Иду на таран. Последняя цель Екатерины Зеленко. Советские герои. Зеленко Екатерина Ивановна

Воздушный таран применяется лётчиками в бою редко. Это последнее средство, когда ради уничтожения врага пилот идёт на сознательное самопожертвование, ибо чаще всего это означает и его собственную гибель.

Пойти на таран может только лётчик, обладающий не только высоким мастерством, но и большой силой духа.

Военная история знает лишь один случай, когда на таран пошла женщина-пилот. Произошло это 75 лет тому назад в небе над Украиной.

В 1930-х годах среди советской молодёжи увлечением небом носило повальный характер. В лётчики и парашютисты рвались не только юноши, но и девушки.

Выпускница школы-семилетки города Курска, уроженка Житомирщины 17-летняя Катя Зеленко от сверстников не отставала. Поступив в Воронежский аэроклуб, она удивляла инструкторов своими успехами. После окончания курса обучения в аэроклубе девушка поступила в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова, которую закончила с отличием.

Боевое «крещение» в финскую кампанию

По распределению Зеленко направили в Харьков, в 19-й лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Здесь ей были поручены испытания новых типов самолётов и авиаоборудования. За последующие четыре года она освоила семь различных типов самолётов.

Военных женщин-лётчиц в предвоенные годы в частях ВВС РККА было не так уж много, и каждой из них приходилось преодолевать определённый скепсис со стороны мужчин-сослуживцев. Екатерина доказывала состоятельность словом и делом. Её профессиональные навыки были на очень высоком уровне, а любителей пошутить она «отшивала» столь едкими остротами, что однополчане восхищённо и опасливо говорили: «Язык — как бритва!»

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов она оказалась единственной советской женщиной-лётчицей, принимавшей участие в боевых действиях.

В составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка Зеленко совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника.

Она была награждена орденом Красного Знамени, который ей в Кремле вручал лично Михаил Иванович Калинин .

Екатерина Зеленко. Фото: РИА Новости

Третий вылет на чужом самолёте

Великую Отечественную войну старший лейтенант Зеленко встретила в качестве заместителя командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка.

Для советской авиации первые месяцы войны получились страшными — потери в боях были огромными, особенно среди бомбардировочной авиации.

Согласно документам 135-го полка, старший лейтенант Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года на своём бомбардировщике Су-2 лётчица совершила два боевых вылета. Её самолёт был повреждён, и Екатерина имела все основания остаться на земле.

Но заместитель командира полка капитан Пушкин , вернувшись с боевого задания, сообщил, что немцы стягивают танки к городу Лохвицы.

Необходим был массированный удар, но не хватало самолётов, не было истребителей прикрытия. Екатерина буквально упросила Пушкина разрешить вылет на его самолёте. Вторым членом её экипажа, лётчиком-наблюдателем, стал лейтенант Павлык . В паре с самолётом Зеленко на задание ушёл Су-2 капитана Лебедева .

«Судьба неизвестна»

Через какое-то время на аэродроме увидели бомбардировщик Лебедева. Он уходил от целой своры «мессеров» и скрылся за лесом, не имея возможности совершить посадку.

Капитану всё-таки удалось оторваться и посадить повреждённую машину. Он рассказал, что на обратном пути в районе города Ромны два советских бомбардировщика были атакованы семью немецкими Me-109. В самом начале боя «Су» Лебедева получил серьёзные повреждения и вынужден был выйти из схватки.

В тот же вечер 135-й полк провёл передислокацию. Через трое суток до нового аэродрома добрался раненый лейтенант Павлык. Он рассказал, что Зеленко приняла бой с семью вражескими истребителями, стараясь помочь уйти однополчанину. Но «мессеры», преследовавшие самолёт Лебедева, вернулись, чтобы добить второй советский бомбардировщик.

Несмотря на практически безнадёжную ситуацию, лётчице удалось сбить один вражеский самолёт. У Павлыка закончились патроны в пулемёте, и Екатерина отдала ему приказ прыгать с парашютом.

Он благополучно приземлился на территории, контролируемой советскими войсками, но о судьбе своего командира ничего не знал.

В документах 135-го полка появилась запись: «Судьба лётчицы неизвестна». Командование представило Екатерину Зеленко к званию Героя Советского Союза, но приказом по войскам Юго-Западного фронта от 29 декабря 1941 года она была награждена орденом Ленина.

Возможно, что причиной, по которой лётчице не присвоили звание Героя, явилась неясность её судьбы.

Почтовая марка России 2014 года. Фото: Public Domain

Она решила драться до конца

Окончательно установить историю последнего боя Екатерины Зеленко удалось уже после войны. Его свидетелями стали жители села Анастасьевка Сумской области, в небе над которым всё и произошло.

Советский бомбардировщик отбивался от гитлеровских истребителей до тех пор, пока не кончились патроны. У лётчицы был шанс выпрыгнуть с парашютом, ведь внизу были свои. Однако старший лейтенант Зеленко приняла решение драться до конца.

Последний курс её самолёта был направлен на один из «мессершмидтов». Жители села увидели вспышку в небе, а затем падающие обломки обоих самолётов.

Жители Анастасьевки нашли тело лётчицы и её окровавленный комсомольский билет. Девушку похоронили, завернув в парашют, а документы сохранила местная учительница Анастасия Марченко . После освобождения Украины учительница передала документы героини военным.

Екатерина Зеленко появилась на свет 14 сентября 1916 года. Она всего два дня не дожила до своего 25-летия.

«Катюша» в космосе

После войны останки героини с воинскими почестями перезахоронили в Курске. На месте гибели был установлен обелиск в её честь.

Бывшие однополчане Екатерины Зеленко многие годы добивались, чтобы единственная женщина, совершившая воздушный таран, была всё-таки удостоена звания Героя Советского Союза.

5 мая 1990 года первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв подписал указ о присвоении Екатерине Зеленко посмертно звания Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

16 декабря 1971 года советский астроном Тамара Смирнова открыл астероид спектрального класса S, получивший номер 1900. 20 февраля 1976 года циркуляр малых планет подтвердил новое имя астероида, данное ему первооткрывательницей, — «Катюша», в честь лётчицы Екатерины Зеленко.

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.

Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».

Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.

Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.

Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.

За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.

Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.

Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:

Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.

Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.

- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.

Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.

Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:

Что с Катей? Где она?

- «После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…

Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…

Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

С первых дней начала Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко активно участвовала в воздушных боях. В ее задачи входила, как бомбардировка позиций врага, так и воздушная разведка. Особенно успешно по воспоминаниям генерал-лейтенанта авиации Героя Советского Союза А.И. Пушкина, Екатерина Зеленко проявила себя во время героической обороны Бобруйска. Группа летчиков под ее командованием разбомбила крупную колонну немецкой военной техники, состоящей из нескольких десятков танков и грузовых машин, после чего успешно возвратилась на базу. Защищая родину, опытная летчица совершенно не думало о себе. Доходило до того, что Екатерина Зеленко, работая на износ, по несколько раз в сутки вылетала на боевые задания. К сожалению один из боев, произошедший осенью 1941 года стал для нее последним. Как нарочно 12 сентября 1941 года в районе города Сумы на Украине стоял густой туман. Полеты были запрещены, что сильно расстроило Екатерину Зеленко. Не удивительно, что едва выглянуло солнце, как отважная летчица мгновенно поднялась в небо. В тот день она совершила два разведывательных полета над территорией врага и благополучно вернулась на аэродром. Больше вылетов не предполагалось. Однако после обеда в полк пришло сообщение, что танки немцев прорвали оборону и требуется в ходе воздушной разведки уточнить их количество и направление движения. Лететь на СУ-2 вызвалась Екатерина Зеленко. Задание было выполнено успешно. Летчица с напарником возвращались на свой аэродром. В этот момент, как назло, за ними увязались семь «мессершмиттов», атаковавшие советский самолет. Советские летчики отстреливались до последнего патрона, сбив немецкий истребитель. В этот момент оказалось, что второй пилот самолета серьезно ранен. Екатерина Зеленко приказала ему покинуть самолет, чтобы, во что бы то ни стало передать данные разведки советскому командованию. После того, как летчик выпрыгнул с парашютом, бой продолжился. Учитывая, что боеприпасов у летчицы больше не было, а уйти от преследования нескольких самолетов противника не представляется возможным, Екатерина Зеленко пошла на таран. Местные жители, наблюдавшие за боем с земли, видели, как два самолета столкнувшись в небе, камнем рухнули вниз. Этот эпизод войны стал первым воздушным тараном, который совершила советская летчица во Время Великой Отечественной войны.

Корреспонденты РИА «Воронеж» с историком Владимиром Размустовым продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В пятницу, 25 марта, спецпроект посвящен памяти выпускницы воронежского авиаклуба, единственной в мире женщине, совершившей воздушный таран, Екатерине Зеленко.

Екатерина Зеленко (14.09.1916 - 12.09.1941)

Летчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза. Погибла в 24 года во время тарана немецкого самолета.

Будущая летчица родилась в украинском селе под Житомиром. Через несколько лет ее большая семья (Катя была 10-м ребенком) переехала в Курск, на малую родину отца. С детства девочка лучше мальчишек лазила по деревьям, не плакала.

«Когда все пацаны с Веселой улицы договорились прыгать с зонтиками с крыш сараев, изображая парашютистов, Катя прыгнула первой. «Я буду летчицей!» - сказала она тогда под общий смех большой семьи. Старшие два брата ее были в авиации и, узнав о мечте сестренки, посоветовали поступать в авиационный техникум в Воронеже, где жила старшая сестра Софья. Катя не знала, собираясь в отъезд, что отцу осталось жить считанные дни: он уже был тяжело болен».

Фрагмент из книги Людмилы Жуковой «Выбираю таран»

Здание на проспекте Революции, 8, фото 30-х годов

Закончив 7 классов средней школы, Катя поступила в воронежский авиационный техникум, находившийся на проспекте Революции, 8. Здание было построено в 1908 году, изначально в нем располагалось городское восьмиклассное среднее механико-техническое училище имени Императора Петра I. После революции учебное заведение реорганизовали в первый государственный индустриальный техникум, а в октябре 1930 там открылся Воронежский авиационный техникум. Сейчас в здании, известном воронежцам как «пентагон», расположилась войсковая часть.

Екатерина Зеленко с сестрой

Учась на втором курсе, девушка узнала, что в городе открылся аэроклуб. Студентка сразу же туда записалась. Сначала парни смотрели косо: сложно поверить, что девушку интересуют самолеты. Но Зеленко сразу показала, что она свой человек в авиации - много прыгала с парашютом, летала на самолетах, как ас.

В 1933 году в Воронежский аэроклуб прибыла комиссия ВВС для отбора кандидатов в военные авиаучилища. Катя Зеленко и ее подруга Нина Русакова выдержали строгие испытания и вскоре попали в Оренбургское военное авиационное училище.

Катя Зеленко и Нина Русакова

После окончания училища в 1936 году подруги стали одними из первых военных летчиц страны.

Екатерина Зеленко испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолетов. Услышав, что предполагается рекордный высотный полет на самолете без кислородного прибора, Зеленко несмотря на большой риск попросилась участвовать в эксперименте. Ее отобрали, но подготовку прервали. Медики решили, что такой полет бессмыслен, а риск неоправдан, - объяснил консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.

Екатерина Зеленко постоянно участвовала в спортивных соревнованиях, 1938 год

В советско-финской войне Екатерина Зеленко оказалась единственной женщиной среди летчиков в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиаполка. Существует мнение, что на фронт летчица попала благодаря своей несклоняемой фамилии. В рапорте об отправке на Карельский перешеек было указано «лейтенант Е. И. Зеленко», и девушку приняли за мужчину. Екатерина Зеленко совершила восемь боевых вылетов, в которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника. За подвиги в советско-финской войне летчица удостоилась Ордена Красного Знамени.

Награжденные Орденом Красного Знамени с советским партийным деятелем Михаилом Калининым. Кремль, 1940 год

Сохранилось письмо, где летчица рассказывает старшей сестре, как ей живется на фронте.

«Я здорова, Сонечка! Какие тут прекрасные места! Словами передать просто невозможно. Если бы я была поэтом, обязательно бы стихи написала. Представь себе: лес да лес без конца и без краю, озера, снег, много снегу. Одним словом, что-то несравненное, удивительное. Если бы не война... Мне уже много раз доводилось отвозить «ворошиловские килограммы» белофинским бандитам. Приятные гостинцы, как ты думаешь? Я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком! Есть большое желание прыгать больше».

Из письма Екатерины Зеленко сестре Софье

После окончания советско-финской войны Зеленко служила в авиационной бригаде. В мае 1940 года ее назначили командиром звена бомбардировочного полка. Девушка сама попросилась в эскадрилью, где осваивали новые самолеты и обучали на них летать других летчиков.

Екатерина Зеленко обучала мужчин летать на новых самолетах

В 24 года Екатерина - уже высокопрофессиональный летчик-инструктор. Она помогала осваивать новые самолеты командному составу, в котором служили летчики намного старше ее.

Летчица Зеленко с первых дней участвовала в боях Великой Отечественной войны. За неполные три месяца совершила 40 боевых вылетов, в том числе ночных. Участвовала в 12 воздушных боях. Командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших возле белорусского Пропойска 45 танков, 20 автомобилей. На базу Зеленко со своими ребятами вернулась без потерь, - подчеркнул историк Владимир Размустов.

В Великой Отечественной войне летчица Зеленко провела 12 воздушных боев

Погибла летчица за два дня до своего 25-летия, 12 сентября 1941 года. Утром за несколько часов до гибели Зеленко совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Его повредили противники, но Екатерина решилась на третий полет. В последний раз летчица поднялась в небо на самолете командира полка. Зеленко была командиром экипажа, рядом находился летчик-испытатель по фамилии Павлык.

Самолет Екатерины Зеленко «мессершмитты» взяли в кольцо. Их было семь, а Екатерина оказалась одна. Один из немецких летчиков попал в прицел Кати, но и она в долгу не осталась, подбила его. Но в то же мгновение подбили и ее машину. Зеленко приказала лейтенанту, у которого кончился боезапас, покинуть самолет, прыгнув с парашютом, а сама направила самолет мимо «мессеров», вышла на курс атаковавшего фашиста, а затем пошла с ним на сближение сверху вниз и со скоростью пикирования врезалась во вражеский истребитель. От удара оба самолета стали стремительно падать. Это происходило в небе над селом Анастасьевка Сумской области. Местные жители наблюдали воздушный бой Зеленко и ее таран. Они похоронили отважную летчицу в ее парашюте на местном кладбище.

Владимир Размустов

«Я не знаю другого случая, когда бы женщина-летчица таранила вражеский самолет. Это, пожалуй, единственный в истории авиации подвиг подобного рода».

Из воспоминаний генерала-полковника авиации Андрея Рытова

«Это был летчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!»

Из воспоминаний Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Пушкина

Местные жители не успели сообщить о гибели храброй летчицы - на следующий день село оккупировали фашисты. О том, что Екатерина Зеленко совершила воздушный таран, командование полка не знало, поэтому к званию Героя СССР ее не представили, наградив посмертно только орденом Ленина.

Муж Екатерины Зеленко тоже был летчиком, командовал эскадрильей

После войны останки летчицы перевезли в Курск, а информация о ее подвиге стала появляться то в газетах, то в книгах по воспоминаниям очевидцев тарана. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Звание Героя СССР Екатерине Зеленко присвоили спустя 49 после ее героической гибели.

Приказ о присвоении звания Героя СССР Екатерине Зеленко подписали лишь в 1990 году

В честь единственной в мире женщины, совершившей воздушный таран, названа малая планета в Солнечной системе - Катюша, а также кратер на Луне. В Курске и на месте гибели летчицы установили памятники. В 1998 году имя Екатерины Зеленко присвоили Воронежскому авиаклубу. В 2011 году в Воронеже рядом с «Музеем-диорамой»