Дидактический материал по русскому языку (9 класс) "Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ". Допишите, образуя БСП. Тема: «Сложное предложение»

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 класс)

«Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2015

Цели и задачи:

1.формировать умение работать с предлагаемым текстом;

2.формировать умение находить верные ответы на вопросы ОГЭ 2015, связанные с работой над предложенным текстом:

3.повторить изученный материал разделов «Орфография. Пунктуация»

4.знакомить с фрагментами текстов современных русских писателей (с установкой на их прочтение в дальнейшем заинтересовавшимися учениками)

(1)Вечер был покойный и чистый. (2)Солнце медленно уходило за Северо-Байкальский хребет, освещая неподвижную студеную воду, но едва оно полностью скрылось, задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну, а верховой принес с запада облака. (4)Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз, укрывая густой массой камни, тайгу, степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому, почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине, как катились, затихая, на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.

(6)Давно уже встало солнце, а зябкий туман по-прежнему висел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве, и чем дальше она уходила от моря, тем становилось теплее. (8)Тропа поднималась в гору, и вместе с нею поднимались в нагревающемся воздухе облака, цепляясь за ветки кедрового стланика и прилипая к скалам. (9)Обернувшись, Катя увидела перед собой громаду воды, мачту метеостанции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта начиналась тайга, здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили, исчезая в расщелинах, а дальше тянулись сухие каменистые русла, наполнявшиеся только весной. (12)Летом вода текла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое, окруженное со всех сторон тайгой место, с отражавшимися в дремотной воде деревьями и мелькавшими в глубине тенями непуганых рыб.

(А.Варламов «Гора»)

Алексей Николаевич Варламов (1963) – русский писатель, современный классик, литературовед, доктор филологических наук. Автор романов «Затонувший ковчег», «Купол», «Купавна», повестей и рассказов «Здравствуй, князь!, «Гора», «Балашов», «Теплые острова в холодном море» и др., автор биографий А.Грина, Г.Распутина, М.Булгакова, А.Н.Толстого (серия ЖЗЛ).

Задания к тексту:

1)Записать текст под диктовку (о наличии знаков препинания, постановка которых не изучалась на уроках, предупредить учащихся) или раздать текст с пробелами (нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания с пояснениями).

(1)Вечер был п..койный и чистый. (2)Солнце медле..о уходило за (Северо) Байкальский хребет осв..щая (не)подвижную студе..ую воду но едва оно полностью скрылось задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяж..лую пенистую волну а в..рховой пр..нес с запада обл..ка. (4)Они повисли над горами и (к)утру стали сползать (в)низ укрывая густой массой камни тайгу степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине как к..тились зат..хая на берег волны и где(то) д..леко в море гудело судно.

(6)Давно уже встало солнце а зябкий туман (по)прежнему в..сел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве и чем дальше она ух..дила от моря тем ст..новилось теплее. (8)Тр..па подн..малась в гору и вместе с нею подн..мались в нагревающемся воздухе обл..ка ц..пляясь за ветки к..дрового стланика и прил..пая к скалам. (9)Обернувшись Катя увидела перед собой гр..маду воды, мачту (метео)станции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта нач..налась тайга здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили и..чезая в расщелинах а дальше т..нулись сухие каменистые русла нап..лнявшиеся только весной. (12)Летом вода т..кла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое окруже..ое со всех сторон тайгой место с отражавшимися в др..мотной воде деревьями и м..лькавшими в глубине т..нями (не)пуганых рыб.

2)Из предложений 1-5 выпишите слова, в которых правописание согласных в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(Ответ: скрылось, сползать)

3)Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном причастии пишется НН».

(Ответ: окруженное)

4)Замените синонимами слова: студеную (предложение 2), скапливалась (предложение 12), глухое (предложение 13).

(Ответ: холодную, собиралась, безлюдное)

5)Замените словосочетание «даурская степь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(Ответ: степь Даурии)

Справка: Даурия – это название части территории . Название дано русскими по населявшей эту территорию до середины XVII века народности .

6)Выпишите грамматические основы из предложений 1, 4.

(Ответы: вечер был покойный и чистый; они повисли и стали сползать)

7)Найдите среди предложений 10-13 предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

(Ответ: 11)

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

(Ответ: 3)

9)В приведенных ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения, связанными подчинительной связью.

Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну,(1) а верховой принес с запада облака. Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз,(2) укрывая густой массой камни,(3) тайгу,(4) степь. Когда рано утром Катя вышла из дому,(5) почти ничего не было видно вокруг:(6) только слышно в вязкой тишине,(7) как катились,(8) затихая,(9) на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.

(Ответ: 5, 7)

10)Среди всех предложений найдите сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(Ответ: 5)

11)Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(Ответ: 10)

12)Напишите сочинение-рассуждение на тему «Красота природы таится во всем, что нас окружает». Приведите один пример-аргумент из Вашего жизненного опыта, а другой из прочитанного текста.

Использованная литература:

1)Под ред. И.П.Цыбулько. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: «Национальное образование», 2015.

2)Варламов А.Н. Повести и рассказы. – М.: Издательский дом «Никея», 2015.

  1. Необозримое поле бл....стит мокрой з...л...нью и расст.....лается до самого г....ризонта в него уп...рается линия (ярко)з....леной межи.
  2. Три дня у Ниловны др....жало сердце зам....рая каждый раз как она вспоминала что в дом придут какие-то чужие люди.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, поставьте ударение. Расставьте запятые.

  1. Средь п....лей необозримых в небе ходят без сл....да обл....ков неул....вимых в...л....книстые стада.
  2. Т.....мленье страшное разлуки мой стон м....лил не прерывать.
  3. Р....скошной Грузии д....лины к....вром раскинулись вдали.
  4. Необозримое поле бл....стит мокрой з...л...нью и расст.....лается до самого г....ризонта, в него уп...рается линия (ярко)з....леной межи.
  5. Меня проб....рала дрожь и нач....нало кл....нить ко сну.
  6. М....лодые деревья р....сли очень тесно ничей топор еще не к.....снулся их стройных стволов.
  7. Мать тщательно соб....рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж....гала их.
  8. Три дня у Ниловны др....жало сердце зам....рая каждый раз, как она вспоминала, что в дом придут какие-то чужие люди.
  9. П....рою Софья гибко накл....няясь срывала п....левой цветок и легким прик....сновением тонких быстрых пальцев любовно гладила др....жащие л.....пестки.
  10. Владимир возвр....тился – ключ лежал на столе.

Предварительный просмотр:

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Жгло южное солнце трудно было дышать от пыли.
  2. Конец шпаги Лермонтова переломился тогда противники взяли пистолеты. Барант пром…хнулся Лермонтов выстр…лил в сторону.
  3. Шумит тр…пинка милая шумит высокий клен.
  4. В воздух поднялись тучи пыли взл…тели тревожно каркая с бл…жайших деревьев вороны и галки.
  5. Победно шла весна все цвело березы стояли в зеленом дыму верба уже осыпала свои сере…ки легли ландыши подымались травы.
  6. В открытые окошки возка вл…вается летняя теплынь одуряюще пахнет (свеже) скоше(н,нн)ым сеном.
  7. Г…рели костры жарилось мясо в котлах больно секла лицо высокие мертвые травы шуршали по ветру.
  8. Вот (вот) бурно начнут сходить снега полезут из земли тюльпаны на краткий срок пр…вр…щая степь в (пестро)цветный восточный ковёр. Начнется весе(н,нн)ий перелёт птиц над становьем по ночам с курлыканьем потянутся журавлиные и лебединые стаи.
  9. Все так(же) светит солнце текут облака волнуется море.
  10. Смеркалось гряды сплошных облаков синели холодели дышали зимою.
  11. Ночью лил дождь мокро шумело по крыше сад то и дело бледно но широко, сказочно оз…рялся.
  12. День был теплый пасмурный нав….лило много свежего снега.
  13. Солнце садилось свет его был красноватый летела мелкая розовая листва по алле… дул холодный ветер.

Предварительный просмотр:

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

  1. Мое утро понедельника всегда начинается одинаково пищит будильник я бью его ладонью (никогда не промахиваясь) и переворачиваюсь на другой бок.
  2. Я широко раскрыл глаза посреди поляны мирно пощипывали траву два (светло)серых теленка.
  3. Мгновение все опять потонуло во мраке.
  4. «Герой нашего времени» это грустная дума о поколении 30-х годов 19 века.
  5. Пока доедем стемнеет.
  6. Он засмеется все хохоч…т; нахмурит брови все молчат.
  7. День пригреет возле дома пахнет позднею травой.
  8. Комары запищали запасайся плащами.
  9. И мирное майское солнце освещало все это и хлеб на маленьких полях и красную черепицу крыш и добродушно раскланивающихся по утрам хозяев.
  10. Оно и всегда так серьезная работа старого мастера молодит, юнца мужает.
  11. Познай, где свет поймешь, где тьма.
  12. Сказала что(то) я он начал хохотать.
  13. Не успеешь оглянуться минул уже год.
  14. Он не мог слышать о чем говорят плотно закрытые рамы пропускали только общий речевой фон отдельных слов нельзя было разобрать.
  15. Я сидел у дороги поджидая своего спутника и нервничал время шло а так мало было еще сделано.
  16. Смотреть на солнце уже было не больно окутанное вечереющим небом оно утратило ослепительный свет.

Предварительный просмотр:

Зачетная работа.

Виды придаточных предложений.

1 вариант.

Теория.

  1. Назовите виды придаточных предложений.
  2. Какие придаточные предложения называются определительными, обстоятельственными времени, уступительными, сравнительными.

Практика .

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Определите вид придаточных.

Особенно мне запомнилось как Евгения Лаврентьевна рассказывала о великом химике Бутлерове. Восьмилетнего Сашу Бутлерова отдали в пансион в городе Казани. Там он увлекся химией. И вот когда ему было десять лет он в своей тумбочке возле кровати устроил (не)большую лабораторию. И когда дети однажды играли во дворе вдруг раздался оглушительный взрыв. Воспитатель побежал в помещение и вытащил оттуда Сашу Бутлерова у которого были обожжены брови и волосы. Эксперимент закончился (не)удачей. Бутлерова решили наказать. В этом пансионе где он учился детей не секли розгами хотя в других учебных заведениях розги были в большом ходу, и вот Бутлерова за его «преступление» посадили в темный карцер а из карцера его несколько раз выводили в общий обеденный зал с черной доской на груди на которой крупными буквами было написано: «Великий химик». Они это написали желая поиздеваться над мальчиком но оказалось что они предсказали его будущее. Потому что он действительно стал великим химиком.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Сложносочиненное предложение

1 вариант

  1. Все пришло в движение и хоть бы кто(нибудь) мог что(либо) понять.
  2. Огромная птица бесшумно парила над лугом что(то) высматривая и ветер от крыльев пр…гибал ст…лил могучие травы.
  3. Солнце погасло за горами и только широкое (кроваво) золотое зарево весеннего заката великолепно пылало и медленно гасло на пр…чудливых облаках.
  4. (По)прежнему было тепло и чувствовалась близость к земле и (по)прежнему медленно двигались в небе серые тучи не угр…жая дождем.
  5. Вокруг все благоговейно безмол…ствовало и гнев его мало(по)малу начал остывать.
  6. У нее были прекрасные, густые (светло)каштановые волосы вьющиеся от природы и серые глаза бл…стевшие каким(то) стальным и твердым блеском и в них как бы навсегда осталось суровое и (пугливо) настороженное выражение.
  7. Сердцевина дерева была темно(бурого) цвета и ок…ймлялась почти белым наружным слоем.
  8. Кусты шиповника уже отцвели и теперь ярко(оранжевые) плоды красиво выделялись на зеленом фоне.
  9. Дорога лежала большею частью по голой степи и кое(где) лишь ныряла в холмы и перелески.
  10. Целый день лил дождь и волей(неволей) мы весь день просидели дома 4 .
  11. Откуда(то) доносилось мычание коров и горласто с разных сторон пели петухи 4 .
  12. Где(то) очень далеко загудел ветер и медле…но(медле…но) на маленьком столике у окна зашевелился светлый круг от свечи 4 .

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Сложносочиненное предложение

2 вариант

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.

  1. Они пошли по улице огороже…ой стенами складов и свернули к реке.
  2. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города.
  3. Туман не пр…пускал лучей солнца и контуры судна всплывали очень медленно.
  4. Узкая тропинка изв…ваясь и петляя вьется по лесу и покрывающая ее трава кажется золотистой от лучей утреннего солнца.
  5. В ветреные дни деревья вдоль тропинки встревоже…о ра…качиваются и на тропинку л…жатся темные кудрявые тени.
  6. Скоро покажутся на тропинке идущие за грибами местные жители с плетенными из прутьев корзинами или пробегут за ягодами юные румяные девушки.
  7. Мать хотела еще что(то) сказать но на улице зала…л Дружок и она выбежала из избушки.
  8. Укутала меня мамка как девчонку а я вовсе не простыл.
  9. Может Санька и врал про домовых но все равно страшно было его слушать.
  10. Деду было холодно в горах и он с вершины сухой лиственницы глухо просил голосом филина шубу.
  11. Дед долго засыпал и успокаивался. Гасла его трубка и остывало небо за горой 4 . Дед дышал и на реку выползали легкие полосы тумана 4 .
  12. Тогда лучи уже догорали и на море туман густел 4 .
  13. То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.

Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.

1.Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не) было видно н... клочка снега и грязное место зам....нилось бл...стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст...кали последние капли и в пал...саднике на деревьях надувались поч...ки. На дворе была сухая дорожка около крыльца между камнями з...ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал...нки, п....хучая св...жесть в воздухе и нежно (голубое) небо.

Все предметы были освещ...(н,нн)ы ярко и комната пов...селела. Какое (то) новое для меня чу...ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое (где) выб...лись (ярко)зеленые иглы травы бл...стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добродетель.

2. Бодро хорошо идти по земле ра...им утром. Воздух еще (не)ставший знойным пр...ятно осв....жает гортань и грудь. Солнце еще (не)вошедшее в силу гре...т бережно и ласко...о. Под косыми лучами утре...него света все кажется рельефнее выпуклее ярче и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затопле....ны тенью а верхушки важно поблеск...вают румя...ые и яркие. Даже (не) большие (не)ровности по дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени чего уж (не)будет в (пол)день.

В лесу то и дело поп...дают...ся болотца черные и глянцевитые. Тем зеленее трава р...стущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он перес...кает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гиган...ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха. В середине его почти (не)естестве(н,нн)ой зелени струился кофейно(коричневый) ручеек.

  • Зрители были взволнова…ы игрой артистов. Игра актера была проникнове…а и взволнова…а.
  • Идеи русской литературы прекрасны и возвыше…ы. – Придворные поэты были обласка…ы государем и возвыше…ы.
  • Предъявленные обвинения скоропалительны и необоснова…ы. – С научной точки зрения выводы вовсе не обоснова…ы.
  • Исполненная таланта, игра актера глубока и сдержа…а. Обещание сдержа…о.
  • Предварительный просмотр:

    Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

    Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

    Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод - напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

    И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

    Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

    Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

    Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

    (428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

    Перескажите отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» от первого лица. Ответьте на вопрос: «Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?»
    Перескажите текст сжато.
    Ответьте на вопрос: «Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?»

    Дидактический материал по русскому языку.

    Тема: «Сложное предложение».

    Класс: 9.

    Виды материала.

    I . Комплексный анализ текста .

    1).Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.

    2). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

    Уже в (не) з…пам…тные времена среди жителей Древней Греции пр…выше всего ц…нились в разговоре краткость и ясность. Само слово лак…низм произошло от названия области Древней Греции – Лаконики жители которой сп…ртанцы отл…чались суровыми нравами а так(же) краткостью и точностью речи. С…хранилось пр…дание о том как одна сп…ртанка пров…жая сына в бой сказала ему Со щитом или на щите. Это знач..ло в…звращайся с победой или вовсе не в..звращайся живым. Пот..рять щит в бою считалось позором а тело погибшего воина пр..носили на щите.

    Извес(?)ны уд…тельные л…конизм выр…зительность речи меткость русских п…словиц и п…говорок.

    Ч(?)рызвачайно высоко ц…нили краткость речи выдающиеся русские писптали. Краткость сестра талагта г…в…рил з..мечательный русский ст…лист А.П.Чехов.

    Овладение и(с,сс)ку(с,СС)твом из…ясняться кратко и выразительно что(бы) как писал Н.А. Некрасов словом было тесно а мыслям пр…сторно, - задача (не)лёгкая но при ж…лании вполне осущ…ствимая. Прежде всего надо научит(?)ся и…бегать эл…ментарных ошибок мног…словия. (Н)пример в прел…жении На гор…зонте по…вились л…д…ные айсберги слово л…д…ные соверше(н,нн)о лишнее ведь айсберги и есть пл…вучие горы.

    3).Укажите значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

    4).Дайте определение слов пословица и поговорка . Чем они различаются? Приведите примеры пословиц и поговорок.

    5). Найдите предложения с прямой речью. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    6).Произведите синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, постройте схемы.

    II . Работа по развитию речи.

    А кругом было так хорошо над головой шумели вершины высоких сосен пахло свежей смолой где-то беззаботно и весело переговаривались две птички рассеянный солнечный свет падал сверху широкими полосами переливавшейся золотой пыли.

    1).Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставляя пропущенные знаки препинания.

    2).Начертите схему предложения. Определите его вид. Объясните, почему после первого простого в составе предложения стоит двоеточие.

    3).Найдите односоставные предложения в составе сложного, определите их вид.

    4).Выпишите из текста все возможные словосочетания. Распределите их по видам.

    5).Назовите языковые средства, с помощью которых автор передает впечатление об окружающем мире.

    6).Какова тема данного описания? Составьте свое описание с помощью сложного бессоюзного предложения. Для этого используйте данное начало

    «А кругом было так хорошо…» и придумайте свою тему, например: «Луговые цветы», «Вечер на реке», «Утро в городском парке», «На огороде» и другие.

    III. Мини - диктант .

    Прохладное осеннее утро. Солнце ещё не вышло из-за деревьев и золотило только вершины леса, кое-где пробиваясь между стволами и на поляны, покрытые голубой дымкой тумана. Листья переливаются сотнями цветов от ярко-красного, через все степени зеленого, до грязно-желтого, признака гниения и смерти. Впрочем, таких было немного: в лесу преобладал дуб, величаво сохранивший почти всю летнюю окраску. Небо было безоблачное, ясное. День обещал быть чудесным.

    1).Мини-диктант. Запишите отрывок из рассказа писателя середины XIX века А. Осиповича «История». Какова его тема?

    2).Найдите сложное предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разбор.

    3).Найдите односоставное простое предложение. Определите его види роль в тексте.

    4).Подчеркните сказуемые и укажите их вид. Какими частями речи выражены составные сказуемые?

    5).Покажите графически, чем осложнены простые предложения.

    IV .Игровое задание. Кроссворды

    1).Мыслительная способность, умственное начало у человека.

    2).Человек, принадлежащий к интеллигенции.

    3).Художник, иллюстрирующий книги.

    5).Порожденный иллюзией, несбыточный.

    V .Тестовые задания.

    БСП 1 вариант

      В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

      Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

    Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

    3. Допишите, образуя БСП.

      Нас охватило чувство страха… (причина).

      Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

      Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

      Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

      Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

    5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги… ,

      простое с однородными членами (без союзов)

      БСП, между частями которого надо поставить запятую

      БСП, между частями которого точка с запятой.

    Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?.

      разделяет части БСП

      отделяет приложение.

    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

      Предложения рисуют быструю смену событий.

      Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

      Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

      Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

      Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

    1. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

    2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

    3 .До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

    4 . Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

    5 Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

    Заполните таблицу.

    Виды предложений

    Номер предложения

    Сложносочинённые

    Сложноподчинённые

    Сложные бессоюзные

    БСП 2 вариант

    1. Какое утверждение является неверным?

      Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

      В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

      Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

    2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

    Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

    3. Допишите, образуя БСП.

      Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат)

      Я взглянул на небо… (следствие)

      Здесь нельзя проехать… (причина).

    4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

      Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

      Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад

    5. Продолжите предложение Юноша говорил мало , чтобы получились предложения следующих типов:

    А. простое с однородными членами (без союзов)

    В. БСП, между частями которого надо поставить запятую

    С. БСП, между частями которого точка с запятой.

    6. Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

      разделяет подлежащее и сказуемое

      обозначает пропуск члена предложения

      разделяет части сложного бессоюзного предложения

      выделяет вводное предложение.

    7. Укажите, почему стоит тире в БСП Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

    В. Предложения рисуют быструю смену событий.

    С. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

    9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

    10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

      Не спится няня здесь так душно.

      Поля и луга обращённые росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

      Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

      Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

      Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

    Заполните таблицу.

    Виды предложений

    Номер предложения

    Сложносочинённые

    Сложноподчинённые

    Сложные бессоюзные

    VI . Составление таблицы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    1). Составить таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    VII . Словарный диктант с грамматическим заданием.

    Летопись, летописец, россияне и иноземцы, оригинальные суждения, притягательная сила, художественная ценность, облик города, колоритный быт, разнообразные типы, обитатели столицы, прихорашивается к праздникам, принимает гостей.

    1). Составьте из данных слов и словосочетаний (по выбору) многочленное сложное предложение.

    VIII. Синтаксический разбор предложения.

    Рядом ёлочка растёт: пурпуровые шишечки в тёмной хвое огоньками горят.

    1). Выполните синтаксический разбор предложения.

    2). Объясните постановку двоеточия. Придумайте свой пример на тему природы, требующий такого же знака препинания между частями сложного предложения.

    3). Поберите к словам цветёт, горят однокоренные слова. Укажите наиболее продуктивные способы образования новых слов.

    IX . Задания, связанные с подготовкой к экзамену.

    Беличья память.

    Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег и мох, достала там спрятанные с осени два орешка, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку.

    Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

    Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как бы не удивиться беличьей памяти и смекалке!

    1). Прочитай текст. Какова его тема?

    2). Охарактеризуйте интонационные особенности текста.

    3). Произведите синтаксический анализ текста, последовательно характеризуя каждое предложение.

    4). Начертите схемы сложных предложений.

    5). Объясните смысловые отношения тех простых предложений, которые соединены в сложные бессоюзной сложной связью и разделены двоеточиями или тире.

    6). Придумайте, какую роль в тексте играют вопросительные восклицательные предложения.

    7). Найдите вводное слово и определите его значение.

    X . Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».

    Я все шел и собирался уже было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

    Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим то меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле речки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле друга два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…

    Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славился в нашем околотке под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых я принял за гуртовщиков, дождаться зари.

    Дидактический материал

    для подготовки к заданию № 9 ЕГЭ по русскому языку

    1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) к..снуться, подг..реть, предпол..жительно

    2) покл..нялись, вым..кший, р..вняйся

    3) вн..мательно, соприк..сновение, п..рушка

    4) попл..вок, накл..нясь, пристр..лить

    5) приг..реть, ср..щение, разб..рающийся

    2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) вык..сить, попл..вок, разг..реться

    2) прин..майтесь, подр..внять, заж..гательный

    3) пож.нать, поск..кали, зам..рание

    4) напом..нает, неприм..римый, бракосоч..тание

    5) прид..рутся, сл..жновато, зап..раемый

    3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) непром..каемый, пл..вец, г..ристый

    2) нач..нается, бл..снуть, предпол..гаемый

    3) соч..тание, неприм..римо, прит..рается

    4) вытв..рить, выр..сти, прин..мать

    5) зал..жить, зап..раемый, ор..сительный

    4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) к..мпоновать, пр..митивный, к..морка

    2) игн..рировать, рез..денция, подр..внять

    3) аплод..сменты, б..гаж, в..кансия

    4) р..гламент, эл..мент, к..ламбур

    5) д..ректива, м..ценат, заск..чить

    5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) к..ммерсант, об..няние, экстр..мальный

    2) пл..стилин, эл..мент, к..варный

    3) к..лдовать, нар..стить, эксп..римент

    4) фил..рмония, п..рамида, н..стальгия

    5) л..генда, пож..гать, пок..зал

    6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) эп..демия, пок..ление, инц..дент

    2) алг..ритм, бр..шюра, з..ревать

    3) ш..велюра, пар..докс, м..ридиан

    4) прир..щение, сокр..щенный, р..гламент

    5) оз..ренный, ор..сительный, дел..гат

    7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) пренебр..жительный, об..яние, пок..рать (врага)

    2) п..ясок, ком..риный, р..сянка (цветок)

    3) изв..ниться, м..ральный, сокр..щать,

    4) расспр..сить, ст..сненный, укр..тить (зверя)

    5) см..тение, пок..рить (вершину), пок..яние

    8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) нам..реваться, сум..рки, к..сички

    2) утр..мбовать, насл..ждаться, обн..вленный

    3) обог..щение, пок..яние, свир..пеет

    4) унив..рситет, нагр..можденный, упл..тнить

    5) обст..ятельство, раст..лковать, комб..незон

    9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) погл..щать, ост..новиться, те..ретический

    2) возр..ждение, озн..меновать, нав..ждение

    3) проп..лоть, обн..жить, увл..чение

    4) растр..пать, потр..сти, усл..жнение

    5) д..лина, б..сиком, разгл..шать (тайну)

    Ответы

    1.125

    2.23

    3.24

    4.134

    5.124

    6.13

    7.245

    8.13

    9. 1345

    Принимайте участие!

    Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

    Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

    Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

    Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

    Читайте новые статьи

    Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.