Модель эсминца стерегущий от комбриг. Бой миноносца "стерегущий" с японской эскадрой

Миноносец "Стерегущий" - отечественный военный корабль типа "Сокол", который был заложен в Санкт-Петербурге в 1900 году. Первоначально назывался "Кулик". Летом 1902 года был спущен на воду в Порт-Артуре, получив известное наименование. На восток его доставили по железной дороге несколькими частями. Официально вступил в строй в августе 1903 года. Уже в феврале был уничтожен в неравном бою с превосходящими силами неприятеля во время Русско-японской войны. В той памятной битве "Стерегущий" вместе с миноносцем "Решительный" сражались против четырех японских военных кораблей. Они значительно превосходили русские суда по количеству экипажа, вооружению и водоизмещению.

В Порт-Артуре

В своей небольшой истории гибель миноносца "Стерегущий" осталась самым ярким событием. Ситуация развивалась стремительно. 26 февраля два корабля возвращались в Порт-Артур из ночной разведки. Фактически случайно они встретили четыре японских миноносца. Это были "Садзанами", "Акэбоно", "Усугумо" и "Синономэ". Со временем мощь противника усилилась, так как к ним присоединились крейсеры "Титосэ" и "Токива".

Командиры миноносцев "Стерегущий" и "Решительный" стремятся избежать сражения, но прорваться к Порт-Артуру удается только одному из них. "Стерегущий" оказывается окружен превосходящими силами противника, он вынужден принять неравный бой.

Неравный бой

Пока машина еще работала, миноносец "Стерегущий" рассчитывал в случае удачи прорваться в Порт-Артур. Но в 6 часов 40 минут японский снаряд разорвался в угольной яме, в результате чего были повреждены сразу два смежных котла.

Начал стремительно терять ход. На верхнюю палубу с докладом о произошедшем отправился кочегар Иван Хиринский. За ним поднялся еще и машинист Василий Новиков. В это время внизу оставались кочегар Алексей Осинин, кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов. Вдвоем они пытались устранить возникшее повреждение, но в это время разорвался еще один снаряд в районе кочегарки № 2. Взрывной волной ранило Осинина. Через пробоину сразу же хлынула вода, которая практически мгновенно залила все топки. Кочегары задраили за собой горловины, выбравшись на верхнюю палубу.

Там они стали свидетелями последних минут этого сражения.

Конец истории

Орудия замолкало одно за другим. К этому моменту уже были убиты командир Сергеев и мичман Кудревич, которые так и не покинули своих постов. Погиб лейтенант Головизнин, который распоряжался спуском на воду вельбота. Мощным взрывом снаряда за борт выбросило инженера-механика Анастасова.

Окончательно орудия "Стерегущего" смолкли в 7:10. На воде оставался только практически полностью разрушенный остов миноносца, на котором уже не было мачт и труб. Палуба и борт были сильно изуродованы, повсюду лежали трупы героических защитников судна.

После этого японские корабли прекратили огонь, собравшись возле флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, сделанные начальником отряда, дополнили картину произошедшего. "Синономе" и "Усугумо" получили незначительные повреждения. А вот два других японских судна едва оставались на плаву. В "Акебоно" попали 13 снарядов, а в "Саназами" - 8. На обоих кораблях было достаточно убитых и раненых.

В 8:10 японцы начали буксировку "Сазанами". К этому моменту подоспели два крейсера - "Новик" и "Баян", ими командовал адмирал Макаров. Японские корабли не стали принимать бой, было принято решение отступить. На борт они подняли четверых членов экипажа погибшего судна, которые остались в живых.

В 9:07 "Стерегущий" затонул. Как отмечено в документах того времени, направленных в Токио Морским генеральным штабом, это произошло в семи милях к востоку от маяка Ляотешань. Вот какова история гибели миноносца "Стерегущий".

Из экипажа "Стерегущего" выжили четыре человека. Это были кочегар Хиринский, минно-машинный квартирмейстер и исполняющий обязанности боцмана Юрьев, трюмный машинист Новиков и кочегар первой статьи Осинин. Когда они вернулись на родину, то были награждены знаками отличия военного ордена четвертой степени, которые в обиходе называли Георгиевскими крестами.

Технические характеристики

Миноносец был построен на Невском заводе. При этом он относился к классу эскадренных. Был спущен на воду в 1902 году на Невском заводе, а уже в 1904 году выведен из состава отечественного флота.

Длина судна составляла около 58 метров, а ширина - приблизительно 5 с половиной. Среди основных характеристик миноносца "Стерегущий" нужно отметить водоизмещение, которое составляло 259 тонн.

Осадка корабля - 3 с половиной метра, скорость - до 26 с половиной узлов, мощность - 3800 лошадиных сил.

Вооружение

На миноносце были минно-торпедное вооружение и артиллерия. В частности, это были два торпедных аппарата.

Всего на "Стерегущем" было установлено четыре артиллерийских орудия. Только одно из них было 75-миллиметровым, а еще три - 47-миллиметровыми. Таким было вооружение миноносца "Стерегущий".

Экипаж корабля состоял из 48 матросов и 4 офицеров.

Лейтенант Сергеев

До 1904 года капитаном корабля был лейтенант по фамилии Кузьмин-Караваев, про которого не сохранилось практически никакой информации. А вот уже во время Русско-японской войны бразды правления в свои руки взял Александр Семенович Сергеев, также имевший звание лейтенанта.

На момент гибели Сергееву было сорок лет. Известно, что в 1863 году он появился на свет в городе Курск, хотя изначально многими считалось, что будущий офицер родился в селе Стаканово. Его родители были дворянами.

Сергеев рос в семье, состоящей из четырех сыновей чиновника, входившего в местное губернское правление, Семена Александровича. Мать - Ольга Ивановна Баранцева. Александр был самым младшим ребенком.

Его крестили в Михайловской церкви Курска. Повзрослев, он начал обучаться в местном реальном училище, а после поступил в Петербургский морской кадетский корпус. Он его окончил в 1884 году в звании мичмана.

В 1890 году он продолжил свою карьеру в Кронштадте, оказавшись в минно-офицерских классах. Там его отправили служить на который в то время считался флагманом русской Средиземноморской эскадры. Там Сергеев и дослужился до звания лейтенанта. Всего он провел на этом судне около трех с половиной лет.

В 1893 году офицера наградили французским орденом Почетного Легиона Кавалерийского креста во время дружественного визита на "Императоре Николае I" во главе Средиземноморской эскадры во Францию.

После этого Сергеев преимущественно служил на Балтийском море. В частности, командовал малыми минными кораблями, являвшимися миноносками номерных миноносцев. Они входили в состав Петербургского отряда.

В Порт-Артур он был переведен непосредственно перед началом Русско-японской войны в первых числах 1904 года. На Тихом океане ему поручили командование эскадренным миноносцем "Стерегущий" 1904 года.

Смерть на капитанском мостике

Столкнулся с японскими кораблями Сергеев, когда возвращался из разведки, в которую отправился по приказу генерала Макарова. Миноносец был незамедлительно атакован японскими кораблями.

Сергеев выдержал около часа неравного боя, после этого приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль. Сам он к тому времени уже был серьезно ранен.

Считается, что эта версия в действительности является легендой. По некоторым данным командир миноносца "Стерегущий" лейтенант Сергеев был убит в самом начале сражения. После этого командование на себя принял предыдущий командир Головизнин. При этом кингстоны никто не открывал - так как они отсутствовали на корабле подобного типа, их не предусматривали проектом.

По распространенной версии корабль затонул из-за весьма значительных повреждений, полученных во время боя.

Память о Сергееве

При этом информация о подвиге миноносца "Стерегущий" и его командира Сергеева быстро распространилась. В 1905 году был даже заложен эсминец "Лейтенант Сергеев", который с 1908 года входил в состав военно-морских сил России, базируясь на Дальнем Востоке. Со временем он был переведен во флотилию Северного Ледовитого океана, до 1924 года находился среди кораблей Красного флота.

В 1910 году его отец построил каменную церковь в деревне Стаканово, которая сегодня находится на территории Курской области. Она появилась в память о двух сыновьях Семена Александровича, которые погибли на Русской-японской войне.

Подробные обстоятельства произошедшего на миноносце можно узнать из исторического романа "Порт-Артур", который впервые увидел свет в 1940 году. Некоторые сцены произведения посвящены как раз Сергееву.

Награды

Лейтенант Александр Семенович Сергеев не раз был отмечен высокими наградами.

Помимо ордена Почетного легиона, он в 1895 году получил третьей степени. Это самый младший по старшинству орден в иерархии государственных наград. Интересно, что чаще всего им награждали чиновников, но иногда он доставался также и военным.

В 1896 году Сергеев был удостоен серебряной медали в память о царствовании императора России Александра III. Известно, что последнюю значительную награду ему вручили в 1898 году. Это был орден святой Анны третьей степени. Он был самым младшим в иерархии отечественных орденов до 1831 года, когда появился орден святого Станислава.

Памятник "Стерегущему"

К 1911 году было завершено строительство памятника геройской гибели миноносца. Он стал последним в Санкт-Петербурге, сооруженным до революции, а также единственным на территории всего города, выполненного в стиле модерн.

Скульптором стал Константин Васильевич Изенберг. А важные для монумента расчеты по прочности фундамента выполнял профессор Соколовский. Скульптурная композиция была отлита в мастерской, специализирующейся на художественной бронзе. Работами руководил мастер Гаврилов.

Памятник "Стерегущему" представляет собой часть корпуса корабля и двух матросов, которые стремительно открывают кингстоны. Это иллюстрирует распространенную в то время легенду о том, что корабль затопили сами русские матросы, поняв, что положение безнадежное. Это было сделано, чтобы он только не достался врагу.

Торжественное открытие

На суд публике памятник впервые был представлен в апреле 1911 года. На открытии присутствовал император Николай II. Он появился на Каменноостровском проспекте в Александровском парке.

Через месяц журнал "Искры" напечатал у себя фотографии с торжественной церемонии открытия памятника.

Открытый кингстон сильно вредил самому монументу. В середине 30-х годов через него подавалась вода, которая фактически разрушила памятник. Такая же ситуация сохранилась в период с 1947 по 1971 год.

В результате в 60-е годы непосредственно у пьедестала были установлены бетонные чаши, которые должны были собирать дождевую воду. Но это никак не повлияло на ситуацию. Коренным образом удалось решить вопрос только после того, как в 1970 году Ленгорисполком принял решение о демонтаже всей системы.

Примечательно, что в 1954 году была проведена масштабная реставрация памятника, работами руководил сын скульптора Владимир Изенберг. Например, удалось восстановить мемориальную доску, на которой перечислялись все члены экипажа.

Отражение в культуре

Не может не впечатлить геройская гибель "Стерегущего", который, как все подозревали, потонул не добровольно. Со временем она стала регулярно упоминаться в историях прочих советских и российских кораблей.

В Курске, где родился Сергеев, школа № 18 названа в его честь. Даже гимн этого среднего учебного заведения называется «Песня о "Стерегущем"».

Также композиция "Гибель Стерегущего" есть в репертуаре певицы, исполнительницы жанра кантри-фолк, Жанны Бичевской.

В результате песня Бической стала настолько популярной, что миноносец в своем романе "Крейсер" упоминает Валентин Пикуль. Также упоминание о нем можно встретить и в романе "Господа офицеры!".

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

К 110-летию подвига моряков русского миноносца

На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.

Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».

Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода. Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся история нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.

Последнюю отдали Родине честь:

Кингстоны открыли своими руками

С такою же волей железной, как здесь,

На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…

Специально для Столетия

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник «Стерегущему» - миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Этот необычного вида монумент - одна из достопримечательностей города. Но почему именно «Стерегущий» удостоился такой чести? Ведь в ту войну, не спустив Андреевского флага, погибло множество русских военных кораблей. Объясняется это сюжетом, запечатленным в бронзе памятника: два матроса, открыв кингстоны, затопляют судно, чтобы оно не досталось врагу. В этом и состоял подвиг миноносца «Стерегущий» , погибшего, но не сдавшегося японцам. Вот только имена героически погибших матросов, да и сам факт самозатопления, на памятнике из-за чего-то не указаны. Не кроется ли в этом какая-то тайна? Об этом рассказывает Михаил Пазин в своей статье "Памятник "Стерегущему" - Историческая загадка" в газете "Секретные материалы".

Как известно, внезапным нападением японских кораблей на Порт-Артур 26 января 1904 года эта база русского флота в Китае была блокирована. Несколько наших военных судов получили значительные повреждения и выбыли из строя. На следующий день в корейском порту Чемульпо приняли бой с японской эскадрой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Подвиг «Варяга» облетел весь мир, но его пришлось затопить, а «Корейца» взорвать, в результате чего в этом районе боевых действий не осталось ни одного активно действовавшего русского боевого корабля. Маломощная Владивостокская эскадра не могла тягаться со всем японским флотом, мгновенно завоевавшим себе господство на Тихом океане.

Надо было наводить порядок в эскадре и выводить блокированные в Порт-Артуре корабли в бой против японцев. Командующим Тихоокеанским флотом 1 февраля 1904 года был назначен знаменитый адмирал Макаров. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля и сразу же взялся за дело. В первую очередь решил узнать, где базируются японские корабли, круглосуточно блокирующие с моря Порт-Артур. Не из самой же Японии они приходят на рейд и обстреливают крепость и гавань из своих орудий? У них должна быть где-то поблизости база.
Чтобы это узнать, адмирал в ночь с 25 на 26 февраля 1904 года послал в разведку два лучших миноносца - «Стерегущий», под началом лейтенанта Сергеева, и «Решительный», которым командовал капитан второго ранга Боссе, который был назначен старшим по этому разведывательному отряду.

Перед выходом в море Макаров проинструктировал обоих командиров лично. Им надлежало внимательно осмотреть все бухты и удобные для стоянки японского флота места вдоль всего побережья от Порт-Артура до острова Элиот. Обнаруженные вражеские корабли следовало топить торпедами, а в артиллерийский бой без нужды не вступать, поскольку вооружение «Стерегущего» и «Решительного» было слабым.
Это были небольшие кораблики длиной по 57,9 метра, шириной по 5,6 метра и осадкой в 3,5 метра. Их максимальная скорость равнялась 26,5 узла, а основным вооружением, помимо двух пушек, были два надводных торпедных аппарата. Экипаж миноносца (тогда торпеды назывались минами) составлял 62 человека, в том числе три офицера. Мощность паровых машин миноносцев составляла по 6000 лошадиных сил. Они имели запас хода в 600 миль, а в эту ночь им следовало пройти туда и обратно всего 180 морских миль.

Приказ адмирала Макарова гласил: выйти из Порт-Артура около 18 часов 25 февраля, произвести разведку вдоль побережья и на рассвете 26 февраля по открытому морю вернуться на базу. В район острова Элиот миноносцы должны были прибыть около 2 часов ночи. Погода обещала быть спокойной и лунной, что облегчало проведение разведывательной операции.
Немного задержавшись с погрузкой угля, миноносцы вышли в море. Впереди, развивая максимальную скорость, шел «Решительный». За ним, не отставая, «Стерегущий». Ведя разведку вдоль побережья, около 9 часов вечера с «Решительного» заметили вдалеке огонь боевого фонаря японского корабля у входа в бухту Талиевань. Капитан Боссе решил произвести торпедную атаку и взял курс на неприятеля, увеличив скорость. Но, как только миноносец развил полный ход, из его труб стало вырываться пламя. Это привело к демаскировке, внезапность атаки была утеряна.
За первым боевым фонарем вражеского судна русским морякам открыт огни и других кораблей. Капитан Боссе решил от боя уклониться. Оба миноносца повернули от берега в открытое море. Уже наступал четвертый час ночи, и командиры миноносцев, посовещавшись, решили возвратиться в Порт-Артур, по считав свою задачу выполненной.

Домой они возвращались не вдоль берега, а открытым морем. Около 6 часов утра 26 февраля на горизонте показались горы Ляотешань, в подножии которых располагался Порт-Артур.

До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.


Эскадренный миноносец "Стерегущий"

Противник сразу обнаружил два русских миноносца и ринулся на них, отрезая дорогу на Порт-Артур. Завязался ожесточенный бой. Силы были неравными: помимо того, что японцы имели численное преимущество - четверо против двух, у них еще было и более мощное вооружение. Японские миноносцы оказались и более быстроходными. Они быстро настигли «Решительный» со «Стерегущим» и открыли по ним артиллерийский огонь. Отлично понимая, что такого боя им не выдержать, капитан Боссе решил идти на прорыв. Его миноносец шел головным, отчаянно отстреливаясь от наседавшего врага, а сзади прикрывал тыл «Стерегущий». Вырвавшись вперед, «Решительный» ушел из-под обстрела, а вот «Стерегущему» не повезло - в первые же минуты боя у него было повреждено большинство орудий и вышла из строя машина. Миноносец потерял гад, и на нем сосредоточили огонь все четыре японских корабля.

Вражеские снаряды разрушали палубные надстройки, дырявили борта, но «Стерегущий» продолжал бой. Видя гибельное положение товарища, «Решительный» повернул назад, чтобы прикрыть его, но не смог пробиться сквозь заградительный огонь японцев. Поняв, что спасти «Стерегущий» уже нельзя, а потерять и свой миноносец можно, капитан Боссе решил идти в Порт-Артур, чтобы вызвать подкрепление. Развив максимально возможный ход и отстреливаясь от противника, «Решительный» вскоре вошел в зону действия береговых батарей. Здесь японцы поостереглись его преследовать.
«Стерегущий» остался один. Пылая от носа до кормы, глубоко осев в воду, он продолжал бой. Поочередно на нем были убиты все офицеры, принимавшие командование, - Сергеев, Головизнин и Анастасов, погибло и большинство команды.

В это время «Решительный» достиг гавани и тяжело раненный капитан Боссе успел доложить адмиралу Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу» и упал без сознания. На помощь гибнущему судну поспешил сам командующий флотом, ведя крейсера «Новик» и «Баян». Подойдя к месту трагедии, он увидел, что возле искореженного, наполовину затопленного «Стерегущего» кружатся японские корабли, подбирая раненых и заводя буксирный трос, а с моря на Порт-Артур надвигается японская броненосная эскадра. Внезапно «Стерегущий» вздрогнул, как раненый зверь, и ушел под веду. Больше Макарову в море делать было нечего - «Стерегущий» утонул, а легким крейсерам «Новик» и «Баян» с броненосцами сражаться было бесполезно. Поэтому он отдал приказ возвращаться в Порт-Артур.

По распоряжению Макарова весь экипаж «Решительного» был награжден Георгиевскими крестами. Многие упрекали капитана Боссе в том, что он бросил на произвол судьбы подбитый «Стерегущий», но Макаров заступился за него, объяснив, что лучше было потерять один корабль, а не два. За бой 26 февраля 1904 года капитан Боссе был награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Такова в общих чертах история героической гибели миноносца «Стерегущий». До этого момента никаких тайн и загадок не существует - все предельно ясно. А вот дальше начинаются нестыковки.

27 февраля 1904 года из Мукдена в Петербург на имя Николая II от наместника на Дальнем Востоке генерал- адъютанта Алексеева была отправлена телеграмма, в которой со слов адмирала Макарова описывался морской бой ранним утром 26 февраля. В ней совершенно недвусмысленно было сказано: «Когда выяснилось положение «Стерегущего», я перенес свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 вражеских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен».
Из этого следует: адмирал Макаров считал, что «Стерегущий» затонул сам, причем это случилось на его глазах. Что творилось на корабле в последний момент, никто не знал, поскольку из всего экипажа осталось в живых всего четыре человека, которые и попали ранеными в плен.

Через некоторое время английская газета «Тайме», со ссылкой на японские источники, опубликовала сенсационное известие: оказывается, «Стерегущий» утонул не сам, а был сознательно за-топлен русскими моряками. «Тридцать пять убитых и тяжело раненных лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь 4 легко раненных русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах...».

Следует сказать, что во время той войны как на японском флоте, так и в армии было много нейтральных наблюдателей и корреспондентов газет. Очевидно, кто-то из них имел беседу с японскими моряками, которые высаживались на «Стерегущий».
Это сообщение вызвало в России настоящий фурор. На фоне так неудачно начавшейся войны с Японией подвиг миноносца «Стерегущий» и двух его неизвестных матросов был ярким примером стойкости и храбрости наших воинов, что вселяло веру в победу. Российские газеты мгновенно подхватили эту новость, и она стала достоянием широкой общественности, вызвав взрыв патриотизма. Уже в мае 1904 года в Петербурге вышла красочная открытка с изображением «Стерегущего» и его командира лейтенанта Сергеева. В тексте были даны тактико-техническое параметры корабля, а также описание подвига. Венчало этот памятный листок стихотворение неизвестного поэта, в котором были и такие слова:

Два сына «Стерегущего»
в пучине спят морской,
Их имена неведомы,
сокрыты злой судьбой.
Герои безыменные, не нужно
вам имен:
Вы гордость нашей родины,
краса ее знамен.

Факт героической гибели двух неизвестных матросов со «Стерегущего», затопивших свой корабль, чтобы он не достался врагу, стал в России общеизвестным. В 1905 году Морское ведомство опубликовало официальный отчет «Порт-Артур: Японская осада и русская оборона его с моря и с суши». Были в нем строки и о «Стерегущем»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны, ибо миноносец вскоре же затонул... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги подвиги русского флота».
До сих пор факт самозатопления «Стерегущего» базировался только на газетных сообщениях, поскольку очевидцев этого события не было. Но, как мы помним, четверо матросов со «Стерегущего» попали в плен - квартирмейстер Федор Юрьев, кочегар Иван Хиринский, кочегар Александр Осинин и трюмный машинист Василий Новиков. Если первые трое ничего толком рассказать не могли, поскольку были ранены задолго до конца боя, то Василий Новиков прояснил ситуацию. Находясь в плену, он встретил в Японии капитана I ранга Селецкого, командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». Его судно еще 24 февраля 1904 года по пути на Дальний Восток было захвачено японским броненосцем «Сайен» и отведено в порт Фузан. В лагере для военнопленных Новиков и рассказал Селецкому о том, как погиб «Стерегущий». В 1910 году Селецкий опубликовал воспоминания о своем пребывании в плену, в которые был включен рассказ Новикова, изложенный от третьего лица: «Стрельба со «Стерегущего прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделена на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послал их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооруженными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает. Осмотревшись кругом, он видит следующую картину: на вертикально поднятом крюке развевается военный японский флаг; в шлюпке, стоящей у борта, лежат его раненые товарищи: Федоров, Хиринский и Осинин, а сам «Стерегущий» буксируется японским миноносцем». После этого «Стерегущий» стал тонуть, и японцам срочно потребовалось перерубить буксирный канат, чтобы погибавший русский корабль не утащил за собой на дно и своего победителя.

Как видим, рассказ Новикова предельно точен, ошибся он только лишь в фамилии раненого квартирмейстера - того звали не Федоровым, а Федором Юрьевым. Однако заслугу потопления Стерегущего» Новиков присвоил себе. Никаких двух неизвестных матросов не было - миноносец затопил один конфетный человек машинист В. Новиков, к тому же он не утонул вместе с кораблем, а успел выбраться на палубу.

Рассказ этот существенно поколебал уже ставшую официальной версию гибели «Стерегущего». Поэтому перед установкой памятника было решено создать в Морском ведомстве специальную комиссию, которая исследовала бы все обстоятельства гибели «Стерегущего». Выл еще и практический вопрос - что же все-таки написать на памятнике: подвиг двух неизвестных матросов или подвиг матроса Новикова? Работать комиссии было трудно, ведь никаких документов со «Стерегущего» не сохранилось, оставшиеся в живых матросы, кроме Новикова, толком ничего сказать не могли. Экипаж миноносца «Решительный» тоже ничем делу помочь не мог, так как был свидетелем лишь начала боя, а потом ушел в Порт-Артур.

Тогда решили обратиться к японцам. К большому удивлению всех, они факта самозатопления русскими матросами миноносца «Стерегущий» не подтвердили! Но ведь начальная информация об этом поступила именно от них?! К сожалению, найти человека, рассказавшего о подвиге двух русских матросов англичанам, не удалось. Более того, Морским Генштабом Японии был издан капитальный 4-томный труд «Описание военных действий на море в 37-38 годах Мейдзи (1904-1905 гг.)», в котором официально значилось, что «Стерегущий» затонул сам собой в 10 часов утра в семи милях маяка Ляотешань. Кроме того, нашему военному атташе в Токио старшему лейтенанту Воскресенскому были переданы иные материалы, в которых было записано, что в момент буксировки русский миноносец затонул сам вследствие поступления в него большого количества воды через многочисленные пробоины. В частности, российской стороне было передано донесение мичмана Ямазаки. Он был старшим призовой команды, высаживавшейся на «Стерегущий». Вот что он увидел на русском миноносце: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита. Один снаряд попал в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе погонного орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около 20 трупов обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. В этом числе один, видимо офицер, на шее у него был одет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не под-дается описанию».

В целом японская версия гибели «Стерегущего» выглядела так. Как только он перестал оказывать сопротивление, с миноносца «Сазанами», которым командовал капитан-лейтенант Кондо Цунемацу, была спущена шлюпка с призовой командой, во главе которой был мичман Ямазаки. Они подобрали из воды русских матросов Федора Юрьева и Ивана Хиринского. Высадившись на палубу, японцы пленили Александра Осинина и Василия Новикова. В течение 40 минут японские моряки осматривали свой трофей и тушили пожары, намереваясь отбуксировать «Стерегущий» в Японию. Они подняли над ним свой флаг и начали заводить буксирный трос. Однако, из-за непрерывного поступления воды в трюм, «Стерегущий» все больше и больше оседал, несмотря на начатую японцами буксировку, которая продолжалась около 20 минут. Наконец, буксирный трос, не выдержав тяжести залитого водой «Стерегущего», лопнул. Тогда японцы решили завести новый буксирный трос, но в этот момент со стороны берега появились русские крейсера «Новик» и «Баян». Оценив положение «Стерегущего» как безнадежное, японцы сняли свой флаг и в спешке покинули его. В момент отхода японских миноносцев от «Стерегущего» и приближения к нему спешивших на выручку русских крейсеров он и затонул.
Таковы были факты, предоставленные японской стороной. Авторитетная комиссия, созданная для расследования обстоятельств гибели миноносца «Стерегущий», пришла к выводу, что никакого подвига двух неизвестных матросов не было. Миноносец не мог быть затоплен так, как описывал Новиков, потому, что в машинном отделении не было ни кингстонов, ни клинкетов. Так Николаю II и доложили. Не мудрствуя лукаво, тот на рапорте Морского ведомства собственноручно начертал: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»», то есть всего экипажа, а не конкретных лиц.


Памятник "Стерегущему"

Но как же быть с монументом? Ведь на нем изображены два матроса, отрывающих кингстоны! Поскольку в обществе уже укоренилось мнение, что подвиг двух храбрых моряков все же был, то памятник решили не переделывать и оставили все как есть.
Торжественное открытие памятника «Стерегущему» состоялось 10 мая 1911 года. На Каменноостровском проспекте были выстроены войска со знаменами, а в Неву вошли боевые корабли. Возле памятника стояли почетные гости - вдова адмирала Макарова, родственники погибших моряков, премьер-министр Столыпин, председатель Государственной думы Родзянко, командир миноносца «Решительный» капитан Боссе, а также высшие чины армии и флота.

Когда к открытию монумента было все готово, на торжество прибыл император Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной. Их сопровождали великие князья и морской министр адмирал Григорович. С верков Петропавловской крепости грянул салют, и в этот момент с монумента было сдернуто белое покрывало. Восхищенным взорам присутствующих открылся необычного вида монумент, ставший памятником героизму, самоотверженности и мужеству русских моряков. Прозвучали соответствующие такому случаю речи, а затем Николай II, как писала «Петербургская газета», «подойдя к стоявшему у памятника часовому, оставшемуся в живых из команды миноносца «Стерегущего» бывшему кочегару I статьи Александру Осинину, собственноручно приколол ему на грудь орден Святого Георгия III степени, а также осчастливил своим вниманием семью погибшего лейтенанта Сергеева». После этого к подножию монумента были возложены венки, а войска прошли церемониальным маршем. На этом торжество было завершено.

Вскоре Морское ведомство, на средства которого был сооружен монумент, официально передало его в ведение городского самоуправления Петербурга. Памятник «Стерегущему» быстро стал достопримечательностью города, привлекая своим необычным видом - через открытый иллюминатор к ногам фигур матросов в специально устроенный бассейн стекала вода, создавая иллюзию гибели миноносца. В таком первозданном виде он сохранялся до 1970 года, когда была отключена вода, так как она явилась причиной коррозии металла монумента.
Так был ли подвиг двух неизвестных матросов в бою 26 февраля 1904 года или же миноносец затонул сам? Эта загадка до сих пор не разгадана, и тайна гибели «Стерегущего» не раскрыта.

«Стерегущий» действительно вел себя в том бою по-геройски - его экипаж сражался до последнего, не спустив славного Андреевского стяга. Большинство членов команды погибли, а сам миноносец превратился в искореженный кусок металла, со сбитыми трубами и мачтами. К тому же он имел множество надводных и подводных пробоин в бортах. Во время своего последнего боя комендоры «Стерегущего» влепили 8 снарядов в японский миноносец «Сазанами» и 27 - в миноносец «Акебано», на которых было много убитых и раненых.

Подвиг миноносца «Стерегущий» вошел в анналы истории русского военно-морского флота, став образцом храбрости и доб-лести, проявленных при защите Отечества, для многих поколений наших моряков.