Хронология событий. Правление ярополка святославовича


Ярополк (972 - 980)

Ещё до гибели Святослава, в 969 или 970 г. ушедшего с дружиной в Переяславец на Дунае, где оставалась его рать, великокняжеский престол в Киеве достался его первенцу Ярополку, рождённому от брака с венгерской (угорской) княжной, известной в современной историографии под именем Предславы. Братья Ярополка Олег и Владимир (от тайного сожительства Святослава с рабыней матери Малушей) сели один в древлянской земле, во Вруче (ныне Овруч, адм. центр Овручского района Житомирской обл. Украины), а другой, будущий Святой или Великий - в Новгороде, по приглашению самих новгородцев. Таким образом, впервые в истории Руси былому единодержавию был положен конец.

Дата рождения Ярополка неизвестна. Некоторые современные авторы, впрочем, руководствуясь сведениями, приводимыми, в частности, в "Энциклопедическом словаре" гг. Брокгауза и Ефрона, считают, что он родился около 945 г. от Рождества Христова, что соответствует 6453 или 6454 г. от сотворения мира в летоисчислении Древней Руси. Однако, эта дата не выдерживает критики, поскольку, согласно давно устоявшейся исторической традиции, основанной на известиях "Повести временных лет" черноризца Нестора, в 945 г. (когда от рук восставших древлян погиб Игорь Старый) отцу Ярополка Святославу исполнилось... три года.
С другой стороны, В.М. Татищев утверждал (возможно, исходя из известий легендарной Иоакимовской летописи), что будущий великий князь киевский Святослав родился не в 942 (как ни странно, эта дата также упоминается в вышеупомянутом словаре), а в 920 г. В этом случае, в предполагаемый год рождения Ярополка Святославу исполнилось 25 лет и отсюда, как нам представляется, маловероятно, что Ярополк был первенцем Святослава.

На время частых военных экспедиций отца Ярополк с братьями оставался в Киеве при святой княгине Ольге, которую граф М.В. Толстой в знаменитой своей "Истории русской церкви" сравнил однажды с Любошей у чехов и Драгомирой в Богемии. Так было и в 968 г., когда печенеги, будучи осведомлены греками (ромеями) об отсутствии Святослава в Киеве, надолго осадили город; "приидоша Печенези на Рускую землю", - напишет об этом впоследствии летописец, - "а Святослав бяше в Переяславцы". Именно под 968 г., в связи с только что упомянутыми событиями Ярополк с братьями впервые упоминается в летописи: "И затворись Олга со внуки своими, Ярополком и Ольгом и Володимером, в граде Киеве и т.д.".
По мнению современного историка А.В. Назаренко, специалиста в вопросах политических взаимоотношений Руси и Германии в X в., Ярополк, воспитанный христианкой Ольгой, собирался крестить Русь, чем и было обусловлено его обращение к новоиспеченному императору Священной Римской Империи Оттону II Рыжему. Данное обстоятельство трактуется как акт недоверия Ярополка к грекам, поскольку он, вероятно, знал или, скорее, догадывался о их роли в гибели его отца на днепровских порогах на исходе зимы или в самом начале весны 972 г.
Кроме того, обращение Ярополка к Оттону II имело ещё и военно-политическую подоплёку - союзом с германским императором Ярополк рассчитывал обезопасить западные границы Киевской Руси от польского или чешского вторжения. Союз с Русью был в это время выгоден и самому Оттону II, надеявшегося таким образом разрешить конфликт Священной Римской Империи с Польшей и Чехией. Одним словом, очередное посольство русских (существуют какие-то смутные известия о том, что первые
дипломатические контакты Руси с монархами будущей Священной Римской Империей по инициативе русских имели место ещё при святой Ольге) в 973 г. явилось для вечно неунывающего, как рисуют его наши дореволюционные историографы, Оттона II в прямом смысле слова ко двору. По версии Н. М. Карамзина, ссылающегося на какое-то "известие летописца немецкого" послы российские (курсив Н.М. Карамзина) находились в Кведлинбурге (ныне в земле Саксония-Анхальт, бывшая территория ГДР) при дворе императора Оттона в 973 г., но за каким делом, неизвестно. Он же говорит и о богатых дарах, переданных ими императору.
Кстати, только что описанная ситуация сразу приобрела некий пикантный оттенок в связи с тем, что годом ранее, в 972 г. Оттон женился на греческой царевне (Феофании или Феофано), родственнице византийского императора, а это значит, что Иоанн Цимисхий был (ну или мог быть) в курсе переговоров Ярополка и Оттона. Впрочем, как считается в современной историографии, переговоры "высоких договаривающихся сторон" начались после поражения Оттона II в войне с чешским князем Болеславом II Набожным (он же Благочестивый), т. е. в промежутке между осенью 976 - весной 977 г. Данное утверждение, однако, проверке не поддаётся.
Между тем, летом 977 г. "поиде Ярополк на Олга, брата своего, на Деревскую землю,и изыде противу ему Олег ополчився", как рассказал об этом событии несколько десятилетий спустя летописец. Короткое противостояние двух братьев и их дружин кончилось поражением Олега, его бегством и гибелью в давке во рву у Вруча в результате всеобщей паники. Виновником этой междоусобицы Н.М. Карамзин, вслед за Нестором Летописцем, считал воеводу Свенельда, соратника Игоря и Святослава. Дескать, таким образом старый лис Свенельд отомстил Олегу за убийство своего сына Люта, убитого Олегом в 975 г. за то, что он, Лют, промышлял охотой во владениях Олега; "причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для поединка или самого злодейского убийства", говорит Н.М. Карамзин.
Вместе с тем, у этой медали есть и обратная сторона - в настоящее время считается, что Олег и Владимир первыми выступили против единодержавных устремлений Ярополка. И пока тот сносился с Оттоном II, Болеслав II, в свою очередь, установил контакты с Олегом и Владимиром. А исходя из того факта, что одной из нескольких известных на сегодня жен Владимира была "чехиня", предполагается, что одним из условий чешско-русского военно-политического союза была женитьба новгородского князя на родственнице Болеслава.
Итак, Ярополк присоединил к своим владениям бывшую область древлян, составлявшую до того автономию под властью его родного (в отличие от сводного Владимира) брата Олега. Последовавшие за тем события развивались в духе добротного "истерна". Едва вести о гибели Олега достигли Владимира, он "убоявся, бежа за море, а Ярополк в Новегороде посади свои наместники и бе владея один в Руси".
На излёте лета того же года Ярополк смог, наконец, приступить к выполнению своих союзнических обязательств - его отряды развернули полномасштабные боевые действия против чехов в районе Перемышля и Червенских городов. В результате чешскому князю Болеславу ничего не оставалось, как признать себя вассалом германского императора. Существует мнение, что в ответ на действия киевских дружин Оттон II пообещал Ярополку руку своей внучки, но едва опасность миновала, немцы стали всячески затягивать вопрос с женитьбой.
Их посольство, на которое, по всей видимости, были возложены миссионерские функции, прибыло в Киев только в первой половине 978 г., когда Ярославу уже было не до крещения или женитьбы.
Зимой 977/978 г. Владимир, Владимир, в помощь себе нанявшего за морем варягов (кроме них в составе княжеского войска называют славян, чудь и кривичей), вернул себе Новгород, покорил Полоцкое княжество и явился со своей разноплеменной ратью под стены Киева. Попутно заметим, Н.М. Карамзин говорит о двух годах, проведенных новгородским князем за морем, значит, это был 979 г., а по С.М. Соловьеву Владимир вернулся на Русь только в 980 г. Последнее, впрочем, легко объяснить особенностями перевода дат из летоисчисления от сотворения мира в современное нам летоисчисление от Рождества Христова.
Здесь Владимир нашёл нечаянного союзника в лице главного советника Ярополка боярина Блуда, занявшего место умершего Свенельда. Блуд содействовал Владимиру в овладении столицей Ярополка, а самого Ярополка уговорил бежать из Киева и затвориться в городке-крепости Родня (Родень или Родынь, ныне село и городище Пекари в Черкасской обл.), что находился прежде на месте слияния Роси и Днепра.
Следствием этих явно непродуманных действий Ярополка явилась дальнейшая осада Родни, в котором вскоре начался голод (в связи с которым возникла впоследствии долго бытовавшая потом поговорка "беда аки в Родне"), и Ярополк, опять-таки по наущению Блуда, вынужден был капитурировать и вступить в переговоры со своим сводным братом. Полагаясь на слова изменника Блуда, Ярополк, как рассказывает Н.М. Карамзин, прибыл к брату в теремной дворец ("двор теремьный") Святослава, где и был убит двумя варяжскими наёмниками: "...яко полезе в двери, подъяста дьва Варяга мечи под пазусе", - сокрушается летописец, - "и тако убиен бысть Ярополк".
Уже в великое княжение Ярослава Мудрого в 1044 г. имело место действо до тех пор вовсе невиданное: останки Олега Древлянского и Ярополка Киевского были извлечены из могил и при большом стечении народа над ними был совершен обряд крещения по православному обряду.
Ярополк был женат на гречанке, бывшей монахине, которую, прельстившись её необыкновенной красотой, вывез из одного болгарского монастыря ещё Святослав. Её, беременную, после гибели Яросполка взял в наложницы Владимир, "и заляже Володимер братню жену Грекиню", - напишет впоследствии летописец, - "бе бо и непраздна, от нея же родись Святополк...". Святополк, родившийся уже после смерти отца, и прозванный в русской истории Окаянным, был усыновлён Владимиром, который со временем передал ему Древлянскую землю и Пинск, но отношения между ними так и остались неприязненными. Кстати, слухи о предполагаемой женитьбе Ярополка на внучке Оттона II и факт многоженства Владимира позволяет говорить о том, что в языческой Руси многоженство было, скорее, явлением вполне нормальным, и оттого не являлось чем-то зазорным.

Сыновья Святослава

972-980 годы

Святослав, уезжая в последний раз в Болгарию, разделил все государство свое на три части: старшему сыну - Ярополку - отдал он Киев; второму - Олегу - землю Древлянскую, младшему - Владимиру - Новгород. От этого разделения предки наши сделались очень несчастливы: вместо одного государя были у них три в одно время. Там, где распоряжается не один, а несколько начальников, дела идут всегда дурно. Я объясню вам, отчего это бывает. Несколько начальников не могут иметь одинаковый нрав, и часто что нравится одному, то сердит другого, а где ссорятся старшие, там и младшие не могут жить в дружбе. Хотя Святослав и приказал двум меньшим сыновьям уважать и слушаться старшего брата - Ярополка и оттого назвал его великим князем киевским , а тех - удельными князьями , но они худо исполняли приказание отца.

Прежде всего поссорились Ярополк и Олег. В этом виноват был старый воевода Свенельд, который ненавидел Олега за то, что он однажды на охоте убил - может быть, и ненарочно - сына его Люта. С тех пор он беспрестанно наговаривал Ярополку на Олега и наконец убедил его пойти войной в землю Древлянскую.

Олег, услышав, что брат идет на него, собрал своих воинов, но Ярополк победил их и заставил бежать. В этой суматохе они так тесно столпились на мосту у города Овруча, где жил Олег, что столкнули нечаянно князя своего в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Несчастного раздавили насмерть. Ярополк, который хотя был легковерен и ветрен, но совсем не имел злого сердца, хотел непременно видеть брата, и ему показали тело его, покрытое ранами и кровью. Тогда бедный князь забыл, что он победитель: не слышал радостных кликов своих воинов, не чувствовал ничего, кроме ужасных мучений совести, плакал и рвал на себе волосы, но всей своей горестью и слезами не мог воскресить брата.

Владимир, князь новгородский, узнав, что Ярополк завоевал Древлянскую область, испугался и убежал из своей столицы к варягам, в ту землю, откуда приехал прадед его Рюрик. Ярополк скоро забыл убежавшего брата, а в Новгород послал посадников , или наместников своих, - таких людей, которые вместо него управляли этой областью.

Но Владимир недаром жил у варягов. Через два года он собрал там сильное войско и пришел в свой Новгород, выгнал оттуда посадников Ярополковых и послал их сказать брату, что он идет наказать его за смерть Олега. Между тем он знал, что у Ярополка была невеста, дочь князя полоцкого Рогнеда. Она была так хороша, мила и умна, что Владимир никак не хотел уступить ее брату и стал свататься за нее. Но Рогнеда уже обещала выйти за Ярополка. Как же ей можно было сделаться невестой Владимира? Она отказала. Владимир так недоволен был этим отказом, что пришел с войском в Полоцк, лишил жизни отца ее, двух братьев и женился на бедной Рогнеде. Каково же было ей выйти за такого человека, который был причиной смерти ее отца и братьев? Несчастная столько плакала и была всегда так печальна, что ее прозвали Гориславою.

Вскоре после свадьбы Владимир пошел к Киеву. Ярополк не посмел выйти с войском своим навстречу брату и затворился в городе. Здесь Ярополк опять потерпел от того, что слушался чужих советов и, не рассуждая, верил своим любимцам. Так, один из них, прельщенный дарами Владимира, посоветовал Ярополку уйти из Киева в маленький город Родню, лежавший близ Киева. Только он сделал это, Владимир вошел в Киев и окружил войском Родню. Тот же изменник начал уговаривать тогда Ярополка помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом: поехал вместе с ним в Киев и потом во дворец брата. Только они вошли в сени, как два варяга бросились на Ярополка и умертвили его. Ужасно слышать, что брат погиб в доме брата своего! Но так часто случалось у народов, еще не знавших Бога истинного, у жалких идолопоклонников. Они считали долгом мстить за обиды, - и Владимир, наказывая одного брата за смерть другого, верно, думал, что исполняет дело, приятное его деревянным богам!

Таблица IV

Семейство великого князя Ярополка I Святославича

Супруга:

гречанка, ставшая потом супругой брата его Владимира

Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

Из книги Слоны Ганнибала автора

СЫНОВЬЯ Они возились на ковре, как маленькие смешные зверьки. Мелькали спутанные вихры, слышался визг и прерывистое дыхание. Ганнибал повалил Газдрубала. Магон уцепился за шею Ганнибала и тянул вниз. Это у них называлось войной. Сегодня Ганнибал - римлянин, а его братья -

Из книги Русские герои [Святослав Храбрый и Евпатий Коловрат. «Иду на вы!»] автора Прозоров Лев Рудольфович

2. Сыновья Выводил орел своих детушек, Сизых молодых орлятушек. Как добрый молодец стал на возрасте, Его детушки стали быть на возрасте. Баллада «Гнездо орла» Печенеги ушли, но память о них осталась. И не только память – бродили еще по Русской земле разбойные ватаги,

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Сыновья Святослава от 972 до 980 года Святослав, уезжая последний раз в Болгарию, разделил все свое государство на три части: старшему сыну, Ярополку, отдал Киев; среднему, Олегу, - Древлянскую землю; младшему, Владимиру, - Новгород. Это разделение имело несчастные

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.16. Чаши, сделанные из отрубленных голов двух королевичей, сыновей Этцеля-Святослава - это рассказ об отрубленной голове князя Святослава, превращённой в чашу «Старшая Эдда» сообщает следующий яркий факт. Оказывается, практически В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, КОГДА БЫЛ УБИТ ГУНТЕР,

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Приемные сыновья Прошло еще несколько лет. Как говорится, судьба играет человеком, и неизвестно, что изменит вашу жизнь к лучшему. Поэтому последовавшие далее события, которые принесли разорение множеству мекканцев, помогли семье Мухаммеда значительно улучшить свое

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Чаши, сделанные из отрубленных голов двух королевичей, сыновей Этцеля-Святослава - это рассказ об отрубленной голове князя Святослава, превращенной в чашу «Старшая Эдда» сообщает яркий факт. Оказывается, практически В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, КОГДА БЫЛ УБИТ ГУНТЕР, происходит

Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

1. Сыновья Pa - «Осирисы» Человеком, который в 1912 году усмотрел в «Текстах пирамид» (ок.2300 года до н. э.) «солнечную религию», был Брестед; в его представлении «солнечная религия» поглотила более древние звездные культы. Взгляды Брестеда стали в египтологии догмой, и

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Сыновья Ноя Были у Ноя сыновья - Сим (Шейм), Хам и Иафет . От этих трех населилась земля. Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник . Прекрасен был первый урожай земли, напоенной разлившимися водами. Отжав янтарные грозди, приготовил Ной благоуханное вино. И

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

4. Св. Владимир и его сыновья Договариваясь о крещении и женитьбе, св. Владимир позаботился и об организации Русской церкви. Никоновская и Иоакимовская летописи сообщают, что князь просил царей Василия и Константина прислать в Киев митрополитом Михаила Сирина, весьма

Из книги Флибустьерское море автора Блон Жорж

СЫНОВЬЯ ТОРТУГИ

Из книги Рюриковичи. История династии автора Пчелов Евгений Владимирович

Святослав и его сыновья Время рождения сына Игоря и Ольги - князя Святослава вызывает вопросы. «Повесть временных лет» не датирует это событие, отмечая лишь, что в 945 - 946 годах Святослав был ещё ребёнком. Когда войска Ольги и древлян стояли напротив друг друга, готовые к

автора Гумилев Лев Николаевич

Сыновья Владимира Накануне своей смерти, в 1015 г., Владимир столкнулся с острой проблемой управления завоеванными землями. Его собственных военных сил было достаточно для того, чтобы одерживать отдельные победы, но их явно не хватало для того, чтобы держать в покорности

Из книги От Руси к России. Очерки этнической истории автора Гумилев Лев Николаевич

Сыновья и сыновцы Часто говорят, что на детях великих людей природа отдыхает. У Александра Ярославича Невского было несколько сыновей, но всем им было далеко до своего великого отца. Старший, Василий, посаженный Александром в Новгороде, сначала не поладил с горожанами и

Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Второй Дунайский поход Святослава, 969–971 годы Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда

Из книги Петр Великий. Убийство императора автора Измайлова Ирина Александровна

Сыновья измена Как ни тяжелы были выпавшие на долю Петра Алексеевича испытания, связанные с женщинами, самой страшной трагедией его жизни стала, конечно, гибель его сына, царевича Алексея. Сына, которого он сам убил… Алексей - главный козырь противников Петра Великого.

Ярополк Святославич – великий князь Киевский, старший сын князя . Принадлежит роду Рюриковичей. Правил Ярополк Древнерусским государством недолго – всего 8 лет – с 972 по 980 годы. Это время ознаменовано кровопролитными междоусобными войнами. Став убийцей собственного брата Олега, сам Ярополк пал от рук сводного брата .

Детство и юность

Точная дата рождения Ярополка неизвестна, но историки предполагают, что это был 945 год. Бытует мнение, что все-таки он родился на 10 лет позже – в 955. В замешательство приводит тот момент, что в 945 году его отцу Святославу Игоревичу было всего 3 года. Но немало летописей было уничтожено, поэтому о точности дат сложно говорить.

Отец Ярополка – князь Святослав Игоревич – был великим полководцем, его мало интересовала семейная жизнь. Потому и жену ему выбрала его мать – княжна Ольга. По некоторым данным, это была дочь киевского боярина. Но историк Василий Татищев утверждает, что супругой Святослава стала угорская княжна Предслава. У них родилось двое сыновей – Ярополк и Олег.

Святослав Игоревич в военных походах привык добиваться своих целей любой ценой. Супружескую верность он не стремился сохранять. Поэтому из походов князь привез не одну жену-пленницу. Брат Ярополка Владимир был ему сводным – родила его рабыня княжны Ольги – ключница Малуша.

Впервые имя Ярополка Святославича появилось в «Повести временных лет» в 968 году. Там описывался момент нападения печенегов на Киев. Якобы тогда княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками.


В 970 году их отец вновь отправился в военный поход, а правление Киевом доверил старшему сыну Ярополку. Через 2 года стало известно, что великий князь киевский Святослав пал в бою с печенегами, и Ярополк стал полноправным правителем Древнерусского государства. Брату Олегу достались Древлянские земли, а Владимиру – Новгородские.

Константин Богданов писал, что все три брата воспитывались порознь, у каждого были свои наставники, они никогда не были близки. С каждым годом недоверие друг к другу только росло.

Правление

Предположительно, на начало правления Ярополку было 27 лет. Вокруг него было предостаточно советников. Но с детства его главным наставником был воевода Свенельд. В «Повести временных лет» описывается инцидент, из-за которого и началась междоусобная война между братьями.


Сын Свинельда охотился в лесах Олега, и молодой князь Древлянский убил его, случайно или умышленно – об этом история умалчивает. Свинельд, мечтая отомстить за жизнь сына, убеждает Ярополка отправиться с войском на Олега. Но есть мнение, что этот отрывок в «Повесть» был вставлен намного позже основного текста и является исключительно легендой.

Так или иначе, в 977 году Ярополк пошел с войной на брата. Преимущество было за Ярополком, и Олегу пришлось бежать. При отступлении в столицу своих земель Олег упал в ров и был раздавлен телами людей и лошадей. Ярополк не хотел смерти брата и крайне опечалился его трагической кончиной. Земли Олега перешли во владение Ярополка.


Когда о случившемся узнал Владимир, он ушел из Новгорода в варяжские земли. В его отсутствие Ярополк посадил в Новгород своего человека. Но вскоре Владимир вернулся, да не один, а с войском. Он быстро убрал ставленника из новгородских земель и отправился на Киев. Разумеется, целью Владимира была не просто месть за смерть брата, но и желание встать во главе Киевской Руси.

По своему характеру Ярополк был милостивым, он вел мягкую внутреннюю политику, например, князь дал волю христианам. Плюс ко всему, он взял в жены гречанку-христианку. Как раз по этим причинам в некоторых летописях отмечают нелюбовь народа к князю. Ведь основная масса людей была язычниками.


Ярополк был первым, кто начал чеканить в Киевской Руси собственные монеты. Они напоминали арабские дирхемы, позже их прозвали «псевдодирхемы Ярополка». Но в любом случае для Древнерусского государства это было большим шагом вперед.

Неплохо справлялся Ярополк Святославич и с внешней политикой. Ему удалось наладить отношения с германским императором Оттоном II. В 973 году он отправил послов в Германию, и даже есть версия, что князь был помолвлен с родственницей Оттона – Кунигундой. Его союз с Германией был тщательно им продуман – создавался он для противостояния Польше и Чехии. Не забыл он кровопролитных войн отца с Византией, поэтому Ярополк заключил новый мирный договор.

Личная жизнь

В «Повести временных лет» говорится, что женился Ярополк на бывшей греческой монахине. Ее захватил в плен отец Ярополка. Его ничуть не смутил монашеский статус женщины, он «расстриг» ее и взял в жены. Но, согласно Переяславско-Суздальской летописи, жена Ярополка постриглась в монахини только после смерти Ярополка, а «расстриг» ее Владимир, соблазнившись на ее красоту.


Ее имя было утрачено. Но после выхода на экраны ей стали приписывать имя Ирина.

После убийства Ярополка Владимир сделал женщину собственной наложницей. По некоторым данным, на тот момент она была беременна, родила сына Святополка. Но этот вопрос вызывает большие дискуссии. Некоторые летописцы считают, что все же отцом Святополка был Владимир. По крайней мере, князь Владимир Святославич назвал его своим законным сыном. И в истории он остался как Святополк Владимирович. Позже стали говорить, что сын гречанки рожден от «двоих отцов».


Также есть информация, что во время брака Ярополка с Ириной к нему засватали . Вывод приходит сам собой – в то время многоженство было законно. Об этом сообщает и . К слову, когда Владимир шел на Киев, он захватил и Полоцк. Зная о сватовстве Рогнеды к Ярополку, он насильно взял девушку в жены, изнасиловав ее на глазах родителей, а после убил их и ее братьев.

Смерть

В завоевании столицы Владимиру Святославичу помог предатель в окружении Ярополка – воевода Блуд. По договоренности с Владимиром он убедил князя покинуть Киев и укрыться в городе Родне. Осада была столь мучительной, что в городе начался голод, и Ярополк решился на переговоры с братом.

Тем более что Блуд уверял князя, что ему ничего не грозит и Владимир не планирует брату причинять зла. Разумеется, в окружении Ярополка были люди, убеждающие его в обратном, но он поверил в слова Блуда и отправился на встречу к Владимиру, где сразу же был убит.


Два варяга вонзили ему острые мечи под пазухи. Предположительно, это случилось 11 июня 978 года. Так Владимир отомстил за смерть Олега и стал Великим князем киевским.

В 1044 году вырыл останки своих дядьев – Ярополка и Олега – и покрестил их кости. После этого перезахоронил их рядом с Владимиром. Правда, по христианским канонам подобные действия запрещены.

Память

  • 1870 – Хмыров М. Д. «Ярополк I Святославич»
  • 2004 – «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», в роли Ярополка
  • 2006 – мультфильм «Князь Владимир»
  • 2007 – «История Государства Российского», серия 11
  • 2013 – Богданов К. «Викинги и Русь. Завоеватели или союзники?»
  • 2016 – «Викинг», в роли Ярополка

Олег, будучи в преклонном возрасте, передал власть сыну Рюрика Игорю. Сам вернулся на Север, где вскоре погиб от укуса змеи. Игорь был женат на варяжке Ольге, которую встретил в псковских лесах. После смерти Олега восстали древляне и печенеги, но Игорю удалось сломить их сопротивление. Также Игорю удалось осуществить планы Олега: захват Тамань, Керченского пролива, Тмутаракани. В 941 году Игорь предпринял поход на Византию, однако русские корабли были сожжены греческим огнём. В 944 году Игорь повторил попытку покорения Царьграда, которая увенчалась успехом. Византия вновь стала платить дань Руси, был заключён ещё ряд договоров. Русь в союзе с Византией стала называться Русской Землёй. Игорь был убит древлянами во время сбора дани с них.

Правление Ольги (945 - 962)

Сперва княгиня отомстила древлянам за убийство мужа. Она совершила поход на поселения древлян, убила их послов, восстановив над ними контроль и обрекая на дань. Ольга провела первые реформы на Руси. Если раньше сбор дани не имел определённой нормы, что порождало недовольство народа, то Ольга ввела уроки т.е. определённые размеры. А также при Ольге появились погосты - места сбора дани. Это дало толчок развитию налогообложения Руси. Наведя порядок в стране, княгиня занялась внешней политикой. В 957 году нанесла визит в Константинополь. Укрепила военный союз с Византией, направив его против Хазарии и Арабского мира. Под влиянием Византии Ольга приняла православие. Дело в том, что к тому времени вся Европа отказалась от язычества, в виду этого, опередила Русь на несколько сотен лет в своём развитии. Дело в том, что язычество обращалось к явлениям природы, а христианство к основами морали и человеческой психики. Приняв христианство, правительница раскаялась за совершённые злодеяния в своей политике. Понимая, что дальнейшее развитие Руси без христианства невозможно. Попытка Ольги крестить Русь оказалась тщётной.

Правление Святослава (962 - 972)

Желанием ввести христианство на Руси Ольга вызвала недовольство языческой верхушки, которая отстранила её от власти. Русь перешла в руки ярого язычника, сына Игоря Святослава. При нём в состав Руси вошли вятичи, платившие до этого дань хазарам. Святослав усовершенствовал систему управления страной. Уходя на войну, он оставлял своим наместником в Киеве старшего сына Ярополка, второго сына Олега отправлял княжить к древлянам, а Владимира - в Новгород. Во внешней политики Святослав был настолько силён, что был прозван "Александром Македонским Восточной Европы". В 964 году князь поставил себе цель сокрушить Хазарию. Прежде всего он разгромил союзников хазар: буртасов, Волжских булгар на Средней волге. Столица Булгарии была разгромлена. Рать Святослава спустилась вниз по Волге, разгромив Хазарский Каганат, в частности его столицу Итиль. Затем Святослав отправился на Кавказские владения хазар, разгромив осетин и черкесов. На Дону князь стёр с лица земли крепость Саркел. После похода Святослава Хазарское государство потерпело фиаско. После покорения Каганата князь устремился на крымские владения Византии. Однако, византийцы заплатили ему золотом за то, чтобы он изменил курс военной политики на Дунай. Взяв золото, но преследуя сугубо личные интересы, Святослав разбил войско Болгарского царя на Дунае молниеносными темпами. Руси перешла крепость Переяславец, всё северное Причерноморье, за исключением Крыма. Влияние Святослава на Дунае не нравилось византийцам, поэтому они заключили союз с болгарами и выбили русские войска из Дунайских городов. Одновременно, наняв Орду печенегов Византия осадила Киев. Святославу пришлось вернутся в столицу, чтобы их разбить. В 969 году Святослав собрал новое войско, в которое входили дружественные ему болгары и венгры, для войны с Византией. Сперва князь вернул себе огромные утраченные владения. А с Византии взял огромный выкуп за мир. В то время к власти в Византии пришёл император Иоанн Цамиский, которые в 970 году вступил в бой со Святославом, но был повержен. Тем не менее, отряды Святослава, рвавшиеся к Царьграду были остановлены. В итоге был заключен мир, согласно которому Византия признала владения Руси на Дунае и продолжала платить ей дань. В 971 году войско Цамисхия обрушалось на болгарские владения Руси. В это время союзники покинули Святослава, поэтому он отступил в крепость Доростол, которая терпела долгое осаждение византийских войск. В решающем сражении войска Иоанна бежали, однако русская армия была истощена. Святослав заключил с врагами мирный договор, согласно которому пришлось отдать завоеванные территории Дуная. На обратном пути в Киев, осенью 971 года, русская дружина попала в опалу к печенегам. Поэтому пришлось сделать перевал в местных селениях до зимы 972 года. При попытке перебраться через Днепр войско было уничтожено, вместе с лидером.

Первая усобица на Руси (972 - 980)

После гибели Святослава в Киеве стал править Ярополк. Древляне сплотились вокруг брата Ярополка, Олега. Киевляне хоть и не были в восторге от склонности Ярополка к христианству, но всё же поддержали князя в борьбе с древлянами. Ярополк совершил поход на древлянскую землю и подчинил их себе. Сам Олег погиб. Узнав об этом, третий брат Владимир бежал из Новгорода к варягам. Ярополк поставил туда своего наместника. Русь на некоторое время стала объединённой. Через несколько лет Владимир подчинил себе варяжскую дружину и захватил Новгород, затем Полоцк, потом и Киев. Воспользовавшись недовольством христианства Ярополка среди княжеского войска, Владимир повергнул соперника.

Правление Владимира (980 - 1015)

Владимир на первых порах был ярым язычником, и был обязан своим аналогам в захвате власти. Поэтому князь увеличил влияние политеизма на Руси: установил идолы языческих богов у своего дворца, ввёл жертвоприношение людей. Затем, в течение трёх лет, он возвращал родимичей и вятичей на орбиту влияния Киева. Своих сыновей он послал княжить в другие города: Вышеслава (а после Ярослава) - в Новгород, Бориса - в Ростов, Глеба - в Муром, Святослава - к древлянам, Всеволода - во Владимир и на Волынь, Мстислава - на Тамань. Владимир предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил сильное сопротивление, поэтому заключил мир. При Владимире началось противостояние Руси с Польшей. Сначала яблоком раздора стала Червенская Русь с городами Червень и Перемышль. Владимир подчинил себе эти земли. В это время Русь испытывала натиск печенегов, контролировавших северное Причерноморье и часть Преднепровья, грабивших караваны и города. Желая это прекратить, Владимир начал строить укрепления на левобережье Днепра, в частности была основана крепость Белгород. Крепости были оснащены сигнальными башнями. В это время начали зарождаться легенды об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и тд.

Крещение Руси

  • К концу 80-х годов десятого века добрая половина русской знати уже приняла христианство.
  • Введение единобожия способствовало соединению нестойкого государства и шаткой княжеской власти ("один Бог - один народ - один князь").
  • Почти вся Европа в то время была христианской, и принятие христианства на Руси способствовало улучшению отношений с Византией.
  • Христианство располагало особыми нравственными нормами, которые укрепляли семейные ценности.
  • Христианство способствовало развитию культуры и письменности в стране.
  • Христианство могло дать идеологическое объяснение расчленению русского общества на богатых и бедных.

Владимир не сразу пришёл к христианству. Он посылал своих послов в разные страны, чтоб они разузнали об иудаизме, римском католицизме, исламе. Но из-за войны с хазарами и Востоком, и желанием наладить отношения с Византией остановился на христианстве. Роль Византии в крещении Руси переоценить трудно. Дело в том, что в 987 году у них началась пораженческая война с Болгарией. Владимир оказал византийцам большую поддержку, взамен они отдали Владимиру в жёны принцессу Анну и крестили Русь. Но в ходе всего этого Византия нарушила ряд условий договора и Владимир начал осаду г. Херсонес в Крыму. Перекрыв местный водопровод, русские войска завладели городом. В 990 году языческие идолы были низвержены и сброшены в Днепр. Киевлян заставили придти к Днепру и принять крещение, которое совершали Херсонские и византийские священники. Затем крестили и другие русские города. В Новгороде языческая вера была очень сильна, поэтому крестить его пришлось "огнём и мечом". В 996 году в Киеве был построен огромный храм, на строительство которого Владимир отдал десятую часть своих доходов. Поэтому церковь стала называться Десятинной. Несмотря на крещение Руси многие славянско-языческие традиции дошли и до наших дней. После крещения на Руси стали появляться школы, библиотеки, монастыри. Существенно повысило моральный облик самого князя.

Вторая усобица на Руси (1015 - 1019)

Скончался Владимир 15 июля 1015 года от болезни. После смерти князя Новгород, Полоцк, Тмутаракань и некоторые другие регионы вышли из-под влияния Киева. Владимир завещал престол сыну Борису, который начал свою политику с похода на Новгород. Воспользовавшись отсутствием сводного брата, приемный сын Владимира Святополк объявил себя правителем в Киеве. Вернувшись в столицу, Борис отказался от борьбы за власть. После этого дружина предала наследника и в итоге он был убит людьми Святополка на реке Альте 24 июля 1015 года. У Бориса был брат Глеб, который княжил в Муроме. Святополк обманом заманил Глеба в Киев и в результате действий нового князя, Глеб был убит по дороге. Примерно также был убит третий сын Владимира Святослав. Убийство братьев потрясло русское общество и позже они были причислены к лику святых. После содеянного Святополк получил прозвище Окаянный. Против него выступил четвёртый сын Владимира Ярослав. Святополк заручился поддержкой печенегов, а Ярославу помогали варяги. Зимой 1016 года между князьями произошла битва около Любеча. Войско Ярослава перебралось через Днепр на ладьях и разгромило киевлян. Святополк бежал в Польшу, и заручившись поддержкой польского короля вновь захватил Киев. Ярослав бежал в Новгород. Поляки захватывали русские города, грабя их, встречали отчаянное сопротивление. Это помогло Ярославу вновь занять Киев. Тогда Святополк сбежал к печенегам. Окончательная битва между соперниками состоялась на месте гибели Бориса. Тогда Ярославу в очередной раз удалось победить Святополка, который бежал сначала в Польшу, умер по пути в Чехию, потеряв рассудок. Правивший в Тмутаракани Мстислав, завоевавший территории Северного Кавказа, не хотел подчинятся Киеву. В 1024 году он разбил войско Ярослава, позже захватил Червенские города. Однако умер в 1036 году и Русь объединилась под властью Ярослава Мудрого.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054)

Правление Ярослава характеризуется большим расцветом Руси во всех сферах общественной жизни. По примеру предков князь отправил своих сыновей княжить в другие города: Владимира (затем Изяслава) - в Новгород, в Чернигов - Святослава, Всеволода - в Переславль. Остальных сыновей распределил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Стремясь установить порядок во внутренних делах, Ярослав ввёл на Руси первый свод законов - Русскую Правду. Этот свод регулировал общественный порядок, предусматривал тяжкие наказания за побои, увечья, убийства. Однако, кровная месть ещё допускалась, но только близким родственникам убитого. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф 40 гривен. При Ярославе Киев стал одним из самых красивых городов Европы, столица сильно расширила свои пределы: был построен 13-главый Софийский собор по примеру Византийского, много церквей. Ярослав основал город на Волге и назвал в свою честь. Также князь основал Юрьев (ныне Тарту). Во внешней политике: вытеснил литовские племена с Запада Чудского озера, заключил военный союз с Польшей, отдал польскому королю свою сестру в жёны, сам был женат на дочери шведского короля, поддерживал дружественные отношения с Норвегией. В 1036 году Ярослав нанёс такое сокрушительное поражение печенегам, что их набеги на Русь впредь практически прекратились. В 1043 году князь начал войну с Византией, из-за убийства русских купцов в Царьграде. Русский флот попал в бурю, остатки были разбиты Византийцами. В 1046 году мирные отношения с Византией были восстановлены. К концу жизни Ярослава все его дети заключили династические браки с главами других государств: дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха, Анастасия стала женой венгерского короля Андрея, Елизавета стала суженой норвежского короля Гарольда, а после женой датского короля. Границы Руси при Ярославе мудром растянулись от Карпат до Камы, от Балтики до Причерноморья. Население увеличилось до 4 миллионов человек. Смерть Ярослава Мудрого дала начало новым усобицам.

Новые усобицы на Руси

Сначала во главе Руси стоял сын Ярослава Изяслав. Святослав правил Черниговом, Всеволод - в Переславле. Но в 1073 году пошёл слух о том, что Изяслав хочет быть единоличным правителем. Тогда Святослав и Всеволод двинулись на Киев. Изяслав бежал в Польшу, а затем в Германию. Русь перешла в руки Святослава, но в 1076 году он умер. Всеволод вернул Изяславу Киев, а сам вернулся в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переславль Всеволод отдал старшему сыну Владимиру. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань, где повёл за собой половцев на своих дядей, позволяя кочевникам уничтожать своих земляков. Олег был разбит на Нежатиной Ниве, но в этой битве был убит Изяслав. Киев перешёл к Всеволоду, Чернигов - к Владимиру. В 1093 году умер последний сын Ярослава - Всеволод. Началась борьбы между внуками Ярослава Мудрого. Княжеский престол достался сыну Изяслава Святополку, а вторым князем на Руси стал Владимир, правивший Черниговом, а Олег Святославович сидел в Тмутаракани. Воспользовавшись, раздробленностью Руси, половцы предприняли поход на русские земли. Из всех князей только один Святополк рвался в бой, остальные считали, что от врагов лучше откупится, ибо страна не готова к войне. Оборонительный поход всё же состоялся, но потерпел фиаско вместе с киевской дружиной у г. Треполя. Это сыграло на руку Олегу, который решил взять Чернигов. Заключив союз с половцами, Олег пошёл брать город. Все попытки овладеть Черниговым были отбиты, но положение было безнадёжным. Поэтому Владимир уступил брату родовое гнездо, взамен за спасённую жизнь. В 1095 году половцы осадили Переславль, Владимир попросил братьев о помощи, но откликнулся один Святополк. Опасность миновала. В 1096 году половцы предприняли новый набег, Олег опять отказал братьям в помощи. Когда Святополк и Владимир разобрались с половцами, то отняли Чернигов у Олега, переселив его в Муром. Воспользовавшись половецким набегом, Олег двинулся на Киев и разграбил Киево-Печерскую Лавру, разбил дружину сына Владимира Изяслава, правившего в Муроме. Узнав об этом, Владимир написал Олегу письмо с просьбой остановится, взамен обещал не мстить за смерть сына. Но тот ответил отказом. Тогда сыновья Владимира разбили последнюю дружину Олега, после чего он попросил мира. В 1097 году князья собрали съезд в Любече, целью которого было приостановление усобиц. На нём присутствовали: Святополк Изяславович, Олег и Довыч Святославовичи, Владимир Монамах, Давид Игоревич, Василько Ростиславович. На съезде князья молились и клялись, что не будут дальше губить русскую землю, но эти слова оказались пустыми, ибо после съезда князья Святополк и Давыд выкололи глаза Василько и бросили в темницу. Это вызвало недовольство остальных князей и они объединённым войском двинулись на Киев, в следствие чего Василько был освобождён. Тем не менее, хрупкий мир на Руси дал толчок в борьбе с половцами. Так в 1100 году прошёл ещё один съезд в Ветичеве, на котором обсуждались дальнейшие действия борьбы с врагом. Однако поход состоялся только 1103. Поход был до такой степени удачным, что новое половецкое нашествие на Русь произошло только в 1106 году, когда половцы в очередной раз были повержены. В 1111 году, Владимир Маномах предпринял грандиозный поход против половцев, которому предал значение крестового. Целью этого похода было дойти до сердца половецких земель, в нём участвовали все князья, включая Олега. Таким образом была захвачена степная столица Шуракань. Город Сугров был стёрт с лица земли. Русское войско одержало ряд побед на Дону. На притоке Дона было перебито 10 тысяч половцев. Весть о русском крестовом походе распространилась во многих зарубежных странах. Война с половцами требовала больших материальных затрат. Поэтому с простого населения взимались дикие налоги. Разница между богатыми и бедными возросла в геометрической прогрессии. Зависимых, нищих людей становилось всё больше, которые попадали в кабалу к ростовщикам, крупным землевладельцам. Масло в огонь подливали разборки между князьями. Так в 1113 году Святополк умер, что привело к новым проявлениям борьбы за власть в Киеве. Недовольство людей привело к тому, что они вооружились различными орудиями труда и начали нападать на киевскую знать, которая призвала на помощь Владимира Мономаха. Князь подавил восстание и стал единоличным правителем Руси.

Правление Владимира Мономаха (1113 - 1125)

Мономах взошёл на великокняжеский престол в возрасте 60 лет. Первым делом он принял новый закон "Устав Владимира Всеволодовича". В нём сохранялось многое из "Русской Правды Ярославичей", прежде всего положения защищающие права человека. Закон ограничил произвол ростовщиков и прочей знати, улучшил положение бедных, многие налоги были ликвидированы. Однако эти законы были направлены не столько для улучшения положения людей, сколько ради сбережения знати от бунтарей. Мономах восстановил единство Руси, жёстко подавлял сепаратизм и мятежи в боярских краях. Если раньше половцы совершали набеги на Русь, то теперь всё было с точностью наоборот. Князь расширил влияние Руси на Дунае, чем была недовольна Византия. Поэтому византийцы преподнесли князю богатые дары, среди которых была знаменитая шапка Мономаха. В конце жизни Владимир написал мемуары под названием "Поучение". Умер 19 мая 1125 года, в небольшом доме, где был убит Борис.

Правление Мстислава (1125 - 1132)

При жизни отца Мстислав правил в Новгороде, после смерти взял власть над всей страной. Его правление было недолгим, но плодотворным. Половцы были оттеснены за Дон и Волгу, а некоторые за Яик (Урал) и Закавказье. Мстислав обезопасил племена эстов и литовцев, беспокоивших русские земли.


5-й Великий князь Киевский
972 - 978

Ярополк Святославич (ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978), старший сын князя Святослава Игоревича.

Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2 частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, правили остальными частями Киевской Руси.


Великий князь Ярополк Святославович. Верещагин В

Правление Ярополка - время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - так называемые "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал... Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую»

Междоусобица и гибель.

В 975 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».


Убийство Ярополка. Иллюстрация Б.Чорикова.

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения - 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына, Святополка Окаянного, - дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира, попав в плен. По косвенным данным, Святополк Окаянный считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира - узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича Мудрого, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если и был Ярополк крещён при жизни, что могло быть лишь незадолго до гибели, то о том уже не помнили через семьдесят лет.

***

История государства Российского