Как продавались русские рабы в древней руси. Тиун - это слуга князя или боярина

  • 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.
  • 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
  • 1.4. Тематический план учебной дисциплины «История» для студентов БкУ-100
  • 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины планы лекционных занятий
  • Планы семинарских занятий
  • Семинарское занятие №6
  • Основная литература:
  • Семинарское занятие № 7 Тема. Россия в 1907 – 1913 гг. (2ч.)
  • Семинарское занятие №8
  • Организация самостоятельной работы студентов
  • Тематика контрольных и курсовых работ
  • Вопросы к экзамену
  • Список рекомендуемой литературы Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
  • Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Культура
  • 2.5.1. Как готовиться к экзамену
  • 2.5.2. Как работать на экзамене
  • Раздел 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций Практические задания к лекции №1
  • Практические задания к лекции №2
  • Практические задания к лекции №2
  • Практические задания к лекции № 4
  • Практические задания к лекции №5
  • Практические задания к лекции №6
  • Практические задания к лекции №7
  • Практические задания к лекции №8
  • Практические задания к лекции №9
  • Практические задания к лекции №10
  • Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
  • Аннексия - насильственное присоединение государством территории, принадлежащей другому государству или народу.
  • Аренда - предоставление имущества (земли) его хозяином во временное пользование другим лицам за плату.
  • Гегемония - от греч. Hegemonia предводительство, господство), руководство, первенствующее положение.
  • Капитал - (от лат. Capitalis –главный) – «все, что способно приносить доход», или «ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг»; вложенные в дело деньги, приносящие доход.
  • Колониализм - захват заморских территорий с целью их грабежа и экономической эксплуатации. Колониализм сопровождается порабощением местного населения.
  • Либерализм - общественно-политическое движение:
  • Метрополия - государство, обладающее колониальными владениями.
  • Монополия - исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, предоставляемое одному лицу, группе лиц или государству.
  • Пошлина - особый вид налога, взимаемый государством за определенные виды услуг (договоры аренды, оформление наследства, провоз товаров через границу и т.Д.).
  • Революция - коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
  • Свобода совести - свобода исповедовать любую религию или быть атеистом
  • Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.
  • Фабрика - промышленное предприятие, основанное на машинном производстве с разделением труда.
  • Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
  • Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.

    Трехполье – севооборот с чередованием пара, озимых, яровых культур на разделенном на три части земельном участке. Одна часть земли засевается весной, вторая – поздней осенью, третья – остается под паром.

    Тысяцкий – военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение – «тысячу» и первоначально назначаемый князем. Затем в городах, где развилось вечевое управление, эта должность стала выборной (Новгород), где вечевое управление не играло большого значения тысяцкий всегда назначался князем.

    Тягла - в России 15- начала 18 в. денежные и натуральные государ­ственные повинности крестьян и посадских людей. В 18-19 вв. т. - единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков. В 1722 г. этот термин выходит из употребления.

    Удельное княжество – удел на РусиXII–XVIвв. составная часть крупных великих княжеств, управлялось членом великокняжеской семьи

    Уезд - административно-территориальная единица с 13 в.

    Уложенные комиссии - временные коллегиальные органы в России.Созывались для кодификации законов, вступивших в силу после соборного уложения 1649 г.

    Уния - объединение, союз государств.

    Урбанизация – концентрация населения в большие общины – города.

    Уровень жизни – степень удовлетворения материальных и духовных потребностей.

    Фабрика - промышленное предприятие, основанное на машинном производстве с разделением труда.

    Фаворит - лицо, пользующееся благосклонностью правителя, влиятель­ного лица, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние.

    Факт исторический – событие или явление исторической действительности; сообщение источника; т.е. информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии.

    Федерация - форма государственного устройства, представляющая со­бой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных обра­зований, обладающих юридически определенной политической самос­тоятельностью.

    Феодальная раздробленность – закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Начиная с 30-х годов XIIв.

    Феодальная рента - одна из форм земельной ренты, существовала в отработочном (барщина), продуктовом (натуральный оброк) и денежном видах.

    Фискал - в 1711-1729 гг. государственный служащий для надзора за деятельностью, главным образом финансовой, государственных учреж­дений и должностных лиц. В переносном значении - ябедник, до­носчик.

    Флорентийская уния – соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в 1439 г. Православие должно было принять догмы католического вероучения, сохраняя православные обряды. Греческое духовенство и византийский император согласились на подписание Унии, надеясь получить поддержку Западной Европы в борьбе против турок. Документ подписал и русский митрополит Исидор (грек по национальности), однако ВасилийIIи русское духовенство отказались принять Унию. Исидор был низложен, а в 1443 г. уния была отвергнута и Византией.

    Формация общественно-политическая - общество, находящееся на оп­ределенной ступени исторического развития.

    Харизма – свойство некоторых людей внушать людям веру в их особые способности.

    Харизматическая власть – это власть, основанная на преданности лидеру, которому приписываются некие высшие, почти мистические свойства.

    «Хождение в народ» - массовое движение демократической и рево­люционной молодежи в деревню (1873-1874).

    Царь - официальное звание (титул) главы государства (монарха) в России (до 1917 г.). Титул царя равнозначен титулу короля, является высшим монархическим титулом.

    Централизованное государство – государство, объединившее вокруг сильной централизованной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический и экономический характер.

    Цесаревич - официальный титул наследника престола. С 1797 г. пере­давался только по мужской линии.

    Цивилизация – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

    Части особого назначения - военно-партийные отряды в 1919-1925 гг. при заводских ячейках, райкомах, горкомах партии для помощи советским органам в борьбе с контрреволюцией, активно учас­твовали в организации «красного террора».

    Челядь - в 9-12 вв. рабы, позже широкий круг феодально-зависимых людей. В 18-19 вв. дворовые люди помещиков, прислуга.

    Черносошные крестьяне - в 14-17 вв. лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности. В 18 в. стали государственными кресть­янами.

    Чин - служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности.

    Чиновник - государственный служащий, имевший определенный клас­сный чин по табели о рангах.

    Штандарт - знамя кавалерийских частей в русской армии (с 1731 г.).

    Эволюция - развитие явления или процесса - в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов

    Экспроприация - проводимое государством принудительное безвозмездное изъятие имущества.

    Эмиграция - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок по политическим, экономическим или другим причинам.

    Эпоха - промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-либо характерные особенности.

    Язычество - термин, введенный в оборот богословами монотеистичес­ких религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многих веков до появления монотеизма.

    Ярлыки - льготные грамоты монголо-татарских ханов золотой орды подвластным светским и духовным феодалам.

    ВОЛЬНЫЕ СЛУГИ ВОЛЬНЫЕ СЛУГИ - в Удельной Руси XIII -XIV вв. младшие дружинники, не связанные с князем обязательной службой и вместе с боярами пользовавшиеся правом отказа и отъезда (перехода на службу) к другому князю.

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Смотреть что такое "ВОЛЬНЫЕ СЛУГИ" в других словарях:

      Так назывались в древней Руси служилые люди, пользовавшиеся правом отъезда, преимущественно менее знатные и могущественные из них; лучшие же из них обыкновенно назывались боярами. Право отъезда заключалось в праве свободного перехода со службы… …

      ВОЛЬНЫЕ СЛУГИ - в Древней и удельной Руси служилые люди, пользовавшиеся правом отъезда; лучшие из них обыкновенно назывались боярами. Право отъезда заключалось в праве свободного перехода со службы одного князя на службу другого. В договоры между князьями… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

      вольные слуги - в Удельной Руси XIII XIV вв. младшие дружинники, не связанные с князем обязательной службой и вместе с боярами пользовавшиеся правом отказа и отъезда (перехода на службу) к другому князю … Большой юридический словарь

      I как высшее правящее сословие в России возникло на почве государственной службы. Так как в древнее время государственная служба ничем не отличалась от личного услужения князю, то этим прежде всего объясняется разнообразный состав общественных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Так назывался у нас прежде договор, для обозначения которого употреблялись еще равнозначные термины ряд, или крестное целование. Значение договора в древнее время было гораздо шире, чем в наши дни. Им определялись не только гражданские отношения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      А. История русского права. 1) Очерк развития государственных учреждений и источников правообразования до начала XVIII века. Период княжеский, или вечевой. Источники права имеют двоякое значение: это или те творческие силы, которые порождают право … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Дворяне - ДВОРЯНЕ. Въ удѣльное время Д. назывались тѣ лица, к рыя постоянно состояли при дворѣ князя: это были и несвободные княжескіе дворовые люди и свободные представители младшей дружины, гриди. Въ памятникахъ впервые терминъ дворяне встрѣчается подъ… … Военная энциклопедия

      I Система государственной С., существующая в настоящее время в различных европейских государствах, есть результат долгого исторического процесса, находящегося в тесной связи с развитием самого государства. В государствах, основанных германцами,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - («Отъезд») термин, употреблявшийся в русских источниках 14 16 вв. для обозначения права феодалов переходить на службу к другому сюзерену. Право «О.» имели бояре и вольные слуги, и оно фиксировалось в договорных грамотах (последний раз в… … Большая советская энциклопедия

      Плата за службу; в старину означало сетование, печаль, затем милость, льготу, дар. Такой характер имело жалованье, которое вольные слуги (см.) получали за службу у древнерусских князей, в виде различных поземельных владений. С течением времени,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Тиун - это устоявшееся родовое название для ряда категорий, в которые входили персональные княжеские и боярские слуги. Ещё этим именем в Древней Руси прозвали государственных служащих, а вернее их должности в административно-судебной области.

    Значение

    В Киевской Руси тиу́ном (тиву́ном) называли княжеского или боярского управляющего, приказчика, управителя, в Великом Литовском Княжестве и в Московском государстве до XVII в. — название хозяйственных, наместнических, церковных и судебных должностей. Сама функция имеет скандинавские корни и на территорию Руси прибыла благодаря варягам (др.-сканд. thionn). Этимология слова демонстрирует его весьма широкое распространение: со старорусского это слово значит «управляющий», в украинском это «надзиратель», «управляющий имением». Тиун - это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах.

    Тиун на Руси

    Тиун в Древней Руси - это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок. Огнищный, более позднее название - дворцовый, нёс ответственность за дом, двор. Конюшный тиун, соответственно, отвечал за лошадей и стойла, работу на конюшне. На сельском и ратайном лежали полевые работы и т. д. Тиуны являлись самой необходимой опорой и помощью для землевладельцев-феодалов в управлении и суде. Большинство из них были несвободны. Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор. В «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» (это означает отсутствие должного договора) как об одном из источников холопства. Несмотря на это, общественное положение княжеских тиунов было весьма высоко. За убийство сельского или ратайного - 12 гривен, за убийство прислужника боярского - 40 гривен. За княжеского огнищного установлен самый большой размер - 80 гривен.

    Холопа-тиуна допускали быть свидетелем в суде, если не было иных, свободных, хотя правило гласило «послушества на холопа складают». При этом суд над ним мог проводить только лично князь. Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами. Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот. Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией. Несмотря на то что вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, его доходы наполовину не достигали прибыли наместника. Население восставало против ненавистных ему чиновников (можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году). В литературных памятниках тиун - это корыстный притеснитель народа (к примеру, в Слове

    Тиуны в и Великом Княжестве Литовском

    Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям. В 14-17 вв. продолжал существовать княжеский тиун, занимавшийся его хозяйством. Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями (позже их стали называть наместниками) и собирали дань (которое в ту пору ещё называлось «полюдье»). В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин.

    Тиуны и Церковь

    Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея. Согласно постановлению главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви. Они смотрят, как священнослужители и поповские старосты выполняют свой долг.

    Тиунская изба

    Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года. Однако положение дел изменилось. С 1674 по 1690 года патриархом Иоакимом была заменена Тиунская изба по приказу церковных дел. В 1724 году она была окончательно закрыта. Архиереи последовали примеру патриарха и ввели в моду открытие Тиунских изб или приказов. Последние несли ответственность за такие же дела, относящиеся к епархиальному управлению, как в былые времена и тиун. Для создания помощи Синоду во времена Петра I была создана палата, которая также называлась конторой, но уже в следующем году она была упразднена.

    Тиун - это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей. Эти люди следили за домом, полем, животными, занимали определённое положение в церкви или являлись чиновниками.

    Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.

    «Челядь»

    Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

    В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

    После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» - два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

    «Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

    Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

    В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160-200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

    Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

    Рабство по закону

    На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Еще одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.

    Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.

    В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.

    Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.

    Плюсы и минусы рабства

    Если разобраться, рабовладение представляло собой вполне эффективный экономический институт. Люди могли служить предметом купли-продажи, могли быть обменены на другие, «неодушевленные» товары, или взяты в счет уплаты долгов и налогов. Хозяева получали практически дармовых работников «за кров и еду», те не могли по собственному желанию покинуть «рабочее место» или потребовать лучших условий… Иногда это было выгодно и самим рабам: они обретали хоть какую-то стабильность, могли не заботиться о жилье и куске хлеба.

    Но, с другой стороны, принуждение не может являться достаточным мотивом для качественного труда. Как показывает практика, лучшей мотивацией для работника являются повышение качества жизни и возможность самореализации. Увы, рабство все это исключает.