Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

(По С.Аксакову)

Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Упражнение 6 .

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли.
(По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
(В.Островой)

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

(Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение - это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения - это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.

Аспирантура: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, специальность логопедия, 1979.
Высшее: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, дефектологический, по специальности «логопедия», присвоена квалификация: учитель – логопед, дошкольных, школьных и медицинских учреждений, звание учителя средней школы, с отличием, 1968.

Тема кандидатской диссертации

«Логопедическая работа в доречевой период с детьми, страдающими церебральным параличом» (1980)

Тема докторской диссертации

«Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями» (2009)

Курсы текущего учебного года

Логопедия с историей логопедии, Нейродиагностика и нейростимуляция сенсомоторного и интеллектуального базиса речи.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста.
Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексными нарушениями развития.
Организация ранней помощи детям с ОВЗ.
Нейропсихологическое обследование лиц с нарушениями коммуникации, Дифференцированный логопедический массаж в системе коррекции у лиц с ОВЗ.
Логопедия с историей логопедии (обзорные лекции).

Публикации

Архипова Е.Ф.Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевой период (учебное пособие) М.:МГЗПИ, 1991. 4п.л

Архипова Е.Ф Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте. -М.,изд-во МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий» 1997.-86

Архипова Е.Ф Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) (монография). М.: Просвещение, 1989. 5 п.л.

Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей (учебное пособие). М.: АСТ-Астрель, 2006. 20п.л.

Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии (учебной пособие) М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008. 15,9 п.л.

Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель(серия «Библиотека логопеда») 2008. 7,7 п.л.

Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка (монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ М.: Мозаика-Синтез.2012.- с.156

Архипова Е.Ф. Миофункциональный трейнер «INFANT» в практике ло­гопедической работы (Методическое пособие) монография М.:Валлекс М,2012 г.-88 с.ъ

Архипова Е.Ф Семья ребенка с нарушениями речи// под ред Ткачевой В.В.Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Учебник). М.::«Издательский центр «Академия» 2014.-272с.

Архипова Е.Ф Логопедическая помощь детям раннего возраста Учебное пособие.

(монография) Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ М.: Мозаика-Синтез.2015.- с.247.

Архипова Е.Ф Профилактика нарушений звукопроизношения у детей.Миофункциональный трейнер «INFANT» Методическое пособие М.: В. Секачев 2017.- с.74 Усл. печ. л. 4,75.

Архипова Е.Ф Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения Трейнер «INFANT». Конспекты логопедических занятий. Миофункциональный трейнер «INFANT» Методическое пособие М.: В. Секачев 2017.- с.92 Усл. печ. л. 4,75.

Повышение квалификации

Повышения квалификации с 06.05.2016- по 07.05. 2016 принимала участие в Первой Международной научно-практической конференции «Развитие и коррекция» г.Алматы. Ассоциация логопедов и дефектологов Казахстана. Сертификат о повышении квалификации в объеме 32 часов.
Повышения квалификации с 12.05.2016 по 14.05.2016 принимала участие в Пятой Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Москва МГУ им. М.В.Ломоносова. Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов.
Повышения квалификации с 12.05.2016 по 14.05.2016 принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции:»Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической комиссий в повестке актуальной образовательной политики» 11-12 июля 2016 года. Сертификат участника и докладчика. в объеме 16 часов.
Сроки обучение с 21.11.2016 по 03.12.2016 в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО по дополнительной профессиональной программе «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра». Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов.

Б Б К 74.3
А87

Архипова, Е.Ф.
А87

К о р р е к ц и о н н о - л о г о п е д и ч е с к а я работа по преодо­
л е н и ю стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. -
М.: A C T: Астрель, 2008. - 254, [ 2 | е.: ил. - (Высшая
школа).
I S B N 978-5-17-052722-9 (ООО.Издательство АСТ»)
I S B N 978-5-271-20780-8 (ООО «Издательство Астрель»)
Учебное п о с о б и е п о к о р р е к ц и о н н о - л о г о п е д и ч е с к о й р а ­
боте с детьми со стертой д и з а р т р и е й создается впервые.
П о д р о б н о изложена к л и н и к о - п е д а г о г и ч е с к а я характе­
р и с т и к а д а н н о й к а т е г о р и и детей. О п р е д е л е н ы э т а п ы и н а ­
правления л о г о п е д и ч е с к о й работы п р и д и з а р т р и и.
Рассмотрены с о в р е м е н н ы е методы н о р м а л и з а ц и и д ы х а ­
н и я, м о т о р н ы х ф у н к ц и й р е ч и, п о с т а н о в к и звуков речи.
Представлена авторская методика а в т о м а т и з а ц и и и д и ф ­
ф е р е н ц и а ц и и звуков с и с п о л ь з о в а н и е м т а к т и л ь н о - к и н е с т е ­
тической стимуляции.
А в т о р п о с о б и я - Елена Ф и л и п п о в н а А р х и п о в а, профес­
сор кафедры л о г о п е д и и д е ф е к т о л о г и ч е с к о г о факультета
М о с к о в с к о г о государственного гуманитарного университета
и м. М.А. Ш о л о х о в а. С р е д и п о с л е д н и х п у б л и к а ц и й - к н и г и
«Логопедическая работа с детьми р а н н е г о возраста» (2006),
«Стертая д и з а р т р и я у д е т е й * (2007), « Л о г о п е д и ч е с к и й мас­
саж п р и д и з а р т р и и » (2008).
К н и г а адресована студентам д е ф е к т о л о г и ч е с к и х факуль­
тетов педвузов, п р а к т и к у ю щ и м л о г о п е д а м, педагогам, п с и ­
хологам, врачам.
УДК 376
ББК 74.3
Подписано в печать 20.05.2008. Формат 84x108 У3
Усл. печ. л. 13,44. Тираж 5000 экз. Заказ № 2 7 7 9

I S B N 978-5-17-052722-9 (ООО.Издательство A C T .)
I S B N 978-5-271-20780-8 (ООО «Издательство Астрель.)
© Е.Ф. Архипова, 2008
© О О О «Издательство Астрель», 2008

Введение

Глава I
Актуальные проблемы
коррекции стертой дизартрии

Глава II
Физиологические основы
ф о р м и р о в а н и я речи

Глава III
Клинико-педагогическая характеристика детей
со с т е р т о й д и з а р т р и е й

Глава IV
Развитие произносительной
с т о р о н ы речи в о н т о г е н е з е

Глава V
Особенности фонетических нарушений
У д е т е й со стертой д и з а р т р и е й

Глава VI
Этапы и направления
логопедической работы

6.1. Теоретическое обоснование
коррекционной работы

2. Принципы коррекционной работы

Глава VII
Содержание логопедической работы

7.1. Нормализация моторики органов артикуляции

7.2. Нормализация речевого дыхания

7.3. Постановка звуков при дизартрии

7.4. Автоматизация и дифференциация звуков
с использованием тактильно-кинестетической
стимуляции

Приложение

Заклюячение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

П о с о б и е п р е д н а з н а ч е н о для логопедов, студентов
дефектологических вузов, родителей, ж е л а ю щ и х уча­
ствовать в к о р р е к ц и о н н о й работе со с в о и м и детьми
при стертой д и з а р т р и и.
В книге представлено теоретическое о б о с н о в а н и е
к о р р е к ц и о н н о й работы при стертой д и з а р т р и и.
П о д р о б н о о с в е щ е н ы вопросы к л и н и к о - п е д а г о г и ческой характеристики детей, а также о с о б е н н о с т и
их п р о и з н о с и т е л ь н о й с т о р о н ы речи.
В книге п о д р о б н о о п и с ы в а ю т с я п р и е м ы нормали­
зации м о т о р и к и органов а р т и к у л я ц и и. С этой целью
приводится о п и с а н и я и технология в ы п о л н е н и я
20 артикуляционных упражнений с функциональной на­
грузкой.
Заслуживает в н и м а н и я раздел, п о с в я щ е н н ы й пос­
тановке и к о р р е к ц и и звуков при д и з а р т р и и, учиты­
в а ю щ и й базисные упражнения с функциональной на­
грузкой.
Инновационным направлением в коррекционной
работе при стертой д и з а р т р и и считаем п р и е м ы по ав­
т о м а т и з а ц и и и д и ф ф е р е н ц и а ц и и звуков с использова­
нием тактильно-кинестетической стимуляции.
О п т и м и з и р у ю щ и м п р о ц е с с а в т о м а т и з а ц и и звуков
является и с п о л ь з о в а н и е 11 модулей разной конструк­
ции, учитывающей фонетическую сочетаемость.
§7.1, §7.3, §7.4. публикуются автором впервые.

Актуальные проблемы
коррекции стертой дизартрии

Стертая д и з а р т р и я встречается о ч е н ь часто в ло­
гопедической п р а к т и к е. О с н о в н ы е жалобы при стер­
той д и з а р т р и и: н е в н я т н а я невыразительная речь,
плохая д и к ц и я, и с к а ж е н и е и замена звуков в слож­
ных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия - речевая патология, прояв­
ляющаяся в расстройствах фонетического и просодиче­
ского компонентов речевой функциональной системы и
возникающая вследствие невыраженного микрооргани­
ческого поражения головного мозга (Л.В. Л о п а т и н а) .
Обследование детей в массовых садах показало,
что в старших и подготовительных к школе группах
от 40 до 60% детей имеют о т к л о н е н и я в речевом раз­
витии. Среди наиболее р а с п р о с т р а н е н н ы х наруше­
ний: дислалия, р и н о ф о н и я, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая д и з а р т р и я.
В группах для детей с о б щ и м недоразвитием речи
до 50% детей, а в группах с ф о н е т и к о - ф о н е м а т и ч е с ким недоразвитием - до 3 5 % детей имеют стертую
д и з а р т р и ю. Д е т и, и м е ю щ и е стертую д и з а р т р и ю, нуж­
даются в д л и т е л ь н о й, систематической индивидуаль­
н о й логопедической п о м о щ и. Логопеды специализи­
рованных групп планируют логопедическую работу
следующим образом: на ф р о н т а л ь н ы х, подгрупповых
занятиях со всеми детьми изучают п р о г р а м м н ы й ма­
териал, н а п р а в л е н н ы й на устранение общего недо­
развития речи, а на индивидуальных занятиях осу­
ществляют к о р р е к ц и ю п р о и з н о с и т е л ь н о й стороны
речи и п р о с о д и к и, т. е. устранение с и м п т о м о в стер­
той д и з а р т р и и.
Д и а г н о с т и к а стертой дизартрии и методики к о р р е к ц и о н н о й работы разработаны пока недостаточно.
6

В работах Г. Гутцмана, О.В. П р а в д и н о й, Л.В. Меле­
ховой, О.А. Токаревой, И. И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются в о п р о с ы с и м п т о м а т и к и дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается
«смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмеча­
ют, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень
похожа на сложную д и с л а л и ю. В трудах Л. В. Л о п а т и ной, Н.В. С е р е б р я к о в о й, Э.Я. С и з о в о й, Э. К. Мака­
ровой и Е.Ф. Соботович п о д н и м а ю т с я вопросы диаг­
н о с т и к и, д и ф ф е р е н ц и а ц и и обучения и логопедиче­
ской работы в группах д о ш к о л ь н и к о в со стертой
дизартрией. П р о б л е м ы д и ф ф е р е н ц и а л ь н о й диагнос­
тики стертой д и з а р т р и и, о р г а н и з а ц и и логопедиче­
ской п о м о щ и этим детям остаются актуальными, ес­
ли учитывать р а с п р о с т р а н е н н о с т ь этого дефекта.
Стертая ф о р м а д и з а р т р и и ч а щ е всего диагности­
руется после п я т и лет. Все дети, чья с и м п т о м а т и к а
соответствует стертой д и з а р т р и и, направляются на
консультацию к невропатологу для у т о ч н е н и я или
подтверждения диагноза и для н а з н а ч е н и я адекват­
ного л е ч е н и я, т. к. при стертой д и з а р т р и и методика
к о р р е к ц и о н н о й работы д о л ж н а быть к о м п л е к с н о й и
включать:
- м е д и ц и н с к о е воздействие;
- психолого-педагогическую п о м о щ ь;
- логопедическую работу.
Д л я раннего в ы я в л е н и я стертой д и з а р т р и и и пра­
вильной о р г а н и з а ц и и к о м п л е к с н о г о воздействия не­
обходимо знать с и м п т о м ы, характеризующие эти на­
р у ш е н и я. Обследование ребенка начинается с беседы
с м а м о й и изучения п о л и к л и н и ч е с к о й карты разви­
тия ребенка. Анализ а н а м н е с т и ч е с к и х сведений по­
казывает, что имеют место: о т к л о н е н и я во внутриут­
робном развитии (т о к с и к о з ы, г и п е р т о н и я, н е ф р о п а тия и др.); а с ф и к с и я новорожденных; стремительные
или затяжные роды. Со слов м а м ы, «ребенок закри­
чал не сразу, ребенка п р и н о с и л и к о р м и т ь позже, чем
всех». В первый год ж и з н и м н о г и е наблюдались у
невролога, назначалось м е д и к а м е н т о з н о е л е ч е н и е и
7

Массаж. В диагнозе до года стояло « П Э П » (перина­
тальная э н ц е ф а л о п а т и я) . Развитие ребенка после од­
ного года, как правило, у всех бывает благополуч­
н ы м, невропатолог больше не наблюдает этих детей,
и р е б е н о к считается здоровым.
П р и обследовании в п о л и к л и н и к е у логопеда у
детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией вы­
являются следующие с и м п т о м ы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией мот о р н о неловки, ограничен объем активных движе­
н и й, м ы ш ц ы быстро утомляются при функциональ­
ных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной к а к о й л и б о ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти
по «мостику» и т. д. Плохо подражают при и м и т а ц и и
д в и ж е н и й: к а к идет солдат, как летит птица, к а к ре­
жут хлеб и т. д. О с о б е н н о заметна моторная несосто­
ятельность на физкультурных и музыкальных заняти­
ях, где дети отстают в темпе, ритме д в и ж е н и й, а так­
же при переключаемое™ д в и ж е н и й.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией
поздно и с трудом овладевают н а в ы к а м и самообслу­
живания: не могут застегнуть пуговицу, развязать ш а р ф
и т. д. На занятиях по р и с о в а н и ю плохо держат ка­
рандаш, руки бывают н а п р я ж е н ы. М н о г и е не л ю б я т
рисовать. О с о б е н н о заметна моторная неловкость рук
на занятиях по а п п л и к а ц и и и с п л а с т и л и н о м. В ра­
ботах по а п п л и к а ц и и прослеживаются еще и труд­
ности пространственного р а с п о л о ж е н и я элементов.
Нарушение тонких дифференцированных движений
рук проявляется при в ы п о л н е н и и проб-тестов паль­
цевой г и м н а с т и к и. Дети затрудняются или просто не
могут без п о с т о р о н н е й п о м о щ и в ы п о л н я т ь д в и ж е н и е
по п о д р а ж а н и ю, н а п р и м е р, «замок» - сложить кисти
вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно
соединить с б о л ь ш и м пальцем указательный, сред­
н и й, б е з ы м я н н ы й и м и з и н е ц, и другие у п р а ж н е н и я
пальцевой г и м н а с т и к и.
На занятиях по оригами и с п ы т ы в а ю т о г р о м н ы е
затруднения и не могут в ы п о л н я т ь самые простые
8

Д в и ж е н и я, т. к. требуются и п р о с т р а н с т в е н н а я ориен­
тировка, и т о н к и е д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы е д в и ж е н и я
рук. Со слов мам, м н о г и е дети до 5-6 лет не инте­
ресуются играми с конструктором, не умеют играть с
м е л к и м и и г р у ш к а м и, не с о б и р а ю т п а з л ы.
У детей ш к о л ь н о г о возраста в первом классе от­
мечаются трудности при овладении графическими на­
в ы к а м и (у некоторых наблюдается «зеркальное пись­
мо»; замена букв «д»-«б», гласных, о к о н ч а н и й слов;
плохой почерк; м е д л е н н ы й темп письма и др.).
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со
стертой дизартрией выявляются патологические осо­
бенности в а р т и к у л я ц и о н н о м аппарате.
Паретичностъ м ы ш ц о р г а н о в а р т и к у л я ц и и прояв­
ляется в следующем: л и ц о г и п о м и м и ч н о, м ы ш ц ы ли­
ца при п а л ь п а ц и и вялые; позу закрытого рта многие
дети не удерживают, т. к. н и ж н я я челюсть не фикси­
руется в п р и п о д н я т о м с о с т о я н и и из-за вялости жева­
тельной мускулатуры; губы вялые, углы их о п у щ е н ы;
во время речи губы остаются в я л ы м и и необходимой
л а б и а л и з а ц и и звуков не п р о и з в о д и т с я, что ухудшает
просодическую сторону речи. Я з ы к при паретической с и м п т о м а т и к е т о н к и й, находится на д н е полос­
ти рта, вялый, к о н ч и к я з ы к а м а л о а к т и в н ы й. П р и
ф у н к ц и о н а л ь н ы х нагрузках (а р т и к у л я ц и о н н ы х уп­
ражнениях) м ы ш е ч н а я слабость увеличивается.
Спастичность м ы ш ц о р г а н о в артикуляции прояв­
ляется в следующем: л и ц о а м и м и ч н о, м ы ш ц ы л и ц а
п р и пальпации твердые, н а п р я ж е н н ы е. Губы у такого
ребенка п о с т о я н н о находятся в полуулыбке: верхняя
губа прижимается к д е с н а м. Во время речи губы не
п р и н и м а ю т участие в артикуляции звуков. М н о г и е
дети, у которых отмечается подобная с и м п т о м а т и к а,
не умеют в ы п о л н я т ь а р т и к у л я ц и о н н о е у п р а ж н е н и е
«трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Я з ы к
при спастическом с и м п т о м е чаще и з м е н е н п о ф о р м е:
толстый, без в ы р а ж е н н о г о к о н ч и к а, м а л о п о д в и ж н ы й.
Гиперкинезы при стертой д и з а р т р и и проявляются
в виде д р о ж а н и я, тремора я з ы к а и голосовых связок.
9

Т р е м о р я з ы к а проявляется при ф у н к ц и о н а л ь н ы х
пробах и нагрузках. Н а п р и м е р, при задании поддер­
жать ш и р о к и й я з ы к на н и ж н е й губе под счет 5 - 1 0
я з ы к не может сохранить с о с т о я н и е п о к о я, появля­
ется д р о ж а н и е и л е г к и й ц и а н о з (т. е. п о с и н е н и е кон­
чика я з ы к а) , а в некоторых случаях я з ы к крайне бес­
п о к о й н ы й (по языку прокатываются волны в про­
дольном или в п о п е р е ч н о м н а п р а в л е н и и) . В этом
случае р е б е н о к не может удержать я з ы к вне полости
рта. Г и п е р к и н е з ы я з ы к а чаще сочетаются с повы­
ш е н н ы м тонусом м ы ш ц а р т и к у л я ц и о н н о г о аппарата.
Апраксин при стертой дизартрии выявляется одно­
временно в н е в о з м о ж н о с т и в ы п о л н е н и я каких-либо
произвольных д в и ж е н и й руками и органами артику­
л я ц и и. В а р т и к у л я ц и о н н о м аппарате а п р а к с и я прояв­
ляется в н е в о з м о ж н о с т и в ы п о л н е н и я определенных
д в и ж е н и й или при п е р е к л ю ч е н и и от одного движе­
ния к другому. М о ж н о наблюдать кинетическую а п р а к с и ю, когда р е б е н о к не может п л а в н о переходить
от одного д в и ж е н и я к другому. У других детей отме­
чается кинестетическая а п р а к с и я, когда р е б е н о к про­
изводит хаотические д в и ж е н и я, «нащупывая» нужную
артикуляционную позу.
Девиация, т. е. о т к л о н е н и я я з ы к а от средней ли­
н и и, проявляется также при а р т и к у л я ц и о н н ы х про­
бах, при ф у н к ц и о н а л ь н ы х нагрузках. Д е в и а ц и я я з ы к а
сочетается с а с и м м е т р и е й губ при улыбке со сгла­
ж е н н о с т ь ю носогубной складки.
Гиперсаливация (п о в ы ш е н н о е слюноотделение) оп­
ределяется л и ш ь во время речи. Дети не справляются
с с а л и в а ц и е й, не сглатывают слюну, при этом стра­
дают п р о и з н о с и т е л ь н а я сторона речи и просодика.
П р и обследовании м о т о р н о й ф у н к ц и и артикуля­
ц и о н н о г о аппарата у детей со стертой дизартрией от­
мечается возможность в ы п о л н е н и я всех артикуляци­
о н н ы х проб, т. е. дети по заданию в ы п о л н я ю т все ар­
т и к у л я ц и о н н ы е д в и ж е н и я - н а п р и м е р, надуть щ е к и,
пощелкать я з ы к о м, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.
При анализе же качества в ы п о л н е н и я этих д в и ж е н и й
ю

М о ж н о отметить: с м а з а н н о с т ь, нечеткость артикуля­
ц и и, слабость н а п р я ж е н и я м ы ш ц, а р и т м и ч н о с т ь,
с н и ж е н и е амплитуды д в и ж е н и й, к р а т к о в р е м е н н о с т ь
удерживания о п р е д е л е н н о й п о з ы, с н и ж е н и е объема
д в и ж е н и й, быструю утомляемость м ы ш ц и д р. Т а к и м
образом, при ф у н к ц и о н а л ь н ы х нагрузках качество
а р т и к у л я ц и о н н ы х д в и ж е н и й р е з к о падает. Это и при­
водит во время речи к и с к а ж е н и ю звуков, с м е ш е н и ю
их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
ЗВУК0ПР0ИЗН0ШЕНИЕ. П р и п е р в о н а ч а л ь н о м знаком­
стве с ребенком з в у к о п р о и з н о ш е н и е его оценивается
к а к сложная дислалия или простая д и с л а л и я. П р и
обследовании з в у к о п р о и з н о ш е н и я в ы я в л я ю т с я: сме­
шение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков,
т. е. те же варианты, что и при д и с л а л и и. Н о, в от­
л и ч и е от д и с л а л и и, речь при стертой д и з а р т р и и име­
ет н а р у ш е н и я и просодической с т о р о н ы. Н а р у ш е н и я
з в у к о п р о и з н о ш е н и я и п р о с о д и к и влияют на разбор­
чивость речи, внятность и выразительность. Некото­
рые дети обращаются в п о л и к л и н и к у после з а н я т и й
с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки,
которые логопед поставил, не используются в речи
р е б е н к о м. При обследовании выявляется, что многие
дети, которые искажают, пропускают, с м е ш и в а ю т
или з а м е н я ю т звуки, и з о л и р о в а н н о эти же звуки мо­
гут п р а в и л ь н о произносить. Т а к и м о б р а з о м, звуки
при стертой дизартрии ставятся теми же с п о с о б а м и,
что и при д и с л а л и и, но долго не автоматизируются и
не вводятся в речь. Наиболее р а с п р о с т р а н е н н ы м на­
рушением является д е ф е к т п р о и з н о ш е н и я с в и с т я щ и х
и ш и п я щ и х. Дети со стертой д и з а р т р и е й искажают,
с м е ш и в а ю т не только а р т и к у л я ц и о н н о с л о ж н ы е и
близкие по месту и способу о б р а з о в а н и я звуки, но и
акустически п р о т и в о п о с т а в л е н н ы е.
Достаточно часто отмечаются межзубное произ­
несение, боковые призвуки. Дети и с п ы т ы в а ю т труд­
ности п