Презентация по всемирной истории на тему "индия после второй мировой войны". Индия, пакистан, китай после второй мировой войны. Требования о предоставлении независимости

Доклад по истории мировых цивилизаций

Индия после войны

Формирование антиколониального фронта

Колониальные власти в годы войны обе­щали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды на­родов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия дер­жала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции нацио­нальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность последнего была неве­лика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролета­риат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий ре­лигиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это са­модовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониаль­ной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего - вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массо­вых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Махатма Ганди и гандизм

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя ), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - это кровное дело, поскольку это борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования об­щества, облаченные в традиционные образы, становились понят­ными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии кресть­янства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, кон­серватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном миро­воззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностран­ного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заста­вил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной воору­женной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромис­сам, но он как никто другой знал, когда именно массовое нена­сильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не пре­вратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасиль­ственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под кон­троля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государ­ства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусуль­манами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была ор­ганизована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем наци­онально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настро­ении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил ре­форму избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напря­женность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одно­временно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходи­мости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусма­тривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колони­ального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У дви­жения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал пе­рерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа кресть­ян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекраще­нии кампании гражданского несотрудничества. Движение пош­ло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии при­шелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незакон­ной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где вы­ступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому англий­ская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индий­ских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактиче­ски это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное пере­устройство страны с учетом религиозного фактора, установле­ние минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. Конференция окончилась прова­лом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить мест­ным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали коло­ниальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избиратель­ной системе. Индийский национальный конгресс получил боль­шинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овла­дению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.

Изменение настроений в Индии после прихода к власти лейбористов

Лейбористское правительство Англии, одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии изла­галась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г.

Глава правительства К. Эттли направил в Индию трех членов свое­го кабинета с целью добиться соглашения между Конгрессом и Му­сульманской лигой, прежде чем предоставить стране независимость. Но за годы войны отношения между этими организациями заметно ухудшились, причем лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна по­лагал, что Англия более расположена к Конгрессу. Поэтому попытки англичан добиться соглашения между ИНК и Лигой закончились не­удачей.

15 марта 1946 г. Индии был предоставлен статус доминиона, а в ап­реле состоялись выборы в провинциальные Законодательные собра­ния. В мае 1946 г. вице-король опубликовал план: предлагалось созда­ние федерации из трех зон с очень широкими полномочиями (Северо-Западная, Восточная и Центральная). Но план снова был от­вергнут и Мусульманской лигой, и ИНК.

В июле 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание (депута­ты назначались от Законодательных собраний провинций), и вице-король предложил Д. Неру сформировать правительство. Мусульман­ская лига отказалась войти в новое правительство, и 10 августа 1946 г. М. Али Джинна призвал мусульман начать открытую борьбу за провоз­ глашение Пакистана.

В Бенгалии и в Синде, где у власти находились правительства Му­сульманской лиги, был объявлен всеобщий хартал. Но когда активис­ты Лиги стали принуждать индусов закрывать лавки, магазины и мас­терские, начались столкновения, переросшие 16 августа в кровавую резню в Калькутте, - было убито около 20 тыс. человек. В тот же день волнения перекинулись на Бенарес, Аллахабад, Дакку и Дели. Повсю­ду происходили резня и поджоги, за 4 дня, по официальным данным, было убито свыше 6 тыс. человек. С большим трудом М.К. Ганди, ис­пользуя свой личный авторитет, удалось подавить столкновения в Калькутте, но тем не менее резня возобновлялась постоянно то в од­ном, то в другом месте.

2 сентября 1946 г. Д. Неру наконец сформировал правительство с участием индусов, парсов и христиан. 15 октября 1946 г. в правитель­ство формально вступила и Мусульманская лига, но она продолжала бойкотировать его работу. Резня не прекращалась, потоки беженцев устремились в разные концы страны. Ганди безуспешно грозил голо­довкой, стремясь прекратить беспорядки. Эти события навели страх на людей, многие бросали родные места и искали спасения в районах проживания единоверцев.

Положение в Индии после окончания Второй мировой войны

Сразу после окончания войны, помимо острых разногласий между ре­лигиозными общинами, Индия столкнулась с рядом других проблем.

Первая связана с офицерами бывшей Индийской национальной ар­ мии (ИНА). Сам С.Ч. Бос незадолго до окончания войны погиб в авиа­катастрофе, но сотни офицеров оказались в плену и против них в но­ябре 1945 г. были начаты судебные процессы. В Индии многие считали их патриотами, к ним относились с сочувствием. В защиту офицеров ИНА прошли массовые выступления, так, в ноябре 1945 г. состоялась всеобщая стачка в Калькутте, затем подобные акции неод­нократно повторялись.

Вторая проблема связана с использованием после войны индийских войск в Индонезии и во Французском Индокитае. С осени 1945 г. в Ин­дии развернулось движение протеста против использования индийских войск для подавления национального движения в других странах. Про­тестующие требовали возвращения индийских войск на родину и ско­рейшей их демобилизации. Пик движения пришелся на февраль 1946 г.

В это время объявили забастовку военные летчики, требуя демоби­лизации и протестуя против расовой дискриминации индийцев; в Бомбее началась стачка военных моряков, требующих немедленно­го вывода войск из Индонезии. Выступления моряков в Бомбее были поддержаны всеобщей забастовкой, объявленной 22 февраля 1946 г. Только Валлабхаи Пателю удалось уговорить бастующих вернуться к работе - конфликт был разрешен.

Третья проблема - крестьянское движение, которое началось в княжествах в самом конце войны. Наиболее массовыми были вы­ступления в самом крупном княжестве - Хайдарабад (в Телингане), где крестьяне выступили против того, чтобы у арендаторов отбирали землю. В 1946 г. это движение было поддержано и в колонии, особен­но в Центральных провинциях. Волнения проходили и в другом кня­жестве - Кашмире. Там протесты были направлены против деспотии князя, сатьяграха принимала даже форму отказа от уплаты налогов. Лидеры ИНК и лично М.К. Ганди неоднократно вмешивались в дела Кашмира, требуя от князя освободить арестованных активистов На­циональной конференции - организации, пользовавшейся большим авторитетом в Кашмире.

Четвертая проблема связана с разразившимся в Индии после оконча­ния войны продовольственным кризисом, переросшим в настоящий го­лод (по некоторым данным, им была охвачена третья часть населения).

Таким образом, Индию раздирали глубокие противоречия, многие из которых грозили стать неуправляемыми в обозримом будущем, что, безусловно, усиливало стремление Англии как можно скорее по­кинуть этот регион.

Завершение переговоров о предоставлении независимости

9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зи­мой 1946/47 г.

В начале 1947 г. вице-король Уэйвелл пришел к заключению, что невозможно сформировать единую центральную власть в Индии. Он рекомендовал английскому правительству либо сохранить контроль над Индией по крайней мере еще на 10 лет, либо предоставлять неза­висимость постепенно, провинции за провинцией. Английское прави­тельство такой вариант явно не устраивал, и 22 марта 1947 г. оно назна­чило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объ­явлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.

Маунтбеттен очень активно взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) - слишком поздняя дата, к этому моменту на­силие станет неконтролируемым. Английское правительство согласи­лось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.

Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, раз­делив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состо­ял из двух частей - западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная погранич­ная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1 / 4 всей про­винции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2 / 3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был про­веден референдум.

Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в ко­тором объединялись самые разные народы с общей религией.

Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским кня­ жествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав ан­глийской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана - решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами.

Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тща­тельное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демарка­ции под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать райо­ны, отходившие к соседнему государству.

В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги за­полнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противо­положных направлениях и время от времени пытались сводить сче­ты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане - на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила ог­ромные территории. Все же на территории Индии осталось свыше 45 млн. мусульман, что составляло 12% населения; индуистское меньшинство сохранилось и в Пакистане - в Восточной Бенгалии проживало около 30 млн. индуистов.

Много недоразумений происходило при разделе финансов, дело­производства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промыш­ленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Население Индии составило 320 млн. человек, Пакистана - 71 млн. че­ловек.

И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств - Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором - Ч. Раджагопалачария, правительст­во Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал гене­рал-губернатором.

Предоставление независимости Индии и Пакистану оказало ог­ромное влияние и на соседние английские колонии. 4 февраля 1948 г. была провозглашена независимость Цейлона (Шри Ланки). Тогда же обрели государственный суверенитет Непал и Бирма. Завершался дли­тельный этап колониальной зависимости от Англии.

Выводы

/. Начавшаяся в 1939 г. война прервала процесс постепенного ухода англичан из Индии. В разразившемся конфликте с колониальными властями ИНК попы­тался оказать давление на Англию, используя неблагоприятные для нее об­стоятельства. Лидеры национального движения в Индии были убеждены, что главное - добиться ухода англичан, а все остальные проблемы разре­ шатся сами собой.

    Мусульманская лига, приняв в 1940 г. Лахорскую резолюцию о Пакистане, не присоединилась к бойкоту английских властей. Заполнив вакуум после ухода в отставку правительств, сформированных ИНК, она занялась пропагандой идеи раздела страны, в чем немало преуспела.

    Индия внесла существенный вклад в победу антифашистской коалиции, став для Англии главным поставщиком продовольствия, сырья и промышленных товаров. За время войны изменилась к лучшему ситуация в национальной эко­ номике, ускорился процесс вытеснения из нее английского капитала, окрепли финансовая система Индии и позиции местных предпринимателей.

    После 1945 г. непрерывно ухудшающаяся ситуация в Индии вынудила англичан ускорить процесс предоставления стране независимости. Резня 1946-1947гг. окончательно убедила общество, что обретение независимости страной воз­ можно только в случае ее раздела на два государства: Индию и Пакистан.

После окон­чания Второй мировой войны Индия переживала подъем нацио­нально-освободительного движения. Английские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, сочетая методы жестокого подавления с уступками и действиями, направленными на рас­кол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств власти установили систему выборов в Центральное зако­нодательное собрание в 1946 г. по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан единства индусов, мусульман и приверженцев других религий:

Главным требованием Мусульманской лиги было разделение Ин­дии на два государства по религиозному признаку и создание му­сульманского государства Пакистан "страна чистых".

ИНК И Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу инк. Подавляющее большинство населения вы­сказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Джавахарлал Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во гла­ве с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. Уже в авгус­те в Калькутте начались погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы города. Столкновения между индусами и мусульманами, перерастающие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намере­нии предоставить Индии права доминиона при условии раздела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступают. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

Огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись по­гибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ган­ди. Он требовал создания приемлемых условий для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало нападки, обвинения в преда­тельстве интересов индусов. В январе 1948 г. М. Ганди был убит членом одной из религиозных организаций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. 15 августа провозгласил свою неза­висимость Индийский Союз. Из 600 княжеств подавляющее боль­шинство присоединились к Индии. Первое индийское правитель­ство возглавил Дж. Неру.



При разделе территории не учитывались ни экономические связи между районами, ни географические рубежи, ни нацио­нальный состав. На индийской территории осталось 90 % всех за­пасов полезных ископаемых, текстильной и сахарной промыш­ленности. Большая часть районов по производству хлеба и техни­ческих культур достал ась Пакистану.

Сложная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно дол­жно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на территорию Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индийские войска. Но западная часть княжества была занята пакистанскими войска­ми. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. Результатом войны 1971 г. стало образование на месте Восточного Пакистана государства Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла конституцию, провозглашавшую ее республикой. Победы на выборах до конца 70-х гг. ХХ в. одерживал ИНК Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграр­ная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, довольно успешно развива­лась. Свидетельством этого стало создание и испытание Индией на рубеже ХХI в. ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, борьбе за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убий­ства связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского


движения (сикхи, тамилы). В конце ХХ в. ИНК по­терял монополию на власть. К управлению страной пришли пред­ставители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). Од­нако основные направления внутренней и внешней политике, а также успешное в целом развитие страны продолжается.

Провозглашение независимостиВ
июне
1947
была
достигнута
окончательная
договоренность,
позволившая
британскому
парламенту
принять Закон о независимости Ин-дии,
который вступил в силу 15 ав-густа 1947. В
этом документе изла-гались принципы
раздела, согласно ко-торым ряду областей
предоставля-лась
возможность
определиться – вступать в Индийский Союз
или Па-кистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на само-управление
с правом выхода из Содру-жества.
Прекращался
также
сюзе-ренитет
английской монархии над индийскими
княжествами,
а
также
действие
заключенных с ними догово-ров. Население
Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба
сделало выбор в пользу Пакистана, а
жители Запад-ной Бенгалии и Восточного
Пенджаба высказались за вхождение в
состав Индийского Союза.
Провозглашение
независимости
Индия после обретения независимости

Последствия раздела

Сразу после обретения незави-симости в
Индии
было
сформи-ровано
правительство во главе с премьерминистром Дж. Неру. В стране произошли
беспрецедент-ные столкновения между
индусами, мусульманами и сикхами.
Происхо-дило
массовое
переселение
мусуль-ман в Пакистан, а индусов в
Индию. К межобщинной неприязни и
столк-новениям добавились экономические
и
политические
трудности,
вызванные
разделом.
Железные
и
автомобильные дороги и системы
оросительных каналов были пере-резаны
государственными
грани-цами,
промышленные предприятия оторваны
от
источников
сырья,
разобщены
гражданские службы, полиция и армия,
необходимые
для
обеспечения
нормального управле-ния страной и
безопасности граж-дан. 30 января 1948,
когда нару-шения общественного порядка
пош-ли на спад, индусом-фанатиком был
убит Ганди.
Последствия
раздела
Джавахарлал Неру

Последствия раздела

Правители 555 княжеств должны были
решить, вступать им в сос-тав Индии
или Пакистана. Мирная интеграция
подавляющего боль-шинства малых
княжеств не вызва-ла осложнений. Но
мусульманинни-зам, стоявший во главе
самого бо-гатого и многонаселенного
княже-ства Хайдарабад, где численно
пре-обладали индусы, заявил о своем
желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в
Хайдарабад были введены индий-ские
войска, и под давлением цент-рального
индийского правитель-ства низам
подписал соглашение о вступлении в
состав Индийского Союза.
Княжество Хайдарабад

Последствия раздела

Серьезная ситуация возникла и на севере,
где правителем Джамму и Кашмира,
территории
с
преиму-щественно
мусульманским
населени-ем,
был
магараджа-индус.
Пакистан
оказывал
экономическое давление на княжество,
чтобы добиться его при-соединения. В
октябре 1947 около 5000 вооруженных
мусульман всту-пили в пределы Кашмира.
Остро нуж-давшийся в помощи магараджа
под-писал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обви-нила
пакистанскую сторону в агрес-сии и
передала вопрос о Кашмире на обсуждение в
Совет безопасности ООН. В ООН было
решено
признать
в
качестве
демаркационного рубежа фактическую
линию прекращения ог-ня по ее состоянию
на 1 января 1949. 17 ноября 1956
Учредительным соб-ранием Кашмира была
принята Кон-ституция, в соответствии с
кото-рой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии.
Последствия раздела
Спорная территория Кашмир

Последствия раздела

Отношения с Пакистаном стали главным
вопросом внешней политики Индии.
Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал
Индии занять роль лидера в Движении
неприсоединения. Когда премьер-министр
Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с
США в деле борьбы с советской экспан-сией,
американцы заключили военный союз с
Пакистаном. Это заставило индийское
руководство расширить контакты с
Китаем и СССР. Индий-ско-советские связи
заметно
окрепли
после
заключения
крупного торгово-го договора 1953 и
обмена визитами руководителей двух
государств.
СССР
приветствовал
индийскую политику неприсоединения,
которая совпадала с его стратегической
линией на огра-ничение влияния США в
Афро-Азиат-ском регионе.
Последствия раздела
1954 г. Встреча Дж. Неру.
Слева И. М. Харченко.

Развитие и реформы

26 января 1950 Индия была провоз-глашена
республикой. В конституции 1950 отражена
осторожная
позиция
руководства
и
закреплены достигну-тые успехи за время
независимого
раз-вития
страны.
Относительно
прос-тая
процедура
внесения поправок в конституцию на основе
решений боль-шинства в парламенте
расширяла
возможности
дальнейшего
осущест-вления реформ. При Дж. Неру,
кото-рый был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли-тика
ориентировалось на создание смешанной
экономики и открывало перспективы для
сотрудничества с частным капиталом,
хотя в ведущих
отраслях допускалась
только госу-дарственная собственность.
Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машинострое-ния,
добычи полезных ископаемых и др.
Развитие и
реформы
Флаг Индии
Эмблема Индии

Развитие и реформы

Курс
на
стимулирование
развития
промышленности сочеталась с поли-тикой
осторожных реформ в аграр-ном секторе.
Плановая
комиссия
нас-тоятельно
рекомендовала штатам законодательно
гарантировать
за-щиту
прав
землепользователей,
в
частности
ограничить ставки аренд-ной платы,
установить
«потолок»
для
площади
индивидуальных
земле-владений
и
реорганизовать на коопе-ративной основе
кредитно-сбытовую систему, а в более
отдаленном
буду-щем,
возможно,
и
агропроизводство.
С
1953
началась
реализация програм-мы общинного развития,
ставившей, в частности, задачу организации
се-ти учреждений по распространению в
деревне передового сельскохозяйст-венного
опыта, а также создание на селе
кооперативных объединений и панчаятов.
Развитие и
реформы
Крестьяне

10. Границы умеренного курса

Правительство откладывало дости-жение
компромисса в вопросе о ре-организации
территориально-адми-нистративного
деления на лингвис-тической основе, а
когда в 1956 на базе доминирующих языков
были об-разованы 14 штатов, проявилось
не-довольство других этнических общин. В
1960 серьезные волнения в штате Бомбей
заставили центральные влас-ти пойти
навстречу требованиям о его разделении
на два новых штата – Гуджарат и
Махараштру. Сикхам уда-лось добиться
успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен
на штат Пен-джаб, в котором сикхи
составили большинство, и штат Харьяна с
пре-имущественно индусским населением.
Еще резче встала этническая проб-лема в
северо-восточной пограничной полосе, где
некоторые местные пле-мена требовали
независимости и поднимали с этой целью
вооруженные восстания.
Границы умеренного
курса
Новые административнотерриториальные деления

11. Границы умеренного курса

Компромисс с ведущими кастами серь-езно
ограничил возможности прави-тельства в
проведении социальных преобразований в
деревне. Законы об аграрной реформе,
получившие одоб-рение в штатах, содержали
значи-тельные пробелы, позволявшие, с од-ной
стороны, вгонять арендаторов с земли, а с
другой – обходить положе-ние о верхнем
пределе площади земле-владений. Медленное
развертывание преобразований обусловило
хрониче-скую нехватку аграрной продукции,
по-вышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале
1960-х годов углубился финан-совый кризис.
Экономический застой, в свою очередь,
ограничил возможности маневрирования для
ИНК.
Классическая модель кастовой
иерархии

12. Границы умеренного курса

Авторитет Неру в октябре 1962 был
существенно подорван после втор-жения
китайских войск на терри-торию СевероВосточного погранич-ного агентства и в
пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь
обеспе-чить связи между Синьцзян-Уйгурским
и
Тибетским
автономными
районами, Китай пытался заста-вить
Индию
отказаться
от
прав
на
стратегически важную равнину Аксайчин
на востоке Ладакха в Каш-мире.
Вооруженные силы КНР нанесли несколько
ударов индийской армии и оккупировали
территорию площа-дью 37,5 тыс. кв. км.
К тому времени, когда Китай объявил об
отводе войск из всех занятых районов,
кроме Аксайчина, Неру вынужден был
обра-титься за военной помощью к США.
Границы умеренного
курса
Ладакх
Ладакх на карте Индии

13. Преемники Неру

Пришедший на смену Неру в качестве
премьер-министра Шастри был выд-винут
на этот пост группой партий-ных лидеров
под названием «синди-кат», которую
поддерживали крупные землевладельцы и
предприниматели.
В
1965
эксперты
Всемирного
банка
обусловили
предоставление
финан-совой
помощи
проведением
комплекса
экономических
реформ. За полтора го-да пребывания на
посту премьер-ми-нистра Шастри принял
решения о переориентации главного потока
госу-дарственных инвестиций с тяжелой
индустрии на сельское хозяйство; ак-цент
на интенсивное земледелие и мелиорацию;
стимулирование с по-мощью системы цен и
выделения
суб-сидий
деревенским
хозяйствам, спо-собным модернизировать
производ-ство; повышение роли частных и
иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно
зависимой от финансовых поступ-лений изза рубежа, когда на страну легло
дополнительное бремя военных расходов во
время второй войны с Па-кистаном в 1965.
Преемники Неру
Лал Бахадур Шастри

14. Преемники Неру

Потери, понесенные ИНК на парла-ментских
выборах в 1967, не лишили его победы с
небольшим перевесом на общенациональном
уровне, но приве-ли к поражению в 8
штатах. В шта-тах Керала и Западная
Бенгалия ИНК был отстранен от власти
коалицией во главе с Коммунистической
партией Индии. В обоих штатах левые
прави-тельства ограничили деятельность
полиции, и там развернулись выступ-ления
арендаторов
и
сельскохозяйст-венного
пролетариата против поме-щиков и
фабричных рабочих – против руководства
предприятий. Револю-ционно настроенные
коммунисты поддерживали вооруженные
кресть-янские бунты в нескольких штатах,
где действовала КПИ. В конце 1960-х годов
они организовали выступления малых
народов в штате Андхра-Пра-деша и членов
зарегистрированных племен и каст в
Западной
Бенгалии,
которые
были
подавлены армией.
Преемники Неру
Здание парламента в Индии

15. Индира Ганди

Следующий премьер-министр страны Индира
Ганди не могла более пола-гаться на старых
партийных лидеров и объединилась с
малочисленной
моло-дежной
группой
социалистов и бывших коммунистов.
Решительные
действия
премьера
по
национализации крупней-ших коммерческих
банков связали ее имя с новой политикой,
ориентирован-ной на помощь бедным слоям
населе-ния. Популярность премьер-министра
достигла апогея в 1971 в результате победы
в третьей индо-пакистанской войне. С
возникновением Бангладеш Индия оказалась
на доминирующих по-зициях в Южноазиатском регионе. Более того, в мае 1974
она
провела
ядерные
испытания,
продемонстри-ровавшие возросшую военную
мощь страны.
Индира Ганди
Индира Ганди

16. Политический кризис

В 1971 правительство восстановило право
парламента
вносить
изменения
в
Конституцию,
отмененное
в
1967
постановлением
Верховного
суда.
В
принятой 26-й поправке указывалось, что
любой закон должен соответ-ствовать
основополагающим стать-ям Конституции,
исходящим из прин-ципов социальной и
экономической справедливости. Когда в
апреле 1973 поправка была отвергнута
Верховным судом, правительство сместило
трех самых старых судей, голосовавших
против нее, и назначило председате-лем
суда одного из его членов, кото-рый
высказался за принятие поправки. Лидеры
всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели
в этом акте угрозу установления
авторитарного
режи-ма.
Лидером
оппозиции стал Дж. Нара-ян, старейший
последователь Махат-мы Ганди. Нараян
развернул агита-ционную кампанию в
Гуджарате, кото-рая привела в январе 1974
к отставке министров и роспуску
законодатель-ного собрания штата. Столь
же энер-гичная кампания была проведена в
Би-харе.
Политический
кризис
Махатма Ганди

17. Политический кризис

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в
«коррупционной
практике»
дало
ее
противникам возможность организовать
движение за смещение премьер-министра.
В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное
положе-ние, вылившееся в массовые аресты
политических оппонентов и широкую
цензуру. На парламентских выборах в
марте 1977 новая партия Джаната,
представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу
и отменила закон о чрезвы-чайном
положении. Однако вскоре пра-вительство
Джанаты стало жертвой внутренних
интриг. Его глава М. Де-саи подал в
отставку в июне 1979, и на состоявшихся в
январе 1980 парла-ментских выборах Ганди
вновь пришла к власти.
Политический
кризис
Морарджи Десаи

18. Политический кризис

Участие электората в выборах 1980
сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время
избирательной
кампании.
В
Западной
Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала
КПИ.
Центральное
прави-тельство
столкнулось
с
возрожде-нием
сепаратистских движений на северо-востоке,
с рядом религиозно-общинных волнений в
Уттар-Прадеше. Во всех случаях для
наведения порядка пришлось прибегать к
военной силе. В июне 1984, после вспышки
сикхского терроризма в Пенджабе, армейские
части штурмом захватили святыню сикхов –
Золотой храм в Амритсаре, что привело к
гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен
его привер-женцев, укрывшихся в храме.
Реши-тельная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Ин-дии, но
восстановила против премье-ра сикхов. 31
октября 1984 И. Ганди была убита двумя
своими охранника-ми-сикхами. На посту
главы прави-тельства и в качестве лидера
ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который
назначил парламентские выборы на конец
1984 и одержал на них убеди-тельную победу.
Политический
кризис
Раждив Ганди

19. Политический кризис

На выборах 1989 партии, высту-пившие
против ИНК (И), объединились вокруг
бывшего министра финансов В.П.Сингха,
который затем возглавил правительство
меньшинства. Прави-тельство Сингха
опиралось на создан-ную в 1988 партию
Джаната дал и поддерживалось индусской
национа-листической Бхаратия джаната
пар-ти (БДП) и двумя коммунистическими
партиями. Коалиция распалась в нояб-ре
1990, когда из нее вышла БДП. Сле-дующее
правительство Чандра Секха-ра ушло в
отставку четырьмя месяца-ми позже,
поскольку ИНК (И) не одоб-рил проект
государственного бюдже-та.
Политический
кризис
Герб БДП

20. Политический кризис

Раджив Ганди погиб от бомбы, бро-шенной
ланкийским террористом-тамилом в мае
1991. Это был акт мести за ввод
индийских войск на се-вер Шри-Ланки в
1987 для проти-водействия тамильским
сепаратис-там. Новый премьер-министр
Нара-симха
Рао
провел
в
1992
решительные экономические реформы,
призванные
модернизировать
производственную и научно-техническую
базу страны. Ме-нее успешной была
деятельность пра-вительства Рао по
предотвращению
межобщинных
столкновений,
возник-ших
после
разрушения ортодоксальны-ми индусами
мечети в Уттар-Праде-ше в декабре 1992.
Политический
кризис
Нарасимха Рао

21. Политический кризис

Выборы в апреле-мае 1996 привели к
распределению мест в парламенте
между тремя главными фракциями: ИНК
(136 депутатских мандатов), БДП (160) и
коалицией
левой
ориентации,
получившей название Объединенный
фронт (111 мандатов). После того как
БДП отказалась войти в правитель-ство
большинства, новый премьер-ми-нистр
Х.Д.Деве Говда привлек к учас-тию в нем
ИНК. Основу правитель-ства составили
представители регио-нальных и левых
партий.
Соня Ганди, лидер ИНК

22. Политический кризис

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Гов-дой, и
премьер-министр был вынужден подать в
отставку. Его место занял назначенный
президентом
и
утверж-денный
парламентом Индер Кумар Гуджрал,
который
продолжил
курс
своего
предшественника
на
либерали-зацию
экономики
и
рост
экономиче-ских
показателей, но отказался от дальнейшего
сокращения расходов на социальную сферу.
Активизировался
внешнеполитический
диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход
в отстав-ку правительства Гуджрала
привел к досрочным парламентским
выборам в марте 1998. К власти пришла
коали-ция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП.
Политический
кризис
Трехсторонняя встреча глав МИД
Китая, Индии и России

23. Политический кризис

Главной задачей нового премьер-министра
Атал Бихари Ваджпаи было сохранение
коалиционного правитель-ства во главе с
БДП.
В
апреле
1999
произошел
правительственный
кри-зис,
и
правительство было вынуждено уйти в
отставку. Была распущена нижняя палата
парламента. Новые парламентские выборы
состоялись в октябре 1999. Несмотря на
активное участие в предвыборной борьбе
Ин-дийского
национального
конгресса,
большинство
в
парламенте
получил
Национальный демократический аль-янс,
возглавляемый БДП. Премьер-ми-нистром
вновь стал Ваджпаи. Прове-денные Индией
ядерные
испытания
ос-ложнили
ее
отношения с большин-ством государств
мира.
В
современ-ной
неустойчивой
обстановке
факто-ром
стабильности
остается фигура президента, которым в
1997 впервые в истории страны был избран
пред-ставитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ра-нее
занимавший пост вице-прези-дента при
Ш.Д.Шарме, который при-надлежал к касте
брахманов.
Политический
кризис
Атал Бихари Ваджпаи

24. Вывод

После обретения независимости перед Индией
возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства
мешал ряд внутренних проблем: сильная со-циальная
дифференциация, наличие каст и догм, проблема
национальных меньшинств, борьба индуистов и
мусульман. Но несмотря на труд-ности и преграды в
развитии, Индия сумела ре-формировать и усилить
социальную, экономи-ческую и другие сферы
общества. Сейчас Индия является современным,
динамично развивающ-имся государством, активно
участвующим в ре-шении международных проблем.

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация. В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.


Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Образовались два государства: Индия и Пакистан. Образовались два государства: Индия и Пакистан.


Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК. Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.


За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%. За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.


Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%. Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.


Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов. Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.


Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны. Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.