Сергей Михалков. Цирк

Это что?
- Это Цирк Шапито!
Интересно!
Интересно!
Все хотят сюда попасть!

Шумно,
Весело
И тесно
Негде яблоку упасть!

Мне и папе говорят:
- Проходите в третий ряд!
Гражданин, спешите сесть!
Ваше кресло - номер шесть,
Ваше кресло - номер пять!
Мы спешим места занять.

Канатоходцы

Смельчак идёт, смеётся,
Ни разу не споткнётся.
Нельзя ему споткнуться
Под куполом канат!
Он может по канату
Пройтись, как по Арбату,
Пройтись и повернуться
И пробежать назад!

Жонглёр

Жонглёр Силантьев молодец:
Бросает в воздух сто колец
И ловит их по одному,
Чтоб мы похлопали ему.
Все аплодируют вокруг:
- Вот это значит - ловкость рук!

Джигит

Кто этот храбрый человек?
Он улыбнулся мне!
Джигит, наездник Али-Бек
На рыжем скакуне.
Он скачет, стоя в стременах,
Башлык за ним летит.
Ружьё в руках,
Кинжал в ножнах
На то он и джигит!
Сначала конь берёт разбег,
Потом стреляет Али-Бек
И поднимает на дыбы
Горячего коня.
Но не пугает гром пальбы
Ни папу, ни меня.

Фокусник

Фокус простой:
Сундук пустой,
В нём нет ничего!
Закроем его!
Запрём!
Завяжем!
Перевернём!
Послушайте:
Кто шевелится в нём?
А когда сундук открыли
Зашуршали чьи-то крылья,
Кто-то весело залаял,
И потом из сундука
Появились:
Птичек стая,
Два надутых индюка,
Кошка, кролик и собака,
Мальчик с факелом в руке.
Как же все они, однако,
Очутились в сундуке?

Воздушные гимнасты

На гимнастов посмотри,
Это «ТРИ ПЕТРОВЫ ТРИ»!
Выступает очень редко
Эта труппа мастеров.
Раз! - летит Петров над сеткой,
Два! - поймал его Петров.
Три! - и прыгнуть вниз готова,
Так прекрасна и храбра,
Зоя Павловна Петрова
Их любимая сестра!
И опять под самый купол
Поднялись за братом брат.
Завтра ночью
Эта труппа
Уезжает в Ленинград.

Дрессированные собачки

Семь артистов петь желают
Семь артистов дружно лают.
Вот идут на задних лапках
Две артистки в модных шляпках.
Спотыкаются,
Визжат,
Мелко хвостики дрожат.
Полкан - хороший ученик,
Достоин уважения:
За год ученья он постиг
Таблицу умножения.
Любые цифры может он
И вычесть и сложить.
Тому, кто с детства неучён,
На свете трудно жить!

Медведи

Прокатиться
Мишке дали.
Бурый Миша - старый плут:
Нажимает на педали,
Ездит целых пять минут.
Это - два родные братца.
Приказали им качаться.
Левый Мишка хочет есть,
Но никак не может слезть.
Правый Мишка хочет в лес
Он бы выше там залез!

Львы

Ежедневно перед зрителем
Выступает с группой львов
В капитанском белом кителе
Укротитель Иванов.
Иванов на льве катается,
Дразнит хищника хлыстом
Лев рычит, но не кусается,
По решётке бьёт хвостом.
Иванов повадку львиную
Изучает пятый год
Он спокойно в пасть звериную
Руку левую кладёт.
А потом со львом целуется,
Зверя за уши берёт...
Удивляется,
Волнуется,
Аплодирует народ.

Пойдём! Домой пора.
Выходим - дождь как из ведра!
Насквозь промокнем!
Но зато
Мы были в Цирке Шапито!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

стих цирк шапито маршак

Ответы:

* Пред вами - вы знаете что? Игрушечный цирк Шапито. Сейчас обезьяны Забьют в барабаны, И выйдет - вы знаете кто? * Висит на хвосте обезьянка. А родом она - африканка. Хоть мал ее рост, Зато ее хвост Длинней, чем сама обезьянка. * А это - наш Попка-дурак. И сам он зовет себя так. А мы называем Его попугаем. Наш Попка - совсем не дурак * Василий Васильевич, клоун. Вы скоро узнаете, кто он. При виде собак Он сгорбится так, Что сразу поймете вы, кто он. * А вот акробатка - Матрешка. Покуда она еще крошка. Но время придет, Она подрастет - И станет Матреной Матрешка. * Наш ослик - совсем как живой - Умеет кивать головой. Скажи ему: "Здравствуй, Приятель ушастый!" - А он и кивнет головой. * А это - оседланный конь. За повод его только тронь, Быстрее, чем птица, По кругу помчится Красивый оседланный конь. * Вот два акробата-медведя, По имени Миша и Федя. Увидим сейчас, Как пустятся в пляс Мохнатые Миша и Федя. * А это - наш фокусник-еж. На елку его позовешь, - Все яблоки с елки К себе на иголки Нанижет бессовестный еж. * Вот это - машина-такси, А кто на ней едет, - спроси. Ее пассажирка - Мартышка из цирка, А пудель - водитель такси. * Вот маленький плюшевый слон. Хоть мал он, но очень силен. Ему еще ста нет, А старше он станет, Быть может, и вырастет он. * Сейчас заведем мы игрушки. Запрыгают зайцы, лягушки. Козел и баран Забьют в барабану И дружно запляшут игрушки.

Пред вами - вы знаете что? Игрушечный цирк шапито. Сейчас обезьяны Забьют в барабаны, И выйдет - вы знаете кто?Висит на хвосте обезьянка. А родом она - африканка. Хоть мал ее рост, Зато ее хвост Длинней, чем сама обезьянка.А это - наш Попка-дурак. И сам он зовет себя так. А мы называем Его попугаем. Наш Попка - совсем не дурак!Василий Васильевич, клоун. Вы скоро узнаете, кто он. При виде собак Он сгорбится так, Что сразу поймете вы, кто он.А вот акробатка - Матрешка. Покуда она еще крошка. Но время придет, Она подрастет - И станет Матреной Матрешка.Наш ослик - совсем как живой - Умеет кивать головой. Скажи ему: "Здравствуй, Приятель ушастый!" - А он и кивнет головой.А это - оседланный конь. За повод его только тронь, Быстрее, чем птица, По кругу помчится Красивый оседланный конь.Вот два акробата-медведя, По имени Миша и Федя. Увидим сейчас, Как пустятся в пляс Мохнатые Миша и Федя.А это - наш фокусник-еж. На елку его позовешь, - Все яблоки с елки К себе на иголки Нанижет бессовестный еж.Вот это - машина-такси, А кто на ней едет, - спроси. Ее пассажирка - Мартышка из цирка, А пудель - водитель такси.Вот маленький плюшевый слон. Хоть мал он, но очень силен. Ему еще ста нет, А старше он станет, Быть может, и вырастет он.Сейчас заведем мы игрушки. Запрыгают зайцы, лягушки. Козел и баран Забьют в барабану И дружно запляшут игрушки.

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема урока : «Работа над поэтическим текстом С. Я. Маршака Цирк Шапито»

Цель урока : Формирование умения читать стихотворный поэтический текст.

2. Развивать технику чтения, творческое воображение, память.

Оборудование:

    Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку;

    Запись МР3 «Цирк» О. Попов;

    Толковый словарь;

    Программки для учеников, коронки для выступления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Время

Деятельность обучающихся

I

Органи

зационный момент

Учитель активизирует внимание детей на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок. А у нас с вами урок литературного чтения. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем успехов. И загадаем, чтобы от общения у всех остались только приятные впечатления, и что у нас всё получится.

1 мин .

Дети стоят около своих рабочих мест. После приветствия садятся.

II

Постановка цели и задач урока

Учитель формулирует цель урока, эмоционально настраивает детей на урок.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над поэтическим стихотворным текстом.

Попробуйте сформулировать задачи, которые нам нужно будет решать в течение урока.

Итак, готовы? Тогда начнем.

1 мин.

Дети самостоятельно формулируют задачи на урок:

Будем знакомиться с героями произведения, определять их характер, настроение, оценивать их поведение и т.д.

III

Актуализация знаний

Учитель ведет диалог с обучающимися с целью актуализации знаний.

Ребята, давайте вспомним, что такое стихотворный поэтический текст.

Почему некоторые тексты называются стихотворными?

Почему они называются поэтическими?

В чем отличие таких текстов от других?

Кто нам помогает в работе на уроках литературного чтения?

Чем этот заяц необычен?

Зачем он это сделал?

Пригласим его сегодня?

(Появление героя Пуса на слайде)

3 мин.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Стихотворный текст, когда речь идет о стихотворении.

Поэтический текст, потому что эго написал поэт.

У таких текстов есть рифма, пишутся в столбик, много красивых образных выражений.

Заяц Пус.

Превратился в мальчика.

Хочет учиться.

IV

Артику

ляцион

ная размин

ка .

Учитель руководит чтением обучающихся.

Петя дает нам первое задание «Пятиминутка чтения»

5 мин.

Чтение разным способом.

1мин. – про себя

1 мин. – тихим шопотом

1 мин. – громким шопотом

1 мин. «стрелой»

Самооценка результатов, отметка по шкале

V

Провер

ка Д/З

Учитель организовывает проверку Д/З, взаимооценку обучающихся.

- Какое умение вместе с Петей развивали дома?

Кто главные герои в стихотворении?

Опишите характер героев.

5 мин.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Чтение произведения «Кукла» по ролям в парах

Взаимооценка

VI

Знаком

ство с новым произве

дением

    Активизация внимания.

Играет музыка «Цирк» О.Попова

Где такую музыку можно услышать?

Как догадались?

Хотите побывать на цирковом представлении и даже принять в нем участие?

Сценарий для циркового представления написал С.Я. Маршак (портрет автора на слайде)

Почему они так нравятся детям?

3. Историческая справка.

Сегодняшний сценарий называется «Цирк Шапито». Такое необычное загадочное название. Каким себе представляете цирк Шапито?

(Появление цирка на слайде)

Цирк шапито – летний цирк на колесах

Артисты переезжают из города в город. Цирк представляет собой сцену, где под шатром прячутся артисты. Такой цирк легко собрать и убрать.

А вот как объясняет, что такое цирк Шапито герой книги Л. Яхнина, которого звали Никита

ШАПИТО

ША- шапка

ПИТО- клоун

4. Знакомство с главными героями.

Хотите узнать, кто будет участвовать в представлении?

Итак, кто будет участвовать в представлении?

(Появление героев-артистов на слайде)

5. Первичное чтение (читает учитель)

Вопрос перед чтением:

Чем необычны артисты?

6. Работа над выразительностью, словарная работа.

Кто ведет цирковое представление?

Какова роль ведущего?

Представьте себе на арене цирка стоит конферансье в лучах прожектора.

- Каким должен быть ведущий? Как должен объявлять номера?

Кто выйдет первым? (обезьяны)

Какими себе представляете обезьян?

Чтение первого абзаца

Кто выйдет вторым? (ослик)

Каким себе представляете этого артиста?

Чтение второго абзаца

Кого объявим третьим? (конь)

Чтение третьего абзаца.

Кто следующий в нашей программе?

(акробаты-медведи)

Какие эти артисты?

Чтение четвертого абзаца.

Кто появится сейчас? (фокусник – еж)

Каким себе представляете фокусника?

Чтение пятого абзаца.

Кто следующий в нашей программе? (мартышка и пудель)

Чем необычен их номер?

Чтение шестого абзаца.

7. Выразительное чтение стихотворения.

- Что кричат артистам. Если номер понравился и хочется повторения?

(браво, бис)

25 мин.

Дети слушают музыку, высказывают свои догадки, отвечают на вопросы учителя.

Дети дают словесное описание цирку, высказывают свои догадки, знания о том, что такое цирк Шапито

Два ученика ищут значение

слова в толковом словаре

Чтение программок, выявление героев

Дети отвечают на вопросы:

Артисты – заводные игрушки

Ведущий в цирке-конферансье . Он объявляет артиста, иногда кратко рассказывает о нем. Говорит торжественно, громко, четко.

Прожектор служит для яркого освещения

Идет описание каждого артиста и чтение по абзацам

Обезьяны шустрые, ловкие, подвижные.

Ослик – скромный, молчаливый, добрый.

Конь – быстрый, грациозный

Акробаты – большие, сильные, ловкие, неповоротливые.

Фокусник – ловкий, хитрый.

Мартышка – пассажир в такси, за рулем пудель.

Чтение стихотворения группами детей с мимикой, жестами, с поклоном, аплодисментами. Использованием масок – героев

Оценка выступления

VI

Игра на внима-

ние.

Наш цирк необычный, с сюрпризами и шутками. Заяц Пус предлагает вам игру на внимание «Найди ошибку»

***

Пред вами - вы знаете что?

Игрушечный цирк Шапито.

Сейчас обезьяны

Забьют в бакуганы ,

И выйдет - вы знаете кто?

***

Наш ослик - совсем как живой -

Умеет кивать головой.

Скажи ему: "Здравствуй,

Приятель ушастый!" -

А он и кивнет бородой .

***

А это - оседланный конь.

За невод его только тронь,

Быстрее, чем птица,

По кругу помчится

Красивый оседланный конь.

***

Вот два шахматиста -медведя,

По имени Миша и Федя.

Увидим сейчас,

Как пустятся в пляс

Мохнатые Миша и Федя.

Сейчас заведем мы игрушки.

Запрыгают зайцы, хлопушки.

Козел и баран

Забьют в барабану

И дружно запляшут игрушки.

2 мин.

Дети должны заметить ошибку, исправить ее.

VI

Подведение итогов урока.

Чему учились сегодня на уроке?

Оценка деятельности учащихся учителем.

Ребята, мне и зайцу Пусу очень понравилось, как вы сегодня выступали. На память о цирке Шапито и его артистах вам остаются программки.

2 мин.

Оценка деятельности, самооценка

VII

Домаш

нее задание

    Учить наизусть (обязательно)

    Нарисовать героев – артистов или принести любимую игрушку, уметь описать ее характер (по желанию)

1

мин.

Обучающиеся записывают Д/З