Как вести себя с грубыми людьми. Как разговаривать с хамами - мастер-класс от психолога. Нет сил молчать

2 3 966 0

Любой человек эмоциональный. Кто-то ярче проявляет выход эмоций, кто-то слабее, но все рано или поздно позволяют себе срываться на окружающих. Если человек обладает взрывным темпераментом, то подобные срывы проявляются довольно-таки часто.

Для выхода эмоций не обязательно человеку попасть в сложную ситуацию, ему достаточно малейшего повода. Человек защищает себя, свою свободу, борется с несправедливостью доступным ему способами.

Если меланхолик может построить паутину и медленно мстить обидчику, то холерику нужно немедленно все выплеснуть наружу. Истерики, скандалы, хамство обычно вызвано тем, что человек недоволен своей жизнью и видит только то, что весь мир настроен против него. Он защищается хамством и выгрызает себе счастье. А еще есть банальная невоспитанность. Человек общается хамством, для него это просто слова приправленные специями эмоций.

Почему человек срывается именно на вас? Зачастую не нужно искать даже причину. Он срывается потому что невоспитан, обижен или трусливый интроверт.

Так как же реагировать на несправедливые выпады в ваш адрес? В первые секунды сложно взять себя в руки и начать воплощать интеллигентный план победы. Или сразу признать свое поражение и умыть руки? А может быть ответить так же?

Отвечая хамством на хамство просто начинается подтасовка в которой виноватых двое.

Никто со стороны не признает правоту одного из двух, а будут считать двух соперников одинаково невоспитанными. Поле брани со временем станет полем битвы, значит драка, побои и затянувшиеся выяснение отношений. Из “жертвы”, на которую незаслуженно напали, вы станете таким же хамом и грубияном. Поэтому нужно находить правильные выходы из сложившейся ситуации. Изящно, интеллигентно, остро и быстро. Это уже ювелирная работа и лучше сценарий знать заранее.

Вычеркнуть из жизни

Этот метод простой и доступный, относится, как правило, к случайным людям. Ну, нахамили вам в автобусе, отвернитесь и забудьте.

Человек выплескивает агрессию на посторонних в случае полным недовольством жизнью. Таких людей нужно просто пожалеть.

Они ходят по очередям, носятся по местам скоплений людей и изрыгают грубостью на любого. Они так живут и слава Богу, они вам чужие. Так что выход один – развернитесь, уйдите и забудьте. Вычеркнуть из жизни порой приходится и близких людей. Если вам постоянно хамит супруг, то подумайте, а с тем ли человеком вы идете по жизни? Если все время хамит, унижает и грубит начальник? Подумайте, неужто на этой работе свет клином сошелся?

Остальные четыре метода относятся к ситуации, когда вы принимаете решение жить с хамом, но сделать так, чтобы его хамство в ваш адрес прекратилось.

Пожалеть

Человек хамит потому что недоволен собой, а не вами. Он выкрикивает то, что его самого очень ранит. Он думает, что надавит на ваши болевые точки, так как знает о своих. Что хочет человек? Просто, чтобы его пожалели. Это как ребенок, который закатывает скандал, чтобы его взяли на ручки.

Если хам ваш близкий и родной человек, и это бывает не часто, то просто знайте – ему сейчас плохо. А срывается он на вас потому что вы ему дороги.

Кажется абсурдом, но это правда. Больше всех попадает самым любимым. Если любите хама, то будьте с ним не только тогда, когда ему хорошо, но и тогда, когда ему плохо.

Отдайте в ответ ему заботу и увидите, что через несколько минут он с благодарностью примет вашу поддержку и извинится за свои выпады.

Когда такой “хам” грубит, то он жалуется, рассказывает о своей боли. Любите? Пожалейте.

Отзеркалить

Метод “зеркало” работает всегда и во многих психологических приемах.

Хотите добиться расположения собеседника – отзеркальте его движения. Хотите, обратить на себя внимание парня/девушки – отзеркальте их смех, взгляд и мимику.

С хамами можно поступить так же. “Чудовище” должно увидеть свое отражение. Отзеркальте хама полностью: повторяйте за ним смысл сказанного, жесты, позы, тембр голоса и пр. Одно исключение – все нецензурные слова заменяйте на литературные.

Постарайтесь максимально интеллигентно, но так же громко и эмоционально донести до оппонента смысл его претензий без окраса обидных слов.

Обращаетесь к хаму с подчеркнутой и даже напыщенной вежливостью, помните как раньше: “Не будет ли любезен сударь”. Возможно это чересчур, но порой работает как ушат холодной воды на горячую голову хама.

Второй вариант отзеркаливания – это когда вы будете как попугай произносить все подряд за обидчиком, наделяя слова яркостью, смехом и сарказмом.

Доводите все до абсурда. “Вы говорите, что я дурак, ну что же, вам наверное виднее со своим средним образованием”. “Вы говорите, что у меня давно не было женщины, ну что же, свечки дома держать нет потребности”. Фразы приведены с учетом литературности, но думаем, вы поняли по какому руслу нужно плыть.

Поставить на место

Укусите его за больное место, но как бы играючи. Это место вы можете выдумать, вам не обязательно знать болевые места. Главное держите на лице улыбку, и место обозначьте громко и четко.

Например, к самым банальным “местам”: “Какая муха тебя укусила?”, “Ты что не с той ноги встал?”, “Тебя совсем ипотека извела, уже посерел от злости?”, “Ты что голодаешь, что уже на людей бросаешься?” . Дайте понять хаму, что в ваших глазах его место, когда тот хамит, где-то между крупнорогатым скотом и Дауном. Покажите ему, что вы не считаете его достойным общения. Опустите его пренебрежением.

Всем нам приходится время от времени общаться с хамами - в магазине ли, в автобусе, в присутственных местах. Как противостоять им, как защитить себя от их злобы и как остаться при этом в хорошем настроении?

Разновидностей хамов существует множество. Некоторые "хамоведы" даже пытаются создавать свои классификации. Однако всем хамам присущи некие типичные признаки, позволяющие нам без труда их идентифицировать. Каковы же они?

Многое о человеке говорит его речь (простите за невольный каламбур). Так вот, речь хама изобилует хвастливыми высказываниями, он как бы постоянно бросает вызов окружающим: не дай бог, кто-нибудь окажется хозяином положения вместо него. В речи проявляются его наглость и бесцеремонность. Он презрительно говорит о своих мнимых "соперниках". В разговоре хам частенько использует неприличные выражения, "плоские шутки", фамильярное обращение, обращение на "ты".

Для поведения хама характерно отрицание социальных норм, он их презирает, считает себя выше их. В то же время он может демонстративно разглагольствовать о "правах человека", которые вы якобы нарушили, о чести и достоинстве. Самому же эти понятия чужды. Хам эгоистичен, а потому "защищает" только свою "честь". Поведение хама демонстративно, он важен и всем своим обликом демонстрирует это. Заслышав о новом "сопернике", хам возбуждается, проявляет нетерпение, рвется в драку.

Хамские выгоды

Кому-то это может показаться странным, но именно при помощи хамства человек может удовлетворять некоторые из своих насущных потребностей.

Вам случалось кого-нибудь толкнуть, наступить на ногу или иным способом причинить ущерб? В 99 случаях из ста жертва реагирует вполне адекватно - принимает извинения или вообще не обращает внимания. А это значит, что хамов-то на самом деле не так уж много. Но один хам способен испортить настроение всему трамваю. Зачем он это делает? Если вспомнить реальные ситуации, поводы для трамвайных скандалов и их результаты, то становится очевидно, что ни о какой реальной защите интересов речи не идет. Истинный хам подобно странствующему рыцарю или пит-булю бросается в бой по велению долга, или, другими словами, из чистой любви к самому процессу. Но кое-чего он все-таки добивается.

На самом деле, преследуется несколько целей. Прежде всего, хам испытывает потребность в общении. Человек ограниченный, без явных интеллектуальных интересов, он нуждается в том, чтобы кто-нибудь пообщался с ним (пусть даже на примитивном уровне "автобусной разборки"), дабы таким образом заполнить на время душевную пустоту. Человек нуждается в эмоциональном контакте с окружающими так же сильно, как в воздухе и пище, и если он не может вызвать к себе любовь, то старается вызвать страх или ненависть. Привлечь к себе внимание, заинтересовать собеседника разговором, интеллектуальным спором хам не в состоянии, поэтому использует то, что ему доступно - брань, крик, оскорбления, высказывания, унижающие достоинство оппонента. Таким образом хам и удовлетворяет свою потребность в общении.

Вторая потребность - это потребность в признании. В подавляющем большинстве случаев хам не может достичь одобрения, демонстрируя или проявляя каким-либо образом свои ограниченные интеллектуальные ресурсы, но иногда он испытывает иллюзию признания, притягивая к себе внимание окружающих. В конфликтной ситуации, переросшей в скандал, на хама смотрят, с ним разговаривают (или вступают в перепалку) - а значит, признают его существование. Он понимает, что он - не «пустое место». Так удовлетворяется потребность в признании.

С этим перекликается потребность в демонстрации себя, потребность выделиться из толпы людей. Это присуще, как правило, людям истерического склада, коими хамы чаще всего и являются. Хам всегда из своего выступления устраивает маленький спектакль. Ему недостаточно одного зрителя (по совместительству - участника конфликта), он нуждается в большой аудитории. Пассажиры автобуса, люди на автобусной остановке, очередь в магазине - это Его зрители.

И конечно, хаму необходимо показать собственное превосходство. На самом деле, его самооценка низка. Такой человек в глубине души меньше всего бывает доволен сам собой. Да и за что ему себя хвалить? За то, что не достиг того уровня, который является социально одобряемым (не сделал карьеру, не принес пользу обществу)? Заниженная самооценка и множество других комплексов мешают общению с людьми.

Именно люди с комплексом неполноценности нуждаются в компенсации. А если этот комплекс сочетается с невежеством - то нет лучшего пути, чем хамство. Такому человеку важно продемонстрировать другим, что он «лучше» их, потому что сильнее.

И даже если хамом является человек, сидящий в директорском кресле, это еще не говорит о том, что его самооценка высока. Не исключено, что он понимает свою несостоятельность, свою ограниченность и не видит перспективы, путей своего дальнейшего развития. Проводимая им политика может удовлетворять лишь его эгоистические потребности, не способствуя развитию компании,которой он руководит. Желание доказать собственное превосходство осуществляется путем демонстрации оного любым путем, даже тогда, когда "соперник" будет унижен. Пристыдить, подавить его - цель хама. Как говорят специалисты, вообще-то он считает, что ничего собой не представляет, но если вы позволяете ему «потоптаться» на вас, у него появляется прекрасная возможность доказывать самому себе свое мнимое преимущество.

Порой, удовлетворяя эту свою потребность, хам становится смешон: он начинает говорить с людьми о незнакомых ему вещах. Ему-то кажется, что он умен, хотя невооруженным глазом видно, что он только пыжится показать себя умнее. Хам любит читать нравоучения, поучать даже тех, кто объективно умнее и мудрее его.

Таким образом, хам - это несчастная личность, лишенная любви и признания и заслуживающая не ненависти, а презрения и жалости.

С этим можно бороться!

Как же быть с хамами, которые постоянно норовят испортить нам настроение?

Существует несколько способов реагирования на атаку хама.

Простейшее решение состоит в том, чтобы использовать принцип ("око за око, зуб за зуб") и "перехамить" хама. Если вы чувствуете в себе недюжинную силу, достаточную для вступления в словесную перепалку, могущую плавно или не очень перейти в рукоприкладство, вы вполне можете преуспеть в этом. Вы лишите хама чувства собственного превосходства, ошеломив его же оружием. Однако, во-первых, вы не лишите его признания того, что он существует и заслуживает внимания, во-вторых, вступая в бой на чужой территории, вы можете и проиграть, и главное - вы потратите собственные силы и нервы.

Следующий сценарий общения с хамом: вам нужно игнорировать все его нападки и нелицеприятные высказывания. Однако если вы делаете это неискренне, демонстративно, то это ни что иное, как та же агрессия. Однако преимущество именно этого оружия заключается в том, что это оружие абсолютное. Если вы сможете молча смотреть хаму в глаза как на стенку (либо смотреть сквозь него, как сквозь стекло), не меняя при этом выражения лица, он просто захлебнется собственной злобой и будет уничтожен. Вы останетесь победителем, но при этом хам уйдет униженным и озлобленным (впрочем, признайтесь, иногда мы хотим достичь именно этого, дабы "отомстить" за наши моральные переживания).

Есть и третий путь! Путь отказа от скандала. Прежде всего, не нужно поддаваться эмоциям. Главное - оставаться на конструктивных позициях. Отнеситесь к хамящему, как к уличному проповеднику или торговцу, который пытается вовлечь вас в свою игру. Покажите, что это вам не интересно. Скажите "Да ну, бросьте, ерунда какая!" или еще что-нибудь в этом роде. Не встретив привычной реакции, запрограммированный на скандал человек тут же переключается, при этом вы не оставите в его сердце ни злобы, ни унижения, а только недоумение, поскольку привычная программа почему-то не сработала.

Наконец, четвертый путь - это путь, которым идут те, кто способен превращать врагов в друзей. Этот путь состоит в том, чтобы вспомнить, как несчастен человек, пытающийся уязвить вас, и отнестись к нему с искренней любовью.

Гареева Анастасия, психолог, психотерапевт-психоаналитик

Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство - это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.

В чем причины? Хамство - это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится. Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.

Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:

1) Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое - реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.

2) Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.

3) Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.

1. Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.

2. Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.

3. Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.

4. Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.

5. Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив - это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.

6. Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.

7. Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.

8. Настройтесь на позитив. Хамство - это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.

И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.

Автор: Антон Ясыр. Родители с детства учили нас быть вежливыми с другими людьми. В частности, они нас учили не хамить старшим, и уважительно относиться к младшим. Однако, к сожалению, это верно далеко не для всех людей. Есть люди, которые выбирают хамство главным способом доказать человеку свою правоту. Стоит ли порицать их, они ведь так воспитаны, по-другому не умеют…

В наши дни человек сталкивается с хамством чуть ли не каждую минуту своей жизни. Представьте себе ситуацию – рано утром вы, как и прежде, собрались на работу в приподнятом настроении, зашли в маршрутное такси, и совершенно случайно наступили на ногу стоящему впереди вас человеку. Как поведет себя в данной ситуации культурный воспитанный человек? Безусловно, он повернется к вам чтобы посмотреть, кто посмел потревожить его ход мыслей столь наглым образом. И тогда вы, глядя человеку прямо в глаза, виновато говорите: “Простите пожалуйста, я не нарочно”, на что человек спокойно ответит вам: “Ничего, все в порядке”.

Совершенно иначе обстоит дело с человеком некультурным и дурно воспитанным, для которого хамство – вещь обыденная. Вы даже не успеете открыть рот, дабы извиниться за то, что наступили ему на ногу, как услышите в свой адрес: “Что ты делаешь! Совсем обалдели, топчутся как слоны в посудной лавке! И откуда вы такие находитесь”. И тогда вы, как человек воспитанный, понимаете, что с одной стороны вы виноваты, однако с другой стороны ваш поступок не настолько ужасен, чтобы вызвать у собеседника столь агрессивную реакцию.

Итак, наверняка, вы неоднократно сталкивались с ситуациями, в которых вам незаслуженно нахамили. В данной статье пойдет речь о том, как человеку следует вести себя в случаях хамства со стороны других людей.

Кто такие эти хамы и что побуждает их к хамству? Хамы – это люди, видящие в любой коммуникации с другими людьми цель обидеть собеседника, унизить его или запугать любым доступным способом. Иногда, дабы обидеть человека, показать ему его ничтожность, хамы используют ухмылки, которые говорят красноречивее любых слов.

Пример: Одна подруга рассказала знакомой, что познакомилась вчера с парнем в кафе, на что та ехидно ухмыльнулась и спросила: “Ты с кем-то познакомилась?!” – и добавила – “дааа, он, небось, тот еще Казанова”. Что в переводе на человеческий язык означает: ты настолько некрасива, что вряд ли на тебя кто-либо обратит внимание.

Чаще всего с целью обидеть хамы проявляют к человеку агрессию, опускаясь до банальной истерики. В данной ситуации хамы не считают нужным говорить завуалированные фразы, говоря про человека все что думают прямо ему в лицо. Формула данного хамства проста – слово “Ты” + все нелицеприятные слова, имена существительные, которыми можно максимально задеть самооценку человека.

И еще одним видом хамства является…молчание. Да-да, именно молчание, а точнее полное игнорирование присутствия собеседника. Так, если человек задает хаму вопрос с целью узнать точку зрения последнего, а он в ответ молчит, это показывает абсолютное безразличие хама к собеседнику, что порой ранит острее любого слова.

Каковы основные причины хамства?

1. Желание хама быть замеченным окружающими его людьми, дефицит общения, любви и внимания. Безусловно, данная причина является основной. Хамами чаще всего становятся люди, которым родителе в детстве не говорили слов похвалы, которым не уделяли достаточно внимания, к словам которых не относились всерьез. Каждому ребенку внимание и любовь родителей необходимы как воздух – это факт, а потому ребенок, не получив внимание родителей естественным путем, прибегает к ужасному поведению и грубости. И тогда-то родители ребенка совершают, возможно, главную ошибку в жизни самого ребенка – они дают ему желаемое, обращают на него внимание и начинают ему потакать. Ребенок подмечает для себя – данный способ дает результат, и продолжает пользоваться им во взрослой жизни. Вот так-то и появляются на свет хамы. Именно поэтому игнорировать подобные способы достижения цели со стороны ребенка – большее, что могут сделать для ребенка его родители.

2. Стремление хама к самоутверждению за счет хамского поведения. Когда собеседник не может достойно ответить на хамство, хам замечает это и начинает унижать человека, возвышаясь в собственных глазах. Чаще всего человек не может ответить хаму потому, что боится его, либо зависит от хама. Нет необходимости отмечать, что в подобных условиях факт хамства не заслуживает не то что уважения – даже понимания и принятия. Хамы просто пользуются своим положением для самоутверждения. Если бы человек никак не зависел от хама, последний вряд ли бы прибегал в разговоре к хамству. Чаще всего такие хамы встречаются среди людей, обладающих даже минимальной властью. Начальники часто срываются на своих подчиненных, а те, движимые страхом выговоров и увольнения, покорно молчат и слушают.

3. Состояние разочарования, усталости и отчаяния. Находясь в одном из этих состояний каждый из нас способен ни с того, ни с сего нахамить собеседнику, даже не будучи при этом хамом. Как правило, после случившегося человек извиняется, а собеседник (если конечно он не является хамом) принимает его извинения. Однако если культурный человек нахамит человеку менее культурному (т.е. хаму), то никакие его извинения не пройдут, ибо хам будет уже на взводе, сделав все для начала конфликта.

Также следует отметить, что к хамству может привести неумение человека четко аргументировать свою точку зрения. Когда двое людей спорят, и один из них приводит конкретные доводы относительно правильности собственной точки зрения, другой, будучи абсолютно уверенным в своей правоте, но не имея возможности донести свою позицию до собеседника, решает все же идти до конца и переходит на откровенное хамство. Как правило, в 99 % случаев перешедший на уровень хамства собеседник не только проигрывает в споре, но и показывает окружающим людям свой низкий уровень культуры.

Как реагировать на хамство? Реакция у человека на хамство может быть самая различная. Однозначен ответ на вопрос относительно того, как не стоит вести себя – как ведут себя неуверенные в себе люди, когда им нахамят. Неуверенные в себе люди принимают все замечания и оскорбления хама на свой счет, чем еще больше подрывают в себе остатки уверенности. Они полагают, что если им нахамили, значит для этого абсолютно точно имеются предпосылки. Так, если неуверенную в себе женщину назовут “слоном”, она начнет считать себя не в меру упитанной, и у нее разовьется комплекс неполноценности.

Для защиты своих прав и интересов, а также сохранения высокой самооценки рекомендуется следовать следующим советам по правильному реагированию на хамство:

1. Не позволяйте хаму захватить абсолютный контроль над ситуацией. Если хаму удастся контролировать ситуацию, мало вам не покажется. Помните – вне зависимости от того, каков статус вашего собеседника, вы вправе требовать к себе уважения. Если же собеседник хамит вам и ни во что не ставит – читаем совет 2.

2. Поставьте хама “на место”. Очень часто хамы так увлечены своей игрой, что теряют чувства контроля, и их несет в словесном потоке хамства. В таких случаях на хамство лучше также ответить хамством, чтобы умерить пыл самого хама. Помните – даже если вы не хам, вы также являетесь человеком и накапливаете эмоции, как позитивные, так и негативные. Поэтому, если вы промолчите в ответ на хамство, придя домой вы выплеснете весь ваш негатив не на хама, которого вы впервые видите и быть может никогда более не увидите, а на родных и близких вам людей – на свою семью. Многие хамы, прибегая к неуважительному способу общения, искренне верят в свою безнаказанность. Ваша задача – развеять этот миф. Чем чаще отвечать хаму в жесткой форме, тем реже у него будет появляться желание хамить.

Следует заметить, что когда вы будете хамить в ответ на хамство, вам следует контролировать черту, зайдя за которую вы опуститесь до уровня этого хама и станете ничуть не лучше, чем он. Пусть ваше ответное хамство будет адресовано исключительно хаму, и не носит характер показательного выступления (громкий крик, размахивание руками и т.д).

3. Не принимайте все негативные фразы хама на свой счет. Когда хам начинает откровенно хамить вам, обзывая вас нелестными словами, лучшее что можно сделать – посочувствовать ему, и не принимать его слова близко к сердцу. Эти слова сказаны не лично вам, а всему, что происходит вокруг этого человека. Человек не может быть доволен своей жизнью, если допускает хамство по отношению к другим людям. Скорее всего жалость и понимание – единственное, что заслуживает этот человек. Если человек в процессе нормального диалога начинает хамить, это показывает то, что он слабее вас, а разве можно всерьез воспринимать слова более слабого человека, чем вы. Конечно нет. Вы такой, каким себя считаете сами, а не каким вас видят другие люди. Если человек хочет видеть только плохое – он его и будет видеть. И вы никак этого человека не переубедите в том, что на самом деле в жизни есть много прекрасного. Вот так и в отношении оценки хамом вас как человека – вы хоть миллион раз доказывайте, что он вы не такой – он будет стоять на своем. Поэтому просто проигнорируйте все негативные замечания, брошенные хамом в ваш адрес.

4. Подавите хамство юмором. Иными словами, просто высмейте всяческие попытки хама унизить или обидеть вас. В следующий раз, когда вам бесцеремонно хамят прямо в лицо, ответьте на хамство улыбкой, которая как бы скажет собеседнику – “Хами-хами, хоть лопни от злости, мне твое негодование “до лампочки”. И пускай ваша слегка ехидная улыбка вызывает у хама целую бурю негативных эмоций, пусть он еще интенсивнее начнет обзывать вас, вам это будет безразлично. Более того, впоследствии это может вызвать у вас безудержный смех. И тогда хам поймет, что потерпел сокрушительное поражение, не вызвав у вас ничего, кроме насмешки. Когда вы видите, что хам вскипел подобно нагретому чайнику, добейте его вопросом: “А почему вы нервничаете? Вас что-то задевает? Неужели вы хотите обидеть меня? Ну ладно вам, довольно!” и вновь расплывитесь в улыбке, что окончательно подавит вашего собеседника. Старайтесь сделать так, чтобы последнее слово всегда оставалось за вами, когда хам психологически будет надломлен, вы захватите нити разговора в свои руки.

5. Пожалейте хама. Хамы всегда на хамство отвечают ответным хамством, тем самым подпитываясь энергетикой конфликта подобно энергетическому вампиру. Когда в разговоре сходятся два хама, разговор перестает носить характер диалога, превращаясь в два монолога, в котором каждый из собеседников кричит на другого и обвиняет его во всех грехах, при этом абсолютно не слыша того, что ему отвечает другой. Теряется главная черта диалога – обратная связь. Умный, вежливый и психически адекватный человек, услыхав хамство в свой адрес, не станет отвечать обидчику тем же, а просто проигнорирует его слова. Однако есть еще более прекрасный способ подавить всяческое желание хама унизить вас – пожалеть его.

Естественным ожидаемым ответом на хамство для каждого хама естественно служит хамство. Однако внезапно вы начинаете жалеть хама: “Вы наверное неважно чувствуете себя?”, “Вы выглядите уставшим, не хотите ли отдохнуть?”. Также можно не прибегать к жалости, а просто ответить хаму в вежливой форме: “Простите, уважаемый, вы, наверное, меня с кем-то перепутали”. Хамы, как правило, это люди, которые в детстве не получили от родителей должной заботы и воспитания, не любимы противоположным полом, неуспешные в жизни. Разве они не заслуживают сострадания. Согласен, сложно проявлять сострадание, когда тебе в лицо совершенно необоснованно “поливают грязью”. Но, уж поверьте, куда хуже ответить хамством, что означает встать на один интеллектуальный уровень с хамом, а нам это ни к чему.

Человек за своим хамством нередко скрывает собственные комплексы, с которыми он не способен справиться. Поэтому отнеситесь к хаму как к убогому человеку – ему и так досталось от жизни, бедняге. Ваше нестандартная с точки зрения хама реакция собьет его с толку и разрушит все его планы по эмоциональной подпитке вашими нервами и переживаниями.

6. Общайтесь с вышестоящими. Данный совет применим в случаях, когда вам хамят в каком-либо учреждении (банк, ресторан, магазин, заправочная станция и т.д.). Если вдруг в процессе обслуживания один из сотрудников начинает вам в наглую хамить, он тем самым посягает на ваши права. В таком случае хамить в ответ этому сотруднику бесполезно, ибо это не более чем пустая трата сил и энергии. Уточните у менеджера, кто является его непосредственным начальником, и обратитесь к нему с жалобой на качество обслуживания клиентов. В любом случае нельзя оставлять случаи хамства со стороны работников сферы обслуживания безнаказанными, ибо сотрудник-хам не поймет допущенной им ошибки, и следующего за вами клиента он обслужит точно также, а потому необходимо преподать сотруднику урок вежливости. После общения с начальником сотрудника-хама следует попросить жалобную книгу и описать в ней все произошедшее. Помните о том, что у вас есть права, и каждый кто задействован в сфере обслуживания должен уважать эти права и считаться с ними.

7. Подключите фантазию. Когда хам выражает все что он про вас думает вам в лицо, вы можете представить себе, будто хам находится за большим стеклом, и вы абсолютно не слышите того, что он говорит вам – ни единого слова. Этот прием очень веселый – вы видите, как хам размахивает руками, шевелит губами, пытается всячески завладеть вашим вниманием, но все тщетно – вы не слышите его.

8. Поговорите с хамом. Бывают такие ситуации, когда хамство нельзя просто проигнорировать либо высмеять. В частности, это относиться к вашим близким людям, знакомым, друзьям и коллегам, так как общение с этими людьми вы в любом случае будете продолжать, несмотря на хамство с их стороны. В таких случаях лучшее, что вы можете сделать для себя и для хама – поговорить с ним по душам. Спросите его, что у него сегодня стряслось, как он чувствует себя, узнайте у него, зачем он говорит вам неприятные вещи, чем обусловлено его поведение и т.д. Основная цель этого разговора – позволить хаму взглянуть на себя со стороны, переосмыслив свое поведение.

9. Перестраивайтесь на позитивный лад. Как правило, к хамству в процессе разговора прибегают люди с негативным взглядом на жизнь. Основное правило: “Подобное притягивает подобное” еще никто не отменял, поэтому можно сделать вывод, что людей с негативным взглядом на жизнь вы притягиваете сами посредством собственных мыслей. Отследите, какие мысли, позитивные или негативные, преобладают в вашей голове. Если вы заметите, что негативных мыслей существенно больше, вы должны начать работу по замене негативных мыслей на позитивные посредством позитивного взгляда на мир. Измените собственные мысли, и вы способны будете изменить вашу реальность.

Какой бы способ реагирования на хамство вы не выбрали, помните одно – не хамите в ответ на хамство, современные хамы только этого и ждут, дабы подпитаться вашей энергетикой. Лучше просто проигнорировать хамство и не принимать его на собственный счет. Удачи вам.

Взято с therapy.by/

В старину хамами называли очень бедных людей. И даже тогда их было намного меньше, чем сейчас. Хамы могут встретиться вам на работе, в общественном транспорте и в ресторане. Вести себя неадекватно и грубо могут ваши муж или сестра. Люди одного с ними уровня даже не замечают эмоционального напряжения и оскорблений. Остальные страдают от невоспитанности хамов в силу корректности и хорошего воспитания. Можно ли контактировать с этой категорией людей без ущерба для собственного психологического здоровья?

Хуже всего, если хам является вашим супругом или близким родственником. Случайное столкновение в офисе не сравнишь с постоянным сосуществованием под одной крышей. Не каждая готова «ходить по струночке», ласково общаясь с огрызающимся по мелочам супругом. Держать взрывного мужчину под контролем сумеет только прожженная стерва, готовая к постоянному противостоянию партнеров. Чтобы семейная жизнь обычной женщины с грубияном не привела к рукоприкладству, ей придется играть по правилам, установленным им же.

Если муж зарабатывает больше вас или вы вообще находитесь полностью на его содержании, изменить ситуацию будет непросто. Скорее всего, при каждой попытке он будет попрекать вас материальной зависимостью. Мягкой и женственной натуре проще развестись с таким, чем постоянно пить седативные препараты. Вы готовы воевать с ? Тогда не стесняйтесь показать свою неприязнь к хамскому поведению партнера. Поняв, что атмосфера в доме накаляется, демонстративно встаньте и выйдите в другую комнату. Не поддавайтесь на провокации – поставьте условие, что вы не будете с ним общаться, пока он не успокоится. Скажите, что у вас есть дела поважнее, чем выслушивание его оскорблений и претензий. Любителя укоров остановит только ваша независимость, поэтому желательно заранее устроиться на работу.

Иногда «жертва», состоящая в близком родстве с психологическим «насильником», подсознательно оправдывает его действия. Поплакав пару часов, она приходит к выводу, что сама виновата в том, что ее оскорбляют и унижают. Не делайте одолжение мучителю, оправдывая его гадкие поступки. Не лишайте человека возможности отвечать за свои действия. Как бы это ни было больно осознавать, вы должны четко уяснить – муж счел вас достойной такого оскорбления, и он обязан понести за это наказание. Какое – решать вам: кто-то готов хлопнуть дверью после первого скандала, а кто-то мстит в объятиях . Все зависит от вашего терпения и моральных устоев.

Не забывайте, что любую трагедию проще предупредить, чем ликвидировать. Перед тем, как выходить , внимательно присмотритесь к семье избранника – если там привыкли решать насущные вопросы криками и нецензурной бранью, навряд ли вас ждет спокойный и размеренный быт.

Коллега-хам способен отравить ваши рабочие будни. Причиной офисных склок чаще всего становится банальная зависть. Неважно, чем вы не угодили пакостнику – купили дорогое платье или получили внеплановую премию. Его цель – вывести вас на скандал и получить удовольствие от унизительного диалога на глазах у любопытствующего окружения. Ваша – лишить его такого удовольствия. Отстаивайте свою позицию, не выходя при этом за рамки приличия. Вы должны завоевать симпатию толпы (в идеале и начальства) – так проще расквитаться с неадекватом. Если он и прежде не отличался примерным поведением, у вас есть шанс добиться увольнения неприятного субъекта.

Альтернативный метод ведения войны – юмор. Не стесняйтесь подшучивать над недостатками и неудачами оппонента – он ведь вас не жалеет. Несколько раз отбив «подачу» хама, вы вызовете у него стойкое нежелание связываться с тем, кто бьет по больному месту.

Интеллигентный ответ сам по себе станет для грубияна большой неожиданностью. Цивилизованное общение для него некомфортно, поскольку оно редко приводит к столь вожделенному хамом конфликту. Он стремится перевести разговор с «жертвой» в удобную ему плоскость резких слов и громких звуков. Самоконтроль и показное дружелюбие – ваши главные козыри. Не показывайте свою слабину ни в коем случае, смотрите скандалисту прямо в глаза, не опуская и не отводя взгляд. Принуждение к нормальному разговору само по себе слишком дискомфортно для хама, поэтому он поспешит ретироваться.

Часто тяга к хамству появляется вместе с административными и управленческими функциями. Особенно склонны страдать грубиянством работники забегаловок, салонов красоты и медицинских учреждений. По понятной только им причине они уверены в своей неоспоримой правоте. Если вам «посчастливилось» ввязаться в конфликт с такой разновидностью хама, не стоит тратить зря бесценные нервные клетки . Требуйте книгу жалоб и предложений или сразу пишите претензию в орган по защите прав потребителей.