Казачье поселение состоящее из 1 2 дворов. Расказачивание в царской россии. Упразднение городового казачества крепостей Белгородской черты

Около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи и вступили в армию , однако, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей.

Часть запорожцев сперва ушла в Крымское ханство , а затем на территорию Турции , где осели в дельте Дуная . Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию.

Однако, ликвидация такого крупного воинского формирования, как Запорожская Сечь, принесла целый ряд проблем. Ведь при этом, все ещё сохранялась внешняя военная угроза России со стороны Турции. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов , который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско Верных Запорожцев », и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому , Антону Головатому и Захарию Чепеге знамёна и другие клейноды , которые были конфискованы в 1775 году .

Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско , участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 , стало впоследствии основой для Азовского и Кубанского казачьих войск.

Упразднение Екатеринославского казачьего войска

Было сформировано князем Потемкиным из поселённых в Екатеринославском наместничестве Бугских казачьих полков и однодворцев - бывших солдат Украинского ландмилицского корпуса , а также из приписанных к войску старообрядцев , мещан и ремесленников Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств в 1787 году . Численность населения войска по состоянию на 1788 год составляло более 50 000 человек, из них боевой состав достигал 10 000 человек. Отличилось во время взятия Аккермана , Килии и Измаила , принимая участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов .

Определенного законоположения о порядке службы екатеринославских казаков издано не было, и старшины Войска Донского управляли местными казаками по своему произволу. В силу этого, а также благодаря военным обстоятельствам, войско пришло в расстройство, и значительная часть екатеринославских казаков подала ходатайство о возвращении их в «первобытное состояние».

Расказачивание при Александре I

Упразднение Ногайских конных полков

Два Ногайский конных полка на правах казачьих, по пять сотен в каждом, были образованы в 1802 году из обращённых в казачье состояние ногайцев, обитавших в Таврической области на Молочных водах.

Из казаков было сформировано четыре уланских полка [Ольвиопольский (над бужскими порогами; ныне Первомайск), Бугский, Вознесенский и Одесский ], сведённые в Бугскую уланскую дивизию.

Упразднение Чугуевского казачьего войска

Расказачивание при Александре II

В частности, процесс расказачивания большой части казачьего сословия происходил при императоре Александре II .

Идеи расказачивания

Впервые курс на “расказачивание” был взят в ходе реформ 1860-х гг. Был выдвинут лозунг о том, что “роль и задача казачества уже окончены”, поскольку закончилась Кавказская война.

В Петербурге был создан специальный "Особый комитет по пересмотру казачьих законоположений". Как объявлялось, деятельность комитета должна была быть направлена на "повышение благосостояния" и "гражданственности" казаков. Однако, комитет даже не принял к рассмотрению предложения, выработанные к тому времени в Казачьих Войсках. На первом же заседании комитета военный министр Российской империи Дмитрий Алексеевич Милютин отметил, что в случаях противоречий между воинскими традициями казаков и “гражданственностью”, надо отдавать предпочтение последней.

К пропаганде против казачества широко подключилась пресса. В газетах писалось, что в структуры армий “современного” европейского государства не вписывается “архаичное” казачество. В частности, в либеральной газете “Голос” напрямую заявлялось о том, следует ли вообще поднимать вопрос о "благоустройстве" казачества и соответствующих расходах, если спорным является необходимость "самого существования этих Войск", поскольку их "силы" и "боевые качества" "не могут быть совершенны".

Это вызвало волну протестов. Всеобщее расказачивание пришлось отложить. Однако, были расформированы Дунайское и Башкирско-мещерякское Казачьи Войска.

Принудительное расказачивание

Не обошлось и без принудительного “расказачивания”.

От Кубанского Войска был отделен Черноморский край от Новороссийска до Адлера, который стали заселять армянами. Были отделены от Кубанского Войска и земли Ставропольской бригады. 12 казачьих станиц было переведено на положение крестьян. Такая же участь постигла и Адагумский полковой отдел.

От Оренбургского Войска была отделена западная часть Самарско-Оренбургской линии, а казаки тоже переведены в крестьяне.

На Казачьи Войска были распространены общегражданские суды, земства.

Расказачиванию подверглись и все сибирские станичные казаки : расказачены и перечислены в крестьяне. Перевод в

Происходило и постепенное вытеснение казаков со своей земли. Наделы казачьих офицеров и чиновников, которые раньше давались войском вместо окладов и пенсий, теперь стали частной собственностью, которую можно было продать, в том числе, и неказакам. И пришлые стали скупать землю. В итоге, число "иногородних" на Кубани и Тереке составляло в 1878 г. – 18 %, в 1880 г. – 44 %, по сравнению с 1 – 2 % в 1864 г.

В результате, всего два Войска сохранили свою территориальную целостность: Донское (которое было самым большим, а также потому, что донской войсковой атаман ещё до введения этих реформ получил все права губернатора) и Уральское (где земли были слишком неплодородными и куда не ехали "иногородние"). Земли остальных Войск были раздроблены. На землях казачьих войск вперемешку с казачьими юртами располагались гражданские волости.

Военная реформа

В это время была проведена серьёзная военная реформа, суть которой состояла в замене рекрутской системы воинской повинностью.

В 1875 г. Устав о всеобщей повинности был распространен и на казаков, однако это было воспринято как оскорбление. Казаки всегда рассматривали свою службу в качестве главного предназначения всей своей жизни, священного долга, а не какой-то “повинности”. Однако, в Уставе Казачьи Войска были указаны, практически, в самом конце - после войск запаса, перед частями, сформированными из инородцев, которых, вообще, относили к “вспомогательным войскам”, а не к основному кадровому составу армии. Срок строевой службы казаков был сокращен до 4 лет. При этом, казачьи полки были распределены “четвертыми полками” в общеармейские кавалерийские дивизии. Но и вся кавалерия была значительно сокращена военным министром. Осталось всего 16 кавалерийских дивизий, среди них лишь одна казачья - 1-я Донская. Всего, в армии мирного времени оставалось лишь 20 казачьих полков. Кроме того, по новым требованиям на военную службу призывались не все казаки, а лишь те кому выпал жребий. Те, на кого жребий не пал, должны были платить особый налог вместо службы.

Кроме того, по мысли реформаторов казачества, все особенности казачества должна была стереть подобная недолгая и не для всех служба в обычных кавалерийских дивизиях. Помимо прочего, быть казаком стало невыгодно и с материальной точки зрения - ведь, даже не отправляясь на военную службу, казак должен был "за свой кошт справить" коней (двух), форму, оружие (хотя, возможно его вовсе и не призовут на военную службу), нести войсковые обязанности, отвлекаться на регулярные военные сборы. Зачем нужно все это, если можно свободно выйти из казачьего сословия и, став крестьянином, мещанином или купцом, заниматься собственным хозяйством, торговать, заводить промыслы? Так, как по соседству живут все остальные. А в случае призыва на военную службу, то отслужить можно без всех этих хлопот по "самовооружению" и "самообмундированию", на полном государственном обеспечении.

Но, несмотря на это, факты добровольного выхода из казачества были, буквально, единичными.

Дальнейшему ходу расказачивания помешала русско-турецкая война (1877-1878) , в которой Россия, недооценив силы противника, столкнулась с турецкой армией, прекрасно обученной, вооруженной крупповскими пушками, новыми английскими винтовками и прекрасной кавалерией, сформированной из черкесов и чеченцев, вооруженных новейшими магазинными “винчестерами”. В значительной мере ситуацию спасло казачество, которое выполнило роль полноценного войскового резерва и смогло выставить 125 тыс. воинов. При этом, составляя лишь 2,2 % населения страны, казачество дало 7,4 % личного состава всех вооруженных сил.

Примечания

Новую Одессу .

  • Шамбаров В.  Первое “расказачивание” // Сайт  «www.shambarov.ru»
  • На вопрос Сколько в Российской Империи было казачьих войск? Какие были их наименования? заданный автором Кратковечный * лучший ответ это К началу Первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:
    Донское казачье войско, старшинство - 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)
    Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)
    Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
    Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)
    Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 - Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)
    Забайкальское казачье войско, 1655 (Забайкальский, Бурятия)
    Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)
    Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская)
    Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская)
    Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский)
    Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский)
    Кубанские -украинцы, а все остальные казаки -русские.
    Лучшее Средство от паразитов
    Просветленный
    (20283)
    Ну, конечно, украинские казаки. Запорожская сечь.

    Ответ от Марк Геллерштейн [гуру]
    Почитайте Костомарова


    Ответ от Владимир Щукин [гуру]
    Кругом только предательство....


    Ответ от Захария [гуру]
    Хорошо известно, что матерью Владимира Мономаха – Красное Солнышко была иудео-хазарская царевна Малка (Малуша) , а воспитателем был его дядя, брат Малки, Довбр. Он был иудео-хазарским витязем (богатырём) , поступил на службу к Святославу, чтобы быть рядом с племянником и сестрой. С него, видимо, нужно начать счёт службе иудео-хазар русским князьям, а Довбр (Добрыня Никитич как гласит легенда) играл большую роль в крещении Руси, и его нужно считать первым «выкрестом» . Притом Довбр был не один, с ним была иудео-хазарская дружина.
    Происхождение казаков не давало покоя православной церкви. Дабы скрыть их иудейские корни ею распространялась легенда о татарских корнях казаков (лишь бы не еврейских) . В летописях Войска Донского я обнаружил упоминание о том, что название станицы Кагальницкой произошло от «турецкого» слова КАГАЛ.
    Действительно, есть свидетельства хождения среди русских казаков в недалеком прошлом наречия похожего якобы на тюркское. Например, в повести Л. Толстого “Казаки” упоминаются казачки, говорящие на каком-то “татарском” языке. Даже Л. Толстой не мог или не хотел себе представить, что многочисленный народ – казаки говорят на еврейском языке. С татарским было проще. Не требовалось никаких разъяснений.
    Но все-таки трудно себе представить чубатого казака с шашкой, изучавшего в субботу недельную главу Торы. А между тем это так и было. Несмотря на то, что казаки говорили по-русски и приняли православие, они никогда не признавали себя русскими.
    Они представляли себя так: Мы не русские, мы особый народ.
    Вот что пишет Владимир Гольдин. Я из донских казаков. Моя мама – стопроцентная казачка из старого казачьего рода Уваровых-Мотасовых-Пчелинцевых. В родных краях меня все считали казаком или, по крайней мере, русским. Переехав с женой в Закарпатье, я сразу попал в категорию евреев. Далее он пишет. «Есть у меня в родне донские казаки. Внешне более семиты, чем средний ашкеназ. Они скорее похожи на сефардов или бухарских евреев. Характер, правда, крутоват. Не еврейский, как мне казалось, характер. Казалось, пока я не увидел своими глазами в чисто религиозном еврейском поселении и скачки на лошадях с диким криком, и драку, устроенную молодым парнем, отколовшимся от религии.
    В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки, Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, Перехристы.