Средь шумного бала случайно выразительные средства. Анализ стихотворения "Средь шумного бала, случайно" А. Толстого

/ / / Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

В возрасте 33 лет Алексей Толстой знакомится с прекрасной женщиной – Софьей Миллер. Первое знакомство происходит на светском балу. И в течение всего вечера Толстой не сводил глаз с очаровательной дамы. Она тронула его не столько внешним видом, сколько внутренней образованностью и эрудированность.

На тот момент, женщина находилась в замужнем положении, поэтому автор не мог откровенно говорить о своих чувствах. Он пишет стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором и описывает все кипящие эмоции.

Толстой рассмотрел в своей избраннице некое отличие, которое выделяло ее из светского общества. Она была выше всего, что творилось вокруг. Поэта просто пленил тот таинственный взгляд, которым Софья Миллер очеркнула внешность мужчины. В этом взгляде чувствовалась некая нотка печали и грусти. Однако звонкий и радостный голос женщины забирал все внимание на себя. Поэтому, увидеть чудеса внутреннего мира этой прелестной дамы, было дано не каждому.

В своей стихотворной работе Толстой пишет о том, что образ любимой всегда в его воображении, в его мыслях. Но, ее замужнее положение не позволяло автору прямо и гласно заявить о кипящих внутри эмоциях.

В скором времени, встреча Алексея и Софьи снова состоялась. И уже теперь, не теряя возможности, поэт выразил все, что было на его сердце. Он презентовал любимой написанное стихотворение. Между ними завязался роман, который длился на протяжении семи лет.

Так долго и мучительно Софья пыталась получить развод, дабы разорвать нерадостные узы брака. Отношения Миллер и Толстого вызвали бурю эмоций и возмущений в светских кругах. Поведение женщины было немыслимым, недопустимым для представительницы верхушки общества. Однако такое мнение не помешало влюбленным пройти путь испытаний и объединить свои жизни, оформить их в прочный брачный союз, который длился около двадцати лет.

Софья Миллер стала для Толстого не только любимой и верной супругой. Она была его музой, вдохновением на творчество и написание новых литературных работ.

Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной.

А произошла эта встреча посреди бала - шумного и многолюдного мероприятия, где, несмотря на всеобщее веселье, поэта не оставляли мирские тревоги и суета. Наверняка, это были вопросы о том, кто что скажет в обществе, воспросы денег, вопросы-вопросы... у каждого свой интерес, а у поэта, вообще, особый - часто непонятный для окружающих. Но среди всех этих мыслей, слов, лиц поэт не мог не заметить свою Даму, пусть и "случайно".

Его привлек и ее смех (веселый и грустный одновременно), и ее стройный стан, и, конечно, ощущение тайны от незнакомки. У нее был печальный взгляд, но голос заучал "дивно". Поэт сравнивает ее голос то со свирелью, то с шумом моря. Он слышит ее и через года своим сердцем. Это тот светлый миг, что запоминается на всю жизнь.

Поэт признатся, что усталый ночью, когда ложится отдыхать, слышит ее голос, видит ее образ. Наверняка, это придает ему сил и надежды. Но засыпает герой стихотворения грустно, вспоминая тот образ - обещание счастья.

"Одинокая ночь", усталость, воспоминания - все будто говорит, что поэт так и остался без спутницы жизни, по крайней мере, без той самой Музы. В финале стихотворения герой в своем разговоре с этой Мечтой говорит, что не знает точно - любит ли он ее. Однако ему кажется, что именно любит.

Прчему не знает? Почему печалится? Стихотворение дает понять, что поэт отказал себе в этом минутном очаровании там на балу. Любовь не прожита, отношения не сложились. Была ли Она чьей-то женой?.. слишком богатой наследницей? Гордячкой?! Тайна не открыта для читателя.

Но важно, что в жизни все сложилось не так печально. Тайна, которая покрывала черты девушки, - маска на балу. Там Алексей Толстой и познакомился со своей супругой. Известно, что она очаровала его добротой и умом, но не внешней красотой. Судьба, счастливый случай, что в тот вечер она была в маске и сумела заинтересовать своего будущего супруга.

Стихотворение полно грутной нежности.

Анализ 2

Данное стихотворение можно причислить к одним из ярчайших произведений любовной лирики 19-го века. Посвящено оно, как и множество других творений Алексея Толстого, его возлюбленной Софье Миллер. История их в некотором роде запретного чувства известна многим. Как впрочем, и тот факт, что женщина была замужем, а также на пути влюбленных возникла и преграда в виде матери поэта, которая пообещала лишить отпрыска наследства, если эти отношения продолжатся.

Написана данная работа была в 1851-м году. Автор делится впечатлениями от знакомства с прекрасной незнакомкой, произошедшего на балу, средь множества веселящихся людей. Однако лирический герой все же сумел заметить Ту Самую, которая смогла поистине восхитить и вдохновить его. После первого впечатления и симпатии начинается осторожное признание в чувствах.

В качестве слога Толстой использует трехстопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная, использованы эпитеты и олицетворения, сравнения, а также инверсия.

Следует отметить, что в отличие от многих коллег и соратников по перу, Алексей Толстой не был повесой, и интрига с Софьей, пожалуй, единственное, что известно нам относительно перипетий его личной жизни.

Сие событие произошло, когда поэт был еще не стар, но в то же время и не юн – Алексею было около 33-х лет. Софья Миллер покорила сердце гения, как миловидной внешностью, так и остротой ума, образованностью и хорошими манерами.

В стихотворении, после робких признаний в симпатии, герой пытается понять, будут ли эти отношения иметь какое-либо продолжение, является ли его чувство взаимным и настоящим – в общем, отношение к любви как у писателя, так и у его лирического героя очень даже ответственное и серьезное.

Несмотря на то, что творение представляет собою обращение к объекту обожания, художественных приемов здесь не особо много:

  • «Тайна покрывала» - олицетворение;
  • «Дивно звучал, как зов отдаленной свирели» - сравнение;
  • «Стан тонкий», «Часы одинокие» - инверсия;
  • «Шумный», «мирской», «звонкий» - эпитеты

Как все мы знаем, история любви поэта была непроста – на пути к счастью их с любимой женщиной ожидало множество преград и невзгод, но как можно наблюдать из истории, они все же были вместе.

К слову, это далеко не единственное стихотворение Толстого, посвященное вышеупомянутой прекрасной даме – впечатление творческого, ранимого человека от непростого чувства было довольно сильным, потому нашло отражение в его творчестве, а в частности, в поэзии.

Анализ стихотворения Средь шумного бала, случайно… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Все кругом Гиппиус

    Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас

  • Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

    Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

  • Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

    Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

  • Анализ стихотворения Я не знаю мудрости Бальмонта

    Поэт практически всегда является мыслителем, тем не менее, нередко он далек от сугубо разумного постижения, напряжения мысли, которая старательно пробирается через череду логических построений

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю...

    Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

Средь шумного бала


Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Многие помнят эти стихи Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), и сливающуюся с ними мелодию романса Чайковского. Но далеко не все знают, что за стихотворением стоят живые события: начало необыкновенной романтической любви.


Впервые они повстречались на бале-маскараде зимой 1850–51 года в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. С детских лет он избран был товарищем игр цесаревича и, скрытно тяготясь этим, исправно нёс бремя избранности. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Завораживал её голос - густое контральто.
Они говорили недолго: суета пёстрого бала-маскарада разлучала их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолётных суждений. Она, конечно, узнала его. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску... Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Но что было бы с ним, и с ними обоими, если б она не приехала тогда на тот бал? Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения.

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нём ничего не придумано, всё так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Только это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром. И прибавивший ещё один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».

Стихотворение А.К.Толстого "Средь шумного бала, случайно..." было написано в 1851 году, относится к любовной лирике. Автор посвятил его своей возлюбленной, а затем и жене Софье Миллер. А потому пафос стихотворения сентиментальный, проникнутый личными чувствами и переживаниями поэта. Определить настроение произведения сложно, ведь в каждой фразе ощущается и нежность, и тоска, и восхищение. Причем все это смешано в единое чувство, накрывающее с головой.

Композиционно стихотворение можно разбить на две неравные части. В первой мы видим судьбоносную встречу и впечатление от нее у самого лирического героя. Эта часть наполнена различными художественными средствами выразительности, которыми автор пользуется, чтобы описать девушку. Встречаются сравнения:

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал...;

метафора: "а смех твой... с тех пор в моем сердце звучит". Изначально лирического героя восхитил идеальный или идеализированный образ девушки, заинтриговал "тайной", покрывающей ее черты.

А во второй части молодой влюбленный юноша уже признается, что эта девушка является ему: "И в грезах неведомых сплю". И та тайна, с которой он столкнулся " средь шумного бала" все еще его интересует.

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь.

Для поэта это так и остается загадкой.

Окончание стихотворения также имеет особый смысл:

Люблю ли тебя - я не знаю,

Стихотворение очень нежное и плавное, такое звучание определяет частое использование поэтом устаревшей лексики: очи, стан; а также инверсий:

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь...

Лирический герой представляется мне влюбленным, возможно, любящим человеком, который почему-то в своих "неведомых грезах" засыпает "так грустно". Возникает такое ощущение, что его чувство либо невзаимно, либо невозможно.

7 112 0

Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Он познакомился с ней на одном из светских приемов и был поражен не столько красотой женщины, сколько ее блестящей эрудицией. По воспоминаниям очевидцев, Софья Миллер в совершенстве знала 14 иностранных языков, интересовалась не только музыкой, живописью и литературой, но и естественными науками. Однако в то время ее таланты по достоинству могли оценить лишь избранные, одним из которых оказался Алексей Толстой.

Практически сразу же после знакомства с этой незаурядной женщиной поэт написал стихотворение , в котором попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Автору сразу же бросилось в глаза то, что Софья Миллер была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», - отмечает поэт.

Знакомство с Софьей Миллер было кратким – ее представили Толстому, который впоследствии весь вечер наблюдал за женщиной и ловил себя на мысли, что очарован ею. «Мне стан твой понравился тонкий и весь твой задумчивый вид», - позже написал поэт. Однако больше всего его впечатлил контраст между грустью в глазах и детской радостью в звонком голосе. Тогда еще не знал о том, что его избранница хранит постыдную и печальную тайну, которая стоила жизни ее брату, Петру Бахметьев. Будучи подростком, Софья Миллер влюбилась в опытного ловеласа князя Вяземского, который воспользовался случаем, чтобы соблазнить девушку, однако вскоре удачно женился на более состоятельной особе. В итоге брат Софьи вызвал обидчика на дуэль, во время которой и погиб. Все эти подробности личной жизни возлюбленной Алексею Толстому предстоит узнать гораздо позже, а в момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву. Однако тот факт, что Софья Миллер является замужней дамой, служит серьезным препятствием для романа. Поэтому свои тайные мысли и желания Алексей Толстой доверяет лишь стихам: «Люблю ли тебя я – не знаю, но кажется мне, что люблю!».

Судьба распорядилась так, что вскоре после памятного бала Миллер и Толстому вновь довелось встретиться. Именно тогда между ними и произошло объяснение, которое подарило поэту надежду на взаимность. Софья Миллер призналась, что ее семейная жизнь не сложилась, и она уже несколько лет пытается получить у мужа развод. В свою очередь, Алексей Толстой заверил избранницу, что готов ждать ее всю свою жизнь. При этом он вручил ей стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» в знак искренности своих чувств и серьезности намерений.

Софья Миллер и Алексей Толстой были любовниками долгих 7 лет, что вызвало немало пересудов в высшем свете. Когда же избраннице поэта удалось получить долгожданный развод, мать Толстого заявила, что столь постыдному и неравному браку не бывать. Более того, старая графиня очень искусно плела интриги против женщины, которую считала недостойной своего сына. Однако все оказалось напрасно, так как к тому времени Софья Миллер стала для Алексея Толстого не только самым близким человеком, но и его музой. И спустя 7 лет после знакомства пара все же обвенчалась, что вызвало огромное количество пересудов в обществе, которые, впрочем, не смогли омрачить счастья новобрачных. Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого.