Репетитор по истории с чего начать. Кто работает репетитором. Правила работы у себя дома

Многие начинающие репетиторы задаются вопросами: как правильно организовать занятия, что подготовить к учебному занятию, как грамотно построить работу с учеником.

Ко мне за консультацией обратилась Юлия, начинающий репетитор:

В прошлом я учитель химии и биологии, позже получила доп. образование и мне посчастливилось поработать практическим психологом. Уже много лет я далека от любимых мной сфер деятельности. Так вышло, что мне предстоит стать репетитором по химии, более того, после новогодних праздников ко мне придёт ученик (10 класс). У него в планах сдача ЕГЭ и поступление в мед.университет. Я бросилась составлять каталог ресурсов (успешно воспользовалась Вашим).

Итак, если вы еще никогда не вели репетиторских занятий либо других обучающих мероприятий (тренинги, семинары, групповые встречи), то вам необходимо выполнить и подготовить следующие пункты:

Предметная подготовка

Чтобы стать более-менее приличным репетитором, нужно обладать многими знаниями и навыками как в области преподавания, так и в околопредметной и общечеловеческой.

Для начала подтяните все свои предметные компетенции: просто прочтите любой учебник по подготовке по предмету. Воспользуйтесь этим списком . Даже если вы неплохо учились в школе и даже закончили вуз с красным дипломом (а тем более работаете преподавателем вуза), это еще не означает, что вы хороший репетитор. Повторить и структурировать свои знания нужно однозначно.

Помню, как в первый год репетиторства я скупила всю возможную литературу по подготовки к выпускным экзаменам и взахлеб читала все темы, открывая для себя каждый раз что-то новенькое по биологии и химии, составляла интеллект-карты, конспекты, выписывала факты в тетрадь, хотя на полке пылился красный диплом биофака. Это говорит не о моей некомпетентности после обучения, а только о несоответствии школьной и вузовской программы, разрозненности и неструктурности знаний.Галина Енютина

Найдите такие учебники и пособия по своему предмету, сделайте подборку по сложности изложения материала,

Ничего в этом сложного нет, просто «подтяните» сначала себя по предмету.

Предметный тест

Благодаря предметному тесту можно определить начальный уровень знаний ученика по предмету. Результат теста важен

а) для составления программы занятий (насколько подробно надо),

б) для понимания, насколько ученик схватывает и запоминает

Возьмите задания ЕГЭ/ОГЭ прошлых годов или любой сборник для подготовки к экзаменам, выбросьте сложное, оставьте тесты для быстрой проверки.

У меня на этот случай подготовлены 5 разных видов тестирования* по каждому предмету (в том числе в электронном виде на моем блоге — вот пример).

*Как подготовить пробное тестирование (и почему их 5), если хотите, расскажу отдельным материалом.

Психологический тест

Возьмите тест на учебную мотивацию и развитость полушарий, темпераментальный опросник (хотя это и так можно определить), тест на память и внимание.

Главное, чтобы вы смогли интерпретировать результаты тестирования и применить их в своей практике, иначе все это теряет смысл.

Только не берите опросники по 101 вопросу, его заполнение займет минут 50, а результатом прохождения будет 1-2 слова. Ищите удобные и наглядные методики, например, рисуночные тесты IQ, они не только дадут результат, но и развлекут ребенка во время их выполнения.

Программа занятий

Я не работаю с пробелами никогда, я всегда прохожу все от А до Я, только задерживаясь в каждой теме в зависимости от уровня. Например, если ученик в ботанике вообще 0, а анатомию помнит, мы штудируем растения, а по человеку проходимся поверхностно. Это и есть один из методов реализации индивидуального подхода у меня.

Составить программу можно:

а) основываясь на школьной программе для каждого класса, если работаете с младшими или средними школьниками;

б) беря в расчет особую программу по некоторым технологиям обучения, например, Эльконина-Давыдова или Зайцева;

в) данные кодификатора ЕГЭ/ОГЭ, если работаете со старшими школьниками или абитуриентами;

г) разработать свою программу обучения (Внимание! Авторские программы — это большой труд, многолетний опыт и кропотливая работа. Если вы переставили местами 2 темы и еще 2 объединили, а 2 выбросили, это еще не авторская программа!)

Учебные материалы и КИМы

Не важно, ведете ли вы урок онлайн или очно, вам пригодятся методические материалы, которые вам помогут вести урок.

Вот что вам пригодится для занятий (особенно на первое время):

  • Подготовьте тематический план занятий
  • На каждый урок напишите план-конспект хотя бы в виде простого списка что за чем идет и какие вопросы задать ученику
  • Конспекты уроков для ученика
  • Печатные наглядные материалы (схемы, таблицы, рисунки, ИК, карты, портреты, маршрутные листы, карточки)
  • Скачайте хотя бы по 1 презентации по каждой теме согласно плану занятий
  • Найдите видео-ролики на YouTube для некоторых уроков
  • Задания и тесты по каждой теме

Тесты можно проходить онлайн или взять тематические тесты , не сборники вариантов к ЕГЭ, ими имеет смысл пользоваться только в самом конце курса.

Задания ЕГЭ

Если вы собираетесь готовить ученика к ЕГЭ/ОГЭ, сперва ознакомьтесь с кодификатором и демо-заданиями к этим экзаменам, узнайте даты проведения и программу подготовки. Ничем кардинально задания ЕГЭ не отличаются от обычных школьных, просто есть своя специфика.

Обратная связь

Иногда достаточно посмотреть на ученика, и вам станет понятно, как он усвоил материал, а иногда (чаще всего) нужно актуализировать его новые знания и навыки, повторить, закрепить и обратить внимание.

Успехов вам в нелегком труде репетитора!

Хотите задать свой вопрос? — Напишите мне на почту galina@сайт или заполните форму по ссылке Связаться . Я с радостью делюсь своими наработками и консультирую начинающих репетиторов.

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.

1 148 0 Здравствуйте, сегодня мы расскажем вам все секреты того, как стать репетитором, с чего начать и как искать клиентов.

Зачастую родители сталкиваются с тем, что ребенок плохо усваивает материал в школе или вовсе не справляется с установленной программой обучения. Ученику не стоит вешать нос: ведь при возникновении трудностей всегда можно обратиться к репетитору. Профессия «учителя по найму» востребована и по сей день. Порой репетиторы зарабатывают больше, чем штатные учителя. Кончено, зарплата зависит от уровня преподавателя.

Профессия репетитора

Деятельность репетитора не так легка, как кажется на первый взгляд. Особенно, учитывая то, что многие ученики неусидчивы и плохо усваивают новую информацию. Именно поэтому и заработная плата частных преподавателей гораздо выше, чем у их коллег из городских школ.

Расценки устанавливаются за академический или обычный час, а расписание уроков регулируется по желанию и возможности как ученика, так и репетитора.

Плюсы профессии

  • Работать преподавателем на дому значительно проще: уже не нужно справляться с целой группой детей или подростков, вы работаете с конкретным учеником.
  • Нет отчетов и программ которым нужно строго соответствовать.
  • Не нужно отчитываться перед директором или завучем школы.
  • Репетитор сам планирует свое время и распределяет нагрузку.

Востребованность профессии

Особенно востребованы репетиторы становятся именно перед экзаменами. Например, перед ЕГЭ, ГИА, TOEFL, MBA и иными.

Найти репетитора очень просто: достаточно заглянуть на доску объявлений в интернете или в городскую газету. Так как преподавателей очень много, пробиться к вершинам профессии будет тяжело. Вам придется доказать, что вы мастер своего дела и достойны получать высокую зарплату.

Конечно, если вы уже работали учителем, то продолжать деятельность будет намного проще. Вместе с тем, вы возможно заслужили хорошую репутацию у своих бывших или нынешних учеников.

Как заняться репетиторством

  1. Чтобы обеспечить себе хороший старт, определите, какая область для вас подходит. Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не очень сильны.

Наибольшей популярностью пользуются преподаватели иностранных языков: английского, французского, немецкого. Возраст ученик, как говорится «от мала, до велика». Это могут быть и дошколята и бизнесмены. Последняя категория граждан более платежеспособная и наиболее перспективная для вашего карьерного роста.

  1. Выберите категорию граждан, с которой вы будете работать . Это могут быть:
  • Дошколята - при подготовке к школе.
  • Выпускники школ - при подготовке к вступительным экзаменам.
  • Студенты - при подготовке к сессии.
  • Взрослые люди , стремящиеся повысить уровень своих знаний.
  • Корпоративные клиенты - это актуально для преподавателей иностранных языков, которых приглашают в компании для работы с сотрудниками.

Думая над выбором возраста учеников, руководствуйтесь тем, с кем вам проще найти язык.

  1. Составьте программу обучения.

Очень важно сделать это в начале пути. Конечно, в процессе обучения вы можете её корректировать. Но чтобы отслеживать уровень знаний учеников первоначальный план работы должен быть обязательно.

  • Разработайте тест для проверки уровней знаний на разных этапах: когда ученик пришел к вам первый раз, через месяц и в конце обучения. Так будет проще и вам и ученику, который наглядно будет видеть, чего он добился.
  • Необходимо приобрести соответствующую литературу, методические и наглядные пособия. Некоторые из них можно скачать бесплатно, на другие придется потратить деньги. Хороший учитель всегда имеет свои личные методические разработки и ориентируется именно по ним.

Одной программы будет недостаточно, если вы занимаетесь по разным предметам и с людьми разного возраста. Постарайтесь найти к каждому ученику индивидуальную систему обучения.

  1. Оформите ИП .

Многих беспокоит вопрос налогов. Для своего успокоения вы можете оформить ИП и отчислять налоги за себя. К тому же, если вы планируете работать с компаниями, вероятнее всего, с вами будут заключать договор, а значить отчитываться в налоговую вам точно придется.

Конечно, вы можете начать бед этих бухгалтерских заморочен, посмотреть как все пойдет и если успех не заставить себя ждать, оформиться официально.

Но помните, репетиторство считается одной из форм индивидуальной деятельности, и лицензированию оно не подлежит. Квалификация преподавателя должна быть подтверждена дипломом. Вместе с тем, оформление ИП станет обязательной процедурой, ведь частное преподавание - это предпринимательская деятельность .

Поэтому необходимо предусмотреть, что процент от заработанных средств будет потрачен на выплату налогов. Однако, прибыль может значительно возрасти, если студенты занимаются в вашей квартире или посредством онлайн связи. Так вы экономите на транспорте и имеете больше времени в запасе.

  1. Определитесь с типом проведения урока.
  • Онлайн (по скайпу);
  • Офлайн (посредство посещения ученика на дому или его визита к вам);

Первый способ наиболее продвинутый и набирающий популярность в наше время. Это удобно для жителей больших городов: не нужно стоять в пробках и тратить деньги на поездки по городу, чтобы добраться до частного учителя. К тому же учеников можно набирать из различных городов и даже стран.

Как ни удивительно, но оплата обучения по скайпу немного выше, чем традиционная форма обучения. Возможно, это связано с тем, что преподаватели по скайпу более современные люди, которые ценят свое время. К тому же, это позволяет проводить видео-конференции с несколькими учениками одного преподавателя, делиться уровнем знаний в группе, не собирая толпу людей себя дома. Получается полноценный учебный процесс и целый класс учеников.

Говоря о такой специфической работе, как репетитор, стоит заметить одно – важно искать подход к каждому из своих подопечных. Не всегда учитель использует видеосвязь: можно также отправлять необходимые материалы и задания по электронной почте, если ученик может самостоятельно в них разобраться и прорешать все задания.

  1. Установите расценки на свой услуги .

Интересуясь тем, как начать репетиторство, многие неуверенны в своей итоговой зарплате. Очень низкая сумма полностью отобьёт мотивацию, а вот излишне высокая отпугнет потенциальных клиентов.

Если вы уверены в качестве своих услуг, не стесняйтесь просить достаточной оплаты. При отсутствии опыта тарифы все-таки лучше снизить, пока вы не «набьете руку» в тяжелом труде частного преподавателя.

На сумму будут влиять несколько факторов:

  • Место проживания;
  • Опыт преподавательской деятельности;
  • Образования преподавателя;
  • Интенсивность занятий;
  • Гарантии учителя;
  • Сложность предмета.

Стоит заранее обговорить, будет ли оплачиваться каждое занятие, все занятия за месяц или по истечении фиксированного количества дней (например, после 5, 10, 15 уроков).

Основой успешной деятельности станет большой опыт преподавателя и высокое качество материала. Репетиторство вполне может стать основным источником заработка, а прибыль в несколько раз превысит среднюю зарплату штатного учителя.

Конечно же, необходим стартовый капитал: на покупку методических материалов, литературы. Но он быстро окупится. Вы сможете выйти на «чистый» заработок уже спустя несколько месяцев активной работы.

Итак, вы закупились необходимыми материалами и готовы приступить к работе. Начнем с самого банального: поиска учеников.

Как найти учеников для репетиторства

  1. Сарафанное радио . Работает безотказно. Расскажите всем свои знакомым, что вы решили заняться репетиторством и вы удивитесь, как к вам быстро потянутся люди. Не стесняйтесь своей профессии. По крайней мере вы не сидите на месте, а делаете все, чтобы заработать.
  2. Платные сервисы .

Существует множество сервисов, на которых можно разместить резюме. В нем обязательно укажите:

  • цену одного часа (академического или обычного);
  • предметы, подготовкой по которым вы занимаетесь;
  • ваше образование и опыт работы;
  • районы, в которых вам будет удобнее всего работать.

Оставив свои контактные данные, дождитесь звонка от предполагаемых учеников и побеседуйте с ними. Побеседовав лично, вы решите, сможете ли работать с данным человеком или нет. Желательно сразу уточнить возраст и успеваемость школьника (студента).

  1. Бесплатные сервисы .

Если вы не желаете работать через посредников, то всегда можно самостоятельно разместить объявления в газетах, журналах или на онлайн-досках объявлений (Авито, Юла, hh, работаРу и т.д.). А также на онлайн-досках объявлений в вашем городе. Зайдите в соц.сети и начните поиск бесплатных групп для размещения постов о ваших услугах.

Заведите свою страничку, где вы выложите свои дипломы и отзывы учеников. Личная страничка очень удобна не только для расписывания своих регалий и опыта работы, но и для оперативного общения с учениками. К тому же дети любят современных учителей, которые говорят на одном языке с ними, так материал усваивается лучше.

Вот какие советы дают опытные репетиторы о том, как проводить репетиторство:

  • При знакомстве с учеником и/или его родителем, сразу уточните, что успех ученика будет зависеть не только от вас, но и от усердия самого обучающегося . Если у ребенка проблемы с усидчивостью или он несерьезно относится к занятиям, не стесняйтесь говорить об этом родителям. В противном случае, через некоторое время, на вас «покатят все бочки».
  • Терпение - залог успеха . Иногда будут встречаться ученики, что говорится, не подарок. Тут важно держать себя в руках и не переходить на личности.
  • Вдохновляйте ! Постарайтесь найти подход к каждому ученику. Не важно, подросток это или взрослый дядя, замативировать можно любого.
  • Цели занятий . В самом начале обучения уточните цели ваших уроков. Какие ожидания возлагает ученик на ваши уроки, чего он хочет добиться. Поделитесь своими планами на его обучение. Поставьте перед ним четкие цели, например, что к концу года, он должен научиться тому-то и тому-то.
  • Юмор . Занятия - это работа ума. Шутите с учениками, делайте минутки перерыва и говорите на отвлеченные темы. Так информация будет усваиваться лучше.
  • Делайте обратную связь . Если ваши ученики детки, то созванивайтесь с родителями, рассказывайте про успехи и неудачи ребенка, ведь неизвестно, что он там рассказывает дома про вас. Если ваши ученики взрослые люди - раз в месяц подводите итоги обучения и просите обратную связь о ваших занятиях.
  • Всегда имейте запасной план ! Готовясь к занятиям, имейте четкий план и нормы отступления от него. Не рассчитывайте, что на месте разберетесь. Имейте в запасе дополнительные задания, если ученик справится быстро и еще останется время.
  • Не держитесь за нерадивых учеников . Не нужно изводиться себя, если вы видите, что не можете найти общего языка с учеником. Не ругайтесь с учениками, а просто попрощайтесь с ним.

Полезные статьи:

HLEB продолжает знакомить читателей с внутренней кухней разных профессий. В сегодняшнем выпуске частный репетитор рассказывает о детях богатых родителей, недостатках разницы в возрасте и концентрации внимания

Я выбрала репетиторство в качестве дополнительного заработка, потому что мне казалось, что это просто. Ты пришел на полтора-два часа к ребенку домой (да, я хожу по ученикам, а не принимаю у себя дома), объяснил ему всё, дал кучу заданий, а сам в это время сидишь и листаешь ленту во ВКонтакте или залипаешь в «Пикабу». Но эта работа ничуть не легче других. В чем-то даже тяжелее.

Я занимаюсь со школьниками русским языком и литературой. Учитывая то, что в вузе я два года изучала обе эти дисциплины углубленно, в начале третьего курса считала себя готовой к объяснению знаний другим людям. Главное преимущество молодого репетитора, студента или около того - что он совсем недавно прошел весь этот ад с ЕГЭ, у него живы в памяти все воспоминания о подготовке, сдаче, фишках и уловках. А еще он близок к возрасту без-пяти-минут-выпускников и потому может разговаривать с ними на одном языке. В общем, считала я себя идеальным кандидатом на эту роль и думала, что справлюсь в два счета. Как же я ошибалась.

...

Первая моя ученица — 9 класс, подготовка к ОГЭ по русскому языку. Ленивая, но понимает, что экзамен нужно сдать хорошо, и потому занимается. Здесь мне открылось первое неудобство работы репетитором: ты должен постоянно удерживать внимание ребенка. В последние годы это еще сложнее, потому что телефон с вечно включенным доступом в Интернет донимает сообщениями ВКонтакте и в Твиттере. Приходится убирать телефон, причем обоим: ты же не можешь заставлять ребенка не делать то, что делаешь сам.

Удерживать внимание я научилась где-то через месяц. Добиться этого нетрудно: нужно всё время заниматься разными делами. Мы и теорию писали, и выполняли устные упражнения, и болтали на отвлеченные темы. И время на самостоятельное выполнение заданий я тоже отводила. В итоге мы никогда не занимаемся одним видом работы больше двадцати минут. Я вспоминаю какие-то интересные случаи из моей жизни, из учебы, занятные факты о русском языке. Вот вы знали, что в нашем языке много корней, состоящих из одной буквы? А ребенка увлекает, он такого еще не видел.

Вторая проблема — лень. С этим я столкнулась при работе со второй ученицей, которой нужен был репетитор и по русскому, и по литературе — для сдачи ЕГЭ. Вроде понимает, что сдать экзамен нужно, просто необходимо, но не делает практически ничего. Постоянно отменяет занятия, ссылаясь на плохое самочувствие, болезнь, какие-то дела. Не выполняет домашнюю работу или делает ее на «отвяжись». И вот как с этим бороться? Я ведь ей не мама, чтобы отчитывать. Я приняла такую позицию: хочешь результатов — делай, не хочешь — не трать свое и мое время зря. Помогло.

Но это всё ничто по сравнению с третьей проблемой — отсутствием воспитания.

На меня вышла мама семиклассника, у которого были проблемы со школьной программой русского языка. Я думала, что это будет легче, чем ОГЭ или ЕГЭ. А что, прочитал учебник — и пересказал своими словами. И, наверное, с другим ребенком это бы прокатило. Но только не с этим.

Антоша (назовем его так) — это настоящий кошмар педагога. Если даже я взвыла, то как справляются учителя, которые взаимодействуют с ним в школе каждый день? Здесь были все предыдущие проблемы: удержать внимание невозможно, побороть лень — тем более. На первом занятии из всего, что я запланировала на полтора часа, мы успели пройти только треть. Он постоянно отвлекался, бесконечно рассказывал про свою школу, про хоккей, которым он занимается каждый день, про свою кошку, которая тут же бегала рядом. А когда пытаешься вернуть его к теме занятия, он такой:

— Да, давайте… Ой, а знаете, я вот фенечки плету из резиночек, хотите покажу?

Тема моего второго занятия с Антошей — причастие. Всё вроде бы просто: берешь прилагательное, берешь глагол, соединяешь — получаешь причастие. Но Антоша даже не знал, что такое глагол. А затем последовал вообще ошеломительный вопрос:

— А падеж что такое?

Это добило меня окончательно. Я не держу в голове определение падежа. Для меня это так же просто, как «что такое стул». Это, блин, стул. И всё. В седьмом классе ученик уже должен знать падежи, как таблицу умножения. В нормальной школе, конечно.

Третьего занятия с Антошей не было.

Я полагаю, дело не во мне. Да, профессиональный педагог наверняка справился бы с ним намного спокойнее. Но с другими учениками у меня же не было таких проблем! Думаю, это недостатки воспитания. Из общения с мамой ученика я сделала вывод, что он единственный ребенок в семье. А еще — что денег у них куры не клюют. И разговаривает он с мамой и папой так, что сразу видно: он здесь король, хозяин положения. Так что всё понятно.

Я сделала для себя вывод: чем меньше разница в возрасте между репетитором и учеником, тем легче обоим. По крайней мере, для меня это так.

Поэтому следующая ученица стала просто подарком в сравнении с неугомонным семиклассником. И да, наконец-то мне достался ребенок, который действительно заинтересован в предмете. Одиннадцатиклассница попросила меня позаниматься с ней литературой для сдачи ЕГЭ. И я поняла, почему некоторые учителя заводят себе «любимчиков». Это не всегда происходит специально. Просто намного приятнее общаться с теми учениками, которые заинтересованы в получении новых знаний и сами расспрашивают тебя.

Но подход, конечно, надо найти к каждому. И вот это сложнее всего. У каждого свои любимые темы для разговора, свой лимит работоспособности, свой взгляд на изучаемый предмет. Кому-то достаточно перейти «порог», а кто-то стремится к высоким целям. И когда таких индивидуальных занятий у тебя пять на неделе, ты порой просто не можешь подключиться к очередному ученику. А подключиться к нему, быть с ним на одной волне очень важно. Иначе вообще ничего не получится.

...

Если вы хотите заниматься репетиторством, важно понимать, что это не «легкий способ заработать», как я считала вначале. Это труд. Вы всегда должны быть готовы к теме занятия. Вы должны плавать в преподаваемом предмете, как рыба в воде - по крайней мере, на том уровне, на котором его изучает ученик. У вас всегда должен быть запасной план, если что-то пошло не так. Вы не имеете права быть усталым, сонным, раздраженным, злым. У вас всегда должна быть улыбка на лице, иначе вы не пробудите улыбку у ученика. Не настроитесь на его волну. Вы должны стать ему другом. Другом, который просто знает чуть больше и готов помочь усвоить материал.

Самая главная радость от такой работы — это когда ученик понял. Тогда работа превращается в приятное, даже любимое дело. Тогда ты не думаешь, что это дополнительный заработок. Это такая же работа, как и все, в чем-то непростая. И когда ученик добивается успехов, это самая лучшая награда для репетитора.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Полина
репетитор по русскому языку

«Занималась с ученицей, и вроде все хорошо, но как-то раз прихожу, открывает дверь ее брат, со словами «Проходите, но Маши дома нет». Прохожу, вижу их маму, которая пытается Машу разыскать. Спустя полчаса и около десятка неотвеченных вызовов приходит СМС: «Так сегодня разве? Завтра же?» В подобных историях меня поражают в большей степени сами ученики. Каждый раз я прошу их записывать в тетради время занятия и ставить уведомление в телефоне. Как они умудряются дожить до 9–11 класса с такой безответственностью? Занимались мы с ней недолго. Последней каплей стала ситуация, когда я приехала к ней на занятие, как обычно, а она открывает дверь в халате: «А мама вам разве не позвонила? Я приболела». Не совсем понятно, почему она сама была не в состоянии позвонить или написать».

Ирина
репетитор по английскому языку

«Была не очень адекватная женщина, которая хотела, чтобы я занималась с ее пятилетним ребенком. При этом учила меня, как надо вести занятие, собиралась присутствовать на уроке и приводить на него детей своих знакомых - то есть получалось уже не индивидуальное занятие, а группа. Самое веселое в этом - оплата: 350 рублей за полчаса, притом что заниматься нужно было у них дома, до которого еще ехать на автобусе от метро. В общем, я отказалась под предлогом плотного расписания».

Сусанна
репетитор по итальянскому языку

«Я занималась с двумя сестрами: старшей было лет 20, младшей - 12. Изначально договаривались, что буду учить только старшую, а потом меня поставили перед фактом, что заниматься будут обе. Разница в возрасте у них приличная, и тут нужен совершенно разный подход, но меня никто не стал слушать. Поскольку я только-только начинала, то отказаться не решилась. Они были странные, на занятиях, как первоклассники, смеялись над итальянскими словами. А еще как-то раз отменили занятие за пять минут до начала - учитывая, что до них было добираться полтора часа (на метро, потом на трамвае и еще пешком), а дело было довольно поздним вечером».