Роль воображения и фантазии в творчестве актера. Представление. Воображение. Фантазия. Психологическая сущность фантазии. Формы фантазии

Огромное значение в эстетическом катарсисе и переходе на уровень единства чувства и разума имеют фантазия и воображение, являющиеся своеобразным сплетением эмоционального и рационального, психического и социального в художественном творчестве.

Фантазией художника восстанавливаются в памяти и перерабатываются прошлые ощущения, представления, впечатления, в конечном итоге приводящие к созданию художественного образа. Этот процесс очень четко указывает на эмоционально-рациональную природу фантазии.

«Фантазия имеет силу реальности в контексте сознания индивида, - подчеркивает Ж. Пименова, - его устремлений и мотиваций. Она отнюдь не иллюзорна» .

Вместе с тем фантазия, базирующаяся на аффекте и интуиции, создает основание для катарсиса.

Следует также указать на то, что гносеологические и психологические корни художественной фантазии органически сплетены с социальной функцией искусства. Верна, конечно, мысль 3. Фрейда о том, что фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания - побудительные стимулы для фантазий. Но глубоко не прав был 3. Фрейд, когда утверждал, что удовлетворение желаний возможно лишь только в «снах наяву» (Tagetraume), в пассивном уходе от реальности, в замещении неудовлетворяющей человека действительности мечтами и грезами и что художник тождествен спящему наяву .

То же можно сказать и о современном бельгийском философе Леопольде Фламе, который также очень определенно говорит о том, что произведение искусства в первую очередь должно ориентироваться на грезы художника. Чем больше художник в своей фантазии замыкается в ценностях собственного Я, тем значительнее его произведение. «Художники могут достичь идеала... через внутреннюю грезу, осязаемые фантомы, через которые человек вновь обретает свое потерянное счастье» . Это необходимо для художника потому, что действительность противостоит ему, не может быть основанием его творчества, поскольку «рай был потерян в мерзостях повседневной жизни» .

Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной к действию, но истинное художественное значение приобретает лишь та фантазия, которая побуждает художника к «преодолению» действительности, к обнаружению тенденций будущего в сегодняшней жизни.

Великими фантазерами предстают перед нами такие яркие и глубокие реалисты русской живописи, как В.И. Суриков, создавший замечательные образы представителей русского народа, полные могучей силы («Степан Разин», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие Ермаком Сибири»), и И.Е. Репин, создавший образы революционеров - борцов за народное счастье («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Эти художники всем своим творчеством, взлетами могучей художественной фантазии устремлялись в будущее, страстно желали счастья своему народу и боролись за него своим искусством.

Но и в тех случаях, когда мы видим очень сложную условно-символическую форму художественного произведения, рожденную, казалось бы, очень далекой от действительности фантазией художника, мы можем почувствовать в ней дыхание жизни, ибо критерием и здесь для нас будет ответ на вопрос о том, как эта фантазия связана с прогрессивными тенденциями общественной жизни, как она связана с существенным в объекте художественного отражения. И здесь мы можем назвать произведения Франсиско Гойи («Капричос»), М. Лермонтова или М. Врубеля («Демон»), М. Горького (образ Дан- ко) или Давида Сикейроса («Жертвы войны» и «Новая демократия»), которые сохраняют характер эстетического знака (в форме, как правило, символа), несущего в себе определенное исторически достоверное содержание, способное координировать отношения субъекта со средой. Эти произведения поддаются расшифровке и, следовательно, способствуют освоению существенного в объекте, а через него и всей многогранной духовной жизни общества.

И все же следует видеть качественные различия художественной фантазии и воображения.

В нашей научной литературе дается такое определение: «Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности» . И более того, утверждается: «Синоним воображения - фантазия» .

Но уже в эстетике романтизма, особенно английского, намечены принципы их различения. Так, например, С.Т. Кольридж считал, что воображение «растворяет, разлагает и расчленяет явления действительности, чтобы созидать или в тех случаях, когда этот процесс невозможен, объединять и идеализировать.

Фантазия, напротив, имеет дело только с предметами определенными и установившимися... Подобно обычной памяти, фантазия должна получать материал в готовом виде в соответствии с законом ассоциативного мышления» .

Особенностью воображения, на его взгляд, является то, что оно вызывает в гении [художнике вообще. - Е.Я .] «чувство беспокойства, неудовлетворенности... Они [гении. - Е.Я.] беспрестанно заглядывают в будущее, созерцают себя в нем, пользуются любой возможностью для нравственного и интеллектуального движения вперед, к совершенству» [выделено мной. - Е.Я..

Далее проблема воображения разрабатывается во второй половине XIX в. Джоном Рескином, идущим от неоромантизма к реалистической эстетике. Он «четко разграничивает понятия „фантазия“ и „воображение“. Фантазия - подсобное средство воображения, она только соотносит взятые из природы явления, но не сливает их в единое целое, что доступно только воображению.

Воображение - это чрезвычайно таинственная, труднообъяснимая способность человеческого духа; обладая пророческим даром, оно проникает в суть вещей» .

Еще более основательно творческую природу воображения раскрывает И. Кант, для которого оно является важнейшим условием эстетического суждения вообще, так как оно есть результат свободной игры рассудка и силы воображения. Именно поэтому для него воображение, связанное с эстетическим суждением, «характеризуется свободной законосообразностью. Это не репродуктивное воображение, только воспроизводящее данные формы данного предмета. Это „продуктивное“ и „самодеятельное“ воображение, источник произвольных форм всевозможных созерцаний» .

В силу этого можно различать фантазию и воображение как формы разной степени продуктивного сознания.

Фантазия порождает в сознании и затем в художественных образах такие фантомы, которые никогда не существовали в реальной действительности, т.е. конструирует некие новые модели, в которых сочетаются, например, элементы несовместимых объективно существующих предметов, существ и явлений. Так, с помощью фантазии в античной Греции был создан образ кентавра, соединяющего в себе признаки животного и человека.

Но наличие такого внешнего соединения еще не дает полного нового знания, не раскрывает универсальные принципы жизни. Это появляется только на уровне воображения. Когда через этот фантастический образ возникает возможность проникновения в идею единства человека и природы. Именно поэтому воображение более продуктивно.

Эту сущность воображения применительно к античному мифу убедительно показал Я.Э. Голосовкер, пришедший к выводу, что «воображение, познавая теоретически, угадывало раньше и глубже то, что только впоследствии докажет наука, ибо имагинативный, т.е. воображаемый, объект мифа не есть только выдумка, а есть одновременно познанная тайна объективного мира и есть нечто предугаданное в нем; в имагинативном, или воображаемом, объекте мифа заключен действительный реальный объект» . Поэтому «высшая познавательная и творческая способность „разума“ есть работа воображения... она протекает якобы алогически и тем не менее дает поразительные результаты» .

Вслед за Кольриджем Голосовкер утверждает: «Гений - это воображение» , а не только фантазия, добавим мы, возражая всем, кто их объединяет. Эти мысли применимы не только к мифу, но и к искусству вообще. Ведь для того чтобы создать образ градоначальника Брудастого, М.Е. Салтыкову-Щедрину необходимо было не только соединить тело с органчиком (вместо головы), но и через это фантастическое объединение несовместимого раскрыть абсурдную сущность бюрократической машины русского самодержавия. А для этого он должен был подняться до «нелогичной» логики воображения. И отвечая своему рецензенту, который усмотрел в этом всего лишь нелепость и вздор, он писал: «Но зачем же понимать так буквально? Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы „Не потерплю!“ и „Раззорю!“, а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?» Фантазия работала здесь на создание формы для выявления сущности, т.е. на воображение, на отрицание этой мерзопакостной сущности ради будущего, работала на неприятие абсурдного настоящего.

И это различие между фантазией и воображением глубоко чувствовали все истинные художники.

Так, у А.С. Пушкина в «Письме Татьяны к Онегину» есть такие строки:

Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна [выделено мной. - Е.Я.].

Татьяна обращается к Онегину как к человеку, который в ее сознании является эталоном совершенства, т.е. носителем не только духовного богатства, но и эстетической полноты. Но как она показывает это?

Вспомним здесь И. Канта, для которого эстетическое суждение есть результат свободной игры рассудка и воображения.

И Татьяна силой своего рассудка и воображения, их свободной игрой создает образ Онегина и умоляет его в этой же свободной игре проникнуть в ее образ, ждет от него защиты и любви, надеется, что он обнаружит богатство ее натуры, богатство и полноту ее чувств и духовного мира, не фантазируя по этому поводу, а проникая в этот мир и соединяясь с ним.

Как видим, то, что И. Кант раскрыл как философ, А.С. Пушкин обнаружил в образах интуитивно-поэтически. Воистину глубинная логика гениев тождественна друг другу, есть что-то в их природе, что объединяет их вне времени и пространства.

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Фантазия, как деятельность, созидающая образы, является необходимым условием всякого художественного творчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания и искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и художественной правды. Фантазия дает художнику необходимый запас образов и намечает возможные способы их сочетания, построение же целого определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного замысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершенно бессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественное единство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критической деятельности. Такое проявление поэтической фантазии характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновения и имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию. Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Наибольшее применение фантазия находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще при исследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобных случаях фантазия дает богатый материал возможных догадок и предположений, из которых рассудок путем и логического анализа, и эмпирической проверки извлекает все то, что может иметь научное значение.

Фантазия рождает идею, которая вышла за пределы окружающего локального мира. Воображение с помощью деталей превращает идею в зримый, ощущаемый образ.

Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.

Фантазия и воображение спонтанны и не терпят ограничения. Однако и в этом спонтанном процессе наблюдается последовательность всех фаз деятельности четырех форм психики: интуиции, мышления, ощущения и чувства. Это выглядит парадоксом. Но он кажущийся, так как в заданной последовательности форм есть безграничность оттенков, благодаря которым воображение оставляет след не только в настоящем - в своем бунте оно устремляется в будущее. Образ разрастается с участием этих четырех форм психической жизни. Интуиция обнаруживает с помощью догадок новые связи, которые мышление гармонически соединяет в целостный образ; чувство окрашивает образ эмоциональными переживаниями, а ощущение делает его зримым, осязаемым. Такое воображение является творческим и, когда оно сталкивается с реальностью, в этом столкновении рождается новое.

Французский психолог Т. Рибо писал в своем исследовании творческого воображения: «Для творческого воображения регулятором служит внутренний мир… творческое воображение в своей совершенной форме стремится проявиться во внешнем мире, выразиться в творении, которое существовало бы не только для творца, но и для всех. …у простых мечтателей воображение остается внутри в виде смутного абриса, оно не воплощается в эстетическое или практическое создание». Творческое воображение, - полагал Рибо, - может быть разложено на несколько элементов, в число которых входят: умственный фактор, эмоциональный фактор, бессознательный фактор. Парадокс роли умственного фактора Рибо видел в том, что часть любого образа, находящегося в памяти, переходит в целое, каждый элемент стремится воспроизвести полное состояние этого образа. Но, если бы существовал только этот закон, - пишет Рибо, - то созидание было бы всегда недоступно для нас, мы не могли бы выйти за пределы повторения. Однако человек свободен в своем выборе благодаря тому, что существует диссоциация образов и возможность их новой комбинации. Рибо заметил, что роль диссоциации велика из-за того, что цельное восстановление образа в памяти препятствует творчеству. Эмоциональный фактор в воображении является необходимой составляющей, поскольку, - пишет Рибо, - нельзя найти пример такого произведения, которое было бы создано абстрактно, свободным от какого бы то ни было аффективного элемента. С бессознательным фактором Рибо связал вдохновение. Все названные им факторы объединяет принцип единства, ибо всякое творчество требует единства и синтеза.

Фантазия необходима не только в художественном, научном и техническом творчестве, но и в игре, спорте, труде, общении - везде, где содержится творческий компонент.

Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.

Чем шире пространство воображения, тем богаче и глубже внутренний мир личности и тем больше воображение способно давать жизнь явлениям скрытой реальности, в которой живет человек. Функция воображения выражает себя в различных представлениях поэтических, музыкальных, художественных образов. Но не каждый способен увидеть образ не глазами, а представить его в своем воображении и целостно нарисовать картину образа.

Нужно ли развивать фантазию и воображения и зачем?

Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

В качестве творческой способности фантазию можно воспитывать и совершенствовать путем специальных упражнений (тестов), в процессе участия в самой деятельности. Развитие творческого воображения играет важную роль в познавательном процессе.

97, lanemru = 64, mashkin_84 = 75, obi_van_ki_ro = 34, perrou = 67, tanaisie = 6, tania_al = 107, voyd_absolute = 46.

Глядите, как жара и прочие обстоятельства проредили наши ряды... Слава тем, кто остался!

Занятие 6 (69). Воображение и фантазия

Как ни странно, на эту тему у нас в Изюминке не было ни одного занятия! Разве что в разговоре о сказках она упоминалась. Правда, есть главка с таким названием в НСК (кое-что важное я повторю и здесь). Так что повоображаем и пофантазируем почти с самого начала...

Прежде всего поговорим о различии между фантазией и воображением. Ведь эти слова кажутся похожими, да и в словарях фигурируют как синонимы. Но мне они представляются очень даже разными, относящимися к четырём разным явлениям.

Почему к четырём, а не к двум? Потому что каждое из них может относиться к способности (воображать или фантазировать), а может относиться к результату (и мы говорим: «Это только в твоём воображении» или «Это чистая фантазия»). Но вернёмся к смысловому различию.

Воображение – это представление о том, с чем я не сталкивался, но что вполне может существовать или случиться. Это, так сказать, создание несуществующего из существующего. Наш образообразующий фонтан. Наша палитра с бесконечным количеством реалистичных красок.

Фантазия – это представление о том, что вряд ли существует или может случиться, но мы это наделяем определённым правдоподобием (иначе будет просто выдумка-небылица). Способность соединять несоединимое, видеть невидимое и разгадывать незагаданное. Если сравнивать, то это воображение, поражающее своей невообразимостью.

Ещё немного о различиях

Итак, воображение и фантазия родственны, но во многом различаются. Во-ображение, как подсказывает нам само слово, – это способность к воплощению идей и мыслей не просто в слове, но в образном изображении. Фантазия (от греческого «фантасма», призрак) означает скорее способность к созданию произвольных образов.

Наша задача – поставить фантазию на службу воображению, но ни в коем случае не отдавать воображение в рабство фантазии. Это важный творческий выбор. Когда фантазия работает на воображение, усиливаются выразительные возможности мысли. Когда воображение работает на фантазию, оно способствует развитию лишь развлекательных свойств произведения.

Воображение – один из главных инструментов писателя, даже самого реалистического. Оно обеспечивает способность к пониманию других людей и даже других существ. На нём основано умение перевоплощаться, необходимое любому автору. Опора правды на воображение необходима и для придуманной истории (воображение даёт возможность говорить об истинном с помощью выдумки), и для взятой из жизни (воображение позволяет заглянуть в мир персонажа или восстановить скрытую основу описываемой ситуации).

Фантазия делает другую работу: примеривает несуществующее к существующему, пытается угадывать и предвидеть, что и как может произойти. Но часто и фантазия помогает разобраться в реальности, моделируя, воспроизводя её в ином облике, то есть метафорически. Ведь иногда реальное можно лучше понять через возможное. Или даже через невозможное.

Убедительность во что бы то ни стало

Фантастика и фантазия не отменяют проблему убедительности. Её даже должно быть не меньше, а больше! Ведь мы же должны достоверно описать несуществующее, то есть преодолеть естественное побуждение читателя сомневаться в том, что придумано.

Но и в чисто реалистическом произведении правдивость состоит не в старательном перечислении фактических подробностей (описать их ВСЕ – физически неосуществимо), а в искренности автора, в честном стремлении к пониманию жизни. Если я вижу, знаю, понимаю, представляю или воображаю что-то и пишу об этом искренне – это уже половина дела. Вторая половина – в том, чтобы сделать это убедительно для читателя. Чтобы он мог достаточно ярко увидеть, понять или вообразить описанное. Чтобы жизненный опыт автора, его мысль и его художественное свидетельство были достойны читательской веры (отсюда и слово «достоверность»).

Таким образом, на достоверности придуманного нами лежит двойная ответственность – описательная и смысловая. То есть мы и описать должны убедительно, и зарядить описание нашей собственной уверенность в его смысловой наполненности. В том, что есть ради чего стараться: нам писать, а читателям – читать.

Выдумка и образ

Всё, на что работают наше воображение и фантазия, чтобы это не осталось просто выдумкой, должно обрести смысл, но ещё и образную силу. Образы не только украшают повествование, они одухотворяют его. Образ – это та увиденная в душе картинка, с которой читатель остаётся после завершения чтения.

Когда мы пишем о реальном и когда придумываем то, чего не было и даже быть не могло, мы делаем, в общем-то, одну и ту же работу. Мы рисуем словами и подробностями жизни, как художник рисует красками. Различаются лишь наборы красок (хотя многие краски входят в оба набора) и технические приёмы нашей словесной живописи.

И в живописи, и в литературе особенно удачны такие образы (такие картины или зарисовки), которые, кажется, вот-вот сойдут с холста или со страниц книги. Если это у нас получилось, то не так важно, какова мера нашего воображения и нашей фантазии в таком образе.

Созидательность и разрушительность

Но в то же время с воображением и фантазией нужно обращаться внимательно, соблюдать некоторые гигиенические предосторожности. Очень важная линия разделения пролегает между тем, что работает на созидание, и тем, что располагает к разрушению. Не по какой-либо механической формальной классификации, а по смыслу того, о чём речь.

Разрушительные фантазии страшны не злобными воплями вурдалаков, отрубленными головами, чёрной магией или ожившими трупами. К бутафории такого типа быстро привыкаешь. Всё это лишь раздражает одних и щекочет нервы другим. Но страшен тот эмоциональный нравственный хаос, то разрушение этической гравитации, к которому чёрные (или даже всего лишь серые) повествования располагают человеческую душу. Страшно привыкание к тёмным ситуациям, к дозволенности всего. Различение верха и низа способствует смысловой и нравственной ориентации. Вихри хаоса, раскручивающие воображение во все стороны, эту ориентацию разрушают.

Здесь снова стоит вспомнить тему последнего прошлогоднего занятия: «То, для чего». То, для чего по-настоящему нужно литературное творчество, и побуждает нас к вниманию, различению и гигиенической осторожности.

Развивающие упражнения

Не стоит думать, что достаточно понять основные принципиальные вещи, относящиеся к воображению и фантазии, - и эти писательские свойства сами по себе расцветут пышным цветом. Как и всё в природе, они нуждаются в развитии и тренировке.

Попробую дать здесь краткий перечень конкретных возможностей, располагающих к такому развитию, - хотя бы по десять пунктов. Наверняка к ним можно добавить и другие. Может быть, даже более подходящих именно для себя самого. Пробуйте пересиленное, ищите дополнительное и сигнальте мне о найденном, чтобы и другие могли это опробовать.

Напомню ещё раз про то, что очень полезно записывать и сохранять результаты своих упражнений. Кто знает, что из этого окажется всхожим зёрнышком, которое прорастёт в самый что ни на есть творческий текст...

Развитие воображения

Придумать биографию незнакомцу по его облику или по каким-то фрагментам информации. Например, когда едешь в метро или в автобусе, можно выбрать кого-то и подумать, кто он по профессии, какой у него характер, что у него было и не было в жизни.

Покатать человека по своему воображению в машине времени. Представить, каким он был в разных прожитых возрастах, каким будет в ещё не прожитых.

Попробовать найти наиболее подходящий художественный образ (из классики или из современной литературы) для выбранного человека. Или найти подходящий психологический тип, знак Зодиака и т.п.

В разных ситуациях пробовать свои предсказательные способности. Не обязательно во всеуслышание, просто для тренировки навыка заглядывать в будущее, перенося туда сегодняшние возможности.

Пытаться угадывать сюжеты литературных произведений, кинофильмов и просто рассказов из жизни, принимая во внимание и сюжетную убедительность и своеобразие мысли автора.

Внимательное «прочитывание» сюжета живописной картины, рисунка, фотографии. Даже в школе используют упражнения «Написать рассказ по картине» или «Проанализировать стихотворение». Самому же можно придумать много увлекательных путешествий в интересные миры.

Привычка мечтать тоже может быть не просто блаженным времяпровождением, но ещё и тренингом воображения, если выстраивать свои мечты в некоторые конкретные композиции – такие, что даже записать захочется.

Поскольку в основе гадания по картам лежат не только мистические способности, а графология и хиромантия – не только науки, подобные упражнения тоже тесно связаны с воображением. Это не значит, что стоит заняться такими делами основательно, но поиграть можно.

Развитию воображения может помочь и опыт сценической игры, навыки воплощения в различных персонажей, особенно если мы углубляемся в образ по-настоящему, независимо от длины роли.

Для тех, кто любит жанр детектива, он может тоже стать школой воображения. И угадывание разворотов сюжета в книге, и приложение своего энтузиазма к угадыванию раскладов в реальной жизни – способствуют этому.

Развитие фантазии

Рассказывать сказки детям (впрочем, можно и взрослым), не задумываясь о том, умеешь или нет. Можно поначалу плести что угодно. С помощью детей (их внимания или участия) фантазия будет оживать и плодоносить. И очень хорошо хотя бы вкратце записать рассказанное.

Играйте с детьми, приветствуя их фантазии и внося собственную лепту в виде разнообразный фантазийных элементов игры. Детям естественно быть фантазёрами, присоединяйтесь к ним!

Если говорить именно о сказочной области, полезно познакомиться с картами Проппа, а лучше – с их вариацией, описанной в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».

Быть внимательным к наиболее неожиданным разворотам своих снов. Речь не об их токовании, а именно о необычных ирреальных моментах.

Читая фэнтези и фантастику, не забывайте пытаться предугадывать дальнейший ход событий. Может случиться, что ваша собственная альтернатива даже окажется интереснее.

Почаще упражняйтесь в превращении встреченных предметов, явлений или событий в фантазийную тему. А наиболее удачные из таких тем – записывайте. Или даже все, на всякий случай.

Изобразительное искусство, если оно не приковано к сугубо реальному миру, если преодолевает рационалистические границы, - лучший тренажёрный зал для фантазии.

Декоративно-прикладное творчество тоже даёт необыкновенные возможности фантазировать и увидеть свои фантазии не только внутренним взором, но и воочию.

Встречаясь с новинками научно-технического прогресса, старайтесь не залипать на них, а представить себе, какими будут устройства и гаджеты через десять, тридцать или пятьдесят лет. А если хватит отваги заглянуть через сто или двести лет, прорывайтесь и туда.

Если интересоваться наукой и хоть немного следить за её открытиями, за новыми горизонтами физики и космических исследований, это тоже замечательный полигон и для фантазии, и для фантастики.

Игра – против занудства

В литературе воображение может проявляться разными способами. Это и выбор темы, и построение сюжета, и образы, и идеи. Воображение может проявляться и в стилистике фразы, и в самой авторской лексике.

Реализация воображения и фантазии может происходить при обращении к мифу (когда автор по-своему воссоздаёт условно обозначенную мифом картину) или к историческому преданию (когда он даёт прошлому новую, сегодняшнюю жизнь). С их помощью создаётся игровая сторона повествования. Они позволяют выступать под той или иной необходимой маской.

Творческая фантазия – это детская игра в сотворение миров для сопоставления их с жизнью. Необычное не даёт читателю соскучиться, тонизирует его. Да и того, кто пишет сказку, оно тоже мобилизует на разнообразие, не даёт впасть в монотонное русло.

Воображение и фантазия спасают нас от занудства, от чрезмерной правильности, от назидательности, от многих других прямолинейных свойств. Они раскрепощают нас, как раскрепощает игра. Полезно иногда поиграть изо всех своих творческих сил!..

Вопросы для ответов

1. Насколько значительными для себя как пишущего человека ты считаешь воображение и/или фантазию?

2. Что для тебя интереснее – писать о том, что бывает, или о том, чего не бывает?

3. Как по-твоему, нужны ли воображение и фантазия для некоторых конкретных жанров или для всех?

4. Какие пункты списка упражнений по развитию воображения и фантазии, были для тебя неожиданными? Какие кажутся наиболее важными для себя?

ВОЗ-1
Времени для задания в полтора раза больше, чем обычно (хотя оно и летнее). Тема занятия такая, что смешно было бы что-то заранее предписывать. Фантазируйте, начиная с темы и жанра того, что напишете. Условие одно: дайте разгуляться своим В и Ф.
Но если приблизитесь к объёму в 7000 знаков, спохватитесь и остановитесь.

ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОДЕЛЬ (имитация), МОДЕЛЬ (человек), МОДЕЛЬЕР.

ВОЗ-3
Придумай три самых фантастических (но всё-таки общеупотребительных) слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.

Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.

Определения

Фантазия

Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.


Воображение

Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.

Сравнение

На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.

Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.

Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.

Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.

Всем привет! Сегодня поговорим о развитие воображения у дошкольника.

Воображение — это мысленное представление того, чего нет, из того, что есть в памяти, также воображение — это творчество, создание нового из старого.

Существуют ли отличия между воображением и фантазией?

Воображение — это идеи, образы, основанные на реальности, а фантазия — это все тоже самое, но создание нереальных, сказочных условий, ситуаций и объектов.

Итак, мы разобрались в чем различия, теперь нужно определить какие существуют виды воображения.

1. Воссоздающее воображение. При этом виде воображения идет представление образов по заранее составленному описанию (пример: прочитанное стихотворение, прочитанная книга или рассказ), по другому это воображение называют воспроизводящее, вспоминающее.

2. Творческое воображение. Этот вид воображения отличается тем, что при нем создаются новые образы по собственной мысли взятой из головы.

3. Неуправляемой воображение. Сумасшедшая фантазия, еще ее называют буйная.

Дети очень любят фантазировать, т. е. создавать нереальный (сказочный) сюжет и решать в нем свои сказочные задачи и проблемы. Этим и отличается фантазирование от воображения, ведь при воображении приходится мыслить реально и принимать взрослые решения.

Глупость и фантазия одно и тоже?

Если ребенок фантазирует и это в дальнейшем приносит ему, либо кому-то из близких вред, то это называется глупостью. Если же все в пределе допустимого, то все хорошо, пусть ребенок фантазирует.

Когда ребенок фантазирует, рассказывает то, чего не может быть, это не означает, что он врет, просто он сочиняет, а это и нужно для его развития, мозг работает — развитие стремится вперед.

Развитие воображения у дошкольника, как помочь?

Попробую ответить на этот вопрос более понятно:

1. Творческая деятельность воображения напрямую зависит от величины личного опыта самого человека. Чем больше опыт, тем более богатое воображение. Накапливая опыт ребенок становится умнее, сообразительнее и если мы хотим, чтоб ребенок стал творческой личностью нужно помочь ему.

2. Фантазия на основе услышанного, т.е. чужой опыт. Пример: ребенок узнал или услышал, что земля квадратная и отталкиваясь от услышанного, фантазирует. Рассказывайте ребенку интересные истории и он начнет фантазировать, воображать и мыслить.

3. От наших чувств зависит содержание воображаемых предметов или явлений, в то время когда мы фантазируем. Если ребенок на фантазирует, что в темном коридоре есть кто-то и ему станет страшно, то он может в дальнейшем бояться темноты, пример понятен!? Чувства напрямую зависят и руководят творчеством.

Какие способы есть, чтоб развить фантазию и воображение у ребенка?

Недавно, буквально 3 дня назад я наткнулся на очень интересное видео. Посмотрев его, я просто пришел в восторг, методист управления образования Кирилл Викторович Четвертоков очень интересно приводит пример как развивать воображение у ребенка.

Мотивация и ее формирование

Нужно убедить ребенка, что фантазировать — это полезно и совсем не стыдно. Если ребенку будет интересно фантазировать, только тогда он получит от этого удовольствие. Ведь сначала ребенок фантазирует, потом подрастает и начинает учиться воображать, что в дальнейшем ему поможет рационально мыслить.

Нужно добиться доверия у ребенка к вам, тогда ребенок будет охотно прислушиваться к вам. Ребенок подрос и стал повторять за вами, пользуйтесь этим, вы теперь авторитет для него. Сейчас помогут интересные фантастические сказки и рассказы.

Нужно задавать ребенку вопросы, наводя его на фантазию. Пример: чтобы ты сделал, если стал невидимкой? Слушайте ребенка и задавайте наводящие вопросы. Также можно предложить ребенку какую-нибудь нереальную ситуацию, пусть пофантазирует. Ребенок должен думать и тогда у него все получиться.

Существует множество видов игр развивающие воображение, но о них я расскажу в следующей статье. Поэтому если статья понравилась на обновление сайта и будь в курсе всего самого интересного первым.