Мусоросжигательный завод в вене технология. Мусоросжигательный завод Шпиттелау — симбиоз технологий, экологичности и искусства. Мусоросжигательный завод от Fridensraih Hunderwasser

В Вене есть необычная достопримечательность, расположенная в самом центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Тревел-блогер из Санкт-Петербурга Александр Шевченко показал необычное здание завода в стиле модерн со всех сторон.

(Всего 10 фото)

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

«Эйнштейн сказал, что, если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что, ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в год. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды.

2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год).

3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

September 18th, 2017 , 04:58 pm

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, . Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9го района Вены. Уже во время строительства, 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да ещё и по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов. Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987м году, тогда и мэр города Гельмут Цильк обратился к ставшему популярным пропагандисту идей об гармонии природы и архитектуры, Фриденсрайху Хундертвассеру, с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора, в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды, архитектор пересмотрел своё решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершённом в 1992м году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своим стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым. Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц "Алисы в стране чудес" или "Волшебник Изумрудного города". Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности. Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества. Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовать свою теорию о "свободе окон", никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, жёлтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живёт в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают жёлтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несёт в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Чёрный и белый - типичные цвета венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углём и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

"Эйнштейн сказал, что если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома. Шпиттелау, завод по термической переработке мусора - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью."

На Шпиттелау перерабатывают до 250000 тонн мусора в года. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдаёт при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать ещё 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев. 1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды. 2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год). 3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать ещё одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлечённым "зелёными" технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноимённой станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создаёт ощущение сказки.

В комментариях к посту про дом Хундертвассера взгляды читателей на такую авангардную архитектуру разделились, как и у жителей Вены. Одни уверяли, что дом - полная безвкусица и ужас, жить там невозможно, и врагу такого "счастья" не пожелаешь, другие считали, что архитектор создал нетривиальный арт-объект и даже шедевр, заслуженно пользующийся вниманием гостей столицы Австрии. Что скажете про завод Шпиттелау? Keep it locked!

Другие посты о Вене :

Кампус экономического университета

Завод по сжиганию мусора (District Heating Plant Spittelau, Шпиттелау, Австрия)

Spittelauer Lände 45, 1090 Vienna

Можно ли представить себе что-то более серое, унылое и мрачное, чем завод по сжиганию мусора? У любого из нас почти наверняка не хватит воображения, чтобы это сделать. Дымящие трубы, унылые фасады, неаппетитные потеки на стенах — вот та картинка, которая встает перед глазами любого нормального человека.

Если он конечно не Фриденсрайх Хундертвассер.

Австрийский художник, дизайнер и архитектор, создавший за свою жизнь 37 абсолютно уникальных зданий по всему миру, сумел построить в Вене мусороперерабатывающий завод похожий на что угодно — дворец из волшебной сказки, фантастически огромную детскую площадку, телебашню футуристического дизайна, — но только не на промышленное здание с утилитарными функциями.

Хундертвассер относился к тому типу людей, о которых принято говорить, что «они сделали себя сами». Он родился в бедной еврейской семье в Вене, в 1928 году. Годом раньше была написана книга Адольфа Гитлера «Mein Kampf», а десятью годами позже случилась печально известная «Хрустальная ночь». Тогда (9—10 ноября 1938) в Вене было уничтожено больше 40 синагог, разрушено и разграблено бесчисленное количество еврейских домов, и началась массовая депортация евреев страны, вошедшей к тому времени в состав Германского Рейха.

Откуда у ребенка, пережившего нацистскую оккупацию, потерявшего в годы антисемитских гонений 69 (!) родственников, мог взяться свободный, независимый и бунтарский дух? Вопреки нелегкому детству, или благодаря ему? Как он стал приверженцем ярких красок, ассимметричных линий и «человечности» в архитектуре? В качестве протеста против насаждаемого в годы его взросления «арийского порядка»? Или скудость красок и однообразие окружения его детства потребовали компенсации в творчестве?

Так или иначе, почти сразу после окончания Второй Мировой, Хундертвассер, начавший рисовать еще в шесть лет, поступает в Венскую академию художеств. Он не получит диплома, но именно здесь придумает себе звучный псевдоним. Из Фридриха Стовассера он станет Хундертвассером, заметив созвучие первой части свой фамилии «Сто» славянскому числительному, и переведя его на немецкий язык. А чуть позже и Фридрих превратится в Friedensreich — «богатый миром».

Именно это богатство — весь мир — и станет его главным сокровищем на всю жизнь. В свои двадцать он отправляется путешествовать, учится в Италии и Франции (учеба в Париже продлилась ровно один день), изучает традиции живописи и народного искусства в Японии, на островах Океании и в африканских странах. Строит для себя дома по всему миру: в Австрии, Венеции, Нормандии, Новой Зеландии. В некоторых из них никогда даже не успеет побывать — ветер странствий гонит его дальше по свету — к новым впечатлениям и новым идеям. Единственное его постоянное пристанище — корабль «Regentag», на котором Хундертвассер пересечет практически весь земной шар. Сам он шутил, что не побывал разве что в Антарктиде.

В начале 60-х Хундертвассер уже всемирно известный художник. А архитектурная слава приходит к нему только в начале 80-х годов, когда по заказу городских властей Вены он строит в родном городе необыкновенный жилой дом, до сих пор носящий его имя.

Чуть позже, в 1988, он получает заказ на преобразование венского завода по переработке отходов в Шпиттелау (Spittelau).

Здание завода существовало с 1971 года, но в 1987 году пострадало от пожара и нуждалось в реконструкции. Не совсем понятно, каким образом тогдашнему венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришла в голову мысль поручить реконструкцию именно Хундертвассеру, приверженцу «органического» зодчества и борцу за экологию. Архитектор, заявлявший «я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», был категорически против идеи сжигания мусора, вместо его утилизации. Он, разумеется, отказывался принимать участие в проекте. Но бургомистр оказался настойчив. Во-первых, он пообещал, что производство будет абсолютно экологически чистым. Во-вторых, заверил, что польза, приносимая заводом, не ограничится только переработкой мусора. Благодаря использованию новейших технологий, тепло от сжигания отходов можно пустить на обогрев десятков тысяч венских квартир и близлежащего госпиталя.

В конечном счете архитектор согласился. Но настоял на установке дополнительных фильтров, удаляющих из продуктов переработки тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты. В результате стоимость строительства увеличилась едва ли не вдвое, но зато трубы завода украшают зеркальные золотые шары, которые выполняют не только декоративную, но и очистительную функцию. Остальные инженерные вопросы Хундертвассер предоставил решать специалистам, а сам сконцентрировался на дизайне здания.

Идеальной постройкой в представлении архитектора всегда было та, в которой отсутствуют прямые линии и ровные поверхности. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому, хотя в архитектуре завода невозможно обойтись без создания простых вертикальных стен, они настолько ярко раскрашены — в излюбленной манере Хундертвасера, — и на них столько пестрых пятен и неровных линий, что визуально каждая стена кажется причудливо изогнутой и деформированной.

В проектах Хундертвасера никогда не было двух одинаковых окон. И создавая ассиметричные фасады завода, художник остался верен себе — в Spittelau окна, так же, как во всех других его зданиях, совершенно очевидно «имеют право на самоопределение» . То есть у каждого из них собственные пропорции, цвет и размер — абсолютно похожих нет.

Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны с разноцветной плиткой, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами (где разместилось прекрасное видовое кафе) — все это характерно для «почерка» великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму.

Как и все творения Хундертвасера, несмотря на невероятный дизайн, завод безупречно выполняет свою практическую функцию.

Возобновивший работу после реконструкции в 1992, Spittelau утилизирует до 265 000 тонн отходов ежегодно, при этом самостоятельно вырабатывая электроэнергию для производственных нужд. Тепло от сжигания мусора подается в 60 тысяч венских квартир.

Он умер в 2000 году в Тихом океане на борту пассажирского лайнера «Queen Elisabeth II» и был похоронен в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в «Саду счастливых умерших». А уникальный экологически безопасный завод продолжает оставаться интереснейшей туристической достопримечательностью Вены, одновременно позволяя ей сохранять статус одной из самых чистых европейских столиц. Вместе с другими творениями Хундертвассера, разбросанными на всех пяти континентах District Heating Plant Spittelau является яркой иллюстрацией того, что желание великого архитектора сбылось в полной мере!

http://realty.mail.ru/articles/16849/udivitelnye_zdanija_skazochnyj_musoroszhigatelnyj_zavod/

Пишет блогер Александр Шевченко:

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающему теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-ого района Вены. Уже во время строительства, 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов. Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда и мэр города Гельмут Цильк обратился к популярному пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.


Как ярый противник мусора в принципе Хундертвассер почти не задумываясь отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верен своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым. Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.


Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности. Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества. Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.


Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.


«Эйнштейн сказал, что если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома. Шпиттелау, завод по термической переработке мусора - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в года. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газомасляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.


Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев. 1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды. 2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год). 3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

District Heating Plant Spittelau Вена, Австрия

Пожалуй, почти каждый человек, живущий в век индустриализации, хотя бы раз, хотя бы издалека видел заводы. Поэтому, при упоминании слова «завод» в голове без труда вырисовывается его образ и, как правило, не особо привлекательный. А если к этому слову добавить «мусоросжигательный», то вряд ли мысленная картина приукрасится – скорее наоборот. Но доказательством тому, что подобные ассоциации - это всего лишь печальный опыт и заскорузлые стереотипы, является уникальный Мусоросжигательный завод Шпиттелау, реконструированный по проекту неподражаемого художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Как заядлый приверженец экологии, Хундервассер сначала не хотел связываться с мусоросжигающим заводом, стоя на позиции, что необходимо максимально использовать технологии вторичной переработки мусора. Но настоятельные просьбы Венского бургомистра Гельмута Цилька и тот факт, что тепло, выделяемое при сжигании мусора, будет использоваться для отапливания десятков тысяч венских жилищ и нескольких тысяч предприятий, заставили художника изменить свое решение. При этом Хундертвассеру дали слово, что при сжигании мусора будут использоваться самые высокие экологические стандарты и самые лучшие технологии, которые и до сих пор являются образцовыми и востребованными во всем мире. В итоге, с художником удалось договориться, и на рубеже 1990-х годов современный экологический завод-котельная обрел новый неповторимый внешний вид, превративший унылый индустриальный объект в яркую достопримечательность.

Глядя на это диковинное сооружение, трудно даже представить, что за его красочными фасадами скрывается мусоросжигательный завод. Высокая труба-башня, крыши-короны и пестрящие стены делают промышленный объект похожим на сказочный замок. Отдельного внимания заслуживает выдающаяся заводская труба. Она обложена керамической плиткой синего цвета и имеет золотистый «набалдашник», который является отнюдь не декоративным элементом, а средоточием современных фильтров, которые были установлены по настоянию самого Хундертвассера, вызвав удорожание проекта чуть ли не вдвое.

Обновленный завод стал своего рода культурным центром. Его вестибюль служит местом проведения художественных выставок произведений современного искусства. А начало лета ежегодно отмечается проведением фольклорного фестиваля в заводском дворе. Хундертвассер в очередной раз доказал, что везде есть место творчеству, превратив действующий Мусоросжигательный завод Шпиттелау в достопримечательность мирового уровня.