Основные эпизоды повести станционный смотритель. План-конспект урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

В произведении «Станционный смотритель» основным сюжетом являются взаимоотношения отца Самсона Вырина и его юной дочери Дуни. Рассмотрена судьба бедного человека Самсона Вырина, подвергающего вечным унижениям со стороны проезжающих людей. Служащий Самсон привык к такому образу жизни и не представляет ее иначе.

Единственной отрадой для бедного служащего является его юная красавица дочь. При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы. Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем.

Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников. Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье.

Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой. Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

План сочинения

  • Главная сюжетная линия произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
  • Образ Дуни, дочери Вырина.
  • Семейный конфликт отца Самсона и дочери Дуни.
  • Трагический финал произведения. Почему оно актуально и в наше время.
  • ПЛАН УРОКА 1. История создания повести «Станционный смотритель». смотритель». 2. Отношение автора к станционным смотрителямсмотрителям 3. Табель о рангахрангах 4. Тема урока, цельцель 5. Притча о блудном сынесыне 6. Тема/идея притчи (+)притчи 7. План связного рассказа о трёх посещениях посещениях 8. Первое посещениепосещение 9.Второе посещениепосещение 10. Третье посещениепосещение 11. Тема/идея повести (+)повести 12.Диаграмма Венна. Венна 13. Рефлексия.Рефлексия.


    Сообщение об истории создания повести «Станционный смотритель». Осенью 1830 года А.С.Пушкин находился в имении своего отца в Болдине. Осень всегда была самым любимым временем года у поэта и вызывала прилив творческих сил. За время пребывания в Болдине (три месяца) Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драм, около тридцати лирических стихотворений и «Повести Белкина», куда входят «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». В этот период в литературе появляется немало нравоописательных рассказов, героями которых оказываются люди «низшего сословия», так называемые «маленькие люди». Пушкин также делает героем своей повести станционного смотрителя. - Ребята, а с какой повестью «Повестей Белкина» мы познакомились совсем недавно? - Что говорит Пушкин о станционном смотрителе?


    А каково было отношение Пушкина к станционным смотрителям? Для автора повести «Станционный смотритель» важен внутренний мир человека, его духовно-нравственные качества: их считают «извергами человеческого рода», ругают все, кто хоть раз застрял на станции. А они не в чем не виноваты. Пушкин называет их сущими мучениками 14класса. В дождь и слякоть принуждены они бегать по дворам, в бурю, в мороз уходят они в сени, чтобы только отдохнуть от криков постояльцев. От природы люди эти мирные, услужливые, скромные. Из разговоров их можно почерпнуть много любопытного и поучительного.


    Табель о рангах Значение «Табеля о рангах» определялось теми правами, которые давали чины, звания и титулы на занятие должностей государственной службы, на вступление в привилегированное сословие, на близость ко двору, на почетное положение в обществе, на некоторую независимость от самоуправства местных властей.


    КлассГражданские чины Канцлер Действительный тайный советник Тайный советник Действительный статский советник Статский советник Коллежский советник Надворный советник Коллежский асессор Титулярный советник Коллежский секретарь Корабельный секретарь Губернский секретарь Провинциальный секретарь Сенатский регистратор Синодский регистратор Кабинетский регистратор Коллежский регистратор


    Ротмистр Минский занимал среди военных чинов 7-й класс, поэтому, соблюдая правила титулования, станционный смотритель обращается к нему «Ваше Высокоблагородие». Нижние чины обязаны были соблюдать при обращении к высшим соответствующий титул. Старшие могли обращаться к младшим по чину и по фамилии. Но ротмистр Минский иначе, чем снисходительно «ты, брат», к смотрителю не обращается. Слишком незначителен чин этого «маленького» человека.




    Цель: помочь учащимся определить тему и идею притчи и повести Пушкина, сравнить их и определить общие и различные черты через стратегию «Диаграмма Венна»; развивать умения и навыки анализа прозаического произведения, написания эссе через стратегии критического мышления; способствовать воспитанию сочувствия ближнему, уважения к родителям.


    Евангелие от Луки (15: 11–21) «…у некоторого человека было два сына… И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране… и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему… увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»
















    Вопросы после рассказа о первом посещении: -Какой вопрос недостаточно освещен? Что вы добавите? -Что говорит о том, что Дуне скучно в скромном отцовском жилище? Что можно сказать о хозяевах, судя по обстановке в доме? -Каковы же были впечатления от встречи, приятные или неприятные? -Есть ли описания природы в притче?










    Вопросы после рассказа о втором посещении: -Что вы можете добавить? -Что так повлияло на Самсона Вырина? -О чем говорит обстановка в доме? -Какую историю рассказал Самсон Вырин? -Как же смотритель относится к своей дочери? -Напоминает ли Самсон Вырин вам кого-нибудь из притчи? -Докажите, что смотритель готов простить свою дочь. -Для чего он хочет ее найти? -Почему именно спасти? От чего хочет спасти свою дочь Вырин? -Как характеризует рассказчика такое сочувствие к героям? -А в притче, ребята, мы чувствуем отношение автора к изображаемому, к героям?




    Вопросы после рассказа о третьем посещении: -Какой вопрос недостаточно освещен? -В какое время года посетил автор станцию? -Что символизируют осень, закат? -Застал ли автор смотрителя? -Почему он умер? -Похожа ли Дуня на ту, которую надо спасать? -Каково ваше отношение к Дуне? -Что ставит на первый план Пушкин: переживания и судьбу Вырина-отца или переживания и судьбу Дуни-дочери? -Сходна ли судьба Дуни с судьбой блудного сына из притчи? Ребята, кто считает, что повесть имеет счастливую развязку? Почему? Кто из вас не согласен? Почему?








    ДИАГРАММА ВЕННА Притча о блудном сыне «Станционный смотритель» А.С.Пушкина ОБЩЕЕ 1. На первом плане история 1.На первом плане судьба С.В. блудного сына. 2. Нет автора. 2. Автор – Пушкин. 2. Блудный сын вовремя покаялся, 2. Невозможность встречи, покаяния получил прощение. и прощения. 3. Нет автора. 3. Автор – Пушкин. 4. Возвращение бл.сына к отцу. Уход из дома детей. 4. Вырин сам отправляет Дуню из Идея всепрощения из дома и сам же отправляется родителями своих детей разыскать и вернуть её. Дуня не вернулась. Побывала только на могиле отца.











    План

    2 Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его доче­рью Дуней.

    3 Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина.

    4 История, рассказанная смотрителем:

    а) приезд гусара, его мнимая болезнь;
    б) исчезновение Дуни;
    в) поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие — его дочь живет на содержании у гусара;
    г) гусар выгоняет отца, тот ищет встречи с дочерью;
    д) дочь напугана появлением отца, гусар запретил ему искать новой встречи;
    е) отец, отказавшись от дальнейшей борьбы за дочь, уезжает обратно.

    5 В свой последний приезд путешественник узнает, что ста­рый смотритель умер.

    6 Рассказ мальчика, что на могилу приезжала молодая ба­рыня, в которой узнаваема Авдотья Самсоновна.

    Краткое содержание

    Повесть начинается с рассуждений рассказчика о судьбе стан­ционного смотрителя. «Кто не проклинал их, кто с ними не бра­нился? Что такое станционный смотритель? Сущий мученик че­тырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побо­ев». Все неприятности, накопленные во время скучной езды, путешественник стремится выместить на смотрителе. Входя в его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага, и горе — если не нашлось нужных лошадей. Рассказчик отмечает, что в течение двадцати лет поездил по России по всем направлениям и почтовым трактам, знал в лицо многих ямщиков и водил друж­бу со многими станционными смотрителями. Он уверяет, что это люди скромные, услужливые, не слишком сребролюбивые и склонные к общежитию. И очень жаль, что многие проезжаю­щие пренебрегают общением с ними.

    В мае 1816 года рассказчик проезжал по делам на переклад­ных по тракту, ныне уничтоженному. День был жаркий. В трех верстах от одной станции стало накрапывать, и через минуту путешественник вымок до нитки. По приезде на станцию у него было две заботы — переодеться и спросить себе чаю. Смотритель позвал дочь Дуню поставить самовар и сходить за сливками. Кра­сота четырнадцатилетней девочки поразила путешественника. Отец тем временем, расхваливая дочку, принялся переписывать подо­рожную. Приезжий стал рассматривать смиренную, но опрятную обитель смотрителя и его дочери, а особенно картинки на стенах. Они изображали библейскую историю блудного сына.

    Дуня воротилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею. Затем без вся­кой робости вступила с приезжим в разговор, ответив на интере­сующие его вопросы. Рассказчик вспоминает, что предложил смотрителю стакан пуншу, а Дуне — чашку чая, и вскоре все трое уже беседовали как старые знакомые.

    Лошади были давно готовы, а расставаться со смотрителем и его дочкой-красавицей рассказчику не хотелось. Наконец он все же отправился в путь, а Дуня проводила его до телеги. Рассказ­чик попросил разрешения у Дуни поцеловать ее и долго вспоми­нал этот поцелуй как один из самых приятных в своей жизни.

    Через несколько лет обстоятельства снова привели рассказчи­ка в те же самые места. Он вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался возможности снова увидеть ее. В то же время его беспокоило, что за это время все могло измениться: смотритель мог быть сменен, а дочь — быть уже замужем. Подъезжал путе­шественник к станции с печальным предчувствием.

    Войдя в комнату, он увидел совсем другую картину. Вроде бы обстановка прежняя, но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд очередного проезжающего его разбудил. Это был он, Самсон Вырин, но очень постаревший. Три или четыре года превратили бодрого мужчину в хилого старика. Все попытки вы­яснить судьбу Дуни ни к чему не привели, отец все отмалчивал­ся, а то и вовсе делал вид, что он не слышал вопроса. Лишь после стакана рома смотритель сделался разговорчивее и пове­дал о своем горе…

    Дуню, его дочь, умницу, все только хвалили. Барыни ее ода­ривали подарками, а многие проезжающие останавливались вро­де бы для того, чтобы пообедать, а на самом деле — чтобы на нее поглядеть. Бывало, самый сердитый барин при ней утихал и ми­лостиво разговаривал со смотрителем. На Дуне весь дом держал­ся. А уж сам отец ее как любил! Но чему быть, того не миновать. Три года тому назад, в зимний вечер подъехала тройка, и проез­жий в черкесской шапке и военной шинели вошел в комнату, тре­буя лошадей. Лошадей не оказалось, и, как обычно, путешествен­ник повысил голос. Дуня, привыкшая к подобным сценам, выбе­жала на шум. При ее появлении гнев проезжего прошел, он зака­зал себе ужин. Сняв шинель и шапку, усевшись за стол, путник явился молодым стройным гусаром с черными усиками. Тут подо­спели свободные лошади, и смотритель велел их запрягать в ки­битку проезжего, но отъезд был невозможен. Самсон Вырин на­шел молодого человека лежащим на лавке без памяти.

    Смотритель уступил гусару свою кровать, решив, если завтра ему не будет лучше, послать в город за лекарем.

    Наутро проезжему стало хуже. Приехал лекарь. Дуня от боль­ного не отходила. Гусар переговорил с лекарем по-немецки, пос­ле чего тот по-русски объявил, что больному нужно спокойствие и что его отъезд невозможен. После чего отобедал с гусаром и получил деньги за визит.

    Через день молодой человек совсем оправился и приготовился к отъезду. День был воскресный, Дуня собиралась к обедне. Гу­сар простился со смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение, и предложил подвезти Дуню до церкви. Она стояла в, недоумении, но отец сказал, что бояться нечего. Дуня села в кибитку, и лошади поскакали.

    Бедный смотритель не понимал, как он мог разрешить своей Дуне поехать с гусаром. Уже через полчаса его сердце начало ныть так, что он не утерпел и сам поехал к церкви. Служба за­кончилась, но Дуни не было. Дьячок ответил, что к обедне она не приходила. Отец надеялся, что дочь поехала на следующую станцию, где жила ее крестная. Но через пару дней вернулся ямщик, который вез гусара, и сообщил, что Дуня отправилась с приезжим далее.

    Теперь смотритель, сопоставив все обстоятельства, понял, что болезнь гусара была притворная. Старик от расстройства сразу слег, заболев горячкой. Лечил Самсона Вырина тот же самый ле­карь. Он признался, что молодой человек был совсем здоров. Правду говорил немец или лукавил — неизвестно, но убитого горем отца нисколько не утешил.

    Едва оправившись от болезни, смотритель решил отправиться пешком за своей дочерью. Из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский, и ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез гусара, говорил, что Дуня всю дорогу плакала. Вы­рин надеялся вернуть домой свою заблудшую овечку.

    Приехав в Петербург, смотритель остановился в Измайлов­ском полку у своего старого сослуживца. Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель тут же решил к нему отправиться.

    Рано утром пришел он в дом Минского, и попросил слугу доло­жить, что старый солдат просит с ним увидеться. Слуга ответил, что барин раньше одиннадцати часов не принимает. В назначен­ное время ротмистр вышел к нему сам в халате и спросил, что старику надо. Сердце Вырина закипело, и он со слезами на гла­зах просил вернуть его дочь, не губить понапрасну, гусар ведь вдоволь натешился ею. Минский в замешательстве ответил, что он действительно виноват, но Дуню не отдаст. Она любит его и будет с ним счастлива. К тому же Дуня успела отвыкнуть от прежней жизни. С этими словами ротмистр сунул старику что-то за рукав и выставил на улицу.

    На улице смотритель постоял неподвижно, потом опомнился и увидел за обшлагом своего рукава деньги. В негодовании швыр­нул их на мостовую, но затем пожалел об этом. Однако было позд­но — деньги подобрал молодой человек, стремительно поймав­ший извозчика и скрывшийся с глаз.

    Смотритель решил не отправляться домой, пока не увидит Дуню. Хотел снова встретиться с ротмистром, но лакей его вы­толкал за дверь. Все-таки он нашел квартиру, в которой жила его дочь, и попытался к ней попасть. На его звонок дверь открыла молодая служанка и спросила, зачем ему нужна Авдотья Самсо­новна. Смотритель, ничего не говоря, вошел в залу. В прекрасно убранной комнате он увидел свою дочь, одетую по последней моде. В кресле сидел гусар, а Дуня, сидя на спинке кресла, наматыва­ла его черные кудри на свои пальцы.

    Дуня спросила, кто пришел, и, не получив ответа, подняла голову вверх. Увидев отца, она с криком упала на ковер. Испуган­ный Минский кинулся ее поднимать, но, увидев смотрителя, подошел к нему, дрожа от гнева. Стиснув зубы, спросил, что это он за ним всюду крадется, не зарезать ли хочет. После этого вытолкал старика на лестницу.

    Приятель советовал Вырину жаловаться, но смотритель ре­шил отступиться. Он вернулся домой и через два дня снова при­нялся за свою должность.

    Вот уже третий год после описываемых событий Вырин живет один, без Дуни, не имея никаких известий от нее.

    Закончил смотритель свой печальный рассказ размышления­ми о том, что «много их, молоденьких дур, в Петербурге сегод­ня в шелках да в атласе ходит, а назавтра улицу метут».

    Рассказ Вырина очень тронул сердце собеседника. Расставшись с ним, путешественник долго не мог забыть этой печальной исто­рии и думал о бедной Дуне.

    Спустя некоторое время рассказчик снова оказался в тех же местах. Никто не знал, жив или нет старый смотритель, поэтому он решил посетить село, в котором находилась станция Самсона Вырина.

    Подъехав к почтовому домику, путешественник остановился. Из сеней вышла толстая баба и сказала, что смотритель уже с год как умер, спился. Хозяйский сын проводил путешественни­ка на кладбище и указал могилу Вырина.

  • план станционный смотритель
  • краткое содержание станционный смотритель
  • план рассказа станционный смотритель
  • пушкин станционный смотритель краткое содержание
  • Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". К материалам урока прилагается компьютерная презентация, разбитая на 3 части. Музыкальный файл в презентации отсутствует. (Можно скачать отдельно)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» (7 класс)

    Цели:

    образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;

    развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

    воспитательные: воспитание нравственных понятий; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

    1. Организационный момент.
    2. Слово учителя:

    В русской литературе существует выражение «маленький человек».

    Какое значение имеет это понятие?

    Каковы особенности изображения «маленького человека» в художественном произведении?

    Какие чувства вызывает у читателя этот образ?

    На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.

    Для этого обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека».

    С нее в русской литературе начинается тема «униженных и оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечет внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

    Описание 1 слайда:

    Итак, тема нашего урока «Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

    Описание 2 слайда:

    Перед вами портрет писателя - «А.С.Пушкин» работы художника Тропинина и обложка повести «Станционный смотритель».

    Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить. со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что Самсон Вырин и похоронен на местном кладбище.

    Описание 3 слайда:

    Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка и интерьер музея воссозданы по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

    Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Музей «Дом станционного смотрителя» находится в Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра.

    В музее литературных героев словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон Вырин, станционный смотритель, - главный герой повести и нашего урока.

    Давайте посмотрим, каким же предстают в повествовании образы станционных смотрителей.

    Выразительное чтение текста (с.96-97).

    Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

    Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

    Каким мы увидели его впервые? (С.99)

    Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).

    Записи в тетрадях:

    1 встреча 2 встреча

    свежий седина

    бодрый морщины

    мужчина небритое лицо

    Сгорбленная спина

    Хилый старик

    Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления?

    Запись понятия «антитеза».

    Чем были вызваны эти перемены?

    Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Жалость, сочувствие его горю.)

    Описание 4 слайда:

    Каким вы видите Самсона Вырина в эпизоде приезда Минского?

    (Робкий, слабый, забитый, беспомощный. униженный. бесправный; но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства.)

    Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).

    Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.

    Описание 5 слайда:

    А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.

    Какой эпизод изобразил художник?

    Сумел ли он передать чувства героя?

    Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?

    Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)

    Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?

    Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся записывают определение в тетрадь.

    Описание 6 слайда:

    Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный, обладающий высокими душевными и духовными качествами.

    Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под действием картинок о возвращении блудного сына смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?

    Описание 7 слайда:

    Возвращение блудного сына. Гравюра Г.Доре. (Поль Гюстав Доре. Французский гравер, иллюстратор, живописец. 06.01.1832 - 23.01.1883)

    Описание 8 слайда:

    «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса…»

    Как объяснить его слова? Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит ей трагедией. Но трагичной оказывается судьба самого героя. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

    Описание 9 слайда:

    Звучит музыка. На экране иллюстрации М.Добужинского и Д.Шмаринова «Дуня на могиле отца».

    Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убежденный в том. что Дуня не может быть счастлива с Минским. В этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире с очень «удобным» правилом: чин чина почитай.

    А теперь проверим, что вам удалось понять на сегодняшнем уроке, выполнив тест.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

    План

    Лирическое отступление автора о станционных смотрителях, его размышления об этом сословии. Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина. История, рассказанная смотрителем: приезд гусара, его мнимая болезнь; исчезновение Дуни; поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие - его дочь живет на содержании у гусара; гусар выгоняет отца, тот ищет встречи с дочерью; дочь напугана появлением отца, гусар запретил ему искать новой встречи; отец, отказавшись от дальнейшей борьбы за дочь, уезжает обратно. В свой последний приезд путешественник узнает, что старый смотритель умер. Рассказ мальчика, что на могилу приезжала молодая барыня, в которой узнаваема Авдотья Самсоновна.

    Повесть начинается с рассуждений рассказчика о судьбе станционного смотрителя. "Кто не проклинал их, кто с ними не бранился? Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побоев". Все неприятности, накопленные во время скучной езды, путешественник стремится выместить на смотрителе. Входя в его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага, и горе - если не нашлось нужных лошадей. Рассказчик отмечает, что в течение двадцати лет поездил по России по всем направлениям и почтовым трактам, знал в лицо многих ямщиков и водил дружбу со многими станционными смотрителями. Он уверяет, что это люди скромные, услужливые, не слишком сребролюбивые и склонные к общежитию. И очень жаль, что многие проезжающие пренебрегают общением с ними.

    В мае 1816 года рассказчик проезжал по делам на перекладных по тракту, ныне уничтоженному. День был жаркий. В трех верстах от одной станции стало накрапывать, и через минуту путешественник вымок до нитки. По приезде на станцию у него было две заботы - переодеться и спросить себе чаю. Смотритель позвал дочь Дуню поставить самовар и сходить за сливками. Красота четырнадцатилетней девочки поразила путешественника. Отец тем временем, расхваливая дочку, принялся переписывать подорожную. Приезжий стал рассматривать смиренную, но опрятную обитель смотрителя и его дочери, а особенно картинки на стенах. Они изображали библейскую историю блудного сына.

    Дуня воротилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею. Затем без всякой робости вступила с приезжим в разговор, ответив на интересующие его вопросы. Рассказчик вспоминает, что предложил смотрителю стакан пуншу, а Дуне - чашку чая, и вскоре все трое уже беседовали как старые знакомые.

    Лошади были давно готовы, а расставаться со смотрителем и его дочкой-красавицей рассказчику не хотелось. Наконец он все же отправился в путь, а проводила его до телеги. Рассказчик попросил разрешения у Дуни поцеловать ее и долго вспоминал этот поцелуй как один из самых приятных в своей жизни.

    Через несколько лет обстоятельства снова привели рассказчика в те же самые места. Он вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался возможности снова увидеть ее. В то же время его беспокоило, что за это время все могло измениться: смотритель мог быть сменен, а дочь - быть уже замужем. Подъезжал путешественник к станции с печальным предчувствием.

    Войдя в комнату, он увидел совсем другую картину. Вроде бы обстановка прежняя, но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд очередного проезжающего его разбудил. Это был он, Самсон Вырин, но очень постаревший. Три или четыре года превратили бодрого мужчину в хилого старика. Все попытки выяснить судьбу Дуни ни к чему не привели, отец все отмалчивался, а то и вовсе делал вид, что он не слышал вопроса. Лишь после стакана рома смотритель сделался разговорчивее и поведал о своем горе…

    Дуню, его дочь, умницу, все только хвалили. Барыни ее одаривали подарками, а многие проезжающие останавливались вроде бы для того, чтобы пообедать, а на самом деле - чтобы на нее поглядеть. Бывало, самый сердитый барин при ней утихал и милостиво разговаривал со смотрителем. На Дуне весь держался. А уж сам отец ее как любил! Но чему быть, того не миновать. Три года тому назад, в зимний вечер подъехала тройка, и проезжий в черкесской шапке и военной шинели вошел в комнату, требуя лошадей. Лошадей не оказалось, и, как обычно, путешественник повысил голос. Дуня, привыкшая к подобным сценам, выбежала на шум. При ее появлении гнев проезжего прошел, он заказал себе ужин. Сняв шинель и шапку, усевшись за стол, путник явился молодым стройным гусаром с черными усиками. Тут подоспели свободные лошади, и смотритель велел их запрягать в кибитку проезжего, но отъезд был невозможен. Самсон Вырин нашел молодого человека лежащим на лавке без памяти.

    Смотритель уступил гусару свою кровать, решив, если завтра ему не будет лучше, послать в город за лекарем.

    Наутро проезжему стало хуже. Приехал лекарь. Дуня от больного не отходила. Гусар переговорил с лекарем по-немецки, после чего тот по-русски объявил, что больному нужно спокойствие и что его отъезд невозможен. После чего отобедал с гусаром и получил деньги за визит.

    Через день молодой человек совсем оправился и приготовился к отъезду. День был воскресный, Дуня собиралась к обедне. Гусар простился со смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение, и предложил подвезти Дуню до церкви. Она стояла в, недоумении, но отец сказал, что бояться нечего. Дуня села в кибитку, и лошади поскакали.

    Бедный смотритель не понимал, как он мог разрешить своей Дуне поехать с гусаром. Уже через полчаса его сердце начало ныть так, что он не утерпел и сам поехал к церкви. Служба закончилась, но Дуни не было. Дьячок ответил, что к обедне она не приходила. Отец надеялся, что дочь поехала на следующую станцию, где жила ее крестная. Но через пару дней вернулся ямщик, который вез гусара, и сообщил, что Дуня отправилась с приезжим далее.

    Теперь смотритель, сопоставив все обстоятельства, понял, что болезнь гусара была притворная. Старик от расстройства сразу слег, заболев горячкой. Лечил Самсона Вырина тот же самый лекарь. Он признался, что молодой человек был совсем здоров. Правду говорил немец или лукавил - неизвестно, но убитого горем отца нисколько не утешил.

    Едва оправившись от болезни, смотритель решил отправиться пешком за своей дочерью. Из подорожной он знал, что гусар - ротмистр Минский, и ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез гусара, говорил, что Дуня всю дорогу плакала. Вырин надеялся вернуть домой свою заблудшую овечку.

    Приехав в Петербург, смотритель остановился в Измайловском полку у своего старого сослуживца. Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель тут же решил к нему отправиться.

    Рано утром пришел он в дом Минского, и попросил слугу доложить, что старый солдат просит с ним увидеться. Слуга ответил, что барин раньше одиннадцати часов не принимает. В назначенное время ротмистр вышел к нему сам в халате и спросил, что старику надо. Сердце Вырина закипело, и он со слезами на глазах просил вернуть его дочь, не губить понапрасну, гусар ведь вдоволь натешился ею. Минский в замешательстве ответил, что он действительно виноват, но Дуню не отдаст. Она любит его и будет с ним счастлива. К тому же Дуня успела отвыкнуть от прежней жизни. С этими словами ротмистр сунул старику что-то за рукав и выставил на улицу.

    На улице смотритель постоял неподвижно, потом опомнился и увидел за обшлагом своего рукава деньги. В негодовании швырнул их на мостовую, но затем пожалел об этом. Однако было поздно - деньги подобрал молодой человек, стремительно поймавший извозчика и скрывшийся с глаз.

    Смотритель решил не отправляться домой, пока не увидит Дуню. Хотел снова встретиться с ротмистром, но лакей его вытолкал за дверь. Все-таки он нашел квартиру, в которой жила его дочь, и попытался к ней попасть. На его звонок дверь открыла молодая служанка и спросила, зачем ему нужна Авдотья Самсоновна. Смотритель, ничего не говоря, вошел в залу. В прекрасно убранной комнате он увидел свою дочь, одетую по последней моде. В кресле сидел гусар, а Дуня, сидя на спинке кресла, наматывала его черные кудри на свои пальцы.

    Дуня спросила, кто пришел, и, не получив ответа, подняла голову вверх. Увидев отца, она с криком упала на ковер. Испуганный Минский кинулся ее поднимать, но, увидев смотрителя, подошел к нему, дрожа от гнева. Стиснув зубы, спросил, что это он за ним всюду крадется, не зарезать ли хочет. После этого вытолкал старика на лестницу.

    Приятель советовал Вырину жаловаться, но смотритель решил отступиться. Он вернулся домой и через два дня снова принялся за свою должность.

    Вот уже третий год после описываемых событий Вырин живет один, без Дуни, не имея никаких известий от нее.

    Закончил смотритель свой печальный рассказ размышлениями о том, что "много их, молоденьких дур, в Петербурге сегодня в шелках да в атласе ходит, а назавтра улицу метут".

    Рассказ Вырина очень тронул сердце собеседника. Расставшись с ним, путешественник долго не мог забыть этой печальной истории и думал о бедной Дуне.

    Спустя некоторое время рассказчик снова оказался в тех же местах. Никто не знал, жив или нет старый смотритель, поэтому он решил посетить село, в котором находилась станция Самсона Вырина.

    Подъехав к почтовому домику, путешественник остановился. Из сеней вышла толстая баба и сказала, что смотритель уже с год как умер, спился. Хозяйский сын проводил путешественника на кладбище и указал могилу Вырина.

    По дороге мальчик рассказал, что однажды к ним приезжала прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами. Когда ей сказали, что старый смотритель умер, барыня заплакала, затем велела детям сидеть смирно, а сама пошла на кладбище. Легла на могилу смотрителя и долго лежала. Потом призвала попа, дала ему денег и поехала, и мальчишке дала пятак серебром - славная барыня!

    Путешественник тоже дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о деньгах, истраченных им на дорогу.

    Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Краткое содержание повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», план (Первый вариант) уже в твоих закладках.
    Дополнительные сочинения по данной теме

      Основные действующие лица:Рассказчик - мелкий чиновник.Самсон Вырин - станционный смотритель.Дуня - его дочь.Минский - гусар.Лекарь-немец.Ванька - мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя. В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но в первую очередь - высоким чинам. Ему приходится выслушивать ругательства, угрозы и недовольство, даже когда нет его вины. На станцию заезжает мелкий чиновник, промокший под дождем, переодевается и просит чаю. Самовар ставит Дуня -
      Жанр произведения - рассказ в рассказе. Три главных героя - станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе путешественника. Завязка действия - лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация - встреча смотрителя в Петербурге с дочерью и ее похитителем. Развязка - возвращение смотрителя домой. Эпилог - приезд дочери
      Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого "мученика XIV класса". Никто еще не писал так о "маленьком человеке", униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость - дочь Дуня - недолго скрашивала его жизнь. Кого винить? Безжалостную судьбу, Минского, по-своему полюбившего девушку, ее саму, не
      В повести "Станционный смотритель" Пушкин рассказал историю бедного чиновника Самсона Вырина и его дочери Дуни. "Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была. Бывало, кто ни проедет, всякий ее похвалит, никто не осудит... Дом ею держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала", - рассказывал старик о своей дочери, которую он любил и лелеял. Но однажды проезжий гусар увез Дуню. Самсон Вырин нашел Минского в Петербурге и молил его отдать ему
      Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.
      Вышеупомянутые повести были... первым Его опытом. Они... большею частию Справедливы и слышаны им от разных особ. А. Пушкин. Повести Белкина "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" написаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель" и "Барышня-крестьянка". Предваряет этот цикл предисловие "От издателя", из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали "разные особы". На
      В 30-е годы XIX века на смену архаическому, ограниченному в своих возможностях классицизму и пылкому, но далекому от жизни романтизму приходит новое литературное направление, получившее вначале название "натуральная школа", а затем "реализм". Внимание к реальной жизни и реальному человеку - основная его задача. Среди тех, кто первыми обратились к изображению жизни "маленького человека", были Пушкин и Гоголь. Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин принадлежат к низшему классу. Они примерно одного возраста,