Совесть когтистый зверь скребущий сердце эссе. Почему Россия не может эффективно противостоять паразитам. (ч.I. Совесть.)

«Совесть - когтистый зверь, скребущий в сердце», А.С. Пушкин

Когда-то давно меня поразил такой факт: Один русский авиационный инженер предложил императору Николаю II бросать бомбы на головы противника с аэропланов на полях сражений Первой Мировой войны. Знаете, что ответил «Директор тюрьмы народов»? Он сказал, что делать это крайне безнравственно и неблагородно. Такие трюки, мол, ставят противника в заведомо неравное положение. Нет, ну не дурак ли он был? Ведь немцы-то не постеснялись и впервые в истории создали и применили против русских же войск бомбардировочную авиацию. Ну не знают они, эти гуманисты, просвещённые, цивилизованные европейцы таких слов, как Совесть, Скромность, Стыд и Честь. А если знают, то оставляют эти понятия для врагов, иначе не одолеть этих тупых славян, которые даже врать не умеют.

А не так давно попалась на глаза заметка с интервью, взятым у афганского моджахеда, который успел повоевать ещё с русскими в восьмидесятых годах прошлого века. Он говорил про то, как американские солдаты дарят детям игрушки, жевательную резинку и кока-колу на глазах у представителей миссии ООН, фотографируются и снимаются на видео во время «вручения подарков»; после чего всё отбирают и едут в соседнюю деревню, чтоб сняться в этом же ракурсе и там. И так и ездят с сотней многоразовых подарков по афганским провинциям, а отчёты об их «благотворительных подвигах» заполняют всю мировую прессу. В конце интервью меня поразила фраза: «Да, мы воевали с русскими, но мы их уважали, потому, что они отважные воины и у них есть совесть. У американцев совести нет вообще»!

Вот, когда я серьёзно задумался о том, что же такое совесть, и у всех ли она есть.

Дело в том, что моё поколение не ПИ и не пепси. Мы росли в стране, в которой слово Совесть было наполнено таким же реальным смыслом, как сейчас «Икея». Это не было чем-то эфемерным, потому, что у большинства людей Совесть была, и ощущалась физически, как рука или нога. Да, она спрятана внутри, но вы же чувствуете боль, если, к примеру, ноет сердце или желудок! Первый раз я испытал боль от угрызений совести в нежном возрасте, в детском саду, а во второй раз довелось почувствовать эту боль, когда забрался через открытое окно в чей-то гараж, и взял с верстака перочинный нож. Ну, не удержался, понимаете? Мне было лет семь, в таком возрасте иметь собственный складной нож - мечта для каждого мальчишки. Такой красивый, с рукояткой, на которой изображена чёрная пантера. Вот он. Без труда разыскал точно такой в Интернете.

Помню, как недолго радовался украденной вещи. Отец спросил меня, откуда у меня появился новый нож, а я опустил глаза в пол и промямлил: «Ды… Ну… На земле нашёл». Отец посмотрел на меня так, словно рентгеном просветил. Он всё понял, но ничего не сказал. А когда услышал, что я всхлипываю в своей комнате, уткнувшись лицом в подушку, вошёл ко мне, сел на край софы, молча, положил ладонь на моё вздрагивающее плечо, и молвил: «Ничего! Это тебе наука на будущее. Отдай нож тому, у кого взял и попроси прощения. Это будет по-мужски. Так ты заслужишь доверие и уважение. Не сможешь этого сделать - станешь чушком, и вырастешь свиньёй. Моя мать, твоя бабушка Катя, говорила: «Смолоду прореха - к старости дыра».

Так я понял, что гораздо проще жить в ладу с собственной совестью. Чтоб не заболело горло, не нужно налегать на мороженое, а чтоб совесть не причиняла нестерпимую боль, сравнимую только с зубной, не нужно давать ей пищу. Живи по совести и не будет больно - простой закон, казалось бы, но вскоре предстояло убедиться в том, что есть, редко, но есть люди, которым проще взять и вырвать совесть с корнем, чтоб не болело когда напакостишь. И с каждым годом таких людей становилось вокруг всё больше и больше. А теперь я вижу вокруг такое, что впору в психушку сдаваться, потому, что не замечаю больше, чтоб кто-то это слово - СОВЕСТЬ - произносил. Если её нет, то и говорить не о чём! Страна инвалидов с обрезанной совестью, вот где я живу. Как же такое могло случиться?

Одно для меня очевидно: с ампутированной совестью общество идёт вразнос и самоуничтожается. Чтобы бесплатно, за счёт противника и руками самого же противника его уничтожить - ампутируйте ему совесть. И всё! Сидите и наблюдайте, как агонизирующее общество самоуничтожается. Потом подонков пустите во власть, дураков усадите перед телевизором, и грабьте страну, сколько угодно. Оставляйте рабам столько, сколько им нужно, чтоб не умереть с голоду, иначе случится революция.

Так что же это за зверь такой, совесть?

Официальная трактовка такова: «Внутренний голос человека, помогающий самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности». Этимология слова происходит от церк.- слав., ст.- слав. - калька др.- греч. Из со + весть (см. ведать). Итак. Это совместное знание, ведание чего-либо. Чего? Истины разумеется. Правильного поведения, которое ценится обществом и принимается всеми членами, как безусловное благо.

Не нужно вспоминать про религиозные заповеди. В любом обществе существует и неписаный моральный кодекс, который не всегда соответствует нормам уголовного или административного кодексов. Причём сила его такова, что даже негодяи не в силах противопоставить ничего существенного моральным нормам. В этом плане очень показателен пример генерала Горбатова, который побывал на Колыме в качестве осуждённого в конце тридцатых годов. Вот цитата из его воспоминаний:

«Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трёхсот человек. Хотя я не скрывал крайнего нерасположения к этому теоретизирующему клеветнику, тот почему-то всегда старался завести со мной разговор. Меня это сначала злило; потом я стал думать, что он ищет в разговорах успокоения своей совести. Но однажды, будучи выведенным из терпения, сказал ему: Ты и тебе подобные так сильно запутали клубок, что распутать его будет трудно. Однако распутают! Если бы я оказался на твоём месте, то давно бы повесился… На следующее утро его нашли повесившимся. Несмотря на мою большую к нему неприязнь, я долго и болезненно переживал эту смерть».

Ну, а что же иностранцы, они-то знают про совесть что-нибудь? В словаре, прямо скажем, информации не густо. Значение слова переведено дословно - совместное знание. Но что это значит для них? Да то и значит. Дословно - совместное знание. В английском языке Conscience каншнс - буквально общая наука, совместное знание. То же и по-немецки - Gewissen. На чешском это звучит Svědomí, поляки и литовцы говорят - Sumienie, а белорусы - Сумленне. Итак, неопровержим тот факт, что во все иные языки понятие совести попало именно из русского языка. Очевидно, что и смысл его понимает только русский, ну или славянин, если быть объективным. Для носителя иного языка всё это лишь набор звуков, не подкреплённый образом, реальным наполнением.

А раз нет слова такого, понятия, значит, и совесть, как таковая, у англосаксов отсутствует! Да простят меня читатели, симпатизирующие британцам и американцам. Но разве не является подтверждением озвученному мысли и откровения самих англосаксов? Вот что сказал, например, всеми горячее любимый, общепризнанный классик Оскар Уайльд: «Совесть - официальное название трусости». А?! Каково! А что другие говорят? Цитирую:

«Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: „но мы понимаем, что имеем в виду“. Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности - они себе верят. Это и смешно, и опасно…»

Угадайте кто? Не поверите. Это написал доктор Йозеф Геббельс.

Можно ли говорить о совести, присущей определённой нации? Как работает совесть в масштабах народа и одного человека? Почему этот тонкий механизм иногда даёт сбои? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо определиться с другим: «А что такое сам человек?»


"Когтистый зверь, скребущий сердце..."

И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится: «Что я наделал?»,
можно сделать с землей кое-что.
Евгений Евтушенко

Воспитатели частенько взывают к совести своих подопечных. Бессовестность осуждают. Нередко удрученно, а то и гневно констатируют: "У тебя ни стыда, ни совести...". Стыдом пугают: "Как ты можешь? Тебя совесть замучит!"
Между тем психология суда над собой сегодняшним и над своим прошлым (а совесть и есть самосознание, восседающее на судейском кресле в нашем сердце, как определил ее Иммануил Кант) весьма сложна и в полной мере недоступна маленькому ребенку. А вот с подростками и юношами полезно обсуждать вопросы житейской мудрости, связанные с повадками этого мучителя. Чем хороша совестливость, почему она ценится среди людей? Потому ли только, что незапятнанная совесть облегчает и сон, и бодрствование? Кого и за что мучит совесть, как она это делает?
Главное же – ясный ответ на вопрос, зачем человека отягощает совесть. В чем смысл ее бдительности, ее голоса, укоров, предупреждений, терзаний.
Почему никто не безгрешен? В чем здесь дело? Человек иногда совершает неожиданные для себя поступки и произносит нежданные им самим слова. Нам кажется, что уж мы-то хорошо знаем себя. Но нет - не до конца.
Человеку свойственно и ошибаться. Он мог совершить ошибку: "Как я ошибся, как наказан!"
Каждому есть, чем совеститься. Но не все это делают.
Есть ли люди совсем без совести? Нет, таких людей не бывает, не может быть. Человек приобретает в "лице" совести судью самого себя вместе с самосознанием. Когда говорят: у этого человека нет совести, то этим хотят сказать, что он не обращает внимания на ее суждение. Отсюда и спокойствие совести у столь многих (по их мнению, добросовестных) людей, когда они удачно избежали дурных последствий каких-то поступков, при совершении которых они не спрашивали у нравственного закона совета, во всяком случае он не имел решающего голоса, – убедительно показал Иммануил Кант.
С Кантом согласен и поэт (в наибольшей степени ярко и впечатляюще о совести говорят именно поэты):

– Ведь у тех, кто у кривды на страже,
Кто давно потерял свою честь,
Если нету и совести даже –
Муки совести вроде бы есть. (Евгений Евтушенко).

Братья-разбойники у Пушкина "Забыли робость и печали, / А совесть отогнали прочь." Но перед смертью совесть роптала, она жгла их, пока не испепелила.
Совесть до поры до времени молчит у тех, кто привык считать себя всегда и во всем правым. Но наступает момент, когда человек иронически начинает относиться к себе прежнему. Так, Анна Ахматова с горечью вспоминает, как струился "поток доказательств / Несравненной моей правоты".
Когда люди не чувствуют себя виновными в таких проступках, которыми, как они считают, отягощены другие, они не стараются разузнать, не заслуга ли это одной лишь счастливой случайности. А не совершили бы они в равной мере нечто порочное, если бы они оказались в обстоятельствах места и времени, вводящих в искушение?
Например, я никогда не получил ни единой взятки. Но мне, правда, никто еще не предложил ни единой взятки. Вот если бы я отказался от взятки в сто миллионов...
Эта нечестность – самому себе пускать пыль в глаза – мешает утверждению в нас подлинно морального образа мыслей, превращает нас в лицемеров и служит одурачиванию других.
Долг здесь лишь следующее: культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства. (Иммануил Кант).
Сваливать вину на других! Постараться свалить вину на кого-нибудь другого или на внешние обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля, – проще простого, и к этому привыкают еще в раннем детстве: "Это не я чашку разбил, а Чебурашка". У взрослых на такой случай есть сглаз, нечистая сила, лукавый, домовой, правительство, международная политика...
А можно свалить наши неблаговидные деяния на генетику, на предков. Среди всех способов самоосвобождения от ответственности подобного рода самый неприличный – когда морально злое представляют себе как переходящее к нам по наследству от прародителей, справедливо замечал Кант.
Помните "Обыкновенное чудо", где король вопил: "Нечего улыбаться! Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им все равно, а мне полегче." (Евгений Шварц).
Это приносит несказанный вред раскрытию нашего глубинного подлинного Я. Перестав оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Самооправдания мешают нам управлять своей судьбой.
Обретение способности честно и беспристрастно, без всяких уверток признаваться себе в своих ошибках, – это важная веха на пути к подлинному Я. Мы начинаем признавать ответственность за свои ошибочные слова или роковые поступки. Благодаря этим усилиям человек обретает подлинную смелость и духовное мужество. (Гарри Бенджамин).
"Работа" совести часто протекает во время воспоминаний.
Мы не можем не вспоминать своей жизни. "Когда порой воспоминанье / Грызет мне сердце в тишине, / И отдаленное страданье / Как тень опять бежит ко мне..." (Александр Пушкин), человек, мучимый угрызениями совести, желал бы ликвидировать прошлое... Но это невозможно... Помнить о своем грехе – единственное воздаяние тому, кому уже нельзя воздать иначе.

ВОСПОМИНАНИЕ.

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Лирический герой Пушкина испытывает здесь жгучую сердечную муку, мысленно оглядывая картины прошлого, воскрешаемые его памятью. Муки раскаяния, излияние совестливого сознания. Но исправить прошлого нельзя! Освободиться так или иначе от своей вины, сделать бывшее как бы не бывшим – значит перестать быть самим собой, отказаться от своей личности. Переживание своих падений и проступков уже вошло в состав души как она теперь есть и создало ее неповторимую судьбу. (Рената Гальцева).
"Исправлять прошлое" – значит отрицать свою внутреннюю свободу. Свободный человек только в таком случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что от него зависело и не совершать его.
Стыд свойственен только человеку. Мне стыдно, значит я человек.
Насколько страшен голос совести? Вложенный в уста Бориса Годунова ответ Пушкина звучит так: голос чистой совести примиряет с жизнью, какой бы трудной она ни оказалась. А греховная совесть чудовищно тяжка.

– Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося;
Тогда - беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах......
И рад бежать, да некуда.... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Скупой рыцарь, безжалостный ростовщик, скупщик краденого, еще горше жалуется на совесть и дает ей весьма точные определения и характеристики:

– Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают...

Пройти через горнило, чтобы выйти навстречу будущему с ясным взглядом на себя. Одного только сожаления о невозвратимом и угрызений совести по поводу необратимого недостаточно. Сами по себе они выражают бессилие человека и отчаяние перед лицом временности.
Надобно раскаяние, обращенное к будущему. Оно свидетельствует о том, что, руководствуясь нравственными принципами, человек распоряжается своим временем и преобразует свою жизнь по собственному разумению. (Владимир Янкелевич).
Не прощения ищет он, ибо прощение часто невозможно. Он ищет правды о себе.
Поняв, что он ошибался, он не станет счастливее, но станет впредь умнее. Возникает спасительное реалистическое недоверие к себе и страх самого себя (оба хороши в умеренных размерах).
Как не дурак тот, кто понимает, что иногда он и глуп, так и не безнадежен человек, понимающий, что он может быть неправым.
Рефлексия, самосознание необходимы, какую бы боль они ни несли с собой. Необходимо предстать перед судом памяти. Необходима исповедь перед самим собой, где присутствуют все беды и неурядицы своей жизни, ошибки и промахи, где покаяние переплетается с проклятием, плач – с иронией... Покаяние – без надежды на прощение. Проклятие – без гнева. (Павел Фокин).
Цель – не остановиться в развитии, не уснуть, развиваться к лучшему, совершенствоваться в лучшем.
"Наиболее изобилующий жизнью тип – это человек, открытый своим вниманием к текущей реальности, заранее готовый принять действительность, какова она есть, увлеченный искатель истины, который не цепляется за первоначально избранные координатные оси, понимая их относительность, и до конца, до последнего момента, не останавливается на тех положениях, на которых, казалось бы, с экономической стороны можно было бы уже успокоиться, а идет все дальше и дальше, назойливо учитывая недооцененные детали, с готовностью ради этих деталей, может быть, радикально изменить свой первоначальный путь. Вот опять доминанта, хотелось бы сказать - доминанта юности, в которой еще нет ничего подвергнувшегося склерозу и омертвению, а жизнь широка и целиком открыта к тому, что впереди." (Алексей Ухтомский).
Без самолюбования (ах, какой же я правильный, какой молодец, что вижу, что я не молодец), а умно и честно.

Борис Бим-Бад

Человек чувствует, как эта сила схватила его, потрясла, опалила, и вот гонит его как бы неким духовным, необоримым ветром к такому-то нравственному поступку или образу действий...

«Истомил меня жизни безрадостный сон,
Ненавистна мне память былого,
Я в прошедшем моем, как в тюрьме, заключен
Под надзором тюремщика злого.
Захочу ли уйти, захочу ли шагнуть, -
Роковая стена не пускает,
Лишь оковы звучат, да сжимается грудь,
Да бессонная совесть терзает...» (Апухтин)

Эти поэтические строки 19 века позволяют ощутить, какую власть над человеком имела совесть в сравнительно недавние времена. Причем власть - не только над слабыми и «тонкими» натурами, но и над «сильными мира», которых никогда не страшил никто и ничто, кроме как

«...Когтистый зверь, скребущий сердце, - совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают!» (Пушкин)

Конечно, платить дань этому суровому «гостю» нравилось не всем, и человек приложил немало усилий, дабы отгородиться от голоса совести. Тщательно замуровал ее в самых глубоких «подвалах» своей души, да еще приставил стражу из удобных психологических теорий и методов самоуспокоения. Мало того: человек погрузился в безумную спешку и суету, окружил себя глухой стеной образов и звуков из телевизора и компьютера, непрестанной болтовни по телефону и в пустых компаниях. Лишь бы только не оказаться наедине с собой, не обратить взор в собственную душу и не встретиться в ее мрачных лабиринтах со своим несговорчивым судьей...

Однако в итоге человек обхитрил самого себя: в расчете сделать жизнь более легкой и приятной, он столкнулся с тем, что бессовестная жизнь в принципе несовместима с понятием «качества жизни». Ибо, как пишет философ Иван Ильин, «Совесть есть живая и цельная воля к совершенному; поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться «недобросовестно», все снижается, обесценивается: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц... Там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной».

Ведь совесть - не просто наш строгий судья, это, прежде всего, верный хранитель человеческой подлинности в каждом человеке и во всей культуре, с самых древнейших времен. О сокровенных «обличениях сердца» свидетельствуют ветхозаветные книги; о предостережениях со стороны своего внутреннего голоса говорил Сократ и другие античные философы. В эпоху Нового Завета значение совести несказанно возвысилось, ибо теперь, по словам апостола Павла, уже не внешний по отношению к человеку Закон, но вселившийся в сердце Дух Святой открывает нам знание истины.

Как совершается в человеке таинственный совестный акт, проникновенно описал Иван Ильин: «Человек чувствует, как эта сила схватила его, потрясла, опалила, и вот гонит его как бы неким духовным, необоримым ветром к такому-то нравственному поступку или образу действий,.. прямо бросает его в этот поступок. И в этот единственно возможный поступок свой он вкладывает целиком всю свою душу, он как бы до краев наполняет этот поступок своим присутствием в нем. Кто переживал такие состояния, тот знает, что здесь нет также ни «долга», ни «обязанности». Ибо долг как бы исчез в праведном и целостном волении, он переплавился в доброй воле. Все утонуло во вдохновенном порыве - свободы и любви...Совестный акт создает в человеке как бы алтарь его жизни, место его одиноких молитв и благих решений. Самое воззвание к совести, этот вопрошающий стук у двери ее, сам по себе не что иное, как особый вид молитвы, а совесть есть сама внутренняя сила Божия в нас, которая открывается нам как наше собственное глубочайшее существо».

Ярким примером такого молитвенного вопрошания совести может служить эпизод из жизни митрополита Вениамина (Федченкова), который в 1927 г. не знал, как поступить: сохранить верность Московскому патриархату, или покинуть его, подобно многим из эмигрантского духовенства. Понимая, что при судьбоносных решениях нельзя доверяться лишь предвзятым доводам житейского рассудка, владыка Вениамин всецело положился на голос совести, и чтобы услышать его в чистоте и очевидности, сначала исполнил молитвенный подвиг - отслужил 40 литургий.

У каждого человека хоть однажды бывает ситуация, связанная с жизненно важным выбором, и от того, как человек откликался на голос совести, зависит очень и очень многое в его судьбе. Достоин сожаления тот, кто пытался вести со своей совестью нечестную игру. Даже если явный голос совести заглушен, она все равно пробьется в неожиданных жизненных «срывах» или болезнях, в приступах безотчетной тревоги или просто в мучительном ощущении неудачной, растраченной впустую жизни. Вот что пишет о парадоксальных законах совести психолог Эрих Фромм: «Зачастую единственным состоянием, в котором человеку удается не заглушить свою совесть, оказывается сон; но трагедия в том, что когда мы слышим, что наша совесть говорит нам во сне, мы не в состоянии действовать, и наоборот. Чем плодотворнее человек живет, тем сильнее его совесть, и тем больше она, в свою очередь, содействует плодотворности». Парадоксальность и трагизм ситуации человека в том, что его совесть слабее всего именно тогда, когда он больше всего нуждается в ней.

«Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле.
Что-то я делал не так; извините:
жил я впервые на этой земле.

Я её только теперь ощущаю.
К ней припадаю. И ею клянусь...
И по-другому прожить обещаю.
Если вернусь... Но ведь я не вернусь». (Рождественский)

"Совесть - когтистый зверь, скребущий в сердце"
А.С. Пушкин

Когда то давно меня поразил такой факт: - Один русский авиационный инженер предложил императору Николаю II бросать бомбы на головы противника с аэропланов на полях сражений первой мировой войны. Знаете что ответил «Директор тюрьмы народов»? Он сказал, что делать это крайне безнравственно и неблагородно. Такие трюки, мол, ставят противника в заведомо неравное положение. Нет, ну не дурак ли он был? Ведь немцы то не постеснялись и впервые в истории создали и применили против русских же войск бомбардировочную авиацию. Ну не знают они, эти гуманисты, просвещенные цивилизованные европейцы таких слов как Совесть, Скромность, Стыд и Честь. А если знают, то оставляют эти понятия для врагов, иначе не одолеть этих тупых славян, которые даже врать не умеют.


А не так давно попалась на глаза заметка с интервью, взятым у афганского моджахеда, который успел повоевать ещё с русскими в восьмидесятых годах прошлого века. Он говорил про то, как американские солдаты дарят детям игрушки жевательную резинку и кока-колу на глазах у представителей миссии ООН, фотографируются и снимаются на видео во время «вручения подарков», после чего всё отбирают и едут в соседнюю деревню, чтоб сняться в этом же ракурсе и там. И так и ездят с сотней многоразовых подарков, по афганским провинциям, а отчёты об их «благотворительных подвигах» заполняют всю мировую прессу. В конце интервью меня поразила фраза: - «Да, мы воевали с русскими, но мы их уважали, потому, что они отважные воины и у них есть совесть. У американцев совести нет вообще»!

Вот когда я серьёзно задумался о том, что же такое совесть, и у всех ли она есть. Дело в том, что моё поколение не ПИ и не пепси. Мы росли в стране, в которой слово Совесть было наполнено таким же реальным смыслом, как сейчас «Икея». Это не было чем-то эфемерным, потому, что у большинства людей Совесть была, и ощущалась физически, как рука или нога. Да, она спрятана внутри, но вы же чувствуете боль, если, к примеру, ноет сердце или желудок! Первый раз я испытал боль от угрызений совести в нежном возрасте, в детском саду, а во второй раз довелось почувствовать эту боль, когда забрался через открытое окно в чей-то гараж, и взял с верстака перочинный нож. Ну не удержался, понимаете? Мне было лет семь, в таком возрасте иметь собственный складной нож - мечта для каждого мальчишки. Такой красивый, с рукояткой на которой изображена чёрная пантера.


Вот он. Без труда разыскал точно такой в интернете.

Помню, как не долго радовался, украденной вещи. Отец спросил меня, откуда у меня появился новый нож, а я опустил глаза в пол и промямлил: - «Ды… Ну… На земле нашёл». Отец посмотрел на меня так, словно рентгеном просветил. Он всё понял, но ничего не сказал. А когда услышал, что я всхлипываю в своей комнате, уткнувшись лицом в подушку, вошел ко мне, сел на край софы, молча, положил ладонь на моё вздрагивающее плечо, и молвил: - «Ничего! Это тебе наука на будущее. Отдай нож тому, у кого взял и попроси прощения. Это будет по-мужски. Так ты заслужишь доверие и уважение. Не сможешь этого сделать - станешь чушком, и вырастешь свиньёй. Моя мать, твоя бабушка Катя, говорила: - «Смолоду прореха - к старости дыра».

Так я понял, что гораздо проще жить в ладу с собственной совестью. Чтоб не заболело горло не нужно налегать на мороженое, а чтоб совесть не причиняла нестерпимую боль, сравнимую только с зубной, не нужно давать ей пищу. Живи по совести и не будет больно - простой закон, казалось бы, но вскоре предстояло убедиться в том, что есть, редко, но есть люди, которым проще взять и вырвать совесть с корнем, чтоб не болело когда напакостишь. И с каждым годом таких людей становилось вокруг всё больше и больше. А теперь я вижу вокруг такое, что впору в психушку сдаваться, потому, что не замечаю больше, чтоб кто-то это слово. СОВЕСТЬ произносил. Если её нет, то и говорить не о чем! Страна инвалидов с обрезанной совестью, вот где я живу. Как же такое могло случиться?


Не удивлюсь, если в соседнем дворе аналогичное объявление, и совестливые соседи носят мусор во двор друг к другу.

Одно для меня очевидно: - с ампутированной совестью, общество идёт вразнос и самоуничтожается. Что бы бесплатно, за счёт противник и руками самого же противника его уничтожить - ампутируйте ему совесть. И всё! Сидите и наблюдайте, как агонизирующее общество самоуничтожается. Потом подонков пустите во власть, дураков усадите перед телевизором, и грабьте страну сколько угодно. Оставляйте рабам столько, сколько им нужно, чтоб не умереть с голоду, иначе случится революция.

Так что же это за зверь такой, совесть? Официальная трактовка такова: - «Внутренний голос человека, помогающий самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности». Этимология слова п роисходит от церк.- слав., ст.- слав. съв ѣ сть (др.- греч. τ συνειδός ; Супр.) — калька др.- греч. συνείδησις « conscietia ». Из со - + весть (см. ведать). Итак. Это совместное знание, ведение чего - либо. Чего? Истины разумеется. Правильного поведения, которое ценится обществом и принимается всеми членами как безусловное благо.

Не нужно вспоминать про религиозные заповеди. В любом обществе существует и неписаный моральный кодекс, который не всегда соответствует нормам уголовного или административного кодексов. Причём сила его такова, что даже негодяи не в силах противопоставить ничего существенного моральным нормам. В этом плане очень показателен пример генерала Горбатова, который побывал на Колыме в качестве осуждённого в конце тридцатых годов. Вот цитата из его воспоминаний: - « Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трехсот человек. Хотя я не скрывал крайнего нерасположения к этому теоретизирующему клеветнику, тот почему-то всегда старался завести со мной разговор. Меня это сначала злило; потом я стал думать, что он ищет в разговорах успокоения своей совести. Но однажды, будучи выведенным из терпения, сказал ему:
— Ты и тебе подобные так сильно запутали клубок, что распутать его будет трудно. Однако распутают! Если бы я оказался на твоем месте, то давно бы повесился…
На следующее утро его нашли повесившимся. Несмотря на мою большую к нему неприязнь, я долго и болезненно переживал эту смерть».

Ну а что же иностранцы, они - то знают про совесть что-нибудь? В словаре, прямо скажем, информации не густо. Значение слова переведено дословно - совместное знание. Но что это значит для них?

Да то и значит. Дословно - совместное знание. В английском языке Conscience ˈ k ɑː n ʃ əns каншнс - буквально общая наука, совместное знание. То же и по-немецки - Gewissen. На чешском это звучит Svědomí, поляки и литовцы говорят - Sumienie, а белорусы - Сумленне. Итак, неопровержим тот факт, что во все иные языки понятие совести попало именно из русского языка. Очевидно, что и смысл его понимает только русский, ну или славянин, если быть объективным. Для носителя иного языка всё это лишь набор звуков, не подкреплённый образом, реальным наполнением.

А раз нет слова такого, понятия, значит, и совесть как таковая у англосаксов отсутствует! Да простят меня читатели, симпатизирующие британцам и американцам. Но разве не является подтверждением озвученной мысли и откровения самих англосаксов? Вот что сказал, например, всеми горячее любимый, общепризнанный классик Оскар Уайльд: - «Совесть - официальное название трусости». А?! Каково!

А что другие говорят? Цитирую: «Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: „но мы понимаем, что имеем в виду“. Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности — они себе верят. Это и смешно, и опасно». Угадайте кто? Не поверите. Это написал доктор Йозеф Геббельс.