Основные темы лирики маяковского кратко. Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам »: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос » может характеризовать все творчество Маяковского.

Устремленность к будущему выразилась в самом начале пути: в 1912 году он вместе с поэтами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест «Пощечина общественному мнению». Футуристическое мироощущение осталось у него на всю жизнь: это и обоготворение будущего, его безмерная идеализация и представление о том, что оно намного ценнее настоящего и прошлого; это и «устремленность к крайнему, предельному», как характеризовал такое мироощущение Н. Бердяев; это радикальное отрицание современных жизненных устоев, которые мыслятся как буржуазные, эпатаж как важнейшая цель поэтического слова. Программные произведения этого периода творчества Маяковского — трагедия двадцатилетнего поэта «Владимир Маяковский », поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «А вы могли бы? » и поэма «Облако в штанах » (1915). Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «Флейта-позвоночник ». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: «Наш марш » (1917), «Левый марш » и «Приказ по армии искусств » (1918). Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «Люблю » (1922); «Про это » (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Во второй половине 20-х годов Маяковский все более ощущает себя официальным поэтом, полпредом не только российской поэзии, но и советского государства — и дома, и за рубежом. Своеобразным лирическим сюжетом его поэзии оказывается ситуация выезда за рубеж и столкновение с представителями чуждого, буржуазного, мира («Стихи о советском паспорте », 1929; цикл «Стихи об Америке », 1925). Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии «Клоп », 1928, и «Баня », 1929). В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «Владимир Ильич Ленин » (1924) и октябрьская поэма «Хорошо » (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.

Сочинение

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Человек,

Землю саму

Зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь...

Однако толпа глуха к этому крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество.

Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой - взял бы и все обвыл.

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей!

Великолепие,

Что в вечность украсит мои шаг,

И самое мое бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклоненных соберет мировое вече, -

Все это - хотите? -

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое

Человечье.

Он хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора «люди-оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин - «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («бабочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь - это сердце всего», - утверждает поэт.

Письма и стихи, посвященные Л. Ю. Брик, раскрывают всю глубину и силу чувств поэта, которому «кроме любви... нету солнца», который «душу цветущую любовью выжег».

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

Дореволюционное творчество поэта - это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода - мир большого города («Ночь», «Утро», «Адище города»); война и мир («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»); поэт и толпа («Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!»); любовь («Лиличка»), Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (К). Карабчиевский), другие видят в нём страдающего поэта (А. Михайлов), большинство отмечают тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник»). Лирический герой Маяковского - бунтарь, который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (<1914>) раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка...» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / “Боже!”, / Бросился на деревянную шею: / “Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!”» Поэта не задевают насмешки оркестрантов, он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте - / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение - диалог с «толпой», в котором Маяковский всё время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упрёки поэта. Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, - это вызов, брошенный миру грубых и недалёких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночй,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор, <1916>

Лирика Маяковского - это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» - единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее своё предназначение видит в служении «униженным и оскорблённым»:

И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А всё-таки, <1914>

Лирический герой поэзии Маяковского - защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне - «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»),

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Послушайте! <1914>

В вопросах - философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звёзды всего лишь «плевочки». Но есть люди, для которых они - «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звёзды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит - это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя - / тяжкая гиря ведь - / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь».

Время, в которое жил Маяковский, по его собственному определению, “трудновато для пера”. Революция, гражданская война, строительство нового государства — все это “было с бойцами, или страной”, или в сердце поэта. Про революцию он сказал “Моя революция. Пошел в Смольный. Работал все, что приходилось”. Своеобразным творческим отчетом об этом времени стали такие стихи, как “Левый марш”, поэмы “Владимир Ильич Ленин”, “Хорошо”, “Во весь голос” (вступление к ненаписанной поэме).

Лирический герой Маяковского — рома нтик, максималист, мечтатель, спорщик и задира. Он олицетворяет неравнодушие, активное участие в жизни. Герой многолик (многоэлементная лирическая система). Если в “Левом марше” это романтик, верящий в победу революции (“Коммуне не быть покоренной”; “Клячу истории загоним”), то в сатирических стихах-это человек, тревожащийся за завоеванное революцией (“опутали революцию обывательщины нити”), презирающий сов.мещан.

«Поэт обычно похож на свои стихи». Для того, чтобы понять и представить себе мироощущение В. Маяковского, необходимо проследить его творческий путь.

Ранний Маяковский – смелый поэтический новатор. В отличие от поэтов серебряного века, в его сознании нет кризисности и боязни нового. Более того, он именно в себе видит это новое, что проявляется как в содержании, так и в форме его стихов. В ранней поэзии Маяковского мы сталкиваемся с оригинальными зарисовками городского пейзажа («Ночь», «Утро», «Порт»). Маяковский поражает читателей стихотворными монологами, обращенными прямо к публике («Нате!», «Вам!», «Послушайте!»). Поэт использует в своей лирике качественно новые метафорические приемы: «Земля!/ Дай исцелую твою лысеющую голову», необычные сравнения: «Квакая, скачет по полю канава, зелёная сыщица», «верёвками грязных дорог». Маяковский называет луну «моя любовница рыжеволосая».

Лирический герой В. Маяковского высоко трагичен, что характерно для русской поэзии. Но сам Маяковский на данном этапе жизни не ощущает неизбежной трагичности своего существования. Скорее наоборот, он находится в состоянии эмоционального подъема. Он всецело погружен в уникальность своего предназначения, посланную ему свыше: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». В творчестве Маяковского прослеживается идея бонапартизма. Не случайно поэт создал стихотворение «Я и Наполеон», где он восклицает: «Мой крик в граните времени выбит и будет греметь и гремит». В поэме «Облако в штанах» Маяковский – тринадцатый апостол, а в стихотворении «Я» он сравнивает себя с самим Богом: «Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе на ржавом кресте колокольни!»

Ранний Маяковский чувствует свой ум, силу, талант, стремится, как свойственно любому человеку, оценить мир, найти своё место в нём. И в чем же он находит точку приложения своего потенциала? Любой ответит: «В поддержании и пропаганде революционного пролетариата». Маяковский на пике поэтической деятельности полностью отдает себя рабочему классу. Ломаные строки уже перестали быть чем-то оригинальным. Размер сильно не меняется, внешняя линия сюжета остается очень похожей, обращения к массам кочуют из стиха в стих: «Товарищи, помните: между нами орудует классовый враг», «Товарищи, поспорьте о красном спорте!», «Товарищ Борщина…», «Товарищ, хозяйка…».

Маяковский стал великолепным советским поэтом, руководство страны боготворило его (если данное выражение применимо к советской власти). И все. Неужели в этом и заключается высокое назначение поэта? Возможно этим вопросом, сам того не зная, задавался В. Маяковский. В глубине души он все-таки не считал, что «стихи и революция слились воедино». Поэт осознает, что мощный посыл раннего творчества не совсем оправдывается. Он понимает, что противоречит самому себе. Если в стихотворении «Я» он признавал мощь Бога, то в «Явлении Христа» Бог — буржуй, враг народа и советской власти: «Пока Христос отверзает уста на фоне пальмовых веток, — рабочий, крестьянин, плотнее стань на страже свободы советов».

Мотивы лирики В. В. Маяковского В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В “Манифесте” футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение “заумного языка”; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово); выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начале своего творческого пути.

Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

Просматривая стихи раннего Маяковского, легко убедиться, что изображение города занимает видное место в его творчестве. В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

Но в другом стихотворении, “Ночь”, перед нами предстает картина ночного города: яркая, красочная, праздничная от рекламных огней. Поэт описывает ночной город как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски (багровый, белый, зеленый, черный, желтый). Мы даже не сразу донимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении “Шумики, шумы, шумищи”, то загадочный и романтичный, как в стихотворении “А вы могли бы?”:

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ,

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают (“Скрипка и немножко нервно”, “Я”). В стихотворении “Дешевая распродажа” поэт говорит, что готов отдать все на свете за “единственное слово, ласковое, человечье”. Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении “Лиличка (вместо письма)” и поэме “Облако в штанах” мотив неразделенной любви является ведущим. (“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”, “Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”. Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство!

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как “Нате!”, “Вам!”, является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир...

Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая “на бабочку поэтичного сердца” взгромоздится в “калошах и без калош”. Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение. (Это стихотворение напоминает лермонтовское “Как часто, пестрою толпою окружен”:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в лицо железный стих,

Облитый горечью и злостью.)

В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы:

Пролетарка, пролетарий,

Заходите в планетарий.

Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении “Прозаседавшиеся” Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения (“а-б-в-г-д-е-ж-з-комы”), появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти. А в стихотворении “О дряни” маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: “головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!”

В “Стихах о советском паспорте” автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество:

Читайте, завидуйте!

Я - гражданин Советского Союза!

К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как “Товарищу Нетте, человеку и пароходу”, “Рассказ товарища Хренова...”. Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку:

Я знаю - город будет,

Я верю - саду цвесть,

Когда такие люди

В Стране Советской есть.

Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как “Поэт-рабочий”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”. Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна, что “поэзия - та же добыча радия”, и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия -это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”).

Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества (“Письмо товарищу Кострову...”), поэтому поэт уверен, что “мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо...”.