Род имени прилагательного определяется по. Урок русского языка. «Определение рода имен прилагательных
Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?
С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.
Сколько родов в русском языке?
В русском языке представлена следующая система:
- Женский род.
- Мужской род.
- Средний род.
- Общий род.
Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.
Сколько родов в русском языке у имени существительного?
Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?
Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.
При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.
Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.
Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".
Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.
Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.
Как определить род имени прилагательного?
В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.
Например:
- На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
- Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).
Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.
Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.
Краснодарский край Приморско-Ахтарский район
ст-ца Бриньковская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Урок русского языка
3 класс
«Определение рода имен прилагательных»
Учитель начальных классов
Мищенко Любовь Дмитриевна
Слайд – 1
Урок русского языка
3 класс
Слайд – 2
Тема урока: Определение рода имен прилагательных
Цель урока: научить определять род имен прилагательных
Задачи урока:
Обучающие: учить определять род имен прилагательных, сформировать представления учащихся о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.
Развивающие: развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс» Т.Г.Рамзаевой.
Материалы: Презентация к уроку, учебники, тетради, индивидуальные карточки.
I . Организационный момент.
Учитель:
Начинаем наш урок
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Слайд – 3
Учитель:
В грамматическом царстве русского языка в лесном государстве у старика
со старухой жил Колобок.
Учитель:
Слайд – 4
Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.
Слайд – 5
II . Минутка чистописания.
А на тропинке рассыпалось много разных букв и их надо было написать
Слайд – 6
1.В вв Ввв ввв
2. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Как вы понимаете значение пословицы?
Дети объясняют и вместе с колобком пишут в тетради.
Слайд – 7
III . Словарная работа.
Картинный диктант
Картинный диктант. Взаимопроверка. Сравнение написания.
Индивидуальная работа по карточкам.
1. Работа над предложением.
Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .
– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Разберите прилагательное по составу.
– Выпишите словосочетания.
2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.
Ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;
тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;
люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;
варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;
рож.., лож.., дрож.., сыч..;
душ.., силач.., тиш.., нож..
IV . Введение в тему урока.
Учитель:
Помогите колобку справиться с заданием.
Определите род написанных словарных слов.
Подберите по одному прилагательному к каждому словарному слову. (устно)
V . Постановка проблемной ситуации.
В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну «тайн»,
Как вы думаете, можете ли вы определить род у подобранных прилагательных. Определите род прилагательных, которые относятся к су ществительному. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Обоснуйте свой ответ.
Слайд – 8
Учитель:
Катился, катился и
Глядь, а на тропинке:
Что за зверь лесной
Зимой белый, а летом серый?
Ну конечно, это был зайчик.
Заяц: Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я съем тебя!
Колобок: Нет. Это будет несправедливо. Ты дай мне задание, если не справлюсь, то съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.
Согласился заяц.
VI . «Открытие» нового знания.
1) - Что мы уже знаем о прилагательном?
2) - Связь имён прилагательных с существительными.
Слайд – 9 - 10
Подбери к существительному пары слов
Небо яркий весенний
трава яркое весеннее
день яркая весенняя
Учитель:
Какую взаимосвязь вы заметили? (Какого рода существительное, такого же рода и прилагательное)
Слайд – 11
Учитель:
- Выполнил Колобок задание. Поскакал зайчик своей дорогой. А Колобок покатился дальше.
Слайд – 12
Учитель:
Вдруг навстречу ему громадина!
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Кто это?
Конечно, это медведь.
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Да, что вы все заладили: съем да съем!
Ты, Миша, дай мне задание.
Не выполню - тогда съешь.
Почесал медведь лапой за ухом:
- «Будет тебе задание, Колобок»
Работа в парах.
Составить словосочетания прилагательное + существительное
Синий, голубой, бирюзовый (костюм, глаза, блузка)
Пожилой, старый (мужчина, предмет)
Знойный, горячий (ветер, вода)
Темный, дремучий (лес, луг, туман)
VI . Физкультминутка.
Посмотрите вы на нас,
Как легко из класса в класс
Скачем по дорожке
Все на одной ножке.
Подскочили 10 раз,
Кончили десятый класс.
VII . Первичное закрепление изученного.
Слайд – 13
Знакомство с правилом по учебнику
В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Слайд – 14
Учитель:
Справившись с заданием, колобок покатился дальше. Вдруг на лесную тропинку выскочил тот
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный.
Догадались, кто это? (Волк.)
Волк:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Я от бабки ушел, я от деда ушел, я от зайки и лисы ушел.
А ты, волк, хочешь меня съесть!
Ты лучше дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь меня.
Волк: - Хорошо! Получай задание!
Слайд – 15 - 17
Предметные картинки с изображением овощей или фруктов. Подобрать как можно больше прилагательных к слову, обозначающему предмет.
Определить род прилагательного.
Какой ряд больше подберет. Помогаем колобку выбраться из рук волка.
Слайд – 18
Учитель:
- Умный Колобок опять спасся! Грустный волк пошел своею дорогой.
Слайд – 19
Учитель:
Катится Колобок по тропинке, радуется, что от всех ушел.
Вдруг навстречу:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Слайд – 20
Учитель:
Кто это? Правильно, лиса.
Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Нет уж, лисичка, ты дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь!
Хорошо! Получай задание
Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания :
скорая помощь острый нож
дорогая вещь тяжёлый багаж
железный обруч тёмная ночь
верный товарищ колючий ёрш
глазной врач ночная тишь
– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.
Затем учитель стирает первые слова и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на вторые слова. Определить род прилагательных.
Как определить род прилагательных?
Учитель: Ребята давайте поможем колобку уйти от лисы, вместе выполним задание и проверим.
Слайд – 21
Перехитрил колобок лису. Справился с заданием и покатился дальше.
Слайд – 22
Вдруг навстречу выскочил
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
Петя – петушок.
И говорит:
Колобок, как ты вкусно пахнешь! Можно откушу от тебя кусочек?
Колобок:
Нет уж, давай задание! Не выполню - тогда откусывай! А пока не трогай!
Заяц, лиса, волк, медведь - и те не тронули! Выполняй мое задание и возвращайся домой там тебя старик со старухой ждут не дождутся.
Слайд – 23
Работа в группах
Соотнести к схемам слова и разобрать по составу:
Пригорки, лесной, походы, дорожка, пригородний, покупка, пролески, забежит, стол, земля посадка, домовой настольный, пришкольный.
Давайте и мы поможем, ребята колобку!
Учитель:
Распределяемся на 4 группы. У каждой группы свое задание. Ещё подобрать по одному своему слову к схеме.
Как вы ребята справились с заданием?
1- я группа называет задание к 1 –й схеме
2- я группа называет задание к 2 –й схеме
3- я группа называет задание к 3 –й схеме
4- я группа называет задание к 4 –й схеме
Давайте проверим.
Слайд – 24
Справившись с заданием, попрощался с петухом колобок и решил домой вернуться. По дороге домой его ожидало ещё одно препятствие.
Слайд – 25
Творческое задание
Работа в парах
Написать по картинке сочинение. В предложениях определить род имени прилагательного. Разобрать одно из предложений по членам предложения.
Слайд – 26
Колобок любил работать по картинке и с этим заданием справился.
Слайд – 27
Учитель:
Катиться он по лесной чаще. а на встречу ему старик со старухой идут. Обрадовались, что с колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и домой понесли.
VIII . Рефлексия.
Итог урока. Оценки.
Учитель:
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что было главным на уроке?
– Как можем мы определить род имени прилагательного?
Выставление оценок.