Главные герои рассказа каникулы брэдбери. Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы

Анализ рассказов Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Каникулы»

брэдбери фантастический рассказ творчество

Рассказ «Каникулы»

Жанр - фантастический рассказ. Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции.

«День был свежий -- свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?

Парадокс (от др.-греч.-- неожиданный, странный) -- ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться? А все началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался: «-- А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

  • -- Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
  • -- Наверно, да, -- ответил он. -- Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет -- цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
  • -- Но мы-то должны остаться, -- она тихо улыбнулась.
  • - Хорошо было бы, -- он задумался. -- Впереди -- сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:

«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы - муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: -- Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».

Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:

«-- И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность -- быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. -- Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Наблюдая за героем, мы видим, что он живет надеждой на то, что все вернется на круги свои: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы -- это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:

«-- Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»

Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

«Все лето в один день»

В новелле Рэя Брэдбери "Все лето в один день" тон автора-повествователя абсолютно серьезен и даже поэтически возвышен. Таким же он остается и при описании героини - девочки Марго: "...дождь, казалось, смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома..." Имя девочки, в сочетании с ее обликом не создает впечатление явного диссонанса. Оно звучит по-королевски возвышенно, однако и сама Марго обладает почти королевской привилегией, по сравнению с другими детьми: она единственная помнит, как выглядит солнце - "яркий желтый карандаш, монета - такая большая, что можно купить целый мир".

День выдался свежий. Он был соткан из ти­шины, однако нельзя было сказать, что день - немой. Пчелы, бабочки, насекомые, живущие в траве, шум прибоя создавали неповторимую мелодию природы. По холмам пробегала желез­ная дорога, и было сразу видно, что по ней уже давно не ходили поезда.

Неожиданно рельсы задрожали. Из-за пово­рота показалась небольшая дрезина, на которой сидели мужчина, его жена и маленький сыниш­ка. Люди, не оборачиваясь, смотрели только вперед, проезжая один пустынный участок за другим.

Вдруг на ровной прямой дороге мотор закаш­лял и замолк. Мужчина сказал, что кончился бензин, и, достав из багажника запасную канист­ру, начал переливать горючее. Его жена и сын молча глядели на море. Наконец женщина сказа­ла, что море красивое. Решили сделать привал. Мужчина взял бинокль и посмотрел вперед. Он заметил, что рельсы впереди сильно изъело ржав­чиной и путь разрушен. Он сказал своей семье, что опять им придется подождать, пока он не от­ремонтирует рельсы. Мальчик сказал, что сколь­ко привалов, столько и лопнуло рельсов. Жен­щина попыталась улыбнуться и перевела взгляд на мужчину. Они проехали за сегодня девяносто миль. Мужчина стал строить планы на будущее, говоря, что послезавтра они будут в Монтерее, а на следующий день в Пало-Альто.

Мальчик отнес на берег корзинку с припаса­ми. Когда мужчина спустился, мать и сын сиде­ли уже перед расстеленной скатертью. Отец на­дел строгий костюм с жилетом, шляпу и галстук, как будто надеялся встретить кого-то в пути. Мальчик спросил его, одни ли они на све­те и были ли когда-то на земле другие люди. От­ец ответил, что это было всего несколько меся­цев назад, и спросил, почему он все время об этом говорит. Малыш заметил, что старается припомнить то время, однако и совсем все забы­вает. Он спросил отца об остальных людях. Мужчина не знал, куда они делись. Просто од­нажды они проснулись, а мир был пуст.

Накануне вечером они с женой сидели на тер­расе. Мужчина раскурил свою трубку и произ­нес, как здорово было бы проснуться утром, а во всем мире ни души, только жена и сын. Впереди бы их ждали сплошные каникулы. Они могли бы путешествовать по безлюдным городам, по­полняя съестные запасы в безлюдных магази­нах. Впереди бы их ожидало нескончаемое лето. Они долго молчали. Наконец женщина спроси­ла, не будет ли им одиноко.

На следующее утро их желание исполнилось. Они проснулись и услышали только мягкие звуки земли. Города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сначала оставшиеся восприняли это спокойно, поскольку давно уже не любили город, позади были только мнимые друзья и замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Муж встал с кровати и сообщил, что все исчез­ли. Мальчик еще спал. Позавтракав, мужчина сказал, что ему необходимо придумать, чем за­няться. Женщина испугалась, что муж не пой­дет на работу. Тогда он рассмеялся тому, что она еще не верила этим каникулам, тому, что теперь не нужно учиться, выскакивать на работу с утра пораньше, встречать кислый взгляд босса. Муж­чина радовался тому, что их отпустили, и они никогда уже не вернутся к этой дурацкой, про­клятой, нужной рутине.

Взрослые шли по пустым безмолвным ули­цам. Мужчина пытался заверить свою спутницу, что люди не умерли, а просто ушли. Затем он за­шел в телефонную будку и набрал номер Чикаго, затем Нью-Йорка, потом Сан-Франциско. Везде стояла тишина. Муж заявил, что теперь они ни перед кем и ни перед чем не обязаны, сейчас у них одна обязанность - быть счастливыми. Целых тридцать лет счастья впереди.

Женщина подумала и сказала, что, наверное, теперь им нужно еще заводить детей. На это мужчина спокойно покачал головой. По его мне­нию, Джим должен быть последним. Когда он со­старится и умрет, мир должен принадлежать ко­ровам, лошадям, бурундукам и паукам, то есть всем тем существам, которые прекрасно себя чув­ствуют и без человека. Возможно, когда-нибудь появится другой род, умеющий сочетать в себе ес­тественное любопытство с естественным счасть­ем. Он построит города, совершенно не похожие на человеческие. Взрослые уложили корзинку, разбудили сына и начали свои тридцатилетние каникулы.

После трапезы отец взял с дрезины кувалду и пошел в одиночку исправлять рельсы. Жен­щина с сыном побежали вдоль берега. Они вер­нулись с горстью влажных ракушек и красивы­ми розовыми камешками. Мать стала учить мальчика, и он записывал домашнее задание ка­рандашом в блокноте. В полдень к ним спустил­ся отец, без пиджака и без галстука, и они втро­ем пили апельсиновую шипучку.

Мужчина вытащил свой карманный атлас и сообщил семье, что в мае они доберутся до Сак­раменто, а в июле смогут побывать в Вашингто­не… Мальчику стало скучно, и он отошел к са­мой воде. Когда муж хотел захлопнуть атлас, какая-то капля упала прямо на страницу. Жена увидела, что его глаза подозрительно блестят, а по щеке тянется влажная полоска. Она ахнула, взяла руку мужа и сильно ее сжала. Он стиснул ее руку и сказал, что хорошо бы вечером лечь спать, а ночью бы все вернулось на свои места: нелепости, шум, гам, злые люди, бестолковые дети, все надежды, чаяния и любовь. Женщина кивнула. И тут оба вздрогнули, потому что меж­ду ними, держа бутылку из-под шипучки, стоял их сын.

Свободной рукой мальчик провел по лицу от­ца и сказал, что взрослому тоже не с кем играть. Мать хотела что-то сказать, а отец пытался взять его за руку, однако малыш отскочил назад и за­кричал, что они глупые дураки. Мальчик со­рвался с места и побежал к морю. Мать хотела пойти за ним, однако отец удержал ее.

На берегу, не переставая плакать, мальчик написал что-то на клочке бумаги, сунул его в бу­тылку, покрепче закупорил ее железным кол­пачком и бросил в воду. Мать с тревогой думала о том, что мог написать ее сын. Мальчик пере­стал плакать. Он подошел к родителям. Лицо его было ни просветленное, ни мрачное, ни живое, ни убитое, ни решительное, а какая-то причудливая смесь, словно он примирился со временем, стихиями и этими людьми. Женщина думала, написал ли он их родительскую мечту или что-то свое. Может быть, он пожелал для себя одного, и завтра он проснется один в безлюдном мире, где не будет ни мужчины, ни женщины, ни отца, ни матери, никаких глупых взрослых с их глу­пыми желаниями. Она долго смотрела в его ли­шенные ответа глаза, однако так и не решилась спросить.

Пора было ехать. Родители поставили корзи­ну на платформу, женщина покрепче привязала шляпу к волосам желтой лентой. Мальчик спро­сил у взрослых, исполнится ли желание, если попросить. Ему ответили: смотря что просить. Однако мысли малыша уже были далеко отсюда. Мальчик попрощался с берегом и помахал ему рукой.

Дрезина покатила по ржавым рельсам. Вско­ре мальчик, женщина и мужчина пропали среди холмов. Море сильно шумело.

Рэй Брэдбери - один из немногих, кто сумел превратить фантастику в настоящее искусство. В своем небольшом рассказе «Каникулы» автор затронул много важных для каждого человека тем. Это и одиночество, и отсутствие четко уста­новленных жизненных планов, и жажда обще­ния, и неумение находить общий язык с близким человеком. Пожелав раз и навсегда избавиться от человечества, взрослые вдруг поняли, что не готовы к одиночеству, что каникулы преврати­лись в утомительное ожидание чуда - встречи с каким-нибудь человеком.


На этой странице искали:

  • Брэдбери Каникулы краткое содержание
  • краткое содержание каникулы
  • брэдбери каникулы
  • рей брэдбери каникулы краткое содержание
  • рэй брэдбери каникулы краткое содержание

Писателем с большой буквы, сумевшим из фантастики сделать настоящее искусство, запомнился многим читателям Рей Брэдбери. «Каникулы», краткое содержание которых описывает нам альтернативный вариант жизни на земле без людей, затронули очень много жизненно важных для человечества тем. В рассказе показано неумение ставить перед собой определенные цели, общаться с окружающими людьми, непонимание чувств близких, страдание от одиночества и скуки.

Бессмысленное странствие

Рей Брэдбери «Каникулы», краткое содержание которых рассказывает о том, что иногда желания могут сбываться, написал, чтобы показать альтернативный вариант развития событий, о которых мечтают многие люди. На земле найдется немало желающих отграничиться от всего мира, но вот только что будет, если желание исполнится? Главные герои рассказа - мужчина, его жена и маленький сын. Они путешествуют по миру в одиночестве, передвигаясь на небольшой дрезине, останавливаясь отдохнуть и перекусить там, где приходится ремонтировать рельсы.

День выдался свежим, вокруг порхают бабочки, царит атмосфера покоя и тишины, но людей она не радует. Пока мужчина ремонтировал рельсы, жена с сыном спустились к морю и расстелили скатерть, выложив на ней припасы. Муж переоделся в строгий костюм, как будто надеялся кого-то встретить, но вокруг не было ни души. Семья начала строить планы на будущее, определяя по атласу, в каких местах им предстоит побывать. Одиночество и бессмысленность жизни хотел передать в своем рассказе Рей Брэдбери. Каникулы (краткое содержание говорит о душевных страданиях как ребенка, так и взрослых), оказывается, тоже могут наскучить.

Бойтесь своих желаний, они могут сбыться

Рассказ «Каникулы» Рей Брэдбери начинает тем, что однажды вечером, сидя на террасе, мужчина в разговоре с женой произнес, как было бы здорово, если бы все исчезли, и во всем мире осталась бы лишь их семья. Не нужно рано вставать, ходить на работу или в школу, подчиняться боссу, общаться с мнимыми друзьями, терпеть недовольство окружающих. Если бы мир опустел, они могли бы постоянно путешествовать, пополнять съестные запасы в магазинах, впереди их ждали бы бесконечные каникулы. Проснувшись утром, муж с женой поняли, что они остались одни, все люди куда-то исчезли. Они обрадовались, ведь впереди их ожидало 30 лет счастья.

Сожаление о содеянном

С целью поднять вопрос о взаимопонимании людей написал Рей Брэдбери «Каникулы». Главные герои после нескольких месяцев бесконечных странствий начали сожалеть о своем желании. Планируя дальнейшее путешествие, мужчина заплакал, признавшись жене, что было бы хорошо а утром увидеть, что все стало как раньше: вернулись бестолковые дети, злые люди, все чаяния, надежды. Сын увидел плачущего отца и сделал вывод, что взрослым тоже не с кем играть.

Люди должны прислушиваться к желаниям близких, об этом хотел напомнить Рей Брэдбери. «Каникулы», краткое содержание которых показывает читателю отчаяние маленького мальчика и растерянность его родителей, рассказали, куда могут привести глупые желания людей. Сын не хотел судьбы, которую ему напророчили мать с отцом, он написал записку, засунул ее в бутылку, выбросив в море, отчаянно желая, чтобы его мечта сбылась.

«Каникулы» краткое содержание рассказа Вы можете вспомнить за 3 минуты.

Брэдбери «Каникулы» краткое содержание

Как-то вечером, мужчина в разговоре с женой произнес, как было бы здорово, если бы все люди исчезли, и осталась бы только их семья. Не нужно рано вставать, ходить на работу или в школу, подчиняться боссу, общаться с мнимыми друзьями, терпеть недовольство окружающих. Если бы мир опустел, они могли бы постоянно путешествовать, пополнять съестные запасы в магазинах, впереди их ждали бы бесконечные каникулы. Проснувшись утром, муж с женой поняли, что они остались одни, все люди куда-то исчезли. Они обрадовались, ведь впереди их ожидали каникулы и путешествия.

Родители и мальчик поехали в путешествие на дрезине (небольшой железнодорожной тележке). Семья остановились перекусить, так как бензин закончился, и дрезина остановилась. Вокруг не было ни одной живой души. Семилетний мальчик все интересовался: «Куда же исчезли люди?». Родители ему объяснили, что все люди исчезли по их желанию. Просто как-то утром они проснулись и никого не обнаружили. Так начались нескончаемые каникулы. Без стрессов, без работы, без школы они решили объездить весь мир. Женщина чувствовала свою вину за то, что случилось. Но муж успокаивал ее, ведь люди не страдали, а просто исчезли. Мальчик заплакал и накричал на родителей.

Главные герои после нескольких месяцев бесконечных странствий начали сожалеть о своем желании. Они хотели чтобы вернулись бестолковые дети, люди, вся суетливая жизнь, надежды. Сын увидел плачущего отца и сделал вывод, что взрослым тоже не с кем играть. На клочке бумаги мальчик написал свое заветное желание и засунул в бутылку, и бросил эту бутылку в море. Женщина так и не узнала, что там было написано.

Что такое каникулы в нашем понимании? Это долгожданный отдых, после трудных дней учебы или работы, прекрасный отпуск на берегу моря, синоним развлечениям и безусловному счастью. Но для героев рассказа Рэя Брэдбери каникулы, которых они так ждали, стали невыносимой мукой.

Рассказ "Каникулы", написанный в 1963 году, входит в сборник рассказов "Механизмы радости".

Маленький рассказ, который можно прочитать за 15 минут, ставит большой вопрос перед читателем: что нужно человеку для счастья? В рассказе затрагивается тема человеческого бытия. Что будет, если не станет вдруг людей и останется на планете одна семья и для нее наступят вечные каникулы? Будут ли эти люди счастливы, когда все будет только для них - бесплатные супермаркеты и автозаправки, отсутствие надоедливых соседей, требовательных учителей, несносных начальников? Будет ли радость от вечного отдыха без забот и обязанностей? Куда приведет их бесконечная дорога?

Герои рассказа понимают, что счастье не в достигнутой цели получить вечный покой и наслаждение жизнью. Счастье заключается в достижении целей, решении ежедневных жизненный вопросов, счастье в будущем человечества. Каждый человек - необходимое звено в жизненной цепочке.

Без Земли, нашей планеты, не будет и человечества. Еще один вопрос, который поднимает Брэдбери в этом рассказе и в других своих произведениях, - это экологическая катастрофа на Земле. Земля - дом, который не заменит человеку ни одна планета, никакое другое место, поэтому ее нужно беречь, сохранять природу и все живое. Нужно заботиться друг о друге, избегая конфликтов и войн.

Описание природы в рассказе мастерское, как всегда у Брэдбери. Открывая книгу, мы вдыхаем запах свежей травы и цветов, слышим жужжание насекомых. Писателю удается передать словами краски, звуки и запахи, окружающие нас, которые мы не успеваем замечать в обычной жизни. Наверное, только во время каникул - спокойного, легкого времени - человек может насладиться окружающей природой, так, как это делают герои рассказа.

Рэй Дуглас Брэдбери - великий писатель-фантаст, проживший долгую жизнь и ушедший от нас совсем недавно, в 2012 году, он оставил огромное наследство - около 800 произведений, самые известные из которых - роман "451 градус по Фаренгейту" и цикл рассказов "Марсианские хроники". Рассказ "Каникулы" - маленький, но очень важный для понимания всего творчества писателя.

Видео обзор

Все(5)