Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Сонник дома солнца. Отрегулируйте свое дыхание

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы видим, что «страх – это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» .

Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия .

Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» .

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленно на источник действительной и воображаемой опасности» .

В. И. Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого .

По мнению А.И. Захарова, страх – это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности . Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития .

А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи .

По мнению А. Фрейд, 3. Фрейд, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией. Страхи являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей .

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием .

В самом общем виде страх условно классифицируют на :

Ситуационный (возникающий в необычных ситуациях)

Личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью).

Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности .

Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка .

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Ю.Л. Неймер выделяет 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:

Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх .

Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов:

Возрастные

Невротические

Страх сделать ошибку

Страх перед школой

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми .

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, их представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед педагогом.

Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует .

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их .

По характеру: природные, социальные, ситуативные, личностные.

По степени реальности: реальные и воображаемые.

По степени интенсивности: острые и хронические.

Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности .

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами .

По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить чувства .

Таким образом, страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации. Страх имеет условно - рефлекторный характер в психологическом восприятии ребенка. Страх условно классифицируют на: ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста: возрастные, невротические, страх сделать ошибку, страх перед школой. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова.

Что такое фобия? Это тот самый иррациональный страх, заставляющий испытывать дискомфорт, а в некоторых случаях мешающий нормальной жизни. Обычно под такими страхами скрываются явления, не несущие опасности человеку. Боязнь закрытого пространства, насекомых, змей, врачей, полетов - психология человека устроена таким образом, что мы можем спровоцировать страх без причины, из ничего.

Внушительная часть фобий возникает еще в малом возрасте, а становясь взрослыми, мы переносим их. Происходит это под действием нашего сознания - увидев, например, неприятного паука или крысу, услышав от других детей страшные истории или пережив испуг от увиденного, мы заранее боимся насекомого или грызуна. Эти ощущения откладываются в памяти, а позже при переживании аналогичной ситуации, начинаем подсознательно бояться. Причем страх сопровождается болезненными симптомами вплоть до рвоты и потери сознания.

Ужас настигает автоматически, он подавляет сознание. Даже понимая, что тот же паучок безобиден, а поездка на лифте не повлечет за собой смерть, мы все равно готовы отказаться от выгодных предложений, поездок с друзьями и т. д.

Признаки

Симптомы фобии сопровождаются эмоциональными и физическими проявлениями. Признаками могут быть легкая опаска или поглощающая паника, доходящая до истерии. Состояние начинает ухудшаться при определенных обстоятельствах - приближение к объекту страха выводит из нормального равновесия, а если уйти от пугающей ситуации нельзя, то может случиться приступ паники.

Признаки фобии у взрослых людей включают в себя:

  • возникновение чувства удушения или одышки;
  • повышается сердечный ритм;
  • возникает боль и неприятные ощущения в груди;
  • человек начинает дрожать;
  • повышается потоотделение;
  • тошнота и рвота;
  • легкое или серьезное головокружение, ощущение падения, обморок;
  • возникает чувство, будто находишься в нереальном мире;
  • боязнь сойти с ума или стать бесконтрольным человеком;
  • боязнь умереть;
  • онемение конечностей;
  • жар и холод;
  • боязнь потерять сознание.

Причины

Выделяют следующие причины возникновения фобии:

  • Наследственные и воспитательные - если в роду были люди, страдающие фобиями, то вполне возможно, что у следующих поколений тоже будут страхи. Психология воспитания также оказывает влияние - родители слишком много внимания уделяют рассказам о несуществующей опасности, а мальчикам и вовсе внушают, что они должны нести большую ответственность. Во взрослом возрасте у личностей с ранимой душой возникают комплексы и, как результат, страхи, что у них ничего не получится.
  • Социально-психологические - всем людям приходится сталкиваться с определенным решением, совершать важные поступки, от которых зависит дальнейшая жизнь. Многие психически неуравновешенные или слабые люди не могут принимать такие решения, поэтому они начинают употреблять алкоголь или наркотики, надеясь снизить ощущение тревоги. Постепенно зависимость и фобия, которая не лечится таким образом, полностью охватывают человека, превращая его в неврастеника с целым комплектом заболеваний.
  • Психологические - причины фобий кроются в комплексах, приобретенных и возникших в детстве, отсутствии поддержки, низкой самооценки, негативного мышления, личных качествах (тревожности, осторожности, мнительности).

Стрессовые ситуации, конфликты в семье и на работе, однажды увиденное или пережитое событие проводят к причинам страхов.

Виды

Значение слова фобия подразумевает несколько ее типов:

  • Боязнь животных - возникновение паники при виде любого насекомого, млекопитающего и других представителей фауны.
  • Страх природных явлений - боязнь ветров и ураганов, воды, темноты, жары являются примерами фобий природы.
  • Боязнь конкретных ситуаций - это тревога при переживании определенного количества событий. Достаточно несколько раз застрять в лифте, чтобы начать его бояться, пережить неприятные посещения стоматолога, попасть в аварию. Однажды или несколько раз перенеся негативные эмоции на фоне каких-то событий, либо если их пережили близкие люди, человек обретает фобию.
  • Страх травм - в эту категорию входит фобия вида крови, выстрелов, медицинских процедур, уколов, боязнь сломать кости и другие.

Есть несколько видов фобий, которые нельзя отнести к перечисленным типам - это страх удушья, заболевания онкологией и вида клоунов.

Детские фобии

Как отличить нормальное чувство страха от иррационального опасения? Когда, например, подростковые проблемы можно приравнять к особенностям переходного возраста, которые проходят самостоятельно, а когда страхи необходимо лечить, обращаясь к психологу?

Данные исследования показывают, что в 90% случает у детей от 2-х до 14-ти лет должны быть страхи, а один из них самый сильный. Например, до 2-х лет дети боятся незнакомых людей, проводить длительное время в разлуке с родителями, а в особенности с мамой. В дошкольном возрасте малыши боятся темноты, странных звуков, спать одними, призраков и других существ, о которых могли случайно услышать или увидеть в кино.

В школьном возрасте страхи становятся более существенными и обоснованными, особенно переживают подростки - как пройдет учеба, как отразится двойка, не заболеет ли он неизлечимой болезнью, если произойдет стихийное бедствие или ребенок и вовсе умрет. Подобные мысли часто беспокоят подростка, так как его личность проходит этап становления, он впервые принимает серьезные решения, и они должны быть правильными.

Подростковый возраст характеризуется рядом проблем - так устроена психология детей. В этом периоде родители должны оказать поддержку, не смеяться с его мыслей и не высмеивать при чужих. При этом важно не «сюсюкать», чтобы не усугубить еще больше ситуацию. Фобия у подростков подвергается лечению, главное не спешить, постепенно преодолевая последствия и устраняя причину появления патологических опасений.

Кто ставит диагноз?

Как узнать свою фобию? Или подобные заключения ставят на приеме у психологов? Если специалист берется за постановку диагноза, то психо-эмоциональное состояние пациента, скорее всего, достигло крайней точки. Тем, кто не замечает серьезных ухудшений, следует вспомнить, не бывало ли у вас выше описанных симптомов? Также можно ответить на ряд вопросов, благодаря которым вы узнаете, имеется ли у вас фобия, боязнь или страх.

Среди вопросов следующие:

  • испытываете ли вы дискомфорт, оставаясь в одиночестве;
  • как вы себя чувствуете в замкнутых помещениях, например, в вагоне купе, лифте или небольшой комнате;
  • испытываете ли вы страх от нахождения в незнакомом месте;
  • избегаете ли вы мест скопления людей;
  • готовы ли вы находиться в квартире, лишь бы не попасть в какую-нибудь катастрофу или не стать жертвой.

Подобные опросники помогут самостоятельно дать определение фобии. Узнайте о своих страхах, поразмыслив над собственными ответами.

Как лечить?

Как преодолеть фобии? Есть ли лекарства против них? В психологии, много лет изучающей особенности человека, сказано, что, если страхом удается управлять, он и его последствия не мешают жизни, бороться с фобией не обязательно. Сотни людей адаптировались, они не концентрируют внимание на страхе, признаков паники избегают, а слово «фобия» не выводит их из себя. Такие личности умеют управлять своим разумом и сознанием, поэтому они главенствуют над страхами.

Если побороть свой страх не удается, необходима помощь специалиста. Паника охватывает сознание, происходят истерические припадки, а вместе с ними повышается или понижается давление, нарушается сердечный ритм и обостряются хронические заболевания - все это является признаком серьезной фобии. Психология много лет изучала данное явление, поэтому общение с профессионалом поможет в избавлении от разрушающих навязчивых мыслей.

Параллельно назначаются препараты успокоительного действия, снижающие чувствительность - с ними легче бороться с личной боязнью. Также возможны назначения со стороны узких специалистов, которое лечат последствия эмоциональной нагрузки.

В качестве поддержки следует избавляться от придуманных определений - если сломается лифт, вы не задохнетесь, так как вызванный лифтер откроет двери. Обратите внимание на статистику - нет случаев, когда человек задохнулся в ожидании помощи. Аналогичным образом следует поступать с любым видом страха - подумать о нем в позитивном ключе, найдя доводы в пользу того, что ничего с вами не случится.

Люди боятся - такова их психология, но особого значения страхам не стоит придавать. Важно понимать, что вы контролируете собственное сознание, вы отвечаете за ход мыслей, и только вам под силу остановить течение негативных раздумий, заменив их на более приятные воспоминания и обдумывания.

В психологии есть раздел, который занимается изучением страхов, их природы, влияния на человека и способам коррекции. Он так и называется – психология страха. Истоки его появления можно обнаружить еще в античные времена. Этим занимался сам Аристотель и приверженцы стоицизма, но страх не был предметом их изучения.

Они относились к нему, как к философской категории. Не обошли стороной изучение страха и мировые религии, о чем свидетельствуют трактаты священнослужителей. Лишь в XIX веке страх стал объектом изучения психологической наукой.

Страх в психологии

Страх – это внутреннее состояние человека или животного. Он возникает в результате возникновения опасности или подозрения на ее возникновение. Страх человека может сопровождаться бурной эмоцией.

Страх предупреждает человека об опасности, а есть ли на самом деле эта опасность или она лишь результат воображения, это зависит от темперамента человека, характера, степени мнительности, возраста, социализации.

Психология не предлагает воспринимать страх только как отрицательную эмоцию. Она предлагает подходить к его изучению объективно. Отрицательные эмоции не всегда наносят здоровью и жизни человека вред. Да, они приводят в возбуждение нервную систему, вызывают стресс, провоцируют развитие заболеваний. Но в то же время страх мобилизует все силы, заставляет находить порой неординарные решения выхода из опасной ситуации. В психологии это называется активизацией ориентировочного рефлекса и блокировкой процессов, которые не помогают человеку в момент опасности выжить, во что бы то ни стало. Получается, что психологический страх заставляет искать способ спасения.

Страх усиливает воображение и дает возможность представить опасность, которая ожидает.

В изучении природы страха психологи объединились с генетиками и обнаружили одну из его причин. Для некоторых людей характерна связь между мутирующими генами, которая не дает в полной мере включиться защите человека перед угрожающими жизни факторами.

Почему возникают страхи

Природа происхождения страхов не изучена до конца. Особенно это касается фобий – непреодолимой, панической боязни различных явлений: высоты, глубины, замкнутого пространства и т.д. Но некоторые причины возникновения этого чувства ученые готовы назвать.

Один из факторов страха – способность человека к воображению. Особенно это касается детей, которые в силу возраста не имеют понятия о тех или иных физических явлениях и не могут их объяснить, а могут лишь придумать, почему они происходят.

Дети, особенно маленькие, безгранично доверяют взрослым и легко поддаются внушению. Потому они поверят и в «бабайку», сидящего в темной комнате, и в милиционера, который арестует его за несобранные игрушки, и в цыган, крадущих детей, которые не хотят есть.

Страх может возникнуть, как следствие психологических проблем человека, психического заболевания, депрессии, стресса и других состояний.

Как побороть психологический страх

Существуют психологические приемы, которые помогают преодолеть собственный страх, если он не является симптомом психического заболевания. Стоит знать о них, ведь предупрежден, значит вооружен.

В первую очередь нужно понять, почему возник страх, когда именно появилось это состояние.

Нужно убедить самого себя, что неудачи не могут преследовать человека всю жизнь. Пресловутая черная полоса имеет край, з которым наступает белая.

Если страх вызывает определенная ситуация, нужно позаботиться о том, чтобы она не возникала.

Страх можно разбавить здоровым юмором, самоиронией.

Нужно больше общаться с людьми, у которых не возникают такие страхи, как у вас, и сделать для себя определенные выводы.

Главное – понять, что «не так страшен черт, как его малюют».

Другие статьи по этой теме:

Психология похудения Психология мужчины и женщины Страх выступления перед публикой Мужские страхи Как стать сильной личностью Почему люди лгут? Как правильно делать комплименты? Как достичь желаемого Как понять женщину?

Психология страха , раздел психологии, который посвящен изучению страхов и их влиянию на человека. Страх начали изучать довольно давно, еще Арестотель и стоики писал о страхе, но они подходили к нему скорее с философских позиций, страх также изучается многими религиями, в частности проблеме страха много внимания уделяли отцы церкви в своих трактатах. Наука психология появилась в конце 19 века, с этого же времени появился чисто психологический подход к этому феномену.

В современной психологии достаточно много внимания уделяется механизмам формирования страха, это связь физиологических и психологических процессов. Страх –это внутреннее состояние, которое обусловлено предстоящим реальной или предполагаемой угрозой, приходит он в отличии от других в преддверии ситуации. Эмоция страха возникает, когда человек находиться в ситуации, которую воспринимает как потенциально опасную для его спокойствия и биологического или социального существования. Страх это сигнал, предупреждение о грозящей опасности, мнимой или реальной, в принципе все равно, поскольку наш организм действует одинаково. Страх в основном появляется в случаях, в которых, по мнению лица его испытывающего, ситуацию в которой оно находиться, невозможно разрешить, и вследствие этого, возникает страх своей беспомощности, перед этой ситуацией, объектом, или предстает пред чем-то новым, т.е. оно боится неизвестности.

Эмоция страха

Психологи отмечают, что эмоция страха, может иметь как положительное, так и отрицательное действие. Эмоция страха , с точки зрения психологии является негативно окрашенной. Одним, из самых сильных стразов, на которых базируются практически все остальные, является страх старости и смерти . В психологии считается, что негативные эмоции- это эмоции это те, которые рождаются на основе негативного настоя, и негативного восприятия мира. Кроме страха, к ним относиться: расстроенное состояние, раздражение, вина, стыд, отчаяние, гнев, и т.д.. Негативные эмоции это не плохие эмоции, это те, эмоции, которых человек стремиться избежать, они могут быть полезными и адекватными. В небольших количествах они могут быть даже привлекательны, например многие любят смотреть: ужасы триллеры. У отдельных людей они могут чувствоваться и как нейтральные. Но надо сказать, что это связано еще и с тем, что в современных реалиях, чувство страха несколько дезориентировано, в незапамятные времена оно было более адекватно ситуации. Если подошел к краю пропасти- то испугался и отошел, а если увидел тигра испугался-убежал. Сегодня стресс и страх человек испытывает постоянно.

Источники возникновения страха

Гены страх и психологические процессы

Ученые генетики и психологи выявили, существование не только связи между страхом и психологическими процессами, но и генами. Они обнаружили наличие связи, между мутациями некоторых генов, которые могут ослаблять естественную защиту перед пугающими стимулами. Из-за этого нервная система чувствует чересчур интенсивные перегрузки, приводящие к эмоциональным сбоям и сильным переживаниям, которые выражаются в фобиях. Тина Лонсдорф практикующий психолог заметила, что чересчур тревожные люди, которые страдают от фобий и навязчивых страхов, имею реакцию намного сильнее и быстрее на стресс-стимулы, а осадок, полученный из-за столкновения с объектом страха, сохраняется у них на достаточно долгое время.

Кроме того страх можно объяснить генетической памятью, родовыми представлениями, коллективным бессознательным (я здесь между ними ставлю знак равенства). Коллективное бессознательное, по К.Юнгу, - это результат всего опыта, накопленного в ходе всей человеческой истории, выделения человечеством универсальных составляющих архитипических образов. Оно является результатом жизни рода, присуще всем людям, и служит основанием, для индивидуальной психики, и передается по наследству. Архитипы постоянно сопровождают человека, и являются источниками для религии, мифологии и искусства. В них происходит шлифовка темных и жутких а также положительных образов, они превращаются в символы. Основное назначение символической картины мира, которая скрыта в нашем подсознании, - содействовать наибольшей адаптации человека к окружающей среде и обществу. Но человек конечно должен иметь мотивацию к такому поведению. В противоположном случае любое зашифрованное знание оказывается для него абсолютно бесполезным. Наше подсознание имеет в наличии такой алгоритм.

Основные психологические характеристики, влияют на скорость возникновения реакции на страх, силу проявление его в организме, время, через которое он пройдет. А также, на то, как будет воспринимать страх человек. Страх зависит от темперамента человека акцентуации нейротизма. Акцентуация чрезмерно выраженные особенности характера, находящиеся на грани с нормой. Темперамент индивидуальные психологические особенности человека. Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности, т. е. быстроты реакции, ее темпа, ритм, а также интенсивность. Поэтому люди с заторможенным темпераментом и эмоции чувствуют не во всей силе проявлений, а у темпераментных людей эмоции бьют через край. А, акцентуация, часто может подсказать, в каком возрасте и почему могут возникать у человека определенные страхи.

Мощнейшим эмоциональным переживанием, является страх смерти . Его первопричина – устремление к самоосуществлению, самореализации личности. Это означает, что человек все время пытается ощущать свое существование как можно более эмоционально ярко, стремиться быть инициативным, активным и свободным. Только такая насыщенная впечатлениями жизнь может дать человеку чувство своей реальности и полноты жизни. С инстинктом "быть" понятно– коллективное бессознательное хочет воплотиться в человеке.

id="leftmenu">

Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов - не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли. И что теперь? Так и жить?...

Тридцать три несчастья! Вечно у меня то кошелек отберут, то нападут, то сумочку в метро дернут. Ну сколько можно?! Ну почему я? У меня уже паническая атака начинается при мысли о скоплении людей или темных улицах.

И так всю жизнь. С меня хоть портрет вечной жертвы пиши в хронике происшествий за неделю. Если рядом будет пролетать случайный снаряд, уж поверьте, я точно могу сказать, кого он заденет.

Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов - не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли. И что теперь? Так и жить?..

Разберем системно:

    Кто и почему становится жертвой?

    Что такое страх и работает ли психология с вопросом «как избавиться от страха»?

    Существует ли возможность изменить свой жизненный сценарий?

Все оказывается просто, если есть на вооружении реальные знания о психическом человека. «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана впервые четко дифференцирует людей по векторам (врожденным психотипам). Каждый из имеющихся 8 векторов несет в себе определенные свойства и желания, которые и отвечают за наши бессознательные мысли, поступки и действия.

Если мы реализуем заданные нам природой свойства - мы испытываем радость, проживаем наполненную, счастливую жизнь. Если эта реализация оказывается недостаточной или отсутствует, человек впадает в негативные состояния, проживая неудачный жизненный сценарий.

Так это и с теми, кто постоянно попадает в неприятности. Человека, проживающего сценарий жертвы, буквально тянет в темные переулки навстречу «приключениям». Он даже пахнет по-особому для преступников… И притягивает их на свою голову (пардон, шею).

Психология жертвы. Ведомые страхом смерти

Наука о психологии жертвы называется виктимологией. Но до «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана никто не давал четких описаний, кто именно и почему подвержен виктимному поведению. Как его в себе распознать, чтобы избежать опасных ситуаций.

Виктимное (оно же жертвенное) поведение может возникать далеко не у всех - лишь у некоторых людей со (менее 5 % людей). Решающим является их психологическое состояние.

Это по природе самые эмоциональные и впечатлительные люди. Если их эмоции не получают должного применения в жизни, то весь нерастраченный потенциал проявляется в виде эмоциональных раскачек. Из чувства страха и тревоги - в беспричинную радость и экзальтацию, и обратно.

В корне всех эмоций зрительного вектора - страх смерти. Это та эмоция, с которой рождается каждый зрительный человек. Научаясь испытывать другие чувства, направленные на сопереживание, - эмпатию, любовь, сострадание - человек освобождается от страха.

В случае если человек не находит применения своим эмоциям, остается сосредоточенным на себе и своих внутренних состояниях, то в повседневной жизни он испытывает много страхов. Бессознательно он таким образом наполняется - не отдавая себе отчет, ищет ситуации, провоцирующие страх и беспокойство. Идет по темным переулкам, на кладбище, смотрит ужастики и т. п.


Жертвами, как правило, становятся кожно-зрительные люди со зрительным вектором в состоянии страха и кожным вектором в состоянии мазохизма. Механизмы подобных фиксаций и психология страха в частности подробно разбираются на тренинге «Системно-векторная психология». Это помогает увидеть корень проблемы, осознать ее и поменять плюс на минус.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »