Центр Ведической Астрологии - Шри Джаганнатх. Таттва Воды

ПЕРВООСНОВА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА - ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРИТХВИ-ТАТТВА (СТИХИЯ ЗЕМЛИ)

ПРИТХВИ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Символически представлена желтым квадратом. Обитель Змеи Кундалини (Кундалини-Шакти). Качества: стабильность, терпение, сила, изобилие. Из органов чувств соответствует обонянию, из планет - Юпитеру. Притхви дает способность контролировать страсти и соотносится с муладхара-чакрой.

АПАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОДЫ)

АПАС (санскр.), или Джала, соответствует стихии Воды, а также всем богиням, олицетворяющим воду. Символически эта таттва представлена серебряным полумесяцем. Апас (Джала) может принимать любые формы (или же содержит все возможные формы в себе). Символизирует непроявленное, неограниченные возможности и трансцендентность. Ее основное состояние - пассивное. Поэтому она становится вместилищем разнообразных впечатлений и энергии. Символизирует очищение, подсознание, сопереживание, сексуальность. Соответствует планете Венера. Дает способность контролировать астральное тело и соотносится со свадхистхана-чакрой.

ТЕДЖАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ОГНЯ)

ТЕДЖАС (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, олицетворение священного пламени. Символически представлен красным треугольником. Ассоциируется с солнечным светом, мужским началом и динамичной, беспокойной силой, обращенной вовне; со страстью, интуицией и несотворенным, изначальным светом сознания. Соответствует плану атмосферы, Солнцу и Марсу. Дает способность к ритуально-магической работе и соотносится с манипура-чакрой.

ВАЙЮ-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОЗДУХА)

ВАЙЮ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог и властитель воздуха. Символически представлен голубым (синим) кругом. Это символ свободы, открытого пространства, интеллекта, ума; способствует левитации, проникновению в любое место (как это делает воздух). Соответствует эфирному плану, Меркурию и Луне. Вайю дает разнообразные сверхъестественные способности и соотносится с анахата-чакрой.

АКАША-ТАТТВА (ДУХ)

АКАША (санскр.) условно переводится как «пространство». Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство. Акаша «как субстанция» приблизительно соответствует «эфиру» или «квинтэссенции» западной традиции; кроме того, она отождествляется со всемирным пространством.

Символически она представлена черным или темно-синим яйцом. Темно-синий - цвет Акаши (эфира) и горла Шивы. Он символизирует синеву ночного неба и синий немес Тота. Как писал Алистер Кроули, «этот немес - таинственная, но плодоносная тьма, окутывающая репродуктивные процессы. Крылатое Яйцо - символ одухотворенной фаллической энергии. Это Яйцо - не что иное, как Акаша, источник всего сотворенного мира» . Ее эквивалент - Сатурн, проявленный Логос, библейский Святой Дух. Основная характеристика Акаши - звук. Из органов чувств она соответствует слуху. Акаша дает мудрость и соотносится с вишуддха-чакрой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В СУЩНОСТЬ КАЖДОЙ ТАТТВЫ

1. Когда сгущается ночная тьма, перед отходом ко сну, представляйте себе, как огромное яйцевидное облако, светящееся темно-фиолетовым светом, окутывает вас со всех сторон и погружает в теплую таинственную темноту, обитель сновидений. При этом мысленно повторяйте звук «Хам». Это - Акаша.

2. Глядя на небо или на дальние холмы, окрашенные в мягкие тона голубой дымкой воздуха, воображайте плывущую у вас перед глазами исполинскую синюю или голубую сферу Вайю, сквозь которую вы и наблюдаете окрестный пейзаж. При этом мысленно повторяйте звук «Ям».

3. Если же вы смотрите на огонь, будто то пламя камина, печи, свечи, костра, или извержение вулкана, или даже газовой комфорки, то пусть перед вашими глазами встает огромный треугольник Теджаса. При этом мысленно повторяйте звук «Рам».

4. Глядя на воду - море, реку, озеро или даже воду в своей раковине, - старайтесь видеть серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, - Апас. При этом мысленно повторяйте звук «Вам».

Элемент Земли нужен для того, чтобы мы могли насладиться тем, чего достигли в элементе Огня. Таттва Земли дарит нам стабильность, постоянство, предсказуемость, безопасность, равновесие, полноту всего того, чего мы достигли. Элемент Земли создает форму , являющуюся вместилищем всех остальных элементов и Сущности. Форма должна быть постоянной и стабильной хоть какое-то время. Чтобы можно было насладиться или отработать что-либо. Если у нас хорошая карма – то мы наслаждаемся, а если плохая – то отрабатываем. Элемент Земли дает возможность разобраться с кармой. Элемент Земли дарит нам псевдо-ощущение отсутствия времени, он притормаживает действие времени. Именно это и нужно для наслаждения – ощущение, что мы как будто находимся в вечности. Элемент Земли может делать это за счет кругового движения – когда энергия начинает двигаться по кругу. И эта энергия создает определенную форму.

Таттва Земли включает набор определенных процессов, поддерживающих деятельность формы – гора и почва. Они имеют разные функции. Гора создает законы, т.е. законы благодаря которым поддерживается нормальная жизнедеятельность, обеспечивается безопасность, полнота, предсказуемость, иными словами – стабильность . И это формирует центр, относительно которого поддерживается равновесие в системе. Например – позвоночник, Сушумна, гора Меру, ось галактики, Земная ось, Нейтральный ум. Отсюда вытекает такое свойство элемента Земли как как способность к регенерации (восстановлению).
Почва же дает все необходимое для того, чтобы наслаждаться , например клиентов, поставщиков, место для работы. Полнота элемента Земли дает обеспечение для деятельности и запрос на деятельность. Очень важно уметь не только правильно тратить, отдавать, но и принимать, получать. Деньги принадлежат Богу Вишне, а у его ног богиня Лакшми контролирует денежные потоки. Т.е. деньги не принадлежат нам, а Ему. Богатство – мотивирующее качество, которое поддерживается таттвой Земли. Когда у нас сильный Элемент Земли, то мы богаты, но каждый по-своему – у кого денег много, у кого-то ментальных качеств много. Вместе гора и почва приносят нам ощущения наполненности и безопасности.

Время элемента Земли – это конец лета. Пик лета уже прошел, с его танцами и развлечениями. Это – время перемен, точка возврата между солнечной фазой природы и лунной фазой. Весной и летом приходит период активизации силы света, когда все в природе расширяется и тянется навстречу небу и солнцу. В осенний и зимний период силы возвращаются в землю. Это – пора изобилия, жатвы, время благодарения и приготовления запасов на зиму. Это – время собирания знаний, которые помогут справиться с трудными ситуациями в будущем, время духовного насыщения и созерцания. Это пик жизни, период зрелости, стабильности и стремления к самовыражению. Если весной человек с нетерпением ждет и живет в предвкушении лета, а летом наслаждается настоящим, то осенью приходит время оглянуться назад и обдумать все произошедшие с ним события. Дисбаланс элемента Земли часто выражается в беспокойстве, задумчивости и погружении в воспоминания. В культурах многих народов Земля изображается в виде богини плодородия и Матери Земли. Мать Земля дает жизнь, пищу всем существам на планете, защищает нас, наделяет своими щедротами. Вне зависимости от того, кто мы и где мы находимся, на Земле мы чувствуем себя как дома.

Люди с сильно развитым элементом Земли легко приспосабливаются и осваиваются в новом окружении. Но слишком сильный Элемент Земли подавляет все остальные таттвы, и тогда человек становится очень обывательски туповатым, непроницаемым, консервативным.
Если же элемент Земли ослаблен это выражается в чувстве незащищенности и острой потребности быть в центре внимания, а также быть любимыми и принятыми новым окружением. Такие люди полагают, что любовь и теплоту можно легко забрать или отвергнуть. Зачастую в прошлом они были лишены любви окружающих. Им будет не хватать сострадания и понимания. Они довольно критичны в отношении других, но отсутствие терпимости к другим лишь маскирует их собственную незащищенность. Они очень часто себя жалеют и постоянно жалуются. Людям со слабой таттвой Земли трудно быть в одном состоянии, им все время скучно, им постоянно нужен драйв и новизна. Дисбаланс элемента Земли проявляется также в чрезмерном проявлении любви или участия. Например, когда родители или партнер ни на шаг не отходят от человека, стремясь контролировать каждое его действие.

Для элемента Эфира необходимо пространство, для элемента Огня – жар, а для элемента Земли – влага. Без влаги на Земле ничего не растет. Вода необходима для элемента Земли. Без нее Земля не может быть плодородной. Направлен элемент Земли к центру. Элемент Земли не является ни солнечным, ни лунным. Направление его энергии представляет собой горизонтальный закрытый круг.

Внешние параметры Таттвы Земли

Года: заканчивающиеся на 8 и 9

Органы: селезенка, желудок

Сезон: конец лета – начало осени, период созревания и преображения природы

Тема: тепло, процветание, изобилие

Функция: созерцание, память, конструктивное преображение

Характер: нейтрализующий

Климат: влага

Жизненный цикл: созревание и изменение, период домохозяина

Время: с 15 до 19 часов

Цвет: желтый

Цвет кожи: желтоватый

Вкус: сладкий

Звук: пение

Орган чувств: обоняние

Эмоция: сострадание и беспокойство

Планета: Сатурн

Направление: центр

Движение: движение по кругу, в котором нет ни начала, ни конца

Жидкости тела: слюна и лимфа

Запах: приторно сладкий

Животное: бык

Ментальное состояние – трезвое мышление, здравый рассудок, четкое знание о границах, о системе, в которых вы находитесь. У вас есть системное знание – сама система дает возможность получать ответы на все вопросы. Вам не нужно ни к кому обращаться за помощью. Вы способны трезво мыслить и все рассчитывать. Здравый рассудок необходим для обустройства стабильной реальности.

Эмоциональное состояние – спокойствие, невозмутимость (не холодность), умиротворенность и удовлетворенность. У человека есть центр, стержень, ощущение правды. Элемент Земли единственный из всех элементов защищает и дает безопасность, а также успокаивает и дает возможность получить опыт.

Физические органы – желудок, поджелудочная железа и селезенка. Извлекает энергию из внешнего источника – из еды. Доставляет Прану в клетки тела. Элемент Земли отвечает за энергетический баланс в теле и иммунитет. Также к таттве Земли относятся ноги, спина, позвоночник и Муладхара чакра.

Как работать с Таттвой Земли методами Кундалини йоги

Энергетические упражнения для заземления :

Работа с балансом и формированием стержня, относительно которого поддерживается равновесие :

Поддержание стабильности, устойчивости пространства и развитие способности противостоять энергии времени (быстро восстанавливаться ):

Крийя для обретения таких качеств как надежность, стабильность, предсказуемость . Эти качества дарит только элемент Земли:

Практика, приносящая в вашу жизнь ощущение полноты и удовлетворенности:

Пять лет между 2008 и 2012 годами у нас была возможность возвысить, наполнить энергией свои тело, сознание и дух и развить их лучшие качества., Пока учим этот урок осознанности, мы можем дарить друг другу радость. Каждое солнцестояние этих лет активировало одну из пяти стихий (таттв) и, соответственно, те наши качества, которые связаны с этой стихией. Каждое солнцестояние объединяет ту работу, которую каждый из нас проводит над собой, с созданием всеобщего, мирового сознания. От имени всех нас это сознание способно проецировать в реальность всё, о чём мы просим в своих молитвах и всё, что намереваемся сделать.

Традиционно принято связывать пять стихий с пятью первыми чакрами. Стихии, они же таттвы - это Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. К тому времени, как завершится период солнцестояния в 2012 году, на энергетическом уровне мы как раз достигнем шестой чакры (чакры «третьего глаза») и будем готовы открыть себя для нового, более тонкого понимания действительности.

Выполняя необходимые практики по календарю, основными датами которого являются зимние и летние солнцестояния в период с 2008 по 2012 год, мы можем развить свою связь с каждой из таттв. Таттвы поддержат нас, когда мы работаем вместе, каждый внося в этот труд своё уникальное подношение. Мы работаем на всеобщее благо, стараемся «сгенерировать» его в ближайшем будущем - и каждый из нас открывает своё сердце наступающей Эре Водолея. Через понимание таттв, то есть пяти базовых элементов мироздания, нам будет дан необыкновенный духовный подъём. Через смирение, желание исцелять и вести за собой в эту новую Эру других мы сами обретём вечную жизнь.

2008: Таттва Земли

Благословляя полученные раны.

Таттва Земли связана с первой чакрой (Муладхарой), а состояние этой чакры, в свою очередь, напрямую влияет на наше чувство «заземлённости», уравновешенности, сбалансированности.

Снова и снова в нашей жизни может возникать необходимость бороться, выживать, оставлять что-то, к чему мы привязаны, и самим оказываться покинутыми. Если не лечить нанесённые жизнью раны путём осознания, как и почему они были нам нанесены, то все эти негативные процессы действительно разрушат нашу внутреннюю гармонию, выбьют почву у нас из-под ног и поставят нас в положение полной зависимости от обстоятельств.

Важная часть процесса нашего духовного взросления - осознание, что все эти раны, все эти негативные события даны нам, чтобы мы приобрели определённый опыт и, пройдя через испытания, сами научились ставить себя на ноги. Прошлое должно стать мастерской, где мы учимся, а не тюремной камерой, где заключены все наши обиды.

2009: Таттва Воды

Сила творчества, способная превратить насилие в любовь.

Таттва Воды связана со второй чакрой (Свадхистаной) и, следовательно, с репродуктивной системой. Этот энергетический центр отвечает за наши творческие способности, вдохновение, желание созидать.

Чувства дают энергию, питающую наши эмоции и страсти. Когда у эмоций нет возможности проявиться напрямую, они овладевают нами, берут верх над нашей осознанностью. В своём ежедневном поведении мы становимся замкнутыми и неподатливыми и проявляем инициативу только тогда, когда без этого нельзя обойтись, а не тогда, когда нам хочется творчества и перемен.

Представьте себе резервуар с водой, взятой из какого-нибудь стоячего озера или водохранилища. В резервуаре заметны тина, грязь и мусор; такую воду можно использовать далеко не везде, она даже может быть заразна. Когда мы начинаем фильтровать её, нам становится ясно, какие именно вещества её засоряют и отравляют. Поэтому очевидно, что польза от употребления такой воды зависит не только от чистоты источника, из которого она взята, но и от нашей способности её очистить.

Также и с нашими эмоциями. Очищать сознание от эмоциональных «отходов», бессмысленных эмоциональных моделей - задача, с которой никто, кроме нас, не справится, так что здесь вся ответственность лежит на нас. Наш внутренний мир должен быть пространством нейтральности, покоя, радости и комфорта. Также нужно внимательно относиться ко всему, что влияет на наше здоровье, и в этом списке эмоции будут далеко не на последнем месте. Эти меры крайне важны, если мы хотим добиться эмоциональной чистоты и прозрачности - состояния сознания, когда нам нечего скрывать (в первую очередь, от самих себя), когда мы не лелеем обиды и не копим гнев и ревность, когда нет ничего тайного и неосознанного. Эмоциональная чистота - основа хороших взаимоотношений с самими собой, с окружающими нас людьми, с пространством, в котором мы существуем.

2010: Таттва Огня

Сияние преображения.

Таттва Огня связана с третьей чакрой (Манипурой) и, следовательно, с органами пищеварения. Находясь в гармонии со стихией Огня, мы учимся правильно понимать и перерабатывать свой жизненный опыт.

Огонь может исцелять и преображать. В глухом лесу часто случаются локальные пожары, которые возникают сами по себе и уничтожают легко загорающийся подлесок, но при этом не вредят большим деревьям. Нагревая почву, они также способствуют тому, чтобы «спящие» в земле семена начали прорастать. Точно такой же процесс внутреннего горения происходит и в нас, когда третья чакра «переваривает» наш жизненный опыт. Мы можем внезапно понять, что у нас есть силы не только чтобы выжить, но и чтобы жить в гармонии и процветании.

Работа, которую мы проводим над первой и второй чакрами, даёт нам уверенность в себе и своей значимости, в нашем праве быть там, где мы есть. Мы пробуждаем скрытые источники силы, чтобы старые, исчерпавшие себя виды энергии трансформировались в новые. Теперь, когда мы дошли до третьей чакры, мы можем действовать. Главное здесь - сохранять в себе веру и мужество.

2010 год, год Таттвы Огня - время дисциплинировать себя, обозначить свой путь и свои цели.

2011: Таттва Воздуха

Любовь к себе - основа сострадания ко всему живущему.

Таттва Воздуха связана с четвёртой, горловой чакрой (Анахатой) и, следовательно, с сердцем и лёгкими. Вся кровь в нашем организме постоянно проходит через эти органы, так что состояние органов дыхания напрямую зависит от нашего общего самочувствия.

Если мы находимся в состоянии покоя и глубоко дышим, мы чувствуем, как расширяются и сжимаются лёгкие с каждым вдохом и выходом. Если же сделать ещё более глубокий вдох, то можно почувствовать, что в нашем теле есть зоны, закрытые для притока праны (энергии жизни), которая является неотъемлемой частью дыхания. Более пристальное внимание к этим зонам позволит понять, что здесь и там на нашем теле есть следы «боевых ранений» - пережитых событий, неправильно применённых эмоциональных моделей. Наш организм буквально вооружается против подобных травм в будущем, надевая, как кажется, неуязвимую броню. Однако эти «травмированные», потерявшие чувствительность участки можно восстановить, регенерировать, проявляя заботу и сострадание к самим себе. Учась ценить себя и заботиться о себе, мы также начинаем ценить и проявлять заботу о других.

Отношения человечества с деревьями и другими растениями очень символичны: мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а они, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород. Это отлично показывает взаимозависимость между нами и между всем живым. Когда мы готовы разделить со всем миром и радость, и отчаяние, как будто это наши собственные чувства, в ответ мы получаем любовь и сострадание.

Таттва Воздуха помогает нам чувствовать великую силу своего сердца

2011 - год Таттвы Воздуха, связанной с сердечной чакрой, нашим личным центром доброты и сострадания, тем пространством, где «Я» превращается в «МЫ». В 2011 мы концентрировались на энергии Таттвы Воздуха в течение всего года, и особенно во время летнего и зимнего солнцестояний. Мантра для этой Таттвы - Guru Guru Wahe Guru, Guru Ram Das Guru, она учит нас исцелять, быть полезными пространству вокруг себя, проявлять сострадание и смиряться с тем, чего мы не можем изменить.

2012: Таттва Эфира

Узы, которые освобождают.

Горловая чарка связана с элементом Эфира, а сам Эфир берёт начало из the Shabd - первоначального, невысказанного, непроявленного звука, и энергии, являющейся матерью этого звука. У Эфира нет границ, нет пределов и нет определённой формы; он неотделим от вибрации, создающей звук. Звучащий голос - это тело Эфира и одновременно его действие.

Квантовая физика подтверждает, что уже древние знали о существовании тонкой, вездесущей и всеобъемлющей энергии, которая соединяет всё во Вселенной. Эта энергия - и внутри, и снаружи нас. Что даёт нам это знание? Мы можем воспринимать эту энергию как заботливые руки вечности, к которой мы все принадлежим - вечности, которая питает и поддерживает наши силы.

Качество Единой Истины (Universal Truth) выражается через нашу горловую чакру. Единая Истина пребывает за пределами субъективности, она так же вездесуща, как Эфир. Раскрывая объятия этой Таттве, мы тем самым объявляем о своей готовности к полному и совершенному осознанию. Все истины объединяются в одну великую Истину. Все души могут объединиться в одной великой Душе.

Все про таттвы - Nodia Brent-Lux

Маги древней Индии, изучавшие строение мира, определили пять основных материй, из которых состоит весь окружающий мир – не только физический, но и мир наших ощущений и чувств. Даже наша мысль материальна.

Эти пять материй проявляются и в пяти органах чувств, и в пяти пранах, различных дыханиях человека, и в пяти следующих друг за другом периодах, – пяти таттвах .

Санскритское слово ТАТТВА имеет очень много значений: материя, основание, принцип, период, а в самом широком смысле это опора, на которой стоит мир. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии. Астрология изучает проявление таттв во времени.

Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и своих управителей.

Сразу после восхода Солнца начинается таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет ее – черный.
Вторая Таттва – ВАЙЮ ,- находится под влиянием Меркурия и Луны, цвета ее – зеленый и синий.
Третья Таттва – ТЕДЖАС ,- под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
Четвертая Таттва ПРИТХИВИ ,- находится под влиянием Юпитера, цвет ее желтый.
И, наконец, последняя, пятая Таттва АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Таттва в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения. Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, - он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

Акаша – таттва


Эта таттва выражает принцип, отрицающий жизнь всего физического, принцип уничтожения и разрушения материи. Серьезный характер этой таттвы показывает: в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это время, подходящее только для медитации, самоуглубления, молитвы.

Акаша – таттва молчания . В это время человек не должен начинать никакую духовную деятельность, потому что не достигнет никакого результата. Начало творческого процесса в эту таттву может принести муки и страдания… Начало дружбы или любовных отношений в это время несет разочарования и быстрый разрыв. Акаша – таттва смерти. Много людей умирает под ее влиянием.

Она несет внезапную смерть, агонию, потерю сознания. Смерть при этой таттве может придти после долгой, тяжелой и изнурительной болезни… Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость. Акаша очень редко приносит беременность, а если это происходит, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

| Учение об элементах (Таттва-видья)

Учение об элементах - Таттва-видья

Местопребывание элементов в теле человека

Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству.


"Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух - в основании пупа, земля - в области бедер, вода - в ногах, эфир - во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы - таковы пять свойств земли, как изложено в божественной науке. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна - это пять свойств воды, как изложено божественной наукой.

Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость - пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела - это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм - это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы".

Аналогии в понимании пяти элементов

Если провести аналогию, связанную с растущим плодом, то

~ элемент земли формирует основу плода,

~ элемент воды собирает вместе все элементы плода и удерживает их вместе,

~ элемент огня помогает плоду созревать,

~ элемент ветра дает рост,

~ с помощью элемента эфира существует пространство-Основа, в котором плод может появиться, расти и существовать.

Соотношение элементов в теле человека

Тела богов высших Миров Формы состоят только из тонкого ветра и пространства, тела сансарных богов состоят из элемента огня, ветра и пространства. Тело человека большей частью состоит из земли и воды, поэтому считается, что эти стихии являются наиболее благоприятными, способствующими долгой жизни. И наоборот, стихии огня, ветра и пространства являются ограниченно благоприятными элементами.


"Тело состоит из пятидесяти частей земли, сорока частей воды, тридцати частей огня, двадцати частей воздуха и десяти частей эфира.

Влияние земли обеспечивает успех на длительный срок, вода дарит кратковременные и преходящие плоды, воздух очень редко наделяет удачей, а в огне даже профессионал все утратит.

Земля имеет пять частей, вода - четыре, огонь - три, воздух - две, эфир - одну. Таково непреходящее знание о пропорциях элементов".

"Шива Свародайя" (197 - 199)

Главные свойства элементов

"Практикующий йогин способен распознать форму специфической таттвы, ее движение, вкус и символ. Так он может успешно осуществить связь с этой таттвой".

"Шива Свародайя" (383)


Согласно текстам, тонким элементам присущи пять главных свойств:

1. Чувственное переживание.

2. Собственно качество элемента.

3. Тонкий прообраз элемента (танматра).

4. Состояние элемента.

5. Функциональное проявление.

1. Чувственное переживание

Цвет


"Земля - желтая, вода - белая, огонь - красный, воздух - темно-синий, эфир имеет все цвета".

"Шива Свародайя" (152)


Вкус


"Земля - сладкая, вода - вяжущая, огонь - обжигающий, воздух - кислый, эфир - едкий".

"Шива Свародайя" (157)


2. Качества, присущие элементам

~ Твердость и инертность присущи земле,

~ вязкость и текучесть присущи воде,

~ теплота, расширение, жар и свет присущи огню,

~ движение и действия присущи воздуху,

~ распространение во все направлениях присуще пространству.


3. Тонкие качества элементов (танматры)

Пять грубых элементов рождаются благодаря двойственному затемненному состоянию чувственного восприятия (танматре). Чувственное восприятие затемняется, когда утрачивается связь с Ясным Светом - Основой в момент перерождения.

Тогда Свет, лежащий в основе, не узнается, и начинаются процессы творения сансары, т.е. сознание, потерявшее естественное состояние, соскальзывает на более грубый уровень.

Тонкие качества чувственного восприятия (танматры):

~ тонкое восприятие пространства происходит через звук (шабда-танматра),

~ тонкое восприятие воздуха - через осязание (спарша-танматра),

~ тонкое восприятие огня - через образ (рупа-танматра),

~ тонкое восприятие воды - через вкус (раса-танматра),

~ тонкое восприятие земли - через запах (гандха-танматра).

Тонкие качества являются проводниками между Сознанием - Основой и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание и органы чувств. Чувственное сознание опирается на ум (манас), который, находясь в иллюзии, включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.

Танматры невозможно ощутить с помощью обычного восприятия. Они переживаются только в мистическом опыте с помощью утонченного восприятия эфирного и астрального тел.

К примеру, концентрируясь на кончике носа или на муладхара-чакре, йогин чувствует, как обостряется его восприятие запахов, в медитации он может обонять восхитительный, неземной запах розы - это проявление танматры земли в его теле.

Выполняя самьяму на кончике языка, йогин может переживать утонченные виды вкуса - так проявляется танматра воды.

Созерцая особым способом в шамбхави-мудре свет солнца, луны, масляной лампы, сидя в темной комнате в определенных позах, предписанных в , йогин видит узоры, шары света, цепочки, радуги, изображение божеств, рисунки, мандалы - так проявляется танматра элемента огня (форма) в его теле.

Управляя ветром, концентрируясь на чакрах, йогин учится переживать различные тонкие виды блаженства в теле, напоминающие сексуальное, ощущая танматру ветра - тонкое осязание.

Концентрируясь на горле или анахата-чакре, выполняя практику , шанмукхи-мудру, бхрамари-пранаяму, йогин слышит звон и гудение, мелодии, колокольчики - это танматра звука в его теле.

Тайные методы Лайя-йоги - Нада-йога и Джьоти-йога для достижения высших ступеней Освобождения, Радужного тела работают на уровне танматр, интегрируя с ними созерцательное присутствие.


4. Свойства элементов


"Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляется как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространства, воздуха, огня, воды, земли".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (2)

Три качества элементов таковы:

~ сияние,

~ движение,

~ инертность.

~ Чистый (тайный) уровень - сияние

В чистом виде пять элементов - это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы - Природы Ума.

~ Тонкий (внутренний) уровень - движение

Это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике. Энергия апана - земля, самана - элемент огня, прана - ветер, удана - пространство, вьяна - вода. Также тонкие элементы - это танматры, духи и божества стихий.

~ Грубый (внешний) уровень - инертность

На грубом уровне элементы - это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.

Каждый элемент может проявляться в трех видах: саттвичном (как сияние чистого света), раджасичном (как активное движение энергии) и тамасичном (как инертность, грубость).

Так, элемент воды может проявляться одновременно как тамас - внешняя (грубая) вода, как жидкости внутри тела (раджас) и как саттва - тонкий белый цвет в радуге.

Элемент земли может проявляться как грубая земля, как прана земли в теле и как желтый цвет в радужном спектре.

Элемент огня может проявляться как внешний огонь пламени, как внутренняя прана огня в теле (самана-вайю) и как красный цвет в радужном спектре.

Элемент ветра может проявляться как атмосферный воздух, как прана воздуха, находящаяся в легких, и как зеленый цвет в радужном спектре.

Очищая элементы, йогин преодолевает тамасичные и раджасичные части элементов и пытается утвердиться в их чистом светоносном состоянии.


Три качества порождают пять элементов:

~ из сияния (саттвы), состоящей из сияния света и ясности, возникает элемент пространства,

~ из движения (раджаса) возникает элемент огня,

~ из качества инертности (тамаса) возникает элемент земли,

~ между сиянием и движением возникает тонкий подвижный элемент воздуха (ветер),

~ между движением и инертностью возникает элемент воды, сочетающий оба эти качества.


Саттва

Из саттвичной части первоэлементов рождаются пять органов знания и восприятия (гьяна-индрий).

Проникая друг в друга и взаимодействуя, саттвичные части пяти элементов порождают:

~ чувственный ум (манас) - ум, оперирующий концепциями, мыслями, свойство которого приятие или отвержение,

~ интеллект (буддхи, махат) - это высшее сознание, одухотворенная интуиция,

~ эго (ахамкара) - чувство "эго", возникающее от отождествления себя с телом. Ахамкара порождает тонкие качества (танматры), чувства (индрии) и пять грубых элементов (таттв).

~ сознание (читта) - хранилище умственных тенденций, прошлый опыт, состоящий из накопленных самскар.


Раджас

Раджас творит органы действия (карма-индрии).

Раджасичные части элементов творят:

~ элемента ветра - силу рук, схватывание (пани),

~ элемента огня - силу ног, движение (пада),

~ элемента воды - силу размножения (упастха),

~ элемента земли - силу выделения (пайю).

Проникая друг в друга, раджасичные части пяти элементов рождают пять пран в теле:

~ удана-вайю,

~ вьяна-вайю,

~ прана-вайю,

~ самана-вайю,

~ апана-вайю.


Тамас

В Учении тантры об элементах (таттва-видье) распространен принцип пятикратного увеличения элементов. Он именуется "панчикара", и описывает, как тонкие элементы превращаются в грубые, как во всей вселенной, так и в физическом теле.

Каждый из пяти великих элементов в своей грубой тамасичной форме делится на две равные части. Одна часть остается, другая часть делится на четыре равные части. Затем первая половина соединяется с 1/8 каждого их четырех элементов.


"Из этой пятерки великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, материальное тело".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (6)


5. Функциональное проявление

"Когда господствует элемент земли, совершайте свои привычные постоянные действия, при элементе воды - временные и изменчивые работы, при элементе огня - трудоемкие действия, а при элементе воздуха - пагубные и опасные действия.

Но когда господствует элемент эфира, лучше ничего не делать. В это время рекомендуется культивировать йогу, потому что таттва эфира не приводит к результатам во всех иных действиях.

Земля и вода обеспечивают успех (сиддхи), огонь приносит смерть, воздух - разрушение и утрату, а акаша - во всем бесплодна; так известно знающим таттвы.


Земля приносит относительный успех, вода - немедленную прибыль, воздух и огонь обеспечивают утрату, а акаша делает все безрезультатным".

"Шива Свародайя" (160 - 163)


Пятый аспект элементов - их функциональное проявление (архи-таттва), т.е. то, как элементы проявляются в повседневной жизни.

Преобладающий элемент земли проявляется как финансовое благополучие, процветание. Когда этот элемент доминирует, тексты по Свара-йоге рекомендуют выполнять устойчивую, рутинную работу. Элемент земли также проявляется как надежность, фундаментальность, приверженность традициям, догматам и т.д.

Элемент воды проявляется как приходящий сразу, однако, непостоянный результат. Земля и вода благоприятно проявляются в двух боковых нади.

Элементы огня и ветра указывают на непостоянство, отсутствие долговременных планов или разрушение. Если огонь и ветер двигаются в правом канале (пингале) - это приводит к разрушительным тенденциям в сознании, если в левом канале (иде) - активизируется творчество, появляются ясность мышления и новые идеи.

Элемент пространства благоприятен в медитации и созерцании, концентрации и отрешении от мирских забот.

Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.