План сочинения по литературе допуск к егэ. Краткость - враг сочинения. Кто может выбирать форму работы самостоятельно

Остается еще достаточно времени, чтобы не слишком беспокоиться по поводу экзаменов, однако перед этим нужно справиться с еще одной важной задачей – написанием итогового сочинения. Выпускное сочинение – это ключик к окончанию школы, ведь именно оно является допуском к общероссийской экзаменации. Конечно, это задание проще, чем аттестационные тесты – как показывает практика, из года в год 96-98% одиннадцатиклассников получают по сочинению желанный зачет и спокойно продолжают готовиться к ЕГЭ.

Однако не все так просто! Для тех, кто желает поступить в престижный ВУЗ или попасть на бюджетную форму обучения, сочинение является действительно важным моментом. Многие учебные заведения поощряют абитуриентов дополнительными баллами за хорошее сочинение. История показывает, что 10 баллов могут сыграть огромную роль в борьбе за стипендиальные места. Давайте узнаем, что такое итоговое сочинение, когда и как оно будет проходить, а также рассмотрим рекомендации, которые помогут написать отличную работу.

Кто пишет итоговое сочинение?

Сочинение (а в некоторых случаях – изложение) – обязательное мероприятие для всех, кто заканчивает обучение в школе. Избежать этого события, будучи одиннадцатиклассником, попросту невозможно. Впервые эта образовательная норма была введена в 2014/2015 учебном году по личному распоряжению президента.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. Заменить сочинение изложением могут лишь для некоторых категорий одиннадцатиклассников. К числу таких выпускников относятся:

  • дети, которым была присвоена инвалидность;
  • учащиеся, физические или психические возможности которых признаны ограниченными;
  • выпускники образовательной программы старшей школы, которые освоили ее в закрытых учебных учреждениях с исправительным уклоном, а также те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы;
  • ученики, которые обучались дома или на базе санатория или профилактория, одновременно проходя процедуры по лечению, реабилитации или оздоровлению в течение длительного периода времени. Такая необходимость должна быть подтверждена справкой.

Регламент, сроки и порядок написания

Перед тем как ученик сможет писать сочинение, ему нужно написать заявление на прохождение этой формы аттестации. Подача заявления осуществляется не позже, чем за 14 суток до дня, отведенного в российских школах под написание сочинения. Напомним, что сочинение по традиции назначают на первую декабрьскую среду (в 2018/2019 году это будет 05.12.2018 года). Исходя из этой даты, заявление должно быть написано не позже чем 5 декабря 2018 года.


До 5.12.2018 вам нужно подать заявление на написание итогового сочинения

Ученики будут писать сочинение в течение 3 часов 55 минут. Выпускники, которые не обладают всей полнотой физических и психических возможностей, пишут сочинение (или изложение) на 90 минут дольше. Ученики имеют право входить в здание, в котором будут писать сочинение, с 9:00 утра, а сама работа начинается в 10:00 – это время одинаково для всех российских регионов. Опоздавшие ученики могут пройти в аудиторию и писать работу, однако им никто не будет повторять инструкции и не продлит время, которое отведено для работы.

Одиннадцатиклассники получают комплект, состоящий из бланков записи, регистрации и черновиков. У них также будет право пользоваться толковыми и орфографическими словариками – эти материалы выдадут на месте, нести их с собой не стоит. На столах учеников, согласно регламенту, могут находиться предметы, включенные в список разрешенных. К этому перечню отнесены:

  • черная ручка (строго с гелевым или капиллярным стержнем);
  • документ, который удостоверяет личность выпускника;
  • еда или лекарства (для учеников, у которых есть необходимость кушать или принимать препараты строго по часам).

В число запрещенных вещей Рособрнадзор отнес смартфоны, телефоны и другие средства коммуникаций, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные словарики, любые заметки и т.д. Нарушение регламента тут же приведет к удалению с аттестации. Кстати, не думайте, что пронести эти предметы будет несложно – аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и даже устройствами, подавляющими сигнал!

Важно: в качестве допуска к госаттестации в виде ЕГЭ сочинение действует бессрочно.


Однажды написав итоговое сочинение, вы получите бессрочный допуск к ЕГЭ

По каким критериям будут оценивать работу?

Итогом усилий ученика должен стать текст, который отвечает определенным критериям.

  • Заданный объем работы – сочинение должно состоять примерно из 350 слов. Если работа состоит из 250 слов и менее – она не оценивается, поэтому за этот критерий ставится только «зачет» или «незачет»;
  • Работа должна быть выполнена самостоятельно – комиссия тщательно вычитывает сочинения на наличие заимствованных отрывков из литературных и других источников. Не думайте, что хорошая помять и умение фотографически запоминать информацию помогут написать отличную работу – с 2017 года оргкомитет имеет право пропустить сочинения, вызвавшие у них сомнения, через программы выявления плагиата. Цитировать авторские мысли, конечно, можно, но нужно указать источник цитаты. Увлекаться чужими мыслями также не стоит – общий объем цитат не должен превышать ½ объема сочинения. Выявленный плагиат означает, что дальше работа не проверяется и за нее ставится ноль баллов. Данный критерий не приносит баллов – его оценивают по системе «зачет» / «незачет»;
  • Соответствие текста работы завяленной теме – комиссия устанавливает, насколько верен ход рассуждений ученика, ответил ли он на главный вопрос темы, сумел ли понять ее смысл. Максимум, который можно получить за этот критерий — 2 балла;
  • Умение приводить аргументы – тут важно показать, что ученик помнит и понимает, как правильно привлекать примеры из художественных произведений, мемуаров, публицистических статей, текстов народных песен и сказок для усиления своей позиции. Верное выполнение требований обеспечит вам 2 балла;
  • Композиционное построение и логика изложения – выпускникам нужно суметь выстроить логичную взаимосвязь между разделами сочинения, соотнести тезисы и доказательства. Выполнение данных требований принесет максимум 2 балла;
  • Речевое оформление – комиссия оценивает точность мыслей, умение применять сложные грамматические конструкции, уместность употребления терминологии. За эту часть вам могут насчитать еще 2 балла;
  • Грамотность работы – работе присваивается понятие грамотной, если на каждые 100 слов, написанных в сочинении, приходится не больше чем 5 ошибок (суммируются все «оплошности» — в грамматике, орфографии и пунктуации). Данный критерий может принести до 2 баллов;
  • Оригинальный подход – творческая работа с нестандартными мыслями и оригинальными ходами может дополнительно принести 1 балл;
  • Ошибки речи – почти полное отсутствие речевых ошибок (не более 1-2) принесет еще 2 балла, 3-4 ошибки дадут возможность получить 1 балл;
  • Нормы орфографии – если вы допустите не более 1 ошибки, можете записать на свой «баланс» целых 3 балла, 2-3 ошибки опустят балл до 2-х, а 4-5 ошибок — до 1-го балла;
  • Нормы пунктуации – правильность использования знаков препинания (не более 1 ошибки) может дать вам 3 балла, 2-3 ошибки снизят балл до 2-х, а 4-5 – до 1 балла;
  • Нормы грамматики – 0-1 грамматическая ошибка позволят начислить 2 балла, 2-3 ошибки – приведут к начислению 1 балла;
  • Фактологическая точность – верность фактов, указанных в работе, даст вам 1 балл.

В итоге за все сочинение можно получить 20 максимальных баллов. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Для «зачета» нужно, чтобы вам была зачтена большая часть критериев.

Как баллы за сочинение влияют на поступление?

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – тождественны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Кстати, работа может пройти в ВУЗе перепроверку. Свои баллы и вердикт комиссии в виде «зачета» или «незачета» можно будет узнать по месту регистрации для написания сочинения, в школе или на специальной интернет-страничке. Итоги должны быть объявлены не позже, чем через 14 дней после написания работы. Ученики, которые получили «незачет», могут написать заявление, чтобы результаты были пересмотрены членами комиссии другого учебного учреждения, спецкомиссией городского или регионального уровня.

Можно ли переписать сочинение?


В некоторых случаях можно переписать сочинение и исправить свой результат

Бывают случаи, хотя их и не так много, когда одиннадцатиклассник получает за итоговое сочинение «незачет», или вообще пропускает этот важный день. В таком случае он модет пересдать аттестацию. Для этой цели отведены две даты. Ученики могут дополнительно писать работу в первую февральскую среду (в данном случае это 6.02.2019) и в первую майскую среду, которая является рабочим днем (8.05.2019). Пересдачи предусмотрены для таких категорий учеников:

  • ребят, которые не справились с работой с первой попытки, получив «незачет»;
  • школьников, которых поймали на списывании или наличии запрещенных предметов, а затем удалили с аттестации;
  • учеников, которые не смогли закончить работу вследствие плохого самочувствия и других причин, подтвержденных документально;
  • выпускников, которые не пришли в день написания работы из-за причин, признанных уважительными.

Тематика итоговых сочинений

Каждый год в числе тем, которые могут быть выбраны для итогового сочинения, фигурируют пять направлений. Все они заранее вывешиваются для ознакомления, и уже осенью список категорий будет доступен для учащихся. Конкретные темы, как уже было сказано выше, можно будет узнать за четверть часа до начала испытания. За их формулировку отвечает специальный образовательный орган – Совет, ответственный за написание выпускного сочинения.

В направлениях соблюдается один главный принцип – противопоставление двух понятий. Считается, что именно этот подход дает возможность формулировать разнообразные темы, при этом не стесняя школьников и позволяя им привлекать самые разные литературные источники для аргументации своих мыслей. В каждый регион попадет свой набор тем по указанным направлениям. Это сделано для того, чтобы ученики, живущие в одном часовом поясе, не могли узнать конкретные темы от коллег, которые написали сочинение раньше.

Давайте рассмотрим тематические направления прошлых лет, чтобы вам было понятнее, с чем вы столкнетесь на аттестации. Так, в 2017/2018 учебном году ученикам предложили высказать свои мысли касательно следующих тем:

  • «Верность и измена» — выпускникам предстояло сравнить данные категории с точки зрения философии, этики или психологии, а также обратиться к примерам из литературного наследия, в которых герои вынуждены были выбирать между этими понятиями;
  • «Равнодушие и отзывчивость» — разработчики данного направления предлагают ученикам осмыслить разные типы отношений, понять, почему одни люди без корысти помогают ближним, а другие – безразличны к проблемам чужих людей. Также необходимо было привести примеры известных эгоистов и героев с горячими сердцами, которые делят чужие беды и радости;
  • «Цель и средство» — школьники должны были поразмышлять о том, что движет человеком, и как правильно соотносить цели со средствами для их достижения. Также следовало вспомнить литературных героев, которые избрали неверные средства для реализации целей, и персонажей, которые прикрывали свои низменные интересы показным благородством намерений;
  • «Смелость и трусость» — основа этого тематического блока заключается в проявлении человеком двух важных качеств. Каждый из нас может стать героем, однако инстинкт самосохранения заставляет людей избегать опасностей. Ученикам стоило почитать литературу, в которой описаны персонажи, демонстрирующие настоящий героизм, и те, кто не может победить слабость собственного духа;
  • «Человек и общество» — ученикам предложили показать взаимосвязь и конфликт этих двух категорий. С одной стороны, именно социум закладывает основы для личностных качеств, а умелое взаимодействие с обществом приводит к позитивным результатам. Однако иногда возникают непримиримые конфликты, когда человек должен отстаивать собственное мнение. В литературном наследии есть немало примеров созидательных и деструктивных взаимоотношений между человеком и социальной средой, которая его окружает.

Тренируйтесь на темах прошлых лет, чтобы пойти на аттестацию во всеоружии

Примерно такого же рода направления были предложены и в 2016/2017 учебном году. Тогда ученикам нужно было, например, поразмышлять о «разуме и чувствах», «опыте и ошибках». Чтобы вам было понятнее, как именно конкретизируются темы для сочинений в рамках одного тематического направления, возьмем пример одного из комплектов для региональных сочинений. Темы были составлены так, чтобы ученик в работе раскрыл один из пяти тезисов:

  1. Последствия, к которым приводит возникновение внутреннего конфликта между чувствами и разумом.
  2. Современная трактовки чести.
  3. Необходимость победы над собой и искоренения негативных качеств.
  4. Сохранение традиций, которые являются наследием многовекового социального опыта предков.
  5. Пояснение разницы между дружескими и приятельскими отношениями.

Что касается тематических блоков для написания сочинений в 2018/2019 году, пока что о них говорить рано. Однако знание и понимание подхода прошлых лет поможет вам уже сегодня выбрать верную стратегию для подготовки.

Как подготовиться к итоговому сочинению?

Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за одну ночь не получится. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы прислушаетесь к следующим рекомендациям:

  • постарайтесь накопить как можно более широкую базу литературных аргументов. Главная рекомендация тут только одна – побольше читайте. Конечно, каждый год тематика сочинений меняется, однако существует множество авторов, в произведениях которых можно найти примеры на все случаи жизни. Если не успеваете перечитать много книжек, действуйте с умом – понятно, что можно перечесть все тома «Войны и мира», а можно уделить время рассказам Антона Павловича Чехова или Ивана Бунина. Эти авторы отлично умели демонстрировать все тонкости человеческой натуры, а запомнить небольшой рассказ гораздо проще, чем объемное произведение;
  • читайте критические обзоры, в которых раскрываются герои тех или иных литературных трудов. Критики и составители хрестоматий обычно бьют «точечно» и «разжевывают» читателю все тонкости;
  • вам скучно постоянно читать? Тогда в свободное время смотрите видеолекции на тему литературы и глубинных проблем нашего мира, человеческой натуры и характера;
  • невероятную важность при подготовке имеет практика. Тут также можно дать только один главный совет – пишите сочинения, придерживаясь заданного разработчиками формата. В качестве тем берите те, что были в прошлом или позапрошлом году – многие темы перекликаются или могут быть подкреплены одними и теми же литературными цитатами.

Чем больше литературных трудов вы перечитаете, тем более широкую аргументацию сможете использовать при написании итогового сочинения

Как писать работу на аттестации?

Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:

  1. Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
  2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе. Если в теме нужно раскрыть опасность равнодушия, можно сформулировать логическую цепочку такого рода: «равнодушные люди обычно держатся в стороне; постепенно это приводит к замкнутости и одиночеству; в человеке все больше проявляется холодность и черствость; в итоге он может закрывать глаза на зло, позволяя свершиться страшным делам».
  3. Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
  4. Сформулируйте вступительную и заключительную части. Суммарно вступление и заключение не должны превышать 1/3 объема работы, поэтому для ввода в проблему вам хватит 70 слов. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).

Выпускное сочинение в России в этом году будут писать в четвертый раз, и «правила игры» уже можно назвать устоявшимися. Как и в прошлом году, все тематические направления будут основываться на сочетании двух полярных понятий, «столкновение» которых может стать поводом для серьезных размышлений - и привлечения самого разнообразного литературного материала (напомним, что сочинение носит метапредметный характер, но приведение примеров из литературных произведений является обязательным условием).

Тематические направления на 2017-2018 год, утвержденные специальным советом, 1 сентября были озвучены в телеэфире и опубликованы на официальном сайте ФИПИ. Список по традиции включает пять пунктов:

  • «Верность и измена»;
  • «Равнодушие и отзывчивость»;
  • «Цели и средства»;
  • «Смелость и трусость»;
  • «Человек и общество».

В рамках каждого направления возможны самые различные варианты трактовки темы - и спектр примеров из литературы чрезвычайно широк.

  1. «Верность и измена» . Эту тему можно трактовать очень широко - начиная от любви и брака и заканчивая верностью родине или собственным идеалам. Этика, психология и философия этих проявлений волнует многих - и привлекает литераторов всех времен и народов. «Гроза» Островского, «Тихий Дон» Шолохова, «Тарас Бульба» Гоголя, «Анна Каренина» Толстого, «Капитанская дочка» Пушкина… Даже если ограничиваться только русской классической литературой (что не является обязательным), выбор примеров, которые могут лечь в основу работы, очень широк.
  2. «Равнодушие и отзывчивость» . Эгоисты и альтруисты, демонстрирующие в отношении к окружающим «лед и пламень» души, встречаются на страницах книг достаточно часто, и осмысление их мотивов и поступков - богатая почва для размышлений. Героями сочинений на эту тему могут стать и «лишние люди» - такие, как Печорин или Онегин, и персонажи с горячими сердцами - например, Данко или Дон Кихот.
  3. «Цели и средства» . Цель может быть и благой, но все ли средства хороши для ее достижения? И допустимо ли в таком случае переступать морально-этические границы, и где находятся эти самые границы? Во многих произведениях отечественной и мировой литературы герои, реализуя свои жизненные устремления, оказываются перед сложным выбором и выбирают порой неподходящие средства. И часто в рамках одного и того же произведения мы можем встретить людей с разными стратегиями выбора. Например, Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского для того, чтобы уберечь сестру от брака по расчету, убивает двух человек, а Сонечка Мармеладова для спасения своей семьи жертвует своей чистотой. В части подбора материала это тематическое направление во многом пересекается с двумя предыдущими: измена становится способом достижения успеха или счастья в любви (как, например, у Андрия в «Тарасе Бульбе»), а равнодушие ведет к тому, что человек «разбрасывается» чужими судьбами для удовлетворения собственных прихотей.
  4. «Смелость и трусость» . Эти противоположные стороны человеческой натуры часто описываются на страницах литературных произведений. Это и Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», не послушавшийся голоса собственной совести и обвиненный Га-Ноцри в трусости; и Онегин, убивший на дуэли друга из опасения быть не понятым светом; и корнет Жерков в «Войне и мире», из-за трусости в Шенграбенском сражении гибнет множество людей. Часто в литературных произведениях смельчаки и люди, слабые духом, противопоставлены друг другу - так, как Гринев и Швабрин в «Капитанской дочке».
  5. «Человек и общество» . Их взаимодействие - еще один крайне популярный в литературе вопрос. Личность и социум, влияя друг на друга, могут находиться в самых разных взаимоотношениях: от полной гармонии до острого конфликта. Эти взаимодействия и их последствия в той или иной форме затрагивали практически все писатели. В лирике Лермонтова герой-романтик страдает от одиночества среди бездушия и несправедливости; у Достоевского «бедный человек» оказывается раздавленным обществом; у Грибоедова Чацкий и Фамусов оказываются антиподами- один резко отрицает «законы света», другой - растворяется в них.

Какими будут формулировки тем итогового сочинения

Формулировки тем сочинения держатся в секрете, и станут известны только за четверть часа до начала испытаний. Чтобы избежать «утечки информации», для каждого часового пояса России будет подготовлен особый комплект заданий. В каждом из них будут представлены все пять направлений, однако формулировки будут более узкими.

Конечная тема сочинения всегда формулируется в форме вопроса «на размышление», посвященного одному из аспектов проблемы, иногда участников просят выразить свое согласие или несогласие с каким-либо афоризмом на заданную тему. Например, в прошлом году в рамках противопоставления дружбы и вражды подросткам предлагалось подумать над такими вопросами:

  • может ли дружба стать причиной разочарования,
  • всегда ли противоречия между людьми приводят к вражде,
  • почему возникает вражда,
  • всегда ли в возникновении вражды между людьми виноваты они оба;
  • препятствуют ли дружбе различия характеров или несходство взглядов.

В любом случае требований раскрыть тему на примере творчества какого-либо конкретного писателя в формулировке не содержится. Авторы сочинения могут использовать для подтверждения своей точки зрения примеры из произведений по собственному выбору, при этом ограничиваться только отечественной классикой совершенно необязательно - можно обращаться и к зарубежной литературе, и к творчеству современных писателей, и к детским книгам. «Голодные игры» Сьюзен Коллинз или популярнейшая эпопея о Гарри Поттере - все это может фигурировать в сочинении, при условии, конечно, что речь пойдет все-таки о литературном первоисточнике, а не об экранизациях.

Исчерпывающего списка «правильных ответов» также не существует. Главная задача сочинения - проверить умение выпускников рассуждать, формулировать собственную точку зрения. А возможность широкого выбора литературных произведений для подкрепления собственного мнения является обязательным условием для любой темы, включенной в список.

Критерии оценки итогового сочинения

Система проверки сочинения - очень мягкая. Итоговой оценкой становится «зачет» или «незачет», при этом школьники, которым в декабре не удалось написать сочинение с первого раза, будут иметь возможность переписать его в феврале или мае. То же самое касается тех, кто не смог написать работу по уважительной причине.

Работа оценивается по пяти критериям:

  • соответствие заданной теме,
  • аргументация и привлечение литературного материала (должны быть отсылки хотя бы к одному произведению);
  • композиция (наличие введения, заключения и основной части);
  • качество речи (умение внятно и ясно выражать свои мысли в письменном виде);
  • грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

При этом критерии оценки очень мягкие - так, например, по последним двум критериям «незачет» выставляется только в том случае, если количество ошибок столь велико, что это мешает пониманию текста.

Первые два критерия считаются основными - если работа написана не по теме или в ней не упоминается ни одно из литературных произведений, сочинение дальше не проверяется. Кроме того, для того, чтобы работа была «зачтена», необходимо, чтобы ее объем составлял не менее 250 слов (рекомендуемый объем - от 350), а текст был написан самостоятельно. Если участника «поймали» на плагиате (даже в ситуации, когда он не списывал с бумаги или экрана электронного устройства, а воспроизводил по памяти заученное близко к тексту сочинение из сборника) - такая работа не будет оцениваться. Цитировать тексты по памяти с указанием источника, разумеется, разрешается - однако совокупный объем цитат не должен превышать объемы текста, написанного самостоятельно.

Школьники, получившие «зачет» по итоговому сочинению, допускаются к сдаче ЕГЭ. На результаты ЕГЭ по русскому или литературе сочинение не влияет - однако при поступлении в некоторые вузы (как правило, гуманитарной направленности) за хорошо написанное сочинение можно получить дополнительные баллы. В таких случаях работа повторно проверяется экспертами, назначенными вузом.

Даты итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

Подавляющее большинство выпускников будут писать итоговое сочинение 6 декабря 2017 года . Те, кто не справился с задачей с первого раза или проболел основную дату, смогут наверстать упущенное 7 февраля - в день, предназначенный для пересдачи. Последняя, третья попытка назначена на 16 мая .

В последние две даты сочинение могут писать не только школьники, но и выпускники прошлых лет. Для тех, кто уже имеет аттестат о полном среднем образовании, сочинение не является обязательным условием допуска к ЕГЭ - как правило, его пишут лишь те, кто рассчитывает на дополнительные баллы при поступлении.

По всей территории России установлено единое время для начала испытания - 10.00 по местному времени . На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут - этого времени более чем достаточно для того, чтобы написать текст нужного объема. В конечном счете многие участники сдают работу досрочно.

В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2017 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2017, так и летом 2018 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Темы прошлых лет

Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.

Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

  • Время.
  • Любовь.
  • Путь.
  • Год литературы в России.

А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

  • Разум и чувство.
  • Опыт и ошибки.
  • Честь и бесчестие.
  • Победа и поражение.
  • Дружба и вражда.

Зачем понадобилось итоговое сочинение?

Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?

  • Чтобы воспитать личность школьника.
  • Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
  • Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.

Как грамотно написать сочинение?

Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
Композиция итогового сочинения:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  1. Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
  2. После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.

Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.

Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!

Как можно меньше «лить воды»

Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.

Третья часть – заключение . Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

Самая короткая часть – это заключение.

Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

Как выбрать тему?

Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:

  • какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
  • какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
  • формулировка темы должна быть понятна;
  • сделать выбор в пользу какой-либо темы.


Порядок работы

Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.

Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.

После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.

Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.

По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:

  1. Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
  2. Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:

Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

О времени и результатах экзамена

На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!

Всем учащимся 11 классов по окончании учебного года предстоит сдавать самый важный экзамен, от результатов которого будет зависеть его дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. ЕГЭ заставляет 11-классников испытывать сильное волнение, да и родители этих детей также волнуются за их результаты. Чем больше баллов при ЕГЭ наберет школьник, тем проще ему будет поступить в престижный вуз на востребованную специальность. Не стоит забывать, что высокие показатели единого государственного экзамена могут стать билетом на возможность поступления на бюджетное место в Вузе. Следовательно, учащийся будет вправе в процессе своей учебы рассчитывать на получение стипендии.
Однако, к участию в ЕГЭ требуется получение соответствующего допуска. Помимо письменного заявления, лицам, имеющим неуды либо прогулы необходимо исправить ситуацию. Также перед ЕГЭ всеми 11-классниками пишется итоговое сочинение по русскому.

На допуск к единому государственному экзамену вправе рассчитывать:
1. Учащиеся, окончившие 11 классов раньше 17-18 годов.
2. Лица, окончившие школу в 2018.
3. Ученика, обучающиеся по программе средней школы за рубежом.
4. Лица, обучающиеся по программе семейного образования. Категория лиц, занимающаяся самообразованием, саморазвитием. Данной категории детей требуется подать письменное заявление на сдачу ЕГЭ за 90 дней до начала экзамена.

Существует определенная категория учащихся, которая вправе сдавать ЕГЭ в добровольной форме:
1. Лица, имеющие проблемы по здоровью (при этом данным факт должен быть документально подтвержден), помогающие в обучении деток инвалидов.
2. Категория лиц, прошедших обучение в исправительных учреждениях либо в местах лишения свободы.
3. Учащиеся, прошедшие программу профессионального обучения.