Почему мы не помним детство. Почему мы не помним прошлые жизни и раннее детство

Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег - тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого. Самые драматичные моменты в жизни - день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду - большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?

Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.

Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?

Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.

Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.

Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» - выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» - и принялся запоминать тысячи их.

Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.

Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.

Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие - не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.

Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.

Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.

«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.

Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.

Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.

«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».

«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».

Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.

Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.

Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации - как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.

Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве - и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.

Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.

При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.

Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их - они становятся словно воспоминаниями», говорит она.

Воображаемые события

Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.

Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.

Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.

Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом - эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.

Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.

Все мы слышали о таком явлении как Реинкарнация. Кто-то читал об этом в книгах, кто-то видел об этом фильмы, слышал от знакомых, но в большинстве своём на этом часто заканчивается знакомство и разбор данного понятия. А ведь понимание данного явления и процесса играет важную роль для каждого из нас.

Кто-то может, спросит, зачем это нужно знать и какая в этом польза? Польза на самом деле огромная. У нас как будто отбили тягу и стремление к знаниям, интерес к познанию себя и окружающего мира. Ведь каждый человек должен задать себе вопрос: Кто я, для чего я живу, и что будет потом? Люди должны увидеть более глубокий смысл жизни, нежели удовлетворение своих физических потребностей на уровне существования. Жизнь человека это не просто прозябание как нам пытаются внушить. У человека есть этот естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы, но социальная среда делает всё возможное, чтобы не дать этому реализоваться.

Так вот на вопрос «Что будет потом?» отвечает, в том числе такое явление как реинкарнация. Точнее она отражает в себе ответ, да есть и другие источники ответа. По сути, в каждой религии есть этот ответ. Явление перевоплощение душ рассматривается в большинстве индийских религий, но хочется обратить внимание, откуда у индусов появились знания об этом, и какого они были качества. Сами индусы знают, что знания - Веды, в том числе и о перевоплощении, им передали белые люди с севера. Индусы не кричат об этом на каждом шагу, а пытаются выдать за своё. А какая страна находится севернее Индии и что это за белые люди, думаю не трудно догадаться. Оказывается, не является для нас чужим это знание о перевоплощении.

Что же говорят другие религии о том, что будет с человеком после смерти? Взять, например, христианство. Ответ на этот вопрос в данной религии таков - человек попадает после смерти либо в ад, либо в рай, т.е. на этом жизнь в физическом теле по понятиям христианства заканчивается, и душа попадает туда куда заслужила. Но мало кто знает, что идея реинкарнации ранее была и в христианстве и была исключена из своей доктрины только в 1082 году на очередном Вселенском соборе.

Вот, например, фрагмент из Евангелие от Иоанна глава 9 стих 2:

«Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: «Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»

Отсюда следует, что ученики Иисуса знали, что на будущее воплощение повлияет качество жизни человека, и о том, что перевоплощение душ является естественным процессом. Получается, что в прошлом идеи реинкарнации придерживалась большая часть мира, если не сказать вся. Так почему вдруг в том же христианстве исключили это понятие? Неужели явление перевоплощения стало таким несостоятельным, что все позабыли про него? Неужели нет фактов подтверждающих это? Есть и немало. Взять, например, книгу Яна Стивенсона «Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях». Автор, занимаясь этим вопросом почти тридцать лет, собрал огромное количество фактов. Получается, что и в прошлом у народов мира были основания верить в реинкарнацию, так же как и в настоящее время полно свидетельств этого «феномена». Так почему же нам внушают явно противоположное - что человек живёт только один раз, а потом в лучшем случае в рай или в ад?

Посмотрим, что говорят известные люди, занимавшиеся в той или иной степени познанием мира, ища ответы на столь важные вопросы. Вот что говорит писатель Вольтер на эту тему:

«Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного».
А вот слова Артура Шопенгауэра:

«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение - это первое вступление в жизнь».
Слова этих людей заставляют нас задуматься о понимании реинкарнации или отрицании её. Зная, что реинкарнация существует, человек будет сознательно приобретать и накапливать в себе лучшие качества, стремиться получить положительный опыт, новые знания и понимание, чтобы в следующей жизни продвинуться ещё дальше. И наоборот, отвергая, человек в неведении может наломать дров, за что потом придётся расплачиваться в следующем воплощении или вообще выпасть из круга воплощений, что часто происходит при самоубийстве и при других нарушениях законов природы. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

И тут стоит задать вопрос: «Кому это выгодно?» Кому выгодно чтобы люди просуществовали пустоцветом свои жизни, не реализовав себя и своего предназначения, а часто ещё и наработали себе проблемы, которые потом надо будет расхлёбывать? Вспомним, что идеология является мощнейшим оружием в тёмных руках. При каждой смене власти в государствах менялась идеология, устанавливалась та, которая была выгодна тому или иному правителю. Народу часто приходилось только принимать, то, что за него кто-то решил, часто навязывали силой и постепенно люди забывали всё старое и верили в полную противоположность как по велению волшебной палочки. Так постепенно забылось всё важное, что человек знал и осознавал, в том числе идея реинкарнации.

Хочется ещё обратить внимание на то, для чего существует перевоплощение, на чём основаны некоторые его механизмы. Видимо душе или если сказать по-другому сущности, требуется физическое тело для накопления опыта на определённом этапе развития, иначе сущность не воплощалась бы вновь и вновь. И здесь интересен момент, почему человек, рождаясь в новом теле, не помнит о своих предыдущих воплощениях. Нам якобы кто-то закрыл память, чтобы мы не пошли уже по проторенной дорожке, а пошли новым путём, так как предыдущий путь видимо оказался не столь верным. Получается, даже сама природа располагает нас в этом моменте к развитию.

Рассмотрим фрагмент из книги Николая Левашова «Сущность и Разум» том 2:

«Следует отметить, что в большинстве случаев информация о предыдущих воплощениях не доступна человеку в течение жизни. Это связано с тем, что запись информации происходит на качественных структурах сущности. И для того, чтобы «прочитать» эту информацию, человек в новом воплощении должен достичь такого же уровня эволюционного развития, что был в предшедствующей или предшедствующих жизнях. И только, когда человек при своей жизни эволюционно продвинулся дальше, чем в какой-либо из предыдущих жизней, возможно открытие и прочтение всей информации, накопленной сущностью за всю историю её существования.»

А как же человек продвинется дальше, если он и не знает, что ему это нужно, точнее ему так внушили. Иллюзия того, что мы живём один раз - губительна для процесса развития. Таким образом, создаётся благоприятная почва для различных манипуляций и ловушек. Особенно для молодёжи, когда подсовывается подмена понятия свободы, выставляя её как распущенность и вседозволенность. Такие лозунги как: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было стыдно вспомнить» – являются следствием социальной болезни, которая возникла в результате украденного мировоззрения и понимания законов природы. Следуя логике: «живём один раз – надо всё успеть», и человек без понимания и должного воспитания пускается во все тяжкие в погоне за удовольствиями, развлечениями и мнимым счастьем. А счастье всё не наступает и не наступает.

Всё это отрицательно отражается не только на отдельной личности, но и социуме в целом. Людей преднамеренно лишили стержня, который помог бы им устоять перед многими соблазнами. Людей приучили к пассивности. При идеологии единственной жизни страх смерти, страх получения проблем, потеря работы, денег, дома довлеет над человеком, но, если человек будет знать о перевоплощении и законах кармы, то ситуация в корне изменится. Страшнее не умереть, а переступить через такие понятия как совесть и честь. Человек лишний раз подумал бы, прежде чем совершать преступление, ведь потом придётся отрабатывать в следующем воплощении. Ведь покаяние не исправит ситуацию и нет того кто бы искупил за нас все грехи человечества. Представьте, каким могло быть общество, если бы в нём преобладало правильное мировоззрение.

Тогда человек становится сам ответственным за свою жизнь. Несправедливость в обществе воспринимается уже не как чье-то наказание или испытание, а как то, с чем человек сам вправе справиться. Не откладывая при этом свои пороки в дальний ящик, а начиная с ними работать, меняя при этом себя и своё будущее, будущее своего народа и общества в целом. У человека появляется ответственность за каждый свой поступок и помысел. При этом он сознательно нарабатывает положительные качества не только для себя, но и для своих будущих потомков, желая им оставить добро, а не проблемы. А ведь когда-то всё это было, нам нужно лишь вспомнить и разобраться. В заключение приведу слова Эдуарда Асадова:

Человеком мало родиться им ещё надо стать.

Вы не поверите, но мне знакомые рассказывали, что их дети до 2-3-хлетнего возраста помнили не только как родились , но и как они там на небе видели свою маму.

Были это детские фантазии или реальные воспоминания, сказать трудно. Но мозг человека устроен так, что большую часть информации до 5-тилетнего возраста мы почти не помним.

Причем случается так, что мы можем помнить какое-то яркое событие всю жизнь. Причем это событие могло произойти, когда вам еще и года не было. Так, например, я хорошо помню как меня крестили в полугодовалом возрасте.

Почему же взрослые не помнят, как появились на свет?

По одному из мнений ученых, считается, что у человека есть долговременная и кратковременная память. Так вот психологически сложный и опасный момент родов блокируется и относится к кратковременной памяти.

Да вы и сами, наверное, часто слышали о том, что многие люди забывают какие-то опасные моменты, угрожающие жизни, которые с ними происходили.

Вообще период детства до 3-х лет, а не только сами роды, не помнят даже дети в возрасте 5-7 лет. Этот период еще называют "младенческой амнезией".


  • Также есть мнение, что мы не можем вспомнить момент родов, так как в этот период жизни ребенок еще не разговаривает. То есть нервные клетки не могут объединить воспоминание со словами.

А вообще мозг человека до сих пор мало изучен . Поэтому многие процессы, связанные с памятью, ученым пока не подвластны. Также как, например, объяснить такое явление, как человеческий сон.

Тем не менее некоторые индивидуумы пытаются вспоминать свою младенческую жизнь и момент рождения с помощью процедуры гипноза. Хотя пока это практически никому не удавалось.

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Во сне нам удаётся преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия, побывать в неведомых странах и даже влюбиться, но, как правило, с пробуждением ночные приключения растворяются в сознании. Так как же возникают наши сны, и почему так бесследно стираются из памяти, и можно ли удержать в памяти сновидение со всеми подробностями? Специалисты провели множество исследований и теперь стали на шаг ближе к истине.

Почему мы засыпаем

Наверняка вы не раз замечали, что момент «засыпания», когда происходит отключение от реальности, отследить невозможно. Так как же мы всё-таки засыпаем? Учёные из Швеции пришли к выводу, что засыпаем мы в тот момент, когда в работу вступают мозговые центры, находившиеся в состоянии покоя в дневное время. А американские специалисты заметили, что важную роль играет недостаток дневного света, который переводит наши биологические часы на ночное время за счёт выработки мелатонина, гормона сна. В любом случае, к единому мнению специалисты из разных точек мира так и не пришли. Существует даже мнение, будто человек засыпает из-за накопления в организме в течение дня некоторых продуктов обмена веществ.

Все спят одинаково

Все люди спят абсолютно одинаково, и абсолютно одинаково не могут обходиться без сна. Мы забываем сны, потому что наш мозг как компьютер, у которого возникает несовместимость с теми или иными файлами – проблема кодирования; скажем, тоже самое, когда мы не можем загрузить какое-то нестандартное по формату видео на YouTube.

По последним исследованиям, все наши сны, даже если мы ощущаем их как очень длинные или их несколько за ночь, – длятся очень короткий срок в реальности – несколько секунд до пробуждения (не обязательно утреннего, проснуться вы можете и посреди ночи). То есть все наши полёты во сне, невероятные путешествия и великие любови проносятся в настоящем времени с невероятной скоростью. Это обстоятельство мешает нам помнить наши сновидения во всех подробностях, а иногда и вовсе стирает картинку из памяти. Наш мозг в состоянии запомнить максимум три сна в неделю и то – совсем нечётко.

Согласно исследованиям, те сны, которые нам запоминаются ярче всего, отображают наши реальные мечты. Что же такое сон, окончательного решения учёные так и не нашли, но по умолчанию сон можно назвать кодированием повседневной информации и грёз в наше подсознание.

Две фазы сна

Во сне наш организм, как глобальная машина, начинает работать в совершенно ином режиме. Так, например, состояние сна делится на две фазы: медленная и быстрая. Медленная составляет от 75 до 80% от всего времени нашего отдыха, в этот период обычно активные во время бодрствования процессы замедляются, сердце бьётся реже, становится более редким дыхание, уменьшается активность пищеварительной системы, снижается температура тела. Более того, предельно расслабляются и мышцы – этот процесс, кстати, можно заметить ещё перед погружением в сон – наверняка вы замечали, как время от времени подёргиваются наши конечности. По большей части, рефлекторным движениям подвержены спортсмены и танцоры – их мышцы днём претерпевают гораздо большую нагрузку, нежели у других, «обычных» людей.

Что касается быстрой фазы, то здесь всё происходит наоборот: биение сердца учащается, поднимается давление. Многие учёные уверены – именно в период быстрой фазы, в нашем мозгу происходит переработка информации, поступившей за минувший день. Сны, надо сказать, могут сниться нам и в быстрой и в медленной фазе, правда, они очень отличаются друг от друга. В быстрой мы видим яркие, эмоционально окрашенные сновидения, порой не поддающиеся расшифровке – иными словами, набор картинок. А вот в медленной фазе сны становятся куда более осмысленными, реалистичными, максимально приближенными по содержанию к периоду бодрствования, именно поэтому, в медленном сне порой бывает невозможно отличить сновидения от яви. Зато, если разбудить человека на стадии быстрого сна – он, вне всяких сомнений, в мельчайших подробностях запомнит свой сон. А в медленной - нет.

Откуда берутся наши ночные кошмары

Ночной кошмар - это всегда плохо, иными словами, если вы слишком часто видите плохие сны, можете быть уверены, ваш организм подаёт вам тревожные сигналы. Как правило, систематические кошмары свидетельствуют о неврозе, повышенной эмоциональности и других расстройствах психики. «Случайные» кошмары – признак переутомления, стресса. Неприятные сны могут сниться как в быстрой, так и в медленной фазе. Дело лишь в том, что находясь в быстрой фазе, вы, как правило, можете отдавать себе отчёт в том, что вы спите, кошмар вам привиделся,. Более того, осознаете вы это настолько, что усилием воли можете заставиться себя проснуться.

Что до медленной фазы, то здесь всё гораздо сложнее. Поскольку сны наши в медленный период становятся более реалистичными, меняется и восприятие, а значит, уговорить себя проснуться не всегда получается.

Но условно хорошая новость заключается в том, что львиную долю своих ночных кошмаров вы уже отсмотрели. Оказывается, дети подвержены страшным сновидениям куда сильнее, чем взрослые. Учёные доказали, что с 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь. И это повод относиться к нашим детям и их ночным случайным слезам еще чуточку внимательнее.

Чёрно-белые сны

Оказывается, не все люди могут видеть цветные сны. Однако, счастливчиков, у которых сновидения всегда монохромны, совсем немного. Исследования, проведённые с 1915 года до пятидесятых годов 20-го века, говорят, что среди зрячих людей 12% видят исключительно чёрно-белые сны. С 60-х годов картина изменилась. Сегодня чёрно-белые сны видят 4,4% людей.

Несколько интересных фактов

Нам снится только то, что мы видели. Порой, в наших сновидениях возникают совсем незнакомые лица. На самом деле, как бы парадоксально это ни звучало – во сне мы видим исключительно то, что знаем. Только представьте – за день мимо нас проходят сотни людей, и каждое увиденное лицо отпечатывается в нашем подсознании – в реальности мы быстро забудем «ненужную» информацию, а вот во сне мозг вполне может услужливо подсунуть её нам.

Сны видят все здоровые люди. Всем людям (кроме разве что больных, с серьёзными изменениями психики) снятся сны, однако, согласно исследованиям, мужчины и женщины видят сны по-разному. Мужчинам в основном снятся представители своего пола, женщины же во снах видят представителей обоих полов в примерно одинаковой пропорции.

Слепым тоже снятся сны. Если человек потерял зрение уже после рождения, на протяжении всей жизни ему могут сниться картинки «из прошлой жизни», что же касается тех, кто страдает недугом с колыбели – то их сновидения наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.

Сны предотвращают невроз. Сновидения являются отражением наших желаний - как сознательных, так и подсознательных. Именно сны помогают оберегать нашу нервную систему. Относительно недавно команда психологов провела эксперимент: группе добровольцев позволили спать по восемь часов в сутки, однако, будили их всякий раз, когда наступал период сновидений. Спустя непродолжительное время волонтеры начали галлюцинировать в обычное время суток, нервничать без причины, проявлять агрессию.

Психические отклонения можно диагностировать с помощью снов. Несколько лет назад популярный журнал «Neurology» представил данные о том, что такие психические заболевания, как болезнь Паркинсона и шизофрения, ещё задолго до своего первого реального проявления дают о себе знать в снах. Дело в том, что больным с этими заболеваниями, причина которых кроется в нейродегенеративных расстройствах, постоянно снятся кошмары, для которых особенно характерны царящие в сновидении крики, удары, плач и стоны.