Литературно-исторические заметки юного техника. Живая математика. Математические рассказы и головоломки

© 2009, Издательство «РИМИС», издание, оформление

Текст и рисунки восстановлены по книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика», вышедшей в издательстве П. П. Сойкина (Санкт-Петербург) в 1913 г.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

«Занимательной физике» – 85!

Признáюсь: с волнением перелистывал недавно первое издание книги – родоначальницы нового литературного жанра. «Занимательная физика» – так назвал своего «первенца», родившегося в Петербурге 85 лет назад, его автор, малоизвестный тогда Яков Исидорович Перельман.

Почему специалисты-библиографы, критики, популяризаторы однозначно связывают начало научной занимательности с появлением этой книги? Разве не было ничего подобного до нее? И почему именно России было суждено стать родиной нового жанра?

Безусловно, и прежде печатались научно-популярные книги по разным наукам. Если ограничиться только физикой, можно вспомнить, что уже в XIX веке за рубежом и в России выходили неплохие книги Бойса, Тисандье, Тита и других авторов. Однако они представляли собой сборники опытов по физике, нередко довольно забавных, но, как правило, без объяснения сути иллюстрируемых этими опытами физических явлений.

«Занимательная физика» – это прежде всего огромная подборка (из всех разделов начальной физики) занимательных задач, замысловатых вопросов, поразительных парадоксов. Но главное, что все перечисленное непременно сопровождается в ней увлекательными обсуждениями, или неожиданными комментариями, или эффектными опытами, служащими целям интеллектуального развлечения и приобщения читателя к серьезному изучению науки.

Несколько лет работал автор над содержанием «Занимательной физики», после чего издатель П. Сойкин два с половиной года держал рукопись в редакционном «портфеле», не решаясь выпускать книгу с таким названием. Еще бы: такая фундаментальная наука и вдруг… занимательная физика!

Но джин все-таки был выпущен из кувшина и начал свое победное шествие сначала по России (в 1913–1914 годах), а затем – и по другим странам. При жизни автора книга выдержала 13 изданий, причем каждое последующее отличалось от предыдущего: вносились дополнения, устранялись недочеты, перередактировался текст.

Как же встретили книгу современники? Вот некоторые отзывы о ней ведущих журналов того времени.

«Среди разных попыток заинтересовать физикой выборкой из нее наиболее «занимательных» вещей и более или менее игривым изложением книга господина Перельмана выгодно выделяется продуманностью и серьезностью. Она дает хороший материал для наблюдения и размышления из всех отделов элементарной физики, опрятно издана и прекрасно иллюстрирована» (Н. Дрентельн, «Педагогический сборник»).

«Очень поучительная и занимательная книга, в самых обыденных и на первый взгляд простых вопросах и ответах знакомящая с основными законами физики…» («Новое время»).

«Книга снабжена многими рисунками и так интересна, что трудно отложить ее, не прочитав до конца. Думаю, что при преподавании естествознания учитель может с пользой для дела извлечь немало поучительного из этой прекрасной книги» (профессор А. Погодин, «Утро»).

«Господин Перельман не ограничивается только описанием различных опытов, которые возможно выполнить домашними средствами… Автор «Занимательной физики» разбирает множество вопросов, которые не поддаются эксперименту в домашней обстановке, но тем не менее интересны и по существу и той форме, которую он умеет придать своему повествованию» («Физик-любитель»).

«Внутреннее содержание, обилие иллюстраций, прекрасный внешний вид книги и очень незначительная цена – все это служит залогом ее широкого распространения…» (Н. Каменщиков, «Вестник опытной физики»).

И действительно, «Занимательная физика» получила не просто широкое, а широчайшее распространение. Так, в нашей стране на русском языке она издавалась около тридцати раз и массовыми тиражами. Эта удивительная книга выходила в переводах на языки: английский, арабский, болгарский, испанский, каннада, малаялам, маратхи, немецкий, персидский, польский, португальский, румынский, тамильский, телугу, финский, французский, хинди, чешский, японский.

Лиха беда – начало! Окрыленный успехом у читателей и у критики, Я. Перельман готовит и выпускает в 1916 году вторую (не продолжение первой, а именно вторую) книгу по занимательной физике. Дальше – больше. Выходят последовательно одна за другой его занимательные геометрия, арифметика, математика, астрономия, механика, алгебра – всего сорок (!) научно-занимательных книг.

«Занимательную физику» прочли уже несколько поколений читателей. Конечно, не все прочитавшие ее становились учеными, но вряд ли найдется, по крайней мере в России, физик, не знакомый с ней.

Сейчас в российской картотеке занимательных книг – более 150 отраслей науки. Ни одна страна не располагает таким богатством, и почетное место среди этих изданий принадлежит, без сомнения, «Занимательной физике».

Юрий Морозов

Источник информации – сайт журнала «Знание – сила» www.znanie-sila.ru

Предисловие

Эта книга представляет собой самостоятельный сборник, не являющийся продолжением первой книги «Занимательной физики»; она названа «второю» лишь потому, что написана позднее первой. Успех первого сборника побудил автора обработать остальной накопившийся у него материал, и таким образом составилась эта вторая – или, вернее, другая – книга, охватывающая те же отделы школьной физики.

Настоящая книга «Занимательной физики», как и первая, предназначается для чтения, а не для изучения. Ее цель – не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему «узнать то, что он знает», т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения по физике, научить сознательно распоряжаться ими и побудить к разностороннему их применению. Достигается это, как и в первом сборнике, рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных задач, забавных парадоксов, неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или почерпаемых из популярных произведений общей и научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: привлечены отрывки из общеизвестных романов Жюля Верна, Уэллса, Курда Лассвица и др. Фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут играть немаловажную роль при преподавании в качестве живых иллюстраций; они находили себе место даже в школьных учебниках. «Цель их – пишет наш известный педагог В. Л. Розенберг – освободить ум от оков привычки и выяснить одну из сторон явления, понимание которого затемняется обычными условиями, вторгающимися в ум учащегося независимо от его воли, вследствие привычки».

Составитель старался, насколько умел, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету, не останавливаясь иногда и перед тем, чтобы черпать интерес со стороны. Он руководствовался тою психологическою аксиомою, что интерес к предмету повышает внимание, внимание облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному усвоению .

Гражданство: Род деятельности: Жанр: Дебют:

очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя»

Я́ков Иси́дорович Перельма́н ( , - , ) - российский, учёный, популяризатор , и , один из основоположников жанра , и основоположник , автор понятия научно-фантастическое .

Биография

Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в городе Гродненской губернии (ныне Белосток входит в состав ). Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Родной брат Якова Перельмана, Осип Исидорович, был прозаиком и , писавшим по-русски и на (псевдоним Осип Дымов).

1916 год - вышла в свет вторая часть книги «Занимательная физика».

Библиография

Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.

По данным Всесоюзной книжной палаты, с по год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:

  • на русском языке 287 раз (12,1 миллиона экземпляров);
  • на 21 языке народов СССР - 126 раз (935 тысяч экземпляров).

Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:

  • немецком - 15 раз;
  • французском - 5;
  • польском - 7;
  • английском - 18;
  • болгарском - 9;
  • чешском - 3;
  • албанском - 2;
  • хинди - 1;
  • венгерском - 8;
  • новогреческом - 1;
  • румынском - 6;
  • испанском - 19;
  • португальском - 4;
  • итальянском - 1;
  • финском - 4;
  • на восточных языках - 7;
  • других языках - 6 раз.

Книги

  • Азбука метрической системы. Л., Научное книгоиздательство, 1925 г.
  • Быстрый счет . Л., 1941 г.
  • В мировые дали (о межпланетных перелетах). М., Изд-во Осоавиахима СССР, 1930 г.
  • Веселые задачи. Пг., Изд-во А. С. Суворина, 1914.
  • Вечера занимательной науки. Вопросы, задачи, опыты, наблюдения из области астрономии, метеорологии, физики, математики (в соавторстве с В. И. Прянишниковым). Л., Леноблоно, 1936.
  • Вычисления с приближенными числами. М., АПН СССР, 1950.
  • Газетный лист. Электрические опыты. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Геометрия и начатки тригонометрии. Краткий учебник и собрание задач для самообразования. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1926.
  • Далекие миры. Астрономические очерки. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1914.
  • Для юных математиков. Первая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных математиков. Вторая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.
  • Живая геометрия. Теория и задачи. Харьков - Киев, Униздат, 1930.
  • Живая математика . Математические рассказы и головоломки. М.-Л., ПТИ, 1934
  • Загадки в диковинки в мире чисел. Пг., Наука и школа, 1923.
  • Занимательная алгебра . Л., Время, 1933.
  • Занимательная арифметика . Загадки и диковинки в мире чисел. Л., Время, 1926.
  • Занимательная астрономия . Л., Время, 1929.
  • Занимательная геометрия . Л., Время, 1925.
  • Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. Л., Время, 1925.
  • Занимательная математика . Л., Время, 1927.
  • Занимательная математика в рассказах. Л., Время, 1929.
  • Занимательная механика . Л., Время, 1930.
  • Занимательная физика. Кн. 1 СПб., Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
  • Занимательная физика. Кн. 2 . Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1916 (по 1981 год - 21 издание).
  • Занимательные задачи. Л., Время, 1928.
  • Занимательные задачи и опыты . М., Детгиз, 1959.
  • Знаете ли вы физику? (Физическая викторина для юношества). М. - Л., ГИЗ, 1934.
  • К звездам на ракете. Харьков, Укр. рабочий, 1934.
  • Как решать задачи по физике. М. - Л., ОНТИ, 1931.
  • Математика на вольном воздухе. Л., Политехническая школа, 1931.
  • Математика на каждом шагу. Книга для внеклассного чтения школ ФЗС. М. - Л., Учпедгиз, 1931.
  • Между делом. Опыты и развлечения для детей старшего возраста. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1915 (10).
  • Метрическая система. Обиходный справочник. Пг., Научное книгоиздательство, 1923.
  • Наука на досуге. Л., Молодая гвардия, 1935.
  • Научные задачи и развлечения (головоломки, опыты, занятия). М. - Л., Молодая гвардия, 1927.
  • Не верь своим глазам! Л., Прибой, 1925.
  • Новые и старые меры. Метрические меры в обиходной жизни, их преимущества. Простейшие приемы перевода в русские. Пг., Изд. журнала «В мастерской природы», 1920.
  • Новый задачник к краткому курсу геометрии. М. - Л., ГИЗ, 1922.
  • Новый задачник по геометрии . Пг., ГИЗ, 1923.
  • Обманы зрения. Пг., Научное книгоиздательство, 1924.
  • Полет на Луну. Современные проекты межпланетных перелетев. Л., Сеятель, 1925.
  • Пропаганда метрической системы. Методический справочник для лекторов и преподавателей. Л., Научное книгоиздательство, 1925.
  • Путешествия па планеты (физика планет). Пг., Изд-во А. Ф. Маркса, 1919 .
  • Развлечения со спичками. Л., Прибой, 1926.
  • Ракетой на Луну. М. - Л., ГИЗ, 1930.
  • Техническая физика. Пособие для самообучения и собрание практических упражнений. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1927.
  • Фигурки-головоломки из 7 кусочков. М. - Л., Радуга, 1927.
  • Физика на каждом шагу. М., Молодая гвардия, 1933.
  • Физическая хрестоматия. Пособие по физике и книга для чтения.
    • Вып. I. Механика. Пг., Сеятель, 1922;
    • вып. II. Теплота, Пг., Сеятель, 1923;
    • вып. III. Звук. Л., ГИЗ, 1925;
    • вып. IV. Свет. Л., ГИЗ, 1925.
  • Фокусы и развлечения. Чудо нашего века. Числа-великаны. Между делом. Л., Радуга, 1927.
  • Хрестоматия-задачник по начальной математике (для трудовых школ и самообразования взрослых). Л., ГИЗ, 1924.
  • Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды. По поводу 75-летия со дня рождения. М. - Л., ГТТИ, 1932.
  • Циолковский К. Э. Его жизнь и технические идеи. М. - Л., ОНТИ, 1935.
  • Числа-великаны. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Чудо нашего века. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Юный землемер. Л., Прибой, 1926.
  • Ящик загадок и фокусов. М. - Л., ГПЗ, 1929.
  • Именем Перельмана на обратной стороне , диаметром 95 .

Примечания

Ссылки

  • Григорий Мишкевич, «Доктор занимательных наук ». М.: «Знание», 1986.
  • Н.Карпушина, Яков Перельман: штрихи к портрету . , № 5, 2007.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Перельман, Яков Исидорович Занимательная математика Сборник "Занимательная математика" составлен на основе второго дополненного издания книги Я. И. Перельмана "Занимательная математика", выпущенного ленинградским издательством "Время" в 1928 году… - СЗКЭО, (формат: 206.00mm x 133.00mm x 14.00mm, 192 стр.) дом занимательных наук 2016
    187 бумажная книга
    Яков Перельман Занимательная математика Сборник"Занимательная математика"составлен на основе второго дополненного издания книги Я. И. Перельмана"Занимательная математика", выпущенного ленинградским издательством"Время"в 1928 году и двух… - (формат: 140x210, 192 стр.) 2016
    140 бумажная книга
    Перельман Я. Занимательная математика Сборник 171;Занимательная математика 187;составлен на основе второго дополненного издания книги Я. И. Перельмана 171;Занимательная математика 187;, выпущенного ленинградским издательством… - СЗКЭО Кристалл, (формат: 140x210, 192 стр.) Дом занимательной науки 2017
    174 бумажная книга
    Перельман Я. Занимательная математика Сборник «Занимательная математика» составлен на основе второго дополненного издания книги Я. И. Перельмана «Занимательная математика», выпущенного ленинградскимиздательством «Время» в 1928 году и… - СЗКЭО СПб, (формат: Твердая глянцевая, 192 стр.) 2016
    176 бумажная книга
    Я. И. Перельман Занимательная математика Сборник&171;Занимательная математика&187;составлен на основе второго дополненного издания книги Я. И. Перельмана&171;Занимательная математика&187;, выпущенного ленинградским… - СЗКЭО, (формат: Твердая глянцевая, 192 стр.) 2016
    132 бумажная книга
    Е. С. Аксаментова Занимательная математика Вашему вниманию предлагается красочно иллюстрированная книга Занимательная математика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. ISBN:978-5-912820-07-6 - Слово, Леда, (формат: Твердая глянцевая, 192 стр.) Открытые и нетрадиционные уроки 2010
    118 бумажная книга
    Перельман Яков Исидорович Занимательная математика В настоящий сборник вошли книги "Занимательная арифметика", "Занимательная геометрия" и"Занимательная алгебра" замечательного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана. Вашему вниманию… - СЗКЭО, (формат: Твердая глянцевая, 192 стр.) Дом занимательной науки (цв) 2018
    580 бумажная книга
    Перельман Я. Занимательная математика В настоящий сборник вошли книги «Занимательная арифметика», «Занимательная геометрия» и «Занимательная алгебра» замечательного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана. Вашему вниманию… - СЗКЭО СПб, (формат: Твердая глянцевая, 208 стр.) 2018
    491 бумажная книга
    Перельман Яков Исидорович Занимательная математика В настоящий сборник вошли книги`Занимательная арифметика`,`Занимательная геометрия`и`Занимательная алгебра`замечательного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана. Вашему вниманию… - СЗКЭО, (формат: Твердая глянцевая, 208 стр.) Дом занимательной науки (цв) 2018
    488 бумажная книга
    В. Кессельман Занимательная математика Нужна ли математика не математику? Конечно, нужна! Математика - неотъемлемая составная часть человеческой культуры. Она встречается и используется в повседневной жизни. Всем нам приходится в жизни… - АСТ, Астрель, (формат: 84x108/32, 224 стр.) 2008
    310 бумажная книга
    Холодова, О.А. Занимательная математика 1 кл В 2-х ч Рабочие тетради являются частью учебно-методического комплекта "Заниматика" и предназначены для использования во внеурочной деятельности по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" … - Росткнига, (формат: 285.00mm x 215.00mm x 12.00mm, 224 стр.) 2016
    468 бумажная книга
    Заславски Занимательная математика Собраны бытующие у разных народов мира числовые загадки, игры и развлечения, опирающиеся на понятия и концепции элементарной математики. Для широкого круга читателей возрастом 9 лет и старше - Попурри, Головоломки 2005
    62 бумажная книга
    Заславски Клаудия Занимательная математика Собраны бытующие у разных народов мира числовые загадки, игры и развлечения, опирающиеся на понятия и концепции элементарной математики. Для широкого круга читателей возрастом 9 лет и старше - Попурри, Педагогика. Образование Википедия Википедия Википедия

    Имя при рождении: Яков Исидорович Перельман Дата рождения: 4 декабря 1882 Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти: 16 марта 1942 Место смерти … Википедия

    Популяризация науки процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации). Популяризация науки, «перевод» специализированных… … Википедия

    Яков Перельман (Yakov Perelman), один из самых известных представителей жанра научно-популярной литературы, родился 4 декабря 1882 года в уездном городе Белостоке Гродненской губернии в семье счетовода и учительницы. По окончании начальной школы в 1895 году поступил в Белостокское реальное училище. Еще будучи студентом училища, в 1899 году опубликовал свою первую статью "По поводу ожидаемого огненного дождя" в местной газете "Гродненские губернские ведомости". В августе 1901 года Перельман поступил в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Уже на первом курсе он начал сотрудничать с журналом "Природа и люди", дебютировав в нем с очерком "Столетие астероидов".

    Известность к Якову Перельману пришла в 1913 году, после того как в издательстве Петра Сойкина вышла его первая книга "Занимательная физика". Книга не только имела невероятный успех у самого широкого круга читателей, но и было хорошо принята в академической среде, удостоившись более чем благосклонных отзывов ученых.

    В 1916 году вышла вторая часть "Занимательной физики" Перельмана. За свою жизнь он опубликовал большое количество научно-популярных книг, посвященных разным отраслям науки и техники, многие из которых неоднократно переиздавались и продолжают переиздаваться и по сей день. Наглядная и образная, а главное - увлекательная манера изложения принесли его книгам популярность среди миллионов читателей.

    В 1916 году, работая в петроградском Особом совещании по топливу, Перельман внес предложение в целях экономии топлива перевести часы на час вперед, таким образом, став первым в стране, кто предложил ввести так называемое декретное время.

    С 1918 по 1923 год Перельман был инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпроса РСФСР, преподавал в различных учебных заведениях и составлял учебные программы по физике, математике и астрономии. Он был членом редакционных коллегий журналов "Наука и техника", "Педагогическая мысль", работал в отделе науки ленинградской "Красной газеты", а позднее, в начале тридцатых годов входил в президиум Ленинградской группы изучения реактивного движения, где заведовал отделом пропаганды и занимался разработкой первой советской противоградовой ракеты.

    В октябре 1935 года в Ленинграде открылся созданный им уникальный музей - Дом занимательной науки, который в наглядной и познавательной форме знакомил школьников с достижениями науки и техники. К сожалению, практически все экспонаты музея погибли во время войны и в настоящее время сохранились лишь описания некоторых из них. Во время блокады Ленинграда немецко-фашистскими войсками, несмотря на голод и тяжелые условия жизни Яков Перельман продолжал работать над статьями и книгами, читал лекции по ориентированию на местности без приборов бойцам Ленинградского и Краснознаменного Балтийского флота. К несчастью, ему не довелось пережить блокаду - 16 марта 1942 года Яков Исидорович Перельман скончался от общего истощения, вызванного голодом.

    Книги (35)

    5 минут на размышление

    Книга содержит разделы: «Задачи о небе и земле», «Загадки живой природы», «Чувства-обманщики», «5 минут на размышление», «Умеете ли Вы рассуждать», «Занимательные задачи», «Занимательные числа», «Головоломки», «Забавы и фокусы», «Игры, забавы и фокусы со спичками», «Домино», «Шахматы», «Кроссворды».

    Большая книга занимательных наук

    Алгебра, геометрия, физика, головоломки, задачи, опыты.

    Я.И. Перельман — известный отечественный популяризатор науки, талантливый педагог, выдающийся мастер слова, написавший с 1913 по 1940 гг. около сотни научно популярных книг, адресованных самой широкой аудитории.

    Среди них такие знаменитые Большинство книг Я.И. Перельмана выдержало более 20 (!) изданий, многие из них переведены на иностранные языки и имеют большую популярность за рубежом.

    Секрет такой притягательности перельмановских сочинений заключается в том, что автору блестяще удалось показать, насколько интересным, увлекательным, даже захватывающим может быть изучение естественных наук: физики, алгебры, геометрии, как правило, скучных, сложных и неинтересных в изложении школьных учебников и большинства школьных учителей, прививающих школьникам устойчивую неприязнь к этим наукам.

    Быстрый счет

    Наиболее простые и легко усваиваемые приемы быстрого устного счета. Они рассчитаны на средние способности и имеют в виду не публичные выступления на эстраде, а потребности повседневной жизни.

    Пользующиеся книжечкой должны помнить, что успешное овладение ее указаниями предполагает не механическое, а вполне сознательное распоряжение приемами и, кроме того, более или менее продолжительную тренировку.

    Вечные двигатели. Почему они невозможны

    «Вечным двигателем» называется такая воображаемая машина, которая, не заимствуя энергии извне, действовала бы безостановочно и совершала бы при том некоторую работу.

    Машина, которая поддерживала бы безостановочно только свое собственное движение, не производя никакой добавочной работы, не являлась бы «вечным двигателем» в строгом смысле этих слов.

    Далекие миры

    «В необъятном море ярких точек, усеивающих звездное небо, есть светила, которые в миллионы раз ближе к нам и имеют совершенно иную природу, нежели все остальные звезды. Для беглого взгляда они теряются среди тысяч других; лишь иногда яркость некоторых из них и спокойный, почти не мерцающий свет привлекает наше внимание. И если, заметивши такие звезды, мы станем следить за ними изо дня в день, запоминая положение среди соседних, то вскоре обнаружим у них существенную особенность...»

    Живой учебник геометрии

    Перед вами книга известного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана "Живой учебник геометрии", которая очень отличается от известной всем "Занимательной геометрии", - главным образом, своей целью: эта книга носит скорее учебный характер. Однако не торопитесь убирать книгу в долгий ящик.

    Это отнюдь не сухое изложение учебного материала. Изложение "Живого учебника геометрии" особенное, облегчающее усвоение предмета. Здесь любознательный читатель найдет много полезного, интересного и доступного материала, проиллюстрированного чертежами.

    Занимательная арифметика

    На русском языке имеется целый ряд оригинальных и переводных сборников, преследующих в общем ту же цель, что и настоящая книга: оживить школьную математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных теоретических и практических сведений...

    «Занимательная арифметика» представляет в большей своей части попытку предложить ряд новых, еще не разрабатывавшихся сюжетов арифметических развлечений...

    Занимательная геометрия

    «Занимательная геометрия» написана как для друзей математики, так и для тех читателей, от которых почему-либо оказались скрытыми многие привлекательные стороны математики...

    Возбудить у читателя интерес к геометрии или, говоря словами автора, «внушить охоту и воспитать вкус к ее изучению — прямая задача настоящей книги»...

    Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома

    Книга написана не столько для друзей математики, сколько для ее недругов.

    Она имеет в виду, главным образом, не тех, у кого есть уже склонность к математике, и не тех также, кто вовсе еще не приступал к ее изучению. Автор предназначает книгу всего более для той обширной категории читателей, которые знакомились в школе (или сейчас еще знакомятся) с этой наукой без особого интереса и одушевления, питая к ней в лучшем случае лишь холодную почтительность. Сделать геометрию для них привлекательной, внушить охоту и воспитать вкус к ее изучению — прямая задача настоящей книги.

    Занимательная механика

    «Занимательная механика» - уникальное пособие по физике и механике выдающегося популяризатора науки Я.И.Перельмана, которое поможет развить интеллект ребенка, легче усвоить пройденный на уроках материал и существенно расширить школьную программу. Юному читателю будут предложены любопытные примеры применения основных законов механики в технике, спорте и даже цирковых трюках, а также увлекательные физические викторины.

    Занимательная физика

    Главная цель "Занимательной физики" — возбудить деятельность научного воображения... это достигается рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики.

    Занимательная физика. Книга 2

    В предлагаемой книге, как и в первой, составитель стремится не столько сообщить новые знания, сколько оживить и освежить те простейшие сведения по физике, которые у читателя уже имеются.

    Цель книги - возбудить деятельность научного воображения, приучить мыслить в духе физики и развить привычку к разностороннему применению своих знаний.

    Занимательные задачи и опыты

    В настоящий сборник вошли материалы из разных книг выдающего популяризатора науки Я.И. Перельмана, автором или составителем которых он был.

    Юный читатель найдет здесь немало интересных опытов и задач из области физики, математики, геометрии и другие научные развлечения.

    Квадратура круга

    Из геометрических задач, поставленных математиками древности, выделяются три, замечательные тем, что они получили чрезвычайно широкую известность даже среди не математиков. Задачи эти кратко формулируются так:

    «Удвоение куба»: построить ребро куба, объем которого вдвое больше объема данного куба.

    «Трисекция угла»: разделить данный угол на три равные части.

    «Квадратура круга»: построить квадрат, площадь которого равна площади данного круга.

    В нашей брошюре подробно рассматривается только третья, самая знаменитая из перечисленных задач — квадратура круга, вошедшая в поговорку. Читатель узнает, почему многовековые усилия решить эту задачу не приводили к успеху и почему нет никакой надежды разрешить ее когда-нибудь в будущем: квадратура круга (как и остальные две задачи нашего перечня) принадлежит к числу неразрешимых задач.

    Лабиринты

    Необычайна судьба лабиринтов. Из таинственных сооружений глубокой древности, назначение которых во многих случаях составляет для нас загадку, они постепенно превратились в средство увеселения и развлечения. А в самое последнее время они неожиданно вновь приобретают серьезное значение: ими пользуются ученые, как удобным способом изучения природной сообразительности человека и животных. Исторические судьбы лабиринтов так же извилисты, как собственные их ходы.

    Новый задачник по геометрии

    В задачнике составитель стремился собрать возможно больше примеров разнообразного применения геометрии в технике, естествознании, мироведении и обиходной жизни, преследуя попутно цель наглядно убедить в широкой и плодотворной приложимости даже весьма скромных геометрических познаний.

    Ракетой на луну

    «В детстве мне казалось, что если забраться на крышу дома, то до луны будет уже не так далеко. Однажды в лунный вечер я залез на чердак, подошел к слуховому окну и выглянул оттуда. Я думал, что увижу луну вблизи. Куда там! Она висела в небе по-прежнему высоко, словно я смотрел на нее прямо с земли...»

    Фокусы и развлечения

    Он дает возможность своему читателю увидеть удивительные фокусы, раскрывая затем их математические секреты. Пораженный читатель видит необычайные и «чудесные» вещи, которые, как потом оказывается, основаны на простых арифметических расчетах.

    Я.И.Перельман собрал интересные опыты и изумляющие окружающих фокусы, для проделывания которых потребуются самые обыденные предметы, всегда находящиеся под рукой. Все это непременно вызовет интерес ваш и вашего ребенка к точным наукам и скрасит ваш досуг.

    Циолковский. Жизнь и технические идеи

    Книга посвящена истории жизни и творческим техническим идеям знаменитого деятеля науки и гениального изобретателя К. Циолковского, творца смелых замыслов междуплавательных путешествий, ракетных двигателей, цельно-металлического дирижабля и целого ряда других смелых проектов.

    Чудо нашего века

    То, о чем рассказывается в этой книжке, я поклялся когда-то никому не открывать. Я был12-летнимшкольником, когда мне доверили эту тайну, а слово дал я мальчику моего же возраста.

    В течение ряда лет клятва соблюдалась мною. Почему я сейчас считаю себя от нее свободным, вы узнаете из последней главы моего рассказа.

    Дебют:

    очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя»

    Я́ков Иси́дорович Перельма́н (4 декабря , Белосток - 16 марта , Ленинград) - российский, советский учёный, популяризатор физики , математики и астрономии , один из основоположников жанра научно-популярной литературы , и основоположник занимательной науки , автор понятия научно-фантастическое .

    Биография

    Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши). Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Родной брат Якова Перельмана, Осип Исидорович, был прозаиком и драматургом , писавшим по-русски и на идише (псевдоним Осип Дымов).

    1916 год - вышла в свет вторая часть книги «Занимательная физика».

    Библиография

    Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.

    По данным Всесоюзной книжной палаты, с по год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:

    • на русском языке 287 раз (12,1 миллиона экземпляров);
    • на 21 языке народов СССР - 126 раз (935 тысяч экземпляров).

    Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:

    • немецком - 15 раз;
    • французском - 5;
    • польском - 7;
    • английском - 18;
    • болгарском - 9;
    • чешском - 3;
    • албанском - 2;
    • хинди - 1;
    • венгерском - 8;
    • новогреческом - 1;
    • румынском - 6;
    • испанском - 19;
    • португальском - 4;
    • итальянском - 1;
    • финском - 4;
    • на восточных языках - 7;
    • других языках - 6 раз.

    Книги

    • Азбука метрической системы. Л., Научное книгоиздательство, 1925 г.
    • Быстрый счет . Л., 1941 г.
    • В мировые дали (о межпланетных перелетах). М., Изд-во Осоавиахима СССР, 1930 г.
    • Веселые задачи. Пг., Изд-во А. С. Суворина, 1914.
    • Вечера занимательной науки. Вопросы, задачи, опыты, наблюдения из области астрономии, метеорологии, физики, математики (в соавторстве с В. И. Прянишниковым). Л., Леноблоно, 1936.
    • Вычисления с приближенными числами. М., АПН СССР, 1950.
    • Газетный лист. Электрические опыты. М. - Л., Радуга, 1925.
    • Геометрия и начатки тригонометрии. Краткий учебник и собрание задач для самообразования. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1926.
    • Далекие миры. Астрономические очерки. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1914.
    • Для юных математиков. Первая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
    • Для юных математиков. Вторая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
    • Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.
    • Живая геометрия. Теория и задачи. Харьков - Киев, Униздат, 1930.
    • Живая математика . Математические рассказы и головоломки. М.-Л., ПТИ, 1934
    • Загадки в диковинки в мире чисел. Пг., Наука и школа, 1923.
    • Занимательная алгебра . Л., Время, 1933.
    • Занимательная арифметика . Загадки и диковинки в мире чисел. Л., Время, 1926.
    • Занимательная астрономия . Л., Время, 1929.
    • Занимательная геометрия . Л., Время, 1925.
    • Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. Л., Время, 1925.
    • Занимательная математика . Л., Время, 1927.
    • Занимательная математика в рассказах. Л., Время, 1929.
    • Занимательная механика . Л., Время, 1930.
    • Занимательная физика. Кн. 1 СПб., Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
    • Занимательная физика. Кн. 2 . Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1916 (по 1981 год - 21 издание).
    • Занимательные задачи. Л., Время, 1928.
    • Занимательные задачи и опыты . М., Детгиз, 1959.
    • Знаете ли вы физику? (Физическая викторина для юношества). М. - Л., ГИЗ, 1934.
    • К звездам на ракете. Харьков, Укр. рабочий, 1934.
    • Как решать задачи по физике. М. - Л., ОНТИ, 1931.
    • Математика на вольном воздухе. Л., Политехническая школа, 1931.
    • Математика на каждом шагу. Книга для внеклассного чтения школ ФЗС. М. - Л., Учпедгиз, 1931.
    • Между делом. Опыты и развлечения для детей старшего возраста. М. - Л., Радуга, 1925.
    • Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1915 (10).
    • Метрическая система. Обиходный справочник. Пг., Научное книгоиздательство, 1923.
    • Наука на досуге. Л., Молодая гвардия, 1935.
    • Научные задачи и развлечения (головоломки, опыты, занятия). М. - Л., Молодая гвардия, 1927.
    • Не верь своим глазам! Л., Прибой, 1925.
    • Новые и старые меры. Метрические меры в обиходной жизни, их преимущества. Простейшие приемы перевода в русские. Пг., Изд. журнала «В мастерской природы», 1920.
    • Новый задачник к краткому курсу геометрии. М. - Л., ГИЗ, 1922.
    • Новый задачник по геометрии . Пг., ГИЗ, 1923.
    • Обманы зрения. Пг., Научное книгоиздательство, 1924.
    • Полет на Луну. Современные проекты межпланетных перелетев. Л., Сеятель, 1925.
    • Пропаганда метрической системы. Методический справочник для лекторов и преподавателей. Л., Научное книгоиздательство, 1925.
    • Путешествия па планеты (физика планет). Пг., Изд-во А. Ф. Маркса, 1919 .
    • Развлечения со спичками. Л., Прибой, 1926.
    • Ракетой на Луну. М. - Л., ГИЗ, 1930.
    • Техническая физика. Пособие для самообучения и собрание практических упражнений. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1927.
    • Фигурки-головоломки из 7 кусочков. М. - Л., Радуга, 1927.
    • Физика на каждом шагу. М., Молодая гвардия, 1933.
    • Физическая хрестоматия. Пособие по физике и книга для чтения.
      • Вып. I. Механика. Пг., Сеятель, 1922;
      • вып. II. Теплота, Пг., Сеятель, 1923;
      • вып. III. Звук. Л., ГИЗ, 1925;
      • вып. IV. Свет. Л., ГИЗ, 1925.
    • Фокусы и развлечения. Чудо нашего века. Числа-великаны. Между делом. Л., Радуга, 1927.
    • Хрестоматия-задачник по начальной математике (для трудовых школ и самообразования взрослых). Л., ГИЗ, 1924.
    • Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды. По поводу 75-летия со дня рождения. М. - Л., ГТТИ, 1932.
    • Циолковский К. Э. Его жизнь и технические идеи. М. - Л., ОНТИ, 1935.
    • Числа-великаны. М. - Л., Радуга, 1925.
    • Чудо нашего века. М. - Л., Радуга, 1925.
    • Юный землемер. Л., Прибой, 1926.
    • Ящик загадок и фокусов. М. - Л., ГПЗ, 1929.
    • Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны , диаметром 95 км .

    Примечания

    Ссылки

    • Григорий Мишкевич, «Доктор занимательных наук ». М.: «Знание», 1986.
    • Н.Карпушина, Яков Перельман: штрихи к портрету . Математика в школе , № 5, 2007.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Предлагаемая вашему вниманию книга «Живая математика. Математические рассказы и головоломки» замечательного отечественного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана открывает серию «Библиотека Аванты+».

    Мы твердо верим в то, что со временем выпуски серии прочно займут свое место на книжных полках школьных библиотек, а также библиотек педагогических училищ, институтов и в личных собраниях поклонников занимательной науки. И тогда глазам любителей этого жанра откроется удивительная панорама. Здесь будут представлены как хорошо известные, так и основательно, хотя и незаслуженно, забытые и даже совсем неизвестные, но замечательные произведения авторов, живших в различные исторические эпохи в разных странах. Составители приложат все усилия к тому, чтобы в выпускаемой серии занимательная наука была представлена во всем своем жанровом богатстве и разнообразии. Этим серия поддержит, разовьет и продолжит традиции отечественной популяризации науки. Традиции эти насчитывают не одну сотню лет, а наиболее пышного развития они достигли на стыке XIX и XX столетий.

    Долгое время занимательную науку было принято считать развлекательной, увеселительной, даже пустой забавой для невзыскательных любителей «умственной гимнастики». Такое толкование эпитета «занимательная» давно устарело. Оно неполно и способно создать превратное представление об основных принципах и специфических приемах занимательной науки, ее месте и роли в современной научно-популярной литературе, системе образования и культуры в целом. Современная интерпретация занимательной науки восходит к Я. И. Перельману и, не отрицая игрового начала, акцентирует основное внимание на занимательном как на синониме интересного и способного привлечь внимание. Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную внешнюю сторону современной науки, то станет ясно, что она вся занимательна, то есть интересна и захватывающе увлекательна. Не поэтому ли даже идеи писателей-фантастов нередко бледнеют перед дерзким воображением ученых? Единственно, что отличает серьезную науку от занимательной, – это строгое изложение полученных результатов, не терпящее игрового элемента. Но и только!

    В то время как развлекательную науку от современной серьезной науки отделяет интервал в несколько веков и даже тысячелетий, занимательная наука в «перельмановском» смысле (ставшем ныне общепринятым) нередко имеет с серьезной наукой общий предмет исследований. А иногда даже она сама служит поставщиком новых идей и задач для серьезной науки. Например, непериодические мозаики Пенроуза, удивительным образом заполняющие без пробелов и наложений всю плоскость, были опубликованы одним из мэтров занимательной науки Мартином Гарднером еще до того, как кристаллографы усмотрели в них разгадку строения нового класса твердых тел, получившего название квазикристаллов.

    Далее, игра «Жизнь» Джона Хортона Конуэя стала дискретной моделью самоорганизующихся структур, а также «досталась по наследству» теории клеточных автоматов от занимательной математики (где она привлекла всеобщее внимание после публикации все того же Мартина Гарднера).

    Верно и обратное. Последние достижения и результаты современной науки становятся достоянием науки занимательной. Так, один из наиболее важных результатов математической логики XX века – знаменитая теорема Курта Гёделя о неполноте (во всякой аксиоматической системе, содержащей арифметику, найдется утверждение, которое в рамках этой системы невозможно ни доказать, ни опровергнуть) – была изложена в игровом ключе вместе с доказательством в книге замечательного мастера занимательного жанра Реймонда Смаллиана под несколько элегическим названием «Навсегда неразрешимое»…

    Именно занимательная наука призвана выполнять весьма важную роль в борьбе с воинствующим невежеством, нередко прикрывающим себя видимостью осведомленности. Не ставя перед собой задачу популяризации всей науки, занимательная наука, как правило, сосредоточивает свое внимание на самом трудном – на элементарных разделах науки и, вольно или невольно, восполняет пробелы школьного образования. По признанию многих известных физиков, чтение «Занимательной физики» Я. И. Перельмана дало для их научного развития даже больше, чем прилежное штудирование школьного учебника. Еще одна важная особенность занимательной науки состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает читателя в активное сотрудничество с автором, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

    Какими же приемами достигает занимательная наука своих целей? Дать исчерпывающий их перечень едва ли представляется возможным, хотя бы потому, что каждый, кто работает в области занимательной науки, прибегает к своим излюбленным методам. В статье1
    Статья эта сохранилась в Петербургском отделении архива Российской академии наук и впоследствии была опубликована Г. И. Мишкевичем.

    «Что такое занимательная наука?» Я. И. Перельман приводит некоторые из тех приемов, которые он использовал в серии своих книг по занимательной физике, математике, механике и астрономии. Многие из этих приемов читатель обнаружит при чтении «Живой математики».

    1. Положения науки иллюстрируются событиями современности: закон Архимеда поясняется на примере подъема «Садко» экспедицией ЭПРОНа; распространение звука в воздухе – на примере объявления мобилизации в Абиссинии с помощью звукового телеграфа; ослабление притяжения предметов по мере удаления от притягивающего центра – расчетом потери веса самолета на значительной высоте и т. п.

    2. Привлекаются примеры из мира техники: применение эха в мореплавании, проект профессора Михельсона использования солнечного тепла для отопления Москвы и т. п.

    3. Используются – зачастую неожиданным образом – страницы художественной литературы; набор задач на максимум оживляется расчетами над материалом рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно»; даже шуточные рассказы А. П. Чехова («Репетитор», «Письмо к ученому соседу»), Марка Твена, Д. К. Джерома могут быть привлечены при изложении вопросов математики или физики.

    4. Для той же цели пригодны иногда легенды и сказания: былина о Святогоре, предание об изобретении шахматной игры, о гробе Магомета, об Архимеде и т. п.

    5. Обостряют интерес к предмету фантастические опыты: описание мира, из которого устранена тяжесть или трение; последствия внезапной остановки вращения Земли, изменения наклона ее оси и т. п.

    6. Используются кажущиеся нелепости (горячий лед; море, в котором нельзя утонуть; поимка летящей пули рукой) и озадачивающие вопросы: почему Луна не падает на Землю? Почему снег белый?

    7. Разбираются распространенные предрассудки, например, о том, что затонувшие корабли не доходят до дна океана, что облака состоят из пузырьков пара, что портреты могут следить за зрителем и т. п.

    8. Делаются неожиданные сопоставления: учение о подобии связывается с расценкой куриных яиц, логарифмы – с музыкой и т. п.

    9. Рассматриваются вопросы обиходной жизни: пользование льдом для охлаждения, пение самовара, различение вареного яйца от сырого и т. п.

    10. Используются математические фокусы, подвижные игры (крокет), настольные игры (домино) и другие развлечения.

    11. Указываются примеры использования науки на сцене, на эстраде, в цирке, в кино; акустические особенности театрального зала, суфлерской будки, стереокино, фокусы, аттракционы.

    12. Привлекаются примеры из области спорта: затяжные прыжки с парашютом, сопротивление воздуха при беге, свойства теннисного мяча, состязания на дальность бросания и т. п.

    13. Делаются экскурсии в область истории науки. Завершается статья Я. И. Перельмана так:

    «– Но к чему все эти ухищрения? – возразят, пожалуй, иные читатели. – Разве сама наука не увлекательна, что нужно искусственно поддерживать к ней интерес?

    Спору нет, наука бесконечно интересна, но для кого? Для того, кто в нее углубился, кто овладел ее методами, а не для того, кто стоит лишь в ее преддверии. Популяризатор не может возлагать надежду на увлекательность самого предмета и освободить себя от забот о поддержании внимания читателя или слушателя. Он должен неустанно наблюдать за тем, следуют ли за ним читатели или готовы его покинуть. Если он не овладел вниманием читателя, все его усилия пропадут даром, как бы увлекательна ни была сама по себе излагаемая им тема…Значит ли это, что надо превращать обучение в род забавы? Нет, и занимательная наука ни в какой мере не повинна в этом грехе. Роль развлекательного элемента в ней как раз обратная: не науку превращать в забаву, а, напротив, забаву ставить на службу обучению. К тому же, раскрывая неожиданные стороны в как будто знакомых предметах, метод занимательной науки углубляет понимание и повышает наблюдательность. Все это далеко от превращения науки в развлечение!»

    На вопрос, кто же является родоначальником занимательного жанра, Я. И. Перельман отвечает без колебаний: Жюль Верн – и ссылается на «Путешествие к центру Земли» как на первое произведение этого жанра. Отдавая дань величайшего уважения Жюлю Верну – популяризатору науки и создателю жанра научно-фантастической литературы, мы все же позволим себе не согласиться с Я. И. Перельманом. И высказать свое мнение: истинный творец жанра «Занимательная наука» в его современном понимании – Яков Исидорович Перельман.

    Попробуйте с этим не согласиться!

    Ю. Данилов

    ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА

    ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

    Для чтения этой книги достаточна весьма скромная математическая подготовка: знание правил арифметики и элементарные сведения из геометрии. Лишь незначительная часть задач требует уменья составлять и решать простейшие уравнения. Тем не менее содержание книги весьма разнообразно: от пестрого подбора головоломок и замысловатых трюков математической гимнастики до полезных практических приемов счета и измерения. Составитель заботился о свежести включаемого материала и избегал повторения того, что входит в другие сборники того же автора («Фокусы и развлечения», «Занимательные задачи»). Читатель найдет здесь сотню головоломок, не включенных в другие книги, причем некоторые из задач, например крокетные, вообще никогда не публиковались.

    В ряду составленных тем же автором математических книг серии «Занимательная наука» («Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательные задачи») настоящая – наиболее легкая и может служить введением в серию.


    Я. И. Перельман

    Глава первая В ДОМЕ ОТДЫХА

    ЗАВТРАК С ГОЛОВОЛОМКАМИ
    1. Белка на поляне

    – Сегодня утром я с белкой в прятки играл, – рассказывал во время завтрака один из собравшихся за столом дома отдыха. – Вы знаете в нашем лесу круглую полянку с одинокой березой посередине? За этим деревом и пряталась от меня белка. Выйдя из чащи на полянку, я сразу заметил беличью мордочку с живыми глазками, уставившуюся на меня из-за ствола. Осторожно, не приближаясь, стал я обходить по краю полянки, чтобы взглянуть на зверька. Раза четыре обошел я дерево, но плутовка отступала по стволу в обратную сторону, по-прежнему показывая только мордочку. Так и не удалось мне обойти кругом белки.

    – Однако, – возразил кто-то, – сами же вы говорите, что четыре раза обошли вокруг дерева.

    – Вокруг дерева, но не вокруг белки!

    – Но белка-то на дереве?

    – Что же из того?

    – То, что вы кружились и около белки.

    – Хорошо кружился, если ни разу не видел ее спинки!

    – При чем тут спинка? Белка в центре, вы ходите по кругу, значит, ходите кругом белки.

    – Ничуть не значит. Вообразите, что я хожу около вас по кругу, а вы поворачиваетесь ко мне все время лицом, пряча спину. Скажете вы разве, что я кружусь около вас?

    – Конечно, скажу. Как же иначе?

    – Кружусь, хотя не бываю позади вас, не вижу вашей спины?

    – Далась вам спина! Вы замыкаете вокруг меня путь – вот в чем суть дела, а не в том, чтобы видеть спину!

    – Позвольте, что значит кружиться около чего-нибудь? По-моему, это означает только одно: становиться последовательно в такие места, чтобы видеть предмет со всех сторон. Ведь правильно, профессор? – обратился спорящий к сидевшему за столом старику.

    – Спор идет у вас, в сущности, о словах, – ответил ученый. – А в таких случаях надо начинать всегда с того, о значении слов.


    Рис. 1. «Раза четыре обошел я дерево…» о чем вы только сейчас завели речь: надо договориться


    Как понимать слова «двигаться вокруг предмета»? Смысл их может быть двоякий. Можно, во-первых, разуметь под ними перемещение по замкнутой линии, внутри которой находится предмет. Это одно понимание. Другое: двигаться по отношению к предмету так, чтобы видеть его со всех сторон. Держась первого понимания, вы должны признать, что четыре раза обошли вокруг белки. Придерживаясь же второго, обязаны заключить, что не обошли вокруг нее ни разу. Поводов для спора здесь, как видите, нет, если обе стороны говорят на одном языке, понимают слова одинаково.

    – Прекрасно, можно допустить двоякое понимание. Но какое все же правильнее?

    – Так ставить вопрос не приходится. Условливаться можно о чем угодно. Уместно только спросить, что более согласно с общепринятым пониманием. Я сказал бы, что лучше вяжется с духом языка первое понимание, и вот почему. Солнце, как известно, делает полный оборот вокруг своей оси в 26 суток…

    – Солнце вертится?

    – Конечно, как и Земля, вокруг оси. Вообразите, однако, что вращение Солнца совершается медленнее, а именно что оно делает один оборот не в 26 суток, а в 365 V12 суток, то есть в год. Тогда Солнце было бы обращено к Земле всегда одной и той же своей стороной; противоположной половины, «спины» Солнца, мы никогда не видели бы. Но разве стал бы кто-нибудь утверждать из-за этого, что Земля не кружится около Солнца?

    – Да, теперь ясно, что я все-таки кружился около белки.

    – Есть предложение, товарищи! Не расходиться, – сказал один из слушавших спор. – Так как в дождь гулять никто не пойдет, а перестанет дождик, видно, не скоро, то давайте проведем здесь время за головоломками. Начало сделано. Пусть каждый по очереди придумает или припомнит какую-нибудь головоломку. Вы же, профессор, явитесь нашим верховным судьей.

    – Если головоломки будут с алгеброй или с геометрией, то я должна отказаться, – заявила молодая женщина.

    – И я тоже, – присоединился кто-то.

    – Нет, нет, участвовать должны все! А мы попросим присутствующих не привлекать ни алгебры, ни геометрии, разве только самые начатки. Возражений не имеется?

    – Тогда я согласна и готова первая предложить головоломку.

    – Прекрасно, просим! – донеслось с разных сторон. – Начинайте.

    2. В коммунальной кухне

    – Головоломка моя зародилась в обстановке коммунальной квартиры. Задача, так сказать, бытовая. Жилица – назову ее для удобства Тройкиной – положила в общую плиту 3 полена своих дров, жилица Пятеркина – 5 поленьев. Жилец Бестопливный, у которого, как вы догадываетесь, не было своих дров, получил от обеих гражданок разрешение сварить обед на общем огне. В возмещение расходов он уплатил соседкам 80 копеек. Как должны они поделить между собой эту плату?

    – Пополам, – поспешил заявить кто-то. – Бестопливный пользовался их огнем в равной мере.

    – Ну нет, – возразил другой, – надо принять в соображение, как участвовали в этом огне дровяные вложения гражданок. Кто дал 3 полена, должен получить 30 копеек; кто дал 5 поленьев, получает 50 копеек. Вот это будет справедливый дележ.


    Рис. 2. На кухне


    – Товарищи, – взял слово тот, кто затеял игру и считался теперь председателем собрания. – Окончательные решения головоломок давайте пока не объявлять. Пусть каждый еще подумает над ними. Правильные ответы судья огласит нам за ужином. Теперь следующий. Очередь за вами, товарищ пионер!

    3. Работа школьных кружков

    – В нашей школе, – начал пионер, – имеется 5 кружков: политкружок, военный, фотографический, шахматный и хоровой. Политкружок занимается через день, военный – через 2 дня на 3-й; фотографический – каждый 4-й день, шахматный – каждый 5-й день и хоровой – каждый 6-й день. Первого января собрались в школе все 5 кружков, а затем занятия велись в назначенные по плану дни, без отступлений от расписания. Вопрос состоит в том, сколько в первом квартале было еще вечеров, когда собирались в школе все 5 кружков.

    – А год был простой или високосный? – осведомились у пионера.


    Рис. 3. «В нашей школе пять кружков», – начал пионер…


    – Простой.

    – Значит, первый квартал, – январь, февраль, март, – надо считать за 90 дней?

    – Очевидно.

    – Позвольте к вопросу вашей головоломки присоединить еще один, – сказал профессор. – А именно сколько в том же квартале года было таких вечеров, когда кружковых занятий в школе вовсе не происходило?

    – Ага, понимаю! – раздался возглас. – Задача с подвохом. Ни одного дня не будет больше с 5 кружками и ни одного дня без всяких кружков. Это уже ясно!

    – Почему? – спросил председатель.

    – Объяснить не могу, но чувствую, что отгадчика хотят поймать врасплох.

    – Ну, это не довод. Вечером выяснится, правильно ли ваше предчувствие. За вами очередь, товарищ!

    4. Кто больше?

    – Двое считали в течение часа всех, кто проходил мимо них по тротуару. Один стоял у ворот дома, другой прохаживался взад и вперед по тротуару. Кто насчитал больше прохожих?

    – Идя, больше насчитаешь, ясное дело, – донеслось с другого конца стола.

    – Ответ узнаем за ужином, – объявил председатель. – Следующий!

    5. Дед и внук

    – То, о чем я скажу, происходило в 1932 году. Мне было тогда ровно столько лет, сколько выражают последние две цифры года моего рождения. Когда я об этом соотношении рассказал деду, он удивил меня заявлением, что с его возрастом выходит то же самое. Мне это показалось невозможным…

    – Разумеется, невозможно, – вставил чей-то голос.

    – Представьте, вполне возможно! Дед доказал мне это. Сколько же было лет каждому из нас?

    6. Железнодорожные билеты

    – Я – железнодорожная кассирша, продаю билеты, – начала следующая участница игры. – Многим это кажется очень простым делом. Не подозревают, с каким большим числом билетов приходится иметь дело кассиру даже маленькой станции. Ведь необходимо, чтобы пассажиры могли получить билеты от данной станции до любой другой на той же дороге, притом в обоих направлениях. Я служу на дороге с 25 станциями. Сколько же различных образцов билетов заготовлено железной дорогой для всех ее касс?

    – Ваша очередь, товарищ летчик, – провозгласил председатель.

    7. Полет дирижабля

    – Из Ленинграда вылетел прямо на север дирижабль. Пролетев в северном направлении 500 километров, он повернул на восток. Пролетев в эту сторону 500 километров, дирижабль сделал новый поворот – на юг и прошел в южном направлении 500 километров.


    Рис. 4. «500 шагов вперед, 500 вправо, 500 назад…»


    Затем он повернул на запад и, пролетев 500 километров, опустился на землю. Спрашивается: где расположено место спуска дирижабля относительно Ленинграда – к западу, к востоку, к северу или к югу?

    – На простака рассчитываете, – сказал кто-то, – 500 шагов вперед, 500 вправо, 500 назад да 500 влево, куда придем? Откуда вышли, туда и придем!

    – Итак, где, по-вашему, спустился дирижабль?

    – На том же ленинградском аэродроме, откуда поднялся. Не так разве?

    – Именно не так.

    – В таком случае я ничего не понимаю!

    – В самом деле, здесь что-то неладно, – вступил в разговор сосед. – Разве дирижабль спустился не в Ленинграде? Нельзя ли повторить задачу?

    Летчик охотно исполнил просьбу. Его внимательно выслушали и с недоумением переглянулись.

    – Ладно, – объявил председатель. – До ужина успеем подумать об этой задаче, а сейчас будем продолжать.

    8. Тень

    – Позвольте мне, – сказал очередной загадчик, – взять сюжетом головоломки тот же дирижабль. Что длиннее: дирижабль или его полная тень?

    – В этом и вся головоломка?

    – Тень, конечно, длиннее дирижабля: ведь лучи солнца расходятся веером, – последовало сразу решение.

    – Я бы сказал, – возразил кто-то, – что, напротив, лучи солнца параллельны; тень и дирижабль одной длины.


    Рис. 5. Расходящиеся лучи от спрятавшегося за облаком солнца


    – Что вы? Разве не случалось вам видеть расходящиеся лучи от спрятавшегося за облаком солнца? Тогда можно воочию убедиться, как сильно расходятся солнечные лучи. Тень дирижабля должна быть значительно больше самого дирижабля, как тень облака больше самого облака.

    – Почему же обычно принимают, что лучи солнца параллельны? Моряки, астрономы – все так считают… Председатель не дал спору разгореться и предоставил слово следующему загадчику.