Летоисчисление. Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета. Доисторическая и историческая эпохи

Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

    Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

    Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов.

Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий.

Задачи исторической хронологии:

    Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

    Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация .

    Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

    Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Астрономические основы календарей.

Единицы счета времени . Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Одной из первых единиц времени были сутки, «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь. Сутки - период обращения Земли вокруг своей оси. Деление суток на 24 равные части, опираясь на двенадцатеричную систему счета древних вавилонян, ввел во II в. н.э. греческий ученый Клавдий Птолемей. В древности начало суток – восход солнца, сейчас – полночь.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

    Семь суток = ¼ лунного месяца;

    С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

В английский язык названия вторника, среды, четверга и пятницы пришли из аналогичных названий Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры в скандинавской мифологии.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движений Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому году . Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Год – период обращения Земли вокруг Солнца. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, была высчитана в Древнем Египте.

Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие время исчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему время исчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. В большинстве современных календарей каждый год состоит из 12 месяцев (по 12 созвездиям эклиптики через которые проходит солнце в течение года).

Понятие эры введено в средние века. «Аера» – исходное число, точка отсчета. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии.

В древности понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.п. В Древнем Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям. Хронологические записи указывали, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя. В Ассирии события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам. Не было понятия об эре.

Понятие эры складывалось очень медленно, лишь с появлением регулярных погодных записей важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей. Виды эр:

    Конкретно-исторические – отсчет времени от конкретного исторического события.

    Легендарно-мифические (например, от основания Рима – 754 г. до н. э.).

    Религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Наиболее древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, считается эра Набанассара , занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90–160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу – так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набанассара до римского императора Антонина Ния (86–161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Благодаря этому эра Набанассара приобрела широкую известность.

Эра Селевкидов связана с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка эры Селевкидов - 1 октября 312 г. до н. э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

Эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) – с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э. Распространена в средневековье и позже.

Самая распространенная легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на легендах. Эра от основания Рима применялась западно-европейскими историками до ХVIII в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская эра – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Религиозными являются эра от Рождества Христова, Мусульманская эра – хиджра – от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в них считается «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

    Александрийская эра была популярна в Греции и употреблялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

    Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патриархами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

    Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг.), «сотворение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; принята на Руси, «сотворение мира» – 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константинопольская или древнерусская), стала применяться в Византии в VII в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го г. этой эры.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к ХIХ в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. принятие эры, предложенной Дионисием, было связано в первую очередь с необходимостью использования его пасхальных таблиц. В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.

Для отсчета лет в любой календарной системе необходима исходная точка. Такой отправной момент в счёте годов, называется эрой, от латинского AERO — число, цифра, или по другой версии от первых четырёх букв латинской фразы ‘ab exordio regni Augusti’ — от начала царствования Августа. Такая эра существовала одно время в Александрии.

Понятие эры складывалось очень медленно — лишь с появлением регулярных погодных записей, важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей.

У первобытных народов понятие эры находилось в зачаточной форме. Счёт вёлся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения, наводнения и т.д. В древнейших классовых обществах Востока и Античного мира счёт времени осуществлялся преимущественно по царствованиям. Хронологические записи этих лет указывают, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения определённого фараона или царя. В Ассирии в течение долгого времени события датировались по высшим чиновникам, в Риме — по консулам, в Афинах — по архонтам.

Таким образом, в хронологических записях древности видно крайнее разнообразие, что чрезвычайно мешает созданию достоверной хронологии событий.

В исходной точке нуждается любая календарная система. Отправной точкой летоисчисления могло быть любое важное событие в истории определённого человеческого коллектива. В зависимости, от того, какой характер имело это событие, различают: астрономические, политические и религиозные эры.

Астрономические — эра Кали в Индии. Счёт времени по этой эре вёлся от 18 февраля 3102г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет.

Политические — относятся те эры, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступление на престол различных правителей, с момента освобождения городов от иноземных захватчиков, — например Тир, Сидон, Эдесса: подчинение какого-либо города или территории более сильному противнику.

Таковы эры — Македонская, Ахейская, эра Суллы. Однако эти малые эры имели местное значение, и, как правило, вскоре угасали, поглощенные более мощной системой времяисчисления.

Религиозные — имеют отправным моментом мифические события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр: реальные и фиктивные.

Реальные — за точку отсчета принимается историческое событие. Например, эра Набонассара, занявшего Вавилонский престол 26 февраля 747г. до н.э. Эру Набонассара использовал египетский учёный Клавдий Птоломей (3 в.н.э.) при составлении ‘Канона Царей’ — список царей древности, начиная с правления Набоссанара. Благодаря этому, эра Набоссанара приобрела широкую известность.

Продолжением и видоизменением эры Набоссанара являются ряд других эр, применявшихся летописцами Востока. Такова эра Селевкидов, связанная с битвой при Газе, где основатель династии Селевкидов — наместник Александра Македонского в Сирии — Селевк I одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка этой эры 1 октября 312г. до н.э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

От реального события происходила эра Диоклетиана (по — другому она называется ‘эра мучеников’) — с момента воцарения греко-римского императора Диоклетиана — 29 августа 284г. н.э. Она была распространена в Средневековье.

Самой распространённой эрой была эра ‘От основания Рима’. Основание Рима по ней отнесено Варроном к 21 апрелю 753г. до н.э. и базируется на легендах. Принятая дата вошла в обиход только, а I веке до н.э. при Августе и была изменена на 752г. до н.э. Она применялась западноевропейскими историками до 18 в. Этот счёт удобен для изучения Римской истории и широко используется современными исследователями Древнего Рима.

Фиктивные — эры, в основе которых лежат мифические события, они также называются ‘Мировые эры’. Отправным моментом в ‘Мировых эрах’ принято считать ‘сотворение мира богом’.

Наибольшее распространение в быту и официальных документах приобрели 3 ‘Мировые эры":

Александрийская — была популярна в Греции и употреблялась даже в XX в. у некоторых христианских народов (Абиссинцы, Копты). Она относит сотворение мира к 5501г. до н.э.

Антиохийская — эра, поддерживавшаяся Антиохийскими патриархами, относит сотворение мира к 5969г. до н.э.

Обе эры были вытеснены Византийской — эрой, которая была распространена в Византии и на Руси. Относит сотворение мира к 5508г. до н.э.

Фиктивными эрами являются:

Буддистская эра — от дня смерти Будды в 544г. до н.э.

И самая распространённая в большинстве современных стран мира — Христианская эра /Новая эра/ Anno Domini — от Рождества Христова. Она была создана путем специальных расчётов римским монахам Дионисием Малым в 525г. н.э. (или 241г. н.э. общепринятой в то время Диоклетианской эры). По приказу папы Римского Иоанна I Дионисий составил новую таблицу пасхальных циклов. Не желая вести счёт по годам эры Диоклитиана, известного в истории врага христианства, Доинисий предложил считать года от ‘Рождества Христова’.

Для расчёта даты рождения Христа Дионисий использовал евангельское предание о его распятии в возрасте 30 лет и о ‘чудесном возрождении’ в воскресенье в ‘день первой Христианской пасхи’ — 25 марта. В ближайшем к времени годом, в котором Пасха приходилась на 25 марта, был 279г. эры Диоклетиана. Отсчитав от этой даты 532 года и 30 лет Дионисий Малый ‘установил’, что рождение Христа произошло за 284 года до начала эры Диоклетиана. Если число 30 взято из Евангелия (возраст Христа в день его воскресения), то число 532 именуемое служителями церкви ‘великим индиктионом’, давно использовалось в расчётах пасхалий.

Церковники, присмотревшись к хронологическим выкладкам, Дионисия Малого, вынуждены были признать их полную несостоятельность и долго не решались принять предложенное летоисчисление. Только в VI в. стали появляться в церковных документах даты с указанием на год от ‘сотворения мира’. Постепенно эта эра распространилась на Западе, а к XIX в. её приняли во всех христианских странах. В России она была введена Петром I 1 января 1700г.

Принятие эры предложенной Дионисием Малым было связанно в первую очередь с необходимостью использования пасхальных таблиц. В настоящее время эра Дионисия Малого стало эталоном для фиксирования исторических событий всех эпох.

Широко применяется, возникшее в связи с этим понятие ‘до нашей эры — before Christ’, позволяющее вести счёт стандартными годами назад от первого года до бесконечности. Однако такой способ счёта должен подразумевать наличие нулевого года — 3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 и т.д., но его в нашем исчислении нет. И это обстоятельство необходимо учитывать, совершая хронологические операции. Впервые условное отождествление года предшествующее первому году н.э. с нулевым предложил в 1740г. французский астроном Жак Кассини. Такой счёт лет называется астрономическим. В нём номера всех годов до нашей эры по абсолютному значению будут на единицу меньше исторического счёта. ‘Правило Кассини’ следует учитывать при переводе годов различных эр и номеров олимпиад.

Любая эра, а их известно около 200, условна. Поэтому название ‘фиктивное’ в приложении к определённым эрам следует признать не совсем верной. Для правильного отсчёта времени достоверность события, от которого ведётся счёт, безразлично.

Список литературы

Каменцева Е. И. Хронология.

Пронштейн А. Г., Кияшко В. Я. Хронология.

Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины.

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково. Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно, руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До указа Петра I (от 20 декабря 1699) на территории России имело хождение византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.
Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя, соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и 13542 новый год соответственно. В 6984 г.до н.э. (по наиболее частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же "дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год. Византийская эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в 1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю был бы 7509 год!. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на юбилей будет 5761 год. Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году, так что нам - уже 5483 года. Китайцы в это же время встретят "всего лишь" 4698 год своего календаря. Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300 г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!. Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в 45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!. Японский календарь начался в 660 г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора. Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484. Эра селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год. Календарь хинди отметит 2080 год. Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год. Исламский календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с 622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год. Ацтеки обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой эры. Вводили новый календарь после Великой французкой революции,. думали об этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех календарях. (ВЧ)

Календарь Французской революции. Введён декретом Конвента от 5 октября 1793 года (Отменён Наполеоном Бонапартом 1 января 1806 года). Вместо эры «от Рождества Христов» устанавливалась «эра Республики», которая начиналась в день её провозглашения – 22 сентября 1792 года. 12 месяцев по 30 дней. В конце года добавлялось 5-6 добавочных дней. Названия месяцев в календаре были нейтральными и связаны в основном с различными явлениями природы: вандемьер, брюмер, фример (осень с 22 сентября по 20 декабря), нивоз, плювиоз, вантоз (с 21 декабря по 20 марта), жерминаль, флореаль, прериаль (с 21 марта по 18 июня), мессидор, термидор, фрюктидор (с 19 июня по 21 сентября).

Виды летоисчисления и точек отсчёта

Эра (от лат. «aera» - число, цифра) – отправной момент в счёте лет любой календарной системы. В истории человечества было много разных эр: по царствованиям (Египет); по времени правления консулов (Рим); священные или мировые эры (от Сотворения мира: антиохийская, византийская, александрийская, иудейская и т.д., всего около 200 условных не астрономических расчётов). На Руси использовалась Византийская эра от Сотворения мира. Христианская эра (наша эра) – создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н.э. Счёт лет ведётся от Рождества Христова. Счёт лет от Сотворения мира. Известно около 200 эр. От Сотворения мира до Рождества Христова, по разным эрам, прошло от 6984 до 3483 лёт. История хронологии в России. Кирик-новгородец, доместик Антониева монастыря в Новгороде. 1136 год – «Учение им же ведатаи человеку числа всех лет». В основном, дошедшие до нас хронологические трактаты, связаны с расчётом дня Пасхи, Пасхалиев и других праздников, зависящих от Пасхи. Расчёты дат, составленные в Византии, заканчивались 7000 годов от сотворения мира (1492 года – ожидали Конец Света). Пасхалии 1492 года митрополита Зосимы, новгородского архиепископа Геннадия и вологодско-пермского епископа Филофея. В древней Руси был составлен «Миротворный круг» - первый древнерусский календарно-хронологический справочник, «вечный календарь». Таблицы на 7980 лет от сотворения мира (2472 года от Рождества Христова). Представления о времени в Древней Руси. Счёт сезонами: весна, лето, осень, зима. Кругооборот сезонов – «лето» (год). Год начинался весной. Летом назывался не период месяцев, а период протяжённостью в год. Названия месяцев у восточных славян: просинец (от «просиять»), сечень (от подсеки деревьев), сухий (сжигание, подсечное земледелие), березозол (распускаются берёзы или удобряется золой почва), травень, изок («кузнечик»), червень (первые ягоды), зарев (появление жёлтых листьев), рюень (тоже с жёлтыми листьями), листопад, грудень, студень (стужа и т.п.). Счёт дней вели по неделям, по семи суток в каждой – седмица. Начало недели – воскресенье («неделя», возможно от «не делать ничего»). Суббота – от древнееврейского «саббат» (шабат). Сутки делились на две половины по 12 часов. До 1700 года в России существовала византийская система летоисчисления «от Сотворения мира». По византийской эре, от Сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Однако, при переводе системы из Сотворения мира в современную, нужно учитывать число и месяц. Сентябрьский стиль: с 1 сентября по 31 декабря – 5509, с 1 января по 31 августа – 5508. Мартовский стиль: с 1 марта по 31 декабря – 5508, с 1 января по 28 февраля – 5507. Разница: сентябрьский стиль подразумевает, что новый год начинался 1 сентября, мартовский – 1 марта. Ультрамартовский стиль: с 1 марта по 31 декабря – 5509, с 1 января по 28 февраля – 5508, он употреблялся в редких случаях, когда год начинался в период между 1 марта и 1 сентября. До XIV в. использовался мартовский календарь. XIV – XV вв. – параллельное существование мартовского и сентябрьского стиля. С 1492 года – сентябрьский (византийский) календарь.

Одна из древнейших эр относится к дате - среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея - римского императора Антония Пия (138-161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра - Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов - потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник - пасху - следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца - Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, - значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. - «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 - как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра - хиджра , получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии - Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10-11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества