Род сложносокращенных слов аббревиатур. Род сложносокращенных слов (аббревиатур)

59. Определите род данных аббревиатур. Объясните, как это делается.

ЗАГС, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ЮНЕСКО, ВАЗ, ТЮЗ, ЧП, ТНК, МВФ, ММВБ, НДС, ИНН, АООТ, ОАО, ООО, ТОО, МХАТ, БГУ, "ЛГ", ЖЭС, ЖРЭУ, SMS, DVD, HDD, CD-ROM.

Укажите причины появления родовых вариантов сложносокращенных слов. В каких случаях наблюдаются колебания в грамматическом роде аббревиатур в современном русском языке?

60. Вставьте вместо точек пропущенные буквы. Приведите встречающиеся в речи вариантные формы, дайте их нормативно-стилистическую оценку.

1. Сегодня РИА передал... новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал... своего представителя на конференцию. 3. Как только это предложение поступило в заводск... БРИЗ, на участке немедленно стали готовиться к пробе. 4. Английск... МИД направил... телеграмму министру иностранных дел Македонии. 5. Гороно закончил... распределение учебных пособий. 6. ДЮСШ помог... многим детям укрепить свое здоровье. 7. В нашем микрорайоне построен... нов... АТС. 8. У детей, имеющих ускоренн... РОЭ, он... стал... нормальн... . 9. ООН создан... в 1945 году на основе добровольного соглашения суверенных государств. 10. НАТО в принципе готов... к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.

Вариантоность падежных окончаний

61. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор окончания -а(-я) или -у(-ю) имен существительных в родительном падеже ед. числа.

Плантация ча…, экспорт ча…, стакан ча…, налить ча…, выпить стакан горячего ча... Продажа сахар…, купить сахар…, килограмм сахар…, чайная ложечка сахарк... Нет дым… без огня; без год… неделя.

Охарактеризуйте существительные мужского рода, от которых могут образовываться формы родительного падежа ед. числа на -у(-ю) в современном русском языке.

Укажите, когда формы на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются наиболее последовательно.

62. Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы родительного падежа ед. числа.

1. Килограмм сыр... . Купить сыр... . Продажа сыр... . Съесть сырк... Кусок ярославского сыр... . Сделать из воск... . Кусок воск... . Хочется сок... . Стакан сок... . Выпить стакан яблочного сок... . Много снег... . Таяние снег....

2. Поднять с пол... . Уйти из дом... . Выйти из лес... . Задохнуться от дым... . Умереть с голод... . 3. Ну и народ... на площади! 4. Сколько снег... намело! 5. Квас... мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас... . 7. Наделать шум... . 8. Сбиться с панталык... . 9. Не давать проход... . 10. Девушки покатились со смех... . 11. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар... и черными сухарями. 12. Здесь нет лес...: кругом одна степь.

63. Составьте предложения с данными формами слов. Следите за тем, чтобы не нарушалось единство стиля.

Перца - перцу, салата - салату, сахара - сахару, супа - супу, кефира - кефиру, народа - народу, нет леса - нет лесу, из дома - из дому, гороха - гороху, брома - брому.

64. Дайте нормативно-стилистическую характеристику окончаний выделенных слов. Приведите возможные варианты.

1. Я верю в то, что в рыхломснеге, На время головы склонив, С зимою борются побеги Весенних шелковистых нив (Р. Казакова). 2. Селихов узнал, что она сейчас в отпуске и едет повидаться с отцом (В. Брянцев). 3. Вы числитесьв отпуску по болезни, первого февраля вам положено явиться на комиссию (К. Симонов). 4. В отпуске ему отказали. 5. Даже их отец, старик лет семидесяти, работал мастеромв цеху, не уходил на пенсию (А. Дементьев). 6. Добряков работал в другомцехе (Я. Нилин). 7. От радости в зобу дыханье сперло (И. Крылов). 8.В саду у баринав пруде, В прекрасной ключевой воде Лещи водились (И. Крылов).

Охарактеризуйте имена существительные, которые в современном русском языке могут принимать окончание -у(-ю) в предложном падеже ед. числа.

65. Образуйте формы именительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику, отметьте устаревшие формы. Поставьте ударение .

1. Век, глаз, горн, корм, луг, план, плуг, порт, сорт, стог, суп, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф.

2. Берег, буфер, веер, вексель, вечер, голос, город, директор, доктор, жемчуг, катер, клевер, колокол, купол, мастер, номер, остров, отпуск, парус, паспорт, перепел, повар, погреб, поезд, профессор, рукав, сторож, терем, тетерев, тополь, холод, хутор, череп, якорь.

3. Боцман, бульдозер, бухгалтер, госпиталь, компрессор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, месяц, мичман, промысел, снайпер, штурман.

4. Невод, трактор, фельдшер, шомпол, штабель, штемпель, ястреб, джемпер, договор, инструктор, полюс, прожектор, рапорт, редактор, рупор, свитер, сектор, табель.

66. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Укажите возможные варианты.

1. Инженер... не прошли и километра, как разразился неистовый снежный буран (В. Ажаев). 2. Лязгнули буфер..., на миг все стихло, и вагоны медленно поплыли мимо (В. Попов). 3. Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу в аэроклубе, где требовались инструктор... для обучения новичков полетам (В. Саянов). 4. Французский флот весь взорвался: линкор..., легкие и тяжелые крейсер..., эсминц... (В. Инбер). 5. Все вступившие в силу приговор... о смертной казни приводятся в исполнение (из газет). 6. Молодые архитектор... будут обеспечивать оргкомитеты МЖК проектно-сметной документацией (из газет). 7. Чайник из настоящего японского фарфора считался драгоценностью, мне вспоминали его многие год... (Д. Гранин).

Назовите группы слов, у которых в именительном падеже множественного числа окончание -а(-я) не может быть признано нормативным .

67. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Детские (лагери - лагеря) завода "Термопласт" начнут работу в новом месте: для них на берегу лесного озера построен целый городок. 2. Действовавшие в стране (лагери - лагеря) демократов и социал-демократов объединились накануне предстоящих выборов. 3. Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать, и французы увели их в тыл, и (лагери- лагеря) для военнопленных. 4. На территории России размещаются различные климатические (поясы - пояса). 5. Слуцкие (поясы - пояса) - подлинный шедевр белорусского искусства. 6. Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны - тона). 7. (Тоны - тона) сердца у больного чистые. 8. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы - хлеба). 9. Тереховские казаки издавна приучились красить свои домики в яркие (цветы - цвета) - голубой, оранжевый, светло-зеленый. 10. (Цветы - цвета) настолько искусно сделаны, что их не сразу отличишь от живых 11. У нас действуют (секторы - сектора) учета, контроля и информации, - рассказывал председатель комиссии.

68. Употребите существительные в форме родительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты. Составьте с каждым из вариантов предложения, соблюдая единство стиля.

1. Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.

2. Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.

69. Поставьте в нужной форме слова, данные в скобках. Мотивируйте выбор формы.

1. Из зрелых (баклажаны) можно приготовить вкусную и питательную икру. 2. Вчера привезли много (апельсины и мандарины). 3. - И не забудь килограмм (бананы), - крикнула в окошко мать. 4. Около магазина стояли ящики из-под (помидоры). 5. Максимальная сила разрядного тока достигла двух миллионов (амперы). 6. Посевные площади составляли около 50 000 (гектары). 7. Одна тыква весила более двадцати (килограммы). 8. Коля заряжает конденсатор. Напряжение - пять тысяч (вольты). 9. Пытался Григорий вспомнить оставшийся позади путь..., бесконечные нити (рельсы). 16. Из штаба вышел молодой человек в офицерской форме без (погоны).


Род склоняемых сложносокращенных слов определяется грамматически. Гак, слово вуз (высшее учебное заведение) -мужского рода (оканчивается на твердый согласный), Днепрогэс - мужского рода (по тому же признаку).
В несклоняемых сложносокращенных словах, образованных путем соединения начальных букв или слогов нескольких слов, грамматический род определяется ПО роду ОСНОВНОГО. BHDVUierO слова. Например, ВЦСПС - мужской род (по слову Совет: Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов); РТС - женский род (по слову станция: ремонтно-техническая станция); ЦСУ - средний род (по слову управление: Центральное статистическое управление).
Упражнение 177. Определите грамматический род приводимых ниже имен существительных.
Тополь, яблочко, фамилия, плакса, одеяло, платье, бюллетень, селькор, кукла, сласти, бусы, ледерин, рояль, заявление, бинокль, мышь, сирота, туфля, носилки, ботинок, фильм, путь, дитя, опилки, контроль, вольер, шрифт.
Упражнение 178. Расшифруйте приводимые ниже сложносокращенные существительные. Определите их грамматический род и объясните, на основании каких признаков м о ж но это сделать. Составьте с ними предложения.
Образец. БСЭ - Большая Советская Энциклопедия. Женек, род. Определен по роду основного слова - энциклопедия. Предложение: В ближайшее время будет издана новая многотомная БСЭ.
БСЭ, роно, ТАСС, учком, МИД, рабкор, ГЭС, МГУ, РТС, БССР, завхоз.
Упражнение 179. Определите грамматический род приводимых ниже несклоняемых имен существительных. Укажите, что помоіает определить,их род, объясните значение всех слов.
Миссури, пони, Чикаго, какаду, Тбилиси, зебу, Дели, азу, пальто, Баку, портмоне, конферансье, галифе, Китти, шоссе, алоэ, кофе, клише, алиби, конфетти, Цхалтубо, «Дейли уоркер».
Упражнение 180. Пользуясь одним из толковых словарей, укажите, как правильно сказать (отметьте возможные варианты).
Зал или зала? Моя мозоль или мой мозоль? Мой ботинок или моя ботинка? Рельс или рельса? Жираф или жирафа? Скирд или скирда? Санаторий или санатория? Клавиш или клавиша? Большая прорубь или большой прорубь?
Упражнение 181. Перепишите приводимые ниже предложения, дописывая, где нужно, окончания выделенных имен существительных и связанных с ними прилагательных и глаголов. Объясните их правописание. Укажите, как называется типографский способ выделения существительных, применяемый в данном случае.
  1. По территории зоопарка вчера разгулива... маленьк... шимпанзе. 2. Но фамили... сво... и имя он потерял, если не навеки, то надолго: прозвали его Новеньким (И. Левченко). 3. Девушка пела мягк... контральт... (М. Г.). 4. Совхоз «Заря» досрочно закончил... сев озимых. 5. Тяжел... драпри грубо-зеленої о мятого бархата заслонил... их (Фед.). 6. Перед клеткой, где шимпанзе кормил... детеныша, собралось много посетителей. 7. На стене мы повесили но- веньк... бра. 8. Отец принес сыну из сада сам... больш... яблок... .
  1. По больнице меня водил... стар... знаком... доктор Петрова.
  2. Молод... конферансье объяви... следующий номер программы концерта.

В русском языке имеется два грамматических числа: единственное и множественное.
Одни существительные употребляются в обоих числах: дом - дома; окно - окна, рука - руки и т. д. Такие существительные поддаются счету: один дом, два дома и т. д., одно окно, два окна и т. д.
Существительные, которые употребляются в обоих числах, в\ единственном, как правило, обозначают один предмет, во множественном - несколько таких же предметов: стол - столы, медведь - медведи, сестра - сёстры.
Существительные во множественном числе отличаются от существительных в единственном числе окончаниями или суффиксами: пол - полы, чудо - чудеса, сын - сыновья, бесенок - бесенята, а иногда и местом ударения: стол, море (на основе) - столы, моря (на окончании), сестра, гора (на окончании) - сёстры, горы (на основе) и т. д.

Еще по теме § 55. Род сложносокращенных существительных:

  1. Определение родового значения неизменяемых заимствованных существительных, аббревиатур, составных наименований. Род несклоняемых существительных
  2. § 70. Образование сложных и сложносокращенных имен существительных
  3. 19.. Имя существительное: колебания в роде, род несклоняемых существительных, способы обозначения лиц женского пола по профессии.

Цели урока.

  • Осознанное владение морфологическими, орфографическими, синтаксическими правилами на основе теоретических знаний.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки; Развивать речевую и мыслительную деятельность.
  • Воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как духовной ценности.

Ход урока

1. Актуальность темы.

Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. Советский “новояз” 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ревтрибунал”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК”, “ВГИК” и т. п.

Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?

Комментарий №1. УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations организация, спорт, фр.

ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании.

Самое длинное сложносокращенное слово. НИ?ИОМТ?ПЛА?БО?ПАРМ?БЕТ?ЖЕЛ?БЕТ?РАБ?СБОР?МО?НИ?МОН?КОН?ОТ?ДТЕХ?СТРО?МОНТ - Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Комментарий № 2. Название волокна и ткани лавсан – сложносокращенное слово, имя существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

2. Орфоэпическая работа.

Задание № 1. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова:

[Эр] [эф] – РФ

[о] [эр] [тэ] – ОРТ

[эм] [гэ] [у] – МГУ

[эм] [че] [эс] – МЧС

[г, и] [бэ] [дэ] [дэ] - ГИБДД

3. Объяснение нового материла.

Задание № 1. Перепишите сложносокращенные слова, записывая рядом сочетание слов, от которых они образованы.

Задание № 2. Составление опорной схемы на основе теоретического материала учебника.

Как определить род у сложносокращенного слова?

4. Закрепление.

Задание № 1. Определите род сложносокращенных слов. Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.

РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
МГУ –Московский государственный университет;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Проверим.

РФ – Российская Федерация;

ОРТ – Общественное российское телевидение;

МГУ –Московский государственный университет;

ООН – Организация объединенных наций;

НИИ – Научно-исследовательский институт;

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Задание № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ, котор.. готовит металлистов. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд... Иркутск. ГЭС – первенец ангарского каскада станций.

Задание № 3. Объясните правописание существительных, заполнив таблицу примерами из Задания № 2.

Проверим.

Задание № 4. Выполните морфологический разбор слова время из предложения. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд..

5. Обращение к прошлому.

Повторим сведения о несклоняемых существительных.

Задание № 1. Выпишите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, светлый купе, важное коммюнике, плавное анданте, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, теплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, вкусный эклер, французское буржуа, сказочно – красивое Тбилиси.

Проверим:

Солнечный Баку (город) – м.р.; шумный Сочи (город) – м.р.; светлое купе (неодуш.) – с.р.; горячий кофе (иск.) – м.р.; теплое кашне (неодуш.) – с.р.; быстрый кенгуру (одуш, животное) – м.р.; свежая кольраби (иск.) – ж.р.; французский буржуа (одуш) – м.р.; сказочно-красивый Тбилиси (город) – м.р.).

Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому.

Род инициальных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс ) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную*: ГАО (Главная астрономическая обсерватория ) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет ) – м.р.; ОЧУ (оптическое читающее устройство ) – ср.р. и т.п.

* Слово самбо, являющееся по происхождению аббревиатурой (сам озащита б ез о ружия), многими уже не осознается как аббревиатура, и поэтому, будучи нарицательным несклоняемым существительным, обозначающим неживой "предмет" относится к среднему роду.

Звуковые аббревиатуры (читаются по звукам, как обычные слова) относятся в большинстве своем к мужскому роду как кончающиеся на согласную (аббревиатуры на гласную нужно раскладывать): "ТАСС уполномочен заявить" (название фильма), "старейший вуз " и т.д.

Вместе с тем все-таки немалое количество звуковых аббревиатур на согласную имеет род, не соответствующийих морфологическому типу (из наиболее известных – АЭС, ГРЭС, ГЭС, они женского рода), поэтому в случае сомнений полезно обратиться к "Словарю сокращений русского языка" под ред. Д.И. Алексеева (1-е изд. 1963).

Родовые варианты

Подавляющее большинство существительных относится к одному роду (это положение сохраняет свою силу и в отношении слов общего рода, поскольку в контексте применительно к лицу определенного пола они имеют один определенный же род). И лишь незначительная часть существительных в одном и том же лексическом значении обладает в современном русском языке родовыми вариантами.

Выделяется прежде всего группа слов, чьи родовые варианты имеют одинаковую стилистическую окраску (они нейтральны) и сферу использования: вольер и вольера : "В зоопарке, как всегда, полно посетителей. У клеток и вольеров группы веселых, оживленных людей" (Веч. Лен. 1956. 3 июня) и: "Я входила в большую вольеру, кормила своих питомцев" (Бугримова); бутс и бутса ; жираф и жирафа : "Один из них охранял полусъеденную тушу молодого жирафа " (Изв. 1964. 25 окт.) и: "Мы забыли о съемке, мы хохотали, потому что бежит жирафа " (Песк.); заусенец и заусеница : "[Казымов] пощупал пальцем заусенец, оставленный кувалдой" (Б.Пол.) и: "[Кузнец] же подал простую идею: бронебойными снарядами прочистить от заусениц простреленный ствол пушки" (А.Н.Т.); клавиш и клавиша : "Сильные пальцы ее без заминки находили нужный клавиш " (Фед.) и: "Борис... тихонько трогал длинным пальцем одну и ту же клавишу " (В.Добр.); клипс и клипса ; кед и кеда ; мангуст и мангуста ; перифраз и перифраза ; плацкарт и плацкарта ; просек и просека ; проток и протока ; скирд и скирда : "Грузовики стояли в тени скирда " (Лид.) и: "...громада снопов медленно плыла живой скирдой " (В.Смирн.); ставень и ставня : "Ритмично хлопал, очевидно, плохо привязанный ставень " (Перв.) и: "Хлопнула ставня, и кто-то застучал в дверь сильнее" (Пауст.); спазм и спазма : "Он хотел ответить, но тугой спазм до боли сжал ему горло" (С.Ник.) и: "Поймите же, что я русский и до спазмы в сердце люблю Россию" (Пауст.); унт и унта.

Есть слова, чьи родовые варианты различаются стилистически: один является стилистически нейтральным, другой – разговорным или просторечным (нелитературным). К ним относятся: помидор и помидора (прост.); рельс и рельса (прост.); мозоль (ж.) и мозоль (м.; прост.); тапка и тапок (прост.); тýфля и туфель (прост.); толь (м.) и толь (ж.); шампунь (м.) и шампунь (ж.; прост.) и нек. др.

Стилистическое использование категории рода

У большинства существительных, точнее, у тех, которые не обозначают лиц и животных, форма рода представляется нам немотивированной; сам же род – мужской или женский, не говоря уже о среднем, – выступает в этих случаях как чисто грамматическая характеристика слова. В самом деле, с точки зрения современного языкового сознания невозможно понять, почему сук мужского рода, крона – женского, а дупло – среднего. Да и что такое здесь грамматический род? Это что-то, что требует, чтобы определяющие существительные слова стояли в определенной форме: "сук толстым", "крона пышная", "дупло старое". И вместе с тем наши представления о грамматическом роде все-таки связаны с представлением о естественном поле живых существ. Эти представления поддерживаются грамматическим противопоставлением тех названий лиц и животных мужского и женского пола, у которых женский род специально обозначен соответствующим окончанием или суффиксом и окончанием: кум – кума, супруг супруга, внук – внучка, врун – врунья ; гусь – гусыня, кот – кошка, лев – львица.

Это представление о поле, потенциально присутствующее в формах грамматического рода, позволяет нам в детстве естественно воображать в виде живых существ мужского и женского пола такие персонажи сказок, как Боб, Соломинка, Колобок и т.п., не говоря уже о Мухе-цокотухе или усатом Тараканище. Они (представления) легко настраивают нас и на восприятие как существ, наделенных свойствами, чувствами лиц определенного пола, при образном использовании слов, при олицетворении. Для русской поэзии, русской лирической прозы характерны образы березы (березки), олицетворяющей девушку, которая может быть то "кудрявой", "нарядной" (как у Пушкина, Бунина), "зеленокосой, в юбчонке белой" (как у Есенина: "Зеленокосая, в юбчонке белой Стоит береза над прудом"), то "печальной" (как у Фета), "беззащитной" ("Но беззащитная береза Глядит с тоской на небеса, И на ветвях ее, как слезы, Сверкает чистая роса"– И.Ник.); дуба как олицетворяющего мужественного мужчину-защитника ("...могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы"– Тург.) и т.д. Традиционным для поэтических произведений является использование грамматически противопоставленных по роду названий деревьев, цветов, небесных светил, ручья, ветра и т.д. для обозначения "его" и "ее", трагически разобщенных или ощущающих счастье разделенной любви. Вспомним одинокую рябину, которая не могла быть вместе с любимым и любящим ее дубом, чья судьба – "век одной качаться". Или счастливую черемуху Есенина, которой ручей "вкрадчиво под кручею песенки поет". При этом категория рода часто служит одновременно и средством создания всей образной основы лирического повествования.

Используется категория рода и в текстах юмористического, шутливого характера. Так, у А.К. Толстого читаем: "Угораздило кофейник С вилкой в роще погулять. Набрели на муравейник; Вилка ну его пырять!" В стихотворении дальше говорится, как муравьи отомстили хохотавшему, глядя на развлечение барышни-вилки, кофейнику, который был весь ими искусан. На использовании названий бытовых и иных предметов (чайник, сахарница, чашки, ложки, скатерть и т.д.), олицетворяющих мужчин и женщин с их типичным поведением в обыденной жизни, основан юмористический эффект в рассказах Ф. Кривина "В стране вещей" (примеры см. в разделе "Использование многозначности"). Таким образом, категория рода в художественной речи может выступать как яркое семантико-стилистическое средство.

Категория числа имени существительного – выражение противопоставления одного предмета, явления раздельному множеству тех же предметов, явлений: дом – дома, песня – песни, крик – крики, путешествие – путешествия и т.д. Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам и выражает значение либо единственного числа (один предмет: дом, лампа, село ), либо множественного (несколько тех же предметов: дома, лампы, сёла ). Это проявляется в противопоставлении падежных окончаний единственного/множественного чисел. Кроме того, форма множественного числа может образовываться от формы единственного числа: а) при помощи суффикса: колос – колос-j-a ; брат – брат-j-a ; б) заменой суффикса: котёнок – котята, цыплёнок – цыплята ; в) изменением места ударения: рукá –рукú, ногá – но ги, век – векá и т д.; г) чередованием звуков: дру г – дру з ья ; д) супплетивным способом: ребенок – дети, человек – люди.

Категория числа тесно связана с внеязыковой действительностью и отражает реальные отношения между предметами, существующими в ней. Если предметы, явления в объективной действительности имеют противопоставление: один – два и более таких же предметов, то и обозначающие их существительные (конкретные существительные) имеют соотносительные формы единственного/множественного чисел (дом – дома, тетрадь – тетради, чувство – чувства ). Исключение составляет только группа конкретных существительных, которые называют предметы, содержащие две (и более) одинаковые части: ножницы, сани, ворота, брюки, шорты, а также некоторые конкретные существительные, называющие отрезки времени: каникулы, сутки и пр. У этих существительных, имеющих только форму множественного числа, противопоставление один – несколько выражается сочетанием их с количественными числительными: "одни ножницы " "пять ножниц ", "одни сутки "–"трое суток " и т.д. Однако существуют такие предметы, явления, которые счету не поддаются и не имеют противопоставления один – несколько. Это также находит отражение в языке, но уже в том, что обозначающие эти предметы, явления существительные по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа – единственного или множественного.

3. Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ – главное слово – содружество, среднего рода. Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков: вуз(хороший), МИД(постановил).

Слайд 17 из презентации «Как определить род существительного» . Размер архива с презентацией 142 КБ.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Употребление прилагательных» - Имя прилагательное. Правописание. Угадай. И.И.Шишкин. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…». Опишите картину И.И.Шишкина «Зима». Эпитеты. Суффиксы имен прилагательных. Укажите падеж прилагательных, выделите их окончания. Ь после шипящих. Повторение изученного в V классе. Изобразительные средства.

««Фразеологизмы» 6 класс» - Водить за нос. На воре шапка горит. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. С головы до ног. Куры не клюют. Как работает слово. Как рыба в воде. Фразеологизмы. Фразеологический зверинец. Фразеологические обороты.

«Сложные существительные» - Сложные существительные, обозначающие -профессию, -звание. Слова с соединительными О и Е. Сложные слова с первой частью-оценочным словом. Перекати-поле. Слова,которые образовались с помощью частиц. Фамилии. Слова со второй частью, -град,-город. Название. Сложносокращённые слова и аббревиатуры. Слова с начальными иноязычными элементами. Слова с начальными иноязычными элементами вице-,камер-. Существительные-термины.

«Вопросы по глаголу» - Ребята, берегите зрение. Изменение глагола по лицам и числам. Море и утес. Наклонения изменяются по временам. Живая часть речи. Отрывок из стихотворения. Хватит языком болтать. Наклонение. Тютчев. Болтать языком. Орфограммы. Найдите ошибку в определении наклонения глагола. Фронтальный опрос. Глаголы, которые сочетаются с существительными. Сведения о глаголе. Редактирование текста. Открытый урок по русскому языку.

«Употребление деепричастий» - Магический круг. Физкультминутка. Цели урока. Замените обороты синонимичными фразеологизмами. Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса. Расставьте знаки препинания. Поставьте ударение. «Грамматические орешки». «Фразеология». Основное действие. Правильное употребление деепричастий. «Обособленное обстоятельство». Ручьи. Как нужно поставить ударение в слове «узнаю». «Народная мудрость».

«Повелительное наклонение в русском языке» - Глагол. Единственное число. Глаголы повелительного наклонения. Повелительное наклонение. Проверь себя. Впадайте в изумленье. Душа обязана трудиться. Скорбь. Толочь в ступе воду. Изъявительное наклонение. Знания и умения. Помидоры. Зрительный диктант. Будущее время глагола.