Положение политико правового учения митрополита иллариона. Политическое учение митрополита иллариона. Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

Политическое учение митрополита Иллариона

Первый русский собственно политический трактат – «Слово о Законе и Благодати» – был написан в 11 в. киевским митрополитом Илларионом . Характеристика этого религиозного мыслителя в летописи весьма лаконична: «Ларион муж благ, книжен и постник». О его биографии известно также немного: Илларион служил священником в княжеской резиденции, селе Берестове близ Киева. В 1051 г. он занял высшую должность в Киевской церкви («Постави Ярослав Лариона митрополитом русине в святой Софии, собрав епископы»). Примечательно, что до него этот пост занимали только греки, что позволяет толковать его назначение как демонстративный акт, утверждающий независимость русского клира от опеки Константинополя.

Произведение Иллариона («Слово») написано белым стихом в форме церковной проповеди и является образцом торжественного религиозного красноречия. «Слово» состоит из трех частей. В первой рассказывается о возникновении христианства и его утверждения в борьбе с иудаизмом. Вторая часть повествует о распространении христианства на Руси, и третья – воспевает князей Владимира и Ярослава (в крещении – Василия и Георгия). Всю мировую историю Илларион делит на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский (Моисеев закон) и христианский (достижение истины). Таким образом, русский богослов предлагает распространенный в его эпоху богословский взгляд на мировую историю.

Главная тема «Слова» - выяснение взаимоотношений Закона и истины. При этом понятие «закон» употребляется Илларионом одновременно в теологическом и в юридическом значении: как воплощение чужой высшей воли: Бога или своего Господина (в данном случае государя). Помимо того, закон – это и еще жесткие нормы поведения, содержащиеся в Ветхом Завете. Поэтому политические и юридические моменты в учении Иллариона перемешаны. Они таковы:

1) Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства и не готовы к полноценному восприятию божественной Благодати и истины;

2) Законы необходимы, поскольку благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления;

3) Но вместе с тем закон подчиняет народы и разобщает их, возвышая одни народы и принижая другие – т.е. предполагает несвободу и рабство людей. Именно поэтому столь далека от совершенства жизнь ветхозаветных иудеев;

4) Замена Закона (жестких правовых ограничений Ветхого Завета или просто государственной власти) Благодатью возможна лишь после достижения христианином высокого нравственного состояния и постижения им Истины Нового Завета («уже не теснится человечество в законе, а в благодати свободно ходит»);

5) После прихода Христа все живущие на земле народы равны, а время богоизбранности еврейского народа прошло («Ибо иудеи о земном радели, христиане же – о небесном»);

6) Русское государство занимает равноправное и достойное положение среди других западных и восточных стран; она «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли»;

7) Власть князя является воплощением божественной воли и продолжением «Божественного царства», что обязывает его обеспечивать труд, мир и хорошее управление своей землей. Естественно, что выполнение этой миссии требует от князя высокого морального облика.

Политические идеи Илариона Киевского.

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда),принятием христианства, созданием национальной письменности , на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало «Слово о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий Ярослав , сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Вероятно, все эти обстоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава, нарушившего установленные правила поставления митрополитов «из греков» и по благословению патриархата, ибо он в 1051 г. самовольно «поставил... Лариона митрополитом, русина

родом, в Святой Софии, собрав епископы». Летопись характеризует Илариона как человека образованного, ведущего постную жизнь.

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники

Иларион назвал свое произведение сложно: «О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю

землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче». В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики более поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати». Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной

власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства. Источником верховной власти митрополит считал Божественную волю. Великого князя он называет «причастником и наследником небесного царства», получившим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир «славен происхождением», а Ярослав «наместник Владимиру». Тот, кто «от славных родится», «от детские младости» приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке

его к занятию высшей политической деятельностью. Власть и государство в понимании Илариона едины, «как Троица едина в трех лицах», притом «нераздельна и неслиянна». Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним «богатством добрых дел». Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти.

Иларион просит Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу «единодержец земли своей », которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в «Слове о Законе и Благодати» занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей

за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли». Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в

пределах закона («землю свою пасуще правдою»). Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны («ратные прогони, мир утверди,

страны укороти», а некоторым даже и «отгрози»). Понятие «грозы», которое Иларион первым вводит в политическую теорию в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховной власти, обозначает у него могущество верховной

власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях сохранения мира. В обязанности князя входит и организация хорошего управления («...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди»). Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности . Для ее разрешения он

использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда . В силу характерной для Средних веков нерасчлененноститеологических и юридических категорий закон понимался какбожественное веление, сформулированное богоизбранной личностью (Законы Моисея, Законы Мохаммада и т. д.). Иларионупотребляет этот термин в теологическом и юридическом значениях, понимая под ним жесткое предписание, обязательностьисполнения которого гарантируется принудительной силой. За-

кону подчинены внешние поступки людей, причем на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законопослушной жизни «племя Авраамово», дав им законы, начертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д. По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Иларион рассматривал как «предтечу и слугу Истины и Благодати». Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом Учении и запечатленной в Евангелиях; поэтому и люди, воспринявшие это учение и реализующие его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь Истины. Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу , приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия. В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Благодать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее «зависит начало веры», но сохранить ее возможно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек может в том случае, если он «не будет подвигаться во всех добродетелях внутренне и внешне». Благодать, таким образом, одновременно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать учение Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно. В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его. У Илариона тоже Закон - лишь ступень к познанию Истины, в которой воплощена христианская нравственность. В его сопоставлении Закона и нравственности явное предпочтение отдается нравственным критериям, определяющим поведение человека в обществе. Недостаточность Моисеевых законов Иларион находит еще и в том, что они охватывают узкий круг людей -только «племя Авраамово» и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа (Истины) заключается в распространении его на все края земные и на всех живущих в них людей, независимо от их национальности (эллины, иудеи или иные народы)

Первым русским политикоправовым трактатом стало ≪Слово о Законе и Благодати≫ созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия. Иларион был лицом близким к великому князю Ярославу Мудрому разделявшим его реформаторские планы и видимо даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том что Церковный Устав ≪князь великий Ярослав сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом≫.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


№4

Политические идеи Илариона Киевского.

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменности , на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало ≪ Слово о Законе и Благодати≫, созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том, что Церковный Устав ≪князь великий Ярослав , сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом≫. Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Вероятно, все эти обстоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава, нарушившего установленные правила поставления митрополитов ≪из греков≫ и по благословению патриархата, ибо он в 1051 г. самовольно ≪поставил... Лариона митрополитом, русина

родом, в Святой Софии, собрав епископы≫. Летопись характеризует Илариона как человека образованного, ведущего постную жизнь .

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники

XIII-XVI вв.

Иларион назвал свое произведение сложно: ≪О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю

землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче≫. В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики более поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати». Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной

власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства. Источником верховной власти митрополит считал Божественную волю. Великого князя он называет ≪ причастником и наследником небесного царства≫, получившим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир ≪славен происхождением≫, а Ярослав ≪наместник Владимиру≫. Тот, кто ≪от славных родится≫, ≪от детские младости≫ приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке

его к занятию высшей политической деятельностью. Власть и государство в понимании Илариона едины, ≪как Троица едина в трех лицах≫, притом ≪нераздельна и неслиянна≫. Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению (≪за труд паствы людей его≫). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним ≪богатством добрых дел≫. Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти.

Иларион просит Бога ≪умудрить бояр≫, так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу ≪ единодержец земли своей ≫, которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в ≪Слове о Законе и Благодати≫ занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным (≪острым умом≫), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей

за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует ≪не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли≫. Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в

пределах закона (≪землю свою пасуще правдою≫). Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны (≪ратные прогони, мир утверди,

страны укороти≫, а некоторым даже и ≪отгрози≫). Понятие ≪грозы≫, которое Иларион первым вводит в политическую теорию в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховной власти, обозначает у него могущество верховной

власти, способной ≪отгрозить≫ врагам родной земли в целях сохранения мира. В обязанности князя входит и организация хорошего управления (≪...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди≫). Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности . Для ее разрешения он

использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда . В силу характерной для Средних веков нерасчлененности теологических и юридических категорий закон понимался как божественное веление, сформулированное богоизбранной личностью (Законы Моисея, Законы Мохаммада и т. д.). Иларион употребляет этот термин в теологическом и юридическом значениях, понимая под ним жесткое предписание, обязательность исполнения которого гарантируется принудительной силой. За-

кону подчинены внешние поступки людей, причем на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законопослушной жизни ≪племя Авраамово≫, дав им законы, начертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д. По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Иларион рассматривал как ≪предтечу и слугу Истины и Благодати≫. Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом Учении и запечатленной в Евангелиях; поэтому и люди, воспринявшие это учение и реализующие его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь Истины. Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу , приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия. В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Благодать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее ≪зависит начало веры≫, но сохранить ее возможно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек может в том случае, если он ≪не будет подвигаться во всех добродетелях внутренне и внешне≫. Благодать, таким образом, одновременно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать учение Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно. В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его. У Илариона тоже Закон — лишь ступень к познанию Истины, в которой воплощена христианская нравственность. В его сопоставлении Закона и нравственности явное предпочтение отдается нравственным критериям, определяющим поведение человека в обществе. Недостаточность Моисеевых законов Иларион находит еще и в том, что они охватывают узкий круг людей —только ≪племя Авраамово≫ и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа (Истины) заключается в распространении его на все края земные и на всех живущих в них людей, независимо от их национальности (эллины, иудеи или иные народы)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2946. Социально – политические идеи Просвещения 7.63 KB
Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов государей руководителей государств полагая что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных. Идейные течения Просвещения отражали процесс становления и укрепления капиталистических общественных отношений.
3169. Политические идеи Гавриила Бужинского 19.79 KB
В 1706 Бужинский был вызван Стефаном Яворским в Москву, где стал учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 Бужинский был пострижен в монахи, а в 1709 назначен префектом Славяно-греко-латинской академии. Стал известен как проповедник имп. Петру I, который в 1714 вызвал Бужинского в Петербург, в Александро-Невский монастырь
3096. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского 9.13 KB
Сатирический критицизм пацифизм антиформализм и антисхоластицизм Эразма. Теологические идеи Эразма Роттердамского Умозрительнобогословские построения схоластики были глубоко чужды и враждебны Эразму. Принцип самопознания как стержень личностного сознания и поведения становится основным в проницательных психологических анализах Эразма.
19394. Политические идеи европейского социализма о равенстве и свободе 18.42 KB
Исходя из принципов естественного права согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие на труд участие в делах общества и государства мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Особый антибуржуазный смысл разработка вопросов власти государства и права приобретает в рамках такого общественного движения каким явился социализм. Общая характеристика развития политической мысли...
13817. Политические идеи М.М. Сперанского в контексте политической практики 26.69 KB
Сперанский об органичном соединении традиции и новации в модернизационном процессе. Сперанский был выдающимся реформатором осознавая коренной изъян российской действительности неразвитость правового начала власти он стремился к утверждению престола не на сне народа и очаровании предрассудков но на твердых столпах закона и всеобщего порядка...
3353. Политические идеи раннего христианства. Отношение к светской власти 8.49 KB
Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. Процесс становления церковной иерархии епископата и единой церкви канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей отклонявшихся от истинного вероучения.
3337. Политические идеи Ивана Хворостинина, Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева 31.07 KB
Авраамий Палицын в миру Аверкий Иванович известный деятель Смутного времени. При Василии Шуйском с которым у Авраамия Палицына повидимому уже давно установились хорошие отношения он был избран лаврским келарем в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором Москве. Хотя Авраамий Палицын и пользовался большими милостями со стороны Шуйского решившего например в его пользу в противность Судебнику одно его старое дело но он видимо не стесняясь этим завязал хорошие отношения...
2268. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ 37.71 KB
Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества нации класса политической партии. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы люди должны объединяться в группы интересов: политические партии общественные движения и др. Свои особые интересы могут иметь государственные институты политические.
2978. Либеральные и консервативные идеи А. де Токвиля 9.13 KB
Политическая концепция Алексиса де Токвилль 1805 – 1859 гг. Возможность гипертрофированного усиления центральной власти Токвилль связывает с конкретными историческими условиями: характером демократической революции остротой классовой борьбы поляризацией политических сил революционными традициями масс ит. Токвилль различает два вида централизации: правительственную и административную. Токвилль признается что не всегда может подобрать достаточно точное определение для характеристики режима возникающего в его воображении.
3617. Политико-правовые идеи софистов 7.8 KB
Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее осуждение рабства признание естественных прав человека равенства всех людей и т. “Естественное равенство†софистов отнюдь не исключало рабства по “закону†или “умственному превосходствуâ€. Положение Алкидаманта процитированное выше содержит не осуждение рабства а полемический выпад против аристократических теорий в которых рабство обосновывалось ссылками на природу. Отрицание варварства и рабства по природе было выгодно прежде всего торговопромышленной прослойке состоявшей из...

Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси.

Политико-правовые учения в Киевской Руси и Московском государстве.

Тема 15.

15.1 Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси.

15.2. Политико-правовые воззрения Иллариона, Владимира Мономаха и Даниила Заточника.

15.3. Политико-правовая мысль Московского государства.

В целом вопрос изучен в курсе «История государства и права России». Повторение касается ряда тезисов:

Киевская Русь (Русская земля) просуществовала с IX до сер. ХП вв. Государственная власть (по сравнению с Западной Европой) играла более значимую роль. Православие существенно повлияло на политико-правовую мысль. Первым письменным источником права Киевской Руси считаются договоры Руси с Византией (912,945 гг. дошедшие до нас только в списках XIV века). Наиболее значительные источники: «Русская Правда» (Пространная, Сокращенная...) и церковные уставы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; уставы и уставные грамоты князей; сборники византийских правовых установлений («Номоканон» и др.)

Идея святости человеческой жизни (Борясь с волхвами митрополит Иоанн II (XI в.) рекомендует от увещаний при необходимости переходить - «яро казнити, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе»). Византийскому законодательству были свойственны и жестокие наказания: отсечение руки, выкалывание глаз... Они не были восприняты русскими законодателями. В летописи рассказывается об ослеплении в 1097 г. Василька Ростиславича, заподозренного в заговоре против великого князя Святополка Изяславича. Узнав о произошедшем, Владимир Мономах заплакал и сказал: «Се не бывало есть в Русьскей земли ни при дедах наших ни при отцих наших, сякого зла». К нему присоединились князья Давид и Олег Святославичи. Их посланцы отправились к Святополку с вопросом: « Что се зло сотворил еси в Русской земли, и вверг еси нож в ножны?»

Первые служители христианской церкви (в основном византийцы) склонялись к ужесточению наказаний. Добились (на короткое время) от Владимира введение смертной казни за разбой. По мнению проф. В.А. Томсинова, христианство оказалось не инструментом для выработки русского правосознания, а материалом, из которого последнее черпало соответствующее духу русского общества мировоззренческие постулаты, понятия, образы.

- Преступление - это «обида», в основном материальный вред. Наказание - в первую очередь, возмещение данного вреда. Позже добавляется мысль - о грехе. Идея духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества - в договоре 945 г. говорится, что нарушивший договор «будеть клять от Бога Тот Перуна, яко преступи свою клятву».


Понятие «правда» со времен Ярослава Мудрого стало нередко заменять «закон». Впрочем и «закон» часто обозначал некие нравственно-религиозные заповеди. Целесообразно с осторожностью использовать словосочетания «варварские правды» («Салическая правда», «Бургундская правда»...)

Анализ документов (Хрестоматия по истории отечественного государства и права)

Первый политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в сер. XI в. киевским митрополитом Иларионом (Современные дискуссии о первом русском интеллигенте). В сказании Нестора «Что ради прозвася Печерский монастырь» говорится: «Ларион муж благ, книжен и постник». Возможно Иларион в 1048 г. ездил во главе русского посольства в Париж на переговоры по вопросам брака Анны Ярославны с королем Франции Генрихом I. Брак был заключен в 1051 г. Видимо Иларион написал не мало, но его труды не обнаружены. Известно «Слово...» и еще два сочинения: «Молитва» и «Исповедание веры». «Слово...» создано в период между 1037 и 1050 гг. Есть мнение, что это проповедь в церковном храме, произнесенная 25 марта 1038г. Термин «Слово...» дали исследователи, у Илариона - повесть «О Законе, Моисеем данным, и о Благодати и Истине Христосом бывшиим, повесть си есть».

По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины», благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, т.к. сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой-законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг другу - напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала Христианина.

«Закон, Моисеем данный» - это совокупность заповедей Бога евреев, объявленных израильтянам Моисеем. Они изложены в Ветхом завете. «Благодать и Истина» - понятия, которыми Иларион обозначает христианское учение, изложенное в Новом завете. Воплощение - Христос, сын Божий. Согласно Илариону Христос является в наш мир именно Благодатью. Сравнение Закона и Благодати - это, в сущности, противопоставление иудаизма и христианства, но не по содержанию и обрядам, а по политическому смыслу.

Иудаизм не был для России голой абстракцией. В 50-е - 60-е гг. IX в. при Ярославе, Русь вела кровопролитные войны с Хазарским каганатом - тюркским государством, в котором власть принадлежала иудейской общине. Но разгром Хазарии в 965 г. не освободил Русь от торгово-финансовой и идеологической экспансии. Еврейское ростовщичество и торговля, включая работорговлю, продолжали развиваться на Руси по меньшей мере до 1113 г. Что касается иудейских миссионеров, то примечательный факт отмечен в «Повести временных лет». После того, как Владимир отверг предложение болгар и немецких миссионеров принять соответственно мусульманство и римско-католическое христианство, к нему пришли хазарские евреи. Узнав о сути из религии Владимир ответил:

«Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Иларион повторяет многие мотивы и образы из учения греческих христианских писателей IV – VI вв. ... Он называет Закон Моисея предтечей Благодати и Истины. Важнейшая мысль - иудаизм - религия, которая служит только иудеям; христианство - религия, призванная служить всем народам. Все произведение ближе к общечеловеческой точке зрения, его вторая часть - похвала князю Владимиру, признания ценности православия для Руси; определение того каким должен быть государь. Причем православие даже ограничивает власть государя, божественное же происхождение имеет не власть правителя, а разум в его сердце. Наследственный характер власти в первую очередь подразумевает наследование процесса благих дел. Утверждается идея равноправия всех народов, мирной внешней политики.

Владимир Мономах (1053-1125) был приглашен на Киевский престол в 1113 г. (восстание в Киеве) в возрасте 60 лет. В 1079-94 гг. он управлял Черниговским Княжеством, в 1094-1113 - Переяславским. Был самым уважаемым в народе князем, талантливым полководцем. Он - сын великого князя Всеволода, внук Ярослава Мудрого. Считается, что через Владимира был получен царский венец византийских императоров. В сочинениях XVI в. («Сказании о Великих князьях Владимирских Великой Руси», в Никоновской летописи) называется дарителем Константин Мономах, умерший еще в 1054 г. Возможно, произошли следующие события. Русские войска разбили византийскую армию во Франции. И в 1114-1116 гг. византийский император Алексий I Комнин (1081-1118) для примирения посылает царский венец византийского императора Константина («шапку Мономаха») и др. предметы, знаменующие царскую власть. Все это доставил митрополит Эфесский Ниофит. Он и другие епископы возложили на князя венец и нарекли царем. Не будем забывать, что мать Владимира - дочь Константина Мономаха.

12 лет могущества Владимира время его авторитета. Свои взгляды князь изложил в «Поучении», текст которого сохранился в составе Лаврентьевской летописи. Собственно выделяются 3 част. «Поучение детям», «Островок» (автобиография), «Послание Олегу Черниговскому». Дата стоит - 1096 г., но 1-е, видимо, принадлежит 1099 г., а автобиография - не ранее 1117г.

Владимир подчеркивает, что нравственные качества властвующих играют важнейшее политическое значение; что князь - это великий труженик и милосердный судья. Отрицание кровной мести виделось у него в полном неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива (ни правого, ни виноватого) не убивайте, не повелевайте убити его. Аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны». Принцип «не мстить» рассматривается не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений. Великий князь должен решать дела совместно с Советом дружины и чтить «поповский чин». «Что умеете доброго, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Идеи единства земли, развиваемые Владимиром и его сыном Мстиславом, привлекали внимание многих мыслителей. Условно можно говорить о «Молении Даниила Заточника » (к. XII - н. XIII вв.). «Не дай же Господи в полон земли нашей языком (народом) не знающим Бога». Принадлежа к верхушке общества, Даниил по каким-то причинам потерял и состояние и социальный статус. Был «сидяше заточен на Беле озере».

Центральной идеей его произведения является образ идеального князя (и внешне, и по нравственным качествам). Сильный и справедливый князь опирается нa Совет (Думу). Возраст советчиков - самый разный. Необходимо сильное войско с назначенным мудрым военачальником. Необходима и «царская гроза», но лишь против внешних и внутренних врагов. Особо критикуется боярское самоуправство. Поддержка сильной власти князя предполагает ограничение полномочий местных феодалов.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

1. «Слово о Законе и Благодати» Илариона

1. «Слово о Законе и Благодати» Илариона

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменности, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало «Слово о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Вероятно, все эти обстоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава, нарушившего установленные правила поставления митрополитов «из греков» и по благословению патриархата, ибо он в 1051 г. самовольно «поставих... Лариона митрополитом, русина родом, в Святой Софии, собрав епископы». Летопись характеризует Илариона как человека образованного, ведущего постную жизнь.

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники XIII-XVI вв.

Иларион назвал свое произведение сложно: «О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче». В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики более поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати».

Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.

Источником верховной власти митрополит считал Божественную волю. Великого князя он называет «причастником и наследником небесного царства», получившим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир «славен происхождением», а Ярослав «наместник Владимиру». Тот, кто «от славных родится», «от детские младости» приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке его к занятию высшей политической деятельностью.

Власть и государство в понимании Илариона едины, «как Троица едина в трех лицах», притом «нераздельна и неслиянна». Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним «богатством добрых дел». Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти.

Иларион просит Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу «единодержец земли своей», которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в «Слове о Законе и Благодати» занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли».

Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в пределах закона («землю свою пасуще правдою»).

Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны («ратные прогони, мир утверди, страны укороти», а некоторым даже и «отгрози»). Понятие «грозы», которое Иларион первым вводит в политическую теорию в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховной власти, обозначает у него могущество верховной власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях сохранения мира.

В обязанности князя входит и организация хорошего управления («...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди»).

Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности. Для ее разрешения он использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда.

В силу характерной для Средних веков нерасчлененности теологических и юридических категорий закон понимался как божественное веление, сформулированное богоизбранной личностью (Законы Моисея, Законы Мохаммада и т. д.). Иларион употребляет этот термин в теологическом и юридическом значениях, понимая под ним жесткое предписание, обязательность исполнения которого гарантируется принудительной силой. Закону подчинены внешние поступки людей, причем на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства и могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законопослушной жизни «племя Авраамово», дав им законы, начертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д.

По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Иларион рассматривал как «предтечу и слугу Истины и Благодати». Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом Учении и запечатленной в Евангелиях; поэтому и люди, воспринявшие это учение и реализующие его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь Истины. Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу, приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия.

В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Благодать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее «зависит начало веры», но сохранить ее возможно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек может в том случае, если он «не будет подвигаться во всех добродетелях внутренне и внешне». Благодать, таким образом, одновременно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать учение Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно.

В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его. У Илариона тоже Закон - лишь ступень к познанию Истины, в которой воплощена христианская нравственность. В его сопоставлении Закона и нравственности явное предпочтение отдается нравственным критериям, определяющим поведение человека в обществе. Недостаточность Моисеевых законов Иларион находит еще и в том, что они охватывают узкий круг людей - только «племя Авраамово» и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа (Истины) заключается в распространении его на все края земные и на всех живущих в них людей, независимо от их национальности (эллины, иудеи или иные народы).

К преимуществам Истины Иларион относит причастность к Богу всех людей не фактом рождения, а крещением и благими делами. Заповедь любви, дарованная Иисусом, превращает всех людей в ближних, и они, соединясь в любви к Богу и выполнении заповедей Христа, перестают враждовать между собой.

Термин «правда» Иларион использует тогда, когда речь заходит о формах реализации властных полномочий или о вершении правосудия. Когда же Иларион говорит о беззаконии, то он характеризует его как «неправду».

Владимир (образец для подражания современным князьям) «правдой облечен, крепостью перепоясан, истиной обут, смыслом венчан», т. е. правил мудро и по правде-закону, как и положено христианскому властителю.

Тема праведного суда также интересовала Илариона. Он затронул проблему наказания и «милости виноватому». Принцип наказания он сформулировал как воздаяние каждому по делам его. В «Молитве» он просит Бога мало наказывать и много миловать: «мало язви и милостиво исцели, вмале оскорби и вскоре овесели». Очевидно, что в такой форме Иларион изложил свое отношение к наказательной политике, которую ожидал не только от Бога, но и от земного властителя.

Круг политико-правовых тем, затронутый Иларионом, очень широк. Он сформулировал большой комплекс проблем, которые в дальнейшем оказались в центре внимания русской политико-правовой мысли на протяжении многих веков. Так, в произведениях мыслителей XIII-XVII вв. обнаруживается не только разработка основных идей Илариона, но иногда встречаются взятые у него целые словесные формулы и даже текстовые заимствования.

Весьма знаменательно, что генезис русской политико-правовой мысли связан с таким глубоким и многозначным произведением, каким является «Слово о Законе и Благодати».

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Убийство вора в законе Комара В первых числах ноября в Москве застрелили вора в законе Сергея Комарова (Комар). Он контролировал кунцевскую бригаду, доставшуюся ему в наследство от известного законника Сергея Липчанского (Сибиряка). Сам Липчанский таинственно исчез два

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:этиловый спирт – спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо

Из книги Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных" автора Петров Михаил Игоревич

СТАТЬЯ 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи

Из книги Введение к уложению государственных законов автора Сперанский Михаил Михайлович

СТАТЬЯ 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:зерно – семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических

Из книги Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы автора Анисимков Валерий Михайлович

СТАТЬЯ 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:медицинский стационар – государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Комментарий к статье 31. Включение в текст федеральных законов определений основных понятий, раскрывающих содержание последующих его положений, в последние годы становится традицией. Подобного рода

Из книги Врачебная тайна. Вопросы и ответы автора Аргунова Юлия Николаевна

Отделение второе. О законе. I. Определение отличительных свойств закона.II. Составление закона:1) предложение;2) рассмотрение;3) утверждение.III. Исполнение закона:1) уставы и учреждения;2) обнародование;3) действие обнародования;4) пределы действия закона – давность и

Из книги автора

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и

Из книги автора

1. Мифологические воззрения о власти и законе Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и

Из книги автора

Из книги автора

Приложение 5 Особенности поведения «воров в законе» «Вор в законе» – «авторитет» из уголовной среды, коллегиально признанный другими лидерами преступного мира и прошедший процедуру «коронования».«Коронование» – формализованная процедура принятия уголовника в