Найти краткую информацию о минине и пожарском. Посадский человек Кузьма Минин – героическая личность. Князь Пожарский и его героическая роль в истории

После гибели Лжедмитрия 2 в 1610 г. тяжелые времена для России не закончились. Начавшие открытую интервенцию польские войска взяли Смоленск после 20 месяцев осады. Шведы, приведенные Скопиным-Шуйским изменили и двинувшись на север захватили Новгород. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку бояре схватили В. Шуйского и заставили постричься в монахи. Вскоре, в сентябре 1610 г. он был выдан полякам. В России начался период «семибоярщины». Эти правители тайно подписали с королем Польши Сигизмундом 3 соглашение, в котором обязались призвать его сына Владислава на правление, после чего открыли ворота Москвы полякам. Победой над врагом Россия обязана подвигу Минина и Пожарского, который помнят и сегодня. Минин и Пожарский смогли поднять народ на борьбу, сплотить его и только это позволило избавиться от захватчиков.

Из биографии Минина известно, что род его был из городка Балханы на Волге. Отец, Мина Анкундинов, занимался соляным промыслом, а сам Кузьма был посадским человеком. В боях за Москву он проявил величайшую личную храбрость.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился в 1578 г. Именно он по совету Минина, который занимался сбором средств для ополчения, он был поставлен первым воеводой. Стольник князь Пожарский вполне успешно боролся с шайками Тушинского вора в период властвования Шуйского, не просил милости у короля Польского, не совершал предательства.

Второе ополчение Минина и Пожарского выступило в Москву из Ярославля 6 августа (по новому стилю) 1612 г. и к 30 августа заняло позиции в районе Арбатских ворот. При этом народное ополчение Минина и Пожарского было отделено от ранее стоявшего под Москвой «первого ополчения», состоявшего, по большей части, из бывших «тушинцев» и казаков. Первое сражение с войсками польского гетмана Яна-Кароля произошло 1 сентября. Бой был тяжелым и кровопролитным. Однако первое ополчение заняло выжидательную позицию и на помощь Пожарскому на исходе дня пришли только 5 конных сотен, внезапный удар которых вынудил поляков отступить.

Решающее сражение, «гетманский бой», произошло 3 сентября. Натиск войск гетмана Ходкевича сдерживали воины князя Пожарского. Не выдержав натиска, через 5 часов они вынуждены были отступить. Собрав оставшиеся силы, Кузьма Минин предпринял ночную атаку. Большинство участвовавших в ней воинов погибли. Минин был ранен. Но этот подвиг воодушевил остальных. Враги наконец были отброшены. Поляки отступили по направлению к Можайску. Это поражение было единственным в карьере гетмана Ходкевича.

После этого войска Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского продолжили осаду стоявшего в Москве гарнизона. Зная о том, что осажденные терпят голод, Пожарский предложил им сдаться в обмен на сохранение жизней. Осажденные отказались. Но, голод вынудил их позже начать переговоры. 1 ноября 1612 г., во время переговоров, казаками был атакован Китай-город. Сдав его практически без боя, поляки заперлись в Кремле. Членов «семибоярщины» и номинальных правителей Руси (от имени польского короля) выпустили из Кремля. Те, опасаясь расправы, немедленно покинули Москву. Среди бояр находился с матерью и Михаил Романов, будущий родоначальник новой царской династии.

Освобождение Москвы произошло 6 – 7 ноября 1612 г. Условия капитуляции польско-литовского гарнизона были согласованы и подписаны. Однако восстание Минина и Пожарского еще не было завершено – к Москве шел Сигизмунд 3. Остановить его удалось только благодаря активным действиям Пожарского. На Земском соборе 17 февраля 1613 г., после многих обсуждений правление было предложено Михаилу Романову, который был провозглашен царем 3 марта.

Династия Романовых

Романовы – великая династия царей и императоров России, древний боярский род, начавший свое существование в 16 веке и существующий до сих пор.

Этимология и история фамилии

Романовы - это не совсем правильная историческая фамилия рода, изначально Романовы пошли от Захарьевых. Однако патриарх Филарет (Петр Никитич Захарьев) решил взять себе фамилию «Романов» в честь своих отца и дедушки, Никиты Романовича и Романа Юрьевича. Так род получил фамилию, которая используется до сих пор.

Боярский род Романовых дал истории одну из самых известных королевских династий в мире. Первым царским представителем был Михаил Федорович Романов, а последним Николай Александрович Романов. Несмотря на то, что царский род прервался, Романовы и по сей день существуют (несколько ветвей). Все представители великого семейства и их потомки сегодня проживают заграницей, около 200 человек имеют царские титулы, однако ни один из них не имеет права возглавить российский престол в случае возвращения монархии.

Большая семья Романовых носит имя «Дом Романовых» и имеет огромное и разветвленное семейное древо, в котором есть связи практически со всеми королевскими династиями мира.

В 1856 году семья получили официальный герб. На гербе Романовых изображен гриф, который держит в лапах золотой меч и тарч, а по краям герба изображены восемь отрезанных львиных голов.

Предыстория появления царской династии Романовых

Как уже было сказано, род Романовых пошел от Захарьевых, однако откуда Захарьевы пришли в московские земли неизвестно. Некоторые ученые считают, что семья была уроженцами Новгородской земли, а некоторые говорят, что первый «Романов» пришел из Пруссии.

В 16 веке боярских род получил новый статус, став родственниками самого государя. Произошло это благодаря тому, что Иван Грозный женился на Анастасии Романовне Захарьиной. Теперь вся родня Анастасии Романовны могла рассчитывать в будущем на царский престол. Возможность занять трон выпала очень скоро, после пресечения династии Рюриковичей, когда встал вопрос о дальнейшем престолонаследии, в игру вступили Романовы.

В 1613 году на царствие был избран первый представитель семейства - Михаил Федорович. Эпоха Романовых началась.

Цари и императоры из рода Романовых

Начиная от Михаила Федоровича, на Руси правило еще несколько царей из этого рода (всего пятеро).

Это были:

    Михаил Федорович Романов ;

    Алексей Михайлович Романов ;

    Федор Алексеевич Романов;

    Иван 5 (Иоанн Антонович);

    Петр 1 (Петр Алексеевич) .

В 1721 году Русь окончательно переформировалась в Российскую Империю, а государь получал звание Императора. Первым императором стал Петр, еще недавно именовавшийся царем. Всего Романы дали России 14 императоров и императриц. После Петра 1 правили:

    Екатерина 1 (Екатерина Петровна) ;

    Петр 2 (Петр Алексеевич) ;

    Анна Иоанновна ;

    Иван 6 (Иоанн Антонович) ;

    Елизавета (Елизавета Петровна) ;

    Петр 3 (Петр Федорович) ;

    Екатерина 2 Великая (Екатерина Алексеевна) ;

    Павел 1 (Павел Петрович) ;

    Александр 1 (Александр Павлович) ;

    Николай 1 (Николай Павлович) ;

    Александр 2 (Александр Николаевич) ;

    Александр 3 (Александр Александрович) ;

    Николай 2 (Николай Александрович) .

Конец царской династии Романовых. Последний из Романовых

После смерти Петра 1 российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1 принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник – мужчина, и с тех пор женщины на престол больше не всходили.

Последним представителем императорской фамилии стал Николай 2, получивший прозвище «Кровавый» за тысячи погибших людей во время двух великих революций. По мнению историков, Николай 2 был достаточно мягким правителем и допустил несколько досадных ошибок во внутренней и внешней политике, что привело к накаливанию ситуации внутри страны. Неудачная Японская война, а также Первая Мировая сильно подорвали престиж царской семьи и лично государя.

В 1905 году вспыхнуло первое восстание, в результате которого Николай вынужден был дать народу желаемые гражданские права и свободы – власть государя ослабла. Однако этого оказалось мало и в 1917 году снова произошла революция. На этот раз Николая был вынужден сложить свои полномочия и отказаться от престола. Но и этого было мало – царская семья была поймана и посажена в заключение большевиками. Монархический строй России постепенно рушился в пользу нового типа правления.

В ночь с 16 на 17 июля 1917 года вся царская семья, включая пятерых детей Николая и его жену, была расстреляна. Погиб также и единственный возможный наследник – сын Николая. Все родственники, прятавшиеся в Царском Селе, Петербурге и других местах были найдены и убиты, спаслись лишь те Романовы, которые находились заграницей. Императорский род Романовых прервался, а вместе с ним рухнула и монархия в России.

Итоги правления Романовых

Несмотря на то, что за 300 лет правления этой семьи происходило немало кровавых войн и восстаний, в целом, правление Романовых принесли России пользу. Именно благодаря представителям этой фамилии Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь, а также превратилась в огромную и могущественную Империю.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Костомаров Николай Иванович

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами. Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил перед народом выборный нижегородский земский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук, ремеслом «говядарь». На всенародной сходке у собора он говорил народу в таком смысле: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токма животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело; я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников».

Неизвестный художник XVII в. Царевич Владислав, на верность которому присягнули сторонники «Семибоярщины».

П. П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту.

Стали нижегородцы думать: кого избрать им в предводители, кто бы в ратном деле был искусен и прежде не объявлялся в измене. По совету Минина все остановились на стольнике князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. В царствование Шуйского Пожарский удачно разбивал отдельные воровские шайки, а в 1610 году, будучи зарайским воеводой, упорно держался стороны Шуйского, не поддался убеждениям Ляпунова провозгласить царем Скопина и удерживал, насколько мог, свой город в повиновении существующей власти. Возмутившиеся посадские люди города Зарайска хотели убить его за то, что не поддается Калужскому вору, и он выдержал от них осаду в каменном городе (Кремль) Зарайска. Но Шуйского свели с престола. Законного государя не стало на Руси; тогда Пожарский объявил, что станет целовать крест тому, кто на Москве будет выбран царем, и присягнул Владиславу, которого в столице тогда избрали в цари.

Вскоре после того русским людям стало ясно, что поляки обманывают, не думают присылать Владислава, а намереваются завладеть Московским государством. Пожарский сошелся с Ляпуновым и вместе с ним двинулся на Москву. Пожарский, первый из товарищей Ляпунова, вступил со своим отрядом в стены зажженного уже Белого города, укрепился было около церкви Введения Богородицы на Лубянке, но огонь вынудил его отступить. Пожарский был при этом ранен и, упав на землю, кричал: «Ох, хоть бы мне умереть, только бы не видеть того, что довелось увидеть!» Ратные люди подняли его, положили на повозку и вывезли из пылающей столицы по Троицкой дороге.

Лжедмитрий II («Тушинский вор»).

С той поры князь Пожарский находился в своей вотчине Линдех за 120 верст от Нижнего и едва оправился от ран, полученных в Москве, как к нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его стать начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде.

По прибытии Пожарского в Нижний были отправлены во все стороны гонцы с грамотами; описывалось несчастное положение Московского государства, русские всех городов призывались встать заодно с нижегородцами. В этих грамотах говорилось: «Будем над польскими и литовскими людьми промышлять все за один, сколько милосердный Бог помочи даст. О всяком земском деле учиним крепкий совет, а на государство не похотим ни литовского короля, ни Маринки с сыном, ни того вора, что стоит под Псковом».

Нижегородские грамоты повсюду читались на народных сходках, потом постановлялись приговоры, собирали деньги на жалованье ратным людям. Затем из ближних городов приходили в Нижний и ополчения. Пришли туда дети боярские из Арзамаса, пришло рязанское ополчение; в Казани медлили, потому что там стряпчий Биркин и дьяк Шульгин, люди, прежде служившие вору, умышленно противодействовали Минину.

Нижегородское ополчение вышло из Нижнего вверх по Волге. Балахна, Юрьевец, Решма, Кинешма дали Минину свою казну и присоединились к нижегородцам со своими ополчениями.

В Костроме воевода Иван Шереметев, оставаясь верным Владиславу, хотел было сопротивляться, но костромичи выдали его Пожарскому и присоединились к нижегородцам.

В начале апреля ополчение прибыло в Ярославль. Ярославцы встретили Пожарского с образами и предложили все имущество, какое у них есть, на общее дело. В знак почета они поднесли Минину и Пожарскому подарки, но те ничего не взяли.

Здесь ополчение оставалось несколько месяцев, пополняясь новоприбывавшими силами.

Князь Пожарский боялся идти под Москву, пока там были казаки, и хотя Трубецкой убеждал его поспешить, Пожарский все не решался и только высылал вперед к Москве отряды. Когда Заруцкий после неудачного покушения на Пожарского посредством подосланных убийц в половине июля 1612 года убежал из-под Москвы, Пожарский стал смелее, но все-таки не доверял Трубецкому. Выступив из Ярославля, он шел к Москве очень медленно. Оставив свое войско в Ростове, Пожарский ездил в Спасский Суздальский монастырь молиться Богу и поклониться гробам своих предков. Готовясь к битве с поляками, Пожарский ослаблял свое войско, отправляя в одиночку свои отряды в разные стороны. 14 августа прибыл Пожарский к Троице и опять остановился там на несколько дней, а между тем из-под Москвы дворяне и казаки торопили его идти как можно скорее, потому что Ходкевич приближался к столице с усиленным войском. Наконец, 20 августа Пожарский и Минин со своим ополчением прибыли к Москве. Трубецкой выехал к ним навстречу и приглашал стать в одном таборе с казаками. Но Пожарский и Минин отвечали, что не будут стоять в одном таборе с казаками.

К. Е. Маковский. Воззвание Козьмы Минина.

Неизвестный художник из мастерской Питера Пауля Рубенса. Король Сигизмунд верхом.

Земское ополчение стало вдоль стены Белого города до Алексеевской башни на Москве-реке. Главное ядро его было у Арбатских ворот: там стояли Пожарский и Минин. Заложив стан, ратные люди стали окапывать его рвом. Казаки занимали восточную и южную части Белого города и Замоскворечья, которое все нарочно было изрыто рвами: в них должна была сидеть казацкая пехота. 22 августа русские увидели идущее с западной стороны литовское войско. То был Ходкевич со свежими силами. За ним тянулись огромные ряды нескольких сот возов с набранными запасами, которые нужно было провезти польскому гарнизону в Кремль и Китай-город. Ходкевич стал переправляться через Москву-реку у Девичьего поля. Часть литовцев успела переправиться через реку, сбив московскую конницу, которая стерегла переправу. В то же время осажденные в Кремле поляки сделали вылазку; земское московское войско очутилось среди двух огней; казаки не хотели из зависти помогать ему. Но дело поправилось и без них. Воины Ходкевича погнали московских людей до Тверских ворот. Тогда, с одной стороны, московские стрельцы отбили вылазку польского гарнизона и заставили его уйти обратно в Кремль, а с другой – из-за печей и церквей разрушенного Земляного города русские начали так поражать выстрелами литовское войско Ходкевича, что оно повернуло назад за Москву-реку. Гетман стал у Донского монастыря.

Следующий день прошел без боя.

24 августа на рассвете Ходкевич решился со всем своим войском пробиться через Замоскворечье и во что бы то ни стало доставить осажденным привезенные запасы. Путь был труден по причине развалин и множества прорытых рвов. Конные должны были спешиться; на возах медленно везли запасы, расчищая путь. Казаки Ходкевича успели выгнать московских казаков из рвов. Ходкевич настиг их на Пятницкой улице, и здесь-то завязался ожесточенный бой с казаками. Между тем Минин, взяв с собой передавшегося поляка Хмелевского и три сотни дворян, ударил на две литовские роты, оставленные в тылу, и смял их, потеряв племянника, убитого на его глазах. В полдень московские казаки у церкви Св. Клемента отбили литовцев, отрезали и захватили из их обоза четыреста возов с запасами. Тогда Ходкевич увидел, что цель, ради которой он прибыл на этот раз в Москву, не достигнута: продовольствия гарнизону он доставить не может. Он приказал спасать остаток возов и ушел к Воробьевым горам. Поражение, нанесенное ему, было так велико, что у него оставалось только четыреста коней.

Ходкевич с трудом сообщил осажденным, что он уходит с целью набрать запасы, и обещал возвратиться через три недели. 28 августа Ходкевич ушел.

После победы над литовским войском Пожарский с Трубецким помирились и решили вести осаду сообща, съезжаясь для совещаний на Неглинной, на Трубе. Казаки все еще не ладили с земскими людьми, однако действовали заодно с ними против поляков с еще большей злобой к последним. Кремль и Китай-город были осаждены со всех сторон. Русские устроили туры и палили с них из своих пушек.

15 сентября Пожарский, минуя Струся, отправил полковникам Стравинскому и Будзиле письмо: убеждал осажденных сдаться, обещал отпустить весь гарнизон в отечество невредимым. На это великодушное предложение польские предводители написали Пожарскому надменный ответ, восхваляли в нем мужество и доблесть поляков, называли московский народ самым подлейшим на свете, выражали надежду на скорое прибытие Владислава и грозили жестокой карой Пожарскому и его товарищам. Осажденные были еще убеждены, что гетман вернется, но проходили недели – гетмана не было. Запасы их подходили к концу. 6 октября они послали двух воинов известить гетмана, что если пройдет еще неделя, то им придется умереть с голоду. Все было напрасно. В половине октября голод достиг ужасающих размеров. Осажденные съели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли ремни, выкапывали из земли гнилые трупы и пожирали. От такого рода пищи смертность увеличилась. Живые стали бросаться на живых, резали друг друга и пожирали. 22 октября Трубецкой ударил на Китай-город; голодные поляки были не в состоянии защищаться, покинули его и ушли в Кремль. Первое, что увидели русские в Китай-городе, были чаны, наполненные человечьим мясом. Поляки, потеряв Китай-город, выгнали из Кремля русских женщин и детей. Пожарский выехал к ним навстречу. Казаки зашумели и кричали, что надо бы ограбить боярынь, но земские люди окружили боярынь, спасли от ярости казаков и благополучно провели в свой стан. Тогда в Китай-город торжественно внесли икону Казанской Божией Матери и дали обет построить церковь, которая позже действительно была построена и до сих пор существует на Кремлевской площади напротив Никольских ворот. В память этого дня 22 октября установлен праздник иконы Казанской Богоматери, до сих пор соблюдаемый православной русской церковью.

Марина Мнишек. Французская гравюра с короной «русской императрицы».

Стали в Кремле поляки советоваться, что им делать дальше. Михаила Салтыкова уже не было. Он убрался заблаговременно с Гонсевским, но оставался его товарищ, Федор Андронов, с некоторыми подобными ему услужниками Сигизмунда; они сильно противились сдаче, зная, что от своей братии русских им придется еще хуже, чем от голода. Весь гарнизон зашумел и порывался отворить ворота. Тогда Струсь отправил к Пожарскому просить пощады, умоляя оставить осажденным жизнь. Зная свирепость казаков, поляки договаривались, чтобы начальствующие лица сдались только Пожарскому. Оба русских предводителя дали обещание, что ни один пленник не погибнет от меча.

24 октября поляки отворили кремлевские ворота, выходящие на Неглинную (ныне Троицкие); прежде всего выпустили русских людей, бояр, дворян, купцов, сидевших в осаде. Казаки тотчас закричали: «Надобно убить этих изменников, а животы поделить на войско». Но земские люди встали в боевой порядок, готовясь защищать своих братьев от казаков. Выпущенные русские стояли на мосту, ожидая, что из-за них начнется бой. Вид их вызывал сострадание. Однако до междоусобного боя не дошло. Казаки покричали, погрозили и отошли. Пожарский и Минин проводили русских в свой земский стан.

25 октября все кремлевские ворота уже были отворены настежь; русские войска входили в Кремль, предшествуемые крестным ходом, впереди которого шел архимандрит Дионисий, а из Кремля вышел к нему навстречу элассонский архиепископ грек Арсений с Владимирской Богородицей в руках. Поляки побросали оружие. Их погнали в русский стан. Струся заперли в Чудовом монастыре. Все имущество пленных сдали в казну, и Минин раздавал его казакам в виде награды.

Казаки не вытерпели и, нарушив крестное целование, перебили многих пленных. Однако те пленники, которые достались Пожарскому и земским людям, уцелели все до одного. Их разослали по разным городам: в Нижний, Ярославль, Галич, Вологду, на Белоозеро и посадили в тюрьмы. Народ был сильно ожесточен против них. В Нижнем, куда был послан Будзило с товарищами, служивший прежде в войске Сапеги, пленных чуть не разорвали, и едва-едва мать Пожарского своими убеждениями спасла их от смерти.

Вскоре, однако, услыхали русские, что на Московское государство идет король Сигизмунд с сыном. Действительно, в ноябре Сигизмунд подошел под Волок-Ламский и отправил двух русских, бывших в посольстве Филарета и остававшихся в плену у поляков – князя Даниила Мезецкого и дьяка Грамотина. Их сопровождал польский отряд в 1000 человек. Они должны были уговаривать московское войско признать Владислава царем. Но подмосковные воеводы выслали против них войско и объявили, что не хотят вступать ни в какие переговоры о Владиславе. Поляки повернули назад, а князь Мезецкий успел убежать к своим под Москву.

Король пытался было взять Волок-Ламский, но это не удалось ему, и он удалился со своим сыном в Польшу.

21 декабря извещалось по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед за тем разослана была грамота во все города, чтобы отовсюду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания государя.

Дворяне и дети боярские начали подавать письменно извещения, что они хотят царем Михаила Романова; за ними выборные люди от городов и волостей, а также и казаки стали за Романова.

Грамота ополченцев с оттиском перстня Минина.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

В неделю православия собрали всех выборных на Красную площадь. Кроме них было множество народа обоего пола. Рязанский архиепископ Феодорит, новоспасский архимандрит Иосиф, келарь Авраамий и боярин Василий Морозов взошли на Лобное место, чтобы спросить у выборных людей решительного приговора об избрании царя. Прежде чем они начали свою речь к народу, все многочисленное сборище в один голос закричало: «Михаил Феодорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе». Тотчас в Успенском соборе пропели молебен с колокольным звоном, провозгласили многолетие новонареченному царю, а потом была произнесена присяга царю, начиная от бояр до казаков и стрельцов. Во все города были посланы известительные грамоты; в Кострому отправилось от всего Земского собора посольство к Михаилу Федоровичу с приглашением на царство.

Михаил согласился и принял из рук Феодорита царский посох как знак власти.

11 июля венчался на царство Михаил Федорович. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был пожалован боярином, а Минин возведен в звание думного дворянина.

Новому думному дворянину недолго пришлось оставаться в этом сане. В 1616 году Минин скончался, оставив после себя сына Нефеда, умершего бездетным около 1632 года.

Дмитрий Михайлович Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Исторические портреты автора

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Минин и Пожарский Как в старом-то было городе,Во славном и богатом Нижнием,Как уж жил тут поживал богатый мещанин,Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,Из удалых молодцов – нижегородских купцов.Собравши их, он речь им

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

V. Минин и Пожарский Потомки Всеволода III-го из рода владетельных князей Стародубских, Пожарские получили прозвание от городка Погарь, прежде называвшегося Радогость и переименованного так после того, как его сожгли татары. За Дмитрием Михайловичем не знали ни одного

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Минин и Пожарский В 1611 г. новым центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Посадский человек Кузьма Минин, избранный земским старостой, возглавил организацию Второго земского ополчения. Гонец нижегородцев ездил в Москву к патриарху Гермогену. Глава церкви

Из книги 1612. Все было не так! автора Винтер Дмитрий Францович

Минин и Пожарский Итак, созданная Иваном Грозным «вотчинно-ордынская» военная машина после позора Ливонской войны теперь вторично – и на сей раз окончательно – потерпела полное поражение. Однако ситуация теперь была куда хуже, чем тридцать лет назад. На сей раз почти

Из книги К.Минин и Д.М. Пожарский автора Ключевский Василий Осипович

К.Минин и Д.М. Пожарский М. И. Скотти. Минин и ПожарскийВторое ополчение. В конце 1611 г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китая-города;

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Минин и Пожарский Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:– Заложим жен и детей и выкупим отечество!– Заложим! – загудела толпа.Толпа бешеным потоком устремилась в ломбарды, таща на спинах жен и в охапку детей.Получив деньги, народ понес их на

автора

Кузьма Минин

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

КУЗЬМА МИНИН (В. Козляков, П. Михайлов) Убрав патриотическую риторику, обычно заполняющую очерки о Кузьме Минине, мы увидим, что известно о нем совсем немного. Историки, конечно, старались, но они слишком поздно озаботились сбором сведений о нижегородском мужике,

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Кузьма Минин Кузьма Минин принадлежал к торговому сословию Нижнего Новгорода, поэтому яркого следа в исторических источниках не оставил. По крупицам историки собирали сведения о нем. Год рождения Кузьмы неизвестен. Считается, что его предки проживали в городе Балахна и

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

К.Минин и Д.М. Пожарский Второе ополчение. В конце 1611 г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китая-города; шведы заняли Новгород и выставили

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Минин и Пожарский В конце 1610 года рязанский воевода П. П. Ляпунов собрал для борьбы против польских интервентов первое земское ополчение, в которое вошли простые люди, незнатные воеводы и дворяне. Вскоре к нему присоединились туляки, жители Калуги, Нижнего Новгорода,

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Минин и Пожарский - герои земли русский. Эта фраза, тиражированная в тысячах статей, отражает отношение общества к событиям почти четырехсотлетней давности. Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков». В памяти народа Минин и Пожарский - великие защитники Русской земли, вошедшие в национальную мифологию.

Память о Минине и Пожарском неразрывна, хотя они разного происхождения и различаются многим, кроме участия в спасении России. Что их объединяет – это порядочность. О Минине и Пожарском не было дурной славы, которая, как замечает И.Е. Забелин, всегда обойдет славу добрую - «добрая слава лежит, а худая бежит». Оба героя были высокопорядочные люди - поэтому им и верил народ.

Кузьма Минин

О Кузьме Минине известно мало. Первые письменные свидетельства о нем относятся к 1611 г., когда он был женат на Татьяне Семёновой и имел взрослого сына Нефёда. В Земском ополчении его считали пожилым человеком, что по тем временам означало возраст от 40 до 60 лет. Скорее всего Кузьма родился в конце 60-х - начале 70-х гг. XVI в. Минин заслужил уважение посадских людей и 1 сентября 1611г. был избран земским старостой. В Смутное время Минин принимал участие в ополчениях нижегородских воевод А.С. Алябьева и князя А. А. Репнина, отбивавших тушинцев, осаждавших Нижний. Вёл он себя достойно, иначе его в военные времена не избрали бы старостой.

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия - Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой - дворянке знатного рода. 17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка - сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского - верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа - возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине - второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег - «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье - от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой - обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город. Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Битва за Москву

Рано утром 22 августа (1 сентября нов. стиля) Ходкевич перешел реку Москву у Новодевичьего монастыря и двинулся к Чертольским воротам. Впереди, ряд за рядом, шла польская кавалерия. Князь Дмитрий, тоже стянувший силы к Чертольским воротам, бросил навстречу лучшую свою конницу - смолян (в их числе вяземцев с дорогобужцами). Завязался бой. Не выдержав двойного удара, смоляне отошли в Земляной город. Здесь Пожарский приказал им спешиться и занять оборону на городском валу. После обеда Ходасевич бросил всю пехоту - наёмников и запорожцев, - на штурм Земляного вала по обе стороны от Чертольских ворот. После удара конницы ряды поляков смешались и они покинули Земляной город. Ходкевич отвел потрепанное войско на Воробьёвы горы.

24 августа сражение развернулось в Замоскворечье. Пожарский предвидел возможность удара с юга и половину войска переправил на правый берег реки. Сражение началось со стычек конницы. Снова смоленские дворяне приняли на себя главный удар. Пять часов они сдерживали натиск гусарских рот, ливонской пехоты и запорожцев. Прижатые к реке, ополченцы вплавь переправлялись на другой берег. Пожарский со своим полком прикрывал отступление.

Замечательна роль Минина в последней битве. Кузьма Минин пришел к Пожарскому и попросил у него воинов. Атака Минина привела к перелому в битве. В наступление двинулось всё войско Пожарского. Войско гетмана ночевало, не сходя с коней, на другой день отошло на Воробьевы горы, далее - к Можайску, а потом - за литовскую границу.

Битва под Москвой 22-24 августа (1-3 сентября нов. стиля) 1612 г. по своим результатам является важнейшей битвой в русской истории. Трудно сказать, что стало бы с Россией, если бы Ходкевич разбил ополчение Минина и Пожарского.

Оставалось взять Китай-город и Кремль. Пожарский написал письмо сидевшим в осаде полякам, предлагая сдаться, но они отказались. Пришлось продолжить осаду. К середине октября из трехтысячного гарнизона осталось не более полутора тысяч человек. 22 октября в русский лагерь был послан Будило, а Пожарский отправил заложником Василия Батурлина. Начались переговоры, поляки пытались выговорить уступки, но тут вмешался случай: казаки полка Трубецкого неожиданно пошли на приступ Китай-города и овладели им - случилось так называемое «китайское взятье». Теперь полякам оставалось лишь бороться за обещание сохранить им жизнь.

Сдача Кремля произошла не сразу, поляки взяли под стражу сидевших в Кремле бояр и за их головы выговорили жизнь. 27 октября (6 ноября по нов. стилю) 1612 г. состоялась сдача польского гарнизона.

После взятия Москвы. Пожарский и Минин приняли участие в работе Земского собора, выбиравшего царя. Первоначально называли восемь претендентов: в их числе были Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский. Сам Пожарский предлагал выбрать шведского принца Карла-Филиппа. 6 января 1613 г. Собор принял решение не избирать на престол иноземных королевичей. 21 февраля 1613 г. Земской собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. 11 июля состоялось царское венчание в Успенском соборе. Сразу после венчания царь пожаловал в бояре князя Ивана Черкасского (царского родственника) и князя Дмитрия Пожарского. На другой день царь пожаловал Кузьму Минина в думные дворяне (третий по значению чин в Думе).

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие - самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV-XVII вв. Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 - Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил - первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818). Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский - по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана - Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

Марина Катакова
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»

Цель : Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, пробуждать интерес и уважение к жизни предков. Дать понятие «смутных времён» . Познакомить с подвигом Минина и Пожарского . Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства» . Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Воспитывать патриотические чувства : любовь к родине, родному краю. Активизация словаря : памятник, грамота, «смутные времена» , «лихолетье» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Недавно мне посчастливилось побывать в столице нашей Родины. Скажите, как она называется? (ответы детей) В Москву я приехала, чтобы побывать на Красной площади. (Показ слайда) Скажите мне, пожалуйста , почему эта площадь называется «Красной» ? (ответы детей) . Да, правильно. В старину слово «красная» означало «красивая» . На Красной площади находится Кремль, где работает наше правительство, но мне сейчас хотелось бы обратить ваше внимание вот на этот памятник. (Показ слайда) . Он так же находится на этой площади. Почему, как вы думаете, на самой главной площади он находится? И, может кто-нибудь знает, кому поставил его наш народ? Обратите внимание на надпись на памятнике «Гражданину ». А благодарят этих людей за то, что они являются народными героями, защитниками земли русской.

2. Слушаем. Сегодня мы с вами откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового. На Русь нападало много врагов : и монголо-татары, и шведы, и немцы. Вот и поляки решили нашу родную землю захватить, разграбить, уничтожить наши храмы и поставить своего царя.

Родина наша в то время очень страдала и от хитрости и от коварства поляков, и от предательства некоторых русских. Да, ребята, бывает и так, что ни родная земля, ни вера предков для них не важны, а на первом месте власть и богатство.

Москва была занята поляками, по всей земле царили беспорядок, разруха и горе. Поляки решили захватить и уничтожить сердце России – Троице-Сергиеву Лавру. (Показ слайда) . Они понимали, что, уничтожив веру наших предков, народ не поднимется с колен никогда.

Это были «смутные времена» . (Показ слайда) . Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя.

В то же время русский народ был очень разъединён. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские. Властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями.

Русская земля была занята врагами-поляками В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников) . Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем» . Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества.

Окружив Лавру, целый год не пропускали поляки обозы с продуктами, но и войти в монастырь им так и не удалось. Стойко и мужественно боролись и монахи и простые люди. Сам преподобный Сергий Радонежский являлся в видениях и помогал измождённым людям.

В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин . (Показ слайда) . Он был человек благочестивый, верующий. И вот, во сне явился ему преподобный Сергий Радонежский и сказал : «Собирай казну, ратников и иди на Москву освобождать город от иноземцев» .

Русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вот в такое время монахи стали рассылать грамоты (то есть письма) во все концы земли Русской с призывом вставать на защиту своей Родины.

Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви и прочитали письмо монахов. (Показ слайда) . Вскочил на церковное крыльцо Кузьма Минин и сказал громким голосом : «Вера и отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Пришла пора помочь родимой Руси, спасём нашу милую Родину! Для избавления Москвы продадим свои дома и выкупим из беды Отечество наше. Не пожалеем своего имущества , отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»

Гибнет Москва от поляков,

а Москва есть основание России;

не забудьте, что если крепок

корень, то и дерево крепко;

не будет корня, на чём

оно будет держаться?

Нижегородцы в один голос воскликнули : «Умрём за Русь святую!» . Весть о призыве Минина быстро разнеслась во все концы Руси. Народ понёс всё, что было : кто жемчуга срезал со своих нарядов, кто украшения свои нёс, кто закладывал дома. Богатые люди приносили Минину свое имущество , каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. (Показ слайда) . Стало собираться ополчение к Нижнему Новгороду.

Кузьма Минин был рассудительным спокойным человеком и отвечал за сбор налогов, за снаряжение русской армии. (Показ слайда) По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.

Осенью в Нижнем Новгороде с помощью Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью - князя Дмитрия Михайловича Пожарского . (Показ слайда) . Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. Дмитрия Пожарского отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. По всей видимости, он с юности готовил себя к монашеству. (Показ слайда) . В ответ на просьбу нижегородцев Пожарский принимает командование ополчением. Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву . С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери» , которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. (Показ слайда) .

Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Все члены нижегородской армии хотели только спасения России. В самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Польский гарнизон в Кремле отказывался сдаваться. Началась осада, у поляков настал голод. Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той, ни с другой стороны и он предложил врагам выгодные условия капитуляции, но поляки надеялись на своего короля и сдаваться не хотели. Осада продолжалась два месяца. Изнурительным голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителей. (Показ слайда) .

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество

Встретились под Москвой русское и польское войско. И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили, а поляки сбежали.

С этого момента судьба России переменилась, и торжество поляков над бедными нашими предками закончилось. Москву освободили; поляки покинули нашу Родину побеждённые. Наш народ долго терпит, но за свою Веру, за Родину всё отдаст и даже жизнь.

С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Звенели праздничные колокола и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение. А народным героям, Минину и Пожарскому , на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской. Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Петрович Мартос. Благодаря ему мы видим, какими были они – герои минувших лет

Силой народной поляки были изгнаны из Москвы, а потом и со всей земли русской. Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей : стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Поэтому 4 ноября весь российский народ отмечает праздник День народного единства. Это значит, что весь народ, не зависимо от национальности и веры объединился и освободил землю от врага. В этот день все православные почитают икону «Казанской Божьей Матери» . Просят у Царицы Небесной защиту от врагов и помощи в житейских делах.

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа, к нему несут цветы в знак благодарности за их мужество и любовь к Родине. (Показ слайда) .

3. Беседуем :

Ребята, скажите мне, пожалуйста , о ком вы узнали сегодня?

От кого освободили Москву Минин и Пожарский (от поляков) .

Кто они такие : купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский (Ответы детей) .

Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов. Кого из них вы знаете? (Нашу страну хотели завоевать татаро - монголы, шведы, немцы) .

Что такое «смутные времена» ? (Это время, когда страна была разорена, не было царя, голод породил сотни банд грабителей).

Почему им поставлен памятник?

Ребята, на памятнике написано : «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия ». За что благодарит Россия Минина и Пожарского ? (За победу над врагами, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю).

Почему их помнит народ?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского ? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными) .

4. Обобщаем : Минин и Пожарский - защитники земли русской. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского , но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. А вы, ребята,помните : нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушных в жизни, не нужно! Злобу, обиду из детсада гони!

Дети, многое пережили наши предки, и во все времена народ защищал свою Родину. Минин и Пожарский - народные сыны Отечества

5. Играем : Просмотр мультфильма по теме.

6. Творим, рисуем, радуемся. Рисование памятника Минину и Пожарскому .

7. Прощалочка : До свидания, мои хорошие и помните, что в единстве - сила.

Минин (Сухорук) Кузьма Захарович (третья четверть XVI века-1616)

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642)

русские общественные деятели

Несмотря на то, что К. Минин и Д. Пожарский действовали вместе лишь несколько лет, их имена неразделимо связаны между собой. Они вышли на историческую авансцену в один из самых трагических периодов русской истории, когда вражеские нашествия, междоусобицы, эпидемии, неурожаи разорили русскую землю и превратили ее в легкую добычу для врагов. В течение двух лет Москва была занята иноземными завоевателями. В Западной Европе считали, что Россия никогда не обретет былого могущества. Однако возникшее в глубине страны народное движение спасло русскую государственность. «Смутное время» было преодолено, и подняли народ на борьбу «гражданин Минин и князь Пожарский» , как было написано на поставленном в их честь монументе.

Ни Минин, ни Пожарский не оставили после себя ни дневников, ни писем. Известны лишь их подписи под некоторыми документами. Первое упоминание о Минине относится лишь к тому времени, когда начался сбор средств на народное ополчение. Тем не менее историки установили, что он происходил из старинного торгового рода, представители которого издавна занимались солеварением. Они жили в Балахне - небольшом городке в окрестностях Нижнего Новгорода. Там на небольшой глубине под землей находились слои, в которых содержался природный солевой раствор. Его поднимали через колодцы, выпаривали, а получавшуюся соль продавали.

Промысел оказался настолько прибыльным, что предок Минина смог купить себе двор и торговое место в Нижнем Новгороде. Здесь он занялся не менее прибыльным делом - местной торговлей.

Любопытно, что одна из солевых скважин находилась в совместном владении предков Минина и Пожарского. Вот так две семьи оказались связанными на протяжении нескольких поколений.

Кузьма Минин продолжил дело своего отца. После раздела имущества с братьями он завел себе лавку и начал собственную торговлю. По-видимому, ему везло, поскольку уже через несколько лет он поставил себе хороший дом и развел вокруг него яблоневый сад. Вскоре после этого Минин женился на дочери своего соседа, Татьяне Семеновой. Никто не смог установить, сколько у них было детей. Достоверно известно лишь то, что наследником Минина был его старший сын, Нефед. Видимо, Минин пользовался репутацией добросовестного и порядочного человека, поскольку на протяжении многих лет являлся посадским старостой.

Дмитрий Пожарский был отпрыском древнего княжеского рода. Его предки были владельцами Стародубского удельного княжества, земли которого располагались на реках Клязьме и Лухе.

Однако уже в начале XVI века род Пожарских постепенно обеднел. Дед Дмитрия Федор Иванович Немой служил при дворе Ивана Грозного, но в годы опричнины попал в опалу и был выслан в только что завоеванный казанский край. Все его земли были конфискованы, и для прокормления семьи он получил во владение несколько крестьянских дворов в слободе Свияжской. Правда, вскоре опала была снята, и его вернули в Москву. Но конфискованные земли так и не возвратили.

Федору пришлось довольствоваться скромным чином дворянского головы. Чтобы укрепить свое пошатнувшееся положение, он прибег к испытанному способу: выгодно женил своего старшего сына. Михаил Пожарский стал мужем богатой княжны Марии Берсеневой-Беклемишевой. За ней дали хорошее приданое: обширные земли и крупную сумму деньгами.

Сразу после свадьбы молодые поселились в родовом селе Пожарских Мугрееве. Там в ноябре 1578 года и родился их первенец Дмитрий. Его дед по матери был широко образованным человеком. Известно, что Иван Берсенев был близким другом известного писателя и гуманиста М. Грека.

Мать Дмитрия, Мария Пожарская, была не только грамотной, но и достаточно образованной женщиной. Поскольку ее муж умер, когда Дмитрию еще не исполнилось девяти дет, она сама воспитывала сына. Вместе с ним Мария отправилась в Москву и после долгих хлопот добилась того, что Поместный приказ выдал Дмитрию грамоту, подтверждавшую его старшинство в роде. Она давала право на владение обширными родовыми землями. Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, мать женила его на двенадцатилетней девице Прасковье Варфоломеевне. Ее фамилия в документах не отражена и осталась неизвестной. Известно, что у Дмитрия Пожарского было несколько детей.

В 1593 году он поступил на государственную службу. Вначале выполнял обязанности стряпчего - одного из сопровождающих царя. Пожарский «состоял при платье» - должен был подавать или принимать различные предметы царского туалета, а в ночное время - охранять царскую спальню.

Сыновья знатных бояр носили этот чин недолго. Но Дмитрию не повезло. Ему было за двадцать, а он все еще оставался стряпчим. Только после коронации Бориса Годунова положение Пожарского при дворе изменилось. Он был назначен стольником и таким образом попал в круг лиц, составлявших верхушку московской знати.

Возможно, своим повышением он был обязан матери, которая на протяжении многих лет была «верховой боярыней», то есть воспитательницей царских детей. Она руководила обучением дочери Годунова Ксении.

Когда Дмитрий Пожарский был пожалован чином стольника, круг его обязанностей расширился. Стольников назначали помощниками воевод, посылали с дипломатическими поручениями в разные государства, отправляли в полки вручать награды от имени царя или передавать важнейшие приказы. Они были обязаны присутствовать и на приемах иностранных послов, где держали в руках блюда с кушаньями и предлагали их знатнейшим гостям.

Мы не знаем, как служил Пожарский. Известно лишь, что у него, видимо, были определенные военные способности. Когда в Литве появился Самозванец, князь получил приказ отправиться на литовскую границу.

Удача вначале не благоприятствовала русской армии. В боях на литовской границе и в дальнейших сражениях Пожарский постепенно становился закаленным воином, но его военная карьера оборвалась, потому что он получил ранение и был принужден отправиться в свое имение Мугреево на излечение.

Пока Пожарский восстанавливал силы, войска интервентов вступили на русскую землю, разгромили русские отряды и заняли Москву. Этому способствовала и неожиданная смерть Бориса Годунова, на смену которому пришел коронованный боярами царь Василий Шуйский. Но его венчание на царство не смогло ничего изменить. Войска Самозванца вошли в Кремль, и на русский престол взошел Лжедмитрий I.

В отличие от московских бояр, русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Вдохновителем сопротивления выступила и церковь в лице престарелого патриарха Гермогена. Именно он призвал народ к борьбе, и было создано первое земское ополчение. Однако его попытки освободить Москву от интервентов не увенчались успехом.

Осенью 1611 года посадский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал к созыву нового ополчения. Минин рассказал, что на протяжении нескольких дней ему являлся во сне Сергий Радонежский, призывавший его выступить с призывом к согражданам.

В сентябре 1611 года Минин был выбран в земские старосты. Собрав в земской избе всех посадских старост, он обратился к ним с призывом начать сбор средств: со всех хозяев города собирали «пятую деньгу» - одну пятую часть состояния.

Постепенно на призыв Минина откликнулись жители окружавших Нижний Новгород земель. Военной стороной движения стал руководить князь Дмитрий Пожарский, получивший чин воеводы. Ко времени начала похода в феврале 1612 года к ополчению присоединились многие русские города и земли: Арзамас, Вязьма, Дорогобуж, Казань, Коломна. В состав ополчения вливались ратные люди и обозы с вооружением из многих областей страны.

В середине февраля 1612 года ополченцы направились в Ярославль. Там были сформированы руководящие органы движения - «Совет всея земли» и временные приказы.

Из Ярославля земское войско двинулось к Троице-Сергиевой лавре, где было получено благословение патриарха, а затем направилось к Москве. В это время Пожарский узнал, что к столице движется польское войско гетмана Ходкевича. Поэтому он призвал ополченцев не терять времени и как можно скорее добраться до столицы.

Им удалось опередить поляков всего на несколько дней. Но этого оказалось достаточно, чтобы не допустить их соединения с отрядом, засевшим в Кремле. После сражения около Донского монастыря Ходкевич решил, что силы ополченцев тают, и бросился их преследовать. Он не подозревал, что попал в придуманную Мининым ловушку.

На другой стороне Москвы-реки поляков ожидали готовые к бою отряды донских казаков. Они сразу же ринулись в бой и опрокинули боевые порядки поляков. За это время Минин вместе с дворянской дружиной переправился вслед за поляками через реку и ударил им в тыл. Среди поляков началась паника. Ходкевич предпочел бросить артиллерию, провиант, обозы и начал спешно отступать из русской столицы.

Как только сидевший в Кремле польский гарнизон узнал о случившемся, он капитулировал, не вступая в сражение. Русское войско с развернутыми знаменами проследовало по Арбату и в окружении толпы вышло на Красную площадь. Через Спасские ворота войска вошли в Кремль. Москва и вся русская земля праздновала победу.

Почти сразу же в Москве начал работать Земский собор. В начале 1613 года на его заседании царем был избран первый представитель новой династии - Михаил Романов. На Соборном уложении среди многих подписей есть и автограф Пожарского. После коронации царь пожаловал ему чин боярина, а Минину - чин думного дворянина.

Но война для Пожарского на этом не закончилась. После кратковременной передышки он был назначен командующим русским войском, выступившим против польского гетмана Лисовского. Минин же был назначен воеводой в Казань. Правда, прослужил он недолго. В 1616 году Минин умер от неизвестной болезни.

Пожарский же продолжал воевать с поляками, руководил обороной Калуги, затем его дружина совершила поход к Можайску, чтобы выручить осажденную там русскую армию. После полного разгрома польской интервенции Пожарский присутствовал при заключении Деулинского перемирия, а затем был назначен воеводой в Нижний Новгород. Там он прослужил до начала 1632 года, до того времени, когда вместе с боярином М. Шейным был послан на освобождение Смоленска от поляков.

Князь Дмитрий мог торжествовать: его заслуги перед отечеством наконец получили официальное признание. Но, как часто бывает, это случилось слишком поздно. В 53 года Пожарский был уже больным человеком, его одолевали приступы «черной немочи». Поэтому он отклонил предложение царя вновь возглавить русское войско. Его преемником стал один из сподвижников Пожарского молодой воевода Артемий Измайлов. А Пожарский остался служить в Москве. Царь поручил ему сперва Ямской, а затем Разбойный приказ. В обязанность князя входило совершение суда и расправы за наиболее серьезные преступления: убийства, грабежи, насилия. Затем Пожарский стал начальником московского Судного приказа.

В Москве у него был соответствующий его должности роскошный двор. Чтобы оставить о себе память, Пожарский выстроил несколько церквей. Так, в Китай-городе на его деньги был построен Казанский собор.

В 57 лет Пожарский овдовел, и сам патриарх отпевал княгиню в церкви на Лубянке. По окончании траура Дмитрий женился вторично на боярыне Феодоре Андреевне Голицыной, породнившись таким образом с одним из знатнейших русских родов. Правда, детей во втором браке у Пожарского не было. Но от первого брака осталось три сына и две дочери. Известно, что старшая дочь Ксения незадолго до смерти отца вышла замуж за князя В. Куракина, предка петровского сподвижника.

Предвосхищая свою смерть, по обычаю Пожарский принял постриг в Спасо-Евфимьевском монастыре, находившемся в Суздале. Там его вскоре и похоронили.

Но память о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского надолго сохранилась в людских сердцах. В начале XIX века на Красной площади им был поставлен памятник, созданный известным скульптором И. Мартосом на народные пожертвования.