Опрос как метод психологического исследования. Методы опроса. Анкетирование в диагностической деятельности

Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:
1) интервьюирование;
2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – направлены на выявление акцентуаций;
– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
2) по степени формализации:
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:
1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
2) необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
1) рассылка анкет по почте;
2) распространение анкет в СМИ;
3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Если в психологии появляются вопросы, на которых нет или недостаточно ответов, специалисты прибегают к целому ряду исследований для их получения.

Опрос самый распространенный прием психологического исследования, который заключается в выявлении мнений, взглядов, предпочтений и убеждений респондентов относительно исследуемых фактов, явлений, процессов или событий.

Этому методу отдают предпочтение ввиду его различных преимуществ.

  • Стандартизированные опросы предоставляют данные практически без ошибок.
  • Являются экономичным и эффективным способом получения большого количества информации от большой выборки людей.
  • Могут проводиться удаленно через интернет, мобильные устройства и охватывать большую область географии.
  • Дают количественные данные, которые могут быть полезны для поддержания и развития гипотез. Однако этот метод также имеет недостатки и слабые стороны, которые необходимо учитывать.
  • Опрос зависит от желания, честности и памяти респондента. Ответы не всегда могут быть точным отражением истинного мнения отвечающего.
  • Нечетко сформулированные вопросы могут подорвать хорошо спланированное исследование.

Инструментами опроса могут быть анкеты, интервью, а так же их комбинации в целях устранения возможных случайных или ложных ответов.

Интервью

Интервью подразумевают социальное взаимодействие. Это психологическая беседа с человеком, объектом исследования, когда хотят получить информацию о нем от него самого или с несколькими людьми для изучения фактов, мнений, ориентаций данного сообщества, что позволит выбрать сведения, повторяющиеся у всех, и те, которые есть у каждого отдельно. Во время беседы интервьюер может разъяснять вопросы, если они являются сложными для понимания ответчика; стимулировать заинтересованность и успокоить относительно конфиденциальности. В ходе беседы очень важно установить контакт с человеком и наблюдать за его поведением и реакциями.

Интервью могут забирать много времени, ресурсоемкие, довольно трудно контролировать качество процесса опроса (интервьюер может повлиять на ответы респондента, что исказит результаты и сделает их недействительными). Следует также отметить, что интервью может быть не лучшим способом для исследования деликатных тем (например, сексуальные отношения.) так как человек более комфортно может чувствовать себя при заполнении анкеты в частном порядке.

Анкеты

Анкета — это форма с вопросами. Вопросы анкеты конкретные, строгие и одно проблемные, чаще всего закрытые, обеспеченные набором всех ответов. Опрашиваемый самостоятельно заполняет специально подготовленный вопросник, поэтому присутствие анкетера необязательно. У респондента есть возможность заполнить анкету в любое удобное для него время, тщательно обдумывать вопросы, ссылаться на записи или проконсультироваться с другими. Однако есть вероятность того, что исследуемый может соврать из-за социальной желательности.

Большинство людей хотят представить свой образ наиболее положительно. В настоящее время все большую популярность приобретают анкетирования в интернет – среде. Отличительная их особенность — автоматизм. Однако есть и основные недостатки. Не все имеют доступ к интернету, что может затруднить осуществление опроса определённой (например, пожилых) группы лиц, а также отсутствует возможность прямого контакта.

Метод опроса состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Поэтому должен осуществляться шаг за шагом, следуя точности процедуры, только тогда результаты будут точными и истинными.

Ф-л в г. Минске

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»

Минск, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) .

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. .

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Сущность метода опроса

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Интервью.

Вопросы

Правила составления вопросов

· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

· Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

· Вопросы должны быть краткими.

· Вопросы должны быть конкретными.

· Вопросы не должны содержать подсказку.

· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

· Закрытые - открытые

o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

· Субъективные - проективные

o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента .

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных .

Виды анкетирования

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов)

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует)

o Публикация анкет в прессе

o Публикация анкет в интернете

o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные:

· BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

· SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах .

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация - Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба - оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли - оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» - оценка двигательных функций.

7. Тест «Линеограммы» - оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» - оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» - оценка устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» - оценка логического мышления.

14. Тест «Компасы» - оценка пространственного воображения.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод последовательной динамической оценки - МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Сущность метода интервью

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

· Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы опроса - устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос - прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

Опросы могут быть:

· Письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

· Очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.).

· Экспертные и массовые.

· Выборочные и сплошные.

· Первичные и повторные.

Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

Корреспондент - исследователь.

Респондент- опрашиваемый.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

I. Введение

II. Методы исследования в психологии

1. Наблюдение и его разновидности

2. Типы и виды опроса

3. Экспериментальный метод в психологии

4. Психологические тесты

5. Моделирование в психологии

III. Заключение

Введение

Любая наука – это прежде всего исследование. Она не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми и новыми фактами. Правильное и успешное её развитие возможно только в том случае, если она будет располагать, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают учёные, а с другой – достаточно обоснованными, точными и надёжными методами, позволяющими проверять эти идеи. Методы исследования – это приёмы и средства, с помощью которых познаётся изучаемое явление, предмет науки. Целой системой различных научных методов пользуется и психология. В чём же они заключаются?

На протяжении длительного периода, вплоть до начала ХХ века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека. Душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, мысли, желания, т.е. состояния субъекта. Определению содержания науки соответствовали и её методы. Согласно идеалистической концепции того времени единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод , получивший название ”интроспекции ”. Он заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Задача психологии виделась в том, чтобы путём внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений, причём изменение состояний сознания объяснялось действием особой духовной субстанции (первоосновы). Но внутреннее наблюдение порождало множество разноречивых мнений, т.к. наблюдатель о психических явлениях другого человека мог судить только на основе своих умозаключений, поскольку не мог видеть, слышать и чувствовать за другого. Этот метод был очень ограничен. Нужны были другие, объективные методы , исследующие поведение. Задачей психологии стала разработка таких методов исследования, которые опирались бы на приёмы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали методы эксперимента и методы наблюдения за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях. Помимо этих методов психологов интересовала степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости и т.п.). Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX - начале XX вв. стали применяться количественные методы и методы измерения. Одним из таких методов было описание закономерности, связывающей силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм, и их измерение. Для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Нонаряду с современными методами исследования в психологии до сих пор не утратили своего значения простые, традиционные методы сбора научной информации, такие как наблюдение, самонаблюдение и опрос . В отличие от методов естественных и точных наук, эти методы позволяют узнать многое их того, что практически недоступно приборам и невозможно описать с помощью математических формул.

1. Наблюдение и его разновидности

Методы наблюдения основаны на том, что данные о психических явлениях учёные получают или путём непосредственного наблюдения этих явлений или путём наблюдения внешних признаков, в которых эти явления проявляются. Невмешательство в ситуацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства и его недостатки. Достоинством является то, что объект наблюдения не знает, что за ним наблюдают, и в естественной ситуации ведёт себя естественно. Недостатками этого метода является, во-первых, невозможность контролировать ситуацию, во-вторых, установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Основной же недостаток этого метода заключается в очень низкой достоверности полученных результатов, поэтому требует тщательной проверки с помощью других методов исследования. Тем не менее, он является едва ли не самым распространённым в реальной исследовательской практике.

Существуют различные виды наблюдений: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включённое, стороннее.

Внешнее наблюдение – это прямое целенаправленное наблюдение за поведением объекта (одним человеком или группой лиц) с целью его последующего анализа и объяснения. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется в тех случаях, когда ставится задача изучить интересующее явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании (когда предметом наблюдения становятся собственные мысли, чувства, переживания). Свободное наблюдение ведётся без заранее установленной программы и строгой фиксации на объекте наблюдения, может менять его в ходе самого наблюдения. Стандартизированное наблюдение, напротив, проводится по заранее продуманной программе, в которой отражено, за чем ведётся наблюдение, и строго следует ей. Включённым называется такое наблюдение, при котором исследователь может выступать в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого оно ведётся (например, психолог вместе с детьми может играть в какую-либо игру и одновременно с этим вести наблюдение за их поведением). Сторонним является наблюдение, которое может быть организованно таким образом, что наблюдатель не вовлечён в тот процесс, который он изучает, т.е. наблюдение без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой лиц.

2. Типы и виды опроса

Метод опроса – это метод психологического исследования, при использовании которого человек отвечает на задаваемые ему вопросы. Опрос бывает устным и письменным, свободным и стандартизированным, открытым и закрытым.

Устный опрос применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Такой опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Однако ему свойственна и ограниченность. Этот метод требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведение исследования, зависит от личности того, кто ведёт опрос, от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы.

Письменный опрос даёт возможность получить информацию о больших группах людей. Наиболее распространённая его форма – анкета . Недостатком этого метода является невозможность соотнесения ответов испытуемых с их реальной действительностью.Данные письменного опроса во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. Свободный опрос – такой вид опроса, при котором число задаваемых вопросов и возможность ответов на них заранее не ограничено. Преимущество такого опроса в получении более глубокой информации, т.к. свободный опрос позволяет изменять тактику исследования, содержание вопросов в зависимости от ответов. Стандартизированный опрос, наоборот, определяет заранее и задаваемые вопросы, и предполагаемые ответы. Недостаток такого вида опроса - его ограничение и узость рамок, достоинство – экономичность во времени. Открытым называется опрос, при котором испытуемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы. Преимуществом такого опроса является возможность получить более полные данные от испытуемых, недостаток – в трудности обработки из-за разнообразия ответов. Закрытым называется такой опрос, при котором испытуемый должен выбрать один из предложенных ответов. Такой опрос лёгок для обработки, но полученные с их помощью данные не выходят за пределы заранее сформулированных ответов.

3. Экспериментальный метод в психологии

Экспериментальные методы исследования – это методы сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное эксперимента проявление изучаемых психических явлений. Основное достоинство эксперимента в том, что он позволяет надёжнее делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими, активно воздействовать на изучаемое явление, варьировать и изменять условия, неоднократно воспроизводить результаты и устанавливать закономерности, научно объяснять происхождение явления и развитие. Эксперимент бывает лабораторным, естественным и полевым.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов. Недостатком этого метода является невозможность организовать исследование так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования. Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах. Естественный эксперимент проводится в обычных для испытуемого условиях, где наблюдатель не вмешивается в ход событий, а фиксирует их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Полевой эксперимент – это такой эксперимент, который предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к реальной жизни.

4. Психологические тесты

Психологическими тестами называются специализированные методы психодиагностического исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Тесты – это всегда тщательно продуманные и стандартизированные испытания, они имеют необходимые нормативы, являются научно обоснованными. С помощью тестов можно получить характеристики, отличающие одного человека от другого. Тесты бывают трёх видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических особенностях человека. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основе того, что и как он делает. Достоинство этих тестов в том, что они применимы к людям разного возраста, профессии, уровня образования. А недостаток – сознательное влияние испытуемого на результаты, искажение или приукрашивание их в случае, если он не хочет признавать у себя те или иные отрицательные качества и мотивы поведения. Поэтому для получения более объективной информации используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, согласно которому скрытые личностные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты требуют высокой подготовки как психолога, так и самого испытуемого.

5. Моделирование в психологии

Если исследование интересующего психического явления обычными методами затруднено, используется метод моделирования - создание искусственной модели изучаемого явления. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, напоминающего то, что подлежит изучению. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике, используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной техники. Математическое моделирование представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве модели понятий из области информатики и кибернетики (например, использование в психологии идей математического программирования и описание поведения человека по аналогии с действием компьютера). Метод моделирования значительно расширяет возможности изучения психической деятельности человека, позволяет выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные результаты количественными характеристиками.

Кроме перечисленных методов сбора информации, в психологии используются методы математической статистики и обработки полученных количественных данных, а также методы качественного анализа. Они позволяют значительно повысить достоверность получаемых результатов.

Заключение

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Список литературы

1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.

пособие/ И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников;

Под ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

2. Введение в психологию/Под общ. ред. проф.

А.В. Петровского. – М.: Издат. Центр «Академия», 1996.

3. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.

институтов/Под ред. В.В. Богословского. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

4. Общая психология/Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998

5. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая:

Экспериментальная психология: Учебник – 2-е изд., доп.

и перераб. – М.: Московский психолого-социальный

институт: Флинта, 2004.

6. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей

психологии. Учеб. пособие/Под ред. К.М. Романова. – 2-е

изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: Издательство НПО

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Метод опрос а

К числу наиболее распространенных средств познания явлений общественной психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди представителей общественных наук -- социологов, этнографов, психологов и т. д. -- еще в прошлом веке. Тогда же при переписях населения и различных статистических обследованиях начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Все разнообразие методов опроса, применяемых в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:

1) интервью , проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;

2) анкеты , предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей-анкетеров.

Одним из первых использовал анкету в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых (1874). Также А. Бине во Франции и С. Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX -- началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию для исследования интеллекта детей, а С. Холл -- для изучения психологических особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических педагогических исследований начинает применяться и в России. Путем опросов можно получить информацию о фактах как первого, так и второго рода. Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Эти данные нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мыслях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. чаще всего осуществляется посредством опросов в тои или иной форме. При этом данные могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления. Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

опрос исследование интервью анкета вопрос

Случаи применения опросов

1. На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. При этом опрашиваются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по интересующим исследователя вопросам. Если в качестве основного метода сбора данных выбрана анкета, то интервью обычно применяется для предварительного испытания этого вопросника.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации -- для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных. При этом особое значение приобретают стандартизация методики опроса и определение достоверности полученной информации. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления основных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его окончания.

3. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования дополняются данными интервью. При этом повторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в выборочную совокупность.

Виды интервью

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Интервьюеру не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Интервьюер, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана. Многими достоинствами двух указанных видов личного опроса обладает полустандартизированное интервью, в котором используется так называемый «путеводитель» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Основные этапы работы исследователя по построению вопросника для стандартизированного интервью или анкеты:

1. определение характера информации, которую необходимо получить;

2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

3. составление первого плана вопросника;

4. предварительная проверка этого плана путем пробно интервьюирования;

5. исправление вопросника (если исправления существенны, необходима еще одна пробная проверка) и его окончательное редактирование.

1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, заработной плате и т. п.

2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Здесь имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц

З. Вопросы, выявляющие мнения о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения. Получение достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом.

4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Иногда одной из задач исследования является оценка интенсивности того или иного мнения опрашиваемых.

Правила формулирования вопросов

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Следует избегать малораспространенных иностранных узкоспециальных терминов и слов с двойным значением.

3. Нельзя задавать слишком длинных вопросов. Особенно это касается интервью, так как опрашиваемый может не запомнить всего вопроса и ответить только на его часть или же вообще отказаться от ответа.

4. Если опрос касается предмета, с которым опрашиваемый недостаточно знаком или о котором он не имеет необходимого запаса специальных терминов, иногда желательно сделать предисловие к соответствующим вопросам.

6. Следует либо подробно указывать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому необходимо иметь в виду, либо не указывать ни одного.

7. Необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлем в равной степени. Опрашиваемый не должен считать, что выбор того или иного варианта означал бы потерю его престижа.

8. Нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных, шаблонных ответов.

9. Следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опрашиваемых.

10. Вопрос не должен иметь внушающего характера.

Предварительная проверка вопросника

Такая проверка, или тестирование, осуществляется всегда посредством интервью. Этот этап работы является совершенно необходимым при использовании стандартизированного интервью или анкеты. Цель предварительной проверки вопросника состоит в том, чтобы проверить:

1. Ясность формулировок вопросов;

2. Обеспечат ли эти вопросы получение всех требуемых данных аспекты;

3. Последовательность вопросов с целью устранения нежелательных влияний;

4. Не упущены ли какие-либо важные аспекты изучаемой проблемы;

5. Составлен ли данный вопросник так, чтобы добиться высокого уровня сотрудничества со стороны опрашиваемых.

Предварительные интервью проводятся среди лиц всех тех категорий, которые будут охвачены впоследствии массовым опросом. Нет никаких твердых правил относительно того, сколько человек необходимо проинтервьюировать в процессе предварительной проверки вопросника. Если предыдущие этапы работы хорошо выполнены, то достаточно незначительного числа интервью. Их количество может колебаться от 15 до 100. Желательно, чтобы эти интервью проводились более чем одним человеком. Важно также непосредственное участие исследователя на данной стадии работы в качестве интервьюера. По окончании интервью у каждого из них спрашивается, что данный вопрос означает, какие трудности они испытывали при ответах, как они сами задали бы тот или иной вопрос и т. д.

Специфика заочного опроса (анкетирования). К заочному опросу наиболее целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо:

а) выяснить отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

б) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории.

Существует несколько способов проведения заочного опроса:

2) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах;

3) вручение анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Раскрытие закономерностей психики и поведения человека на основании методов опроса, интервью и беседы. Они применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Требования к методам исследования в социальной психологии. Характеристика метода опроса и его применения в социально-психологическом исследовании. Основные этапы исследования: подготовка, сбор информации, ее подготовка и анализ, подведение итогов.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Виды и способы организации опроса - важного средства закрепления, углубления знаний, а также развития мышления и речи. Психологическая ситуация опроса на уроке и ее влияние на учащихся. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе опроса.

    реферат , добавлен 04.07.2012

    Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Методика проведения социометрического опроса как разновидности опроса для определения взаимоотношений между членами коллектива, положения в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. Социометрическая матрица (социограмма).

    практическая работа , добавлен 01.05.2009

    Деятельность психолога полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения, его основные формы и методы. Качественные характеристики допризывной молодежи и пополнения, прибывающего в войска. Метод экспертного опроса.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Классификация используемых в настоящее время методов психологических исследований. Промежуточные и вспомогательные методики в психологической науке. Методы наблюдения и опроса. Физиологические методы и тесты. Экспериментальные и математические методы.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Изучение стратегий в возрастной психологии: наблюдение, естественно-научный констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Основные методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование. Тестирование как метод психологической диагностики.