Собачье сердце. «Слушай, поганое сердце…» С. Есенин

«Слушай, поганое сердце…» Сергей Есенин

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.

Анализ стихотворения Есенина «Слушай, поганое сердце…»

В есенинских творениях 1915-1916 гг. нередко встречаются суицидальные мотивы. Они занимают центральное место в «Исповеди самоубийцы», где отчаявшийся лирический герой не только отрекается, но и проклинает вечные идеалы веры и любви. Резюмируя неутешительные итоги безотрадного земного пути, субъект речи облекает их в лаконичную формулу с ужасным смыслом: «Жизнь есть песня похорон». В других стихотворениях лирическим «я» овладевает странная мечта пополнить ряды разбойников, кого-нибудь зарезав. Подобное желание можно трактовать как уничтожение собственной души, близкое к самоубийству.

Одно из самых пессимистических есенинских произведений датировано серединой лета 1916 г. В нем тема суицида приобретает особую остроту: адресатом злобных угроз героя становится часть своего тела, а конкретнее - сердце. Последнее награждается пренебрежительными просторечными эпитетами и сравнением с вором, заслуживающим смертной участи за свои черные дела. При помощи художественных приемов субъект речи демонстрирует стремление души отделить себя от физической оболочки - несовершенной, греховной, склонной к заблуждениям.

Во второй части стихотворения появляется объяснение агрессии лирического субъекта, направленной против собственной личности. На крайнюю меру его подвигло осознание бессмысленности существования: жизненные перспективы оцениваются как «пустота» или «сгнившая даль». Разговоры о целях и связанных с ними надеждах остаются уделом болтливых глупцов.

Сходная мысль о безнадежности земных путей появляется в стихотворном посвящении Михаилу Мурашеву, появившемся за несколько месяцев до анализируемого текста. Итог жизни обоих поэтов - «грязью покрытое» кладбище.

У литературоведов нет единого объяснения всплеску пессимистических мотивов в есенинском творчестве предреволюционного периода. Одни связывают приоритет негативных интонаций с особым духом эпохи или тяготами службы на военно-санитарном поезде и в стационарном лазарете. Другие исследователи трактуют образ мятежника и хулигана как одно из воплощений многогранного лирического «я», противоположность кроткого и набожного странника. Еще одна версия связана с внешними обстоятельствами появления «Слушай…» Произведение возникло как экспромт во время обсуждения темы страшного пожара, случившегося в Риме во время правления Нерона. Согласно этой версии, личность лирического «я» отождествляется с исторической фигурой императора-грешника, которого толкает на самоубийство предчувствие скорого возмездия.

"Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье моё…"
С.Есенин
Зря мы обижаем собак, приписывая людям эпитет "собачий". Виноват ли вполне порядочный булгаковский Шарик в том, что ученый превратил его в отвратительного человека? Никакому влюблённому не придёт в голо­ву мысль сказать своей девушке: Я люблю вас, как собака. Если при ка­ких-то обстоятельствах и произносят эту фразу, то в конце её добавля­ют: палку. А ведь если разобраться, то нет другого существа на свете, которое было бы столь привязано к хозяину, так бескорыстно и верно лю­било бы человека.
Пёс не помнил раннего детства. Мать, беспризорная дворняжка, родила его на задворках какой-то избы в куче прелого сена. Был март, ночами сильно подмерзало, и только теплое брюхо матери, сладко пахнущее молоком, спасало его. А потом мать куда-то исчезла, и щенок остался один. Никому в посёлке он был не нужен. Охотники предпочитали иметь собак от прове­ренных родителей, а пёс был неизвестной породы и тёмного происхождения. Чем-то он напоминал немецкую овчарку - серый окрас, стоячие уши, длинные, пока еще щенячьи, ноги.
В маленьком таежном поселке прокормиться собаке было нетрудно. Рядом начиналась тайга с обилием съедобной мелочи - мыши, белки, птицы. Хозяева домов выбрасывали на помойки много вполне съедобного мяса, костей, внутренностей животных. Немного подкармливали ребятишки. Одного не хватало щенку - душевного участия. И так шла его жизнь до того момента, когда в посёлок зашла группа туристов.
Пока парни ходили по посёлку в поисках продуктов, две девушки, Галя и Рая, воспользовавшись передышкой, занялись любимым делом – они стирали свою одёжку в ручье. При этом они негромко и красиво пели на два голоса:
Ничто в полюшке не колышется,
Только гpycтный напев где-то слышится.
Привлечённый задушевной песней, пёс застенчиво подошёл к девушкам.
К его удивлению, его не прогнали, не заругали, а пожалели, погладили, угостили конфетой и дажe помыли в ручье с мылом. Сердце собаки таяло от непривычной ласки. Он ощутил то, что мы называем первой любовью.
Когда подошли ребята, Галя заявила, что собачка пойдёт с ними и что она готова делить с ней завтрак, обед и ужин. Ребята усмотрели в щенке охотничьи приметы и коллективным решением кобелёк был зачислен в состав группы. Он получил кличку Тарга, что по-тувински означает Начальник.
На следующее утро туристы вышли в дальнейший путь. Впереди дело­вито шнырял Тарга, с удовольствием вынюхивая следы и разгоняя тучи бабочек, белым ковром устилавших тропу. Все радовало его. Ясный солнечный день, веселые дружные ребята и его любовь Галя, стройная девушка с косами, круглой мордашкой, облупленным носом, звонким и заливистым смехом. Тарга часто подбегал к ней за очередной порцией ласки и доброго слова.
Поход был трудным. Бездорожье, бурелом, перевалы, печки и ручьи с ледяной водой. Особенно тяжело приходилось Тарге. Выматывала силы карликовая берёзка. Ребята, хоть и ругались, но как-то перешагивали через путаницу ветвей. А псу приходилось передвигаться прыжками. Поэтому на коротких дневных привалах он валился на бок, вытягивал лапы и отдыхал. Но он никогда не скулил и не жаловался. Даже когда его побранили за рябчика, которого повара ненадолго положили на пенёк, а он, решив, что это для него, съел, он не обиделся. Общество его устраивало, и он готов был дружить с ребятами до конца своих дней.
Вечерами у костра туристы пели песни. Голос Гали выделялся чисто­той и проникновенностью. Так считал не только Тарга. Он жe лежал возле девушки, положив голову ей на колени и закрыв глаза. Рука Гали тихонько гладила его голову. Он был безмерно счастлив.
Такая жизнь продолжалась неполных три недели. Предстоял обратный путь на плоту по Енисею. Ребята уже подумывали о будущем Тарги.
Можно привезти его в Кызыл. Но кому там отдать? В городе он обречён на гибель. Взять с собой, в студенческое общежитие? Невозможно. И тут подвернулся удачный вариант. Туристы строили плот рядом с базовым лагерем геологов. У них собаки не было, и им очень понравился Тарга. Они уже начали подкармливать пса и просили ребят оставить его в лагере. А по возвращении в жилые места его хотел бы взять себе их проводник из местных жителей. Приходилось признать, что это наилучший выход для со­баки.
Тарга что-то предчувствовал, или Гале так казалось. Он почти не отходил от неё, стал грустным, смотрел таким преданным взглядом, что ей становилось не по себе. Наконец, настал час расставанья. Рюкзаки были погружены на плот. Тёплое прощание с гостеприимными геологами и Таргой, который был привязан к палатке и с беспокойством следил за приготовлениями туристов. Когда они направились к реке, он сначала издал короткий звук, что-тo вроде: “А я?”
Плот отчалил, и пёс разразился громким лаем. У Тарги было собачье сердце, но сейчас оно разрывалось от горя и тоски. Что, казалось бы, видел он за короткий срок? Длинные переходы по чертолому, вплавь по холодным ручьям, скудная еда. А вот поди ты, привязался своим сердчишком пёс к весёлым молодым ребятам, к Гале. И Тарга завыл. Завыл громко, истошно, трагически. "Ну куда же вы? Почему вы меня покидаете? Я с вами хочу-у! У-у!" - выл и рвался с привязи Тapгa. Туристы на плоту ещё долго слышали сквозь шум воды жалобы бедной собаки. Все угрюмо молчали, чувствуя себя как будто виноватыми. Рая вытирала слезы. Галя безутешно рыдала.

"Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое."

1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей, Есенин глубоко сопереживает чужой беде.

Позже, в 1917 году, он напишет:

"Война мне всю душу изьела.

За чей-то чужой интерес

Стрелил я в мне близкое тело

И грудью на брата лез".

А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете -
Это одна пустота.

Стихотворение, действительно, чуть ли не самое пессимистичное в творчестве поэта. Он написал его спонтанно, на литературном совещании у М.Мурашева. Последнему только что, из-за границы, привезли репродукцию скандальной картины Яна Стыки «Пожар Рима». Под звуки произведений Глинки «Не искушай» и «Сомнение» между литераторами завязался ожесточенный спор - можно ли совмещать поэзию и пытки? В самом центре картины стоял музыкант с лирой в кругу красивых женщин и мужчин, и наблюдал за страданиями народа в горящем городе.

Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:

«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:

Миша, хочешь послушать новое стихотворение?

Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…

Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку - зачеркнет, снова напишет - и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»

В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.

Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.

Ретроградная Венера идет на соединение с Плутоном, идет к очищению всего ненужного, лишнего, застоявшегося. Уже накопившиеся эмоции требуют выхода, и тут как нельзя кстати, как сметающий все ветхое на своем пути, ураганный ветер Плутона. Вспомнилось все - неприглядные ужасы войны, страдания, боль, сломленные судьбы тысяч людей. Но Венера в Раке чувствительна и беззащитна. И из глубин сознания приходит защитная реакция: " Если и есть что на свете - Это одна пустота." Ощущение одиночества, щемящее чувство пустоты вокруг себя.

После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:

Сергей, что это значит?

То, что я чувствую, - ответил он с лукавой улыбкой...

Воспоминания М.Мурашева взяты с сайта esenin.ru

P.S. А у меня транзитный Сатурн встал на Кету...

Только утром посмотрела карту на время написания статьи, мне она показалась достаточно красноречивой. Как раз точный такой тау Уран-Меркурий-Путон...

"Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое."

1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей, Есенин глубоко сопереживает чужой беде.

Позже, в 1917 году, он напишет:

"Война мне всю душу изьела.

За чей-то чужой интерес

Стрелил я в мне близкое тело

И грудью на брата лез".

А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете -
Это одна пустота.

Стихотворение, действительно, чуть ли не самое пессимистичное в творчестве поэта. Он написал его спонтанно, на литературном совещании у М.Мурашева. Последнему только что, из-за границы, привезли репродукцию скандальной картины Яна Стыки «Пожар Рима». Под звуки произведений Глинки «Не искушай» и «Сомнение» между литераторами завязался ожесточенный спор - можно ли совмещать поэзию и пытки? В самом центре картины стоял музыкант с лирой в кругу красивых женщин и мужчин, и наблюдал за страданиями народа в горящем городе.

Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:

«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:

Миша, хочешь послушать новое стихотворение?

Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…

Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку - зачеркнет, снова напишет - и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»

В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.

Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.

Ретроградная Венера идет на соединение с Плутоном, идет к очищению всего ненужного, лишнего, застоявшегося. Уже накопившиеся эмоции требуют выхода, и тут как нельзя кстати, как сметающий все ветхое на своем пути, ураганный ветер Плутона. Вспомнилось все - неприглядные ужасы войны, страдания, боль, сломленные судьбы тысяч людей. Но Венера в Раке чувствительна и беззащитна. И из глубин сознания приходит защитная реакция: " Если и есть что на свете - Это одна пустота." Ощущение одиночества, щемящее чувство пустоты вокруг себя.

После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:

Сергей, что это значит?

То, что я чувствую, - ответил он с лукавой улыбкой...

Воспоминания М.Мурашева взяты с сайта esenin.ru

P.S. А у меня транзитный Сатурн встал на Кету...

Только утром посмотрела карту на время написания статьи, мне она показалась достаточно красноречивой. Как раз точный такой тау Уран-Меркурий-Путон...