Написание падежных окончаний существительных. Урок Пятый. Правописание окончаний существительных - superstarka. Падежные окончания существительных единственного числа

Основное частицы «не» с деепричастиями заключается в том, что частицу следует писать отдельно. Это легко запоминается аналогией с глаголами: раз «не» с глаголами раздельно, то и «не» с деепричастиями, которые образованы от этих глаголов, тоже пишется раздельно. К примеру: не слушая, не создавая, не умея. На уроке он занимался своими делами, не слушая учителя.

Исключения

«Не» с деепричастием пишется слитно только в одном случае: если без «не» слово вовсе не употребляется. К примеру: ненавидя, невзлюбив, негодуя. Невзлюбив невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну. «Не» в данном случае нельзя убрать, это часть слова.

Еще одна небольшая сложность состоит в том, что частицу «не» легко перепутать с приставкой «недо». Приставка является частью слова и пишется слитно: недоделав, недооценивая, недосыпая. Он ушел с работы, недоделав отчет. В данном случае корнем слова будет «дел», а «недо» - приставка, неотделимая от корня.

Сложности и трудные случаи

Главная сложность написания «не» с деепричастиями заключается в употреблении омонимичных форм. То есть, одинаковые по звучанию слова в русском языке могут иметь разное лексическое значение, и, соответственно, разное написание.

К примеру, слова «недоедая» и «не доедая» имеют разный смысл и поэтому пишутся по-разному. Мама уходит на работу, не доедая завтрак. Здесь слово использовано в значении «не съедает целиком». В этом случае «не» пишется раздельно. Во время войны люди жили, недоедая месяцами. Здесь смысл иной – «не наедались до конца». Такой вариант пишется слитно.

Также часто делаются ошибки из-за неотличимых на слух друг от друга деепричастий и производных предлогов. К примеру: «не смотря на» и «несмотря на». Не смотря на небо, он двинулся в путь. В этом случае использовано деепричастие, которое пишется раздельно с «не». Несмотря на температуру, она пошла в школу. Здесь «несмотря на» - , а он пишется слитно.

Чтобы легко отличить деепричастие от предлога, нужно задать вопрос к интересующему слову. Так к деепричастию подойдет вопрос: «Что делая?» или «Что сделав?» Он двинулся в путь, что делая? Не смотря на небо. Ко второму предложению вопросы деепричастий не подходят.

Также деепричастие бывает легко определить, потому что его можно заменить глаголом без искажения смысла в предложении. Он двинулся в путь и не смотрел на небо. Второй таким же образом трансформировать нельзя.

Правила написания тех или иных слов русского языка время от времени вызывает сомнения даже у взрослых людей, хорошо или плохо, но учившихся в средней школе. К сожалению, полученные знания могут забываться со временем, что чревато вопросами при составлении тех или иных текстов. Так когда писать «чтобы», а когда «что бы»?

Когда «чтобы» нужно писать слитно

В случае возникающих сомнений просто произнесите предложение, в котором фигурирует «чтобы». Если оно теряет смысл и не может быть написано без частицы «бы», то необходимо слитное написание.

Подобные предложения фигурируют в русском языке для выделения и выражения указания определенной цели или следствия чего-либо.

Например, предложение «любить, чтобы жить» теряет какие-то смысл и структуру без «бы» - «любить, что жить», поэтому написание «любить, что бы жить» не является верным. Другой : «чтобы узнать человека – надо понять его». Опять же уберите частицу, в результате чего вы получите «что узнать человека – надо его понять» и поймете, что неправильным будет раздельное написание.

Также нужно помнить, что ни в коем случае и никогда в русском языке не допускается написание «что-бы» через или тире!

Другие слитного написания: «каждая женщина хочет, чтобы ее и любили и уважали», «жизнь нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за бесцельно проведенные годы», «он всегда хотел, чтобы мы с ним были вместе», «никто не хочет, чтобы над ним смеялись» и «чтобы найти высокооплачиваемую работу, нужно хорошо учиться».

Раздельное написание «чтобы»

В том же случае, если произнесение предложения возможно без какой-то потери смысла без «бы», то правильным является написание «что бы».

Примеры: «что бы со мной ни случилось, верный друг всегда придет ко мне на помощь», «я вам ни за что не поверю, что бы вы мне ни рассказывали», «вторая половина всегда поддержит тебя, что бы ты ни придумал», «что бы спросить в этом году у Деда Мороза?», «что бы мне надеть на эту вечеринку?»

Как хорошо видно из приведенных примеров, предложение, конечно, иногда становится немного «корявым», но его смысл остается прежним, а в некоторых случаях не меняется совершенно – «что мне спросить в этом году у Деда Мороза?» и «что мне надеть на эту вечеринку» прекрасно звучат и без «бы». Уменьшается в них только сомнение, подразумеваемое в речи говорящего данное предложение человека.

Для людей, которые не могут с первого раза ощутить нехватку «бы» и верный вариант, есть один простой совет. Лучше всего вслух произнести проблемное предложение с выдерживанием секундной паузы между «что» и «бы». Именно произношение поможет вам ощутить уместность и неуместность того или иного варианта.

У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Рассуждаем так:

Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Рассуждаем так:

Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Рассуждаем так:

Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание №2

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).