Архитектор Фостер Норман: биография, проекты. Под крылом беркута. Здание лондонской Мэрии City Hall


Норман Фостер

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре.* Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.


Фабрика по производству компьютеров «Рилайенс контролс» (1966). Норман Фостер считает этот проект особо важным, поворотным пунктом в своем творчестве

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

Хай-тек - (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпох

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано.

Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980-1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986).

В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. хай-тек все чаще пытается соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Таким образом, постепенно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.
Использование прямых линий и простых фигур.
Широкое применение стекла, пластика, металла.
Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Высокий прагматизм в планировании пространства.
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.

Родился в Манчестере 1 июня 1935 года. Высоким происхождением судьба его не одарила - в рабочей семье не хватало денег на приличное образование, и Норман вынужден был отправиться на тяжёлую работу. Лишь к 21 году у него появилась возможность заняться учёбой - Фостер поступил в Манчестерский университет, где впоследствии окончил архитектурное отделение. Кроме того, будущий всемирно известный архитектор некоторое время учился в архитектурной школе Йельского университета США.
В 1967 году Фостер собирает свою архитектурную команду и с этого момента его имя уже не сходит с уст. В дебютных проектах ярко проявляется страсть архитектора к изящным конструктивным решениям. Всякий раз Норман Фостер словно решает головоломку, собирая множество паззлов воедино.

Главный офис банка в Гонконге \ Hongkong & Shanghai Bank (1986 г.)

К проектированию этого сооружения команда архитектора Нормана Фостера приступает в 1979 году. Небоскрёбы к тому времени строятся вот уже почти 100 лет - накопилось множество проблем, которые неизбежны при таких масштабах проектирования. Высотки похожи одна на другую, у подножия их возникают «острова отчуждения» (пустые, некомфортные для человеческой деятельности зоны), монотонные фасады приводят в уныние.Фостер бросает вызов костенеющей архитектуре небоскрёбов и выходит победителем: новаторство архитектора состоит в том, что он разработал совершенно новую конструктивную систему без использования центрального ядра жёсткости. Норман Фостер заключает сооружение в несущий каркас и преодолевает таким образом очередную высотную отметку. Здание банка в Гонконге становится самым высоким небоскрёбом вне территорий Северной Америки.

Коммерцбанк - Тауэр \ Commerzbank Tower (1997 г., Франкфурт-на-Майне, Германия)

Спустя десятилетие высота по-прежнему привлекает архитектора. Помимо оригинальных конструктивных решений в проектах большое внимание уделяется экономии ресурсов и экологичности здания в целом. Так Башня Коммерцбанка становится первым экологичным небоскрёбом Европы. При внушительной высоте в 259 метров сквозь все 56 этажей проходит центральный треугольный атриум. По периметру небоскрёба расположены панорамные площадки, сориентированные таким образом, чтобы обеспечить наибольшее количество естественного освещения.Ещё одна особенность проекта - использование стали в качестве основного материала строительства. Такое конструктивное решение значительно повысило стоимость работ, но позволило избавиться от массивных несущих колонн. Башню по спирали окружают «поднебесные сады» в 4 этажа высотой.

Аэропорт Станстед \ London Stansted Airport (1991 г., Лондон, Великобритания)

Не только конструкции и экология волновали Нормана Фостера в его творческой деятельности. Ещё одна страсть зодчего - самолёты. Возможно, это отпечаток службы в Королевских военно-воздушных войсках. Множество его объектов так или иначе связаны с полётами.Аэропорт Станстед в Лондоне удостоен премии Королевского института Архитекторов за использование уникальных многофункциональных конструкций. Крыша аэропорта держится на каркасе из металлических трубок, составляющих по форме перевёрнутые пирамиды. Внутри каждой трубки проходят коммуникации, обеспечивающие освещение, кондиционирование и телесвязь с диспетчерскими пунктами.При всей масштабности объект не выглядит тяжеловесным. Фостер мастерски применил здесь стекло и металлические каркасы, сделав крышу аэропорта ажурной, легко пропускающей свет, но защищающей от атмосферных воздействий.Аэропорт Станстед был запланирован как узловой пункт для так называемых low-cost airline. По это причине архитектор Норман Фостер отказался от дорогостоящих и не слишком эффективных решений, взяв на вооружение свой принцип «сложной простоты».


Здание Лондонской мэрии Сити Холл \ City Hall (1998-2002 г. Великбритания)

Лозунгом этого проекта стали прозрачность и доступность демократического процесса. Прототипом послужило знаменитое здание Рнйхстага а Берлине, которое Фостер реставрировал несколькими годами ранее.Внутри всего здания по спирали поднимается пандус общей протяжённостью 500 метров - с него можно свободно наблюдать за работой членов Лондонского собрания. Сити Холл также называют «Лондонской гостиной» за роскошные панорамные виды, открывающиеся с оборудованных площадок комплекса.Сооружение предельно экологично - здесь применена система перекачки родниковой воды, снижающая энергопотери при охлаждении на 25%. Фасад здания выполнен из 3844 уникальных стеклянных панелей, ни одна из которых не повторяет другую.

Музей Американских Воздушных сил \ American Air Museum (1987-1997 г., Кембридж)

Любовь к самолётам пронизывает и следующий проект Фостера. Полукупольная форма сооружения создает новое качество рельефа, отвечая природным формам. Главный фасад выполнен сплошным остеклением, внутри ангара основной экспозиции достаточно воздуха и света. Строгость конструкций и простота линий формируют образ свободного, полезного пространства, в котором без помех можно насладиться всеми деталями представленных экспонатов.


Стадион Уэмбли \ Wembley Stadium (2007 г., Лондон, Великобритания)

Стадион Уэмбли вмещает 90 тысяч зрителей. Уникальность сооружения состоит в невероятной 130-метровой ажурной арке, которая поддерживает выдвижные плоскости крыши и создаёт дополнительное освещение. Крыша стадиона, благодаря авторским конструкциям, защищает от солнечных лучей в восточном, западном и северном направлении.Арка стадиона Уэмбли на сегодняшний день является самой большой однопролётной конструкцией мира.

Виадук Мийо \ le Viaduc de Millau (2004 г., Франция)

Вантовый дорожный мост, пересекающий долину реки Тарн, обеспечивает связь между Южной Францией и Испанией. Виадук оборудован приборами и датчиками, которые со скоростью 100 замеров в минуту способны фиксировать малейшие сдвиги конструкции моста. Норман Фостер не только решает проблему дорожных заторов на старой трассе А 75, но и обеспечивает высокую окупаемость объекта за счёт постоянного притока туристов к этому чуду современной инженерной мысли.Строительство моста продолжалось 38 месяцев: 7 опор, 2.5 километра дорожного полотна и кристально верное ландшафтное решение.


Мост тысячелетия \ Millennium Bridge (1996-2000 г., Лондон, Великобритания)

Лондонский пешеходный мост пересекает Темзу, связывая районы Банксайз и Сити. Общая его протяжённость 325 метров, которая складывается из трёх пролётов. В структуру моста включены 2 речных пирса, есть верхний и нижний пешеходные уровни.Ёмкость моста - 5000 человек. Сразу после открытия его работу пришлось временно остановить из-за проблемы слишком больших резонансных колебаний. Все неполадки были устранены за 2 года и по мосту снова зашагали туристы.

Башня Джеймсон Хаус \ Jameson House Tower (2011г., Канада, Ванкувер)

35-тиэтажный многофункциональный комплекс предстояло органично включить в историческую среду и состыковать с постройками 20-х годов прошлого века. Для решения этой задачи Норман Фостер прибегает к необычному композиционному членению фасада башни. Первые два этажа продолжают торговую зону соседних домов. Следующие десять заняты офисами - плоская стена навесного фасада стыкуется с историческими постройками, соблюдая масштаб. Затем мы видим 23 этажа, в которых размещены жилые квартиры. Эта часть башни оформлена крупными эркерами, где по плану находятся гостиные с отличным видом на город. Кровля здания - эксплуатируемая. На верхних этажах, над пентхаусами, размещены озеленённые террасы.

Космопорт Америка \ Spaceport America (2011г., США+Мексика)

Норман Фостер пристально смотрит в будущее. Один из самых узнаваемых его проектов - космопорт в пустыне на границе США и Мексики. Первая в мире частная площадка для запуска суборбитальных ракетопланов подчинена ландшафту цветом и формой.Электроэнергия вырабатывается при помощи солнечных батарей, применена система повторной очистки воды, сама постройка углублена в землю с целью использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.Безупречное пространственное решение новых врат в безвоздушное пространство.


Норман Фостер безусловно является архитектором эпохи. Во время торжественного вручения ему золотой медали Королевского института Британских архитекторов в 1983 году Фуллер произнёс такие слова: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную целостность».Несмотря на преклонный возраст, архитектор работает со множеством проектов, которые наверняка скоро займут своё место в золотых архивах мировой архитектуры.

– популярный британский архитектор, имеющий множество наград. Главные из них: рыцарский Орден Заслуг (Великобритания), Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», Императорская и Притцкеровская премии. С 1999 года почетный обладатель звания барона (Baron Foster of Thames Bank ). Все эти заслуги архитектор получил за свой вклад в развитие архитектуры и духовное обогащение всего мирового сообщества.

Родился Фостер 1 июня 1935 года в городе Реддиш, муниципальный район Стокпорта, Великобритания. После службы в Королевских военно-воздушных силах (1953-1955 годы), оканчивает обучение в Школе архитектуры Манчестерского университета в 1961 году. Затем Н. Форестер едет в США, чтобы получить степень магистра архитектуры в Йельском университете.

В 1963 году, по возвращению в Англию, он совместно с Ричардом Роджерсом создает мастерскую под названием «Team-4». Результатом их плодотворной работы стало создание нового стиля «хай-тек» в 1966 году. Новое течение сразу же нашло своих поклонников, но также появились и противники – консервативно настроенная часть общества.

Годом позднее Фостер создал собственное агентство Foster Associates, которое занималось широким спектром услуг от организации дизайна различных помещений до проектирования сооружений государственного значения. Это событие сблизило его с Ричардом Бакминстером Фуллером, инженером из Америки. Их сотрудничество способствует созданию множества новых работ, одной из которых является главный офис Willis Faber & Dumas. На воплощение проекта в жизнь потребовалось 4 года — с 1971 по 1975 г.

Его неординарные работы являются очень смелыми и интригующими. В списке его шедевров находятся такие проекты как: аэропорт в Эссексе и новый корпус академии искусств в Англии, здание CITIC Bank в Китае, нереализованный проект Хрустального острова на Юге Москвы и множество других.

Одной из особенностей стиля выдающегося архитектора является акцент на экологичности и энергосбережении. Например, Шанхайский банк в Гонконге выстой в 43 этажа, оборудован зеркалами, которые используют солнечный свет. Умная система «ловит» солнечные лучи и направляет их свет вниз, что позволяет сэкономить на электроэнергии. Панорамные окна, широкие пространства и передовые технологии – это отличительные штрихи творчества великого Н. Фостера. Поиск свежих инженерных решений в этом направлении вдохновляли зодчего на новые планы по созданию сооружений с использованием бесконечных природных ресурсов: воздуха и света.

Сити-холл в городе Лондон, Великобритания (2002 г)

Сити-холл – это сооружение, выполняющее роль штаб квартиры администрации Большого Лондона и здания городской мэрии в одном лице. Расположено оно в центре города, на берегу Темзы, неподалеку от знаменитой достопримечательности города – Тауэрского моста. Дизайн постройки напоминает стеклянное яйцо, а стиль и внешний вид контрастирует с исторической архитектурой моста.

Но такая форма Сити-холла выбрана не спроста. Верхние этажи сделаны меньше нижних ярусов, поэтому свет попадает на все уровни равномерно. Таким образом, уменьшается и площадь здания, что позволяет в зимнее время экономить на отоплении. В администрации 10 этажей, общая высота которых составляет 45 метров.

Школа менеджмента Йельского университета в городе Нью-Хейвен, Америка (2014 г)

Здание с широкими панорамными окнами, имеющими волнообразную форму, символизирует ясность и открытость школы управления. Пятиэтажный корпус выстроен прямоугольником, в середине которого имеется небольшой зеленый дворик. Там расположены столики и лавки для того, чтобы студенты могли перевести дух и отдохнуть между занятиями.

На первом этаже располагается главный холл, библиотека и кафе. Прозрачность и открытость этих зон обусловлена необходимостью облегчения связи между студентами. Второй этаж включает в себя конференц-зал и кабинеты администрации. Оставшиеся этажи предназначены для занятий, там находятся аудитории, залы для лекций и так далее.

В жаркое время окна закрываются специальными экранами, что позволяет уменьшить нагрузку на кондиционеры. А от дождя здание защищает навес, который опирается на металлические колоны, установленные по всему периметру сооружения.

Мост Миллениум в городе Лондон, Британия (2000 г)

Это пешеходный мост, соединяющий два берега реки Темза. Он был построен в честь третьего тысячелетия, отсюда и получил такое название «Millenium» – тысячелетие. Хотя местные жители называют его «wobbly bridge» – шаткий мост. В день открытия по нему прошло большое количество людей, и было обнаружено, что он покачивается. После реконструкции этот дефект был исправлен.

Благодаря интересной задумке Н. Фостера, конструкция выглядит как висячий мост. Но, на самом деле, мост Тысячелетия держится на двух опорах, которые связаны между собой стальными канатами. Имеются еще четыре балки по обе стороны, которые поддерживают сооружение.

Отель Dolder Grand Hotel в городе Цюрих, Швейцария (2008 г)

Dolder Grand – роскошный отель, расположенный за городом. Изначально он был задуман, как центр для оздоровления, но превратился в прекрасный курорт. Замок располагается в 5 минутах езды от Цюриха.
Особенностью отеля является его расположение на склоне холма Адлисберг, высотой в 701 метр. Он состоит из нескольких частей: главное здание в несколько этажей и два современных корпуса с номерами для отдыхающих. Норман Фостер занимался как раз этими корпусами и проектированием подземных этажей.

Небоскреб Мэри-Экс в городе Лондон, Великобритания (2004 г)

За свой внешний вид и резкое отличие от эстетики окружающего ландшафта, критики прозвали здание «огурцом». Его внешняя решетчатая структура и зеленоватый оттенок стекол действительно напоминает данный овощ. Но, несмотря на всю критику, 40-этажная башня является самой экологичной среди всех существующих небоскребов.

В наше время здесь расположена официальная штаб-квартира компании Swiss Re. Первые этажи и смотровая площадка на высоте 180 метров открыты для всех желающих, на остальных этажах расположены офисные кабинеты и другие помещения подобного характера.

В этом проекте архитектор использовал природную вентиляцию и солнечное освещение. Небоскреб оказался в несколько раз экономнее среди похожих ему зданий.

Небоскреб Херста в городе Нью-Йорк, Америка (2006 г)

Еще одно гениальное творение Фореста – Башня «Херст-тауэр», в основе которой заложены эко-новации. В 30-х годах на этом месте было начато возведение другого здания, но из-за кризиса в стране стройка была заморожена. Архитектор продумал строение башни, чтобы оставить в основе уже выполненную часть сооружения. Здесь располагается штаб-квартира «Hearst Corporation».

Под руководством гениального зодчего инженерами Foster Associates была придумана особая технология для вентиляционных систем. Вода после дождя собиралась в специальных отсеках для функционирования этих систем, а для большей эффективности была продумана система вентиляции внутренних помещений, путем управления воздушными потоками.

Ультрасовременная башня выполнена на основе сетчатой ромбовидной металлической конструкции. Применение этой методики сократило стоимость сооружения на 20%. Небоскреб оснащен «умными лифтами» без традиционных кнопок. Перед входом в лифт есть компьютер, где, указав необходимый этаж, программа выдает номер лифта, на котором быстрее всего можно добраться до нужного уровня. Он учитывает движение и остановки всех кабинок и вычисляет самый оптимальный маршрут.

Высота сооружения – 46 этажей или 182 метра. Каждый перекрестный блок конструкции вмещает по 4 этажа, а высота главного холла достигает 20-ти метров. Из этого места идет разветвление в разные помещения небоскреба.

Мост виадук Мийо в городе Мийо, Франция (2004 г)

Мостовое сооружение вантовой системы представляет собой скоростную автомобильную трассу, общей длинной 2460 метров. Проектированием этого шедевра Норман Фостер занимался совместно с французским инженером Мишелем Вирложо, который до этого занимался постройкой моста Нормандии.

Виадук соединяет два плато и пересекает долину реки Тарн в самой низкой ее точке. Его появление решило множественные проблемы пробок, которые образовывались на трассе из Парижа в город Безье. Подвесной мост спроектирован с заботой об удобстве водителей. Дело в том, что конструкция имеет уклон в 3,025 % по направлению с юга на север и кривизну дороги в 20 км, чтобы улучшить обзор. Ширина моста в 32 метра позволяет водителям передвигаться по всему участку дороги без каких-либо затруднений.

Высота подвесного моста составляет 341 метр, что дает ему право называться самым высоким транспортным мостом с точки зрения конструктива. Он на 17 метров выше знаменитой Эйфелевой башни и, имея вес 36 тыс. тонн, в 4 раза тяжелее этой достопримечательности Франции. Виадук держится на 7 опорах, которые представляют собой пилоны, от которых расходятся 11 пар вант, крепящихся к полотну моста. Все ванты получили тройную защиту от коррозии: гальванизация, покрытие защитным воском и экструдированной полиэтиленовой оболочкой.

У моста есть специальный компьютер, который следит за малейшим сдвигом конструкции. Точность показаний гарантирует тот факт, что за секунду программа совершает сто замеров.

Величественный и прекрасный виадук Мийо по сей день притягивает туристов своими масштабами и элегантностью.

Реконструкция Рейхстага в городе Берлин, Германия (1999)

Фостер занимался четвертой по счету реставрацией Рейхстага и получил за свои труды достойную награду – орден «За заслуги» и Притцкеровскую премию. Купол, который архитектор спроектировал над германским парламентом, имеет диаметр 40 метров, а высоту 23,5 метра.

Стеклянный купол пользуется большой популярностью у туристов. Еще бы, ведь наличие смотровой площадки открывает посетителям чудесный вид на панораму Берлина. От верхней части купола до самого низа тянется воронка, уменьшающаяся в диаметре сверху вниз. На ней установлено 360 зеркал, которые отражают солнечный свет. Уникальность этой детали конструкции заключается в наличии компьютера и датчиков в этих зеркалах, которые, в зависимости от времени года, регулируют количество пропускаемых солнечных лучей. Но и на этом не заканчивается практическое использование воронки, скрытое за ее эстетической формой. В ее середине находится вентиляционная шахта, которая ведет в пленарный зал.

Внешний фасад изменен не был, но внутри изменения стали кардинальными. Были удалены определенные части стен, которые заменили более легкие конструкции из стали, декорированные современными природными материалами. Пленарный зал и другие помещения для заседаний «омолодились» и осовременились не меньше.

Форест с пониманием отнесся к стене памяти, где расположены записи солдат, дошедших до Берлина в 1945 г. Хотя позже вокруг этого разгорелся большой скандал, потому что местные жители уже давно хотят избавиться от этих «автографов».

Хан-Шатыр в городе Астана, Казахстан (2010 г)

Проект по созданию общественного центра в Астане доверили Н. Фостеру. Архитектор превзошел все ожидания и воплотил свои самые смелые идеи. Автор решил построить здание, которое обязательно заслужит свой мировой рекорд. Впрочем, так и случилось – торгово-развлекательный центр является крупнейшим шатром во всем мире.

Его общая площадь составляет целых 127 тыс. м 2 . На этой территории находятся спа-центры, кафе и рестораны, магазины, семейный парк, спортивные залы, кинотеатры, офисные и служебные помещения. Прозрачность шатра в который раз напоминает, что архитектор работает в стиле «хай-тек» с упором на экологичность зданий. По версии журнала Forbes Style «Хан Шатыр» вошел в ТОП-10 лучших мировых экозданий.

Главная особенность ТРК Хан-Шатыр – пляжный курорт, который работает круглый год. Благодаря инновационным технологиям там поддерживается постоянная температура +35 o C. Настоящие тропические растения и песок, привезенный с Мальдив, создают ощущение присутствия на настоящем курорте.

Крыша центра выполнена в виде несимметричного конуса с определенным наклоном. Под разными углами к ней прикреплены тросы, для поддержания конструкции.

В данной статье представлена лишь малая часть работ этого гениального творца. Норман Фостер является автором большого количества шедевральных творений, которые радуют глаз своей органичностью и эстетичностью, совмещая в себе красоту и новейшие экотехнологии.

Известный архитектор, автор множества проектов, реализованных по всему миру. Один из основателей и руководитель архитектурного бюро Foster + Partners. В 1990 году был возведен в рыцарское звание, имеет титул Лорд берега Темзы, пожизненный пэр, член Палаты лордов. Лауреат сотен призов и премий в области архитектуры.


Норман Роберт Фостер родился 1 июня 1935 года в Англии, в предместье Манчестера, районе Стокпорта - Реддише в семье рабочих. Он был единственным ребенком в семье Роберта и Лилиан Фостеров. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers. Мать Нормана имела цыганские корни, работала на заводе. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, "было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским".

Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier). Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку.

Фостер закончил школу в 16 лет и начал работать клерком в Манчестерском городском казначействе: работа там была монотонной, однако Нормана очень интересовало само здание муниципалитета, построенное в стиле викторианской псевдоготики. В 17 лет Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС. После армии Фостер стал работать в манчестерской архитектурной фирме John Beardshaw & Partners. Там он занимался рисованием эскизов но в процессе общения с архитекторами из этой фирмы, в основном выходцами из богатых семей и выпускниками университетов, Фостер понял, что большинство из них даже не знакомы с работами Райта и решил поступать в высшее учебное заведение.

В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester"s School of Architecture and City Planning). Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом. После окончания университета в 1961 году Фостер получил возможность продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета (Yale University School of Architecture). Там он получил степень магистра архитектуры а также познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом (Richard Rogers). Учителями Фостера в Йельском университете был британский архитектор чеченского происхождения Серж Чермаев (Serge Chermayeff) и дизайнер Винсент Скалли (Vincent Scully).

В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму "Team 4". Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек.

Team 4 просуществовала до 1967 года, после этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller). Фуллер стал одним из основных учителей Фостера: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки - системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих "мембрану", при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов. Между тем специалисты отмечали, что сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским, советским инженером Владимиром Шуховым. Фостер и Фуллер работали вместе до смерти Фуллера в 1983 году. Первым значимым проектом Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира Wiilis Faber & Dumas в Ипсвиче: стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша была покрыта зеленой лужайкой. Уже тогда определился стиль Фостера: он отдавал предочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются к требованиям заказчика.

В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые культурные и инфраструктурные объекты. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год). Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом. Между тем многие эксперты критиковали его за то, что он не вписывался в городской ландшафт, здание получило прозвище "огурец". Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными.

В январе 2007 года стало известно о том, что Фостер собирается продать 85 процентов акций Foster + Partners, однако желает остаться руководителем компании. Акции были проданы группе старших партнеров компании. В середине 2008 года в Foster + Partners работало более тысячи сотрудников.

Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой "Байтерек" (тополь) - сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла "хамелеон", меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны. Кроме того, Фостер был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса "Россия" и Пушкинского музея. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция "Новой Голландии" по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба "Башня Россия" на территории делового комплекса "Москва-Сити" и культурно-делового комплекса "Хрустальный остров" в Нагатинской пойме. Оба эти проекта были встречены жесткой критикой а во время их строительства осенью 2008 года возникли трудности из-за финансового кризиса. Со сложностями в реализации столкнулся также проект 15-этажного многофункционального комплекса "Апельсин")совместный проект Фостера и российской компанией "Интеко"), который предполагалось построить на месте Центрального дома художника в Москве на Крымском валу.

Фостер является лауреатом сотен призов и премий. В 1999 году он был удостоен Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры. Кроме того, он дважды получал приз Стирлинга (в 1998 и 2004 годах)был награжден Королевской золотой медалью и Золотой медалью Французской архитектурной академии (в 1983 и 1991 годах соответственно) был удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2007 году. Помимо этого, он является членом профессионального сообщества дизайнеров Chartered Society of Designers, лауреатом ее Серебряной медали. Фостер с 1991 года является членом британской Королевской академии художеств.

В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание в 1997 году был награжден орденом "За заслуги" а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Титул Фостера - Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish). В Палате лордов Фостер не входит ни в правящую партию, ни в оппозицию.

Фостер был женат три раза. Его первая жена и партнер по бизнесу Венди Чизман скончалась от рака в 1989 году. Его второй женой стала Сабиа Румани Малик (Sabiha Rumani Malik), творческий директор Foster + Partners, однако их брак распался в 1995 году. В 1996 году Фостер женился на журналисте и ученой Елене Очоа (Elena Ochoa). У Фостера четверо сыновей от первого брака: Ти (Ti), Cal (Кэл), Стив (Steve) и Джей (Jay) (двоих супруги усыновили). От третьего брака у него есть сын Эдуардо (Eduardo) и дочь Паола (Paola).

Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Фостер имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.