Психоэмоциональный стресс и способы борьбы с ним. Симптомы и признаки. Чем опасно стрессовое состояние


Влиянием стресса объясняется возникновение многих заболеваний. Перед тем как справиться со стрессом, обязательно нужно разобраться в причинах возникновения психоэмоционального напряжения – только так можно обезопасить себя от повторного рецидива.

О том, как стресс влияет на организм человека и о том, какие существуют фазы развития стресса согласно учению Ганса Селье, вы узнаете из этой статьи.

Три фазы развития стресса по Селье

«Стресс (от англ. stress - напряжение) - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была», - определяет стресс Ганс Селье, создатель учения о стрессе . Жизнь без стресса невозможна. Селье предупреждает: «Стресса не следует избегать, ибо полная свобода от стресса означает смерть». И далее: «Стресс - это аромат и вкус жизни».

Стресс и его влияние на человека стали предметом научных изысканий Селье, которым он посвятил всю свою жизнь. Ученый выделяет положительный стресс и вредоносный стресс, или дистресс.

Ганс Селье назвал реакцию организма на различные факторы общим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса. Он протекает трехфазно.

I фаза стресса - реакция тревоги, которая вызвана усиленной выработкой глюкокортикоидных гормонов корой надпочечников, которые создают условия для борьбы со стрессом.

II фаза стресса по Селье – фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, выработка глюкокортикоидов нормализуется, организм адаптируется. При этом признаки реакции тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости организма поднимается значительно выше обычного.

III фаза стресса - фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно ослабевают возможности приспособления организма, вновь появляются признаки тревоги, но изменения в коре надпочечников и других органах уже необратимы, и, если воздействие стрессора продолжается, человек погибает.

Эти три фазы стресса постоянно воспроизводятся в жизни человека. В любой ситуации вначале наступает реакция удивления или тревоги из-за неопытности или неумения справляться, ее сменяет фаза сопротивления, когда человек уже умеет справляться с возникшей задачей, после чего наступает фаза истощения, ведущая к утомлению.

Психоэмоциональный стресс и его причины

Психоэмоциональный стресс - одно из наиболее часто встречающихся состояний у современного человека. Эмоциональный стресс оказывает всесторонне разрушительное влияние на организм, подрывает здоровье. Хронический психоэмоциональный стресс подкрадывается незаметно. Еще совсем недавно к профессиям, требующим «особого напряжения», относились авиадиспетчеры и машинисты поездов. Сегодня в состояние «постоянного стресса» попадают уже целые социальные группы - бизнесмены, банкиры, депутаты, журналисты, водители машин.

Наиболее частыми причинами психоэмоционального напряжения (стрессорами - факторами, вызывающими стресс) у человека являются эмоциональные раздражители. Любое воздействие на организм, заболевание, травма, физические и психические нагрузки, инфекционные агенты вызывают стресс.

Хроническому влиянию стресса на организм человека особенно подвержены жители крупных городов. Стресс в небольших количествах даже полезен для организма (стимулируется образование глюкозы в печени, повышается уровень сахара в крови, жир интенсивнее извлекается из жировых депо, угнетаются воспалительные процессы, сопротивляемость организма внешним воздействиям повышается), тогда, как хронический стресс может принести огромный вред.

Психоэмоциональный стресс является причиной развития : , гипертонической болезни, инсульта; язвенных поражений желудочно-кишечного тракта; онкологических процессов.

Влияние психоэмоционального стресса на здоровье

Как стресс влияет на организм и что является причинами его развития?

Пагубное влияние стресса на организм проявляется следующими факторами:

  • нарушением функции сердца;
  • ростом алкоголизма и наркоманий;
  • резким увеличением частоты сексуальных нарушений;
  • повышением травматизма;
  • ростом числа самоубийств;
  • инвалидизацией общества.

Эмоциональный стресс является основной причиной уменьшения продолжительности жизни, повышения смертности людей и, в частности, внезапной смерти. Порожденные стрессом болезни обрывают жизнь, а в общемировых масштабах - несут угрозу самому существованию человека. Эмоциональный стресс стал проблемой выживания человечества и наряду с другими глобальными проблемами приобрел острую социальную значимость.

Влияние стресса на организм таково, что в процесс вовлекаются практически все отделы симпатической нервной системы и надпочечники, выброс адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов возрастает более чем в 10 раз по сравнению с состоянием покоя, что пагубно отражается на сердце.

Существует множество типичных общечеловеческих причин развития стресса: возросший темп жизни, избыток информации, дефицит времени, снижение физической активности, урбанизация, неадекватное питание. Переедание, гиподинамия, избыточная масса тела предрасполагают к развитию , усугубляют его течение и вредное воздействие на организм в целом. Также велико влияние стресса на здоровье сердечно-сосудистой системы и на сексуальное здоровье в частности. В условиях постоянной жизни со стрессом особенно возрастает роль правильного питания как одного из главных факторов сохранения здорового сердца.

Как самостоятельно справиться с психоэмоциональным напряжением и стрессом

Если вы не знаете, как справиться со стрессом самостоятельно, чаще говорите о своих проблемах с близкими. Общение с любимыми, с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияют на нервную систему.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Часто люди, находящиеся в состоянии стресса, не могут выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых благотворно повлияют на настроение.

Начните день с физических упражнений. Физическая нагрузка значительно улучшает настроение.

Откажитесь от большого количества кофе, табака и алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Кофе, сигареты, алкоголь и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

Ещё один эффективный способ, как справиться с психоэмоциональным напряжением и стрессом, - старайтесь достаточно отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, слушая музыку (конечно, не рок, поп, металл и др.), подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть низкокалорийной, свежей, богатой витаминами, сырыми фруктами и овощами.

Чаще бывайте в общественных местах, ходите в театры, на концерты, в музеи.

Доставляйте себе и своим близким радость. Любите. Регулярно занимайтесь сексом. Радуйтесь жизни.

Статья прочитана 11 019 раз(a).

Стресс - это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает. Виды:

    Полезные стрессы, или эустрессы - понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

    Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвамиинфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируявегетативную нервную системуи еёэндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Адаптационный синдром - совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на стрессоры - значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Адаптационный синдром - это процесс, закономерно протекающий в трех стадиях, которые носят название стадии развития стресса:

    Стадия “тревоги” (аларм-реакция, стадия мобилизации) - мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: 1) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения. 2) фаза “противошока”. При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

    Стадия резистентности (сопротивления). Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. “Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора”. Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо, если стрессор продолжает действовать еще дольше, сменяется последней стадией - истощения.

    Стадия истощения - утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования.

Стрессреализующие системы .

Механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются об­щими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции).

Всовременной литературе механизмы, лежащие в ос­нове стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами.

Первый этап в стресс-реакции - активация симпати­ческого и парасимпатического звеньев автономной нерв­ной системы.

Физиологические изменения в организме, на­блюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

1)учащение сердцебиения;

2)усиление сердечных сокращений;

3)расширение сосудов сердца;

4)сужение брюшных артерий;

5)расширение зрачков;

6)расширение бронхиальных трубок;

7)увеличение силы скелетных мышц;

8)выработка глюкозы в печени;

9)увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

10)расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

11)ускорение обмена веществ.

Стресслимитирующие системы .

Впроцессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые пре­пятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побоч­ные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие си­стемы, или системы естественной профилактики стресса.

ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными.

Под влиянием фермен­тов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса.

Вре­зультате не происходит запуска стресс-реакции.

Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работос­пособность, увеличивают возможность выполнения дли­тельной мышечной работы, снижают чувство тревоги. Вцелом эти вещества снижают психогенные реакции че­ловека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоци­ональной реакции, запускающей стресс-реакцию.

Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию катехоламинов. Особенно это выражается в отношении чув­ствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижа­ют выраженность стресс-реакции.

Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образова­ние свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих свободнорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержа­щие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент супероксиддисмутаза.

Трофотропные механизмы. Активация парасимпати­ческой нервной системы во время стресс-реакции пред­ставляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.

760руб.

Введение

Психоэмоциональный стресс

Фрагмент работы для ознакомления

Социально-психологический блок. Любой человек, хочет он того или нет, испытывает на себе влияние своего социального окружения и, шире, социальной и предметной среды. При стрессе меняется отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей, особенно при действии физических, физиологических стрессоров, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен стрессом (6, с. 183).
В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.
Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».
Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности (22, с. 92).
Г. Н. Кассиль, М. Н. Русалов, Л. А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.
Ю. Л. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. К. И. Погодаев, учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции (30, с. 42).
Как считает В. Л. Вальдман с соавторами, в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;
в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.
Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным (30, с. 44).
Г.Г. Аракелов считает, что механизмы стресса и эмоций различны, но в сознании человека стресс и эмоции актуализируются одновременно. Причем сила последующей стрессовой реакции осознается и оценивается по выраженности эмоции, тогда как первоначальное проявление стрессовой реакции проявляется на неосознаваемом уровне. Возникновение соответствующих эмоций после оценки опасности нужно для последующего сознательного управления и выбора тактики поведения (25, с. 135).
В деятельности человека-оператора основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмоционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность работы. Состояние эмоциональной (психической) напряженности как раз и определяется по возникновению помех этой деятельности, появлению ошибок, отказов и т. д. В период развития непосредственной психологической реакции на экстремальное воздействие возникает больше всего аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбуждение играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности. Нарушается сложный процесс анализа и плана формирования деятельности, выбора наиболее оптимальной ее стратегии.
Глава 3. Влияние психоэмоционального стресса на заболевания
В психологических исследованиях различным комплексам эмоционального реагирования сопоставляется склонность к формированию той или иной психосоматической патологии. У человека наиболее частым сверхсильным стресс-раздражителем, ведущим к развитию кортико-висцеральных нарушений, является психическая травма, причиняемая в одних случаях остро, однократно, часто внезапно, и в других случаях – хронически, многократно, часто исподволь, почти незаметно, но глубоко затрагивая психическую сферу и, как правило, протекая на фоне эмоционального аккомпанемента, усиливающего воздействие травмирующего фактора. Частым следствием воздействия психической травмы являются психосоматические заболевания.
О роли неотреагированных эмоций в формировании соматических расстройств писал, в частности, Г.ФЛанг в 1932 г.: «Печаль, не выплаканная слезами, заставляет плакать другие органы». Общей и основной причиной гипертонической болезни, а также язвенной болезни, тоже относящейся к кате­гории психосоматических расстройств, является повышенная нервно-психическая травматизация и чрезмерное психоэмоциональное напряжение, – считал, опираясь на опыт Великой Отечественной войны, особенно на Метериалы, собранные в период 900-дневной блокады Ленинграда, видный отечественный терапевт М.В.Черноруцкий. (12, с. 383)
В 92% случаев тяжелые психические травмы и длительное нервное перенапряжение отметила Т.С.Истаманова в анамнезе больных неврастенией, сопровождавшейся функциональ­ными расстройствами внутренних органов. Учащение случаев язвенной болезни и ее атипичное течение в годы Второй Мировой войны наблюдалось практически во всех воевавших странах. При воздушных бомбардировках немецкой авиацией Лондона, Ливерпуля и Ковентри английские врачи отметили в этих городах резкое увеличение числа перфораций желудка у больных, страдавших язвенной болезнью. На материале медицинского обследования 109 тыс. человек З.М.Волынским обнаружилось, что гипертоническая болезнь в два раза чаще встречалась у фронтовиков и в три раза чаще у лиц, переживших ленинградскую блокаду и другие ужасы войны, чем у тех, кто находился в военное время в тылу.
Каждая эмоция характеризуется прежде всего внутриличностным состоянием субъекта – переживанием. Переживание – импрессивная сторона эмоции. Экспрессивной стороной эмоции являются характерные объективные изменения жизнедеятельности организма, проявляющиеся электрофизиологическими, биохимическими, вегетососудистыми и моторными эффектами. Как физиологический феномен эмоция является результатом деятельности целостного мозга, как психологический – специфическим выражением активности личности. Изначально возникая как физиологическое явление и не переставая быть таковой на уровне сложных личностных взаимоотношений, эмоция выступает как переживание, т.е. как психическое явление – в виде своеобразной формы отражения отношения человека к значимым для него объектам и событиям. Иначе говоря, психическое и физиологическое выступают в эмоциях как две стороны единой нервной Деятельности. Как указывает ПХ.Шингаров, в эмоциях есть субъективное, но нет идеального: внешний мир отражается не в виде образов, созданных на основе временных связей, а в виде переживаний субъективных состояний. (12, с. 384)
Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу находят определенную связь Между качеством (модальностью) эмоционального переживания и спецификой изменений, происходящих в физиологических системах организма человека. В частности, они считают, что «эмоции могут сопровождаться симпатической настройкой одних органов и систем и парасимпатической – других. При негодовании и возмущении в сосудистой системе преобладают симпатические влияния, тогда как в желудочно-кишечном тракте – парасимпатические». В состоянии гнева увеличивается экскреция катехоламинов, в особенности норадреналина. При переживании страха на фоне повышения уровня катехоламинов наблюдается преимущественное увеличение адреналина. Шведская исследовательница М.Франкенхойзер называет адреналин «гормоном кролика», в отличие от норадреналина – «гормона льва».
Эмоциогенное активирование вегетативных систем в нормальных условиях является приспособительной реакцией организма и не ведет к патологии внутренних органов. Эмоциональные состояния, считают Ю.М.Губачев, Б.В.Иовлев, Б.Д.Карвасарский, «становятся факторами патогенеза соматических заболеваний либо при наличии резко измененных структур органов-мишеней, адаптивные возможности которых резко снижены, либо при условии чрезвычайной силы и длительности таких состояний». Это положение опирается, в частности, на результаты исследований К.М.Быкова и И.Т.Курцына, в которых было показано, что при ослаблении какой-либо физиологической системы (органа) она и вовлекается в патологический процесс, независимо от конкретного психологического содержания конфликта.
Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида организма, у которого она возникает. Эта реакция универсальна и направлена на защиту человека или животного и на сохранение целостности его организма. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора включает три стадии, объединенные понятием «общий адаптационный синдром». (28, с. 141)
На первой стадии – тревоги – в организме происходят такие изменения, как напряжение мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.
На второй стадии – резистентности – организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость (резистентность) организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.
Третья стадия – истощения, возникающая при воздействии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.
Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию.
Дезадаптация – это состояние нарушенного гомеостаза (динамического равновесия организма и внешней среды), наступающее в случае, если защитные механизмы истощились, а действие стрессогенного фактора не было полностью нейтрализовано. (28, с. 158)
Стрессогенным фактором называется любое воздействие, идущее из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.
Существует два пути возникновения стресса: психологический и физиологический. Если стрессогенный фактор не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса, то такой стресс расценивается как физиологический, или системный.
Если же стрессогенный фактор преломляется в большей или меньшей степени через сознание человека, то возникающие при этом изменения считаются психологическим стрессом. Воздействие приобретает стрессогенный характер, если оно оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию. Большое значение имеет понимание ятрогенного стресса, возникающего вследствие получения от медицинских работников сведений, способных вызвать у пациента чувство тревоги. Одной из причин возникновения психологического стресса у человека является невозможность реализовать ту или иную значимую для него потребность, вызванную, например, болезнью. Психологические причины стрессов получили название психические травмы (психотравмы). В настоящее время понятие психологического стресса нередко приравнивают к понятию фрустрации.
Фрустрация (от лат: frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) представляет собой психическое состояние краха и подавленности, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, которые вызваны переживанием неудачи. Трудности, возникающие на пути к достижению цели или решению задач, воспринимаются как непреодолимые. Ситуацию, в которой возникает такое психическое состояние, именуют фрустрирующей. (1, с. 232)
Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями:
наличием актуальной потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
блокированием возможности ее реализации, наличием сопротивления (препятствия – фрустратора).
Виды препятствий.
1. Пассивное внешнее сопротивление – наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве.
2. Активное внешнее сопротивление – запреты и угрозы со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают.
3. Пассивное внутреннее сопротивление – осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить задуманное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения.
4. Активное внутреннее сопротивление – угрызения совести (2, с. 11).
Основными субъективными психологическими проявлениями стрессового состояния являются тревога и страх, т.е. ощущение неопределенной угрозы, опасности. Оно связано с тем, что человек не может точно определить характер угрозы из-за отсутствия или недостатка информации о раздражителе, неправильной ее логической переработки или сочетания того и другого. Легкая степень тревоги иногда оказывает положительное влияние на интеллектуальную и физическую деятельность человека. Примерами тому служат улучшение способности вспомнить необходимый материал на экзамене при легком волнении; повышение спортивных показателей при умеренном предстартовом напряжении и др. По мере нарастания тревоги продуктивная деятельность падает. Но во всех случаях тревога – это сигнал неблагополучия, который побуждает человека предпринимать те или другие действия, помогающие ему избавиться от этого чувства. Страх возникает тогда, когда человек не находит в данный момент выхода из угрожающего ему положения, но выделяет в качестве его причины какой-то определенный фактор (явление, объект), который на самом деле может и не быть истинной предпосылкой стресса. Страх, как и тревога, имеет защитное значение, он побуждает человека к действию в целях самосохранения. Однако при избыточной выраженности страх может вести к дезорганизации поведения.
Стресс и уровень холестерина в крови. Повышенный уровень холестерина приводит к развитию атеросклеротических бляшек на стенках кровеносных сосудов, что вызывает нарушение кровотока (обычно его ухудшение). Следствием этого может быть возникновение инсультов и инфарктов. Принято считать, что причин повышенного содержания холестерина в крови может быть несколько. В настоящее время показано, что одной из важных причин повышения уровня холестерина является повышенный уровень стресса. Так, у бухгалтеров отмечался резко повышенный уровень холестерина тогда, когда им надо было выполнить большой объем работы в сжатые сроки – подготовить сводный отчет или сводки для налоговых органов. Тестирование студентов-медиков непосредственно перед и после выпускных экзаменов показывает, что у 20 из 21 обследованного студента уровень холе-s стерина в сыворотке крови перед экзаменами, т. е. в стрессовой ситуации, повышен. (18, с. 339)
Артериальная гипертензия. Это повышенное и приносящее вред давление крови на стенки артерий. Причин повышенного давления тоже может быть несколько. Но не вызывает сомнения то, что действие стрессоров приводит к повышению давления.
Эмоциогенные стрессоры рассматриваются как один из главных факторов в этиологии гипертензии. Поэтому образовательные программы для гипертоников предусматривают обучение методам управления уровнем стресса.
Инсульт и ишемическая болезнь сердца. Инсульт возникает в результате блокады кровотока или разрыва кровеносного сосуда в головном мозге, что вызывает недостаток кислорода и гибель нервных клеток. Результатом инсульта может быть паралич, нарушение речи, ухудшение моторных функций или смерть. Считается, что инсульт связан с высоким артериальным давлением, действием стрессоров и некоторых других причин. (18, с. 340)
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) и ее связь с повышенным уровнем стресса объясняются повышенной активизацией стрессовых механизмов под влиянием стрессоров: учащение ритма сердца, повышение артериального давления, задержка жидкости в организме. Типичная жертва сердечного приступа – переутомленный, сильно загруженный работой бизнесмен с избыточной массой тела, сигаретой в зубах, снимающий напряжение с помощью спиртного. Был идентифицирован стиль поведения типа А, который наиболее часто встречается у людей, перенесших инфаркт. Обычно это люди агрессивные, тщеславные, нетерпеливые, враждебные, зависимые от оценки своей работы, занимающиеся одновременно несколькими делами сразу.

Список литературы

1.Агаджанян С.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
2.Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 2004. – 86 с.
3.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
4.Гринберг Д. Управление стрессом. СПБ.: Питер, 2002. – 496 с.
5.Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. – 560 с.
6.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. – 312 с.
7.Клиническая психология. Под редакцией Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
8.Куницына В.Н. , Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
9.Кэрри Л.К., Филипп Дж. Д. и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.
10.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Наука, 2004 - 312 с.
11.Лэйн Д. Как преодолеть стресс. СПб.: Норинт, 2004 – 176 с.
12.Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
13.Общая физиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2005. – 296с.
14.Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400 с.
15.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
16.Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоления. Под редакцией А.С. Батуева. СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
17.Психология и этика делового общения. Под редакцией Поваляева М.А. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
18.Психофизиология. Под редакцией Александрова Ю.И. СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
19.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
20.Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
21.Патологическая физиология. Под редакцией Зайко Н.Н., Быця Ю.Ф. М.: МЕДпресс-информ, 2006 – 640 с.
22.Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 2005. – 322 с.
23.Селье Г. Когда стресс не приносит горя. Неизвестные силы в нас. М.: РЭНАР, 1992. – 212 с.
24.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
25.Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоматическая медицина. МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.
26.Трошин В.Д. Стресс и стресогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
27.Фромм Э. Революция надежды. СПб.: Мысль, 2002. – 565 с.
28.Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Академия, 2005. – 320 с.
29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
30.Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. – 304 с

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Психоэмоциональный стресс – критическое состояние личности, подвергающейся чрезмерным эмоциональным и социальным перегрузкам. Данное понятие относится к адаптационным возможностям психики, которые необходимы для адекватной реакции на изменения в окружающем мире (позитивные и негативные).

В тяжёлых жизненных ситуациях внутренние ресурсы постепенно исчерпываются.

Если в течение долгого времени у человека нет возможности отдохнуть, переключить внимание с травмирующей ситуации, происходит своеобразное «выгорание души».

Аспекты, характеризующие понятие «психоэмоционального» стресса:

Современная психология описывает понятие «психогенный» стресс, как совокупность эмоционально-когнитивных реакций человека на определённую жизненную ситуацию. Источниками возникновения стресса могут служить, как реальные травмирующие события (смерть близкого, стихийное бедствие, война, потеря работы), так и чрезмерно-негативное восприятие личностью различных обстоятельств собственной жизнью.

Психология в помощь – что делать, когда силы на пределе?

Популярная психология помогает справляться со стрессом, причины которого кроются в искажённом восприятии действительности, неумении регулировать собственные эмоции (выражать их уместным способом, восстанавливать душевное равновесие). Если психологическое состояние позволяет работать (хоть и в менее эффективном режиме), получать знания и стремиться к самосовершенствованию, то достаточно будет изучить аспекты формирования эмоционального стресса и методы борьбы с ним, чтобы собственными силами привести себя в гармоничное состояние.

На помощь придёт клиническая психология и компетентные профессионалы, которые: помогут нормализовать физическое и психическое состояние. Вначале воздействие оказывается на симптомы стресса (снижение их интенсивности), затем на причины их возникновения (полное устранение или снижение степени негативного воздействия).

Психологи и психотерапевты позволяют выявить все аспекты возникновения психоэмоциональных расстройств и помогают человеку лучше управлять своей психикой, повышая адаптационные навыки.

В запущенных случаях психологическое состояние столь плачевно, что находиться на грани невроза или клинической депрессии. Человек нуждается в медикаментозном лечении, которое имеет право предоставлять только психиатр.

Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности

Психика человека отличается чрезвычайно сложной структурой, поэтому может быть легко разбалансирована из-за воздействия разнообразных неблагоприятных факторов.

Основными причинами психических расстройств являются:

  • когнитивные расстройства;
  • эмоциональные перегрузки (психогенный стресс);
  • физические болезни.

Понятие «психоэмоциональное состояние» означает всю совокупность эмоций и чувств, переживаемых человеком. Сюда входят не только то, что человек переживает «здесь и сейчас», но и широкий спектр душевных шрамов от застаревших переживаний, подавленных эмоций и неблагоприятно разрешённых конфликтов.

Пагубное влияние на психическое состояние

Наиболее яркая характеристика здоровой психики – способность самостоятельно переживать жизненные трудности. Причины сбоев в механизме «саморегуляции» могут быть самыми разнообразными. Каждого человека «подкашивает» определённая ситуация, имеющая в его представлении важное значение. Поэтому понятие психоэмоционального стресса всегда связывается с интерпретацией и оценкой личностью собственной жизни.

Принцип разрушительного воздействия прост:

  • довести негативные эмоции человека до максимального предела (точки кипения);
  • спровоцировать «нервный срыв» или включение режима экстренного торможения (апатия, эмоциональное выгорание, душевное опустошение);
  • исчерпать эмоциональные резервы (воспоминания о позитивных эмоциях).

Итогом становится психологическое истощение. Важно помнить, что оскудению эмоциональной сферы всегда сопутствуют нарушения логико-смысловой, когнитивной области психики. Поэтому методы восстановления всегда предполагают комплексный подход на триаду: «тело-разум-душа» (гармонизация их взаимодействия).

Распространённые причины психоэмоциональных перегрузок

  1. Возникновение неожиданного негативного события в жизни индивидуума.
  2. Длительное накопление и подавление негативных эмоций (Пример: стиль жизни в режиме «фонового стресса»).

Психическое здоровье человека при получении эмоционально/чувственного стресса зависит от масштаба неблагоприятного события и реальных возможностей человека (умственных, финансовых, временных, физических) справится с ним в данный момент времени.

Гендерное взаимодействие

Психологическое здоровье человека напрямую зависит от реализации одной из важнейших потребностей – любить. Поиск партнёра начинается с состояния: «хочу получать любовь», а создание семьи – «хочу дарить любовь». Любые неудачи и промедления в этой сфере вызывают мощнейший эмоциональный дисбаланс.

Смерть близких людей

Потеря значимых социальных связей разрушает стабильное психическое состояние и подвергает личность жёсткому пересмотру собственной картины мира. «Жизнь без этого человека» кажется блеклой, лишённой смысла и надежды на счастье. Окружающим видны яркие симптомы депрессии или невроза. Страдающему человеку нужна компетентная психологическая помощь и поддержка близких людей. Наибольшему риску получения нервного срыва, формирования суицидального поведения, вхождения в состояние клинической депрессии или проявлению психиатрических отклонений, подвержены интроверты, имеющие маленький круг общения и не получающие помощь от окружения.

Детские психологические травмы

Дети находятся в полной зависимости от взрослых и не имеют возможности в полной мере проявлять свои эмоции и защищать собственную идентичность. Результатом становится масса подавленных обид и негативных эмоций. Причины большинства хронических заболеваний кроются в психоэмоциональном стрессе, переживаемом в детстве. С застаревшими детскими травмами лучше всего справляется психоанализ и гуманистическая психология.

Неудачное прохождение возрастных кризисов

Неудачное прохождение «рубежей возрастного развития» или застревание на них (понятие «Питера Пэна», синдром «вечного студента») порождает масштабный внутриличностный стресс. Часто симптомы проявлены настолько остро, что полностью обездвиживают волевые и энергетические ресурсы человека. Тогда на помощь приходит психология и многовековой багаж человеческих знаний про эмоции и эмоциональный стресс.

Фрустрация

Понятие «фрустрация» означает «расстройство замыслов», когда личность оказывается в ситуации (реальной или воображаемой), где невозможно удовлетворение значимых в данный момент потребностей. В более узком смысле под фрустрацией понимается психологическая реакция на невозможность получить желаемое. Например, человек долгие годы жил ради реализации одной цели, но в самый последний момент «птица счастья» выпорхнула у него из рук.

Продолжительная физическая болезнь

Психология ХХI века уделяет особое внимание психосоматическим заболеваниям, причисляя к ним более 60% существующих болезней! Влияние психики на физическое здоровье невозможно переоценить – народная присказка: «В здоровом теле – здоровый дух» подтверждается многочисленными научными исследованиями.

Достаточно устранить деструктивные эмоциональные переживания, чтобы человек пошёл на поправку даже при тяжёлом, хроническом заболевании.

http://ostresse.ru

  • Пагубное воздействие стресса
  • Эффективное упражнение для релаксации

Психоэмоциональный стресс – непростое состояние, которое может стать причиной опасных заболеваний: в некоторых случаях он провоцирует мозговой сосудистый приступ. Психоэмоциональный стресс можно преодолевать, главное – научиться это делать. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, можно попробовать множество различных приемов.

В современной медицине есть немало способов, помогающих справиться с таким состоянием.

Можно прибегнуть к медитации, йоге, релаксации, избавиться от накопленной негативной энергии можно с помощью обычной валерьянки, хорошим успокаивающим средством является мята.

Пагубное воздействие стресса

Когда человек испытывает подобные состояния, у него выделяется определенное количество адреналина и норадреналина. В большом количестве эти гормоны вредны для организма. Они способствуют повышению давления, в результате своего воздействия адреналин и норадреналин могут повредить сосудистую стенку и стать причиной спазма сосудов. После стрессов могут развиться такие опасные недуги, как инфаркт и инсульт. При частом испытании негативных эмоций у человека может развиться гипертоническая болезнь, которая наносит существенный вред здоровью.

Адреналин и норадреналин увеличивают тонус мышц, более того, они способствуют повышению уровня сахара в крови. Если у человека имеются какие-либо проблемы, связанные с деятельностью сердечно-сосудистой системы, или есть склонность к повышенному давлению, стресс окажет более сильное воздействие, нежели на здорового. Если у человека есть проблемы с сердцем, сосудистые спазмы, последствия стресса могут быть очень опасными. Данное психическое состояние может быть вызвано различными негативными факторами, например, житейскими трудностями, часто человек испытывает напряжение, находясь на рабочем месте. Каждому человеку нужно научиться справляться со стрессом.

В некоторых случаях у людей возникает хронический стресс. сопровождающийся повышенной усталостью: в данном случае появляется бессонница, мигрень. Стоит знать: частый стресс может существенно ослабить защитные свойства иммунной системы.

Такое состояние, как хронический стресс, представляет угрозу для здоровья: оно может стать причиной гипертензии, при которой происходит частое повышение давления. Хронический стресс негативно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и кровеносных сосудов. В данном случае имеется немалый риск появления склеротических бляшек (в особенности если уровень холестерина в крови повышен). Плохое настроение и подавленное состояние с легкостью могут перерасти в психоэмоциональный стресс. Данные состояния способны привести к нарушению работы органов и всех систем организма. Если человек при этом болен, организм будет тратить силы на борьбу со стрессом и отвлекаться на восстановление психических функций, таким образом, борьба с болезнью сведется к нулю.

Вернуться к оглавлению

Методы борьбы с тревожным состоянием

Чтобы облегчить симптомы стресса, психологи советуют вести дневник или проговаривать мысли на диктофон. Важно добиться того, чтобы человек смог объяснить, охарактеризовать, проанализировать собственное настроение. Уровень стресса можно снизить, записав мысли на бумагу: чтобы не уходить с головой в свои мысли, постарайтесь выговориться, выслушать ваши проблемы может дорогой вам человек. После этого ваше настроение изменится в лучшую сторону, вы наполовину освободитесь от тревожных мыслей. Существует много способов справиться со стрессом и обеспечить профилактику против этого психического недуга. Самым радикальным вариантом является уход от цивилизации.

Владельцы домашних животных утверждают, что именно последние помогают справляться со стрессом. Когда человек поглаживает собаку или кошку, его самочувствие в значительной степени улучшается. В результате исследований положительное влияние домашних животных было доказано. Если человек имеет дома любимца и часто гладит его, психика становится крепче, сам человек становится сдержаннее, более того, у него нормализуется давление. Домашние животные не просто дарят радость, они способны уменьшить гипертонические кризы. Чтобы избежать ежедневного стресса, нужно постараться изменить внешние обстоятельства, например, сменить место работы и даже место жительства. Не каждый решается на столь ответственные шаги, поэтому можно изменить отношение к конкретному раздражающему фактору.

Вернуться к оглавлению

Физические упражнения и разговоры по душам

Некоторые люди при испытании стрессовой нагрузки предпочитают молчать, другие стараются выговориться. Чтобы постепенно выйти из напряженного состояния, рекомендуется начать физические тренировки. Выполняя упражнения, вы сможете успокоиться и преодолеть умеренную депрессию, физические упражнения в значительной мере укрепляют сердечно-сосудистую систему, они нормализуют давление и снижают уровень холестерина. Регулярные тренировки помогают укрепить иммунную систему и всякий раз противостоять стрессу. После интенсивной получасовой тренировки настроение значительно улучшится: у человека на одну четверть снизится тревожное состояние, помимо этих особенностей, физические упражнения способствуют благоприятной умственной деятельности. Снять стресс также поможет пешая прогулка: рекомендуется идти полчаса быстрым шагом.

Как было сказано выше, преодолеть стресс помогает разговор и запись мыслей на бумаге. Постарайтесь найти человека, с которым сможете обсудить свои проблемы, он должен вас выслушать, понять, что вы чувствуете. Чтобы расслабиться и отвлечься от негативных мыслей, можно лечь на кровать с закрытыми глазами и вообразить, что вы отдыхаете на солнечном пляже, вдыхаете кристально чистый воздух. Постарайтесь придумать картину, которая будет подходящей именно для вас. Важно настроиться на позитивную волну, включив при этом собственное воображение. Подобные упражнения можно проделывать по 30 минут в день.

Во избежание стрессовых ситуаций можно прибегнуть к методике, которая называется прогрессивной релаксацией. Она необходима для того, чтобы человек понял разницу между тем, когда его мышцы находятся в спокойном, а когда в напряженном состоянии. На ощущениях такого контраста легко понять, когда вы чувствуете себя расслабленно. Необходимо осознать, что состояние расслабления может быть достигнуто практически всегда, когда вам того потребуется.

Если в XIX веке люди умирали в основном от инфекционных болезней, то в наши дни на первое место среди причин смертности выдвинулись болезни цивилизации. Они названы так потому, что во многом обусловлены образом жизни современных людей, для которого характерны малая двигательная активность, избыточное питание, постоянное эмоциональное перенапряжение.

К числу таких заболеваний в первую очередь относят сердечно-сосудистые: артериальную гипертонию, ишемическую болезнь сердца v сопутствующие им инфаркт миокарда и мозговой инсульт. Психоэмоциональный стресс лежит и в основе ожирения, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, сахарного диабета, аллергии, артритов.

Здоровье человека поэтому во многом зависит от того, как он переносит стрессовые ситуации, насколько оптимальные способы решения жизненных проблем выбирает. Замечено, что долгожители "часто отличаются спокойным характером, жизнелюбием, оптимизмом, стремлением быть полезными людям.

Хроническое эмоциональное или нервное перенапряжение" может возникнуть по самым разным причинам: это и неудовлетворенность работой, и конфликты на работе или в семье, и плохие условия труда и быта. Отрицательные эмоции, приводящие к стрессу, бывают и результатом печальных событий в жизни, например, смерти близкого человека, развода. Однако к стрессу приводят не сами обстоятельства, порой не зависящие от нас, а то, как мы их воспринимаем.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, проводились массовые популяционные исследования с применением психодиагностических методик. Было обнаружено, что люди мнительные, неуверенные в себе, склонные к унынию, а также гневливые, злопамятные, раздражительные, часто конфликтующие имеют более высокий риск заболеть стенокардией, инфарктом миокарда или артериальной гипертонией. Это обусловлено тем, что негативные, черты характера снижают устойчивость человека к стрессу, способствуют возникновению по малейшему поводу сильных отрицательных эмоций. Такое эмоциональное состояние часто становится хроническим, что, в свою очередь, вызывает неблагоприятные физиологические реакции, приводит к развитию заболеваний.

Еще Гиппократ говорил: «Уныние, тоска, страх, гнев разрушают тело». Ученый X. В. Гуфеланд, живший в XVIII веке, писал: «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть». Любопытно, что современные научные исследования подтвердили эти слова.

Вот почему так важно тренировать свои эмоции, стараться не драматизировать события, уметь отключаться от угнетающих мыслей, налаживать ровные отношения с окружающими, быть благожелательными к людям. Научитесь «гасить» конфликтные ситуации, не придавать значения мелким неприятностям, оплошностям, допущенным другими, и критично относиться к себе. Старайтесь не быть инициатором конфликтов. Прежде, чем дать выход своим эмоциям, задумайтесь на секунду: поможете ли вы себе, если проявите несдержанность, не накалите ли атмосферу еще больше? Подумайте: а стоит ли вообще раздражаться в данной ситуации?

Есть еще один способ преодоления стрессовых ситуаций. Это юмор. Хорошо известно, что смех помогает избавиться от излишнего нервного напряжения. Взглянув на ситуацию с юмором, можно во многом переоценить ее драматичность, иначе отнестись к причине конфликта да и к своему поведению. И, кстати, очень важно в конфликтной ситуации понять и почувствовать мысли и настроение «противника». Не стремитесь во что бы то ни стало навязать другому свою точку зрения. Прислушайтесь к точке зрения своего оппонента и постарайтесь отнестись к ней с уважением. Наоборот, попробуйте критически воспринять свою точку зрения. Не стыдитесь признать свою неправоту и уступить. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих.

Умейте на время отвлечься от забот и неприятностей, как бы ни были они велики. Если вас что-то тревожит, отвлекитесь какими-то делами по дому, сходите в кино, на выставку, послушайте любимую музыку или прочитайте интересную книгу. Многим хорошо помогает общение с природой - туризм, альпинизм, просто прогулка в парке. Поговорите с близким другом, подругой, которые вас поймут и поддержат.

Учеными давно доказано, что лучшее средство для снятия нервного напряжения - физическая нагрузка. Это может быть физический труд, например, работа на садовом участке, или занятия физкультурой- ходьба, бег, плавание, гимнастика, любой другой вид спорта, который вам нравится.

Старайтесь как можно больше ходить (5-8 километров в день). Если не хватает времени для прогулок, ходите пешком на работу и по делам. По

возможности не пользуйтесь лифтом. Подъем по лестнице на 3-5 этажей - прекрасная тренировка, а подобные физические нагрузки помогают лучше переносить стресс, избавляют от нервного перенапряжения. Находясь в хорошей физической форме, человек устоит и против вирусной инфекции, и выдержит большие нагрузки на работе. Интересно, что все это имеет научное обоснование. Во время физической нагрузки в организме вырабатываются такие вещества, как эндорфины и энкефалины, обладающие свойством повышать настроение, жизненный тонус, легче переносить разного рода стрессы.

Замечено также, что те, кто уделяет физкультуре хотя бы 20 минут в день, более сдержанны, корректны, чаще улыбаются. При систематических тренировках уменьшается тревожность, повышается уверенность в себе - характер человека становится уравновешенным и спокойным.

Физические тренировки обеспечивают и хороший сон. что также немаловажно для преодоления стрессовых ситуаций.

Прекрасное средство от стресса - ба"ня (парная или сауна). Банная процедура усиливает обмен веществ, активизирует кровообращение и тем самым снимает нервное и физическое утомление, восстанавливает силы, повышает жизненный тонус, улучшает настроение. Если- нет противопоказаний, то желательно ходить в баню раз в 7-10 дней.

Хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Конечно, осваивать ее приемы надо с помощью специалиста. Аутотренинг дает возможность самостоятельно воздействовать на свое душевное и физическое состояние. Ведь расслабление мышц тела снимает и нервное напряжение, нормализует деятельность нервной системы, С помощью такой тренировки можно быстро восстановить работоспособность, улучшить настроение и сон, добиться многих других полезных результатов.

Быть может, чтобы выполнить все приведенные здесь советы, вам потребуется не только пересмотреть и изменить свои привычки, образ жизни, но и характер. А для этого нужны готовность и желание. На первых этапах это может стоить вам значительных усилий. Но ваши старания окупятся сторицей: улучшится психологический климат в семье и на работе, вы станете более уравновешенны, оптимистичны и жизнерадостны.