Первый частный космический аппарат вышел на орбиту. Частный космос: наши дни

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

Блестящие организаторские способности помогли

B. Н. Челомею создать надежный творческий коллектив, способный решать не только сложнейшие научные и технические задачи, но и преодолевать организационные сложности, вызванные внешними причинами.

Нельзя не сказать о Михаиле Кузьмиче Янгеле -основателе нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения.

История хранит тот факт, что в мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М. К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ

C. П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ. К тому же, Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

Еще один соратник С. П. Королева - Валентин Петрович Глушко. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», разработке

их модификаций, совершенствованию орбитальных станций.

Хочется уделить особое внимание Михаилу Федоровичу Решетнёву. Под его руководством или с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем. Количество выведенных с 1959 по 1996 годы на орбиту спутников - более 1000 единиц. Он внес существенный вклад в развитие российских систем спутниковой связи и спутниковой навигации. Оказал значительное влияние на создание сибирской научной школы, объединив вокруг себя талантливых учёных, инженеров, разработчиков ракетно-космической техники. То, что сумел совершить Михаил Федорович и его соратники на сибирской земле, надежно служит, и еще многие годы будет служить интересам нашего государства.

Космонавтика изменила человеческий взгляд на мир, придала мышлению глобальный масштаб. Наша космическая история, как и любая другая, заслуга тех людей, кто смог в корне изменить мир, дав толчок развитию новых направлений в науке и в технологиях. Говорить о подвижничестве ученых можно не только за их высокую самоотверженность и преданность своей высокой цели, но и за то, что эти люди оказались перед лицом новых требований к самим себе, и, изменив свой внутренний мир, смогли изменить мир в целом. «Самоотверженная деятельность, свойственная подвижнику» явилась духовной основой в освоении космоса, тем стержнем, опираясь на который, человечество смогло шагнуть далеко вперед и открыть для себя просторы безграничной вселенной.

1. Конструкторы ракетно-космических систем [Электронный ресурс]. URL: http://virtualcosmos.ru.

© Щеголькова Д. В., Сидоров А. В., Орешкина Е. И., 2013

М. С. Яковлева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ В РОССИИ

Сравниваются законы, регулирующие деятельность частных космических компаний в России и США, достоинства частных космических компаний и причины их отсутствия на российском рынке.

В конце мая 2012 года частный космический корабль Dragon американской компании SpaceX доставил на Международную космическую станцию полтонны еды и научных приборов. Это был первый в истории полет к МКС, осуществленный силами частного бизнеса, а не государственных агентств, вроде Роскосмоса или NASA .

В России, в отличие от Америки, большинство космических фирм - государственные. Даже те, которые в 1990-е годы стали акционерными обществами, сейчас снова превращаются в государственные, по-

скольку государство покупает их контрольные пакеты акций. В качестве примера можно привести российскую ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Хотя она не является государственным предприятием, но значительный пакет ее акций принадлежит государству, которое очень сильно влияет на политику компании и на распределение заказов . С одной стороны, государственное финансирование космической отрасли в России за последние пять лет выросло втрое, и его объемы продолжают расти, с другой стороны, российские частные компании на этом рынке

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

практически отсутствуют, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к увеличению участия частного сектора в исследовании космоса .

США сегодня - это единственная страна, которая занимается практически всеми видами космических исследований. Если сложить гражданский и военный бюджеты, которые выделяются в США на развитие космической отрасли, то эта сумма превысит совокупный размер финансирования космических исследований во всех остальных странах мира вместе взятых. Если говорить о развитии частного сектора, то в США действует принцип четкого распределения сфер ответственности: исследование Солнечной системы, включая планеты и астероиды, - это прерогатива государства, а частные компании занимаются разработкой околоземного пространства. К тому же, нельзя забывать о том, что главные подрядчики космического ведомства США - Boeing, Lockheed Martin, Orbital -являются частными компаниями. Именно они обеспечивают технологическое превосходство Соединенных Штатов .

В Разделе 49 - Транспорт, Подразделе IX - Коммерческий космический транспорт, Главе 701 - Коммерческая деятельность по космическим запускам Кодекса США сказано:

Соединенные Штаты должны поощрять предоставляемые частным сектором запуски, возвращения и сопутствующие услуги;

Участие правительств Штатов в поощрении вовлечения частного сектора в космическую деятельность и содействии этому вовлечению отвечает национальным интересам и приносит значительную выгоду обществу .

В России же, законодательство, регулирующее частные инициативы в космической сфере, практически отсутствует. Федеральный закон «О космической деятельности», который фактически носит рамочный характер, был принят еще в 1993 г. Частные компании просто не знают правил, по которым нужно играть на этом рынке, и бизнес боится вкладывать деньги в космическую отрасль. К тому же сейчас в этой сфере существует немало ограничений, касающихся, в частности, фотосъемки высокого разрешения в космосе и получения лицензии на ведение космических разработок .

Необходимость изменения действующего закона «О космической деятельности» обсуждалась 26 января 2012 г. на встрече Клуба друзей космического кластера фонда «Сколково». Ассоциация «Земля из космоса» предлагало отменить обязательное требование о наличии п. 2, статьи 4, раздела 1 (он отвечает за гостайну) в частных компаниях, а также запрет на спутниковую съемку территории России в высоком качестве. Последний пример - наиболее показательный. В декабре 2011 года Арбитражный суд встал на сторону Роскосмоса, не разрешив снимать территорию России в высоком разрешении. Между тем, на ресурсе «Яндекс.Карты» доступны высокодетальные спутниковые снимки очередь крупных городов России .

С точки зрения развития частного космоса, в современной России сложились уникальные условия для создания частных компаний для работы на кос-

мическом рынке. Главным образом это связано с богатым наследием и традициями в авиационных и ракетно-космических технологиях. Такие уникальные «начальные условия» обеспечивают новичкам доступ к уникальному пласту опыта и наработок, приводя к сокращению сроков и производственных циклов .

Основным достоинством частных компаний является их мобильность - они могут более оперативно откликаться на потребности времени. Небольшая частная компания может сосредоточить свои усилия на каком-то одном проекте и попытаться провести его до конца, гигантам же сосредоточиться сложнее, потому что они одновременно работают по многим областям, при этом частные компании могут «доводить до ума» уже существующие наработки государственных организаций, которые по каким-то причинам были отвергнуты другими фирмами. Немаловажно и то, что совокупные затраты на создание какого-то отдельного образца техники у частных компаний, имеющих обычно сравнительно небольшое количество сотрудников (до 200-500 человек), будут гораздо меньше, чем у крупных государственных концернов.

Тем не менее, развитие частной космонавтики происходит довольно медленными темпами, поскольку требует огромных затрат с продолжительным сроком окупаемости и большими рисками. Прибыли в этой сфере рассчитать довольно трудно. Однако не стоит забывать, что космическая отрасль - это всегда новые разработки, и внедрение этих новых разработок само по себе двигает и приносит прибыль .

1. Анищенко Н. В космос за три копейки // ЗАО «Группа Эксперт». URL: http://expert.ru/russian_ reporter/2012/27/v-kosmos--za-tri-kopejki/ (дата обращения: 02.04.2013).

2. Частная космонавтика: фантастические проекты и реальные результаты // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». URL: http://www. kapital-rus.ru/articles/article/174110/ (дата обращения: 02.04.2013).

3. Шипилова Е. «Россия готова вступить в космический век» // «Российская газета» - URL: http://www.rg.ru/2012/06/25/rbth-skolkovo.html (дата обращения: 03.04.2013).

4. Кодекс Соединенных Штатов Америки Раздел 49 - Транспорт // Аэрокосмическое общество Украины - URL: http://www.space.com.ua/gateway/pravo_new. nsf/998ee00187a6e34dc3256a920039c978/3f69fa56271af 7cdc225752b004379cc!0penDocument (дата обращения: 28.043.2013).

5. Куйбида А. Частный бизнес просит рассекретить космос // Деловая газета «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/513491 (дата обращения: 05.04.2013).

6. Космическая деятельность стран мира в 2012 году // Промышленный портал Complexdoc.ru. URL: http://skolkovo-city.complexdoc.ru/467135.html (дата обращения: 06.04.2013).

© Яковлева М. С., 2013


Сегодня мы расскажем про то, как частная американская компания SpaceX , основанная в 2002 году, быстро превратилась в серьезного игрока на космическом рынке . Уже через несколько лет она может стать главным конкурентом Роскосмосу.

ОснованиеИстория SpaceX – это наглядное доказательство тому, что частный бизнес может быть более эффективным, чем государственные структуры буквально в любой сфере деятельности, даже на таком наукоемком и дорогом поприще, как освоение Космоса.

Компания SpaceX была основана в 2002 тогда еще практически широко неизвестным бизнесменом . К тому моменту его знали как одного из основателей электронной платежной системы PayPal.



Появление компании SpaceX связано с мечтой Маска о полетах Человечества на Марс. Он жалел, что на рубеже тысячелетий интерес общества к этой идее остыл. И Маск решил собственными руками инициировать будущую колонизацию Красной планеты.

Получив после продажи PayPal 165 миллионов американских долларов, он вложил эти деньги в создание частной космической компании, финальной целью которой и должны стать полеты к Марсу. Но это в будущем, а сначала нужно было заняться запусками аппаратов на орбиту Земли.

В качестве основы для своей деятельности компания SpaceX решила использовать космические аппараты многократного использования. Это должно существенно уменьшить себестоимость доставки груза на орбиту.

Интересно, что изначально Илон Маск планировать использовать в своих целях американские и российские ракеты, но со временем пришел к выводу о необходимости разработки собственных, инновационных космических аппаратов.

Ракета Falcon 1Первый старт ракеты-носителя от SpaceX произошел 24 марта 2006 года. Космический аппарат Falcon 1 имел в длину 21,7 метра, а также стартовый вес в 38555 килограммов, из которых 670 кг приходилось за полезную нагрузку. Однако запуск окончился провалом еще на этапе работы первой ступени.



Также неудачными для SpaceX оказались второй и третий старты ракеты Falcon 1. Причем, в последнем случае космический аппарат уже нес в себе полезную нагрузку: один американский военный спутник, два малазийских коммерческих микроспутника, а также прах умерших для захоронения в Космосе.

Инвесторы, которые присматривались к амбициозной компании, теряли к ней интерес, а личные средства Илона Маска стремительно заканчивались.

И тогда Маск решил пойти ва-банк. Буквально через два месяца после третьего падения Falcon 1, 28 сентября 2008 года был осуществлен четвертый старт ракеты, который оказался удачным. При этом сам директор SpaceX утверждает, что в случае провала этого запуска, компания перестала бы существовать.

13 июля 2009 года в Космос удачно отправилась пятая ракета Falcon 1. Она доставила на орбиту Земли малазийский спутник RazakSAT.

Falcon 9 и Falcon HeavyПрограмма Falcon 1 ограничилась лишь пятью запусками. Но на смену старой, пробной ракете, быстро пришел новый космический аппарат – Falcon 9. Впервые эта ракета-носитель отправилась на орбиту 4 июня 2010 года. На данный момент, осуществлено 18 запусков Falcon 9, все – успешные.



Длина современного варианта ракеты Falcon 9 составляет 68,4 метра, а стартовая масса – 506 тонн, из которых 13150 килограммов могут быть полезной нагрузкой. Носитель создан для доставки на орбиту космического челнока Dragon (первый старт – 8 декабря 2010 года).



И если первые старты ракеты Falcon 9 не подразумевали ее многоразового действия, то сейчас компания SpaceX постепенно начала отработку технологии многократного использования первой ступени ракеты. А ведь именно эта ее часть является самой дорогой статьей расхода при космических пусках. Если научиться сохранять ее при стартах, то себестоимость полетов в Космос существенно снизится.

Сейчас компания SpaceX ведет разработку космического аппарата Falcon Heavy, который станет самой мощной в истории ракетой-носителем. При стартовой массе в 1463 тонны она сможет нести до 53 т полезной нагрузки. Ожидается, что при помощи именно этих ракет компания SpaceX будет осуществлять свои миссии на Марс.

Космические челноки Dragon и Dragon V2Как уже упоминалось выше, параллельно с созданием все более мощных и совершенных ракет-носителей, компания SpaceX ведет разработку также и космических челноков, которые получили имя Dragon.



Dragon – это грузовой космический корабль, который может доставлять на орбиту до 3310 килограммов полезного груза и забирать оттуда до 2500 кг.

Челнок Dragon может стыковаться с Международной космической станцией. На данный момент (25 мая 2015 года) осуществлено уже семь успешных стыковок подобного рода, шесть из которых были коммерческими.



Космический корабль Dragon подразумевает многократное использование в течение двух лет, однако контракт компании SpaceX с NASA предусматривает создание нового челнока для каждого старта.

Dragon V2 – это новая, усовершенствованная версия космического челнока Dragon от SpaceX. От своего предшественника она отличается тем, что предназначена также для перевозки живых людей (до семи человек за один пуск). А это требует совершенно новых технологих в обеспечении безопасности полетов.



был официально представлен весной 2014 года. На данный момент идут его технические тесты и запуски, однако не в полноценном режиме.

Первый беспилотный полет Dragon V2 на орбиту, как ожидается, будет осуществлен в декабре 2016 года, а старт с экипажем планируется на апрель 2017.



Продолжением линейки Dragon может в скором будущем стать космический челнок Red Dragon. Он будет создан непосредственно для Марсианской миссии. Однако подробности этого проекта широкой общественности пока что неизвестны.

Текущие проектыСейчас компания SpaceX сосредоточилась на осуществлении коммерческих полетов на Международную космическую станцию. Это позволяет ей зарабатывать деньги на свои дальнейшие проекты. Главным ее заказчиком при этом является NASA. Две этих структуры имеют действующий контракт, подразумевающий взаимно выгодное сотрудничество, по крайней мере, до 2017 года.

NASA видит в SpaceX свою надежду на дальнейшее функционирование Международной космической станции. Ведь в 2014 году Россия заявила о своем постепенном выходе из проекта МКС, а потому доставлять полезные грузы и астронавтов на орбитальную станцию уже через несколько лет может быть некому.



Компания SpaceX надеется на дальнейшее снижение себестоимости запусков Falcon 9. С начала 2015 года она проводит попытки контролируемого приземления первой ступени ракеты-носителя на специальную . Результаты близки к успеху, однако идеальной посадки пока что не произошло ни разу.


Факторы успеха компании SpaceXНадо признаться, что нынешние успехи компании SpaceX оказались достаточно непредсказуемыми для мирового технического сообщества. Мало кто верил, что Илон Маск сможет достичь желаемого результата – успешного в техническом и коммерческом плане предприятия по частному освоению Космоса.

Среди основных факторов успеха специалисты выделяют следующие пункты:

1. Частный характер компании SpaceX.
Опыт последнего десятилетия показал, что бизнес практически на всех уровнях является куда более эффективным собственником, чем государственные структуры. Касается это и космической отрасти.

Частная компания SpaceX куда сильнее нацелена на достижение окончательного результата как можно быстрее и дешевле, чем государственное агентство NASA. Последнее многократно критиковалось за раздутые бюджеты, созданные исключительно для их освоения.

2. Низкая себестоимость космических полетов
С самого начала своего существования компания SpaceX планировала использовать многоразовые космические аппараты. Это позволит снизить себестоимость каждого пуска почти в два раза.

Также на себестоимость космических полетов сильно влияет малое количество сотрудников в компании SpaceX. На данный момент, оно исчисляется тремя с половиной тысячами человек. Для сравнения, в NASA числится более 18 тысяч сотрудников.

3. Инновационность
Компания SpaceX видит свой успех в максимальном внедрении инновационных технологий. Частная фирма имеет возможность привлекать к сотрудничеству лучших в мире специалистов в тех или иных сферах деятельности. Работать в фирме Илона Маска – это мечта для миллионов инженеров, программистов и администраторов. Все они нацелены на успех, на максимально стремительное и безграничное развитие.



4. Государственная поддержка
Однако успеха частной компании SpaceX не было бы и без поддержки со стороны государства. К примеру, агентство NASA вложило в проекты этого детища Илона Маска сотни миллионов долларов, называя их оплатой за будущие старты. Это происходило даже в те моменты, когда никто не мог гарантировать успешность инициатив SpaceX. Фактор Илона МаскаНу и, конечно, обговаривая причины успехов SpaceX, не стоит забывать про так называемый «фактор Илона Маска». Этот человек является не только генеральным директором и основным инвестором компании, но также главным инженером в ней. Он лично участвует в процессе разработки, и делает это весьма успешно.



Илона Маска называют самым гениальным человеком из ныне живущих. Кто-то даже считает его инопланетянином, которого отправили за Землю, чтобы помочь нам совершить технологический прорыв.



При этом Маск не только талантливый инженер и визионер, но также вполне успешный предприниматель, который сумел превратить свою детскую мечту о полетах на Марс в реальную, коммерчески привлекательную компанию.Будущие проектыОсновной целью SpaceX, как уже говорилось выше, является осуществление пилотируемых полетов на Марс, а в будущем и его колонизация. Илон Маск как-то заявил, что благодаря этой компании в 2029 году переезд одной семьи на Красную планету будет стоить 500 тысяч американских долларов.

Маск мечтает о постоянно обитаемой колонии на Марсе, целых городах с населением в миллионы человек. Красная планета может стать новым домом для Человечества, если в будущем с Землей что-либо случится.

Закладка будущего космодрома компании SpaceX

ФинансыИнтересно, что компания SpaceX не спешит начинать массовое привлечение сторонних финансов к своей деятельности. Ей вполне хватает тех средств, которые уже вложили в нее сам Илон Маск, NASA, а также несколько других инвесторов, в том числе, и корпорация Google.

Маск обещает, что выход SpaceX на рынок ценных бумаг осуществится лишь после начала полноценного процесса освоения Марса. А это будет не ранее, чем через десять лет.

Финансовые аналитики оценивают нынешнюю капитализацию SpaceX в 4-5 миллиардов долларов. При этом выручка компании за 2012 год составила около 400 миллионов, а за 2013 – уже 634 млн. Но в будущем, когда полеты на Красную планету станут реальностью, цена SpaceX может подскочить в десятки раз. Понятно, почему инвесторы этой компании не спешат подпускать к ней еще кого-либо.

КритикаОднако далеко не все аналитики расхваливают SpaceX и управленческий гений Илона Маска. Все чаще можно услышать критику в сторону этой компании.

Кто-то считает ее большим мыльный пузырем. Ведь на данный момент себестоимость отправки одного килограмма полезного груза ракетами SpaceX существенно не отличается от цен Роскосмоса и других космических операторов.

Критики подмечают, что американское правительство через NASA без оглядки вливает в SpaceX сотни миллионов долларов, как будто это не частная, а государственная компания. К тому же благодаря своему сотрудничеству с властями Маск получает существенные преференции для других направлений своего бизнеса.

В любом случае, SpaceX открывает перед Человечеством новые горизонты. В лице этой компании всего за десять с небольшим лет у Роскосмоса и других «старых» игроков на космическом рынке появился перспективный конкурент. При этом его успехи с каждым годом, даже с каждым новым месяцем становятся все больше и заметнее.


Помимо этого, успехи SpaceX и Илона Маска являются наглядным примером для других бизнесменов, которые также задумываются над возможностью .

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Успехи американской частной компании SpaceX являются примером для частных космических компаний во всем мире

"Я не буду произносить это имя, уже чересчур, по-моему... У меня день вместе с ним начинается, продолжается и заканчивается", - шутил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, но доля правды в этой шутке была изрядная. На первой конференции по проблемам частной космонавтики каждый выступавший упоминал главу корпорации SpaceX Илона Маска.

В какой-то момент критическая масса упоминаний этого имени превысила порог, и оно стало нарицательным: один из участников, рассуждая о проблемах отрасли, использовал его как единицу эффективности частного предпринимателя в космосе.

Знаменитый глава компании Space Exploration Technologies (SpaceX) Илон Маск во всем мире считается примером частной космонавтики.

На следующий день после начала конференции был назначен запуск ракеты Falcon 9 производства SpaceX с полезной нагрузкой.

И хотя в успехе этого испытания было слишком много сомнений, а в прошлом у этого проекта - несколько аварий, все собравшиеся признавали, что в США частная космонавтика развивается намного быстрее.

Частные космические компании в России есть, но когда я спросил представителя одной из них, легко ли им развиваться, тот красноречиво покачал головой: "Почти невозможно".

С этим на конференции InSpace Forum 2016 тоже вряд ли кто-нибудь стал спорить, иначе незачем было ее собирать.

Российская государственная космонавтика переживает сейчас масштабную и очень трудную реформу.

Во-первых, в России начался экономический и финансовый кризис, уже отразившийся на финансировании Роскосмоса.

Во-вторых, громоздкая организация отрасли досталась российскому государству в наследство от Советского Союза. Она плохо приспособлена к современному миру, прежде всего - к рыночным условиям.

Эти обстоятельства определяют проблемы, с которыми сталкивается в России частная космонавтика.

Плюсы и минусы

Отставание России от Запада в этой сфере проиллюстрировала первая же панельная дискуссия, вылившаяся в обсуждение азов: чем по сути является частная космонавтика, какие задачи она ставит перед собой и какое место она может занимать в государственной космической индустрии.

У самих представителей космического бизнеса определение этого явления не вызывает никаких трудностей. По словам главы компании "Дауриа Аэроспейс" Сергея Иванова, главным отличием частной космонавтики от государственной является стремление к коммерческому успеху.

"Говоря о космосе, мы всегда вспоминаем о романтике, политике, гордости за державу, о вещах, гораздо более высоких, чем просто деньги. А для меня частный космос, это про деньги. Про зарабатывание, создание добавленной стоимости, отдачу на вложенный капитал, создание продуктов, которые находят своих покупателей, про рыночные отношения", - сказал он.

Это свойство частных космических компаний определяет их силу, слабость и их отношения с государством.

Главное достоинство коммерческой космонавтики - способность быстро реагировать на изменения рынка, новые цели и технологии. Коммерческая компания в космической отрасли более свободна в постановке задач, в поиске путей их выполнения - компания зависит от инвестора.

Слабые стороны компании такого типа проявляются ровно по тем же причинам - инвестиции в космический проект могут окупиться через долгие годы, и при этом гарантии успеха никто предоставить не может. Успех Илона Маска во многом зависел от его личной целеустремленности и веры в успех.

В России, как заявил на конференции Игорь Буренков, таких инвесторов не существует.

"Мы сколько угодно можем говорить о разных великих иностранных предпринимателях, но они рискуют величайшими деньгами. И я что-то не вижу желающих такими деньгами рисковать. К нам приходят с небольшими аппаратами. Никто не приносит нам миллиарды", - сказал он.

"Космическая библия"

По словам представителя Роскосмоса, агентство сейчас более чем открыто для сотрудничества, однако у "космических бизнесменов" немало претензий к государству.

Прежде всего, это касается нормативных документов, таких как "Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) ракетных и космических комплексов - Положение РК-11 и "Положение о лицензировании космической деятельности".

Любой космический аппарат или ракета должны соответствовать жестким требованиям, в них изложенным.

Как рассказал Би-би-си глава Института космической политики Иван Моисеев, требования, заложенные в РК-11, рассчитаны на крупные космические аппараты. Производителям небольших аппаратов и ракет сложно соблюдать нормативы, которые на них не рассчитаны.

"Во-первых, им даже трудно получить этот РК. Хотя там ничего секретного нет, но у нас по привычке ставят штамп "секретно", чтобы ничего не случилось. Надо выворачивать наизнанку эту ситуацию, потому что чрезмерное засекречивание вредит экономическому развитию", - сказал он.

Представители частной космонавтики предлагают переписать положения РК-11, которую окрестили уже "космической библией", однако в Роскосмосе им отвечают, что агентство, которое занимается фундаментальной реформой, не в состоянии одновременно менять еще и основополагающие документы.

"Больной лежит в реанимации, он вышел из комы, дышит при помощи аппарата искусственного дыхания, и тут появляется молодой человек, который говорит: "Давай, вот тебе скакалка, и прыгай!" - сказал Игорь Буренков.

Рынок

Как рассказал Би-би-си глава компании "Космокурс" Павел Пушкин, рынок в этой сфере весьма невелик.

"Эта доля составляет 8-10% и у нас, и у США. Эта доля очень маленькая, и за эту долю начинают биться все эти маленькие компании", - рассказал он.

В России действуют несколько коммерческих спутниковых компаний, среди которых - "Газпром космические системы", "Спутникс" и "Дауриа Аэроспейс".

По словам Пушкина, компании борются за коммерческий рынок, но при этом были бы рады получить и государственные контракты.

Это нормальная практика для всех стран, включая и США, где самые крупные корпорации стараются полагаться на государственные заказы и получают господдержку.

Однако облик такого сотрудничества продолжает формироваться. На конференции много говорилось о том, каким оно должно быть.

В частности, говорилось о том, что низкую орбиту можно отдать частному космосу, оставив дальние полеты крупным госструктурам.

"Космокурс" Павла Пушкина, по его словам, пытается занять довольно узкую нишу на космическом рынке. Компания разрабатывает многоразовый космический корабль для туристических суборбитальных пролетов (выходов на низкую орбиту без оборота вокруг Земли).

Будет ли в России свой SpaceX?

Компания "Космокурс" уже сумела согласовать с "Роскосмосом" техническое задание на создание корабля, но о том, чтобы развиваться дальше, там пока не думают.

"Мешает отсутствие опыта", - признался ее глава в интервью Би-би-си.

Эта проблема едва ли не самая серьезная в российской частной космонавтике. Для того, чтобы в России появилась компания, подобная SpaceX Илона Маска, должно пройти немало лет. Сама SpaceX была основана в 2002 году.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Помимо всех организационных и финансовых проблем существует еще и довольно низкая активность самих бизнесменов-энтузиастов.

Президент Московского космического клуба, действительный член Российской академии космонавтики Сергей Жуков сказал, что соотношение стартапов России и США в космической области составляет примерно один к пятистам.

"И инвестиции... Наши олигархи покупают "Челси", но можно ли их упрекать? Среда почти невозможная для создания инноваций", - сказал он.

Представитель госкорпорации "Роскосмос" Игорь Буренков с этим не стал спорить. По его словам, состояние частной космической индустрии отражает общую ситуацию с бизнесом в стране.

"В нашей стране бизнес только начинает развиваться, он проходит стадию накопления капитала, никто же не отменял экономические стадии развития. В этом нет ничего плохого, просто время. Если кто-то занимается такими вещами 20 лет, а кто-то занимался триста... Но приоритет по развитию частной инициативы все равно будет у тех, кто занимается этим дольше", - заявил он, добавив: "От осинки не родятся апельсинки".

В Китае состоялся успешный запуск первой в стране частной ракеты OS-X компании OneSpace Technology. Основатель компании сравнивает ее успех с деятельностью SpaceX Илона Маска и к 2019 году планирует провести десять таких пусков.

SpaceX, США

SpaceX Илона Маска — самая известная частная компания среди всех занимающихся ракетостроением и космическими запусками. Свой первый запуск на околоземную орбиту она осуществила в 2008 году. В феврале 2018 года SpaceX запустила к Марсу сверхтяжелую ракету с вишневым автомобилем Tesla Roadster на борту. Одно из главных достижений компании — отработка технологии посадки разгонных блоков на беспилотные платформы в океане, а затем их повторное использование.

В 2019 году компания планирует осуществить первый испытательный полет космического корабля для экспедиции на Марс. Сейчас на счету компании 54 успешных запуска ракеты Falcon 9 и один запуск тяжелой Falcon Heavy. По оценкам экспертов, компания тратит около $1,25 млрд в год, и, чтобы выйти на самоокупаемость, ей нужно осуществлять минимум 20 коммерческих запусков ежегодно только для того, чтобы покрыть расходы, — именно столько компания провела в 2017 году.

Blue Origin, США

Компания, основанная главой Amazon, миллиардером Джеффом Безосом в 2000 году, специализируется на разработках в области космического туризма. В конце апреля она провела успешное испытание системы New Shepard, предназначенной для суборбитальных полетов. New Shepard — система из космического корабля и многоразовой одноступенчатой ракеты. Уже в 2018 году Blue Origin планирует провести запуск корабля с человеком внутри.

В 2016 году компания сообщила о разработке тяжелой ракеты-носителя New Glenn для запусков на орбиту спутников и космического туризма. Кроме того, компания совместно с United Launch Alliance проводит испытания двигателя, который должен заменить российские двигатели РД-180. Создание системы New Glenn, первый запуск которой должен состояться в 2020 году, Безос оценил в $2,5 млрд. По словам миллиардера, на компанию он тратит собственные деньги, прибыли она пока не приносит.

Virgin Galactic, США

Основанная британским миллиардером Ричардом Брэнсоном компания планирует работать в сфере космического туризма и занимается разработкой суборбитального корабля многоразового использования класса SpaceShipTwo. В апреле 2018 года прошли успешные испытания этого корабля. В ноябре 2017 года Брэнсон рассказывал, что его компания уже продала «билеты» желающим попасть в космос на общую сумму $225 млн.

В октябре Саудовская Аравия заявила о намерении вложить в проект около $1 млрд.

Orbital ATK, США

Orbital ATK — американская частная компания, возникшая в результате слияния Orbital Sciences Corporation (OSC) и аэрокосмических подразделений Alliance Techsystems. Первый запуск ракеты Antares, разработанной OSC, состоялся в 2013 году. У Orbital ATK есть контракт с NASA по запуску грузовых кораблей к МКС. В октябре 2014 года ракета Antares взорвалась при старте, после чего последовал двухлетний перерыв в запусках. Двигатели для ракеты в рамках контракта на $1 млрд поставляет российская РКК «Энергия».

На данный момент компания осуществила семь запусков ракеты Antares, один из которых завершился неудачей. Восьмой запланирован на 20 мая 2018 года. По итогам 2016 года операционная прибыль Orbital ATK составила $474 млн.

Rocket Lab, США

Компания основана в 2006 году новозеландцем Питером Беком, штаб-квартира расположена в Калифорнии. По словам Бека, компания «была основана для того, чтобы открыть доступ в космос, лучше понять нашу планету и улучшить ее жизнь».

В январе 2018 года Rocket Lab осуществила успешный запуск ракеты-носителя Electron с площадки в Новой Зеландии. Ракета доставила на орбиту три спутника, предназначенных для коммерческих заказчиков.

Interstellar Technologies, Япония

Японская компания Interstellar Technologies основана в 1997 году. Ее цель — осуществление коммерческих запусков спутников на орбиту на носителях собственного производства. Первый запуск своей ракеты Interstellar Technologies планировала осуществить еще летом 2017 года, однако он завершился неудачей — полет прервался через 80 секунд после запуска, а сама ракета упала в море.

Вторую попытку запуска Interstellar Technologies планировала провести в апреле этого года, однако ее пришлось отложить до лета из-за утечки азотного газа из ракеты, которую специалисты компании не смогли устранить.

OneSpace Technology, Китай

Китайская частная компания со штаб-квартирой в Пекине была основана в 2015 году. В прошлом году OneSpace заключила договор с государственной инвестиционной группой в Chongqing Liangjiang Aviation Industry о строительстве в Китае совместной научно-производственной площадки в городе Чунцин. Запуск базы запланирован на конец 2018 года, в ее состав войдут исследовательский и испытательный центры и другие лаборатории. OneSpace Technology планирует ежегодно собирать и тестировать около 30 ракет, а свой годовой доход оценивает в $240 млн. Исполнительный директор компании Шу Чан в интервью CNN сравнил OneSpace со SpaceX Илона Маска. «SpaceX — первые в США. Мы — первые в Китае», — заявил он.

В 2019 году OneSpace планирует провести десять запусков и стать одним из лидеров на рынке. «Наша миссия — создание продуктов и услуг, которые выведут людей на орбиту и в космос за небольшие деньги», — говорится на сайте компания. В качестве результата своей работы OneSpace видит «миллиарды людей в космосе».

  • Маск Илон
  • Безос Джефф
  • Virgin Group
  • SpaceX
  • Blue Origin LLC
  • Orbital ATK
  • Rocket Lab
  • Interstellar Technologies
  • OneSpace Technology
  • Китай
Связанные статьи

    Потерянная девственность. История успеха Ричарда Брэнсона

    Сэр Ричард Брэнсон прошел путь от маленького мальчика, страдающего дислексией, до миллиардера, живущего на острове в Карибском море, и настоящей рок-звезды от мира больших денег, вдохновляющей своими эпатажными выходками предпринимателей по всему миру.

    Роскосмос нюхнет "Эфир"

    Дочка корпорации — Российские космические системы — планирует к 2025 году создать глобальную спутниковую сеть "Эфир" за 299 миллиардов рублей. Пользователям сети будут доступны телефонные звонки и выход в незакрытый Роскомнадзором сегмент Интернета. Скорее всего, у российской корпорации как всегда ничего не получится.

    Россия теряет монополию на пилотируемые полеты в космос

    Прекращения монополии корпорации на пилотируемые полеты в РКК «Энергия» ждут после ввода в эксплуатацию американских космических кораблей Starliner и Crew Dragon.

    Эксперты назвали сроки окупаемости российской многоразовой ракеты

    Россия возобновила работу над проектом многоразовой ракеты-носителя. Зачем нужен проект, заработать на котором удастся не ранее чем через десять лет, выяснял РБК.

Частные компании достигли значительных успехов в освоении космического пространства. Частные ракеты запускают частные спутники, которые приносят суммарный доход в десятки миллиардов долларов в год. Немало успехов достигла частная космонавтика и в развитии технологий - многие с надеждой смотрят на многоразовые ракеты, обещающие удешевление доступа в космос. Уже появились частные компании, нацелившиеся на околоземные астероиды, а туристы покупают билеты в окрестности Луны. Ждёт ли нас будущее из фантастических произведений, где освоением космоса заправляют корпорации, и что стоит за сегодняшними успехами частников за пределами Земли?

Сегодня внимание всего мира приковано к успехам и неудачам всего одной частной космической компании - SpaceX . Кто-то ждёт революции, которая грядёт, когда цена космического запуска упадёт в десять или более раз, кто-то потирает руки в ожидании момента, когда «пузырь лопнет» и «аферист Маск» признается, как он подделывал видео с посадкой ракеты на морскую платформу. В обоих случаях равнодушных не остаётся. Вернуть первую ракетную ступень после космического пуска - это, безусловно, серьёзное инженерное достижение. Но практически то же самое совершалось с 80-х годов в рамках программы Space Shuttle , тогда на парашютах возвращались корпуса твердотопливных ускорителей, да и сам Shuttle представлял собой не что иное, как многоразовую третью ступень. И такая технология не снизила стоимость покорения космического пространства, сложность системы и стоимость межполётного обслуживания убивала весь экономический смысл многоразовости. Что, впрочем, не помешало NASA эксплуатировать систему в течение 30 лет. И здесь видится важное существенное различие между частной и государственной космонавтикой - частник идёт проторённой дорожкой вслед за государством и пытается извлечь выгоду там, где госпредприятия и не пытались. Поэтому об успехе компании SpaceX можно уверенно говорить тогда, когда многоразовые ракеты станут выгоднее одноразовых.

Настоящую революцию частная космонавтика совершила в 2000‑е годы, хотя тогда мало кто обратил на это внимание. А именно тогда доходы мирового космического рынка превысили суммарные государственные расходы на космос. С тех пор эта разница росла с каждым годом и сейчас космос позволяет зарабатывать частным компаниям в три раза больше , чем тратят на него мировые государственные бюджеты. Хотя в России традиционно считается, что заработать на космосе можно только через госконтракт, за рубежом главный источник денег из космоса - ретрансляция: спутниковое телевещание, передача больших объёмов данных, обеспечение прямых телетрансляций. Неплохой доход даёт предоставление навигационных услуг, производство наземного принимающего, обрабатывающего и передающего оборудования, в меньшей степени - спутниковая съёмка и применение этих данных. В настоящее время космическая связь занимает примерно 10% мирового телекоммуникационного рынка, остальная информация передаётся по наземным сетям, но спрос на передачу растёт в геометрической прогрессии, поэтому роль космоса не сокращается, несмотря на оптоволокно, опутывающее Землю. Треть всего космического рынка занимает производство спутников и ракет, а сами запуски не превышают примерно 2% от общего «пирога». Поэтому лидерство в космических запусках вовсе не означает лидерства в освоении космоса, об этом не стоит забывать ни фанатам SpaceX , ни фанатам «Роскосмоса».

Несмотря на тысячи околоземных спутников, которые запущены и оплачены частными заказчиками и которые приносят прибыль их владельцам, ни один частный спутник не вышел в межпланетное пространство. Там, у Луны и на Марсе, у Сатурна и за орбитой Плутона, продолжают безраздельно властвовать государственные аппараты. Большинство из них произведены частными компаниями, Lockheed Martin , Thales Alenia Space , Orbital ATK , но заказчиком и эксплуатантом во всех случаях является государство. И здесь пора разобраться в терминологии и отделить два вида деятельности в космосе, которые зачастую путают и СМИ, и сами космические агентства.

«Сатурн-5», тяжёлая ракета NASA, с кораблём «Аполлон-17» в качестве полезной нагрузки. Фото перед стартом последней на сегодня пилотируемой экспедиции к Луне. Декабрь 1972 года.

Изучение космоса - основной вид деятельности, осуществляемый государствами с самого начала космонавтики. Изучение условий околоземного и межпланетного пространства, посещение и осмотр тел Солнечной системы, доставка внеземного вещества, астрофизические исследования. Всё это - фундаментальная наука, которая расширяет пределы познания окружающего мира, но не приносит практической пользы. Финансирование фундаментальной науки традиционно лежит на государственных плечах, хотя сейчас уже частный капитал так или иначе входит в эту деятельность, но доля его участия в изучении космоса невысока, и, как правило, связана с финансированием наземных лабораторий и исследовательских центров.

Освоение космоса - практическое использование условий космического пространства или возможностей, которые оно открывает. Исторически государство лидировало и в этом виде деятельности. Для гражданского применения запускались метеоспутники, первые телевизионные ретрансляторы. Для военного активно использовались и продолжают использоваться спутники связи, спутники-шпионы: оптические и радиолокационные, спутники предупреждения о ракетном нападении. Изначально и навигационные системы GPS и ГЛОНАСС рассматривались как военные аппараты для наведения баллистических ракет. Однако в 2000-е частная космонавтика выбилась в лидеры освоения околоземного космического пространства. Предоставление услуг связи и использование спутниковых данных позволили развернуть частные масштабные ретрансляционные сети и запустить сотни спутников для съёмки Земли. В США возможности частников активно применяются даже в государственных интересах. Постепенно госслужбы переходят от эксплуатации своих собственных космических аппаратов к заказу коммерческих услуг, это касается и спутниковой съёмки, и ретрансляции, и ракетных запусков, и снабжения Международной космической станции.

Сегодня самым ценным и активно осваиваемым частниками космическим ресурсом является геостационарная орбита (ГСО) в плоскости экватора, на высоте 36 тыс. км от поверхности Земли. ГСО позволяет спутникам, вращаясь вокруг планеты, оставаться над одной точкой поверхности. Именно на этой орбите располагаются телекоммуникационные спутники, обеспечивающие телевещание, ретрансляцию, спутниковый интернет, там же располагаются метеоспутники , способные обозревать каждый своё полушарие в постоянном режиме.

Геостационарные спутники представляют собой венец развития космических беспилотных технологий: имеют массу от 1 до 8 тонн, впечатляющий размах солнечных батарей в пару десятков метров или более, оснащаются радиационно стойкой электроникой, позволяющей работать в космосе более 10 лет, ионными и плазменными двигателями, производительными радиокомплексами и лазерной системой связи. Сейчас нередки случаи, когда спутник прекращает свою деятельность не из-за технических проблем, а из-за морального устаревания полезной нагрузки или исчерпания запаса топлива, работоспособные спутники навсегда отправляют на «орбиту захоронения» чтобы заменить на более современные.

Почему же частники, обладая самыми современными спутниками и подешевевшими многоразовыми ракетами, не высовываются дальше ГСО? Ответ прост: там нет прибыли. Работа на околоземной орбите позволяет предоставлять услуги платёжеспособным обитателям Земли. Пока таковых обитателей не появилось на Луне и Марсе, запуски частных аппаратов туда не имеют никакого смысла.
Теперь вспомним про лунных туристов и ресурсы астероидов, о которых мы упоминали ранее. Когда они позволят начать освоение Луны и дальнего космоса?

К сожалению, пока нескоро. Проблема тут в сложности технологий, которые потребуется развить для создания лунной туристической инфраструктуры или астероидной добычи. Для примера рассмотрим охоту на астероиды. На сегодня две компании объявили своей целью добычу космических ресурсов: Deep Space Industries и Planetary Resources . В первую инвестировано около $20 млн долларов, во вторую около $25 млн, причём $21 млн получен на разработку околоземной спутниковой группировки для съёмки Земли. Правительство Люксембурга объявило, что готово инвестировать в частные компании до $200 млн. Даже если гранты Люксембурга записать в частные средства, всё равно получается суммарно менее $300 млн, вложенных в коммерческую разработку околоземных астероидов.


Японский микроспутник PROCYON , разработанный в Токийском университете.

Для оценки сложности поставленной задачи стоит рассмотреть реальные примеры миссий добычи межпланетного вещества или исследования малых тел Солнечной системы. Государственный космический аппарат Японии Hayabusa (яп . はやぶさ, «Сапсан»), который сумел достичь астероида, добыть менее 1 грамма его вещества и доставить его на Землю, обошёлся в $138 млн. Более сложный проект NASA OSIRIS-REx имеет бюджет $800 млн. Студенческий японский аппарат PROCYON , который должен был лишь выйти на сближение с астероидом, обошёлся в $5 млн, но при этом не достиг успеха из-за сбоя двигательной установки, хотя и смог провести год в межпланетном пространстве. Неудачный «Фобос-Грунт», для изучения и добычи образцов спутника Марса Фобоса, обошёлся российскому бюджету примерно в $200 млн. Не стоит забывать и о сроках реализации миссий: Hayabusa летала 7 лет, OSIRIS-REx стартовал в 2016-м, должен добраться до астероида в 2020-м и вернуться в 2023-м году. А ведь ещё требуется несколько лет на разработку аппарата. Самой дорогой и сложной миссией такого типа является проект Rosetta , который включал исследование ядра кометы 67P/Чурюмова - Герасименко и посадку модуля на её поверхность. Десятилетний полет Rosetta обошёлся в €1,4 млрд евро.

Очень сложно представить инвестора, который решится вложиться в такой сверхдорогой и сверхрисковый длительный проект, всерьёз ожидая финансовой выгоды в конце полёта. Им могут двигать филантропические мотивы или желание оставить своё имя в истории космонавтики, но никак не стремление к обогащению за счёт внеземной платины или воды. Единственный практический финансовый интерес тут может быть в развитии технологий, но это займёт не один десяток лет.

В ситуации с космическим туризмом масштабы финансовых затрат выше на порядки, между тем, космический околоземный туризм - уже реальность, а лунный - может стать реальностью в считанные годы. Как такое возможно?

Тут мы снова возвращаемся к роли государства. В 1957 году только плейбой и филантроп мог инвестировать в телекоммуникационные спутники. Надежда получить прибыль к 2005 году и отбить затраты в 2015-м могла принадлежать только безумцу. В 50-е таковых не нашлось. Только когда государство создало тяжёлые ракеты, способные выводить несколько тонн на ГСО, когда государство опробовало на практике телекоммуникационные перспективы орбиты, развило электронику, способную противостоять условиям космоса, создало или оплатило промышленные мощности, способные произвести спутники достаточно мощные, долгоживущие и дешёвые, чтобы это стало выгодно, лишь тогда коммерческая космонавтика стала реальна и прибыльна. Говоря языком экономики, государство взяло на себя все капитальные расходы космической индустрии, частникам остались только операционные затраты и выручка.

В пилотируемой космонавтике всё сложнее и дороже. К 1969 году идея туристических полётов к Луне могла казаться реальнее, но в действительности все знали о стоимости затрат NASA на доставку людей на Луну (примерно $5 млрд в современных долларах за билет до лунной орбиты), поэтому ни один миллиардер не привёз в Хьюстон грузовик наличности, чтобы его взяли в очередной рейс. Сегодня две компании готовы предложить туристический рейс к Луне и обратно: российская «РКК Энергия» и американская SpaceX . В первом случае тур пройдёт на борту доработанного космического корабля «Союз», во втором - в доработанном Dragon . В обоих случаях капитальные расходы создания космодромов, ракет и кораблей, способных на такой полёт, - государственные. Государства выступают постоянным заказчиком кораблей «Союз» в рамках программы Международной космической станции, и NASA заказывает и оплачивает создание корабля Dragon . В обоих случаях за государственный счёт создаются околоземные космические корабли, а доработки, позволяющие добраться до Луны и обратно, потребуется совершать исключительно в надежде на туристические доходы. И хотя «Союз» летает уже не одно десятилетие, вылететь к Луне он по-прежнему не способен, хотя ценник на лунный тур значительно ниже, чем в 60-е, - около $120 млн. Стоимость лунной модернизации ещё превышает ожидаемую коммерческую выгоду, и существующий спрос слишком низок.

Итог неутешителен. При всём желании и всей романтике частного космоса, современные инвесторы не имеют физической возможности взять на себя реальное освоение межпланетного пространства. В то же время роль государства в освоении космоса может быть переосмыслена с учётом накопленного опыта. На заре космонавтики никто не думал, что когда-то вакуум окажется выгоден. Государственные вложения производились с другими целями: военными и пропагандистскими, но, в конечном счёте, они дали экономический эффект. К сожалению, не всегда пропорции вложенного и полученного сохранились. США оплатили примерно половину мировой космонавтики, и сейчас получают до 60% мировых космических доходов, СССР/Россия взяла на себя примерно четверть мировой космонавтики и сегодня довольствуется 1% космической прибыли. Но это другая история .

Сегодня можно с уверенностью говорить, что освоение космоса невозможно без совместных усилий государства и частного бизнеса. Только государство может серьёзно инвестировать «в долгую»: финансировать индустрию, развивать инфраструктуру, готовить кадры. Только частники способны сделать эту инфраструктуру прибыльной, обогащать себя и, через налоги, возвращать государству его инвестиции. Это, конечно, идеализированная схема, которая может и не сработать. Но технологии развиваются, а космос по-прежнему в часе езды, если машина может ехать вверх, поэтому каждое государство способно решать самостоятельно: стоит ли рисковать, вкладывая в космос в ожидании экономической отдачи через десятилетия. Но NASA уже строит целую серию космических аппаратов для достижения и исследования астероидов, развивает окололунную инфраструктуру: сверхтяжёлую ракету, межпланетный космический корабль, и планирует строить обитаемую станцию. Глава ESA всерьёз призывает к строительству Moon Village - с активным привлечением частного космоса не только как подрядчиков, но и как туроператоров. «Роскосмос» же надеется вернуть утраченный спрос на космические запуски и начать зарабатывать на съёмке Земли и ретрансляции, то есть начать конкурировать с частными компаниями. О развитии инфраструктуры освоения дальнего космоса речи не идёт и задачи такой не ставится. Проект аппарата к астероиду Апофис отменён, лунные беспилотники «Луна-25 -26 -27» постоянно откладываются, будущее «Фобос-Грунт 2» не определено.