле 1910 года они обвенчались, и четвёртый раздел сборника «Жемчуга» был посвящён Ахматовой.

К 1910 году Николай Гумилёв сформировался как поэт. Он чётко представлял себе, какими должны быть стихи, что может быть предметом поэзии и как надо писать. Он ставит перед собой цель - изобразить мир в ясной, материальной реальности земного бытия. Поэтому очень часто его стихотворения представляли собой повествование, в котором мир нарисован объективно, без каких-либо элементов лирической исповеди. Таким по форме является стихотворение «Он поклялся в строгом храме…».

Конечно, невозможно свести всё содержание лирического произведения только к отражению внешних событий жизни поэта. Разумеется, оно гораздо богаче по своему смыслу и заложенной в нём идее. Прочитаем первые строки:

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

Мадонна - название Богоматери у католиков и её живописное или скульптурное изображение. Клятва в верности перед статуей Мадонны говорит о силе чувства лирического героя стихотворения, о жажде идеала. Неслучайно слова о непреклонности взоров повторяются трижды.

Образ самого лирического героя сложен и противоречив. С одной стороны, он проявляет готовность быть верным, заключить “тайный брак”, с другой - всюду расточает ласки, “был зарезан в драке”.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая.
Ночью был зарезан в драке
И пришёл к преддверьям рая.

Гумилёв не скрывает тех сложностей, с которыми сталкивается человек в реальной жизни. В ней есть высокое, почти святое чувство любви и измена, предательство. Неверие в гармонию, в существование идеала звучит в последней строфе:

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
“Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны”.

Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает героя стихотворения, поэтому он приходит к “преддверьям рая”, хотя жизнь его вовсе не безгрешна.

Стихотворение поражает грустным восприятием жизни, лирический герой убеждён, что высоким порывам нет места на земле, что мечты призрачны, а счастья нет в этом скучном мире. Стремление к прекрасному остаётся только в грёзах. Наяву лишь разочарование и вовсе не возвышенная жизнь. Горечь героя стихотворения обретает особую значимость: за краткими, но выразительными строчками чувствуется жажда предельно сильных и прекрасных чувств, которая сталкивается с прозой будней.

Разрыв между реальным и желаемым выражен с помощью контрастных образов: строгий храм со статуей Мадонны и уличная драка, клятвы в верности и расточаемые ласки. Противопоставлены два мира - воображаемый и реальный. В воображаемом - клятвы, тайный брак, порывы и поиски. В реальном - ночь, драка, поножовщина. Их сопоставление приводит к величайшему разочарованию, краху идеалов.

Томление по недостижимому пронизывает всё стихотворение. Оно построено в виде рассказа, в который включён диалог. Обобщённые образы стихотворения позволяют трактовать его не только как историю несбывшейся любви, но и как повествование об отсутствии идеалов в окружающей жизни.

Гумилёв обращается к вечным темам - противоречие души и тела, идеала и действительности. Обращение к ним всегда сообщает поэзии величавую строгость, афористическую точность, чеканность звучания, мудрость притчи.

Всё, что связано с прекрасным, с высоким представлением о любви и верности, обозначено у Гумилёва прописными буквами: Мадонна, Моём храме, Царь Небесный, Богу неизвестный . Стихотворение написано удивительно просто, хотя о взаимоотношениях лирического героя и Мадонны сказано словами высокого стиля.

Монолог Мадонны, осуждающей героя, занимает две строфы - это почти половина стихотворения. Однако её гнев не помешал ему просить о снисхождении. Его признание не менее значительно, чем суровая отповедь: в мире нет гармонии, стремление к прекрасному напрасно.

Стихотворение Гумилёва «Он поклялся в строгом храме…» отличается краткостью и выразительностью речи. Чёткая поэтическая форма не упрощает содержания, а, напротив, оттеняет его глубину. Идеалом Гумилёва была строгая предметность, предельная чёткость и выразительность стиха при строгой, чеканной простоте его внешнего композиционного построения и отделки.

Наблюдения над рифмой позволяют увидеть, что и она подчинена главной мысли: дважды встречается рифма храме - даме , трижды - Мадонна - непреклонна . Такая рифмовка подчёркивает, на какую высоту поставлена та, которой можно поклоняться, как значительна для героя Мадонна, перед ликом которой он даёт клятву. Легкомысленное отношение к “тайному браку” в связи с данной клятвой также подчёркнуто рифмой: о браке - в драке, расточая - рая .

Стихотворение «Он поклялся в строгом храме…» даёт нам представление о творчестве зрелого поэта.

«Память»

Лирика Николая Гумилёва, начиная с раннего сборника «Романтические цветы» (1908), пленяет удивительной силой духа, высокими представлениями о жизни и чести, красотой любовного чувства.

Последний сборник стихов Гумилёва - «Огненный столп» - вышел уже после его гибели, в 1921 году. Поэт включил в него произведения, которые считаются вершиной его поэзии. Это попытка подвести итог творчества, в то же время это желание высказаться, быть понятым до конца, остаться в памяти своих читателей.

Можно сказать, что «Огненный столп» - это книга по преимуществу философской лирики. Философскую направленность подчёркивает само название сборника. Смысл его раскрывается при обращении к ветхозаветной Книге Неемии: “В столпе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном - ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им” (9, 12). Огненный столп - символ поэзии, которая ведёт человека по жизни, помогает увидеть то, чего он не сумел увидеть сам.

Открывает сборник стихотворение «Память». Оно было написано в 1920 году. В нём поэт, может быть, впервые обратился к впечатлениям детства, поведал о четырёх метаморфозах своей души, или, вернее, о последовательном пребывании в нём четырёх различных душ, так как люди, в отличие от змей, “меняют не тело, а души”. Это стихотворение можно назвать кратким очерком духовного развития поэта.

«Память» - правдивый рассказ о преодолении собственных слабостей, о противостоянии внешним обстоятельствам, о серьёзных испытаниях, в которых закаляется характер и мужает сам человек. Поэт говорит об изменении внутреннего мира, о пересмотре жизненных ценностей. В своём духовном развитии его душа прошла четыре стадии.

Первая “душа” сделала из него “колдовского ребёнка”, который останавливал словом дождь и в друзья избрал дерево и рыжую собаку.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребёнок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака -
Вот кого он взял себе в друзья...

По воспоминаниям людей, хорошо знавших Гумилёва в юности и позже, он был некрасив, непривлекателен: вытянутая голова, рыхлые черты лица, толстые бледные губы, бесцветные волосы, косящие глаза, шепелявость. Сказка Андерсена о гадком утёнке словно решила повторить себя в судьбе царскосельского поэта. Именно это имела в виду Ахматова, когда в 1912 году писала о Гумилёве в стихотворении «В ремешках пенал и книги были…»:

Только ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебедёнок.

Может быть, эти обстоятельства внешней жизни Гумилёва повлияли на его тягу ко всему романтическому, прекрасному, экзотическому. Его путешествие в Африку, интерес к китайской культуре свидетельствуют о том, что Гумилёв не удовлетворялся обыденной действительностью, противостоял общественному мнению, скуке обывательского существования.

Вторая “душа” превратила его в “поэта, который хотел стать богом и царём”.

И второй... Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь - его подруга,
Коврик под его ногами - мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царём...

Гумилёв искренне признаётся: “Он совсем не нравится мне”.

Вероятно, речь идёт о первом сборнике стихов «Путь конквистадоров», который поэт сумел издать в 1905 году. И хотя в этих стихах проявилось мужественное, волевое начало лирики поэта, впоследствии ему очень хотелось забыть о существовании этой романтической книги. В 1912 году свою четвёртую по счёту книгу «Чужое небо» он официально назвал третьей, тем самым решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой формальный дебют.

Третья “душа” разбудила в Гумилёве мореплавателя и стрелка.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка.
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Муза дальних странствий манила поэта ещё в детстве. Окончив гимназию, Гумилёв сразу же отправляется в морское плавание на целое лето. Затем, уже из Франции, он совершил путешествие по Африке, побывал в Египте, Абиссинии, Италии. Страсть к путешествиям определила темы и характер его лирики. Гумилёв воспевает отвагу, мужественность, бесстрашие, его лирический герой напрягает все силы души, преодолевая преграды и стихии, встающие на его пути.

Следующий этап в биографии поэта - участие в Первой мировой войне. Он пошёл на фронт добровольцем, считал, что это его патриотический долг. Служил прапорщиком в гусарском полку, отличался большой смелостью и был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Несмотря на это, Гумилёв не принимал войны, ему был чужд шовинистический угар. Вот как об этом сказано в «Памяти»:

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял весёлую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

В этот момент в нём уже зародилась четвёртая “душа”. Это душа человека, который верит в лучшее в мире и в людях, любит родину, сердцем чувствует её боль и страдания.

Я - угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле.
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

В критической литературе о Гумилёве утвердилось мнение об аполитичности поэта, не отразившего в своём творчестве события революционного переворота 1917 года, Гражданской войны, послереволюционного устройства жизни. И хотя он активно работал в первых советских учреждениях культуры - в Союзе Поэтов, в издательстве «Всемирная литература», - негативное отношение к новой власти было неизменным. Однако С.И. Чупринин в своей статье «Из твёрдого камня», посвящённой судьбе Гумилёва, высказывает вполне справедливую мысль о том, что поэт, “ни полсловечка не проронивший в стихах о революции, исключивший политику из своего творчества, многим обязан, именно как поэт, общенациональному потрясению”. Две строфы стихотворения «Память», приведённые выше, как нельзя лучше подтверждают это. Лучшие строки стихотворения, одухотворённые светом любви к родине, проясняют жизненную позицию Гумилёва, помогают увидеть в нём гражданина и патриота.

Особенно сильное впечатление производят последние две строфы «Памяти», где появляются символические образы Христа (Путник) и его верных учеников Марка и Иоанна (в стихотворении это лев и орёл):

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но всё пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Бессмертие Богочеловека, оставившего после себя преданных учеников, сродни бессмертию поэта, который оставит о себе память своими стихами. И хотя Гумилёв в последней строфе выражает сомнение в том, что голос его будет услышан и душа обретёт бессмертие, такая возможность существует, так как люди “меняют души, не тела”.

Средства художественной выразительности также направлены на раскрытие идеи лирического произведения. Неприятие себя прежнего подчёркивается использованием местоимения третьего лица, поэт смотрит на себя словно со стороны: “Он совсем не нравится мне, это // Он хотел стать богом и царём, // Он повесил вывеску поэта // Над дверьми в мой молчаливый дом”. Однако прежнее мировосприятие ушло в прошлое. В последних пяти четверостишиях, где поэт говорит о своей духовной зрелости, используется местоимение первого лица: “я - угрюмый и упрямый зодчий”; “я возревновал о славе Отчей”; “предо мной предстанет, мне неведом”; “крикнул я ”. Здесь Гумилёв не прячется от себя прежнего, четвёртое измерение души ему ближе всего. Отсюда и обращение к первому лицу.

Пора зрелости, испытания, посланные судьбой, позволили определиться в этой жизни, оглянуться на пройденный путь, отметить ошибки и заблуждения, пересмотреть свои взгляды. Последние строфы написаны зрелым поэтом и убеждённым в своей правоте человеком. В них преобладают слова высокого стиля: зодчий; храм, восстающий во мгле; возревновал; слава Отчая; пламенем палимо; взойдут, ясны, стены Нового Иерусалима . Многочисленные инверсии также подчёркивают значимость поднятой темы и торжественность интонации, избранной поэтом для разговора о судьбе мира, родины, народа.

Привычная метафора “память жива” получает своё буквальное воплощение в стихотворении, поэт обращается к ней, как к равной:

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведёшь...
Память, память, ты не сыщешь знака...
Память, ты слабее год от году...

Наконец, начинается и заканчивается стихотворение строчками, которые повторяются:

Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Это своеобразное обрамление не только придаёт лирическому произведению завершённость, законченность, но и является поэтической декларацией автора, который верит в бессмертие души, дарованной человеку Богом, верит в духовное возрождение и возможность совершенствования. Сравнивая между собой “четыре души” поэта, мы получаем не убегающую прямую, а гармонически законченный круг. Вместе с поэтом мы проходим тот путь, которым прошёл он, духовно мужая, вновь и вновь возрождаясь к жизни.