Средства для удовлетворения потребностей. Первичные потребности человека и способы их удовлетворения. в духовном развитии
Для нормального существования человека на земле, ему необходимо удовлетворять свои потребности. Все живые существа на планете имеют потребности, но больше всего их у разумного индивидуума.
Виды потребностей человека
органические. Эти потребности связаны с развитием человека, с его самосохранением. Органические потребности включают в себя множество нужд: еда, вода, кислород, оптимальная температура окружающей среды, продолжение рода, сексуальные желания, безопасность существования. Данные потребности присутствуют и у животных. В отличие от братьев наших меньших, человек нуждается, например, в гигиене, кулинарной обработке продуктов питания и других специфических условиях;
материальные потребности основаны на удовлетворении их с помощью продукции, созданной людьми. К ним относятся: одежда, жилище, транспорт, бытовая техника, инструменты, а также все то, что необходимо для работы, отдыха, быта, познания культуры. Другими словами, человек нуждается в жизненных благах;
социальные. Такой вид связан с потребностью общения, положением в обществе, определенной жизненной позицией, завоеванием уважения, авторитета. Человек не может существовать сам по себе, поэтому ему необходимо общение с другими людьми. возникли со времен развития человеческого общества. Благодаря таким потребностям, жизнь становится наиболее безопасной;
творческие виды потребностей представляют собой удовлетворение в разных художественной, научной, технической. Люди очень разные. Есть такие, которые не могут без творчества. Они даже согласны отказаться от чего-то другого, но не могут существовать без него. Такой человек - высокая личность. Свобода занятия творчеством для них превыше всего;
нравственное самосовершенствование и психологическое развитие - это виды при которых он обеспечивает себе рост в культурно-психологическом направлении. В этом случае человек стремится стать глубоко нравственным и ответственным морально. Такие потребности способствуют приобщению людей к религии. Нравственное самосовершенствование и психологическое развитие становятся доминирующими потребностями для людей, достигших высокого уровня развития личности.
В современном мире очень популярна среди психологов Ее присутствие говорит о высшем уровне психологического развития человека. Человеческие потребности и их виды со временем могут меняться. Существуют такие желания, которые необходимо в себе пресекать. Речь идет о патологии психологического развития, когда у человека возникают потребности негативного характера. К ним относятся болезненные состояния, при которых человек имеет желание причинить боль другому, как физическую, так и моральную.
Рассматривая виды потребностей, можно сказать, что есть такие, без которых человек не сможет жить на земле. Но есть и такие, без которых можно обойтись. Психология - наука тонкая. К каждому индивидууму нужен особый подход. Вопрос, почему у одних людей особо ярко выражены одни потребности, а у других - иные? Одни любят трудиться, другие нет, почему? Ответ надо искать в родовой генетике или в образе жизни.
Виды также можно разделить на биологические, социальные, идеальные. Большое разнообразие имеет классификация потребностей. У появились потребности престижа и признания в обществе. В заключение можно сказать, что установить полный список человеческих потребностей невозможно. Иерархия потребностей отличается индивидуальностью. Удовлетворение потребностей базового уровня подразумевает формирование остальных.
Виды потребностей и их классификация
В основу классификации потребностей человека положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности физиологические, физические, психические, в общении, нравственные, духовные и др.
Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.
Физические потребности - это внешние потребности по отношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в частности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.
Потребность в общении выражает социальную природу человека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на сотрудничестве и пересечении интересов, новый характер приобретает потребность человека в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Потребность в общении порождает дружбу и любовь.
Нравственные потребности - это поведение, соответствующее моральным принципам общества, добро, истина.
Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;
о личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Личное потребление происходит не на производстве, а за его пределами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и духовные.
Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).
Поступки людей определяются их интересами, прежде всего экономическими. Экономическая жизнь общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Производство может быть нормальным только при условии нормального свободного потребления. Между производством и по-
2.4. Виды потребностей и их классификация
треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно: производительное потребление представляет собой процесс производства, где потребляются средства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.
Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обусловливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утратила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продуктов требует их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.
Духовные потребности - высшие человеческие потребности, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуальных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-
вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа - преодолеть все противоречия.
Интеллектуальные потребности - рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Потребность в познании - переменная личности, отражающая степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности).
Потребность в научном познании образуется на основе потребности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удовольствие от решения проблем, особенно трудных.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.
Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.
Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.
Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из условий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне развитого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъявляемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глубокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.
Развитие базовых потребностей можно представить следующим образом:
О потребность в активности - от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;
2.4. Виды потребностей и их классификация
о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);
О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;
о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.
По степени конкретизации все потребности подразделяются на две группы:
О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг;
о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
По количественной определенности и возможности удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:
о абсолютные потребности - выражают желание обладать товарами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связаны с конкретными предметами потребления;
О действительные потребности - формируются в рамках достигнутого уровня производства. Как и абсолютные, они не ограничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям;
о платежеспособные потребности - определяются платежеспособными возможностями потребителей, что их отличает от абсолютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке достаточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.
Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за недостаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития общественного производства, совершенствования производственных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармоничном развитии личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребности в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это
2.4. Виды потребностей и их классификация
общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма приблизительны и носят условный характер. Но поскольку не выработано ничего лучшего, они используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей.
Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррациональные потребности могут складываться одновременно у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляющиеся по причине этого болезни. К иррациональным относятся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.
Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.
Существует тенденция рассматривать потребность как эквивалент влечения. Этот способ употребления расширяет базовые и биологические потребности. Приравнивание потребности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в кислороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, когда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К главе 1
\. В чем сущность природы человека?
2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?
3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существенное, определяющее человека?
4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человеческой деятельности на примере размышлений античных мыслителей.
5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?
6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу человека и его потребностей.
7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие человеческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?
8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в западной обществоведческой мысли середины XX в.?
К главе 2
1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.
2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке социально-ценностных характеристик личности?
3. Что побуждает человека к деятельности?
4. Что является источником развития потребностей?
5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психологический уровень?
6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?
7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.
9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?
10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.
Потребность – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.
Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, в немалой, если не в решающей степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.
Существуют разные точки зрения на проблемы, связанные с потребностями. Например:
В каждой цивилизованной стране находятся приверженцы буддийской доктрины, которая гласит, что нерушимый покой составляет высший жизненный идеал, что предназначением мудреца является искоренение из своей натуры возможно большего числа потребностей и вожделений, что подлинное богатство заключается не в изобилии благ, а в минимуме потребностей. Этой точки зрения придерживался и древнегреческий философ Платон. Он считал потребности величайшим злом;
Крайней противоположной позиции придерживаются те, кто считает, что создание новых потребностей и желаний всегда полезно, так как оно побуждает людей затрачивать больше усилий.
Источником потребностей человека является необходимость (Н) в чем-либо, порождаемая биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.
Развитие потребностей происходит по спирали. Потребность (П) определяет действия (Д), которые являются способом ее удовлетворения, затем возникает свобода (С) от потребности и формируется новая необходимость (Н) и т.д.
Н – П – Д – С – Н – П – Д – С …
Подобное развитие потребностей получило название закона возвышения потребностей. Процесс развития потребностей выражается в том, что к элементарным, врожденным потребностям присоединяются все новые и новые, возникшие на основе удовлетворения первых.
Классификация потребностей.
Потребности могут рассматриваться с точки зрения необходимости, размеров, времени действия и т.д. Эти условия и определяют различные подходы к классификации потребностей.
1. Действительные и мнимые.
Действительные (реальные) потребности возникают из правильного представления о целях и средствах к их достижению.
Мнимые основаны на ложном представлении о целях и средствах к их достижению.
2. Материальные и нематериальные.
Материальные (физические) ограничены уровнем производительных сил общества.
Нематериальные (духовные) в своем развитии не имеют ограничений.
3. Личные и общественные.
Личные потребности присущи человеку как отдельной личности и удовлетворяются, преимущественно, благодаря его частной деятельности.
Общественные потребности присущи человеку как члену трудового коллектива, общества, населения страны. Они касаются не только отдельного индивида, а группы людей, объединенных определенных определенными целями и задачами.
4. Общие и особенные.
К общим относятся потребности, во-первых, присущие всем людям в силу врожденной природы человеческого организма и, во-вторых, получившие всеобщее распространение в данном обществе (традиции).
К особенным относятся потребности отдельных личностей или отдельных групп населения.
5. Необходимые и роскоши.
6. Постоянные и периодически повторяющиеся.
Главным средством удовлетворения потребностей является трудовая (хозяйственная) деятельность, в результате которой создаются экономические блага. Наряду с этим имеет место перераспределение экономических благ через механизмы государственного регулирования социально незащищенным слоям населения.
Потребность является руководителем хозяйственной деятельности людей. Вся хозяйственная деятельность, ее очередность и последовательность вызвана потребностями. Люди не могут перестать производить, поскольку не могут перестать потреблять.
На ранних стадиях развития человеческой цивилизации деятельность человека определялась физиологическими потребностями и необходимостью их удовлетворения, например, в пище, одежде, жилище. По мере развития самого человека и человеческой цивилизации, усложнения и совершенствования многих видов человеческой деятельности, все больше и чаще сама человеческая деятельность, в частности в сфере производства, порождает все новые, качественно совершенные и немыслимые ранее потребности. Развитие потребностей, в свою очередь, вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние обусловливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «потребность»?
2. Какие взгляды на развитие потребностей можно выделить?
3.В соответствие с какой закономерностью развиваются наши потребности?
4. Как можно классифицировать потребности?
Естественные многочисленны. Как и социальные. Человеку свойственно в чём-то нуждаться. И когда он ощущает острую необходимость в чем-либо, он старается её удовлетворить. Впрочем, обо всём по порядку.
Понятие
Перед тем как перечислять естественные нужно определить, что вообще они собой представляют. Для этого можно обратиться к работам психолога Ильина Евгения Павловича. Учёный уверял: важно разделять потребности организма и личности. У них разные предпосылки. Потребности организма могут быть неосознаваемыми. Мы дышим и не придаём этому значения - нам нужен кислород, и это нормально. А вот потребности личности всегда осознаваемы. Человек хочет получить в вузе, чтобы почувствовать себя самодостаточным - и для этого он намеренно хорошо учится.
Также надо помнить, что каждая естественная биологическая потребность человека связана с нуждой. И подразумевается не дефицит чего-то. А именно нужда. Или желанность - в случае с социальными или интеллектуальными потребностями.
Общая информация
Итак, рассказывая про естественные потребности человека, необходимо отметить вниманием биологические. Или, как ещё говорят, физиологические. Они обуславливаются необходимостью в поддержании нормальной жизнедеятельности. К ним относится здоровый сон, отдых, потребление еды и воды. Это нужно для нормального обмена веществ. Такие естественные называются ещё витальными. Это от латинского слова vitalis - животворящий.
Физиолого-психологические нужды тоже важны. Человек нуждается в ощущении безопасности, а также в уверенности, что будет сохранён его гомеостаз. Это - способность личности и её организма преодолевать сопротивление внешней среды.
Биологической естественной потребностью человека является потребность в энергетических затратах. Тут всё предельно просто. Мы едим для того, чтобы восполнять свои ресурсы. Сравнить можно с принципом работы автомобиля. Когда его топливный бак полон - машина едет. Так же и с человеком. Чтобы чувствовать себя нормально, ему нужно двигаться. Базовый происходит постоянно, даже если человек лежит перед телевизором. Но нормальной повседневной активностью являются регулярные перемещения (поход на работу, в магазин, прогулки и т. д.).
Самореализация
Естественной потребностью человека является потребность в ощущении себя самодостаточной личностью. Всем нам важно «найти себя». Человек, реализовывая свой потенциал, способности и проявляя знания, чувствует себя полезным. Когда личность занимается тем, что ей нравится и приносит определённый результат, наступает гармония. Человек перестает чувствовать себя бесполезным и безнадежным пустым местом. Вслед за этим удовлетворяется потребность в признании, похвале. Человеку свойственен и нужда быть в центре внимания хоть иногда. Всем ведь знакома такая ситуация: на работе похвалили перед коллективом за определенное достижение, выписали премию. Обычно говорят в таких случаях: "Мелочь, а приятно!" В этот момент удовлетворяется социальная потребность достижений и самодовольства. Так что приподнятое настроение и улыбка на лице - вполне понятное явление.
Зависимость
Бывает и такое, что естественные органические потребности человека перерастают в то, без чего он не может представить своего существования. Взять, к примеру, еду. Потребность в еде является биологической. Мы употребляем пищу, чтобы поддерживать обмен веществ, баланс витаминов и энергетический ресурс. Но есть люди, которые едят постоянно. Нет ничего плохого в том, чтобы употреблять вкусную пищу, деликатесы, получать от неё удовольствие. Но ведь некоторые просто «заедают» всё происходящее в их жизни. Особенно если это что-то плохое. Депрессия, например. Это - деструктивная зависимость. Человек, начиная есть при каждом своём переживании, не проживает его. А избегает. Это влечёт за собой проблемы в виде болезней почек, сердца, печени или ожирения.
Причем объектом деструктивной зависимости нередко становится любая потребность в её крайнем проявлении. Нам нужен сон, но есть люди, которые спят по 12 часов в сутки. Мы нуждаемся в общении, но некоторые испытывают явную созависимость от других людей (или от одного человека). Работа необходима для самореализации и обеспечения материальной состоятельности, но ведь есть трудоголики. А ведь в основе всего лежат естественные потребности человека. Примеры, приведенные выше, отражают далеко не всё, что имеет место. Деструктивная зависимость намного более глобальна. А всё потому, что у многих нет чувства меры, которое так необходимо человеку.
Материальная составляющая
Это тоже относится к естественным потребностям человека. Нужду в достойных условиях своего существования испытывает каждый из нас. Всем нам известны люди, кричащие: «Деньги - это не главное!» Они неправы. Возможно, деньги - не самая главная ценность для кого-то. Но уж точно одна из основных.
Деньги - единственный способ удовлетворения своих базовых потребностей. Единственное, что человек получает бесплатно (из необходимого для жизни), - это кислород. Всё остальное нужно покупать. Еду, жильё, воду, мебель, одежду, лекарства. Так что, как можно видеть, работа - это способ удовлетворить не только желание реализоваться как личность. Потому так важно получать профессию, которая по душе. Чтобы потом, во время работы, получалось удовлетворить себя как личность и заработать деньги для обеспечения себе достойного существования.
Отличия в потребностях
Сейчас на дворе царит XXI век. Когда потребности человека всесторонне развиваются и расширяются. Кто бы ни говорил, что все люди одинаковые, это не так. Мы разные. В плане не базовых, а расширенных потребностей. Простой пример: людям среднего достатка вполне хватает простого добротного седана в гараже. Богатые же люди стремятся купить последнюю новинку именитого концерна за сотни тысяч долларов. Одни едят икру раз в неделю, а другие - через день. Это - современное общество. В котором каждый живёт так, как позволяет ему достаток.
Но, по сути, всё упирается в способы удовлетворения нужд. Один гречневую кашу с котлетой, другой - стейк из мраморной говядины. Но итог-то будет один - оба окажутся сытыми. И потребность в восполнении энергетических ресурсов как того, так и другого будет удовлетворена.
Спрос и предложение
Эту всем известную фразу очень легко примерить на обсуждаемую тему. Сегодня уровень производственной деятельности определяет, насколько хорошо она удовлетворяет запросы тех или иных людей. Если в государстве не произведено должное количество того или иного блага, то в должной мере потребности граждан не удовлетворены. Исходя из уровня достатка общества, определяется и то, сколько всего нужно завезти или изготовить. А понять роль и место нужд населения получается за счет взаимодействия потребностей и производства. И никак иначе.
Переход производства на более высокий, лучший уровень повлиял на потребности. Если люди, жившие в первобытные времена, довольствовались едва поджаренным на открытом огне куском сырого мяса, то сейчас нам нужна плита, духовка или гриль, чтобы сделать годную для потребления в пищу еду. И поскольку к хорошему быстро привыкают, возвышение потребностей нередко обгоняет производство. Что и говорить, если даже работники швейных фабрик пытаются как можно быстрее узнать, какие тенденции и новинки разработаны в домах моды.
Человек в обществе
Социальные потребности также относятся к естественным. Но они, в отличие от биологических, существуют как нечто само собой разумеющееся. И не побуждают к немедленному их удовлетворению. Сколько дней человек может прожить без воды? Точный ответ зависит от условий, но в целом - не более 10 дней. Сколько может прожить человек без общения? Некоторые годами пребывают в одиночестве.
Но как бы то ни было, человек - существо социальное, и общение ему необходимо. Да и вообще, контактировать с другими надо. Человек, находя себе родственную душу, друга, единомышленника, перестаёт чувствовать себя одиноким. Ему есть с кем разделить эмоции, радость, грусть, получить поддержку. Находя «вторую половинку», он чувствует себя нужным и любимым. И самое главное - исчезает ощущение того, что мир пустой.
Духовность
Как уже говорилось ранее, движение - естественная потребность организма человека. Но важно отметить ещё один нюанс. А именно - движение вперёд, к целям и мечтам, как самодостаточной личности. Духовных потребностей очень много. И довольно сложно их определить, так как они у всех нас разные. А зависят от личного мировосприятия. Но самая главная духовная потребность человека заключается в осознании своего существования. Каждый хоть раз задавался вопросом - а в чём смысл жизни? Так вот, если человек нашел для себя ответ, значит, он удовлетворил самую главную духовную потребность.
Как прийти к гармонии?
Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи. Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности. Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы. Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого. И натолкнуть на какие-то мысли. К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.
Ранее мы говорили, что предметом потребностей могут выступать физические (объектно-ориентированные потребности), социальные (субъектно-ориентированные потребности) и культурные (личностно-ориентированные потребности) аспекты мира. Соответственно в результате удовлетворения потребностей происходят определенные телесные (физиологические), социальные и личностные изменения. Данные изменения могут быть отражены в сознании (например, изменение состояния сознания при приеме психоактивных веществ или радость от достижения высокого социального статуса) или протекать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Удовлетворяться потребности могут как пассивно (например, при понижении температуры сужаются кровеносные капилляры в коже), так и активно (перемещение в более теплое место). Причем активная форма удовлетворения может носить инстинктивную или деятельностную форму.
Отметим, что у человека способ активной реализации любой потребности носит социокультурный характер. Например, человек не рвет сырой кусок мяса руками, а готовит из него бифштекс, который ест с помощью ножа и вилки. Базовая специфика человеческих потребностей (по сравнению с представителями животного мира) заключается в следующем:
- 1) человек способен производить новые предметы для удовлетворения своих потребностей (например, изобрести синтетические волокна);
- 2) на определенном этапе своего развития он приобретает возможность произвольной регуляции потребностей (например, может объявить голодовку в знак протеста);
- 3) в его деятельности постоянно формируются новые потребности;
- 4) человек включен в динамику опредмечивания и распредмечивания существующих у него потребностей, т.е. может менять (в том числе осознанно выбирать) предметы потребностей.
С точки зрения адекватного удовлетворения потребности критически важным являются процессы их опредмечивания и распредмечивания. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Суть процесса опредмечивания потребности состоит во встрече живого существа с миром, когда внутренняя готовность к действию приобретает конкретную направленность – становится деятельностью. Деятельность всегда мотивирована, т.е. детерминирована мотивом – предметом, на который она направлена. Возможность противоположного процесса – распредмечивания потребностей – обеспечивает гибкость и вариативность поведения как при изменениях внешнего мира (среды обитания животных или условий жизни человека), так и в связи с изменениями самого субъекта, что особенно важно для жизнедеятельности личности.
Инстинктивное удовлетворение потребностей
Наиболее значимые с точки зрения эволюции потребности приобрели в филогенезе фиксированные способы удовлетворения. Поведение по удовлетворению потребностей, которое осуществляется на основе врожденных программ, называется инстинктивным поведением. Инстинктивное удовлетворение потребностей носит гомеостатический характер. Принцип гомеостаза является хронологически первым объяснительным принципом механизма действия потребности. Он заключается в утверждении тенденции организма к сохранению постоянного оптимального для представителя данного вида внутреннего состояния организма. В гомеостатических концепциях потребность мыслится как напряжение, которое организм стремится минимизировать.
Реализация инстинкта представляет собой цепочку фиксированных действий, которая инициируется врожденным и специфичным для данного вида животных сигнальным раздражителем, т.е. каким-либо аспектом среды (цвет, размер, запах и т.д.), а не целостным объектом. Например, у самца небольшой рыбы – трехиглой корюшки – в брачный период брюшко становится ярко-красным. Красное пятно на брюшке рыбы выступает в качестве сигнального раздражителя, который запускает инстинктивное поведение защиты территории у других самцов. В период размножения самцы корюшки будут совершать грозные наскоки даже на грубый муляж с красным пятном, сохраняя при этом полную индифферентность по отношению к самцу своего вида, у которого краснота будет замаскирована.
Классическая концепция инстинктивного поведения была сформулирована К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, которым в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Ученые утверждали, что для реализации инстинкта важны как внутренние, так и средовые факторы. Модель, предложенная Лоренцем и Тинбергеном, получила название гидромеханической модели мотивации (рис. 4.2).
Инстинктивное поведение определенного типа может быть начато при различных условиях. Во-первых, в "резервуаре" может скопиться настолько большое количество "энергии" инстинкта, что поведение начинает разворачиваться без воздействия внешних раздражителей. Так, голод вынуждает животное искать пищу, даже когда ничто во внешней среде о ней не напоминает; а некоторые птицы исполняют весьма сложные брачные танцы в отсутствие потенциального партнера просто потому, что "пришло время".
Рис. 4.2.
1 – резервуар, в котором накапливается "энергия" активации, различная для каждой потребности. Накопление энергии связано с физиологическим состоянием организма; 2 – внешние сигнальные раздражители ("гирьки"); 3, 3", 3" – варианты интенсивности реализации инстинктивного поведения; 4 – порог запуска инстинктивного поведения
Во-вторых, достаточно высокая степень активации снижает порог запуска инстинктивного поведения, и сигнальный раздражитель слабой интенсивности срабатывает. Ярким примером такого механизма является миграция лосося (А. Хаслер, 1960). Тихоокеанский лосось появляется на свет в ручьях западной части США и Канады. Затем мальки вместе с течением уходят в Тихий океан. Спустя два года, когда в их организмах накапливается необходимый уровень половых гормонов, лососи устремляются обратно к месту своего рождения. Реализация полового инстинкта лосося включает в себя ориентацию на минимальную концентрацию химических веществ родного ручья, которая дает им возможность безошибочно выбирать направление и идти на нерест туда, куда нужно. Не достигшие половой зрелости рыбы остаются безразличными к такого рода сигнальным раздражителям, в то время как зрелые рыбы демонстрируют фантастическую чувствительность: буквально капли родной воды достаточно для запуска инстинктивного поведения.
Рис. 4.3.
При инстинктивной мотивации процесс опредмечивания потребности часто носит характер импринтинга, т.е. мгновенного и необратимого нахождения потребностью своего предмета. Открытие явления импринтинга принадлежит Дугласу Сполдингу (D. Spolding, 1875), который, наблюдая за развитием вылупившихся из яйца цыплят, обнаружил, что в первые дни после рождения цыплята следуют за любым движущимся предметом. Они как бы "считают" его своей матерью и впоследствии демонстрируют привязанность к нему. Однако наблюдения Сполдинга не были оценены при его жизни и получили широкую известность только в 1950-х гг.
К. Лоренц повторил и значительно расширил данные Сполдинга. Он считал, что явление импринтинга возможно только па строго определенной стадии развития организма (сензитивные периоды ). Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинг матери) только в период 5–25 часов после вылупления из яйца. После завершения этого периода при приближении аналогичного объекта он, скорее, будет демонстрировать реакцию страха. Наличие сензитивных периодов для инстинктивного опредмечивания потребностей биологически целесообразно. Действительно, существо, которое детеныш увидит сразу после рождения, скорее всего, окажется его матерью, а тот, кто придет позже, может быть опасным хищником. В свою очередь, у матери также наблюдается импринтинг своего детеныша. Так, у коз имеется особая чувствительность к запаху детеныша, которая быстро исчезает. Если в этот сензитивный период подменить козленка, то, согласно данным П. Клопфера и Дж. Гэмбла, коза будет воспринимать его как своего, а родного детеныша отвернет (Р. Klopfer, J. Gamble, 1966).
Вопрос о наличии инстинктивного поведения у человека до сих пор остается дискуссионным. Существуют данные, что явления, подобные импринтингу у животных, наблюдаются и у людей. Термин "бондинг " употребляется для обозначения процесса возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения. Например, отцы, которые присутствовали при рождении своих детей и имели возможность общаться с ними в первые часы жизни, впоследствии проявляли гораздо большую любовь и участие к ним. Альтернативное толкование данных результатов заключается в том, что такие мужчины в целом были в большей степени заинтересованы в отцовстве и именно это повлияло на их отношение к детям.
В другом исследовании было показано, что матери, которые находились в одной комнате с младенцем в течение трех дней после родов, даже по прошествии нескольких лет демонстрировали значительно более высокую привязанность к своим детям, чем те, которым младенцев приносили только для кормления. Есть данные и о том, что у людей, которые провели вместе детство, отсутствует половое влечение друг к другу. Данный факт связывается с действием механизма, аналогичного родственному импринтингу у животных: поскольку близкородственное скрещивание является эволюционно опасным, животные избегают при образовании пары своих семейных собратьев, запечатлевая их в ранний период жизни.
Несмотря на важную роль инстинктивного поведения для биологической эволюции, очевидно, что на уровне человека прижизненно приобретенные формы удовлетворения потребностей играют несравненно большую роль, чем врожденные. Особенно значимо это проявляется в процессе распредмечивания потребностей, т.е. когда потребность меняет свой предмет. Как уже было указано выше, классическое представление об инстинкте включает в себя представление о необратимом характере импринтинга – формировании жесткой мотивационной связи с объектом. Хотя внешне схожие явления можно наблюдать и в человеческом поведении (некоторые мужчины, например, влюбляются только в блондинок), на самом деле об "инстинктах" у человека можно говорить только в метафорическом смысле: человеческая деятельность мотивирована не изолированными характеристиками среды, а целостной картиной мира, имеющей смысловое и ценностное измерения.
Деятельностное удовлетворение потребностей
В жизни человека инстинктивный способ удовлетворения потребностей (если он вообще существует) является скорее рудиментом, чем преобладающей формой. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создаст новые. Можно сказать, что человек выступает в роли "производителя" своих мотивов. Человек ставит перед собой цели (сознательные представления о потребном будущем) и руководствуется ими не в меньшей степени, чем актуальной ситуацией.
Одним из путей порождения новых мотивов в деятельности является механизм сдвига мотива на цель, описанный А. Н. Леонтьевым. В данном случае новый мотив возникает из цели действия, которое прежде было компонентом иной деятельности. Поясним действие данного механизма на примере. Студентка отправляется на лекцию нового преподавателя, привлеченная интригующим названием его курса. Ею движет познавательная мотивация, а также мотив достижения, так как она хочет наилучшим образом освоить все необходимое для ее будущей профессии. Эти два присущих нашей героине мотива воплотились в действие – поход на лекцию. Но, зайдя в аудиторию, она обнаруживает, что новый преподаватель – очень привлекательный молодой человек. С этого дня она не пропускает ни одной его лекции, и даже те, что читаются на других факультетах и не включены в ее учебный план; преподаватель приобретает для нее мотивирующую силу сам по себе, как интересующая ее личность. Произошел сдвиг мотива на цель, т.е. то, что сначала выступало для студентки целью конкретного действия (прослушивание курса) в рамках деятельности более высокого уровня (обучение и овладение профессией), теперь превратилось в самостоятельный мотив (увидеть данного человека). На этом примере удобно пояснить и еще одно важное в деятельностном подходе разделение на внешние и внутренние мотивы деятельности: внутренние мотивы – это те, что совпадают по содержанию с выполняемой деятельностью, а внешние – те, что выходят за ее рамки. В нашем случае внутренними мотивами студентки остаются мотивы учения и достижения (ведь девушка не перестала интересоваться своей профессией и не стала менее любознательной), совпадающие с тем, что собственно она делает (ходит в институт и посещает лекции). Внешним же мотивом для нее стала привлекательность преподавателя. Этот мотив на первый взгляд не имеет отношения к учебной деятельности, но наделе дополнительно побуждает и поддерживает ее.