Cочинение «Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце. Смысл двух превращений шарика в повести булгакова собачье сердце - сочинение

Вариант 4:25.02.2012: 21.41

Вариант 1 2012: 25.02.2012: 21.41

Вариант 6:25.02.2012: 21.38 Смысл двух превращений Шарика в повести Г. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть "Собачье сердце- одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В неи соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантастика. показывает гротескный образ современной ему действительности.

В основе повести лежит большой эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович - известный, всемы уважаемый врач, проводящий удивительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, вон настоящий асс в своемделе.

В однои из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчастного, и решает взять его к себя. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к животным и не бескорыстие. Вон уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Шарик живет незавидной жизнью. Каждый день вон вынужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться вот мороза и вьюги. Вон озлоблен. При этом Шарик очень неглуп. В него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шарика. "Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего - господин,- сделал пес в нем вывод. Когда Борменталь спрашивает своего наставника в том, как ему удалось заманит такого нервного пса, Преображенский отвечает, что ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Профессор в своих вещах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле вон противоречит себя. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явным образом ниже Шарика. Едва-Преобразившись, "дворнягаобругал Преображенского "по матери, и это было только начало жизни человека с собачьим сердцем. Вот бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, вон быстро воспроизвел "все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконеи которые хранились в его подсознании. "Предокшарикова - Клим Петрович Чугункин. Вон судился три раза, знаменитый игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголя. Образ весьма неприглядный. Все его недостатки целиком Унаследовалшариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает вон ее сразу в того только части, что касается омоложения. Как понял Преображенский, перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шариковая начинают производить на профессора тягостное впечатление. "Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно,- разъяренно отчитывает вон новопредставленного Полиграфа Полиграфовича. Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самым профессором. В спорет Шариков ведет себя уверенно и развязно. Вон упрекает доктора в совершении операции, на которую вон согласия не давал, высказывает претензии на полную свободу и на право прописки в квартире Преображенского. "Ну, тип,- проносится однажды в голове доктора. Несколько позже вон мысленно восклицает: "Кошмар, кошмар!. Мысль в совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в главу Преображенского. Полиграф Полиграфович не отказывает себя в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраивается на весьма сомнительную работу, обманом получает согласие на недостаток ссобой.

Профессор всерьез начинает думать в совершении обратной операции и в итоге решается на нее. "Старый осел Преображенский,- ругает вон себя,- нарвался на этой операции как третьекурсник. Профессор вдруг понимает, что "милейшего пса вон превратил "в мразь. В результате эксперимента получил "исключительногопрохвоста, "хамаисвинью, человека с самым "паршивымсердцем "из всех, которые только существуют В природе.

Профессор осознает, что нет смысла пытаться "искусственно фабриковать Спиноз. Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматически.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за результаты его экспериментов, проблему права человека на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни перед насильственным методом вторжения в нее. Булгаков говорит в том, что сила самодовольно

Над одной из значительных своих повестей, «Собачьим сердцем», М.А. Булгаков работал предположительно в 1924 году, а в январе – марте следующего года дописывал последние страницы.
«Собачье сердце» - произведение многоплановое, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту. Совершенно необычные события здесь (превращение собаки в человека) переплетаются с конкретными бытовыми приметами времени. В основу сюжета произведения лег эксперимент всемирно известного ученого – медика Филиппа Филипповича Преображенского. Окончательным результатом его опыта должно было стать создание нового человека, совершенной в физическом отношении личности.
Экспериментальный материал для операции вскоре появился. Им стал двадцатипятилетний мужчина Клим Григорьевич Чугункин, беспартийный, вор с двумя судимостями, по профессии – музыкант, игравший на балалайке в трактирах, был убит ножом в сердце в пивной. И вот вместе с доктором Борменталем Филипп Филиппович проделывает уникальную операцию: заменяет мозг собаки, дворняги Шарика, мозговым гипофизом и человеческими железами Клима Чугункина. Удивительно, но опыт удался: на седьмой день вместо лая собака-человек стала произносить звуки, а потом передвигаться по-человечески…
Но постепенно медико-биологический эксперимент превращается в социально-нравственную проблему, ради которой и задумывалось все произведение. Вечно голодный, бездомный попрошайка Шарик принимает человеческий облик и даже выбирает себе имя, которое приводит профессора, в смятение - Полиграф Полиграфович Шариков. Подружившись со Швондером, Шариков вооружился идеями социалистических учений, но воспринимает их искаженно.
Из Шарика получился странный гибрид. От собаки ему остались животные привычки и манеры: Шариков огрызается, ловит блох, кусается, питает патологическую ненависть к кошкам. От человека новому существу достались тоже самые дурные задатки, которыми обладал Клим Чугункин. Как и Чугункин, Шариков имеет печальную склонность к алкоголю (за обедом Борменталь даже вынужден попросить Зину убрать со стола водку; приводит в отсутствие Преображенского приятелей-пьянчуг в квартиру и устраивает пьяный дебош), он нечист на руку (вспомним деньги, украденные им у профессора, вину же он свалил на невинную «Зинку»). Скорее всего, привыкший к разгульному образу жизни Клим не считал зазорным воспринимать женщину лишь как источник телесных утех, и Шариков делает попытку завлечь женщину, но делает это грубо, примитивно: прокрадывается ночью к Зине, щипает за грудь даму на лестнице, обманом заманивает отчаявшуюся от вечного недоедания машинистку Васнецову. Гены, переданные человекособаке, далеки от совершенства: он пьяница, дебошир, уголовник. Невольно вспоминается: «От плохого семени не жди хорошего племени». Другая причина – объективные условия, в которых сформировался Шариков, - революционная действительность тех лет.
От Швондера и пропагандируемого им социалистического учения Шариков взял только все плохое: он хочет «раскулачить» Преображенского, у которого целых семь комнат, и тот по-буржуйски обедает в столовой. Между тем, талант Преображенского – хирурга, проводимые им блестящие операции дают профессору право на материальный достаток. Кроме того, Шариков не считает неэтичным и аморальным доносить на людей в соответствующие органы.
Превращение Шарикова в человека выявило его страшную суть: он оказался грубым, неблагодарным, наглым, бездуховным существом, вульгарным, жестоким, недалеким. С каждым днем он становится все хуже. Чашу терпения переполнил донос на Преображенского. Оставался только один выход: вернуть Полиграфу Полиграфовичу собачий облик, потому что Шариков в обличье собаки благороднее, умнее, доброжелательнее, миролюбивее. Шарик уважал Преображенского, испытывал благодарность к нему, он жалел бедную секретаршу и так далее. Действительно, зачем пополнять общество еще одной личностью, если это не личность, а жалкое подобие человека?
Эксперимент Преображенского можно трактовать и как пародийное воплощение идеи «нового человека», рожденного революционным взрывом и марксистской теорией. Операция по возвращению Шарикову прежнего, собачьего, облика есть признание того, что человек–идея, рожденный революцией, должен вернуться (и вернется) к своим истокам, от которых его отвернула революция, прежде всего, к вере в бога. Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества.


План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на твор- чество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова «Собачье сердце». 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном. 3. Швондер – идеолог Шарикова. 4. Стремительная «карьера» Шарикова. 5. Превращение Шарикова в пса. III. Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце». Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме. В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга. И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «предка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом – ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» – негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?» Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу. Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто. Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных. Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, «строчит» донос на профессора. На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой. Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова.

II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова «Собачье сердце».

1. Превращение пса Шарика в человека.

2. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном.

3. Швондер – идеолог Шарикова.

4. Стремительная «карьера» Шарикова.

5. Превращение Шарикова в пса.

III. Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «предка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом – ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» – негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, «строчит» донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти-ка. Писатель показывает гротескный образ современ-ной ему действительности.

В основе повести лежит великий эксперимент про-фессора Преображенского. Филипп Филиппович — известный, всеми уважаемый врач, проводящий уди-вительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, он настоящий ас в своем деле.

В одной из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчаст-ного, и решает взять его к себе. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к живот-ным и не бескорыстие. Он уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Ша-рик живет незавидной жизнью. Каждый день он вы-нужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться от мороза и вьюги. Он оз-лоблен. При этом Шарик очень неглуп. У него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шари-ка. «Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вер-нее всего — господин»,— сделал пес о нем вывод. Ко-гда Борменталь спрашивает своего наставника о том, как ему удалось заманить такого нервного пса, Преоб-раженский отвечает, что ласка — единственный спо-соб, который возможен в обращении с живым сущест-вом. Профессор в своих речах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле он противо-речит себе. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явно ниже Шарика. Едва-преобразившись, «дворняга» обругал Преобра-женского «по матери», и это было только начало жиз-ни человека с собачьим сердцем. От бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, он быстро воспроизвел «все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе» и которые хранились в его подсознании. «Предок» Шарикова — Клим Петрович Чугункин. Он судился три раза, славен игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголю. Образ весьма неприглядный. Все его не-достатки целиком унаследовал Шариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает он ее сразу в той только части, что касается омоложения. Как понял Преображен-ский, перемена гипофиза дает не омоложение, а пол-ное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шарикова начинают про-изводить на профессора тягостное впечатление. «Что-бы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуа-ром обращаться аккуратно»,— разъяренно отчитыва-ет он новоявленного Полиграфа Полиграфовича. Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самим профессором. В споре Шариков ведет себя уверенно и развязно. Он уп-рекает доктора в совершении операции, на которую он согласия не давал, высказывает претензии на пол-ную свободу и на право прописки в квартире Преобра-женского. «Ну, тип»,— проносится однажды в голове доктора. Несколько позже он мысленно восклицает: «Кошмар, кошмар!». Мысль о совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в голову Преобра-женского. Полиграф Полиграфович не отказывает себе в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраи-вается на весьма сомнительную работу, обманом по-лучает согласие на брак с собой.

Профессор всерьез начинает думать о совершении обратной операции и в итоге решается на нее. «Ста-рый осел Преображенский,— ругает он себя,— на-рвался на этой операции как третьекурсник». Про-фессор вдруг понимает, что «милейшего пса он пре-вратил «в мразь». В результате эксперимента доктор получил «исключительногопрохвоста», «хамаисвинью», человека с самым «паршивым» сердцем «из всех, которые только существуют в природе».

Профессор осознает, что нет смысла пытаться «ис-кусственно фабриковать Спиноз». Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматично.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за ре-зультаты его экспериментов, проблему права челове-ка на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни пе-ред насильственным методом вторжения в нее. Булга-ков говорит о том, что сила самодовольного агрессив-ного невежества разрушительна.

Позволяя своему герою провести повторную опера-цию, писатель обращает внимание читателя на про-блему интеллигенции, утверждает право интеллиген-ции на борьбу за ее права.