Профессия психолог. Кто такой психолог, описание профессии. Как избавиться от неуверенности, комплекса неполноценности, комплекса жертвы. Кто такой психолог

Еще совсем недавно о профессии психолога в нашей стране даже и не знали. Наука психология была представлена у нас преимущественно психиатрами, в кабинет к которым обычным гражданам попадать очень не хотелось. Сегодня же, благодаря американским сериалам, психологи стали не просто популярными, а востребованными специалистами, к услугам которых обращаются в самых разных жизненных ситуациях.

Еще совсем недавно о профессии психолога в нашей стране даже и не знали. Наука психология была представлена у нас преимущественно психиатрами, в кабинет к которым обычным гражданам попадать очень не хотелось. Сегодня же, благодаря американским сериалам, психологи стали не просто популярными, а востребованными специалистами, к услугам которых обращаются в самых разных жизненных ситуациях.

Из тех же американских сериалов работа психологов представляется нам легкой и необременительной: уютный кабинет, красивая секретарша, удобная кушетка и пациент, с которым специалист ведет неспешную задушевную беседу. Но совпадает ли реальность с тем, что мы видим на телеэкранах? Так ли на самом деле легко работается психологам? Обо всем этом, а также о других особенностях этой профессии мы постараемся максимально подробно рассказать в рамках данной статьи.

Кто такой психолог?


– квалифицированный специалист, который занимается изучением психики и эмоционального состояния человека и оказывает психологическую помощь при возникновении психологических или житейских проблем в жизни каждого из нас.

Название профессии произошло от древнегреческих psycho (душа) и logos (знание). Другими словами, психологи изучают душу человека, все ее грани, состояния и возможности, и на основании полученных знаний помогают нам достичь душевной гармонии. История профессии корнями уходит в глубокую древность, а первыми "целителями душ" можно смело считать шаманов, знахарей и колдунов, которые лечили не столько "наложением рук", сколько силой слова и внушения.

Официальной датой возникновения психологии, как самостоятельной науки, принято считать 1879 год, когда в Лейпциге была открыта первая в мире психологическая лаборатория. С этого момента психология начала активно развиваться вследствие чего появились самые разные ее направления: психоанализ, бихевиоризм, семейная психология, патопсихолингвистика, возрастная психология и т.д.

На сегодняшний день психология охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, а представители этой профессии помогают разрешить практически любые проблемы, связанные с психо-эмоциональным состоянием человека. Профессиональные обязанности психолога напрямую зависят от сферы деятельности специалиста. Так, психолог-теоретик занимается исследованиями и ведет преподавательскую деятельность, а психолог-практик оказывает непосредственную помощь в общественной и личной жизни человека. Например:

  • клинический психолог – в больницах, реабилитационных центрах или санаториях, корректирует измененное психо-эмоциональное состояние пациентов;
  • организационный психолог – в компаниях и на предприятиях консультирует руководство по вопросам повышения эффективности управления и маркетинга;
  • юридический психолог – специализируется на криминальной психологии и помогает органам правопорядка в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы;
  • детский психолог – работает преимущественно в детских организациях (детских садах, школах, гимназиях, спортивных школах и т.д.) и помогает детям адаптироваться в социуме.

В целом же профессиональные обязанности выглядят примерно следующим образом: выявление индивидуальных особенностей человека, помощь в определении первоисточника проблем, поиск способов решения возникшей проблемы, обучение методам эмоциональной саморегуляции.

Какими личностными качествами должен обладать психолог?

Не сложно догадаться, что поскольку основная часть работы психолога заключается в общении с пациентами, специалист должен быть коммуникабельным, вежливым и доброжелательным. Кроме того, тщательно разобраться в проблеме человека и посоветовать эффективные варианты ее решения психологу помогут такие личностные качества, как:


Ошибочно думать, что для выполнения своей работы психологу достаточно обладать только познаниями в области психологии. Хороший специалист компетентен и в таких областях знаний, как педагогика, философия, социология, естествознание, филология, политология, право, история и т.д.

Преимущества профессии психолога

Основным преимуществом профессии психолога , вне всякого сомнения, является моральное удовлетворение от осознания важности и полезности для общества. Ведь психолог – это профессия, которая оказывает реальную помощь людям, и результат достаточно часто можно увидеть "здесь и сейчас".

Отметим, что чувствовать себя чьим-то "спасителем" не только приятно, но и выгодно, так как за помощь в решении своих проблем люди готовы хорошо платить. На сегодняшний день среднемесячный доход психологов в России составляет порядка 50-60 тысяч рублей (и это мы не принимаем во внимание доход психологов, оказывающих услуги частным образом).

Не сложно догадаться, что психологи имеют возможность работать не только штатным сотрудником той или иной организации (а специалист по психологии сегодня востребован практически в организациях всех сфер деятельности), но и осуществлять частную практику. Причем для этого им не нужно больших капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать дорогостоящее оборудование или арендовать помещения с большой площадью.

Ну и самое главное, психолог – это не столько профессия, сколько образ жизни, поэтому специалист применяет свои профессиональные знания и навыки, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. А это значит, что хорошему специалисту гарантирована жизнь без проблем (во всяком случае, в психо-эмоциональном плане).

Недостатки профессии психолога


Однако не стоит думать, что работа психолога состоит из сплошных преимуществ. Имеются у профессии психолога и недостатки . В частности, основной сложностью для специалиста является необходимость решать проблемы клиента отстраненно. То есть, психологу нельзя переходить ту черту, когда проблемы клиента превращаются в собственные проблемы специалиста. В противном случае, в самое короткое время психологу грозит душевная усталость и эмоциональное выгорание.

Недостатком данной профессии также можно считать тот факт, что начинающему психологу сначала придется набраться практического опыта на работе в бюджетных организациях, за достаточно скромную зарплату. Поэтому рассчитывать на то, что сразу же после окончания ВУЗа молодой специалист сможет добиться финансового и карьерного роста, не стоит.

Очень сложно иногда складываются у психолога взаимоотношения с близким окружением. А все потому, что профессиональная деятельность накладывает на специалистов отпечаток "всезнайки", и у них появляется желание всем и вся давать советы по поводу и без него. Естественно, не всем нравится такое активное вмешательство в их личное пространство, на фоне чего и возникают конфликтные ситуации.

Где можно получить профессию психолога?

Поскольку в нашей стране до сих пор иногда ошибочно считают, что психолог, психиатр и психотерапевт – это разные названия одной и той же профессии, молодые люди, которые мечтают получить профессию психолога , не знают в какой ВУЗ им нужно поступать.

Важно понимать, что психиатр и психотерапевт являются медицинскими профессиями, представители которой лечат патологические изменения или нарушения психики человека. А психолог занимается исключительно душевным состоянием и внутренним миром человека, поэтому он не лечит, а выступает скорее в роли человека, который помогает увидеть проблему со стороны и советует наиболее оптимальные пути ее решения.

Другими словами, чтобы стать психологом нужно поступать не в медицинские ВУЗы, а на психологические факультеты профильных учебных заведений. И, конечно же, предпочтение нужно отдавать лучшим психологическим ВУЗам России , выпускники которых имеют больше шансов для успешного трудоустройства. К таким ВУЗам сегодня можно отнести:

  • Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова;
  • Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Московский городской психолого-педагогический университет.

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р.Ассаджоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёрфинга (С. Гроф). В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Современным представителем направления является Станислав Гроф. Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из них можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей — динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями — и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр.

КРИТИКА.

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.

Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Трансперсональная психология подвергается критике со стороны отдельных представителей религиозных конфессий из-за того, что трансперсональные психические состояния являются универсальными и не имеют религиозной принадлежности.

Аллан Б. Чинен (профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско) указывает на три основные проблемы в практическом применении разработок трансперсональной психологии: 1) возможное превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведёт себя как духовный учитель, а не как терапевт; 2) стремление интерпретировать эмоциональные проблемы как проявления духовного развития; 3) упор на высшие состояния сознания и недостаточное внимание к межличностным и социальным процессам. чрезмерное внимание к мистическим культам; использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям, далеко не всякое из которых имеет психотерапевтическую ценность.

В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Сегодня мы поговорим о таком феномене человеческой психики, как психологическая защита.

Что такое психологическая защита?

Это система механизмов, которые защищают нас от отрицательных переживаний, душевной боли, тревожности и многих других негативных факторов, угрожающих целостности личности. Если бы не психологические защиты, мы постоянно находились бы в сильном стрессе, плакали или кричали бы по любому поводу, кидались бы на окружающих, совершали бы импульсивные поступки и т.д. – словом, видели бы жизнь в черном цвете.

Впервые психологические защиты начал изучать австрийский психолог, психиатр и основоположник психоанализа З. Фрейд. Работу системы защит он трактовал как способ разрешения противостояния между бессознательными влечениями и социальными нормами (требованиями, запретами и т.д.).

Механизмы психологической защиты универсальны: они заложены в нас природой и представляют собой шаблоны поведения или реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Психологическая защита не меняет действительность, события, характеры людей, кроме того, она искажает восприятие действительности. В связи с этим многие проблемы остаются нерешенными. Что делать? Психологи советуют: чтобы страх ушел, посмотрите ему в глаза. Давайте разбираться по порядку.

Три линии психологических защит

Существуют три линии психологических защит:

  • осознаваемые стереотипы (помогают нам существовать в социуме);
  • архетипические защиты (защищают общество, группу, коллектив через личность);
  • бессознательные защиты (оберегают нашу психику от износа).

Одновременно эти линии формируют целостную систему, которая поддерживает наше духовное равновесие и помогает справляться со стрессом. Рассмотрим каждую из линий подробнее.

Осознаваемые стереотипы

Эти стереотипы формируются в нашем сознании с раннего детства, когда мы усваиваем социальные нормы и правила. Поначалу это нормы своей семьи: мыть руки перед едой; есть с помощью приборов, а не руками; рисовать в альбоме, а не на столе. Спустя какое-то время ребенок изучает нормы и других сообществ: как вести себя на улице, в гостях, в детском саду, в школе и т.д. Все это позволяет нам избегать остракизма, и в результате общество, в котором мы существуем, принимает нас. Благодаря заложенным в детстве началам мы экономим время на обдумывание и совершение действий, а также повышаем вероятность благоприятного разрешения ситуации.

Например, мы изначально учимся соблюдать субординацию, уважительно разговаривать со старшими, проявлять в отношении к ним знаки внимания, учитывать их мнение и т.д. Также мы осознаем границы дозволенного (например, узнаем, что в магазине нельзя вести себя как дома и пр.).

Архетипические защиты

Это ряд поведенческих моделей, которые помогают преодолевать трудности и не растеряться в экстремальных ситуациях, возникающих в жизни группы, общины, коллег, друзей, близких людей и т.д. Считается, что эти защиты формировались тысячелетиями, а поскольку человек так и остался элементом общины, защиты продолжают функционировать. Они проявляются в нашем поведении не всегда, а лишь в случаях, когда обществу угрожает опасность. Человек может даже не знать о ресурсах своей психики и возможностях своего организма, а в стрессовой ситуации ради спасения родных – совершить героические поступки, на которые бы не решился в обычной жизни. Медицине катастроф известны случаи, когда дети, попав в экстремальную ситуацию, не задумываясь, помогали тем, кто слабее (например, мальчики помогали вытащить девочек, давали им свою одежду; девочки успокаивали взрослых, которые не могли взять себя в руки). Такие действия они совершали автоматически, на подсознательном уровне: «Если ближнему плохо – ему надо помочь».

Подсознательные модели поведения вы можете наблюдать и у себя. Например, ваш друг поссорился со своими родителями, и вы автоматически начинаете помогать ему – выслушивать, утешать, давать советы. Многие готовы пойти на самопожертвование ради благополучия другого. А все дело в подсознании, которое диктует нам программу защиты малого или большого социума.

Бессознательные защиты

Каждый слышит то, что хочет услышать.

Суть бессознательной защиты в том, что наша психика без искажения воспринимает только ту информацию, которая не может ее травмировать. Если какие-то факт, событие, действия или слова человека угрожают нашему душевному спокойствию, вызывают тревогу или напряжение, сразу же включается бессознательная защита. В результате мы вообще не воспринимаем входящую информацию или воспринимаем ее в искаженном виде. Например, некоторые жены защищают своих мужей: «Он не алкоголик, просто у него работа напряженная». Или заболевший человек говорит: «Сегодня мне получше, к врачу не пойду. Да не болен я, чего вы все пристали?» Так работает механизм отрицания: «Вы все неправы, у меня/нас все нормально!» В результате человек искусственно восстанавливает свое душевное равновесие, защищается от страхов, снижает внутреннее напряжение. К сожалению, эта уловка сознания помогает лишь на время. Алкоголик так и остается алкоголиком, а заболевший не выздоравливает. Через какое-то время душевное равновесие нуждается в восстановлении.

Рассмотрим формы бессознательных защит.

Бегство. В эпоху палеолита в случае угрозы жизни человек защищался или спасался бегством. Сегодня бегство модифицировалось и приобрело бессознательные формы. Например, если человеку с самого детства не удавалось выстроить доверительные отношения с людьми, он все чаще уходит в себя и в результате становится интровертом. Или если человек не уверен в благоприятном исходе какого-либо сложного дела, он под любым предлогом будет отказываться ходить в организации, созваниваться с людьми и вообще прилагать какие-то усилия.

Основное и тягостное последствие бегства – это неумение конструктивно общаться, просить о помощи, вносить предложения или делать замечания, если что-то не удовлетворяет. К примеру, боязнь обидеть, боязнь выставить себя в неблагоприятном свете ведут к неконкретной формулировке или замене просьб. В результате человек не разрешает свой вопрос, тратит время и испытывает личностный дискомфорт оттого, что «опять ничего не вышло».

Например, сотрудница возвращается из отпуска и видит на своем столе гору чужих бумаг. Ей стыдно попросить виновника убрать за собой, и она делает это сама. В результате проблема не решается, а ситуация повторяется после каждого отпуска.

Иногда бегство проявляется в виде ухода в какую-либо определенную деятельность (не путать с хобби). В ситуации бегства человек настолько увлекается любимой деятельностью, что направляет все свои душевные и умственные силы только на нее. Эта деятельность спасает его от неразделенной любви, от неуверенности в себе, помогает забыть о проблемах и личностных недостатках. Конечно, такой человек может продемонстрировать выдающиеся результаты в своей сфере, однако ему не удастся завести себе приятелей или друзей, потому что его личность все это время развивалась дисгармонично.

Отрицание характеризуется избирательностью внимания: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

Избирательность помогает нам игнорировать то, что вызывает у нас тревогу и увеличивает силу конфликта. Часто отрицание является первой реакцией на необратимые события – болезнь, смерть. Также отрицание можно увидеть в семейных отношениях: многим проще закрыть глаза на проблему, чем ее решать. Например, жена не замечает отчужденности мужа и вместо того, чтобы поговорить, делает вид, что все хорошо. В результате муж уходит к другой. Или родители не замечают, что сын пристрастился к наркотикам. Итог: у сына тяжелая наркотическая зависимость. Почему так происходит? Люди попросту не позволяют себе думать, что в их семье может случиться такое.

Кроме того, форма отрицания может приобрести вид самовосхваления. Например, ребенок плохо выступил на соревновании, возвращается домой и всем рассказывает о своей победе, причем сам полностью верит в эту победу, или ленивый работник, который создает видимость работы: заваливает свой стол бумагами (якобы некогда убирать), ходит по коридору с документами, простаивает в приемной, отвечает по телефону раздраженным голосом, словно намекая: «Я так занят, а тут еще и вы». Причем он искренне надеется, что его не раскусят.

Рационализация. Иногда нам кажется, что проще съесть жабу, чем признать свою неправоту. А чтобы ее не признавать, природа придумала замечательный механизм – рационализацию. Этот механизм помогает найти объяснения собственному неблаговидному поступку. Благодаря рационализации можно отгородиться от «злостного мира» и почувствовать себя царем на фоне ничего не понимающих людей.

Например, человек, не желающий искать работу, оправдывается, что нет достойных предложений; ребенок, съедающий все сладкое в доме, считает, что он еще маленький и ему все можно; начальник, третирующий подчиненных, доказывает себе, что совершает великую миссию, не позволяя работникам расслабляться.

Кстати, герой повести «Сахалин» А.П. Чехова, убив свою жертву, оправдывал свое поведение тем, что тот громко чавкал за столом, нарушая общий этикет.

Подавление выражается в том, что мы можем забывать некоторые чувства, факты, события и людей, которые принесли нам в свое время боль, страдания или просто какие-либо неприятные эмоции. К примеру, имя человека, который нас когда-то обидел, или время работы конторы, в которую надо сходить, чтобы решить неприятный вопрос. Таким образом психика защищается, старается спасти нас от общения с неприятными людьми, уберечь от походов в неприятные места и т.д.

Вытеснение также связано с особым механизмом работы памяти. Вытеснение похоже на подавление, за исключением того, что событие забывается не полностью. Из памяти стирается наиболее травмирующая часть.

К примеру, подруга постоянно жалуется вам на то, что свекровь к ней жестока. Когда вы просите ее привести примеры, она ничего не может рассказать толком. Помнит, что был конфликт, а вот по какому поводу и что послужило отправной точкой – не помнит.

Помнить больше хорошее, чем плохое, – это естественная функция психики. Но вот особо чувствительные люди, наоборот, запоминают только плохое. Это приводит к гнетущему состоянию, депрессии, мучительным воспоминаниям травмирующих ситуаций: «А вот он мне сказал то-то, а поступил так-то. Как он мог?»

Замещение выражается в виде удовлетворения неприемлемого желания иным способом, допускаемым обществом. Также оно может происходить в виде переноса с одной реакции на другую. С одной стороны, этот перенос позволяет решить проблему, а с другой – избежать порицания общества.

Например, один человек за что-то сердится на другого и хочет ему отомстить. Поскольку месть порицается обществом, человек мстит своему врагу обидными шутками. Если же тот обижается, он тут же просит извинения, говоря, что не хотел никого обидеть, это всего лишь шутка.

Поэтому, если над вами постоянно подшучивают, не стоит винить себя в излишней обидчивости. Возможно, эти люди затаили злобу на вас, но не знают, как сказать об этом.

В офисной жизни скрытая враждебность может проявляться в виде гиперконтроля над подчиненными. К примеру, начальнику не нравится работник, который очень похож на нерадивого ухажера его дочери. Он понимает, что если попытается рассказать о причине своей враждебности кому-то из окружения, то его засмеют. Потому начальник находит искусственный повод, чтобы выплеснуть свою агрессию на подчиненного, ‑ начинает его чрезмерно контролировать, придирается, обвиняет, что он ничем не занимается, и т.д.

Проекция. Вспомним фольклор: «Неча на зеркало пенять, коли рожа кривая», «Кто обзывается ‑ тот сам так называется», «На соседа смотришь во все глаза, а на себя – опустивши веки» (вьетнамская поговорка).

Правота этих выражений неоспорима: прежде чем оценить кого-то, посмотри на себя. Себя критиковать больно – проще отыграться на ком-то другом. В психологии такое поведение называется проекцией. При проекции человек, видя свои недостатки, не желает их признавать, но замечает их у других. Таким образом, человек проецирует свои пороки и слабости на других людей. Согласитесь, как же трудно признаться себе, что мы кому-то завидуем, и как же легко увидеть эту зависть у другого человека!

Проецировать можно чувства, мысли и даже поведение. Так, обманщику кажется, что все вокруг шулеры и хотят его обмануть, жадному человеку окружающие видятся скупыми, а нуждающийся в деньгах будет ненавидеть людей с низким достатком.

Кстати, у проекции есть не только негативные, но и позитивные проявления. Например, если вам кажется, что все вокруг чудесно и замечательно, это означает, что вы находитесь в гармонии с самим собой; если вы видите в лице коллег только друзей, это означает, что вы добрый и общительный человек. Недаром говорят: «Улыбнись миру ‑ и мир улыбнется тебе».

Идентификация выражается в отождествлении себя с каким-либо человеком, в присвоении его личностных качеств себе, в возвышении себя до его образа. Идентификация также может выражаться в стремлении быть похожим не только на какого-то одного человека, но и на группу людей. Идентификационную защиту еще называют социальной мимикрией. Чаще всего социальная мимикрия проявляется у подростков. К примеру, школьник стремится быть как все, старается слиться со своей компанией. Если в компании все носят дорогие джинсы, он будет выпрашивать их у родителей; если в компании принято курить, он обязательно пристрастится к этой пагубной привычке. Желание быть похожим на окружающих создает у подростка иллюзию защищенности.

Также социальная мимикрия проявляется в желании быть похожими на людей, которых мы опасаемся или от которых зависим. Очень часто люди, которых обижают, начинают копировать поведение своих обидчиков. Одним эта идентификация нужна с целью стать такими же «волевыми» и «сильными», а другим – с целью отыграться на более слабых. В психологии этот механизм называется «идентификация с агрессией».

Отчуждение выражается в разделении нашего «Я» на несколько частей и последовательном их использовании. Такой процесс происходит в моменты, когда человек испытывает сильную физическую или душевную боль. Приведем самый простой пример. Человек, проживший в родном крае почти всю жизнь, вдруг уезжает на чужбину. Несомненно, ему будет очень тяжело покинуть родные края, особенно если там остаются дорогие для него люди. На новом месте ему будет казаться, что кусочек его души остался в родном краю.

Боязнь нового. Вы замечали когда-нибудь, что ваши близкие, родные и друзья вроде бы просят вашего совета, но на самом деле в нем не нуждаются? Такие люди вообще опасаются узнавать что-то новое, ведь нужно перестраиваться, пересматривать свои взгляды на жизнь, сомневаться в ранее полученных знаниях, теориях и мнениях. А потому такие люди подсознательно защищаются от советов – много говорят сами и не дают вам высказаться, жалуются и вас не слушают (синдром поиска жилетки), капризничают, протестуют (говорят, что вы придумываете неподходящие советы), обвиняют вас в некомпетентности, обещают последовать совету потом, но не выполняют обещания.

Искусственные психостимуляторы. Алкоголь, табак, наркотики не только сводят здоровье на нет, но и создают иллюзию «управления» своим психоэмоциональным состоянием. Возникшую проблему они, конечно же, не решают.

Другие бессознательные защиты

К ним принято относить:

  • психосоматические заболевания (возникновение соматических заболеваний по причине душевных травм);
  • пассивную агрессию (склонность везде и всюду опаздывать, нежелание выполнять определенную работу);
  • отреагирование, или агрессию на неповинных (резкие вскакивания, крики, удары по столу, агрессивные нападки на людей по выдуманным поводам);
  • диссоциацию (после травмирующих ситуаций склонность делать вид, что ничего не случилось, нежелание решать проблемы, самоустранение);
  • интернализацию (отказ от получения желаемого: «Да больно мне это надо. Обойдусь»);
  • регрессию (возврат к детским моделям поведения – капризам, истерикам, швырянию вещей и т.д.).

Польза и вред бессознательных защит

Перво-наперво рассмотрим пользу.

Психологические защиты:

  • помогают сохранить целостность личности и уберечь ее от распада, особенно при противоречивости желаний. Известно, что в человеке существует множество разных «Я» (одно «Я» хочет одного, другое – другого, третье – третьего). Психологические защиты нужны, чтобы собрать все эти «Я» воедино и позволить им «договориться»;
  • помогают сопротивляться болезням, верить в свои силы, успокаивают, что все будет хорошо, все восстановится;
  • предотвращают дезорганизацию психической деятельности и поведения. Например, в момент внезапного стресса неверие во все происходящее спасает сознание от разрушения;
  • оберегают от отрицательных качеств, которыми человек не обладает, но ошибочно признает за собой. Например, человеку кажется, что он излишне требователен к другим, хотя в реальности таковым не является. С целью защиты он может начать убеждать себя, что излишне требовательные люди более успешны в бизнесе, обладают отличной проницательностью и требовательны к себе. Таким образом, защиты спасают человека от мифических недостатков и снижают самообвинение;
  • восстанавливают самоуважение, помогают принять болезненную ситуацию без снижения самооценки: «Ну и пусть. Я все равно лучше них», «Эти люди меня недостойны» и т.д.;
  • помогают сохранить социальное одобрение. Например, человек сделал что-то не так и, зная об этом, оборачивает ситуацию: «Виноват не я, а другие люди/судьба/обстоятельства», «Не я такой – жизнь такая»;
  • сохраняют отношения между людьми. Например, работнику не нравится, что его коллега все время сплетничает и пытается втянуть его в разговор. Он предпочитает не доводить ситуацию до конфликта и вместо того, чтобы высказать все, притворяется необщительным.

Если говорить о вреде психологических защит, то они:

  • не меняют порядок вещей, а лишь на некоторое время избавляют от тревоги и неудобств;
  • искажают реальность, не дают нормально ее оценить. Особенно это встречается в оценке любимых людей. Например, говорят, что «любовь слепа». Если любимый человек вдруг совершает ужасный поступок, мы отказываемся в это верить, виним себя, что сразу не поняли, что он за человек, или бросаемся защищать провинившегося;
  • вытесняют из сознания факты, события. Это временно успокаивает, но страх остается загнанным внутрь подсознания и оттуда воздействует на человека в течение длительного времени;
  • путают человека. Например, вместо того, чтобы признаться себе в неприязненном отношении к своему ребенку, разобраться в причинах этой проблемы и отработать ее, родитель прикрывается гиперопекой, навязчивостью по отношению к своему ребенку, чем еще больше усложняет отношения.

Зрелые бессознательные защиты

Существуют естественные бессознательные защиты, которые не несут вреда и помогают справиться с напряжением. Их называют зрелыми бессознательными защитами . К ним относятся:

плач – природная и естественная защитная реакция человека на стресс. Каждый знает, что, поплакав, на душе становится сравнительно легче. Все дело в физиологических процессах, происходящих в этот момент в организме.

Ученые считают, что слезы уменьшают боль, заживляют небольшие ранки на коже, защищают кожу от старения. Кроме того, плач нормализует кровяное давление и оказывает антистрессовое воздействие;

сон . Многим людям после сильного стресса требуется продолжительный сон, чтобы восстановить душевные и физические силы. Так работает механизм компенсации. Так что если ваш близкий – любитель поспать, не будите его без видимых на то причин, возможно, его организм сейчас занят переработкой стресса;

сновидения . В прошлом номере мы говорили о том, как сновидения помогают нам справляться с накопленным в течение дня напряжением, что во сне моделируются ситуации, в которых вы можете проявить себя сильным, смелым и решительным, а значит, проработать все свои стрессы и победить страхи. Только вот этот механизм подключается не в реальном, а в воображаемом мире. Следовательно, человек меньше страдает и не оказывает отрицательного влияния на окружающих в отличие, например, от проекции или рационализации;

сладости , как известно, поднимают уровень глюкозы в крови, а это способствует выработке гормона радости – эндорфина. Поэтому умеренное потребление сладостей ведет к переработке стресса. Главное – не увлекаться и соблюдать правила здорового питания;

сублимация – трансформирование нежелательных, травмирующих и негативных переживаний в различные виды конструктивной и востребованной деятельности (спорт, творчество, любимую работу). Чем больших успехов человек достигает в любимой деятельности, тем устойчивее становится его психика;

альтруизм . Недаром говорят: «Если тебе плохо, помоги тому, кому еще хуже». На самом деле все несчастья познаются в сравнении. Когда мы видим, что другому человеку приходится намного хуже, собственные проблемы кажутся мелочными. К тому же любая помощь нуждающемуся помогает нам почувствовать себя нужным, а это наилучшим образом спасает от стресса;

добрый и необидный юмор . Как известно, вовремя сказанная шутка разряжает обстановку и улучшает отношения между собеседниками. Учитесь смеяться над собой и над своими проблемами. Попробуйте ассоциировать свою проблему с какой-либо шуткой, переложите ее в веселую историю, Посмотрите смешные фотографии, скачайте доброе кино. И главное – чаще улыбайтесь, ведь смех продлевает жизнь.


Все мы ошибаемся, даже когда делаем хорошо знакомые вещи. Существует несколько распространенных закономерностей, которые происходят, когда мы ошибаемся, хорошо известных когнитивных лежачих полицейских, о которых всегда спотыкается наш мозг. Вот 5 из них:

#5. Ты видишь меньше, чем думаешь

Ты знаешь, как работает твой глаз? Ты, наверное, думаешь, что он работает, как камера, верно? Свет попадает внутрь, отскакивает от линз и зеркал, а затем алле-оп – в твоей голове появляется изображение, точно как на камере безопасности.

На самом деле все происходит совсем не так. Или так, если твой глаз – самая скверная видеокамера в мире. В то время как видеокамера может держать в фокусе довольно широкое поле, твой глаз – нет. Только малая часть того, что ты видишь, находится в фокусе в любой точке времени – свет, который отражается на крохотную часть сетчатки под названием ямка. Все остальное остается расплывчатым пятном, в котором трудно отличить медведя от уродливого дивана.

Но несмотря на это в любой момент у нас есть довольно подробный мысленный образ того, что происходит перед нами. Откуда? В общих чертах, глаз фокусируется на том, что ему нужно, а мозг тем временем заполняет оставшиеся пробелы. Чаще всего основываясь на том, что мы видели совсем недавно.

Но это не всегда так. Иногда наш мозг допускает серьезные ошибки и создает оптические иллюзии. Он пытается выстроить свою собственную картинку, основываясь не на увиденном, а на своих представлениях о том, как устроен мир, тем самым проваливая задачу показать нам точное изображение. И это на самом простом уровне. На более сложном уровне мы допускаем еще более странные ошибки.

В 1998 году ученые провели эксперимент, чтобы продемонстрировать данный эффект. Исследователь подходил к людям на улице и спрашивал, как пройти в библиотеку. Пока человек объяснял ему маршрут, мимо проходило еще два человека, которые несли дверь. Когда они проходили между исследователем и человеком, исследователь менялся местами с одним из людей, которые несли дверь. Люди продолжали объяснять дорогу новому человеку, даже не заметив подмены. Результаты исследования показали, что 50 процентов людей, которые приняли участие в эксперименте, абсолютно ничего не заметили. Посмотрите сами!

Как это произошло?

Одна из теорий утверждает, что когда человек понимает, что имеет дело с собеседником, которого больше никогда не увидит, он перестает обращать внимание на его лицо. Мы мысленно одеваем на голову собеседнику ведро, на котором написано «Парень, который ищет библиотеку». Такому ведру не нужно лицо, потому что мы больше никогда его не увидим.

Наши глаза все видят, но наш мозг это не запоминает, потому что думает, что данная информация ему уже не пригодится. Именно этот феномен, помимо всего прочего, объясняет, почему мы так редко замечаем новые прически наших близких.

#4. Ты полон скрытых предубеждений

Под предубеждениями подразумевается не то, что все женщины любят жареную курицу, а все азиаты ходят в туалет группами. Я имею в виду когнитивные искажения – хорошо известные и изученные ошибки, которые мы допускаем в ходе мыслительного процесса.

Существует несколько сотен изученных когнитивных искажений. К примеру, ошибка игрока – склонность думать, что прошлые события могут влиять на будущие (независимые) события. Мы думаем, что если монетка пять раз выпала орлом, на шестой раз она обязательно выпадет решкой. Или склонность к запоздалым суждениям, когда нам кажется, что мы могли предугадать прошлые (абсолютно произвольные) события.

Врач-гомеопат вместо укола просто ущипнул пациента за попу.

Или эффект опознаваемой жертвы, из-за которого мы сильнее реагируем на преступление, если в нем пострадал конкретный человек, а не безликая группа людей. Какую бы работу ты не поручил своему мозгу, как только ты отвернешься, этот засранец тут же попытается воспользоваться кратчайшей дорогой.

#3. Ты строишь слишком упрощенные модели

Ты “знаешь” как устроен мир. У каждого над головой крутится его личная маленькая модель вселенной. Конечно, она не полная, потому что мы еще не видели всю вселенную, но то, что мы видели, для нас вполне очевидно. Верно? Давай изучим маленькую часть вселенной и углубимся в зловонное болото форумов видео-игр.

Практически на каждом форуме или блоге о видео-играх ты найдешь человека, который будет утверждать что-то подобное: «Cудя по последним действиям с PlayStation/Xbox, на этот раз Sony/Microsoft действительно наложили в штаны. Посмотрите! Цена их акций упала на XX пунктов!»

Ты поймешь, о чем речь, если хоть немного знаешь о фондовом рынке. К примеру, что существует такое понятие, как фондовый рынок, и что там работают люди в костюмах. Цены на акции успешных компаний повышаются и наоборот. Все просто, правда? Но если ты знаешь хоть немного больше о фондовом рынке, ты поймешь, что это абсолютно бессмысленное утверждение. Sony и Microsoft - огромные компании, чьи подразделения компьютерных игр составляют лишь крошечную часть их доходов. Фондовому рынку плевать на то, что случится с Xbox, пока продажи Microsoft Office остаются стабильны.

Давай вернемся к нашей маленькой модели вселенной. Проблема в том, что в тех частях вселенной, о которых мы еще ничего не знаем, нет пробела или маленькой записки “прочти книжку, придурок”. Нет, все намного хуже. На этом месте оказывается ЧТО-ТО, и это что-то основывается на сумасшедших догадках нашего мозга.

Мы упрощаем наши отношения с людьми, когда делаем вывод, что чье-то поведение объясняется их индивидуальностью, а не внешними факторами. Конечно, твой сотрудник не отвечает на звонки не потому, что у него много работы, а потому, что он тебя ненавидит! Кассир в магазине работает медленно не потому, что это ее первый день на работе, а потому что она идиотка.

#2. Ты не учишься на ошибках

Иногда мы ошибаемся. И в этом нет ничего страшного. В конце концов, нужно облажаться, чтобы стать лучше, верно? Любой сможет вспомнить момент в жизни, когда что-то было ему в новинку, и он постоянно ошибался, пока со временем не становился лучше. Где-то вдалеке играла вдохновляющая музыка, и мир приобретал новые краски. Какой бы ни была твоя личная история успеха, урок в том, что падения делают нас лучше.

Только это неправда. Мы узнаем намного больше от успехов, чем от падений. Ученые из MIT подключились к мозгу обезьяны, и наблюдали за тем, как она успешно и безуспешно выполняла разные задания. Они обнаружили, что в отличии от неудач, каждый успех соответствовал активизации мозга, которая влияла на ее дальнейшие попытки. При неудачах не происходило ничего, а вот благодаря успехам обезьяне было намного проще не ошибиться в будущем. Какие выводы можно сделать из этой истории? Я бы сказал, лучше говорить «Мы учимся через новые попытки » (если, конечно, у тебя достаточно здравого смысла, чтобы не наступать дважды на те же грабли).

На более сложном уровне мы можем рассмотреть еще одно досадное когнитивное искажение – ситуативное предубеждение. Это случается, когда ты делаешь выбор, а затем тут же начинаешь искать подтверждения тому, что он правильный. Ты отдаешь предпочтения свидетельствам, которые поддерживают твой выбор, и игнорируешь те, что утверждают обратное (если ты когда-нибудь видел человека, который купил себе Mac, ты поймешь, о чем я). Это очень коварная штука. Даже если твой выбор объективно был ошибкой, тебе будет очень сложно это понять, потому что твой мозг будет бороться до последнего, чтобы ты этого не увидел.

#1. Чрезмерная самоуверенность

Несмотря на все нелепые пути, которые без предупреждения выбирает наш мозг, он вовсе не страдает от недостатка самоуверенности. Чаще всего у нас ее больше, чем нужно. Например, когда люди говорят, что уверены в чем-то на 100 процентов, существует где-то 80 процентов вероятности, что они действительно правы. 93 процента людей считают, что водят машину лучше других. 84 процента французов считают, что они выше среднего в постели.

Все мы думаем, что мы выше среднего во всем, что делаем, и чем меньше мы о чем-то знаем, тем больше уверены в своих способностях. Как сказал когда-то Чарльз Дарвин, человек, который был широко известен своей уверенностью: Невежество порождает уверенность чаще, чем знания.

Даже самые большие специалисты могут страдать от завышенной уверенности. Вспомним о хирургах, которые по всем параметрам выше среднего во всем, что они делают. Хирурги – тоже люди, и они тоже допускают ошибки. Инструменты забывают внутри пациентов, операции начинают без нужных приборов, кости ноги прикрепляют к костям шеи. Это серьезная проблема, из-за которой случилась не одна смерть.

Самый простой способ минимизировать ошибки - это использовать списки. Пациент здесь? Галочка. У нас достаточно пиявок? Галочка. Другими словами, множество страниц нудной бухгалтерии и списков того, что и так знает любой специалист. Авиакомпании всегда используют списки – и это объясняет, почему у них такие хорошие показатели безопасности.

Несмотря на это, когда один врач попытался ввести в практику использование списков в госпиталях, ему пришлось столкнуться с немалым сопротивлением со стороны других хирургов. Они посчитали списки педантизмом и оскорблением, пустой тратой времени на то, что они и так умеют. Идея того, что они могут забыть 18–й шаг в 57-шаговой операции, что может случиться с каждым, была для них немыслима. Вот такая история.

Не важно, умный ты или глупый – что бы ты ни делал, ты обречен ошибаться. Единственное решение – использовать списки, хотя это нудно, оскорбительно, и никто все равно не захочет это делать.

Еще больше о мышлении ты сможешь узнать на 9-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича « ».

Эта статья предназначается для тех, кто работает с группами, коллективами в качестве их формального или неформального лидера. Дружеские компании, сотрудники, работающие вместе не из-под палки, творческие кружки, театральные и иные студии, школьные классы и студенческие группы, «комнаты» в общежитии - вот тот неполный перечень групп, где порой возникают типичные психологические проблемы, которые, однако, психология умеет уже давно и уверенно - решать.

Ведь почему в нашей стране возник довольно неприятный архетип - «коммунальная кухня», который легко заменяется синонимом - «коммунальная свара»? А потому что психологии у нас не было, и вообще - было неинтересно делать так, чтобы в группе жилось и дышалось - легко. Поэтому если Вы не хотите, чтобы то маленькое общество, в котором Вы вращаетесь, стало напоминать советскую коммуналку, и притом обладаете полномочиями формального (а ещё лучше - неформального) лидера, не пренебрегайте теми упражнениями, которые психологи много лет подряд разрабатывали и внедряли в жизнь, для того, чтобы сделать каждого отдельно взятого человека - немного счастливее.

Давайте скажем несколько слов о том, какую пользу описываемое психологическое упражнение приносит группе в целом и какую пользу это упражнение приносит - отдельному индивиду.

Польза для группы

Есть в группах такая типичная проблема: почти все члены группы единодушно считают - обсуждать «неприятные вещи» о ком-то как-то не принято. Но душа ведь прости своё... И тогда, перекисшее и перебродившее месиво начинает выливаться в укромных местах (типа курилки). Так рождаются сплетни. Хуже того - иногда всё содержимое мозга, в котором долго копится «компромат», взрывается как неисправный огнетушитель в открытую. Так возникают «некрасивые сцены».

Какие же «неприятные вещи о ком-то» обсуждать у нас как бы не принято?

Это, как правило,

  • «нежелательное» поведение (опаздывает, стреляет сигареты... и т.д.),
  • «особые» взгляды (ну, к примеру, националистические высказывания, вообще, любая нетерпимость и неприятие),
  • а также «нежелательные» установки (вы всегда должны мне...., потому что я...).

Самое интересное, что человека. обладай он хоть всем перечнем самых ужасных недостатков, никто в группе ОТКРЫТО не критикует. Доколе же будет копиться ядовитая влага в чаше терпения? Чем проверять, лучше выучить упражнение и побыстрее внедрить его в свою группу.

Польза для индивида

Обычно нормальный человек (если только он не страдает паранойей в очень тяжёлой форме) в курсе своих недостатков. А как же! Ведь у каждого из нас есть та 1/3 личности, которая именуется «Сверх-Я» или в терминах иных психологических школ «Фигурой Отца». Эта та самая часть личности, которая говорит «Эх, Вася-Вася...», горестно вздыхает и сурово грозит пальцем. Писатель Пелевин называл это наше Сверх-Я - Голосом Внутреннего Прокурора.

Но вот, что парадоксально: иной раз тот список самопретензий, который мы (с помощью Сверх-Я) выдаём самим себе в часы бессонницы и тот список претензий к нам, который могли бы выдать нам наши знакомые и друзья, НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ!

Человек корит себя за одно. А его, условно говоря, ненавидят совсем за другое!

Психологами давно замечен этот парадокс, и для устранения подобных нестыковок и связанных с ними потерь энергии, данное упражнение и разработано.

Прежде чем переходить к непосредственному описанию самого упражнения, хочу отметить ещё один очень важный нюанс.

Когда человек, мучимый своим Сверх-Я, не получает от группы никакой обратной связи (так как у них о «плохом» говорить не принято), он начинает теряться в догадках, беситься от неопределённости, и в конечном итоге делает вот что. Человек делает так ВСЕГДА, поэтому, внимание!

Человек (особенно - новичок) устраивает группепровокацию!

Если наш герой - человек мнительный, склонный к придирчивому самоанализу или просто находится в депрессивном состоянии, а также имеет заниженную какими-то обстоятельствами жизни самооценку - (например, потерял работу и вот только что еле устроился на новую), то всё своё свободное время он тратит на то, что размышляет:

  • Заметили ли его новые знакомые его «жуткий недостаток», его «особенность»?
  • Если заметили, то насколько они этим недовольны. Может быть их то вообще не трогает?
  • НУ и когда же уже, наконец, они открыто ему скажут обо всём?

Как видите. Все мы очень хотим этой самой «обратной связи». Даже готовы из-за неё идти на конфликт. Потому наш «типичный человек» усиливает своё негативное поведение, провоцирует.

Если у Вас когда-либо возникал вопрос: «Почему люди ведут себя столь нагло и вызывающе и как им не стыдно?», то вот Вам ответ, Вы его получили. Люди хотят обратной связи, хотят, чтобы с ними поговорили и ради этого усиливают те особенности своего поведения, которые считают «негативными».

Как я уже писала выше, не всегда мнение о «негативных чертах» совпадает и у человека, и у его сотоварищей. Борясь со своими вымышленными недостатками, некоторые люди вовсе не замечают, что раздражают-то людей совсем-совсем другими вещами в себе... Например, человек, который корит себя за то, что «стреляет» чужие сигареты и канцелярские мелочи, может и не догадываться о том, что на самом деле всех раздражает только лишь его привычка громко разговаривать по телефону...

Ну а теперь, предложите той группе, лидером (формальным или неформальным) которой Вы являетесь,

Упражнение «Мои недостатки».

Инструкция, которую Вы должны дать собравшимся.

«Каждый из нас имеет свои характерные особенности, взгляды, традиции, ценности и установки. Некоторые из них не приветствуются в нашей группе. Вот только мы не знаем, что же у нас тут не приветствуется... Давайте выясним»

Психологическое упражнение выполняется так.

Первый этап упражнения “Мои недостатки»

Один человек выходит из комнаты. Пока он отсутствует, каждый из оставшихся в комнате должен назвать ОДНУ черту, которая его раздражает в человеке, покинувшем комнату.

Ведущий (Вы) фиксирует всё, что говорится о человеке, на бумагу.

В этот момент, вышедший из комнаты участник игры тоже получает задание, а именно, подумать,

  • какую роль играют «его недостатки» в его собственной жизни в целом,
  • в его работе и жизни с этими людьми - конкретно.

Человек и сам будет мыслить в обозначенном русле, он будет заметно нервничать...Но всё же будет лучше, если Ведущий чётко проговорит то, о чём должен будет подумать этот человек - вслух.

Второй этап упражнения “Мои недостатки»

Человек возвращается в комнату. Теперь он должен отгадать ТРИ НЕДОСТАТКА (негативных качества), которые прозвучали в его адрес, пока он отсутствовал в комнате.

Так человек проговаривает (быть может - и впервые) свои опасения, даёт слово Голосу Внутреннего Прокурора. Участники игры или подтверждают его правоту («Угадал!») либо отклоняют («Этого никто о тебе не говорил»)

Так по очереди нужно поработать с каждым членом группы. Группа должна не превышать количества 10 человек.

На упражнение отводится 1,5 часа - не больше, но и не меньше.

Возможные тревоги и опасения

Психологическое упражнение “Мои недостатки» очень «нервное», но в итоге - полезное. Психологи-практики заметили:

  • В ходе выполнения этого психологического упражнения никто не узнаёт ВСЕГО, что о нём говорили.
  • В ходе этого упражнения психологическая нагрузка никогда не бывает чрезмерной.
  • В ходе этого психологического упражнения мы с облегчением узнаём, что нас НЕ НЕНАВИДЯТ.

А самое главное, что это психологическое упражнение учит людей давать друг другу обратную связь. Ведь если не давать друг другу обратной связи, но недовольство чьим-то поведением может действительно вылиться в ненависть.