Мнение большинства, с которым мы не согласны. Алексей Сигабатулин: Dragon Age: Inquisition - не такая уж и плохая игра. Артём Калеев: Transistor не так хорош, как говорят

Проектно-аналитическая игра
для педагогического коллектива

Ш кола, ориентированная на «выращивание» в ученике субъектной позиции, - особая школа. И выстроить ее могут только особые люди. Люди, для которых гуманистические идеалы - не пустой звук, а платформа их профессиональной практики. Люди, умеющие занимать в отношении своей деятельности позиции аналитика, проектировщика, эксперта. Люди, занимающие по отношению к школе и процессу ее становления и изменения активную, авторскую позицию. Помочь ученику стать Человеком, творящим свою личную жизненную историю, может взрослый, знающий, как это сделать, и старающийся реализовать подобную жизненную позицию в собственной жизни, собственной профессии.

Одна из задач, стоящих перед руководством школы, - помочь своим сотрудникам занять в отношении школы и ее развития активную творческую позицию соавторов, соразработчиков. Решение этой задачи - дело серьезное и не быстрое. И мы надеемся, что определенную помощь в обсуждении с педагогическим коллективом этих вопросов может оказать сценарий проектно-аналитической игры, разработанной нами непосредственно под такую задачу.

У этой игры несколько фривольное и «острое» название, звучит оно так: «Мой выбор: я строю свою работу или работа «строит» меня?» Игра рассчитана на 4,5–5 часов (или может быть проведена в два дня, что очень хорошо и продуктивно) и направлена на решение следующих задач:

1. Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении школы как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции.

2. Определение и заявление собственной профессиональной позиции в отношении школы и возможных путей ее изменения, развития.

3. Анализ факторов школьной системы, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому.

4. Определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов школы.

Таким образом, игра осуществляется в четыре «такта»:

Получение и осмысление информации.

Самоопределение.

Анализ ситуации в школе.

Проектирование.

Теперь подробно рассмотрим содержание игры в целом и каждого ее этапа.

1. Вызов - разминка

Задача этого этапа работы - пробудить интерес участников к теме, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого мы предлагаем использовать следующие процедуры.

Игра «Согласен, не согласен, может быть»

В разных сторонах помещения, где проходит работа, прикрепляются таблички с надписями: «Да» или «Согласен», «Нет» или «Не согласен», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: если участник согласен с произнесенным утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом - к табличке «Не знаю».

Далее участникам зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например:

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий ).

Чтобы хорошо мыслить - надо хорошо жить (Евгений Богат ).

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль ).

Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих ).

Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд ).

Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу ).

Создание скульптуры «Я и моя работа»

Ведущий делит участников на несколько групп. Это могут быть случайные группы, можно объединить людей по некоторому важному признаку (например, группа классных руководителей, педагогов-предметников, учителей начальной школы, администрации) или по числу лет, отданных педагогике, и школе в частности. Задача каждой группы - придумать, а затем показать остальным скульптуру (вариант - динамическую скульптуру) под названием «Я и моя работа».

На подготовку дается буквально несколько минут. Затем группы по очереди показывают свою скульптуру и при желании или наличии вопросов у других участников - комментируют. К результатам не нужно относиться как к серьезной диагностике, однако сделать некоторые выводы и обобщения необходимо.

2. Позиции педагога в отношении школы - анализ

Ведущий обращает внимание участников на название семинара. Самой формулировкой оно побуждает задуматься о своем отношении к работе, процессам, происходящим в школе в целом, и позиции педагога в отношении этих процессов. Разговор о позиции педагога в отношении школы, ее развития начинается с небольшой теоретической части, в рамках которой освещаются некоторые вопросы.

Что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации?

Вводятся понятия «полевое поведение», «стереотипное поведение» и «позиция».

«Полевое поведение» - это непосредственная, неосознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. Так, в ответ на повышение голоса учеником учитель автоматически тоже повышает голос (хотя иногда педагогически это не только неоправданно, но и вредно для разговора). «Полевые реакции» берут свое начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках.

«Стереотипное поведение» родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования. Каждый молодой педагог, попадая в сложившееся сообщество, невольно присваивает эти шаблоны, в чем-то неуловимо становясь похожим на «учителя вообще».

Морализаторские реакции, жесткие и однозначные оценки, стремление все оценить, которое прорывается в поведении педагога, - все это родом из профессиональных стереотипов.

«Позиция» - осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор и пр.

Отличительные признаки «позиции» как формы поведения

Отличительными признаками личностной позиции являются:

1) наличие у человека собственных целей и ценностей;

2) осознанность;

3) знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в ее предъявлении;

4) наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям;

5) устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.

Виды педагогических позиций

Участникам предлагается рассмотреть возможные позиции педагога в отношении школы и ее развития, используя следующие параметры: широта - узость решаемых профессиональных задач, установка на исполнительство - установка на творчество (авторство).

Таким образом, можно говорить о четырех различных позициях:

Для понимания участниками семинара сути каждой позиции обязательно нужно описать проявления каждой из них в реальной педагогической практике.

Позиция «А»: педагог готов включиться в развитие школы, происходящие в ней инновационные процессы, но ему требуется четкая задача, имеющая понятные границы, сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный факультативный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Его место в системе инновационных задач, решаемых школой, должно быть строго определено. Причем за него и до того, как он приступит к работе.

Позиция «В»: педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы школы, готов включаться в несколько разных проектов (от разработки программы этнографической экспедиции до создания тестов проверки ОУНов по предмету в 7-м классе), но в позиции исполнителя. То есть он запрашивает конкретную формулировку цели, задачи и даже инструкции по исполнению. В ситуации, когда эти цели и задачи еще расплывчаты, неопределенны, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной, и сам педагог не удовлетворен своим трудом. Деятельность по выработке идеи, постановки задач не привлекает такого педагога.

Позиция «С»: педагог склонен к самостоятельному профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов четко определена, и на многое сразу он распыляться не хочет и не может. Если он и школа окажутся единомышленниками (то есть договорятся о целях, общих принципах, ценностях), он готов взять на себя определенный пласт, определенное направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга. На него можно положиться, он будет отслеживать эффективность своей работы, сотрудничать с другими, вовремя корректировать планы и ситуацию, но не стоит ожидать от него видения системы в целом, критичной оценки места и роли своей работы во всей системе деятельности школы.

Позиция «D»: педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в школе, понимать общую линию развития, а еще лучше - принимать участие в ее определении и разработке. Его профессиональные интересы широки, поэтому он может включаться и в деятельность своего методического объединения, и в группу, разрабатывающую межпредметный образовательный проект, и в подготовку какого-либо внеучебного мероприятия. Включаться с самого начала, быть инициатором создания группы, входить в ее актив.

Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций

Для дальнейшей работы семинара важно, чтобы у участников возник не только умозрительный образ каждой позиции, но чтобы эти позиции были внутренне освоены и эмоционально прожиты. Для это организуется следующая процедура.

Ведущий разбивает участников на 4 группы (жребием). Каждая группа должна сначала придумать некоторое образное название той профессиональной позиции, которую для нее выбрал ведущий. Это может быть знакомый для данной культуры образ, метафора и др. Каждая группа обязательно представляет свое название и при необходимости комментирует его.

В результате этой работы позиции, заданные ранее ведущим, приобретают живые черты, становятся ближе и понятнее людям, которые их обсуждают и «обживают». Так, представитель первой позиции получал у нас имя «Пуговичника» (помните у Райкина: «К пуговицам претензии есть?»), «Исполнителя», «Специалиста» или просто «Спеца». Носителя узкой по интересам, но творческой позиции довольно часто называют «Левшой». Третья позиция именовалась «Мастер» или «Данила-мастер», «Профессионал», «Профи», «Прораб». Представитель позиции «D» - «Автор», «Соавтор», «Проектировщик», «Архитектор» и др.

Мы никогда не предлагаем участникам уже придуманные до них названия. Важно, чтобы в школе сложился свой «сленг» на эту тему. Далее ведущий предлагает участникам несколько вопросов, и каждый раз просит группы, посовещавшись, сказать, чем характеризовалось бы поведение педагога, стоящего на той или иной позиции, в данной ситуации.

Возможные вопросы:

Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции.

Школа решила принять участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в школе, чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию поставленных планов?

Канун нового учебного года. Как готовится к началу года человек из вашей профессиональной позиции?

Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными?

Все позиции по-своему понятны и важны. Каждая имеет свои преимущества и недостатки как с точки зрения ее носителя, так и с точки зрения управленца, взаимодействующего с педагогом. Очевидно, что для разных школ, различно строящих свою деятельность, оптимальное соотношение данных позиций будет разным. Школе и каждому педагогу в школе важно определиться по следующим вопросам:

В каких позициях находятся сегодня педагоги?

Какие позиции запрашивает сегодня школа?

Что нужно сделать для того, чтобы педагоги были заинтересованы занять те профессиональные позиции, в которых нуждается сегодня школа?

Об этом - дальнейшая работа на семинаре.

3. Самоопределение

Каждый участник получает листок бумаги, на котором его просят написать название той позиции, которую он, как ему кажется, сейчас в школе занимает. И, если у него есть об этом представление, к какой позиции он стремится, в какую позицию хотел бы встать. Подписывать листочки не надо.

После процедуры объявляется перерыв, во время которого подсчитывается общее число листочков и на основе процентного соотношения позиций рисуется круговая диаграмма. Пришедшие с перерыва участники могут увидеть эту диаграмму на доске (ватмане). Ведущий сообщает результаты, называя число участников, занимающих ту или иную позицию, а также те намерения, которые есть у отдельных представителей по смене профессиональной позиции. «Диагноз» - что означает данная расстановка сил для развития школы, насколько эта ситуация конструктивна, - может обсуждаться всем коллективом, может «выставляться» директором школы.

Очевидно, что для школы, находящейся в режиме развития, и особенно для школы, ориентированной на гуманистическую, антропологическую педагогику, важно, чтобы: а) большинство педагогов занимало авторскую позицию и б) было достаточно много людей, стоящих в позиции соавторов, проектировщиков. Если ситуация хороша, если в коллективе много педагогов с такими позициями, семинар на этом может быть закончен. Если же есть куда расти, семинар продолжается…

4. Анализ факторов, помогающих удерживать АПП

Для проведения этого этапа мы предлагаем использовать две процедуры. Первая - очень важная, интересная, но вспомогательная. Ею можно пожертвовать в том случае, если времени не так много, как хотелось бы, или коллектив уже проявляет признаки усталости.

Игра «Преимущества и трудности»

Участники работают в четырех группах. Каждой группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в школе (она уже не разделяется по широте интересов), на ее плюсы и минусы под следующим углом зрения:

Самого педагога, реализующего данную позицию;

Его коллег, сослуживцев;

Школьной управленческой команды;

Учеников (воспитанников) педагога.

Игра позволяет посмотреть на профессиональную позицию с разных сторон, увидеть ее сильные и слабые стороны «объемным» зрением. Это очень важно для того, чтобы глубоко и продуктивно решить следующую задачу семинара.

Анализ факторов школьной среды

Работа продолжается в тех же группах. Участникам предлагаются бланки, где перечислены факторы, которые: а) могут способствовать проявлению авторской педагогической позиции в школе и б) могут ей препятствовать. Две группы получают «способствующие» факторы, две - «препятствующие». Задача групп: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. По отношению к ним группы прописывают и затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов.

Группы докладывают о результатах своей работы.

Затем аналогичный опросник предлагается каждому участнику для индивидуального заполнения. На этом этапе участники оценивают действие данных факторов по отношению к самим себе. Опросники собираются, их данные анализируются после завершения семинара инициативной группой. (Бланки для работы групп и индивидуального заполнения см. в приложении.)

5. Запросы школы на АПП

Это последний и очень важный этап работы семинара. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы для поддержки и развития профессиональной авторской позиции педагогов, и проектирование новых возможностей.

На данном этапе работают группы:

Административная команда.

Классные руководители.

Педагоги-предметники гуманитарного цикла.

Педагоги-предметники естественного и технического цикла.

Педагоги дополнительного образования.

Психолого-медико-социальная служба школы.

Задача группы: составить перечень тех форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в школе, в которых уже сегодня возможно проявление представителями данной группы АПП.

Затем - оценка по пятибалльной системе того, насколько эта форма сегодня реально работает на поставленную задачу. И наконец, предложения группы по расширению или углублению создаваемых школой возможностей для проявления ее представителями профессиональной авторской позиции. Таким образом, работа группы осуществляется в три этапа.

Возможна остановка после двух первых этапов (перед предложениями по развитию) и презентация результатов другим группам. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы с педагогическим коллективом школы по развитию его авторской позиции.

Завершается семинар подведением итогов и определением перспектив. Мы возвращаемся к задачам семинара и к его названию.… Как теперь это название звучит для участников? Важно дать педагогам возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе работы.

Сама по себе работа педагога в семинаре является развивающей ситуацией. Семинар помогает задуматься о своей профессиональной деятельности, сравнить свою позицию и позицию коллег, понять запрос школы и определиться с теми перспективами собственного профессионального развития, которые возможны и желательны в данной школе.

Вместе с тем данный семинар является непростым и ответственным делом. В ходе обсуждения административная команда может получить довольно острую и болезненную по содержанию (а то и по форме) обратную связь, столкнуться не только с поддержкой, но и с непониманием. Ко всему этому нужно быть готовым, равно как и к тому, что работы у администрации после такого семинара существенно прибавится: нужно будет развивать идеи, выработанные в процессе совместной работы педагогического коллектива.

Конечно, одним проектно-аналитическим семинаром позицию педагогов не изменить и команду единомышленников не создать. Однако его проведение может стать в школе событием, открывающим новую страницу сотрудничества, запускающим процессы развития профессионального и личностного развития педагогов, а вслед за ним - развитие самой школы как образовательной системы нового, современного типа.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
профессор МГППУ
Татьяна БЕГЛОВА,
психолог-методист

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Эти бланки можно использовать как для индивидуального заполнения, так и для групповой работы. В последнем случае в заголовке будет написано: «Факторы, влияющие на профессиональную позицию педагогов данной школы».

Факторы, влияющие на мою профессиональную позицию в данной школе

5 - да (препятствует или стимулирует);

4 - скорее да, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет.

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

1. Собственная инерция.

2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…»).

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны школьной администрации.

4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового, авторского в коллективе.

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Стесненные жизненные обстоятельства.

9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег.

10. Потеря интереса к педагогической деятельности.

11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

1. Налаженная система методической работы в школе.

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться.

3. Пример и влияние коллег.

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

5. Интерес к педагогической деятельности.

6. Личный пример руководителя школы.

7. Возможность признания в коллективе.

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

9. Система материального стимулирования.

10. Потребность в саморазвитии.

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.

Непопулярные точки зрения на видеоигры.

В закладки

Аудио

Не так давно на PC Gamer разгорелась необычная дискуссия - авторы и читатели высказывали непопулярные мнения об играх: выяснилось, что кому-то нравится концовка Metal Gear Solid V, кто-то считает, что Skyrim лучше Morrowind, а кто-то всерьёз думает, что Destiny 2 - действительно хорошая игра.

Переносим тему дискуссии к нам и предлагаем присоединиться в комментариях, не страшась минусов. Идём вразрез с общественным мнением и высказываем непопулярные точки зрения.

Артемий Леонов: пятые «Герои» лучше третьих

Сколько бы я ни убеждал себя, что лучшая часть «Героев Меча и Магии» - это третья, я всё равно раз за разом запускаю именно пятых героев. Для большинства поклонников серии эти слова звучат как ересь, но в пятой части мне нравится больше практически всё - от системы магии и собственного «колеса умений» для героев разных рас до вносящего в игру разнообразие принципа «каждому существу – по особой способности».

На мой взгляд, «Герои Меча и Магии V» заслуживают, по крайней мере, не меньшего уважения, чем легендарная третья часть - в то время как в реальности она в лучшем случае довольствуется репутацией «неплохого ремейка».

Олег Чимде: первый вариант Данте от Ninja Theory лучше

Я очень расстроился, когда разработчики из Ninja Theory всё-таки поменяли внешность Данте после первого тизера - там он был тощим, злобным, с кругами под глазами, курил сигарету. По-моему, такой образ был бы сильнее.

Сразу было понятно, что британцы не смогут сделать японского Данте - всё-таки совсем иная культура, иная история, иная любимая музыка, иное всё. Поэтому решение превратить Данте в британского панка мне показалось гениальным и единственно верным. В итоге получилось не так здорово, как я надеялся (пошли всё-таки на поводу у общественности), но всё равно отлично: напускная стильная британскость осталась. Впрочем, изначальный вариант был гораздо лучше.

Данил Свечков: сюжетное разнообразие играет Beyond: Two Souls на руку

Мне нравится Beyond: Two Souls. Она совсем не похожа на игру. В ней главы даются в произвольном порядке, а логика поступков главных героев вызывает много вопросов. Но зато в ней можно пугать ученых опрокинутым стаканчиком с кофе. Где ещё такое позволят?

Кроме того там по-голливудски увлекательный сюжет. И чего уж там, немало интересных ситуаций. Сколько ни убеждайте меня, но роды бездомной - отличная сцена. Где ещё такое было?

Но что ещё интереснее, так это контраст. В одной истории Дэвид Кейдж уместил сюжет о девушке с паранормальными способностями на работе у спецслужб, о выживании бездомных, о индейцах, одолеваемых злобным духом, и сцену, в которой из портала под водой вылезает гигантский призрачный червь. Где ещё такое покажут?

Алексей Сигабатулин: Dragon Age: Inquisition - не такая уж и плохая игра

Dragon Age: Inquisition принято не любить. Мол, разработка игры шла тяжело, что сильно сказалось на качестве, игра выглядит хуже «Ведьмака 3» (можно даже вспомнить мем), персонажи плохие, да и вообще это недо-MMO. И вроде бы, если деконструировать игру, какая-то доля правды в этом есть.

Но я всё равно считаю «Инквизицию» отличной. Благодарить за это стоит отчасти лор Dragon Age - им я проникся ещё с первой части, так что любая новая глава приключений воспринимается как подарок. А ещё тут очень хорошо ощущается агентивность - когда игра хоть немного, но реагирует на ваши решения. Особенно это заметно, если перенести сохранения из предыдущих частей - сразу появится куча мелких деталей, какие-то новые реплики, диалоги. Они может и не переворачивают игру, но впечатления усиливают.

Глупый гринд в открытом мире? Да, есть такая проблема. Но и крутых квестов в «Инквизиции» тоже навалом - вспомните хотя бы миссию на королевском балу. В общем, зря игру топили, как по мне.

Артём Калеев: Transistor не так хорош, как говорят

Никогда не понимал шума вокруг игр Supergiant Games - Transistor в частности. Игра ещё до покупки цепляла отличным визуальным рядом и саундтреком: но по прошествии пары часов я понял, что кроме этого там интересного больше ничего и нет. Геймплей скучный и репитативный, а сюжет не сумел заинтриговать.

Фанаты говорят, что вся фишка в модификаторах сложности, которых там и правда полно. Но я этого не понимаю: почему в подобных проектах игроки вынуждены развлекать себя сами? Выглядит так, будто разработчики просто сняли с себя ответственность за геймдизайн - мол, пробуйте сами.

Андрей Верещагин: диалоговое колесо лучше стандартного выбора реплик

Мне нравится диалоговое колесо. Во-первых, это красиво. Колесо не нагружает экран текстом, просто в обращении и интуитивно понятно. Стандарты сформировались сами собой и прекрасно работают: вот справа опции, которые двигают разговор вперёд, а вот слева - дополнительные вопросы, которые ни на что не повлияют.

Серьёзно, сколь бы я ни любил Planescape: Torment и Tides of Numeneria, проматывать эти десятки вариантов ответа бывает чертовски утомительно. А ведь многие из них, зачастую, ведут к одним и тем же последствиям и сделаны лишь «для галочки». Вся эта мнимая широта выбора, призванная оправдать графоманию сценариста - анахронизм, отказаться от которого просто необходимо. На благо всей индустрии.

Колесо, в свою очередь, не пытается обмануть игрока, давая ему именно то, что нужно. Кроме того, сам разговор выглядит куда живее и естественнее, ведь вам не приходится по пять минут читать все эти реплики. Нет, правда, я пришёл не лясы точить и выслушивать биографии высокомерных эльфов, а по-быстрому решать судьбы целых народов. Я - капитан Шепард; я - защитник Киркволла. Моя кровь кипит в предвкушении битвы, и у меня просто нет времени рассусоливать.

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.
  2. Продолжать формировать умение графически изображать времена года; выделять главное из целого; по заданному слову составлять предложения; формировать умения задавать вопросы и с их помощью угадывать предмет.
  3. Воспитывать желание работать, развивать чувство группового взаимодействия; доброту, отзывчивость. Приложение.

Материалы к занятию:

Сундучок, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) в двух экземпляров, чудесный мешочек, угощение, фломастеры, листы для рисования, мяч.

Словарная работа:

Работать над правильным построением предложения.

Предшествующая работа:

Уточнение знание детей о классификации предметов, повторение основных признаков временных изменений.

Ход занятия:

Дети входят в зал становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю разгадать тайну вот этого сундучка, если мы сумеем открыть этот замок, то обязательно ее узнаем. Скажите, что вы видите в качестве замка на сундучке.

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит замок? Давайте их назовем.

Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Воспитатель: Правильно ли у меня в руках такие же геометрические фигуры. Если вы хотите узнать, как открыть этот замок, то я вам объясню, хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Для того, чтобы открыть замок нужно выполнить 4 задания, за каждый правильно, выполненное, задание, вы получите геометрическую фигуру, но задания будут не простые.

1 ЗАДАНИЕ

Дидактическая игра: “Исправь предложение”.

Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.

Ход: Дети становятся в круг, воспитатель зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, дети должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.

1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.

2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.

3. Мы поставили на окно печку и стали варить там суп.

4. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.

5. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Какую фигуру вы выбираете? Дети выбирают фигуру совмещают ее с фигурой на замке – “шифре”. Переходим к следующему заданию.

Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.

Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно простраивать предложение при ответе.

Ход: Дети становятся в круг, у воспитателя в руках мяч. Воспитатель кидает по очереди, каждому ребенку и при этом задает следующие вопросы (Вопросы могут быть разные).

  1. Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.
  2. Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.
  3. Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.
  4. Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.
  5. Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.
  6. Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.
  7. Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.
  8. Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.
  9. Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.
  10. Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.
  11. Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.
  12. Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.
  13. Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.
  14. Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.
  15. Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.

(Примерные ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Но для того чтобы получить вторую геометрическую фигуру, нужно выполнить еще одно задание. Сейчас вы возьмете каждый по одной карточке, у каждого на карточке изображено времена года. Объединитесь в команды по временам года. У нас образовалось 4 команды. У нас на столах фломастеры и листы. На этих листах схематично изобразите то время года, какое вам досталось. Напоминаю, что изображать нужно, только основные признаки. И этим основным признаком, добавьте один признак, который не относится к данному времени года. Затем вы обменяетесь своими схемами с другой командой, и они должны догадаться, какое время года у вас изображено и что лишнее (К какому времени году оно относится). Дети работают в командах.

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы справились с заданием до конца. Можете получать вторую фигуру. Дети получают вторую фигуру, совмещают ее с шифром на замке.

Воспитатель: Я предлагаю вам следующее занятие.

Дидактическая игра: “Если бы я был…?”

Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого либо или чего либо.

Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше ребенок находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все дети не примут в ней участие.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы прекрасно справились с заданием. За это выбирайте геометрическую фигуру. Дети выбирают геометрическую фигуру и сопоставляют с замком – “шифром”.

Воспитатель: И так ребята, у нас осталась с вами последняя фигура и последнее задание, чтобы открыть замок.

Дидактическая игра: “Поймай слово”.

Цель: Учить детей составлять с заданным словом предложения (Пожеланию и по уровню развития детей можно поставить задачу: в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно).

Ход: Ведущий начинает, говорит свое предложение “У нас в группе много игрушек”. Следующий стоящий “Ловит” последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий ловит его последнее слово в предложении и т.д. по цепочке.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с последним заданием. Берите геометрическую фигуру и сопоставляйте ее с замком “шифром”. Дети сопоставляют геометрические фигуры, в это время слегка приоткрывает крышку сундучка и опят ее закрывает как бы случайно.

Воспитатель: Дети, крышка сундучка не хочет открываться, но я успела увидеть, что лежит в нем. Давайте если мы с вами угадаем, что лежит в сундучке, тогда он нам откроется, и мы все это увидим.

Дидактическая /игра: “Задай мне вопрос”.

Цель: Развивать у детей умение правильно задавать вопросы.

Дети: Это живое?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это посуда?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это предмет мебели?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это продукты питания?

Воспитатель: Да.

Дети: Это молочное?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это мясные изделия?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это хлебобулочное изделие.

Воспитатель: Нет.

Дети: Это сладкое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шоколад?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это конфета?

Воспитатель: Да.

Воспитатель: Да ребята, это действительно конфеты, угощайтесь. Воспитатель угощает детей конфетами, и спрашивает у них, какое настроение после занятия.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте каждый из вас часть своего хорошего настроения положит в “Чудесный мешочек”. Мы с вами подарим этот чудесный волшебный мешочек в соседнюю группу. Они его откроют и заразятся нашим хорошим настроением.

Дети: каждый делится своим хорошим настроением.

Цель дидактического упражнения:

“В сундучок желаний”.

Учить детей высказывать свое мнение при правильном построении предложении.

Светлана Букатина
Педагогический совет «Турнир эрудитов»

Педагогический совет "Турнир эрудитов" (Активизация умственной деятельности детей в организованной деятельности и в повседневной жизни посредством дидактических игр и упражнений)

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов для активизации умственной деятельности детей в организованной деятельности и в повседневной жизни

Задачи: 1. Уточнить и cистематизировать знания педагoгов по прoблеме активизации детей

2. Активизирoвать педагoгическое мышление педагогов как oснову использования нетрадиционных фoрм работы детьми, cтимулировать развитие у них творчества и профессиональной активноcти.

3. Поддержать интереc педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Тематический контроль «Использование дидактических игр, упражнения и игровых методов при организованной деятельности детей».

2. Конкурс на «Лучшую презентацию дидактической игры».

3. Подбор педагогических ситуаций и заданий для турнира.

ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1. Вступительное слово старшего воспитателя.

2. Выполнение решения предыдущего педсовета.

3. Выступление. Использование логических упражнений, игр, загадок в речемыслительной деятельности у детей с отклонениями в развитии на занятиях.

4. Выступление. Активизация умственной деятельности детей в повседневной жизни.

5. Мониторинг использования логических упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений

6. Справка по итогам тематического контроля «Использование дидактических игр, упражнения и игровых методов при организованной деятельности детей».

7. Деловая игра «Турнир эрудитов».

8. Подведение итогов.

«Турнир эрудитов» проводится между двумя командами, которым предлагаются следующие задания:

I Вводная часть. Знакомство. Cочинить двустишие в котором фигурирует Ваше имя (Меня зовут Нина, я люблю играть на пианино)

Разминка. Д/И «Если бы я был…»

Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого- либо или чего либо.

Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше педагог находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все не примут в ней участие.

II. часть. Работа в группах.

Теперь настроимся на работу. В этом поможет Блиц – игра. Правила простые: быстро отвечать на поставленные вопросы, предварительно подняв руку.

Вопросы для блиц-игры. (по очереди каждой команде)

Как заканчивается название известной сказки «Карлсон, который живет на…»? (Крыше)

Какой камень науки грызут студенты? (Гранит)

Куда прибывает поезд? (На вокзал)

Как одним словом можно назвать кролика, козу и корову? (Животные)

Кому из политических деятелей принадлежит высказывание: «Жить стало лучше, жить стало веселей.»? (И. Сталину)

Какое женское имя помогло советским солдатам в войне с фашистами? (Катюша)

В какой стране был придуман светофор? (В Англии, 1868г)

Как называется программа для дошкольников, главная идея которой состоит в том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований? (Радуга)

Кто из мультипликационных героев совершил кругрсветное путешествие? (Капитан Врунгель)

Кому принадлежат слова: «Чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, чтобы за ним наблюдать, надо ему дать свободу»? (М. Монтессори). Подсказки: Дружила с Жаном Пиаже; именем этого педагога названы метод, центры и детские сады.

Как называется один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни? (Комедия)

Назовите нижегородского мастера-самоучку, создавшего телескоп, часы, микроскоп. Александр Васильевич Суворов говорил о нём: «У этого человека так много ума! Он ещё изобретет нам ковёр – самолёт!» (Иван Петрович Кулибин, 1735-1818)

Назовите поэта, которому принадлежат слова: «Даже маленький ребёнок, не умеющий читать, только выйдя из пелёнок, просит книжку показать». (С. Михалков)

Как называется программа, цель которой – развитие изобретательной смекалки, творческого воображения, диалектического мышления? (ТРИЗ)

Дидактическая игра: “Исправь предложение”.

Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.

Ход: Ведущий зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, педагоги должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.

1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.

2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.

3. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.

4. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т. д.

Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.

Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно простраивать предложение при ответе.

Ход: Ведущий каждому участнику задает вопрос.

Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.

Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.

Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.

Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.

Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.

Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.

Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.

Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.

Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.

Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.

Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.

Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.

Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.

Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.

Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.

Я утверждаю, что Йошкар – Ола - столица Китая – нет, я с вами не согласен, Йошкар – Ола - столица республики Марий – Эл.

Физкультминутка. «Карандаш»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучки, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Задание: не выпуская карандаши - двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. Затем встаю в круг и выполняют с соседями круга. (Можно дать задания: сделать шаг вперёд, два шага назад; присесть; присесть с закрытыми глазами).

«Узнай по объявлению»

Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, черепаха)

Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ёлка)

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

Помогу всем, у кого сломался будильник (Петух)

Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица)

Что-то очень скучно стало выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (Ящерица)

Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность (Черепаха)

Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)

Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка)

Самая маленькая мера длины? (мм)

Число получаемое при сложении (Сумма)

Мера измерения жидкостей. (Литр)

Что нужно сделать, чтобы увеличить на.? (Сложить)

Трижды три? (9)

Свежие чернильные пятна легко отстирываются в:

Б) простокваше

Что тяжелее 1кг воды или 1 кг железа? (Одинаково)

В каком слове 5 букв «О» (Опять)

Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (33)

Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он выглядывает из окна)

Что будет с козой, когда ей исполниться 7 лет? (Восьмой пойдёт)

Какими нотами можно измерить расстояние (Ми Ля)

Заяц вытащил 8 морковок и съел все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)

Ношу их много лет, а счёта не знаю. (Волосы)

В воде купался, а сух остался? (Гусь)

Семью пять? (35)

Что нужно сделать, чтобы уменьшить в. ?

Самоходка Емели (Печь)

Какое слово состоит из пол буквы? (Полка)

Сколько нужно букв, чтоб получилась большая куч сена (Стог)

Вывод, который учение знает наизусть. (Правило)

Цитрус с шестью нулями (Лимон)

Какой самый короткий месяц в году (Май)

Самая холодная и жестокая (Снежная королева)

До какого места заяц забегает в лес (До середины. Дальше он бежит из леса.)

Умеют ли слоны плавать (Да)

Какой год продолжается всего один год? (Новый год)

Отчего гусь плавает? (От берега)

А)зелёный чай

Б) молоко

В) крепкий кофе

Белочкина родина? (Лес)

Яйцо всмятку варится 3 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?

Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой)

Если в 12ч. дня идёт дождь, то можноли ожидать через 12 часов солнечную погоду? (Нет, будет полночь)

На что похожа половина яблока (На другую половину)

Официальный жених Дюймовочки (Элф)

Обладательница хрустальной туфельки (Золушка)

Проект решения педсовета: 1. Информацию по использованию логических упражнений на занятиях принять к сведению.

2. Продолжить работу по оснащению и использованию логических игр на других видах организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

3. Пополнить картотеку дидактических игр.

Вода- это жизнь.

Цель:- расширять представления детей о значении воды в нашей жизни и

Учить бережно относиться к воде и экономить её.

Развивать внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.

Ход занятия:

Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

1 капелька:В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом вылезает

2 капелька: Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3 капелька: На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Воспитатель: Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Капельки вместе: Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Воспитатель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Без воды нет жизни. Её исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международным днем воды. Будущее России, её экология, чистота рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относится к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

Вам уже известно, что вода бывает в трех состояниях.(жидком, твердом, газообразном)

Задание: Загадки о воде.

1 Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится-

Ничего не останется. (Туча)

2 Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман)

3 Вечером родится, ночь живет, утром умирает.(Роса)

4 С неба пришел, в землю ушел.(Дождь)

5 Зимой в поле лежал,

Весной в речку побежал.(Снег)

6 Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.(Снежинка)

7 Зимой он был крышей для речки, пруда

Весной не осталось от крыши следа.(Лед)

8 И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.(Иней)

Беседа о мировом океане. (демонстрируется карта, глобус)

Большую часть поверхности земли занимают моря, океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют мировой океан. (работа с глобусом)

На глобусе мы видим, что воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Человек не может пить соленую воду, а её-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

Сейчас мы с вами найдем на глобусе участки желтого цвета. Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды- всего три дня. Кроме того, на Земле осталось очень мало чистой воды.

Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Слайд№1 задание второе

Вода так же кормит человечество. Вспомните названия многих морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты)

Слайд№2,3 И моет всех тоже вода

Слайд№4

Вода работает на гидроэлектростанциях- добывает электрический ток.

Слайд№5 задание третье

А еще вода-самая широкая, самая удобная дорога.

Давайте вспомним названия водного транспорта (Дети перечисляют водный транспорт)

Слайд№6 значение воды

Ребята давайте вспомним, что мы узнали о воде? Для чего она нужна?

Ребята если люди и мы с вами не будем беречь воду, то может наступить катастрофа.

Слайд№7 Угроза воде.

Слайд№8 План по охране окружающей среды

    Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.

    Не мусорить на водоемах, в местах отдыха.

    Следить за чистотой источников.

Игра «Согласен-не согласен».

Я буду произносить фразу. Если вы согласны- похлопайте, если не согласны- потопайте.

1.Без воды нет жизни(Хлопают)

2.Можно пить грязную воду? (Топают)

3.При помощи воды добывается электрический ток.(Хлопают)

4.Можно бросать мусор в воду? (Топают)

5.Вода всех моет? (Хлопают)

Конкурс «Исполнение песен и чтение стихов»

    «С голубого ручейка начинается река….»,

    «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой..»,

    «Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз…»

Итог занятия:

Вода- живительная влага. Именно ей мы обязаны жизнью. Сохраним наши реки, озера, пруды.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и чистая вода!

Детям предлагается нарисовать рисунки- протест «Планета в опасности». Этого делать нельзя, чтобы избежать катастрофы(выставка для родителей).