Диагностическая работа по истории

Диагностическая работа по истории. 8 класса

1 . Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) «Союз спасения» Б) «Союз офицеров»

В) «Союз благоденствия» Г) «Союз декабристов»

2. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) А.А.Аракчеев Б) Александр I

В) А.Х. Бенкендорф Г) М.М.Сперанский

3. Какой административный орган был в России высшим в первой половине XIX века?

А) комитет министров Б) Сенат В) Государственный совет

4. 1 сентября 1812 года в деревне Фили М.И.Кутузов проводил Военный совет и решал вопрос:

А) кто должен возглавить русскую армию

Б) как пополнить продовольственные запасы

В) отставить Москву без боя или сражаться до последнего за нее

5. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н.Муравьева:

А) Самодержавная монархия

Б) конституционная монархия

В) демократическая республика

6. В этой войне на борьбу с завоевателями поднимались даже женщины, например, эта простая крестьянка хутора Горшкова Смоленской губернии. Будучи старостой, она организовала партизанский отряд из стариков, женщин и детей своего хутора. Вооружившись вилами и топорами, они взяли в плен немало французских солдат. Отважная защитница получила медаль за храбрость и денежное вознаграждение. Назовите имя этой отважной женщины.

7. Какие из ниже приведенных положений относятся к теории официальной народности С.С.Уварова:

А) православие Б) конституция

В) самодержавие Г) народность

8. Соотнесите словосочетания и их значения:

1) Кодификация законов 2) цензура

3) временнообязанные крестьяне 4) отходники

А) просмотр государственным должностным лицом произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску

Б) систематизация законов, устранение противоречий и создание единого кодекса

В) уход из деревни на заработки

Г) не заключившие выкупной сделки с помещиком

9. Назовите проливы, контроль над которыми был очень важен для России:

А) Каттегат Б) Босфор В) Дарданеллы

10. Синопский бой вошел в историю как …

А) последнее крупное сражение эпохи парусного флота

Б) первое крупное сражение, в котором российское командование отказалась от тактики линейного боя

В) последнее крупное сражение парусных кораблей России

11. Кто был министром финансов при Николае I :

А) М.М.Сперанский Б) А.Х.Бенкендорф В) Е.Ф.Канкрин

12. Кому принадлежат слова: « лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?

А) Александру I Б) Николаю I В) Александру II

13. Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?

А) крестьянские комитеты Б) губернские дворянские комитеты

В) редакционные комитеты

14. Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?

А) Россия, Пруссия, Австро – Венгрия

Б) Россия, Турция, Франция

В) Россия, Англия, Франция

15. Годы правления Александра III:

А) 1881-1891 Б) 1881-1894 В) 1881-1899

16.Прочитайте отрывок из стихотворения Н.М.Языкова «К ненашим» и ответьте на вопрос, между какими течениями общественной мысли России середины XIX века идет спор, если под «ненашими» автор подразумевает А.И.Герцена, П.Я.Чаадаева

« Не любо вам святое дело

И слава нашей старины

В вас не живет, в вас помертвело

Родное чувство. Вы полны

Не той высокой и прекрасной

Любовью к родине, не тот

Огонь чистейший, пламень ясный

Вас поднимает; в вас живет

Любовь не к истине, не к благу!

Народный глас – он божий глас, -

Не он рождает в вас отвагу:

Он чужд, он странен, дик для вас…

Русская земля от вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны!»

17. К реформам С.Ю. Витте относятся:

А) установление монополии государства на производство и продажу спиртных напитков

Б) повышение косвенных налогов

В) привлечение в экономику России иностранного капитала

Г) введение конвертируемого рубля

Д) беспошлинный импорт товаров в Россию

18. Учение о пролетариате, как движущей силой революции, называется…

А) консервативное Б) марксистское В) либеральное

19. Кто изобрел радиотелеграф:

А) А.С Попов Б) Д.И. Менделеев В) Софья Перовская

20. Начало первой российской революции –

А) 1917год Б) 1905 год В) 1907 год

ОТВЕТЫ:

1 – А

2- Б

3- В

4- В

5- Б

6- Василиса Кожина

7 – А В Г

8 – 1 – Б 2 – А 3 – Г 4 – В

9 – Б В

10 – А

11 – В

12 – В

13 – В

14 – А

15 – Б

16 – между славянофилами и западниками

17 – А Б В Г

18 – Б

19 – А

20 – Б

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 8 классах

1. Назначение работы

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно--методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определяются с учётом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы;

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и по истории зарубежных стран, изучаемой в курсе истории Новой истории.

4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы

Работа охватывает содержание курса истории России 1801-1894 гг. и курса Новой истории зарубежных стран (XIX в.)

Общее число заданий - 18.

Работа содержит 17 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Задания 1-12 условно разделены на тематические блоки: 1) Новое время (всеобщая история) XIX в.; 2) Россия в 1801-1855 гг.; 3) Россия в 1855-1894 гг.

Задания 1-12 нацелены преимущественно на проверку знаний по истории.

Задание 4 и 11 нацелены на проверку знаний фактов истории культуры.

Задание 12 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом.

Задания 13-18 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти заданий посвящены истории России 1801-1894 гг.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

Проверяемые элементы подготовки

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент максимально-го первичного балла за всю работу, равного - 24

Знание фактов

12,5%

Поиск информации в источнике

12,5%

Знание причин и следствий

12,5%

8,3%

4,2%

8,3%

Работа с иллюстративным материалом

4,2%

Систематизация исторической информации (анализ структуры исторического текста)

4,2%

Систематизация исторической информации (восстановление последовательности предложений в тексте)

4,2%

29,1%

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 8 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-12.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 13 - 17.

К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся вы-полняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы дей-ствий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 18.

7. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится до 55 минут.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение с выбором ответа (1-12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом (13-17) считается выполненным верно, если верно указаны последовательность цифр, слово (словосочетание).

Задание 18 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0-6

7-12

13-18

19-24

9. Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы в 8 классах

Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%), П- повышенный (40-60%), В - высокий (менее 40%).

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Уровень

сложности

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

Максимальный балл за задание

Знание фактов

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Знание причин и следствий

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Поиск информации в источнике

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Знание фактов истории культуры

Россия в 1801-1855 гг.

Знание фактов

Россия в 1801-1855 гг.

Знание причин и следствий

Россия в 1801-1855 гг.

Поиск информации в источнике

Россия в 1855-1894 гг.

Знание фактов

Россия в 1855-1894 гг.

Знание причин и следствий

Россия в 1855-1894 гг.

Поиск информации в источнике

Россия в 1801-1894 гг.

Знание фактов истории культуры

Россия в 1801-1894 гг.

Работа с иллюстративным

материалом

Россия в 1801-1894 гг.

Установление последовательности событий, явлений, процессов

2-3

Россия в 1801-1894 гг.

Работа с исторической картой (схемой)

2-3

Россия в 1801-1894 гг.

Работа с исторической картой (схемой)

2-3

Россия в 1801-1894 гг.

Систематизация исторической информации (анализ структуры

исторического текста)

3-5

Россия в 1801-1894 гг.

Систематизация исторической

Информации (восстановление

Последовательности предложений в тексте)

5-7

Россия в 1801-1894 гг.

Составление исторического текста на основе опорных слов

Всего заданий - 17, из них по уровню сложности: Б - 10, П - 6, В-1. Общее время выполнения работы - 50-55 мин. Максимальный первичный балл - 24.

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по истории 8 класс

Выполнена: ФИО __________________________ класс __________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 55 минут. Работа включает в себя 18 заданий.

Ответы к заданиям 1-12 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 13-17 запишите в виде последовательности цифр или слова (сочетания слов) в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом

новый.

Задание 18 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

При выполнении заданий 1-12 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Укажите одно из требований, выдвигаемых чартистами.

введение в Англии двухпартийной системы

создание парламента в Англии

предоставление избирательного права всем мужчинам старше 21 года

создание работных домов

Ответ:

2. Что стало одной из причин победы Севера над Югом в Гражданской войне в США?

вмешательство в войну Англии

принятие антитрестовского закона

принятие закона о гомстедах

создание Американской федерации труда

Ответ:

3. Прочтите отрывок из декрета и укажите год, когда этот декрет был издан. «Французская республика. Правительство Французской республики обязуется гарантировать рабочему его существование трудом, оно обязуется обеспечить работу для всех граждан. Оно признаёт за рабочими право объединяться в союзы для пользования законными плодами своего труда. Временное правительство передаёт рабочим принадлежащий им миллион, который будет снят с цивильного листа».

1815 г.

1830 г.

1848 г.

1864 г.

Ответ:

4. Кто из перечисленных деятелей культуры был композитором?

Вальтер Скотт

Жак Луи Давид

Оноре де Бальзак

Джузеппе Верди

Ответ:

5. Какое из перечисленных событий произошло в 1815 г.?

Бородинское сражение

создание Священного союза

начало Заграничного похода русской армии

подписание Тильзитского мира между Россией и Францией

Ответ:

6. Что стало одним из последствий начала в России промышленного переворота?

сокращение ярмарочной торговли

развитие железнодорожного строительства

создание первых мануфактур

сокращение численности наёмных рабочих на предприятиях

Ответ:

7. Прочтите отрывок из дневника и укажите автора этих записей. «Семнадцатого июня началось отступление. От сего числа до назначения меня партизаном я находился при полку; командовал первым батальоном оного, был в сражениях под Миром, Романовым, Дашковкой и во всех аванпостных сшибках, до самой Гжати. Видя себя полезным отечеству не более рядового гусара, я решился просить себе отдельную команду, несмотря на слова, произносимые и превозносимые посредственностью: никуда не проситься и ни от чего не отказываться. Напротив, я всегда уверен был, что в ремесле нашем тот только выполняет долг свой, который переступает за черту свою, не равняется духом, как плечами, в шеренге с товарищами, на всё напрашивается и ни от чего не отказывается».

М.Б. Барклай-де-Толли

А.П. Ермолов

Д.В. Давыдов

П.И. Багратион

Ответ:

8. Что из перечисленного было предпринято в ходе проведения военной реформы в 1874 г.?

создание полков «нового строя»

введение рекрутских наборов

введение всесословной воинской повинности

создание военных поселений

Ответ:

9. Одним из итогов Великих реформ Александра II стало

создание министерств

создание Государственного совета

введение должности земских начальников

создание органов местного самоуправления - земств

Ответ:

10. Прочтите отрывок из дневника современника и укажите год, когда произошли описанные события. «...Вокруг меня все как будто торжествуют и успокоены. - Не менее их радуюсь тому, что Плевна пала. Но что же далее? Разве это конец? Разве не мы сами помогли создать Плевну, прежде чем её взять? Государь возвращается. - Только и речи о восторженной встрече. Разве это в своём роде не признак года, более или менее похвального, но всё-таки года? Разве отсутствовавший 6 месяцев самодержец возвращается триумфатором?»

1855 г.

1864 г.

1877 г.

1892 г.

Ответ:

11. Первую русскую кругосветную морскую экспедицию возглавлял

Г.И. Невельской

И.Ф. Крузенштерн

Ф.Ф. Беллинсгаузен

М.П. Лазарев

Ответ:

12. Рассмотрите изображение и выполните задание.

И.Е. Репин

И.И. Левитан

И.И. Шишкин

В.Г. Перов

Ответ:

При выполнении заданий с кратким ответом (13-17) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

сражение под Аустерлицем

участие русских войск в подавлении революции в Венгрии

издание манифеста «О незыблемости самодержавия»

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 14 и 15

14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:

15. Укажите название сражения, место которого обозначено цифрой «2».

Ответ:

16. Перед Вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений. Подберите для каждого положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования.

Проведённая реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища.

Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский.

В начале XIX в. в России получила развитие система среднего и начального образования.

Номер предложения, содержащего

редложения, соде

ржащего

положение 1

факт 1

положение 2

факт 2

Ответ:

17. Прочтите текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений. (1)Во время взрыва пострадали только охрана и прислуга. (2)Народник С.Н. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. (3)После этой неудачи народовольцы запланировали новый взрыв - на дороге, по которой следовала карета царя от железнодорожного вокзала в Зимний дворец. (4)Взрыв этой столовой намечался на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья. (5)Но в дело вмешался случай: начало обеда перенесли на более позднее время. (6)Зимой 1879-80 г. народовольцы начали подготовку дерзкого покушения на императора - взрыва в Зимнем дворце. (7)Комната столяров, куда доставлялся динамит, находилась под царской столовой.

Напишите правильную последовательность предложений, указав их порядковые номера.

Ответ:

Для записи ответов на задание 18 используйте поле под заданием. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

огонь по мятежникам;

С.П. Трубецкой;

цели выступления;

построение в каре.

Ответы к заданиям

задания

Ответ

321

Севастополь

Синопское

2431;3124

4361572

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

18. Прочтите приведённый ниже список.

присяга Сената. Синода и Госсовета;

огонь по мятежникам;

С.П. Трубецкой;

законный наследник Константин;

цели выступления;

построение в каре.

Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу). Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если приведённые учащимся факты свидетельствуют о том, что он неправильно определил эпоху (период, событие, явление, процесс), которой должно быть посвящено сочинение, или факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают содержание и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса), то по критерию К1 выставляется 0 баллов и сочинение дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Одно из возможных исторических сочинений

Предупреждённый о готовящемся выступлении Николай I провёл присягу Сената, Синода и Госсовета ночью. П. Г. Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор С.П. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства. На Сенатскую площадь утром 14 декабря были выведены и построены в каре лишь две роты Московского полка, к середине дня подошли ещё около 1100 моряков Гвардейского флотского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка (всего свыше 3 тыс. человек). Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Солдаты, таким образом, выступали не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули Николаю I. Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путём ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой войны 1812 г. генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают. Однако, он был смертельно ранен Каховским. После того как переговоры не удались, Николай приказал принёсшим присягу войскам открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.

Критерии оценивания

Баллы

K1

Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка

Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию,
явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка

Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка.

ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и/или не свидетельствуют о знании / понимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса)

К2

Использование элементов из списка

Корректно использованы все элементы из приведённого списка

Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (один элемент не использован или использован некорректно)

Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно)

Корректно использованы только один-два элемента из приведённого списка.

ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно.
ИЛИ Элементы из списка не использованы

КЗ

Отсутствие фактических ошибок

(Оценивание по критерию КЗ производится только в случае, если по критериям KI-K2 выставлено не менее 2 баллов).

Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются)

Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла

Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла

К4

Форма изложения

Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

Максимальный балл

Модуль 1. Россия в первой половине XIX в.

Ответ: ЗО ноября

1. В Восточной Грузии по реке Куре.

2. В Западном Крыму.

3. В бассейне рек Прут и Днестра.

4. На Западном побережье Каспийского моря.

Ответ: 3.

а) М. Н. Волконская записки (жены декабриста) 1.Произведение общественной мысли

б) Ф. Глинка "О необходимости иметь историюОтечественной войны 1812 года" 2. Государственный акт

в) Н.М. Карамзин "О любви к отечеству и народной гордости" 3. Мемуары

г) Манифест о введении в Российской империи звания " почетный гражданин"

д) Николай I Записки

е) Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю

.

1.Сражение под Аустерлицем

2. Синопское сражение

3. Смоленское сражение. Август 1812 г.

4. Сражение при Альме.

5. Сражение при Малоярославце

6.Сражение под Кульмом

Ответ: 2,5,6.

5.. Какой государственный орган усилил свое влияние в управлении государством при Николае I:

1. Государственный Совет

2. Собственная его императорского величества канцелярия.

3. Министерства.

Ответ:2.

6. Кому из исторических деятелей п.п. XIX в. могут принадлежать эти слова: «Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит…»

1. Александру I.

2. Николаю I.

3. К.Ф. Рылееву.

4. П.Я. Чаадаеву.

Ответ: 2.

1.Замена ручного труда машинным.

2. Промышленный переворот.

3. Внедрение машин в производство.

4. Изобретение паровой машины.

Ответы 4-3-1-2.

8. Какие события и явления впервые проявляются в социальном развитии России в п.п. XIX в.:

1. Появление приписных крестьян.

2. Появление «хлебопашцев вольных».

3. Крестьянские восстания.

4. Появление жителей военных поселений.

5. Организованное политическое выступление дворянства против существующей власти.

Ответ: 2,4,5

1. Промышленный переворот начался в текстильном производстве.

2. Промышленный переворот начался в 30-е годы 19 века.

3. В промышленности использовался труд крепостных крестьян.

4. Шло становление социальной группы промышленной буржуазии.

5. Возрос объем внешней торговли.

Ответ:.

10. Дайте логический анализ высказыванию декабриста С.И. Муравьева-Апостола о причинах возникновения тайных обществ :

Выпишите

Аргументы-

Умозаключение

Ответ: Тезис- распространение революционных мнений следовало естественному порядку вещей. Аргументы – революционные идеи существовали а российском обществе до начала декабристского движения. Умозаключение – декабристское движение возникло под влиянием существовавших в стране взглядов.

1. Вхождение в состав России Восточной Грузии.

2. Присоединение Финляндии к России.

3. Создание на территории России Царства Польского.

4. Вхождение в состав России земель Эстляндии и Лифляндии.

5. Воссоединение Украины с Россией.

Ответ: 5-4-1-2-3

  1. На побережья Белого моря.
  2. На Камчатке.
  3. В Дунайских княжествах.
  4. В Средней Азии.
  5. В Средиземном море.
  6. В Черном море.

Ответ: 1,2,3,6.

»

1. Теория официальной народности.

2. Карманный словарь Иностранных слов Петрашевского.

3. «Русская правда» П.И. Пестеля.

4. Свод законов Российской империи.

Ответ: 3

1.О.И.Бове.

а. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

2.А.Н.Воронихин.

б. Большой театр в Москве.

3. А.Д.Захаров.

в. Здание Главного штаба в Петербурге.

4. П.К. Клодт.

г. Исаакиевский собор в Петербурге.

5. Б.И.Орловский.

д. Казанский собор в Петербурге.

6. И.П. Мартос.

е. Памятник М.И. Кутузову в Петербурге.

7. О. Монферран

ж. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве.

8. К.И.Росси.

з. Памятник Николаю I в Петербурге.

1.Консервативного.

2.Либерального.

3.Революционного.

Ответ: 2.

17. Определите 1- экономические, 2- социальные, 3 – политические причины реформ в России в 60-70-е гг. XIX в.:

1. Самодержавие, имеющее опору только на дворянство, руководящее страной при помощи силы (полиции и армии), уступало эффективным формам политического управления страной, существующим в европейских странах.

2. Существование барщины и натурального оброка сужало спрос и потребление промышленной продукции большей частью населения - крестьянством, препятствовало их возможности ведения хозяйства на основе техники, свободного предпринимательства.

3. Крепостная зависимость сохранялась на промышленных предприятиях, в том числе- горнодобывающих и металлургических, что не позволяло эффективно развивать отрасли, важные для обеспечения страны машинной техникой, для осуществления промышленного переворота.

4. В реформах было заинтересовано большинство сословий России.

5. Рост крестьянского движения за отмену крепостного права создавал угрозу стабильному развитию страны.

6. Ослабление боеспособности русской армии в силу проблем в хозяйственном и социально политическом развитии страны, поражение в Крымской войне привело к потере Россией прочных позиций в международной политике при отстаивании своих национальных интересов

18. Какие события относятся к первой четверти XIX века:

1.Реформа государственных крестьян.

2. Деятельность Негласного комитета.

3.Создание министерств.

4.Создание Священного союза.

5.Восстание в Польше.

Ответы: 2,3,4.

1. Деятельность Петра I способствовала прогрессивному развитию России.

2. Состояние России требует проведения преобразований существующих порядков.

3. Россия должна развиваться по общему с европейскими странами пути.

4. Необходимо отменить крепостное право.

5. Преобразования в России должны осуществляться путем реформ.

Ответы: 1,3

1.Причины войны.

3. Ход военных действий.

4. Итоги войны.

1.Бородинское сражение.

2.Переход 1 русской армии в лагерь под Дриссой.

3.Бои при переправе французской армии через Березину.

4.Сражение под Малоярославцем.

5.Смоленское сражение.

Ответ: 2-5-1-4-3.

22. Какие земли, входившие в первой половине XIX века в состав Российской империи, имели свою автономию:

1. Белоруссия.

3. Польша.

4. Украина.

5.Финляндлия.

Ответы: 3,5.

1. В «Русской правде» П.Пестеля.

2.В проекте Свода законов Российской империи М.М. Сперанского.

3. В проекте создания военных поселений.

4. В «Конституции» Н.Муравьева.

5.В Указе «о вольных хлебопашцах».

Ответ: 1, 4.

1. К.И.Брюллов «Последний день Помпеи».

2. М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила».

3. К.Е.Даргомыжский Опера «Русалка».

4. П.А.Федотов. «Сватовство майора».

Ответы:3,4.

25. Объясните смысл понятия «революционно-демократическое течение».

Примерный ответ: Революционное – так как преследовало цели свержение существующего строя и замены его крестьянским социализмом; демократическое – так как движущую силу движения усматривали в народе, в первую очередь – в крестьянстве; течение – так как деятели этого идейно-политического направления не оформились в политическую партию.

26. Достижения кого из русских ученых – исследователей первой половины XIX века нашли применение в космонавтике:

1. Н.Н.Зинина.

2. Н.И.Лобачевского.

3. В.В.Петрова.

4. Б.С. Якоби.

Ответ : 2.

27

1. Добиваться на международной арене благоприятных условий для развития российской внешней торговли.

2. Отменить крепостное право.

3. Принять законодательство, обеспечивающее правовую основу для развития предприятий.

4. Развивать сеть железных дорог.

5.Финансировать создание и приобретение машинной техники

Ответ: 2

28. Какие новые черты характеризуют развитие России в первой половине XIX века:

1. Промышленный переворот.

2. Выдвижение проектов конституционного устройства страны.

3. Организация выступления против самодержавия дворянства.

4.Создание свода законов страны.

5. Расширение территорий государства.

Ответы: 1, 2.

войны:

1. Война носила затяжной характер, длилась почти полвека.

2. Военные действия шли на Кавказе.

3. Европейские стран не принимали участия в боевых действиях ни с той, ни с другой стороны.

4. Противником в войне были народы, исповедующие ислам.

5. Победа в войне укрепила позиции России на Восточном побережье Черного моря.

Ответ: 1,3,5.

Примерный ответ. Холерные волнения в Петербурге 1831 года.

1.Причины и повод выступления. 2. Состав восставших. 3. Ход событий в городе. 4. Подавление правительственными войсками народного выступления на Сенной площади. 5. Роль царя в усмирении народных волнений. Отсутствуют вопросы о характере выступления, о его руководителях, о требованиях народа, о значении выступления.

Дополнения: выступление носило стихийный характер, в нем проявилось недовольство предпринимаемыми правительством мерам по борьбе с эпидемией. Одновременно выступление показало, что это волнение вызвано конкретной ситуацией в городе, а в целом народ доверяет царю и готов подчиняться. Вопрос об истории участия Николая I. в усмирении народа требует изучения дополнительных источников.

Модуль 2. Россия во второй половине XIX века.

1. Военная реформа.

2.Земская реформа.

3. Городская реформа.

4.Судебная реформа.

Ответы: 2,4.

2. В конце XIX века в Азии от Восточного побережья Каспийского моря до Тихого океана Российская империя по суше граничила:

1. С Китаем.

2. С Кореей.

3. С Османской империей.

4. С Персией.

Ответы: 1,2,4.

3. Чтобы изучить экономическое развитие России во второй половине XIX вам предлагается в библиотеке выбрать книги только из трех разделов:

1. Карты, атласы.

2. Правительственные документы (о бюджете страны).

3. Программы политических партий.

4. Статистические справочники.

5. Художественная литература.

Ответы: 1,2,4.

1. На Лондонской конференции 1871 г.

2. На переговорах русского, германского и австрийского императоров в Берлине в 1872 г.

3. В Сан-Стефано, во время заключения мирного договора1878 г.

4. На Берлинском конгрессе 1878 г.

Ответ: 1.

5 . Какие 3 социальные группы наиболее интенсивно развивались под влиянием промышленного переворота во второй половине XIX в.:

1.Дворянство.

2.Крестьяне.

3. Рабочие.

4. Буржуазия.

5. Интеллигенция.

Ответы: 3,4,5

6. Продолжите ряд:

Земельная реформа - Н.А. Милютин; судебная реформа – С.И.Зарудный; военная реформа - ?

Ответ: Д.А. Милютин.

7. Расставьте явления в логической последовательности:

1. Индустриализация в России.

2. Переоснащение предприятий машинной техникой.

3. Развитие добывающей промышленности.

4. Развитие тяжелой промышленности.

5. Увеличение общего объема продукции промышленных предприятий.

Ответ: 3,4,2,5,1

8. Какие процессы и явления в жизни России появляются впервые во второй половине XIX века:

1. Промышленный переворот.

2. Возникновение общественно-политических рабочих организаций.

3. Реалистическое направление в литературе и искусстве.

4. Состязательность суда.

5. Концентрация промышленности.

Ответы: 2, 4, 5.

1.Прочтение текста и уяснение незнакомых слов, словосочетаний.

3. Отбор необходимого содержания по изучаемой теме.

4. Анализ каждой из частей текста.

5. Выделение главных мыслей текста, его основных частей (плана).

6. Запись необходимого в работе содержания источника.

Ответ: 2-1-5-4-3-6.

1.Вступление русских войск в Софию.

2.Капитуляция турецкой армии под Плевной.

3.Начало обороны Шипкинского перевала русскими и болгарскими частями.

4.Сражение под Шипокой-Шейново.

5.Форсирование русскими войсками Дуная.

Ответы: 5-3-2-4-1

12. Религиозные верования народов Российской империи:

Ответы: 1-д, 2- а, 3-в, 4-б, 5-г.

«Народ находится в таком отчаянном положении …, что ничего не стоит поднять любую деревню …всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен…. Надо поднять вдруг все деревни»

1.Г.В. Плеханов.

2.П.Н.Ткачев.

3.М.А.Бакунин.

4.Н.Г.Чернышевский.

5.П.Л.Лавров.

Ответ: 3

15. Соотнесите реформы 60-70-х гг. XIX в. с понятиями, характеризующими их проведение:

Ответы : 1-а; 2-в, г; 3- б,д; 4- е.

1.И.И. Левитан.

2.М.П. Мусоргский.

3.Н.А.Некрасов.

4.И.Е..Репин.

5.Ф.И.Тютчев.

6.П.И.Чайковский.

Ответы:2,3,4.

1.Стремление России сохранять свое влияние на Балканах.

2. Отказ Турции подписать предложенное Россией соглашение, защищающее права и интересы славянских народов.

3. Стремление России к пересмотру Парижского договора о нейтрализации Черного моря.

4. Широкое общественное движение в России в поддержку освободительной борьбы славянских народов против турецкого угнетения.

Ответы: 1, 2,4.

18. Какие новые виды учебных заведений появились во второй половине XIX века:

1. Высшие женские курсы.

2. Земские школы.

3. Консерватории.

5. Университеты.

Ответы: 1,2,3.

19. Какие процессы и явления характеризовали развитие Украины во второй половине XIX века;

1. Дарование украинским землям автономии.

2. Проведение земельной реформы.

3. Рост и концентрация промышленного производства.

4. Вхождение в состав Российской империи земель.

Восточной Украины.

5.Возникновение национальных либерально-просветительских организаций.

Ответы: 2,3,5.

Примерный ответ:

Доходы страны за 1810 г. превышают ее расходы. Это свидетельствует о стабильном финансовом положении России, о возможности дальнейшего развития хозяйства в следующем году.

Данные за 1853-1855 г. свидетельствуют о том, что расходы стали превышать доходы страны, что вызвало дефицит денежных средств. Очевидно, что это было вызвано идущей Крымской войной, экономика России не выдерживала ее финансирование. Это свидетельствовало об отставании экономики от потребностей страны в условиях войны, угрожало независимости России. Страна исчерпала свои денежные запасы и оказалась в кризисном положении, на следующий год для ее нормальной жизни надо либо урезать расходы, либо прибегать к займам. Для выхода их этого кризиса требовалось прекращение войны, а в перспективе - существенные изменения в хозяйственной жизни.

21. Расставьте в хронологическом порядке события второй половины XIX века, на первое место поставьте то, которое произошло раньше других:

1.Оформление Франко-русского союза.

2.Подавление восстания в Польше

3.Продажа Россией Аляски США.

4.Русско-Турецкая война

Ответ: 2-3-4-1

Ответы: 1 –в,2-а,3-г,4-б

23. По донесению III жандармского отделения за 1860 г. в стране произошло 108 случаев выступлений крестьян, в исследованиях современных ученых историков называется другая цифра 219 выступлений крестьян. Какое решение вы примете для определения численности выступлений крестьян:

1. Используете данные III жандармского отделения.

2. Используете данные ученых.

3. Другое решение (укажите, какое).

Ответ: 3. Для принятия решения нужно посмотреть данные других источников, или указать в своей работе на наличие противоречивых данных в имеющихся источниках.

24. Исключите лишнее:

1.Проект отмены крепостного права.

2.Проект введения конституции в России.

3.Проект судебной реформы.

4.Проект военной реформы.

5.Проект реформ местного самоуправления.

Ответ: 2.

Ответ. Концентрация производства в России - процесс сосредоточения промышленных предприятий в определенных районах страны. В России возникали промышленные комплексы тяжелой промышленности, включающие добывающую и перерабатывающую тяжелую промышленность. Это обеспечивало сближение сырьевых запасов источников энергии и сырья для производства металлургической продукции. Концентрация производства приводила к концентрации рабочей силы в данных регионах.

1. А.Н.Островский

2. И.С.Тургенев

3. Л.Н.Толстой

4. Н.Г.Чернышевский

Ответ:1.

27. Какие меры правительства Александра Ш сдерживали проведение реформ, начатых его отцом:

1. Введение должности земских начальников (из дворян).

2. Отмена временнообязанного состояния крестьян.

3. Передача дел о беспорядках в стране в ведение военного суда.

4.Увелиичение имущественного и образовательного ценза при выборах в городские органы самоуправления.

5. Строительство военных паровых кораблей.

6. Создание Крестьянского банка.

Ответы: 1, 3, 4.

28. Чем можно объяснить смену внешнеполитического курса, ее новую ориентацию на союз с Францией и Англией в 90-е гг. XIX в.:

1 . Отсутствием со стороны Австрии и Германии поддержки внешней политики России после войны 1877-1878 гг.

2. Отсутствием противоречий России и Англии.

3. Приверженностью Александра III системам политического устройства Франции и Англии.

4. Созданием Тройственного союза.

5. Стремлением восстановить равновесие сил в Европе.

Ответ: 1,4,5.

29. Что общего было в историческом развитии России и западной Европы в XIX веке:

1. Буржуазные революции.

2. Войны, военные конфликты.

3.Проведение колониальной политики.

4. Деятельность парламентов.

5.Возникновение политических партий.

Ответы: 2,3.

…Величина выкупа (земли должна быть такова

(… Можно ли оставить барщину принудительным способом уплаты выкупа?)

Н.Г.Чернышевский. Из « Материалов для решения крестьянского вопроса». 1859.

Примерный ответ:

Тезисы. Личное освобождение крестьян - главная задача реформы. Важная часть реформы - сохранение за крестьянином его земельного надела в существующем объеме, неделимым. Размер выкупа земли должен соответствовать денежным возможностям крестьян. Необходимо исключить использование принудительного труда в качестве платы за выкуп земли.

Объяснение. Главные расхождения данного проекта с проведенной реформой заключались в том, что в нем рассматривались цели преобразований с позиций интересов крестьянства. Автор не допускал ущемления интересов крестьян при их наделении землей (чересполосицы, сокращения и разделения единых земельных наделов), указывал на недопустимость новой зависимости бывших крепостных от помещика из-за выкупных платежей за землю, появления видоизмененных форм отработок на земле помещика.

Оценка проекта. Реализация такого проекта обеспечивала бы быстрое развитие сельского хозяйства, исключала сохранение в нем феодальных пережитков. Но этот проект был неосуществим, так как реформа проводилась сверху, и решение о ней принималось представителями либерально настроенным дворянством, при наличии консервативной оппозиции помещиков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические тестовые задания

Модуль 1. Россия в первой половине XIX в.

1. Синопское сражение произошло 18 ноября 1853 года по Юлианскому календарю. Какое это было число по Григорианскому календарю?

Ответ: ЗО ноября

  1. По Бухарестскому миру с Османской империей к Росси отошла Бессарабия, это были земли:
  1. В Восточной Грузии по реке Куре.
  2. В Западном Крыму.
  1. В бассейне рек Прут и Днестра.
  2. На Западном побережье Каспийского моря.

Ответ: 3.

3. Соотнесите название произведения с видом источника:

1.Произведение общественной мысли

2. Государственный акт

3. Мемуары

Ответ: 1- б, в; 2 – г, е; 3- а, д .

4. Укажите сражения, связанные с победой русской армии в войнах XIX в.:

1.Сражение под Аустерлицем

2. Синопское сражение

3. Смоленское сражение. Август 1812 г.

4. Сражение при Альме.

5. Сражение при Малоярославце

6.Сражение под Кульмом

Ответ: 2,5,6.

5.. Какой государственный орган усилил свое влияние в управлении государством при Николае I:

  1. Государственный Совет
  2. Собственная его императорского величества канцелярия.
  3. Министерства.
  4. Сенат

Ответ:2.

6. Кому из исторических деятелей п.п.XIX в. могут принадлежать эти слова: «Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит…»

1. Александру I.

2. Николаю I.

3. К.Ф. Рылееву.

4. П.Я. Чаадаеву.

Ответ: 2.

7. Расставьте явления в логической последовательности:

1.Замена ручного труда машинным.

2. Промышленный переворот.

3. Внедрение машин в производство.

4. Изобретение паровой машины.

Ответы 4-3-1-2.

8. Какие события и явления впервые проявляются в социальном развитии России в п.п.XIX в.:

1. Появление приписных крестьян.

2. Появление «хлебопашцев вольных».

3. Крестьянские восстания.

4. Появление жителей военных поселений.

5. Организованное политическое выступление дворянства против существующей власти.

Ответ: 2,4,5

9. Каковы были особые черты промышленного развития России (по сравнению со странами Европы):

1. Промышленный переворот начался в текстильном производстве.

2. Промышленный переворот начался в 30-е годы 19 века.

3. В промышленности использовался труд крепостных крестьян.

4. Шло становление социальной группы промышленной буржуазии.

5. Возрос объем внешней торговли.

Ответ:.

10. Дайте логический анализ высказыванию декабриста С.И. Муравьева-Апостола о причинах возникновения тайных обществ :

«Распространение…революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, …если б мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только не родилось бы, но родившись, не могло бы ни укорениться, ни разрастись».

Выпишите

Тезис-

Аргументы-

Умозаключение –

Ответ: Тезис- распространение революционных мнений следовало естественному порядку вещей. Аргументы – революционные идеи существовали а российском обществе до начала декабристского движения. Умозаключение – декабристское движение возникло под влиянием существовавших в стране взглядов.

11. Расставьте в хронологическом порядке события, на первое место поставьте то, которое произошло раньше других:

1. Вхождение в состав России Восточной Грузии.

2. Присоединение Финляндии к России.

3. Создание на территории России Царства Польского.

4. Вхождение в состав России земель Эстляндии и Лифляндии.

5. Воссоединение Украины с Россией.

Ответ: 5-4-1-2-3

12. . Где происходили военные действия в ходе Крымской (Восточной) войны:

  1. На побережья Белого моря.
  2. На Камчатке.
  3. В Дунайских княжествах.
  4. В Средней Азии.
  5. В Средиземном море.
  6. В Черном море.

Ответ: 1,2,3,6.

13. Из какого источника эта фраза:

«Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается Народному Вечу, вторая - державной Думе »

  1. Теория официальной народности.
  2. Карманный словарь Иностранных слов Петрашевского.
  3. «Русская правда» П.И. Пестеля.
  4. Свод законов Российской империи.

Ответ: 3

14. . Соотнесите фамилии деятелей культуры с их творениями:

1.О.И.Бове.

а. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

2.А.Н.Воронихин.

б. Большой театр в Москве.

3. А.Д.Захаров.

в. Здание Главного штаба в Петербурге.

4. П.К. Клодт.

г. Исаакиевский собор в Петербурге.

5. Б.И.Орловский.

д. Казанский собор в Петербурге.

6. И.П. Мартос.

е. Памятник М.И. Кутузову в Петербурге.

7. О. Монферран

ж. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве.

8. К.И.Росси.

з. Памятник Николаю I в Петербурге.

Ответы: 1-б, 2-д, 3-а, 4-з,5-е,6-ж,7-г,8-в.

15. Представителю какого направления в общественном движении может принадлежать это высказывание:

«Сила власти – царю, сила мнения народу»

1.Консервативного.

2.Либерального.

3.Революционного.

Ответ: 2.

16. Определите, чьи это характеристики:

1. Военный министр, командующий Первой армией в Бородинском сражении, объединённой русско-прусской армией в заграничном походе 1813-14 годов.

2. Реформатор, создатель Свода законов Российской империи.

3. Генерал, государственный деятель, создатель военных поселений.

4. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении, обороной Севастополя.

5. Генерал, министр государственных имуществ, автор проекта крестьянской реформы

А. А.А.Аракчеев

Б. М.Б.Барклай-де Толии

В. Н.М.Карамзин

Г. П.Д.Киселев

Д. В.А.Корнилов

Е. М.И. Кутузов

Ж. П.С.Нахимов

З. М.М.Сперанский

Ответы: 1- б, 2з, 3-а, 4-ж,5-г.

17. Определите 1- экономические, 2- социальные, 3 – политические причины реформ в России в 60-70-е гг.XIX в.:

1. Самодержавие, имеющее опору только на дворянство, руководящее страной при помощи силы (полиции и армии), уступало эффективным формам политического управления страной, существующим в европейских странах.

2. Существование барщины и натурального оброка сужало спрос и потребление промышленной продукции большей частью населения - крестьянством, препятствовало их возможности ведения хозяйства на основе техники, свободного предпринимательства.

3. Крепостная зависимость сохранялась на промышленных предприятиях, в том числе- горнодобывающих и металлургических, что не позволяло эффективно развивать отрасли, важные для обеспечения страны машинной техникой, для осуществления промышленного переворота.

4. В реформах было заинтересовано большинство сословий России.

5. Рост крестьянского движения за отмену крепостного права создавал угрозу стабильному развитию страны.

6. Ослабление боеспособности русской армии в силу проблем в хозяйственном и социально политическом развитии страны, поражение в Крымской войне привело к потере Россией прочных позиций в международной политике при отстаивании своих национальных интересов

Ответы: 1- 2, 3, 2- 3, 4,5; 3- 1,6.

18. Какие события относятся к первой четверти XIX века:

1.Реформа государственных крестьян.

2. Деятельность Негласного комитета.

3.Создание министерств.

4.Создание Священного союза.

5.Восстание в Польше.

Ответы: 2,3,4.

19. В чем взгляды западников отличались от позиции славянофилов:

1. Деятельность Петра I способствовала прогрессивному развитию России.

2. Состояние России требует проведения преобразований существующих порядков.

3. Россия должна развиваться по общему с европейскими странами пути.

4. Необходимо отменить крепостное право.

5. Преобразования в России должны осуществляться путем реформ.

Ответы: 1,3

20. Ученик дал ответ о войне, упустив два важных пункта плана. Допишите их:

1.Причины войны.

2. ?

3. Ход военных действий.

4. Итоги войны.

Ответ: 2- участники войны, силы и планы сторон; 5 – значение войны.

21. Расставьте события в хронологической последовательности:

1.Бородинское сражение.

2.Переход 1 русской армии в лагерь под Дриссой.

3.Бои при переправе французской армии через Березину.

4.Сражение под Малоярославцем.

5.Смоленское сражение.

Ответ: 2-5-1-4-3.

22. Какие земли, входившие в первой половине XIX века в состав Российской империи, имели свою автономию:

1. Белоруссия.

2. Литва.

3. Польша.

4. Украина.

5.Финляндлия.

Ответы: 3,5.

23.В каких документах предполагалась отмена крепостного права в России:

1. В «Русской правде» П.Пестеля.

2.В проекте Свода законов Российской империи М.М. Сперанского.

3. В проекте создания военных поселений.

4. В «Конституции» Н.Муравьева.

5.В Указе «о вольных хлебопашцах».

Ответ: 1, 4.

24. Какие из произведений можно отнести к реализму :

1. К.И.Брюллов «Последний день Помпеи».

2. М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила».

3. К.Е.Даргомыжский Опера «Русалка».

4. П.А.Федотов. «Сватовство майора».

Ответы:3,4.

25. Объясните смысл понятия «революционно-демократическое течение».

Примерный ответ: Революционное – так как преследовало цели свержение существующего строя и замены его крестьянским социализмом; демократическое – так как движущую силу движения усматривали в народе, в первую очередь – в крестьянстве; течение – так как деятели этого идейно-политического направления не оформились в политическую партию.

26. Достижения кого из русских ученых – исследователей первой половины XIX века нашли применение в космонавтике:

1. Н.Н.Зинина.

2. Н.И.Лобачевского.

3. В.В.Петрова.

4. Б.С. Якоби.

Ответ : 2.

27 . Какая мера социально-политического характера была необходима для ликвидации отставания в развития Российской промышленности:

1. Добиваться на международной арене благоприятных условий для развития российской внешней торговли.

2. Отменить крепостное право.

3. Принять законодательство, обеспечивающее правовую основу для развития предприятий.

4. Развивать сеть железных дорог.

5.Финансировать создание и приобретение машинной техники

Ответ: 2

28. Какие новые черты характеризуют развитие России в первой половине XIX века:

1. Промышленный переворот.

2. Выдвижение проектов конституционного устройства страны.

3. Организация выступления против самодержавия дворянства.

4.Создание свода законов страны.

5. Расширение территорий государства.

Ответы: 1, 2.

29. Укажите только те черты, которые отличают Кавказскую войну от Крымской

войны:

1. Война носила затяжной характер, длилась почти полвека.

2. Военные действия шли на Кавказе.

3. Европейские стран не принимали участия в боевых действиях ни с той, ни с другой стороны.

4. Противником в войне были народы, исповедующие ислам.

5. Победа в войне укрепила позиции России на Восточном побережье Черного моря.

Ответ: 1,3,5.

30. Изучите текст, озаглавьте его и составьте его план. Какие вопросы изучения народных выступлений не изложены. Прокомментируйте эти сведения, в том числе- назовите имя императора. Оцените достоверность текста.

В 1831 столице началась эпидемия холеры. В день умирало по 600 горожан, преимущественно низших сословий. Врачи не справлялись с заболеванием. Царь и его двор перебрались в пригород Петербурга – Петергоф. По городу поползли слухи, что холеру придумали господа, чтобы извести простой народ, и лекари в больницах травят людей. 22 июня в столице начался бунт. Толпы народа ловили и обыскивали "отравителей", разбивали холерные кареты и выпускали больных, оказывали сопротивление полиции. У Сенной площади огромная толпа разгромила временную холерную больницу, убила двух лекарей. По приказу генерал-губернатора на площадь вошли воинские батальоны и с барабанным боем двинулись на бушующую толпу. Она остановилась. Согласно воспоминаниям придворных, на коляске прибыл император. Он держался твердо и уверенно, прямо из экипажа обратился к народу: «Учинены были злодейства, общий порядок был нарушен. Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков». Оробев перед царем, мужики повалились на колени, гнев прошел. Но другим данным император прибыл на площадь на следующий день после усмирения народа войсками.

Примерный ответ. Холерные волнения в Петербурге 1831 года.

1.Причины и повод выступления. 2. Состав восставших. 3. Ход событий в городе. 4. Подавление правительственными войсками народного выступления на Сенной площади. 5. Роль царя в усмирении народных волнений. Отсутствуют вопросы о характере выступления, о его руководителях, о требованиях народа, о значении выступления.

Дополнения: выступление носило стихийный характер, в нем проявилось недовольство предпринимаемыми правительством мерам по борьбе с эпидемией. Одновременно выступление показало, что это волнение вызвано конкретной ситуацией в городе, а в целом народ доверяет царю и готов подчиняться. Вопрос об истории участия Николая I. в усмирении народа требует изучения дополнительных источников.

Модуль 2. Россия во второй половине XIX века.

1. Проведение каких двух реформ было начато в одном и том же году:

1. Военная реформа.

2.Земская реформа.

3. Городская реформа.

4.Судебная реформа.

Ответы: 2,4.

2. В конце XIX века в Азии от Восточного побережья Каспийского моря до Тихого океана Российская империя по суше граничила:

1. С Китаем.

2. С Кореей.

3. С Османской империей.

4. С Персией.

Ответы: 1,2,4.

3. Чтобы изучить экономическое развитие России во второй половине XIX вам предлагается в библиотеке выбрать книги только из трех разделов:

1. Карты, атласы.

2. Правительственные документы (о бюджете страны).

3. Программы политических партий.

4. Статистические справочники.

5. Художественная литература.

Ответы: 1,2,4.

4. Где Россия добилась отмены решения Парижского договора о нейтрализации Черного моря:

1. На Лондонской конференции 1871 г.

2. На переговорах русского, германского и австрийского императоров в Берлине в 1872 г.

3. В Сан-Стефано, во время заключения мирного договора1878 г.

4. На Берлинском конгрессе 1878 г.

Ответ: 1.

5 . Какие 3 социальные группы наиболее интенсивно развивались под влиянием промышленного переворота во второй половине XIX в.:

1.Дворянство.

2.Крестьяне.

3. Рабочие.

4. Буржуазия.

5. Интеллигенция.

Ответы: 3,4,5

6. Продолжите ряд:

Земельная реформа - Н.А. Милютин; судебная реформа – С.И.Зарудный; военная реформа - ?

Ответ: Д.А. Милютин.

7. Расставьте явления в логической последовательности:

1. Индустриализация в России.

2. Переоснащение предприятий машинной техникой.

3. Развитие добывающей промышленности.

4. Развитие тяжелой промышленности.

5. Увеличение общего объема продукции промышленных предприятий.

Ответ: 3,4,2,5,1

8. Какие процессы и явления в жизни России появляются впервые во второй половине XIX века:

1. Промышленный переворот.

2. Возникновение общественно-политических рабочих организаций.

3. Реалистическое направление в литературе и искусстве.

4. Состязательность суда.

5. Концентрация промышленности.

Ответы: 2, 4, 5.

9. Какими идеями руководствовались в своей деятельности эти исторические личности:

Ответы: 1- г,е; 2- в,д; 3- а,б.

10. Расставьте в логической последовательности пункты плана для изучения исторического источника. На первое место поставьте тот пункт, с которого следует начать изучение текста:

1.Прочтение текста и уяснение незнакомых слов, словосочетаний.

3. Отбор необходимого содержания по изучаемой теме.

4. Анализ каждой из частей текста.

5. Выделение главных мыслей текста, его основных частей (плана).

6. Запись необходимого в работе содержания источника.

Ответ: 2-1-5-4-3-6.

11. Расставьте в хронологическом порядке события войны 1877-1878 гг.:

1.Вступление русских войск в Софию.

2.Капитуляция турецкой армии под Плевной.

3.Начало обороны Шипкинского перевала русскими и болгарскими частями.

4.Сражение под Шипокой-Шейново.

5.Форсирование русскими войсками Дуная.

Ответы: 5-3-2-4-1

12. Религиозные верования народов Российской империи:

14.Соотнесите имена ученых с их открытиями :

  1. Д.М.Менделеев.
  2. А.С. Попов.
  3. И.М. Сеченов.
  4. К.А. Тимирязев.
  5. И.И.Мечников

Ответы: 1-д, 2-а, 3-в, 4-б, 5-г.

а. Изобретение радиоприемника.

б. Учение о роли фотосинтеза в жизни растений.

в. Учение о рефлексах головного мозга

г. Исследование защитных свойств. организма

д. Открытие периодической системы. химических элементов.

15. Соотнесите реформы 60-70-х гг. XIX в. с понятиями, характеризующими их проведение:

Ответы : 1-а; 2-в, г; 3- б,д; 4- е.

16. Укажите имена трех деятелей русской культуры, в творчестве которых тема народа занимала особо важное место:

1.И.И. Левитан.

2.М.П. Мусоргский.

3.Н.А.Некрасов.

4.И.Е..Репин.

5.Ф.И.Тютчев.

6.П.И.Чайковский.

Ответы:2,3,4.

17. Укажите причины войны России с Османской империей в 1877-1878 гг.:

1.Стремление России сохранять свое влияние на Балканах.

2. Отказ Турции подписать предложенное Россией соглашение, защищающее права и интересы славянских народов.

3. Стремление России к пересмотру Парижского договора о нейтрализации Черного моря.

4. Широкое общественное движение в России в поддержку освободительной борьбы славянских народов против турецкого угнетения.

Ответы: 1, 2,4.

18. Какие новые виды учебных заведений появились во второй половине XIX века:

1. Высшие женские курсы.

2. Земские школы.

3. Консерватории.

4. Лицеи.

5. Университеты.

Ответы: 1,2,3.

19. Какие процессы и явления характеризовали развитие Украины во второй половине XIX века;

1. Дарование украинским землям автономии.

2. Проведение земельной реформы.

3. Рост и концентрация промышленного производства.

4. Вхождение в состав Российской империи земель.

Восточной Украины.

5.Возникновение национальных либерально-просветительских организаций.

Ответы: 2,3,5.

20. Сравните государственный бюджет России за 1810 г.и 50-е гг., прокомментируйте его и сделайте выводы о проблемах в финансовом положении России и путях их решения:

Государственный бюджет России

Годы

Доходы

Расходы

Остаток

1810

209 291 000

184 717 000

25 574000

Доходы

Расходы

Дефицит

1853

227 471000

336 298 000

108 829

1855

261 504 000

544 139 000

282 635 000

Примерный ответ:

Доходы страны за 1810 г. превышают ее расходы. Это свидетельствует о стабильном финансовом положении России, о возможности дальнейшего развития хозяйства в следующем году.

Данные за 1853-1855 г. свидетельствуют о том, что расходы стали превышать доходы страны, что вызвало дефицит денежных средств. Очевидно, что это было вызвано идущей Крымской войной, экономика России не выдерживала ее финансирование. Это свидетельствовало об отставании экономики от потребностей страны в условиях войны, угрожало независимости России. Страна исчерпала свои денежные запасы и оказалась в кризисном положении, на следующий год для ее нормальной жизни надо либо урезать расходы, либо прибегать к займам. Для выхода их этого кризиса требовалось прекращение войны, а в перспективе - существенные изменения в хозяйственной жизни.

21. Расставьте в хронологическом порядке события второй половины XIX века, на первое место поставьте то, которое произошло раньше других:

1.Оформление Франко-русского союза.

2.Подавление восстания в Польше

3.Продажа Россией Аляски США.

4.Русско-Турецкая война

Ответ: 2-3-4-1

22. Укажите особенности национальной политики Российской империи разных регионах страны:

Ответы: 1 –в,2-а,3-г,4-б

23. По донесению III жандармского отделения за 1860 г. в стране произошло 108 случаев выступлений крестьян, в исследованиях современных ученых историков называется другая цифра 219 выступлений крестьян. Какое решение вы примете для определения численности выступлений крестьян:

1. Используете данные III жандармского отделения.

2. Используете данные ученых.

3. Другое решение (укажите, какое).

Ответ: 3. Для принятия решения нужно посмотреть данные других источников, или указать в своей работе на наличие противоречивых данных в имеющихся источниках.

24. Исключите лишнее:

1.Проект отмены крепостного права.

2.Проект введения конституции в России.

3.Проект судебной реформы.

4.Проект военной реформы.

5.Проект реформ местного самоуправления.

Ответ: 2.

25. Раскрыть и объяснить понятие концентрация производства в России.

Ответ. Концентрация производства в России - процесс сосредоточения промышленных предприятий в определенных районах страны. В России возникали промышленные комплексы тяжелой промышленности, включающие добывающую и перерабатывающую тяжелую промышленность. Это обеспечивало сближение сырьевых запасов источников энергии и сырья для производства металлургической продукции. Концентрация производства приводила к концентрации рабочей силы в данных регионах.

26.Кто своим творчеством оказал наибольшее влияние на становление реалистических традиций в русском театре:

1. А.Н.Островский

2. И.С.Тургенев

3. Л.Н.Толстой

4. Н.Г.Чернышевский

Ответ:1.

27. Какие меры правительства Александра Ш сдерживали проведение реформ, начатых его отцом:

1. Введение должности земских начальников (из дворян).

2. Отмена временнообязанного состояния крестьян.

3. Передача дел о беспорядках в стране в ведение военного суда.

4.Увелиичение имущественного и образовательного ценза при выборах в городские органы самоуправления.

5. Строительство военных паровых кораблей.

6. Создание Крестьянского банка.

Ответы: 1, 3, 4.

28. Чем можно объяснить смену внешнеполитического курса, ее новую ориентацию на союз с Францией и Англией в 90-е гг. XIX в.:

1 . Отсутствием со стороны Австрии и Германии поддержки внешней политики России после войны 1877-1878 гг.

2. Отсутствием противоречий России и Англии.

3. Приверженностью Александра III системам политического устройства Франции и Англии.

4. Созданием Тройственного союза.

5. Стремлением восстановить равновесие сил в Европе.

Ответ: 1,4,5.

29. Что общего было в историческом развитии России и западной Европы в XIX веке:

1. Буржуазные революции.

2. Войны, военные конфликты.

3.Проведение колониальной политики.

4. Деятельность парламентов.

5.Возникновение политических партий.

Ответы: 2,3.

30. Составьте тезисы содержания текста проекта отмены крепостного Н.Г.Чернышевского. Объясните, в чем заключаются главные расхождения этого проекта с государственными действиями по отмене крепостного права. Оцените предложенный проект.

Главная сторона дела главная сторона состоит… в освобождении личности…

… очень большую важность имеет также вопрос о земле.

Национальное чувство непреклонно хочет сохранения земли за крестьянином. Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином? Ту, которой он теперь владеет, - ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… нельзя уменьшать нынешнего надела, нельзя и переносить крестьянских участков принудительным образом с одного места на другое.

…Величина выкупа (земли должна быть такова ) чтобы этот выкуп был заплачен незаметно для крестьян… уплачен податью в 3 рубля…. А если требовать выкупа 150 рублей народ изнеможет под такой тяжестью… Он не поймет его, он почтет себя обманутым…

(… Можно ли оставить барщину принудительным способом уплаты выкупа?) …Сохранить обязательный труд – значило бы в сущности сохранить крепостное право. Народ не мог бы понять этого иначе, и был бы прав…

Н.Г.Чернышевский. Из « Материалов для решения крестьянского вопроса». 1859.

Примерный ответ:

Тезисы. Личное освобождение крестьян - главная задача реформы. Важная часть реформы - сохранение за крестьянином его земельного надела в существующем объеме, неделимым. Размер выкупа земли должен соответствовать денежным возможностям крестьян. Необходимо исключить использование принудительного труда в качестве платы за выкуп земли.

Объяснение . Главные расхождения данного проекта с проведенной реформой заключались в том, что в нем рассматривались цели преобразований с позиций интересов крестьянства. Автор не допускал ущемления интересов крестьян при их наделении землей (чересполосицы, сокращения и разделения единых земельных наделов), указывал на недопустимость новой зависимости бывших крепостных от помещика из-за выкупных платежей за землю, появления видоизмененных форм отработок на земле помещика.

Оценка проекта. Реализация такого проекта обеспечивала бы быстрое развитие сельского хозяйства, исключала сохранение в нем феодальных пережитков. Но этот проект был неосуществим, так как реформа проводилась сверху, и решение о ней принималось представителями либерально настроенным дворянством, при наличии консервативной оппозиции помещиков.



Ответ:

«Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян (…) На сём основании учреждается особое министерство государственных имуществ. Земля и угодья остаются в бессрочном пользовании обществ (…) Оброчная подать, а равно и подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими общностями соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества. В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию (…) Учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский судебный Устав, с изложением в нём порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян, проступков крестьян и наказаний за оные (…)»

Ответ запишите в таблицу.

Личности

Действия

    Состязательность; 2) либерализм; 3) конфедераты; 4) славянофилы; 5) апелляция; 6) «закон о гомстедах»;

Ответ: номер термина

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне)

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне)


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3) 4)

Ответ: номер изображения:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Диагностическая работа

по ИСТОРИИ

8 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Вариант 771402

Каждое из изображений, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между данными событиями (процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подберите по одному изображению.


3
) 4)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс)

Из исторического документа.

«Благодетельные реформы последнего царствования (крестьянская, университетская, судебная, военная и другие) вызванные настоятельными требованиями жизни, имели последствием умаление, чтоб не сказать уничтожение привилегий, которыми пользовалось дворянство. Понятие
о государственном строе вылилось в формулу Царь и народ, т.е. представляя её графически: "высокий столб, на вершине которого Царь, а основание покоится на необъятной стихийной силе, называемой народом". Пока масса спокойна, все хорошо, но кто поручится, что она никогда не заколышется?

Выбранное событие (процесс): (укажите букву)

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранными Вами событием (процессом).

Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход (или) результат этого события (процесса).

Ответ запишите в таблицу.

Личности

Действия

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне)

Ниже приведён список терминов (названий).

    плебисцит; 2) отечественная война; 3) мюридизм; 4) Учредительное собрание; 5) Тарутинский манёвр; 6) попечительский совет;

Ответ: номер термина

Кратко раскройте историческое содержание этого термина (названия):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне)

Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и / или истории зарубежных стран.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне)

Обозначьте на контурной карте один город (населённый пункт), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом) отметьте имеющийся или нанесите новый кружок и подпишите название.

Используя знание исторических фактов, объясните, как указанный Вами город (населённый пункт) связан с выбранным событием (процессом)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период в период XIX – XX вв.

Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий) к которому относится деятельность этой личности

Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитии Вашего региона. (Для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов)

Личность ___________________________________________________________________________

Период _____________________________________________________________________________

Объяснение _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________