М алимбаев в саду читать. Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят

Коспект занятия, по художественной литературе

Образовательные области : Коммуникация.

Разделы : Художественная литература.

Тема : Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева

«Падают листья» .

Цель : Обогащать представления детей о поэтах Казахстана, учить выражать грустное настроение при чтении стихотворения, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи. Познакомить и научить детей запоминать содержание стихотворения по схеме, развивать память, мышление, воображение.

Материал к занятию. Шкатулочка с хрустальным ключиком, портрет М. Алимбаева, цветная иллюстрация об осени, схема по содержанию стихотворения, дидактическая игра «Когда это бывает?»

Словарная работа. Охра.

Билингвальный компонент :кз, ырйек, азан, араша, жапратар, ааш.

Ход занятия:

Вступительная часть

1. Обыгрывание волшебной шкатулочки.

Воспитатель вносит в группу волшебную шкатулку.

Рассказывает детям, что царица Литературы подарила ребятам волшебную шкатулку. Что сегодня она хочет познакомить детей с новым художественным произведением.

Но чтобы шкатулка открылась нужно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.

(дети отгадывают загадки)

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил на крыше вволю

И ушел по лужам в поле

(дождь)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит -

Никому не понять,

И мудрецу не узнать.

(Гром)

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы и обращает внимание что в шкатулке

что – то щёлкнуло – это открылась шкатулка.

«А в шкатулке ребята находится волшебный хрустальный ключ.

Который сегодня нам откроет новое произведение, но для этого мы сейчас все вместе скажем волшебные слова»:

(дети произносят волшебные слова)

«Ключик хрустальный,

Мы любим стихи,

Поэт сочинил их-

А ты отыщи!»

Воспитатель открывает волшебную книгу с помощью ключика и волшебных слов.

«Ребята волшебная книга сегодня хочет нас познакомить поэтам

Музофарам Алимбаевым.

2. Посмотрите, царица Литературы прислала вам портрет поэта, она хочет, что ба вы запомнили поэта и узнавали его.

Поэт Музофар Алимбаев очень талантливый и уважаемый поэт. Он является одним из авторов нашей главной песни - гимна Республики Казахстан.

Он написал очень много красивых стихов о Родине, о природе, для детей.

На слова его стихотворений композиторы пишут музыку.

Сегодня наша волшебная книга «Капелька» приготовила нам стихотворение об осени.

А что ребята вы можете рассказать об осени?

Какие осенние месяцы вы знаете?

А кто мне скажет как на казахском языке осень? (кз)

Назовите месяца осени на казахском языке? (ырйек, азан, араша)

Какое настроение у осени в нашем городе сегодня?

Какие стихотворения об осени вы помните?

Какой наряд у деревьев осенью?

Скажите как на казахском слово дерево, листья? (ааш, жапратар)

Ребята, мы устали. Выходите и встанте в круг, физминутка «Ааштар»

Тербеледі, ааштар

Алдымнан жел еседі

Кіп-кішкентай, ааштар

лкен болып седі

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстраццию с изображением осени.

«Ребята поссматрите на иллюстрацию, и опишите ее :

Что изображенно на картине?

Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно) .

Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)

Почему оно стало хуже греть?

А какой дождь бывает осенью?

Почему листья желтеют?

Почему листья облетают?

С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами) .

Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Ребята сегодня мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева

«Падают листья» , в стихотворение он рассказывает обо всех явлениях природы, которые происходят осенью».

3. Работа со стихотворением.

Воспитатель читает стихотворение.

(дети внимательно слушают воспитателя)

Дождику только бы злиться

Падают листья. Блестят.

Видно, что жёлтые листья

На ветки обратно хотят

Осень. Тоскливо и мокро

Так и текут день за днём

Яркая, жёлтая охра

Светит холодным огнём.

Затем воспитатель проводит краткую беседу по содержанию стихотворения.

Какое было настроение у поэта, когда он писал это стихотворение?

Какое по тону получилось стихотворение?

Воспитатель знакомит детей с новой техникой заучивания стихотворения по схеме

(можно составить вместе с детьми свою схему) .

Работа со схемой. Чтение хором по изображенной символике - 2-3 раза.

Затем индивидуальное чтение по частям и в конце чтение целого текста.

Дидактическая игра «когда это бывает?»

Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Поощрение активных детей. Закрытие книги хрустальным ключиком.

Ортанғы тобында ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения:27.09.2018г
Тәрбиеші/Воспитатель: Аксакалова Н.Б
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Художественная литература
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Мебель
Тақырыбы/Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева Кто что любит.
Мақсаттары/Цели: Закрепить знания детей о литературном жанре - стихотворении. Знакомить с творчеством казахского поэта М. Алимбаева.
1.Тәрбиелік-воспитательная: Слушать друг друга
2.Дамытушылық-развивающая: Развивать речь, память, мышление.
3.Оқыту-обучающая: Познакомить детей с новым видом малого фольклорного жанра - загадками. Закрепить знакомые слова на казахском языке. Формировать чувство заботливого отношения к животным.
Педагогикалық технологиялар/пед.технологии;
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:картинки
Билингвалдық компонент ортаңғы. Билингвальный компонент: кто что любит-кім нені жақсы көреді.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/Ход организационной учебной деятельности:

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент: Воспитатель достает из плоской коробочки, украшенной под книгу, картинки-схемы.Спрашивает что это
Проявляют интерес.
Отвечают.
Предлагают справиться со схемами.

2.Негізгі бөлімі/Оснавная часть: Воспитатель. Ой, а я догадалась, к какому стихотворению эти картинки. Это стихотворение написал Музафар Алимбаев и называется оно Кто что любит?. Хотите, я вам его прочитаю
Воспитатель читает стихотворение и показывает картинки-схемы.
КТО ЧТО ЛЮБИТ
Орлу
Всего милей
Вершины гор,
А соловью -
Листвой шумящий бор.
Любой рыбёшке
Всех милей река,
Как ни была бы
Та река мелка.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру Кто что любит? (С картинками схемами).
Воспитатель задает вопросы словами из стихотворения.
Слушают стихотворение

3.Қорытынды/Итоговая часть: Воспитатель. Хорошо поиграли и узнали, кто, что любит кушать. А во что любят играть животные? Маленькие щенки (показ на прикрепленную картинку) любят играть с мячами. Давайте мы с вами сделаем много мячиков, но не простых, а из цветной бумаги и подарим их нашим гостям.
Отвечают, чем занимались, что понравилось.
Күтілетін нәтиже;
Жаңғыртады:литературный жанр - стихотворение
Түсінеді:знакомые слова на казахском языке
Қолданады:чувство заботливого отношения к животным

Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Возрастная группа: вторая младшая

Образовательные области: «Коммуникация».

Раздел: художественная литература

Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Цель: учить слушать внимательно стихотворение и выполнять по тексту движения; развивать мыслительную деятельность, внимание; воспитывать интерес к стихотворным – игровым произведениям.

Оборудование: красиво оформленная коробка, игрушки или картинки (птичка, самолет).

Ход занятия.

Валеологическая минутка «Здравствуй солнце…»

Ребята, к нам прилетела птичка, хочет с нами поиграть.

Сюрпризный момент:

Воспитатель вносит красивую коробку.

Хотите узнать, что в коробке?

Давайте посмотрим.

Достает из коробки картинки с изображением птиц.

Скажите, что умеют делать птицы, то что мы не умеем?

А я знаю стихотворение - игру. Хотите послушать?

Предлагает послушать стихотворение М. Алимбаева «Летать, летать»

Летят, летят…

Летят зяблики…

Летят, летят…

Летят яблоки…

Летят, летят…

Летят галки…

Летят, летят…

Летят палки…

Летят, летят…

Летят орлы…

Летят, летят…

Летят козлы…

В этом стихотворение есть путаница.

Скажите яблоки это птицы?

А козлы летают? А палки?

А теперь я предлагаю вам поиграть со мной, я буду рассказывать стихотворение, а вы будете выполнять движения махать руками.

Предлагает повторить несколько раз стихотворение-игра «Летят, летят»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинке»

У меня игрушек много

С ними я люблю играть

Этот пальчик пирамидка

Этот пальчик желтый мяч

Этот красная машинка

Этот детская кровать

Этот пальчик кукла Зина

Я сложу их всех в корзину.

С каким стихотворением – игрой мы сегодня познакомились?

Молодцы, ребята. А еще мы узнали, кто летает, а кто не летает.

Ожидаемый результат:

Знать: стихотворение М. Алимбаева «Летят, летят»;

Иметь: представление о летающих птицах, и о нелетающих предметах;

Уметь: слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;

ПОКУДА СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ

Лишь раз воды из родника пригубишь –

Всего лишь раз в родном лесу побудешь –

К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

М.Алимбаев

НА ДЖАЙЛЯУ

Там высокая трава,

Славно в ней валяться!

Рядом – неба синева,

Выше не забраться!

Хоть прохладны вечера –

В юрте сладко спится,

И до самого утра

Дом родной мне снится.

Я прилягу на траву,

Полог чуть приподниму, -

Ягодки в траве,

В чистой мураве!

К.Баянбаев

* * *
О родная земля, дай от силы своей
Мне частицу одну, чтобы стал я

Ты ведь мне и семья, и родня,

И опора моя до последнего дня,

И последний приют для меня.
А.Тажибаев
* * *

О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,

Любуюсь я красотами природы

И нет на Родине моей плохой погоды.
Как ты прекрасен, Казахстан, весной:

Цветущие сады и степи

Покрыты и луга травой

И блеск на талом снеге!
А наши горы, как они красивы!

Как гордо возвышаются над степью

и равниной

И вниз бежит река потоком бурным,

И как порой бывает небо хмурым.
О, Казахстан, как ты велик!

Люблю тебя за твой могучий лик:

За степи, горы, реки и моря,

За то, что ты – Родина моя!
З.Айтикина

КАРАГАЧ

на кургане, где ветер поет,

где слышится волчий плач,

вцепившись корнями

в сердце мое,

стоит карагач.

Ломают бури,

но он упрям -

маяк пустынных степей,

развернув навстречу ветрам

плечи черных ветвей.

О.Сулейменов

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

О родная земля, я тобою был создан,

Ты живительной силой вспоила мечты

И вошла в меня так,

Словно утренний воздух

Опьяняющей свежести и чистоты.
Где бы ни был – тебя вспоминаю я

Прокляни, не прощай, если за суетой

Позабуду, как ты из-за насыпи снежной

В дни войны беспокойно следила

За тебя уходил я туда, где опасно,

Где я голову мог поминутно сложить.

Что священней тебя,

Что на свете прекрасней,

Что величием можно с тобою сравнить?

Нет священней тебя ничего на планете.

Так с улыбкой в грядущее смотрит заря.

О, позволь за судьбу твою быть мне в

Сделать краше тебя – это долг мой, земля.

А.Сарсенбаев

МОЙ КАЗАХСТАН

Ты слышишь? –
Песня!..

Вольная, степная

звенит все громче

в небе голубом:

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!»
Ты сыновьям своим,

как воздух, нужен.

О, Казахстан!

Будь счастлив твой народ!

Бок о бок с ним,

навек сердечно дружен,

немецкий брат мой

счастливо живет.
Когда пришел сюда он

в эти степи, -

нашел прием он теплый и

И начал жить –

в великой дружбе с теми,

кто трудно жил

под кровом юрт.
Казахом он по-братски был привечен,

не чувствовал себя

шагал мой брат по жизни

во весь рост!
И, высветляя зори новой жизни,

он каждодневно труд свой отдает

во славу нашей Матери-Отчизны

и звучные стихи о ней поет!
Послушай песню –

звенит все громче в небе голубом:

«Цвети, моя республика родная!

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!..»
К.Вельц

ПЕСНЯ О КАЗАХСТАНЕ

Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь ели, словно мачты,

Утром смотрят на восток.

По горам вприпрыжку скачет

Белогривый ручеек.

С Алатау вниз по склонам

В белой пене, как в снегу,

Он бежит к лугам зеленым,

Кувыркаясь на бегу.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Молодой пшеницы волны

На ветру шумят весной,

Лес березовый наполнен

Золотом и синевой.

Посмотри, порой весенней

От тюльпанов степь красна.

И душа от их цветенья

Светлой радости полна.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь, овцы тучным стадом

По джайляу потекли.

Поспеши окинуть взглядом

Красоту родной земли.

Назову столицу раем

В зелени карагачей.

Как над ней светло играет

Океан живых лучей!
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Н.Пфеффер

0 Литературная гостиная Музафар Алимбаев

Название: Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Класс: 4
Год: 2012

Цель: Углубленное изучение творчества Музафара Алимбаева

  • познакомить со стихотворением «Юрта»; формировать умение работать с персональным компьютером, с дополнительными источниками информации;
  • развивать выразительные средства языка, способствовать развитию активного словарного запаса;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину;

воспитывать культуру межличностного общения, интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, видео метод, программированный, проблемный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: выставка книг, рисунки детей, фотогалерея, музыка, ПК

Ход урока:

  1. I. Организация класса(Звучит народная музыка, слайд №1)

II.Учащиеся весь урок заполняют лист активности (самооценка).

III.Актуализация знаний (слайд №2)

1)Из какого стихотворения эти строки?

2)Прочти наизусть.

3)Определи тему стихотворения.

(На экране у уч-ся задания, выбирают знакомые стихотворения).

Покуда сердце бьется……… 1класс

Наша Родина Казахстан……

Родник земли родной…….. 2класс

Кто если не ты?...........

Я сын степей………………

Глаза голубые земли……… 3класс

(На экране учебники за 1,2,3 класс)

Сегодня мы продолжим изучать жизнь и творчество аксакала Казахстанской поэзии Музафара Алимбаева. В любом школьном учебники, хрестоматии вы найдете его яркие, легко запоминающиеся строки, над которыми не властно

(На доске учебник 4 класса)

IV.Формирование новых знаний

1) –Вы прочитали стихотворения М.А.Как вы думаете, какая тема затронута в этих произведениях?

Тема Родины, любви к родной земле, патриотизма.

(Звучит музыка, ученик читает стихотворение)

Лишь раз воды из родника пригубишь -

Всего лишь раз в родном лесу побудешь -

К нему всегда душой тянуться будешь.

И первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

(На экране: родник, лес, знамя, Родина.

2) Знакомство с биографией (читает уч-ся)

1 ученик

Музафар Алимбаев родом из Павлодара, учился в Павлодарском педучилище, степи Прииртышья вдохновляли его.

Учась в Павлодарском педучилище начал живо интересоваться богатством лексики русского языка. Начал собирать казахские и русские пословицы, составлять для себя русско-казахский словарь.

2 ученик

Имя Музафар – арабского происхождения оно означает «Победитель».Быть может, отец будущего поэта желал видеть сына сардаром-полководцем, но он стал поэтом. С детства он заучивал поэзию великого Абая, на запоминал народные поэмы «Енлик-Кебек» и «Калкаман-Мамыр».По просьбе матушке превозили ему из города книжечки набранные арабским шрифтом - сказки Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова. Позднее он их перевел на казахский язык.

1 ученик

В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырган». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырган» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей.

2 ученик

Лучшие стихи М.А. переложены на музыку, среди них есть ставшие подлинно всенародными.

(На доске «Маралдым», «Ясноликая», «Белый сокол», «Чудной же ты, джигит», «Он наш учитель».

В 1984 году удостоился звания лауреата государственной премии имени Абая.

В 1994 году присвоено звание народного писателя.

3) Дополнения уч-ся –опережающее задание

(На доске выплывает фотогалерея, уч-ся выбирают фото и рассказывают о нём)

Ответы уч-ся

Павлодарцы любят и ценят своего земляка. Подарком на 80-летие М.А. стал научный проект на сайте одной ученицы Павлодарской школы.

Если мы изучим творчество народного писателя М.А., духовный мир каждого из нас, граждан Казахстана, станет богаче.

Во время службы в армии всего 3 с половиной месяца он был рядовым, потом стал замполитрука, проводил полит беседы на русском языке, выступал на собраниях. Был заместителем командира минометной батареи, воевал на Калининском

фронте, политруком вошёл в Берлин. Ему грозила военная карьера.И тут выручило поэтическое слово.Осенью 1948 года Музафар Алимбаев был демобилизован по просьбе казахстанского правительства.

М.А. перевел пословицы и поговорки 58 народов земли. В 1978 году вышла его книга жемчужница слов.

У казахов есть пословица «С кем молодым вышел перед народом, с тем и седину приобретай».М.А. скоро справит золотую свадьбу. Шапау-апа –историк. Она и первый критик, и читатель и помощник. Жизнь посвятила и мне и детям – сказал Музафар Алимбаев.

Учитель

Музафар Алимбаев писал:

«Писатель должен быть мыслителем, философом. Оценить прошлое, разобраться в настоящем, думать о будущем

Музафар не стал сардаром-полководцем, но он стал победителем: он победил Великую войну, вернувшись с неё живым, и победил великое расстояние - от сердца поэта к сердцу своего читателя.Большая любовь к родной земле делает его произведения искренними и незабываемыми.

Отправим наши пожелания, рисунки,творчество М.А.(слайд №)

4)Знакомство со стихотворением «Юрта»(Звучит музыка, читают уч-ся наизусть)

Вопрос перед чтением:

Какое чувство наполняло поэта, когда он писал это стихотворение?

5) Ассоциации к слову юрта

верное жилище кочевников

восхищение человеком,который

создал юрту

воспоминания об отце

сердце казаха

Мир - огромная юрта

любовь к родным степям

Давайте определим, какие это приёмы и способы.

V.Работа в микрогруппах (слайд №)

обращение

сравнение

восклицание -накал чувств. Стой!

вопрос - Когда это было?

повторение, обращение

сравнение

восклицание

метафора

олицетворение

восклицание

сравнение

восклицание

8)Обобщение

Кто определил главную мысль произведения?

9) Какая пословица подходит к этому стих-ию?

v Нет краше Родины нашей

v Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей

v Дорог даже дым над очагом родным

VI.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся завязать ленточку на шанырак юрты и сказать афоризм,

запомнившийся на уроке

(Звучит кюй Курмангазы, уч-ся выходят и становятся, образуя макет юрты)

VII.Итог урока (самооценка уч-ся)

Подведение итогов по шкале активности