История украшений Наполеона и Жозефины. "Коронация Наполеона": разбор картины Давида

Жак Луи Давид «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года», 1806-1807

Лувр, Париж

Неоклассицизм

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери.
Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.
Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

1. Наполеон I
2. Жозефина Богарне
3. Летиция Рамолино- мать Наполеона
4. Людовик I Бонапарт
5. Жозеф Бонапарт
6. Наполеон-Карл - сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
7. Сёстры Наполеона
8. Шарль Франсуа де Лебрен
9. Жан Жак Режи де Камбасерес
10. Луи Александр Бертье
11. Шарль Морис де Талейран-Перигор
12. Иоахим Мюрат
13. папа Пий VII
14. Жак Луи Давид

Франция, Париж

Впервые Наполеон занял Милан в 1796 году после победы над австрийцами при Лоди, с 1797 года Милан стал столицей марионеточной Цизальпинской республики. В августе 1799 году русско-австрийские войска одержали победу над французской армией, и Милан вновь попал под австрийское владычество.

Уже в должности первого консула Наполеон вновь отбирает Милан у австрийцев после победы над войсками Второй коалиции в битве при Маренго в 1800 году. По условиям Люневильского мира, заключенного 9 февраля 1801 года, республика была восстановлена (в 1802 – 1805 с включением в состав части Венето и Фриули называлась Итальянской республикой, президентом которой стал Наполеон). Через полгода после того, как становится императором Франции, 18 мая 1805 года Наполеон провозглашает создание Итальянского королевства со столицей в Милане, а себя – королем Италии. Принимается решение, что Наполеон будет коронован 26 мая в Миланском кафедральном соборе Железной короной Лонгобардского королевства.

22 мая организаторы церемонии выехали на трех повозках с сопровождением 50 вооруженных всадников в Монцу, где в кафедральном соборе хранилась главная реликвия Ломбардии - Железная корона, по легенде, сделанная из гвоздя Креста господня, найденного святой Еленой на Святой Земле. Именно этой короной короновались лонгобардские короли, а также большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V. Вечером того же дня процессия прибыла в миланский кафедральный собор, где передала корону кардиналу – архиепископу Милана, который установил ее на алтаре собора.

К 10 часам утра 26 мая в кафедральный собор прибыли главы и представители судебной и исполнительной властей, военачальники. В 11 часов архиепископ Милана покинул свою резиденцию и также отправился к собору. К этому времени над парадной дверью собора был установлен герб королевства, стены и колонны собора были покрыты шелком и позолоченными тканями.

В 11 часов 45 минут 26 мая 1805 года Наполеон, императрица Жозефина и сестра Наполеона принцесса Элиза покинули Королевский дворец и отправились в кафедральный собор. Следует отметить, что между Королевским дворцом и Дуомо (находятся неподалеку, на одной площади), была организована длинная галерея. Проход был богато украшен, покрыт сверху и открыт со сторон.

В 12 часов дня началась церемония коронации. Наполеон вошел в Собор в императорской короне. Возложение Железной короны сопровождалось бурными аплодисментами присутствующих на церемонии. При этом Наполеон сказал: «Бог дал мне это, остерегайтесь того, к чему он прикасается». Вечером состоялись фейерверки в честь коронации, на следующий день – скачки в честь нового короля. Тогда же Железная корона была с теми же почестями отправлена обратно в Монцу. 31 мая 1805 года состоялся грандиозный бал, который новый король дал в «Ла Скале».

7 июня 1805 года был издан указ о назначении Евгения Богарне вице-королем Италии, именно он и стал фактическим руководителем государства на ближайшие годы.

В Итальянское королевство вошло большинство земель северной Италии. В 1806 году под власть Наполеона попал Неаполь, а в 1809, после ссоры Наполеона с папой Пием VII, Папская область во главе с Римом.

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».Картина французского художника Жака луи Давида.

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери.

Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

В настоящее время картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Кто есть кто?

  1. Наполеон I
  2. Жозефина Богарне
  3. Рамолино, Летиция — мать Наполеона
  4. Людовик I Бонапарт
  5. Жозеф Бонапарт
  6. Наполеон-Карл — сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
  7. Сёстры Наполеона
  8. Лебрен, Шарль Франсуа де
  9. Камбасерес, Жан Жак Режи де
  10. Бертье, Луи Александр
  11. Талейран-Перигор, Шарль Морис де
  12. Мюрат, Иоахим
  13. папа Пий VII
  14. Давид, Жак Луи
  15. На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!

Вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.


Группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.


33. Наполеон-Шарль.
34. Жюли Бонапарт, в девичестве Клари.
35. Гортензия Богарне.
36. Элиза
37 Полина
38 Каролина.
- Группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр , Периньон и Келлерман .

Над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.

Позади главного алтаря: иностранные послы.


Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.


ЗОЛОТО И АЛМАЗЫ
:



Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена.

Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон – давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции.


Император надел лавровый венок, и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Но,а что же Жозефина?

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты.


Нито.Тиара Жозефины.

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны.


Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».


Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, ее фотографии показывают, насколько фантазия живописца разнится с действительностью.

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость.

Скипетр — признак верховной власти. На коронации Наполеона их было два — скипетр Карла V и «Рука Правосудия». Оба ныне находятся в Лувре, в отделе предметов искусства.

Скипетр Карла Пятого.

Рука правосудия.

Уникален французский скипетр «Рука Правосудия» в виде левой ладони из слоновой кости в жесте благословения. И держать его полагалось в левой руке. Для коронации Наполеона в 1804 году, ювелир Мартин-Гийом Бьенне удлинил «Руку Правосудия» — она была вдвое короче, до бархатной части.

В данной композиции, только «рука» из слоновой кости — средневековая. Медный стержень девятнадцатого века. Соединение украшено «кольцом Святого Дени», камеей-инталией из сокровищ Сен-Дени.

Меч «Жуайёз», Лувр

Для коронации, Наполеон велел доставить меч принадлежавший Карлу Великому, из Экса. Это оружие, названное «Жуайёз» (Joyeuse) спешно привезено из лавки подержанных вещей. Но тут Наполеона ожидала засада: на эфесе красовались королевские лилии — символ французской монархии.

Ювелирам было приказано переделать рукоять и изготовить ножны, украшенные зеленым бархатом с золотыми пчелами. В конце концов, Бонапарту надоела возня с доделками-переделками, и он заказал новые регалии.


Мечи для коронации Наполеона, Фонтенбло

В мечтах, Наполеону виделся коронационный палаш, украшенный «Регентом». Но знаменитый алмаз был вставлен в эфес его консульской шпаги. «Регент» массой 136,75 карат, огранки «подушка», в первоначальном виде весил 410 карат

.

В 1886 году сокровища французской короны выставили на торги. «Регент», купленный Лувром за 6 миллионов франков, находится в музее и поныне.

Согласно оценке, стоимость камня составляла две трети всех королевских регалий. Раритет чудом уцелел после экспроприации французских королей, революционно настроенными гражданами. При разграблении королевского дворца, в 1792-ом, «Регент» пропал. Уникальный алмаз был найден и заложен республиканцами московскому купцу Трескову. Выкупил «Регент» генерал Бонапарт.

Алмаз принимал участие в коронации на эфесе шпаги Наполеона, закрепленной на белой бархатной перевязи. Папа Римский, освящая императорские регалии, вероятно, снял проклятие с алмаза «Регент», имевшего черную-пречерную репутацию.


Коронационное кольцо Жозефины – огромный рубин в золоте. Мальмезон, Франция.

Все пройдет – пройдет и это. Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул и все началось «с точностью до наоборот». Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр.

А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец!

В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.

Даже не знаю,что будем обсуждать: картину художника Жака Луи Давида или драгоценности Наполона и Жозефины.Вам виднее,что вам больше понравилось.

18 мая 1804 г. был издан сенатус-консультум, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором. Императорский сан объявлялся наследственным и передавался "по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства".

Жан-Жак Камбасерес, председатель Сената, немедленно выехал в Сен-Клу, резиденцию Первого консула, чтобы зачитать ему сенатус-консультум. Тот отреагировал сдержанно: «Я принимаю этот титул, который вы нашли полезным для славы народа». Разумеется, это не было для него новостью.

18 мая Французская Республика согласно новой Конституции прекратила свое существование, Франция отныне именовалась Французской Империей.

Как только была провозглашена Империя, Итальянская Республика должна была быть превращена в вассальное королевство. Итальянцы согласились на такое изменение, оговорив, что две короны остаются отдельными. Наполеон хотел посадить на трон своего брата Жозефа, но тот скромно отказался. Он хотел оставаться французским принцем и сохранить в Империи свои права на наследование. Наполеон в конце концов решил сам надеть железную корону (Милан, 26 мая 1805 г.) и именовал себя Императором французов, королем Италии.

Наполеон считал, что настоящий император должен получить благословение Рима, как Карл Великий за тысячу лет до этого. Следует отметить, что Карл Великий сам ездил к римскому Папе. Наполеон же вызвал понтифика в Париж. После долгих размышлений Пий VII всё-таки согласился приехать на коронацию императора. А что ему оставалось? Французские войска стояли совсем недалеко от Рима.


1. Наполеон принимает в Сен-Клу сенаторов и консулов, провозгласивших его Императором французов, Жорж Руже.

Декрет от 18 июля 1804 г. утвердил протокольный наряд всех участников церемонии. Под присмотром графа де Ремюза, мастера королевского гардероба, засуетились мастера по вышиванию, изготовители нарядов и портные. Коленкур, грандконюший, подготовил экипажи. Он отобрал 140 лошадей, 8 из которых были светло-рыжими для кареты Императора, и заказал 40 новых экипажей для членов кортежа.

По заказу Наполеона ювелир Бьенне разработал "Отличия Императора": золотую корону в виде лаврового венка; большой вермиловый скипетр, украшенный орлом, восседающим на молнии; жезл юстиции из слоновой кости с пятью растопыренными пальцами на вермиловой основе; вермиловый шар, украшенный крестом; и золотую цепь Почетного Легиона.



2. Наполеон планирует церемонию коронации, Жан Жорж Вибер.

И вот наконец 1–2 декабря состоялись долгожданные торжества. 10 фримера (1 декабря) Сенат в полном составе явился в Тюильрийский дворец, чтобы сообщить результаты плебисцита: три миллиона пятьсот семьдесят две тысячи голосов были поданы за провозглашение Наполеона императором французов и две тысячи пятьсот семьдесят девять голосов - против.


3. Репетиция Коронации, Жак Мари Гастон де Бревиль.

2 декабря 1804 г. Во внутреннем дворе Тюильри и на украшенных балконах дворца громадная толпа ждет выезда Наполеона и Жозефины. Незадолго до десяти утра появилась Императрица. Она просто сияла в своем коронационном платье, которое отлично сидело на ней и делало моложе. Жозефина была одета в белую сатиновую тогу, украшенную золотыми пчелами и бриллиантами, которые сверкали в лучах солнца в этот прекрасный, но холодный день. Вскоре вышел Император, одетый в костюм французского стиля из красного вельвета, украшенный золотом. Ровно в десять залпы артиллерии возвестили парижанам о выезде кортежа. Во главе его гарцевал маршал Мюрат, окруженный своими офицерами в полном наряде, за ними следовали эскадроны карабинеров и кирасиров. После выступали гвардейцы и мамелюки, затем герольды и десять карет с министрами, гранд-офицерами Империи или Короны и принцессами семьи. В сердце кортежа находилась карета суверенов, громадная, роскошная, отделанная золотом повозка резного дерева с восемью окнами, запряженная восемью великолепными гнедыми. Она медленно продвигалась со скоростью, приличествующей монархам.



4. 2 декабря 1804 года. Кортеж Императора направляется из Тюильри к Собору Парижской богоматери.

Кортеж с трудом пробрался сквозь извилистый лабиринт узких улочек, ведущий к Нотр-Даму. Громадная толпа - примерно 500 000 зрителей - еще более замедлила продвижение процессии. Отовсюду раздавались приветственные крики в честь Императора и Императрицы.

Был уже почти полдень, когда императорская карета остановилась перед дворцом архиепископа. Наполеон и Жозефина переоделись в большой коронационный наряд. Император повесил на бок меч, поместил на голову золотую лавровую корону и взял в руки скипетр и жезл. Императрица надела тиару из аметистов, а на плечи набросила императорскую мантию.

В заледеневшем соборе уже несколько часов ожидал папа Пий VII, выглядевший, как покорная жертва. Приветствуемая духовенством, императорская пара взошла на хоры, а папа запел "Творца".



5. Коронация Наполеона I, Жак Луи Давид.

Когда папа хотел возложить на его голову корону, Наполеон выхватил ее из рук первосвященника и вознес её над своей головой. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: император не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных.

Один из свидетелей вспоминает: "Он напоминал античный медальон. Но он был сильно бледен, искренне растроган, а выражение глаз было суровым и несколько обеспокоенным". Император сошел вниз по ступенькам, подошел к Жозефине и сам короновал ее. Императрица после этого встала, чтобы занять свое место на троне, стоящем на возвышении. Но принцессы держали шлейф ее мантии с таким отвращением и злонамеренностью, что она почти споткнулась, откинувшись под весом вельвета и горностаев. Между Императрицей и ее золовками началась горячая перебранка.


6. Наполеон в полном императорском облачении, Жан Огюст Доминик Энгр.

Папа обнял Императора и запел "Vivat Imperator in aeternum!", который прогремел по всему собору, сопровождаемый "Te Deum". Затем там же, под гулкими сводами собора, император громким голосом принес присягу. Император клялся управлять единственно в целях пользы, счастья и славы французского народа.


7. Фейерверки по случаю коронации Наполеона.

С этой минуты Наполеон считался "коронованным представителем победившей Революции". Церемонию окончили герольды, возвестив: "Прославленный и августейший Наполеон, Император французов, коронован и возведен на престол, да здравствует Император!"



8. Аллегорическое изображение императора Наполеона, Андреа Аппиани.

В три часа пополудни кортеж тронулся в обратный путь к Тюильри. Празднества начались на следующий день: дневной концерт перед Тюильри, балы на Плас де ла Конкорд и на бульварах, раздача на улицах 75 000 серебряных медалей, разбрасываемых герольдами, как делали короли Франции, и фейерверк вечером.

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя честолюбивому Наполеону. На этой волне его неизменно восхищало все романское. Он обожал ювелирный стиль «а-ля Цезарь» с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен: не терпит серебра, его оправа - платина и восемнадцати каратное золото украшенное элитными камнями - бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами.

Коронация

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал стране: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа». Кого-то напоминает…

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Ей предшествовала серьезная подготовка. К празднику в стиле Цезаря по всему Парижу окна богачей завесили знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались на сквозняках разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные минувшей революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Римской Империи.

И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике расшитой золотом и Жозефина в белом атласном платье с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия вышитая золотыми пчелами весила восемьдесят фунтов, её услужливо поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона.

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер граф Луи Филип де Сепор отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где после беспредела революции можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка: во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», тут Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе - он сам знает, что делать дальше, и тут же собственноручно короновал себя и Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII ничего не оставалось как кисло объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Корона Карла Великого (Шарлеманя) - древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Увенчанные крестом четыре золотые пластины были украшены драгоценными камнями, а позднее — большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий возводила на трон французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон, как давний поклонник Римской империи, лоббировал все относившееся к тому времени и месту. Он спал и видел: римские императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он - Бонапарт? Французские ювелиры спешно ковали золотой лавровый венок. Символ доблести обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог постичь её пропорции. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее мадам де Богарне станет владелицей сотен, затем тысяч украшений и камней без оправы. А Наполеон будет безостановочно покупать новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной - алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои».

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир (основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году) изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и ещё пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) к началу декабря 1804 года.

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Покрасовался, снял, и «запросто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к стоящей на коленях Жозефине и поднял корону над её головой. Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, а ее фотографии свидетельствуют, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами - обе короны тут присутствуют.

Картина

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьёзный заказ серьёзного человека, без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля). Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности… Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили: ни одна из королев в течение нескольких веков не удостаивалась подобной чести.

В первом варианте давидовской картины Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой держал шпагу с «Регентом», прижимая её к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора коронующим Жозефину. Повторяю: это была редкая наглость.

Картина Давида — вольный полёт фантазии. Император хотел непременно видеть на полотне мать, которая была обижена на него и находилась во время коронационных торжеств в Риме. Послушный Давид изобразил Летицию Рамолино в центре. Сегодня гигантское полотно находится в Лувре, галерея Денон.

Продолжение следует…

Вконтакте