Одно из ранних произведений маяковского. Способы создания гиперболического эффекта в творчестве в. маяковского. (гиперболические образы на метафорическом уровне. (на примере поэмы «во весь голос»))

1. Новаторство в поэзии Маяковского.
2. Связь лирики поэта с живописью.
3. Вызов «общественному вкусу» и внутренние переживания лирического героя.

Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы — «жестяная рыба», «флейта водосточных труб», «умная морда трамвая», — но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности. Стихи созвучны размеренному, чеканному шагу:

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы -
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам».

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории — не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к «буржуям» скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:

Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта...
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»

Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении «Надоело» поэт восклицает: «Нет людей». Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации — культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Поэт сонеты поет Тиане,
а я весь из мяса,
человек весь, —
тело твое просто прошу,
как просят христиане
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».

Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. «Кровью сердца дорогу радую», — эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта — слово, «величием равное богу».

Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим — реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» — словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.

В. Маяковский принадлежит к удивительной плеяде величай­ших поэтов XX века, среди которых были и А. Блок, и С. Есенин.Именно Маяковского с его смелыми, решительными, призываю­щими к действию стихами называют «певцом революции», но он как поэт сформировался еще до октябрьских событий, и поэзия, созданная им до революции, не менее интересна и значительна, чем послереволюционная.

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году с его сближения с футуристами. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта - в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

И все же даже в ранних стихах Маяковского нет культа «само­ценного Слова», который декларировали футуристы и сам Мая­ковский: «Цель поэта - слова». Можно сказать, что эксперимен­ты раннего творчества поэта - это поиски новых выразительных средств для передачи авторских мыслей, чувств, изображения самой жизни.

Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!

Уже в ранних стихах проявляется талант молодого поэта: жиз­ненная наблюдательность, творческая власть над словом. В произ­ведениях, написанных в этот период, выражено острое чувство тре­воги, охватившей душу человека в капиталистическом городе (цикл «Я», «Из улицы в улицу», «Адище города»), звучит ощущение тра­гического одиночества, чуждое футуристам, воспевающим грохот и динамику городских улиц.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

В последующие годы в творчестве поэта нарастают не только трагические мотивы, но прежде всего чувство ненависти и гнева, протеста против существующей реальности, что наиболее ярко проявилось в поэме «Облако в штанах», которую Маяковский считал программным произведением своего предреволюционно­го творчества.

златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:

мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Поэма «Облако в штанах» явилась вершиной его романтичес­кой поэзии, в ней звучит и глубокая вера в человека, в его творчес­кие возможности.

солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!

О раннем Маяковском Горький сказал: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Боль­шой поэт…»

Важное место в творчестве Маяковского 1914-1917 гг. занима­ют произведения, выражающие его активный протест против им­периалистической войны, ее ужасов и бессмысленности. Несмотря на это, еще сильнее в стихотворениях поэта звучит надежда на при­ход нового «свободного человека».

В сатирических произведениях этого периода поэт беспощад­но обличает ненавистный ему мир «жирных», неправедных судей и продажных критиков («Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн судье»).

Таким образом, творческий путь Маяковского, приведший его к восторженному приятию революции 1917 года, был сложным и интересным. В истории поэзии творчество Маяковского стало по­воротным пунктом к новому направлению - социалистическому реализму.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В. Маяковский один из ведущих поэтов-футуристов.

Расходился с общественной идеологией и эстетикой футуризма. Пафос художественного новаторства, под знаком которого началась творческая деятельность Маяковского, был обусловлен идеей создания нового, революционного искусства, которое отвечало бы потребностям революционной действительности. Тождество понятий революционного дела и поэтического творчества возникло в сознании Маяковского очень рано - еще в 1905-1906 гг., когда он впервые в своей пропагандистской революционной деятельности познакомился с социалистической поэзией. Маяковский писал в автобиографии о впечатлении, которое на него произвели революционные стихи, привезенные из Москвы сестрой: «Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове».

С современной символистской поэзией Маяковский познакомился в одиночке Бутырской тюрьмы. Стихи поэтов-символистов привлекли внимание Маяковского новым звучанием, напевностью, оригинальностью образов, обостренной метафоризацией, но абстрактность, удаленность тематики от жизни, мистическое ощущение мира и отношение к человеку как к игрушке непостигаемых запредельных сил - все это было чуждо ему. Чужда была и эстетическая концепция символистов, в которой искусство не вступало в реальные отношения с действительностью. За месяцы, проведенные в тюрьме (Маяковский сказал, что это было для него «важнейшее время»), поэт решил, что призвание его - искусство. «Хочу делать социалистическое искусство» - так обозначал он в автобиографии свои настроения. Таким образом, уже в ранний период творчества в сознании Маяковского понятие нового искусства было связано с понятием искусства социалистического.

Стремление показать новые явления жизни так, как они не были представлены в искусстве прошлого, приняло в ранних произведениях Маяковского формалистический оттенок. Его стихи часто несли на себе печать подчеркнутого эксцентризма. Существенное в явлении оставалось за пределами его внимания, поэт искал в явлении необычное. Поэтому так осложнены поэтические образы ранних произведений Маяковского. Поэт экспериментирует и над словом, и над ритмическими формами. Для поэтического стиля Маяковского той поры характерны сложные рифмы, диссонансы. В его стихах господствует силлабо-тоническая канва, но в некоторых уже складываются формы новой тонической системы (четырех- и трехударного строя), которая будет определяющей в поэзии зрелого Маяковского.

Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников. «Самовитое» слово, разрывающее связи с реальностью, было Маяковскому чуждо. Как соавтор футуристических манифестов он утверждал, что «слово рождает идею», но, вступая в явное противоречие с этим тезисом, заявлял о необходимости исследования «взаимоотношений искусства и жизни», т.е. утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.

По-своему, оригинально осознается Маяковским и проблема художественного новаторства. В его сознании она связана с общей «переменой взгляда на взаимоотношения всех вещей», во имя чего и пересматривается вся культур прошлого. Отрицание Маяковским культурного наследия приобретало иной, чем у Бурлюка, Лившица, Каменского, смысл. В статье «Два Чехова» (1914) он высказывает убеждение, что художественная ценность слова - в степени соответствия предмету, действительности, «взаимоотношениям вещей».

Уже в ранних стихах поэта слово идейно насыщено, активно, выражает страстное лирическое чувство художника-протестанта, борца, неприятие им всего строя старого мира и устремленность к идеалам социально справедливого будущего. Отбор слова в поэзии Маяковского определяется темой, слово следует за явлением, а не явление - за словом. В отличие от формалистических словесных конструкций Хлебникова, неологизмы Маяковского открывают такие оттенки значений, которые помогают уловить новые явления жизни. Так, уже в 1910-е годы определялось общее направление художественных исканий Маяковского. Поэт стремился показать неприкрашенную правду жизни, назвать «грубые имена грубых вещей» окружающей действительности со всеми ее обнаженными противоречиями. В этой связи понятна борьба поэта с эстетством акмеистической поэзии, принявшей «гармонию» мира.

Первые публичные выступления Маяковского состоялись в Петербурге в ноябре 1912 г., в декабре того же года в Москве вышел сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы его стихотворения «Ночь» и «Утро». В течение 1912-1913 гг. Маяковский опубликовал около 30 стихотворений. Это были в основном произведения экспериментальные, отразившие поиски своего поэтического стиля.

Большинство русских поэтов-футуристов пришли в поэзию от живописи. В живописи испытал свои силы и Маяковский. В 1908 г. он учился в Строгановском художественнопромышленном училище, ав 1910 г. - в Школе живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с деятелями «новых» живописных течений. В первых стихах Маяковского, напечатанных в «Пощечине общественному вкусу», «Садке судей», «Дохлой луне» и в других футуристических изданиях, в системе поэтических образов, характерных урбанистических пейзажах ощутимы влияния элементов живописного кубизма:

Фокусник

тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни.

(«Из улицы в улицу»)

Вывески разинули испуг.

Выплевывали то «О», то «S».

(«В авто»)

В стихотворении «Ночь» ночной городской пейзаж изображается в смене цветовых эпитетов и метафор:

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Эти образы, основанные на зрительных представлениях, субъективных и заостренных, непосредственно восходят к приемам кубистической живописи того времени.

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения - зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема - социальная. Город для поэта - ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей - «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

Тема человека, его страданий в буржуазном мире - основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Тема искусства в творчестве Маяковского приобрела иную, чем в футуристической поэзии, трактовку. Слово в поэзии Маяковского выражало идею отрицания существующего миропорядка, не было абстрактным «источником идеи». «Это время, - писал Маяковский в автобиографии, - завершилось трагедией „Владимир Маяковский”».

Как и в стихотворениях «А все-таки», «Нате!», в стихах цикла «Я», в трагедии «Владимир Маяковский» обозначилось то противопоставление понятий человеческого и капиталистического, которое станет основным идейным и композиционным принципом построения многих произведений поэта до революции. В собственническом мире оказываются извращенными все человеческие понятия и чувства, все превращено в «вещь», которую можно продать и купить, но в трагедии «Владимир Маяковский» это противопоставление человеческого и собственнического ограничено ситуацией трагического противостояния одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема искусства, поэта и толпы уже сопрягается в трагедии с темой ответственности художника перед историей и человеком за все, что происходит на земле, с темой революции. Поэт - герой трагедии - заявляет о прямой связи своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем людей:

Я - поэт, я разницу стер

между лицами своих и чужих.

Мысль Маяковского о том, что искусство должно быть защитником обездоленных, а поэт - рупором их страданий, воплощена в сюжете трагедии, в ее поэтических образах (женщина со слезинкой, женщина со слезой, человек без головы и др.).

Поэт берет на себя всю тяжесть горестной человеческой ноши. Трагедия героя в том, что он не знает путей в будущее. Облик будущего в представлениях поэта еще не определен, хотя он чувствует, что над городом нависает призрак «криворотого мятежа».

По жанру «Владимир Маяковский» не пьеса, а монологическая лирико-философская поэма. В монологах героя поэт высказал свои мысли о человеке и мире, персонифицируя их в условных, фантастических образах (горе персонифицируется в образе слезинки, слезы, слезищи, уродующая сила капитала - в образе человека без ноги, без глаза). В фантастических образах Маяковского отразились социальные тенденции его творчества - неприятие окружающего мира, протест против «вещных» отношений, калечащих людей.

Трагедия «Владимир Маяковский» была поставлена в декабре 1913 г. в театре «Луна-парк» в Петербурге. Заглавную роль исполнял сам Маяковский. Демократические круги русской интеллигенции одобрительно отозвались о пьесе, ею заинтересовался А. Блок. Символистская же критика отнеслась к ней отрицательно, футуристы остались недовольны пьесой, отметив, что Маяковский отошел от декларированных футуризмом поэтических принципов «самовитого слова», подчинил его содержанию; короче говоря, недостаток пьесы они усматривали прежде всего в общественном звучании произведения. С этого момента литературные спутники Маяковского - футуристы все более критически относятся к усиливающейся социально-политической направленности его творчества.

В годы Первой мировой войны неприятие Маяковским буржуазного миропорядка, его социальных и нравственных установлений приобретает еще большую политическую определенность. В конце 1914 г. он пишет фельетоны, публицистические статьи о новых задачах искусства, резко отрицательно относится к шовинистическим, милитаристским мотивам буржуазной поэзии («Не бабочки, а Александр Македонский»), требует отражения в искусстве чувств и мыслей демократических масс, призывает «сказать о войне» правду. «Чтобы сказать о войне, - решил тогда поэт, - надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности» («Я сам»).

Непримиримо-отрицательное отношение Маяковского к войне как к народному бедствию выразилось в его стихах «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер». По-новому звучит теперь в стихах Маяковского и тема человека, поэта, искусства («Я и Наполеон», «Вам, которые в тылу!»). Предельным выражением общественного и нравственного уродства буржуазного мира предстает в сознании поэта война-бойня. Об изменениях, происходящих в социальных и эстетических взглядах поэта, свидетельствует гневный стихотворный памфлет «Вам!» (1915). Тема отношений поэта и буржуазно-мещанского общества разрабатывается в нем в формах резко заостренного социального обличения: Трагический пафос ранних стихов сменяется в памфлете неслыханной резкостью обличения. Вызов Маяковского буржуазному миру стал активным антивоенным, антибуржуазным протестом, призывом к демократической массе не отдавать жизнь в угоду тем, кто наживается на народном горе. Эти изменения в социальных и эстетических взглядах поэта были связаны с изменениями в общественной психологии самих демократических масс страны - с развитием революционного движения в тылу и на фронте.

      А вы могли бы?

      Я сразу смазал карту будня,
      плеснувши краску из стакана;
      я показал на блюдце студня
      косые скулы океана.
      На чешуе жестяной рыбы
      прочел я зовы новых губ.
      А вы
      ноктюрн сыграть
      могли бы
      на флейте водосточных труб?

      Послушайте!

      Послушайте!
      Ведь, если звезды зажигают -

      Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
      Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

      И, надрываясь
      в метелях полуденной пыли,
      врывается к Богу,
      боится, что опоздал,
      плачет,
      целует Ему жилистую руку,
      просит -
      чтоб обязательно была звезда! -
      клянется -
      не перенесет эту беззвездную муку!
      А после
      ходит тревожный,
      но спокойный наружно.
      Говорит кому-то:
      «Ведь теперь тебе ничего?
      Не страшно?
      Да?!»
      Послушайте!
      Ведь, если звезды
      зажигают -
      значит - это кому-нибудь нужно?
      Значит - это необходимо,
      чтобы каждый вечер
      над крышами
      загоралась хоть одна звезда?!

      Люблю
      (Отрывок)

      Пришла -
      взглянув,
      за рыком,
      за ростом,
      деловито
      разглядела просто мальчика.
      Взяла,
      отобрала сердце
      и просто
      пошла играть -
      как девочка мячиком.
      И каждая -
      чудо будто видится -
      где дама вкопалась,
      а где девица.
      Да этакий ринется!
      Должно, укротительница.
      Должно, из зверинца!»
      А я ликую.
      Нет его -
      ига! -
      От радости себя не помня,
      скакал,
      индейцем свадебным прыгал,
      так было весело,
      было легко мне.

      Стихи о разнице вкусов

      Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
      «Какая гигантская лошадь-ублюдок ».
      Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?! Ты
      просто-напросто - верблюд недоразвитый».
      И знал лишь бог седобородый,
      что это - животные разной породы.

      Прощанье

      В авто, последний франк разменяв. -
      В котором часу на Марсель? -
      Париж бежит, провожая меня,
      во всей невозможной красе.
      Подступай к глазам, разлуки жижа,
      сердце мне сантиментальностью расквась!
      Я хотел бы жить и умереть в Париже,
      если б не было такой земли - Москва.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте произведения В. В. Маяковского, написанные в первые годы революции, подготовьте одно из них или отрывок для чтения. На что обращает Ваше внимание поэт?
  2. Корней Чуковский считал, что основной нерв ранней поэзии Маяковского - боль и протест против буржуазной действительности. Где мы находим подтверждение этому?
  3. Ранние произведения Маяковского особенно богаты гиперболами, развернутыми метафорами, неологизмами. Приведите примеры использования этих художественных средств и подумайте, чего достигает поэт с их помощью. Зачем понадобились Маяковскому новые рифмы, ритмы?
  4. Как Вы понимаете слова самого Маяковского о творчестве поэта: «Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий...»?
  5. Какие стихотворения и пьесы Маяковского, известные Вам, направлены против бюрократизма, взяточничества, других зол современного общества?
  6. Почему Маяковский так много выступал с чтением своих стихотворений?
  7. В чем смысл стихотворений «Послушайте!», «Стихи о разнице вкусов» и «Прощанье»?

Обогощайте свою речь

  1. В чем проявилось новаторство Маяковского? Подготовьте развернутый ответ, используя рассказ о поэте и разделы «Как работал В. В. Маяковский», «В творческой лаборатории В. В. Маяковского», «Работа слова», «Словотворчество».
  2. Назовите неологизмы поэта из прочитанных Вами стихотворений. Включите два-три из них в предложения собственной конструкции.

Ранняя лирика Маяковского (стихи "Порт", "Ночь", "Нате!" и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения. Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор. Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют "трибуном". Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме "Во весь голос", считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя "горланом-главарем", "агитатором". Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно. В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна. Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму "Про это", он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский - тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям - любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного "я". Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении "Юбилейное", где он говорит о восприятии этого направления "в штыки". Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора. В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества - ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского. Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело. Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона. Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского - это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал. После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего - футуристами. Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

"Простыни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы - как будто лили
любовь и похоть медью труб".

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как "Порт", "Утро", "А вы могли бы?". Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия. Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает "адище города", где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: "выжженный квартал", "кривые лошади", "царство базаров". По дорогам идут "усталые трамваи", солнце на закате кажется автору ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении "Я". Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: "Надоело", "Послушайте!", "Дешевая распродажа" и др. В произведении "Себе любимому" автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

"А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?"

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству - на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений. Так, в поэме "Облако в штанах" любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме "Человек". В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Мотив

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа. Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении "Теплое слово кое-каким порокам" он "прославляет" власть денег, "издевается" над трудовым народом, "приветствует" шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, "громадиной" зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора "огрубляется", упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами. В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер. В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, - социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с "парохода современности". Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям. В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы "Человек". Однако главное, что сближает автора с классикой, - поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема "народ и поэт" занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой "Война и мир" на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как "Я и Наполеон", "Вам!" и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником. Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма. Против буржуазного мира были направлены стихи о "сытых Сытиных", "чирикавших перепелами" поэтах, ученых-прислужниках, о "лепрозории" - капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом "Вам!" и произведением "Нате!". Первое было написано спустя полтора года после второго. Стихотворение "Нате!" показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет "Вам!" отличается ярко выраженной политической окраской. Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.